Контрольные работы по чтению 2,3,4 классы
материал по чтению по теме
Контрольные работы по чтению 2,3,4 классы "Начальная школа 21 век"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrol_chtenie_2_klass.docx | 161.36 КБ |
kontrol_chtenie_3_klass.docx | 47.46 КБ |
kontrol_chtenie_4_klass.docx | 51.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексная разноуровневая контрольная работа (I четверть)
I вариант
- Прочитай отрывок из рассказа С. Романовского «Русь». Что такое русь и Русь? Найди и подчеркни ответ.
Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:
- Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь – он и зацвел!
- На русь? – ахнул я.
- На русь, - подтвердила хозяйка.
- На русь?!
- На русь.
- Что такое русь?
- Русью – светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?
Я слова вымолвить не могу.
У меня слезы из глаз от радости.
Русь – светлое место!
Русь – страна света.
Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя!
- Какие чувства вызвал у автора разговор с хозяйкой Анной Ивановной? Найди ответ в тексте отрывка и запиши.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вспомни произведения фольклора. Заполни схему.
- Подумай, что это. Допиши предложения.
Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.
Это______________________________________
Землю солнце красит, а человека – труд.
Это______________________________________
- Прочитай. Подумай, что это. Из какого произведения отрывок? Впиши пропущенные слова.
Домой пришел и говорит матери:
- Я больше в школу не пойду!
- А что же ты будешь делать?
- Как что? Ну… работать буду.
- Кем же?
- Кем? Ну, как ты, например…
А мать у Алешки врачом работала.
Это_______________ из рассказа Сергея Алексеевича______________ «Как Алешке учиться надоело».
- Прочитай заголовки произведений и фамилии авторов. Укажи , кто что написал.
«Смородинка» М. Зощенко
«Заплатка» Е. Пермяк
«Самое главное» Н. Носов
- Определи, из какого произведения отрывок. Подчеркни ответ.
Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил ее, приложил к штанам, обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.
Е. Пермяк «Смородинка»
Н. Носов. «Заплатка»
М. Зощенко. «Самое главное»
- Прочитай. Кто это сказал? Подчеркни ответ.
- Я не пойду с вами…
Итак, чтобы никто не слышал, про себя добавила: «Я буду зайчика лепить».
Танюша из рассказа Е. Пермяка «Смородинка»
Катя из рассказа В. Сутеева «Снежный зайчик»
- Прочитай заголовки сказок и укажи авторов произведения. Запиши названия сказок.
«Маленькие человечки» Е. Пермяк
«Пятеро из одного стручка» братья Гримм
«Две пословицы» Х.-К. Андерсен
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Кроссворд «По страницам изученных произведений».
1
2
3
3
4
5
1. Автор стихотворения «Русь».
2. Автор рассказа «Заплатка».
3. Произведение фольклора о богатырях-героях.
4. Фамилия баснописца.
5. Автор сказки «Кто лучше?».
II вариант
- Прочитай произведение. Что это? Укажи ответ.
Сидит дед во сто шуб одет; кто его раздевает – слезы проливает потешка
У Иванова двора
Загорелася вода.загадка
Всем селом пожар тушили,
А огонь не загасили. Небылица
- Вспомни произведения фольклора. Заполни схему.
- Из каких произведений отрывки? Подчеркни ответ.
- Через три месяца стал Илья Бурушку на утренней заре на луга выводить. Повалялся жеребенок по зоревой росе, стал богатырским конем.
- Что обозначает само это загадочное слово – Русь? Короткое – в один слог всего! – а какое просторное и загадочное слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
Русь. Русские. Россия. Россияне.
С. Романовский. «Русь»
Былина «Как Илья из Мурома богатырем стал»
- Прочитай четверостишие из стихотворения С. Савинова «Родина». Соедини
рифмующиеся слова.
Слышу песни жаворонка, Это русская сторонка,
Слышу трели соловья - Это Родина моя!
- Прочитай название произведений. Подумай, о ком они. Укажи ответ.
