"Две лягушки" - литературное чтение
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Суглобова Любовь Владимировна

План-конспект урока литературного чтения с презентацией по учебнику "Литературное чтение" 2 класс, О.В. Поглазова . Ассоциация XXI век,2010

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока55.5 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урокa

                              

Фамилия, имя, отчество учителя начальных классов:  Суглобова Любовь Владимировна

Место работы:   МБОУ « Гимназия №1» г. Курчатов

Класс:   2 класс

Предмет:  литературное чтение

Название учебника:  О.В. Поглазова . Ассоциация XXI век,2010

Название раздела, темы в учебнике:   часть 2. Учимся работать с текстом. Слова, слова, слова.

Тема урока:   Сравнительная характеристика героев в произведении Л. Пантелеева «Две лягушки».

Цель урока:   Обучающие:

1) познакомить детей с биографией и с творчеством Л. Пантелеева;   совершенствовать навыки чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность);

2) обогащать словарный запас учащихся;

3) формировать умение самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые автор использует для характеристики героев.

Развивающие:

1) развивать умения анализировать характер героев с опорой на сюжет, понять мотивацию поведения.

Воспитательные:

  1. воспитывать нравственные качества характера (настойчивость, трудолюбие, воля);
  2. формировать понятие, что в любой ситуации можно найти выход.  

Планируемые результаты:   

Литературный анализ рассказа на основе предложенных учебных задач.  Сравнительная характеристика героев.

 Подведение итогов и выводов по теме.

Предметные умения:

 - владение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

 -умение сопоставлять факты и делать выводы.

Универсальные учебные действия:

Личностные:  уметь                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или  плохие;

– эмоционально  «проживать» текст, выражать свои  эмоции;

– понимать  эмоции героев произведения, сочувствовать,  сопереживать;

– высказывать  своё отношение к  героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные:

– определять и формировать  цель  деятельности на уроке;

– проговаривать  последовательность действий на  уроке;

– учиться  высказывать своё предположение (версию)  на  основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться  работать по предложенному учителем  плану,

-осуществлять контроль своей деятельности по результату

Познавательные:

– формировать познавательную активность, творчество и самостоятельность на уроке);

– находить  ответы на вопросы в тексте,  иллюстрациях;

– делать  выводы в результате совместной  работы класса и  учителя;

– преобразовывать  информацию из одной формы  в другую,

-создавать условия для проявления способностей учащихся

Коммуникативные:

– оформлять  свои мысли в устной форме

– слушать  и  понимать речь других;

– выразительно  читать   текст;

– договариваться  с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать  им;

– учиться  работать в паре, группе;

Средства обучения:

 О П.Поглазова .Учебник «Литературное чтение»,

компьютерная презентация,

карточки с тестами.

персональные карточки

1. Организационный момент.

                       -Долгожданный дан звонок,

                        Начинается урок.

Слайд

2. Проверка домашнего задания.

- Ребята,  с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

-Докажите, что по жанру это рассказ, а не сказка.

- Почему В. Чаплина назвала свой рассказ « Мушка»?

- Какой была Мушка?

- А для человека эти качества свойственны?

-  Какие из этих качеств хотели бы вы развивать в себе?

-Советую вам продолжить чтение книг Веры Чаплиной.

3. Активизация знаний.

  1. -А героев следующего произведения угадайте сами:

                             Скачет зверушка

                             Не рот, а ловушка.

                             Попадут в ловушку

                             И комар, и мушка.

- Сегодня мы  познакомимся с произведением « Две лягушки».

Слайд

  1.  - По рисунку обложки предположите: это рассказ или сказка?

Обоснуйте свой ответ.

- Проверим ваши предположения.

Слайд

- Оцените свой ответ:

  -совпало ваше мнение - хлопок,

  - не совпало - молчок.

  1. - Ответ на вопрос : эта сказка народная или авторская, найдём с. 35 учебника. Прочитайте.

4.- Вспомним, что мы знаем о Леониде Пантелееве.

Слайд

-Какие книги написал Пантелеев? Прочитайте.

Слайд

- А какие из них вы читали?

  1. Слайд

-На уроке мы не только познакомимся со сказкой « Две лягушки», но и дадим сравнительную характеристику героям этого произведения.

4. Изучение нового материала

1. Подготовительная работа перед чтением

- Подготовимся к чтению этой сказки.

а) - Выполним 1-ое задание перед текстом.

(один ученик читает плавно по слогам, а целыми словами читают учащиеся хором)

б) Слайд

                   лень - выпрыгнула

                   бултых - лентяйка

                   смотр - побултыхалась

                   прыг - посмотрела

-Прочитайте слова самостоятельно.

- По какому признаку можно соединить слова парами?

- Прочитайте полученные пары слов.

в) Слайд

-Что означает слово?              

- А (Ф.И обучающегося), сегодня специалист по толкованию слов, объяснит значение трудных слов с помощью толкового словаря.

Бултыхаться - падать , бросаться, плескаться о стенки сосуда,  находясь в жидкости.

Барахтаться - делать беспорядочные движения, находясь в жидкости.

Погреб - помещение ниже уровня земли для хранения припасов.

2.Просмотр диафильма «Две лягушки».

- Прочитаем сказку и обменяемся с вами первыми впечатлениями.

(Читают учитель и подготовленные дети)

-Понравилась ли сказка?

- Что понравилось?