С. Баруздин «Как Алешке учиться надоело» О природе
Е. Пермяк «Смородинка» О животных
Н. Носов «Заплатка» О детях
- Прочитай, подчеркни имена героев басни И. А. Крылова. Запиши заголовок басни.
Поклажа бы для них казалась и легка,
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав – судить не нам,
Да только воз и ныне там.
- Прочитай заголовки произведений. Укажи , что написал В. Сутеев.
«Самое главное»
«Снежный зайчик»
В. Сутеев «У страха глаза велики»
«Кто лучше?»
- Прочитай название произведений. Укажи рассказы.
Л. Толстой «Страшный зверь»
М. Пришвин «Недосмотренные грибы»
Рассказы И. Суриков «Детство»
Е. Пермяк «Смородинка»
В. Даль «Девочка снегурочка»
- Прочитай имена героев. Из каких они произведений? Укажи .
Федотка В. Сутеев «Снежный зайчик»
Бабушка-старушка Русская сказка «У страха глаза велики»
Шульц В. Безпальков «Совушка»
Катя Братья Гримм «Семеро храбрецов
- Кроссворд «Авторы изученных произведений».
2
1
3
4
5
- Этот поэт написал: «Уж небо осенью дышало…»
- Автор сказки «Две лягушки»
- Автор стихотворения «Русь»
- Фамилия баснописца
- Сказочник, который рассказал о горошинах
Тест (вид текущей проверки) I полугодие
I вариант
1. Отметь произведение фольклора.
□ рассказ
□ былина
□ басня
2. Прочитай. Что это? Отметь ответ.
Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт.
□ пословица
□ загадка
□ считалка
3. Прочитай отрывок из стихотворения. Кто автор строк? Отметь ответ.
Под большим шатром
Голубых небес
Вижу — даль степей
Зеленеется.
□ И.С. Никитин
□ Н.А. Некрасов
□ И.И. Суриков
4. Вспомни имя и отчество автора стихов для детей Барто. Отметь ответ.
□ Мария Ивановна
□ Агния Львовна
□ Ирина Петровна
5. Отметь пословицу.
□ Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
□ Нет друга — ищи, нашёл — береги.
□ Упадёт — поскачет, ударят — не плачет.
6. Отметь заголовок русской народной сказки.
□ «Семеро храбрецов»
□ «Снегурочка»
□ «Девочка Снегурочка»
7. Отметь имя героя рассказа Н. Носова «Заплатка».
□ Алёша
□ Бобка
□ Дениска
8. Допиши предложение, выбрав ответ.
Сказки писали С.Я. Маршак, В.Г. Сутеев, Х.-К. Андерсен,
А.С. Пушкин Е.А. Пермяк Н.Н. Носов
9. Какими словами начинается русская народная сказка «Снегурочка»? Отметь ответ.
□ Жили-были...
□ Жили-были на свете...
□ Жил-был...
10. В каком произведении говорится о дружбе? Отметь ответ.
□ М. Зощенко. «Самое главное»
□ Е. Пермяк. «Две пословицы»
□ Л. Пантелеев. «Две лягушки»
II вариант
1. Отметь произведение фольклора.
□ рассказ
□ басня
□ пословица
2. Отметь фамилию поэта и сказочника.
□ М.М. Пришвин
□ С.А. Есенин
3. Отметь потешку.
□ Крашеное коромысло через реку повисло.
□ Делу — время, а потехе — час.
□ Шла лисичка по мосту,
Несла вязанку хворосту.
Вытопила баньку,
Выкупала Ваньку,
Посадила в уголок,
Дала сладкий пирожок.
4. Из какого произведения строки? Отметь ответ.
Невелики эти руки пока, просто руки ученика. Но сразу видно, что руки рабочие, руки к хорошему делу охочие.
□ В. Сутеев. «Снежный зайчик»
□ А. Митта. «Шар в окошке»
□ Г. Сапгир. «Рабочие руки»
5. Отметь фамилию русского писателя.
□ Х.-К. Андерсен
□ Ш. Перро
□ А.С. Пушкин
□ Дж. Харрис
6. О чём говорится в стихотворении А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»? Отметь ответ.
□ о родной природе
□ о детях
□ о животных
7. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.
Кто виноват из них, кто прав —
судить не нам,
Да только воз и ныне там.
□ А.Л. Барто. «Катя»
□ Е.А. Пермяк. «Смородинка»
□ И.А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»
8. Прочитай отрывок из стихотворения. Отметь фамилию автора.
У сгнившей лесной избушки, Меж белых стволов бродя, Люблю собирать волнушки На склоне осеннего дня.
□ С. Есенин
□ Н. Рубцов D А. Блок
9. Отметь лишнее слово.
□ пословица
□ скороговорка
□ рассказ
□ загадка
□ былина
10. Кто автор сказок «Маленькие человечки» и «Семеро храбрецов»? Отметь ответ.
□ В.Г. Сутеев
□ Х.-К. Андерсен
□ братья Гримм
III вариант
1. Отметь произведение фольклора.
□ стихотворение
□ загадка
□ рассказ
2. Героем какого произведения является Илья Муромец? Отметь ответ.
□ сказки
□ былины
□ рассказа
3. Отметь заголовок стихотворения А.С. Пушкина.
□ «Катя»
□ «Уж небо осенью дышало...»
□ «У сгнившей лесной избушки...»
4. Отметь закличку.
□ Береги землю родимую, как мать любимую.
□ Синички-сестрички, Тётки-чечётки, Краснозобыеснегирюшки, Щеглята-молодцы, Воры-воробьи!
Вы на воле полетайте, Вы на вольной поживите, К нам весну скорей верните!
□ Крашеное коромысло через реку повисло.
5. Из какого произведения эти слова? Отметь ответ.
Люблю твои избушки и цветы, И небеса, горящие от зноя, И шёпот ив у омутной воды, Люблю навек, до вечного покоя... Россия, Русь! Храни себя, храни!
□ С. Есенин. «Пороша»
□ И. Никитин. «Русь»
□ Н. Рубцов. «Россия, Русь — куда я ни взгляну...»
6. Допиши предложение, выбрав ответ.
А.С. Пушкин писал сказки и__________________________
рассказы
стихотворения
басни
7. Допиши предложение, выбрав ответ.
Басню «Лебедь, Щука и Рак» написал_________________
Е.А. Пермяк Л.Н. Толстой И.А. Крылов
8. Отметь лишнее слово.
□ считалка
□ басня
□ былина
□ пословица
□ загадка
9. Какой рассказ написал И. Соколов-Микитов? Отметь ответ.
□ «Мороз не страшен»
□ «Зима в лесу»
□ «Как белочка зимует»
10. Прочитай отрывок из сказки «Семеро храбрецов». Кто автор этого произведения? Отметь ответ.
— Братцы, — говорит храбрый Шульц, — нам предстоит опасный бой. Чем храбрее мы будем, тем скорее победим. Я так думаю.
— И я тоже, — сказал Якли.
— И я, — сказал Марли.
— И я, — сказал Ергли.
— И я, — сказал Михель.
— И я, — сказал Ганс.
— И я, — сказал Вейтли, который шёл позади всех.
Взялись они вместе за копьё и побежали на зайца. Пробежали немного и остановились.
□ Х.-К. Андерсен
□ Ш. Перро
□ братья Гримм
Комплексная разноуровневая контрольная работа (III четверть)
Iвариант
1. Прочитай. Из какого произведения отрывок? Подчеркни ответ.
Уж как я ль мою коровушку люблю! из рассказа
Уж как я ль-то ей крапивушки нажну! из народной
Кушай вволюшку, коровушка моя, песни
ешь ты досыта, Бурёнушка моя! из сказки
2.Прочитай. Подчеркни обращения.
Где же ты, птичка? Где ты, певичка?
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты;
Там и поёшь ты
Песню свою.
3.Назови произведение, отрывок из которого дан в задании 2. Допиши предложение.