- Какая эта сказка по настроению?

- Когда было грустно?

- Когда было радостно?

3. Повторное чтение сказки.

  - Перечитаем сказку про себя.  Тот, кто прочитает первым, получит жетончик «Самый быстрый».

- Кто же оказался « Самым быстрым»?

4.Работа над содержанием.

а)  Ответьте на вопросы:

- Где жили лягушки - подружки?

-Что случилось однажды с лягушками?

б) - Что сделала первая лягушка - лентяйка?

Найдите и прочитайте выразительно отрывок в книге.

 в) - Расскажите, как повела себя вторая лягушка.

-А вы знаете, ребята, что при помощи лягушек в старину взбивали масло, а чтобы молоко не прокисло, его хранили в погребе.

г) Прочитайте.

- Как уговаривала себя лесная лягушка , когда чувствовала, что силы уже на исходе?

д) -Какие слова лягушки были самыми главными , они помогли ей выжить?

  1. Физкультминутка.

- Нам тоже нужны силы, чтобы активно, дружно работать, а для этого мы немного отдохнём.

 Лягушонок потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся.

Руки в сторону развёл,

Мошку видно не нашёл

Чтобы мошку он достал,-

Нужно на носочки встать.

 

  1. Составление характеристики героев.

- На протяжении всей сказки автор сравнивает лягушек друг с другом.

  -Какая лягушка тебе больше понравилась?

-Охарактеризуйте её при помощи слов -  помощников, которые находятся в тетради с. 60.  Поставьте рядом с нужным словом  (галочку).

Слайд

- Проверим.

 Прочитайте по тетради,  какой была лесная лягушка.

- А теперь оцените свой ответ, сверьте с записью на доске.

Слайд

- А как называют людей с таким характером?

- (Ф. И. обучающегося) даст объяснение этого слова.

Человек ,  который верит в лучшее.

- А другая лягушка. Какая она? Прочитайте.

Слайд

- Закончите предложение:      

 Таких людей, которые не верят в лучшее называют …( пессимистами).

- Как назвать одним словом пару «оптимист - пессимист»?

-Какими качествами обладает оптимист, а пессимист?

- Что случилось с трусливой лягушкой?

- А что случилось с храброй лягушкой?

- Чему учит эта сказка?

Слайд

7.- Самостоятельно подготовьте рассказ об одной  лягушке по плану:

                     1в.                                                                          2в.

-Какая была первая лягушка?                         - Какая была вторая  лягушка?

- Как автор к ней относится?                          - Как автор к ней относится?

- Прослушаем рассказы.

- Как вы думаете, всё ли у (Ф.И. обучающихся) получилось?

  1. Рефлексия.

- Какая главная мысль прочитанной сказки?

Можно ли второй лягушке дать совет: «Не падай духом»

- Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок.

- Какой урок вы извлекли для себя из чтения этой сказки?

9.Контроль усвоенных знаний.

- Проверим ваши знания, полученные на уроке.

а)   Проведём игру «Найди конец пары»

- Прочитайте начало пословиц.

Кто не работает, тот….(не ест).

Смелый побеждает, а трус….(погибает)

Лентяй  поленился, упорный ….(добился)

-Прочитайте конец пословиц.

-Найдите себе пару.

- Прочитайте полученные пословицы.

-Какие пословицы по содержанию подходят к сказке  «Две лягушки»?

б)  Тест.  

- Выберите правильный ответ.

- Проверим. Ребята обменяйтесь работами друг с другом.

Перед ответом, с которым вы не согласны, поставьте знак - ( минус).

- Работы проверены.

Кто работу выполнил без ошибок? Поднимите руки.

- Давайте им поаплодируем.

5. Итог урока.

- Могла ли сказка закончится по - другому? Как?

- Какой конец вам больше нравится?

Какие черты характера вы будете воспитывать в себе?

- Были ли в жизни ситуации, когда вы старались и добивались чего-нибудь?

6.Оценка знаний. Самооценка.

-Оцените свою работу на уроке.

- Если вы считаете, что вы трудились хорошо, покажите весёлого человечка.

- Если вы считаете, что вам нужно поработать над собой, покажите грустного человечка?

7. Задание на дом.

С. 35 - 37,подготовить пересказ от лица автора.

-На этом урок окончен.

- Слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: В.М.Гаршин " Лягушка- путешественница"

Конспект урока литературного чтения  для 3 класса . Тема урока: В.М.Гаршин " Лягушка- путешественница" ...

Презентация к уроку по литературному чтению по сказке "Лягушка- путешественница"

Презентация включает работу спословицей, словарную работу....

литературное чтение 4 класс В.Гаршин "Лягушка - путешественница"

В течение всего урока велась работа над развитием речи. Начиная с начала урока. На этапе сообщение темы и целей урока дети учатся самостоятельно ставить цели, обращат...

Урок по литературному чтению по технологии А.М.Кушнира на тему:"В. Гаршин « Лягушка – путешественница».

Открытый урок по литературному чтению, разработан в соответствии с требованиями природосообразной Технологии образного креативного чтения и письма А.М. Кушнира на тему:"Следование за звуковым ориентир...

Урок литературного чтения в 3 классе с использованием технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо».В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница"

Материал содержит технологическую карту урока по теме "Произведение В.М.Гаршина "Лягушка-путешественница"" с использованием технологии "Развития критического мышления через чт...