Этот отрывок из стихотворения_____________________
4. Прочитай заголовки произведений и фамилии авторов. Укажи-----►, кто что написал.
«Старый гриб» В. Бианки
«Лиса Патрикеевна» М. Пришвин
«Ёж-спаситель» К. Ушинский
5.Из какого произведения описание героини? Подчеркни ответ.
Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.
Е. Благинина. «Голоса леса»
П. Комаров. «Оленёнок»
К. Ушинский. «Лиса Патрикеевна»
6.Прочитай. Что это? Подчеркни ответ. Допиши пропущенное слово.
Чуток, строен и высок, потешка
Гордо голову несёт, шутка
От рогов густая тень.загадка
Вот красивый зверь —______________
7.Где происходили события, описанные в рассказе М. Пришвина «Как поссорились кошка с собакой»? Найди ответ в тексте. Допиши предложение.
Он отвернулся к этому чудесному свету мартовского солнца над______________________________________________
8. Из какой сказки отрывок? Укажи.... >название произведения. Впиши пропущенное слово.
Летела сова — весёлая голова. Русская сказка «Журавль и цапля»
Вот она летела, летела и села,
да хвостиком повертела, да по К. Ушинский. «Плутишка кот»
сторонам посмотрела и опять
полетела — летела, летела и села, Русская сказка «Белые перышки»
хвостиком повертела да по
сторонам посмотрела и опять
полетела — летела, летела...
Это _____________________,
а сказка вот какая.
9. Какими словами начинается татарская сказка «Три сестры»? Подчеркни ответ.
Жила-была на свете...
Жила-была...
Много лет тому назад...
10*. Кроссворд «По страницам изученных произведений».
1 | 2 | 3 | |||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
1. Автор стихотворения «Птичка».
2. Этот автор написал сказку «Плутишка кот».
3. Украинская народная сказка о мышатах и петушке.
4. Автор колыбельной песни, начинающейся словами «Спи, младенец мой прекрасный...».
5. Стихотворение А. Плещеева об отце отца.
IIвариант
1. Прочитай. Из какого произведения слова? Подчеркни ответ.
У реки за косогором К. Ушинский.
Заяц дом себе срубил. «Плутишка кот»
Огород обнёс забором
И капусту посадил. Русская сказка.
«Зимовье зверей»
М. Дудин «Тары-бары»
2.Как начинается русская сказка «Журавль и цапля»? Подчеркни ответ.
Жили-были...
присказкой
Давным-давно это было...
3.Прочитай. Кто это говорит? Укажи-----► ответ.
1) - Иди ко мне в гости. У меня, брат,
хорошо в глубоких местах... Вода стоит тихо, Воробей Воробеич
всякой водяной травки сколько хочешь. Угощу
тебя лягушачьей икрой, червячками, водяными
козявками...
2) - Пошёл бы я к тебе в гости, да воды
боюсь. Лучше уж ты прилетай ко мне в гости, Ерш Ершович
на крышу... я тебя, брат, ягодами буду угощать —
у меня целый сад, а потом раздобудем и
корочку хлебца, и овса, и сахару, и
живого комарика. Ты ведь любишь сахар?
4.Из какого произведения отрывок? Подчеркни ответ.
Но Джек всё-таки опасался, как бы разбойники ночью не вернулись. И когда настало время ложиться спать, Джек устроил кота в качалке, собаку посадил под стол, козу отправил на чердак, быка спрятал в подвале, петуху велел взлететь на крышу. А сам улёгся в постель.
Русская сказка «Зимовье зверей»
Украинская сказка «Колосок»
Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать»
5.Прочитай фамилии авторов и заголовки произведений. Укажи----->-, кто что написал.
Л. Толстой «Сыновья»
A. Майков «Лучше всех»
B. Осеева «Колыбельная песня»
6.Прочитай. Что это? Подчеркни ответ.
Серовато, небылица
Зубовато, загадка
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет потешка
\
7.Прочитай. Какая сказка начинается такими словами? Подчеркни ответ.
Много лет тому назад жил на свете мельник. И был у мельника осёл, хороший осёл, умный и сильный.
Долго работал осёл на мельнице, таскал на спине кули с мукой и вот наконец состарился. Видит хозяин: ослабел осёл, не годится больше для работы, — и выгнал его из дому.
Испугался осёл: «Куда я пойду, куда денусь? Стар я стал и слаб».
Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»
Русская сказка «Зимовье зверей»
Сказка братьев Гримм «Бременские музыканты»
8.Подчеркни заголовок стихотворения А. Плещеева.
«Дедушка»
«Март»
«Песня матери»
9.Прочитай скороговорку. Подчеркни слова с повторяющимися звуками.
На горе дубы, под горой грибы.
10*. Сделай модель обложки своей любимой книги.
фамилия автора (?)
жанр, тема (?)
заголовок (?
Illвариант
1. Прочитай. Что это? Укажи — ответ
1) Дерево держится корнями, загадка
а человек друзьями.пословица
2)Рыжая хозяюшка Из лесу пришла, песня
Всех кур пересчитала И с собой унесла.
3) Уж как я ль мою коровушку люблю! загадка
Сытна пойла я коровушке налью! пословица Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек Бурёнушка дала.песня
2.Прочитай. Впиши пропущенные слова.
Пошли братья странствовать. Три года бродили они по чужим краям, а через три года вернулись все в один день домой к отцу.
— Здравствуй, отец, — говорят они.
— Здравствуйте, дети, — отвечает отец. — Ну, научились вы чему-нибудь?
— Да, — говорят, — научились.
— Чему же вы, дети, научились?
— Я, — говорит младший сын, —-------------------научился.
— Я, — говорит средний сын, —--------------------научился.
— А я, — сказал старший сын, —-------------------научился.
— Ну и хорошо, — говорит отец. — Хотел бы я посмотреть, как вы умеете-------------,------------------и-------------------
3.Подумай, из какого произведения дан отрывок в задании 2. Допиши предложение.
Этот отрывок из-------------------------------------------------------
жанр фамилия автора заголовок
4.Прочитай. Как начинается каждая сказка? Укажи ----->- ответ.
Жила-была... Украинская сказка «Колосок»
Х.-К. Андерсен. «Штопальная игла»
Жил на свете...
Жили-были... Английская сказка
«Как Джек ходил счастья искать»
5.Сравни сказки. Заполни таблицу.
Что сравнивается | Русская сказка «Зимовье зверей» | Братья Гримм «Бременские музыканты» |
Герои | ||
Куда шли? | ||
С кем встретились? | ||
Как закончилась сказка? |
6.Прочитай пословицы. О чём они? Укажи темы.
1) Землю красит солнце, а человека труд.о Родине
2) Нет земли краше, чем Родина наша.о дружбе
3) Друзья познаются в беде.о труде и лени
7.Допиши предложения.
Е.И. Чарушин писал рассказы о________________ , а Е.А. Пермяк – рассказы о ______________
- Запиши заголовок сказки французского писателя-сказочника Ш. Перро.
_________________________________________________________
9.Какие бывают сказки? Заполни схему.
Сказки бывают | ||
10.Сделай модель обложки книги со сказками о животных
Фамилия автора (?)
Жанр, тема (?)
Заголовок (?)
Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности ( 4 четверть)
Диагностические тесты и задания
I вариант
1. Вспомни жанры фольклора. Отметь ответы.
- сказка пословица
- рассказ
- потешка
- басня
2. Дополни предложение, выбрав и отметив ответ.
В. Жуковский написал стихотворение «Жаворонок», а Г. Скребицкий — ...
- рассказ
- басню стихотворение
3. Каким словом можно дополнить предложение? Отметь ответ.
Былина, потешка, пословица — это произведения ________________...
* русских писателей *фольклора
* зарубежных писателей
4. Отметь заголовки стихотворений А. Барто.
- «Смородинка»
- «Катя»
- «Апрель»
- «Одуванчик»
- «Воробей»
5. Укажи >► имена и отчества писателей.
а) Чехов а) Анна Андреевна
б) Жуковский б) Антон Павлович
в) Ахматова в) Василий Андреевич
6. Прочитай. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.
Пуще прежнего застыдился Скворушка. Взмахнул крылышками и сел под куст в траву. Посидел-посидел и опять защёлкал, засвистал:
— Почему так хорошо на белом свете?
*Н. Сладков. «Весенний гам»
*Б. Заходер. «Птичья школа» *. Дудочкин. «Почему хорошо на свете»
- Что общего у этих произведений? Отметь ответ.
Высотская. «Одуванчик» М. Пришвин. «Золотой луг»
К. Ушинский. «Утренние лучи»
- произведения о животных
- произведения о детях
- произведения о природе
8. Отметь лишнюю фамилию в ряду других.
- А. Пушкин
- Х.К. Андерсен
- Ш. Перро
- А. Барто
- братья Гримм
9. Закончи предложение, отметив ответ.
А. Барто писала стихи о детях, Н. Носов — ...
* сказки
*рассказы
*басни
10. Из какой сказки отрывок? Отметь ответ.
Жили-были на свете дед да баба. Жили они, жили и состарились.
А детей у них не было. И очень они о том горевали. Вот раз зимой выпало снегу по колено. Выбежали ребятишки на улицу играть. На санках катаются, снежками кидаются. А потом стали снежную бабу лепить.
- русская народная сказка «У страха глаза велики»
- Р. Киплинг. «Откуда у кита такая глотка»
- русская народная сказка «Снегурочка»
II вариант
1. Отметь произведения фольклора.
* басня
*былина
* пословица
* рассказ
*потешка
2. Подумай, что это. Отметь ответ. Сестра к брату в гости идёт, А он от сестры прячется.
* пословица
* загадка
* скороговорка
3. Отметь фамилию поэта и сказочника.
*В. Сутеев
*И. Крылов
* Л. Толстой
*А. Пушкин
*А. Барто
4. Отметь стихотворение А. Пушкина.
* «Апрель»
* «Гонимы вешними лучами...»
* «Жаворонок»
* «Весна, весна на улице...»
* «Русь»
5. Из какого стихотворения четверостишие? Отметь ответ.
Всё чернее с каждым днём Стёжки и дорожки. И на вербах серебром Светятся серёжки.
* А. Барто. «Апрель»
* Р. Сеф. «Чудо»
* С. Маршак. «Весенняя песенка»
6. Каким словом можно дополнить предложение? Отметь ответ.
А. Пушкин, В. Жуковский, М. Лермонтов — это ...
* сказочники
* поэты
* зарубежные писатели
7. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.
Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые; сжав их в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
* К. Ушинский. «Утренние лучи» * Н. Сладков. «Весенний гам» * М. Пришвин. «Золотой луг»
8. Отметь лишнее слово.
* басня
*стихотворение
* потешка
*рассказ
9. Соедини >- имена, отчества и фамилии русских
писателей.
а) Михаил Михайлович а) Мамин-Сибиряк
б) Агния Львовна б) Пришвин
в) Дмитрий Наркисович в) Сладков
г) Евгений Андреевич г) Барто
д) Николай Иванович д) Пермяк
10. Какое произведение часто начинается или заканчивается моралью ? Отметь ответ .
- былина
- рассказ
- басня
Итоговая проверка навыка чтения вслух ( 1 полугодие)
I вариант
Л. Толстой Солнце и ветер
Заспорили солнце с ветром, кто прежде человека разденет. Стал ветер сдувать с человека платье. И шапку рвёт, и платье распахивает, а человек всё только крепче шапку надвигает да запахивается. Так и не раздел ветер человека. Взялось солнце. Только припекло — распахнулся человек, сдвинул шапку. Ещё припекло солнце — и вовсе разделся человек.
(53 слова)
Вопросы и задания
- Назови произведение. Прочитай заголовок.
- О чём заспорили солнце и ветер?
- Кто выиграл спор? Почему?
II вариант
Н. Сладкое Кувшинка
Днём кувшинка нежится на воде, и все любуются ею. А ночью ныряет под воду. Стиснет белые лепестки в кулачок и нырнёт с головой. Спит всю ночь в глубине.
Ясное будет утро — снова вынырнет из воды. Снова развернёт лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех.
Ну а если облачно, если дождь и туман, то весь день под водой проспит. И носа наружу не высунет! И будут смотреть на неё одни только рыбы.
(72 слова) Вопросы и задания
- Прочитай название произведения (фамилию автора и заголовок).
- Что тебя удивило в повествовании о кувшинке? Расскажи.
3. Найди и прочитай восклицательные предложения. Объясни, как ты понимаешь слова «И носа наружу не высунет!».
Ill вариант
Е. Пермяк Самое страшное
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогаток стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.
Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть: оставили его, и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.
Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.
Подошёл Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит, старенькая, в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинёшенек!
(172 слова) Вопросы и задания
- Прочитай заголовок. Почему автор так озаглавил свой рассказ? Объясни.
- Кого обидел Вова? Как?
- Прочитай выразительно последний абзац так, чтобы было понятно «самое страшное».
Итоговая проверканавыка чтения вслух (II полугодие)
I вариант
В. Осеева
Добрая хозяюшка
Отрывок
Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:
— Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка!
Подбежит к девочке, поклюёт у неё из рук крошки, сядет с ней рядом на завалинке. Перышки разноцветные,словно маслом смазаны, гребешок на солнышке золотом отливает. Хороший был петушок.
Увидела как-то девочка у соседки курочку. Понравиласьи курочка. Просит она соседку:
Отдай мне курочку, а я тебе своего петушка отдам.
Услыхал петушок, свесил на сторону гребень, опустил голову, да делать нечего — сама хозяйка отдаёт.
Согласилась соседка — дала курочку, взяла петушка. Стала девочка с курочкой дружить. Пушистая курочка, тепленькая, что ни день — свежее яичко несёт.
— Куд-кудах, моя хозяюшка! Кушай на здоровье яичко.
Съест девочка яичко, возьмёт курочку на колени,
Перышки ей гладит, водичкой поит, пшеном угощает.
(123 слова)
Вопросы и задания
1. Из какого произведения этот отрывок?
2. Как девочка относилась к петушку?
3. Почему она его поменяла на курочку?
IIвариант
Г. Скребицкий
Тетёрка
Наступило лето. У всех лесных жителей появились дети. У тетёрки вывелись птенцы, но совсем не такие, как у зяблика, синицы и других птичек.
Тетеревята вылупились из яиц не голые, а в пестром пушке и сразу же открыли глаза.
Не прошло и дня, а они уже окрепли, могли бегать за матерью. Тетёрка не носила детям еду и не совала им в рот, как зяблики, дрозды и другие птицы. Она сразу повела своих птенцов из гнезда и начала учить, как самим искать корм.
Тетёрка гуляла по лесной поляне. Птенцы бегали возле матери, искали на земле червяков, букашек, а мать оберегала птенцов.
(101 слово)
Вопросы и задания
1. Назови произведение, его жанр (что это) и тему (о ком или о чём говорится).
2. Чем тетеревята отличались от других птенцов? Расскажи.
3. Как тетёрка относилась к птенцам? Подтверди ответ словами из текста.
Предварительный просмотр:
Контрольная работа.Тест №1
Вариант 1.
1. Отметь фамилию баснописца.
- Л.Н. Толстой
- С.А. Есенин
- И.С. Никитин
- И.А. Крылов
- С.Д. Дрожжин
2. Что такое мораль басни?
- установка
- правило
- нравоучение
- закон
- развитие
3. Отметь слова, которыми можно дополнить предложение.
И.А. Крылов писал басни, а А.С. Пушкин — ...
- стихи
- сказки
- басни
- былины
- загадки
4. Дополни предложение, отметив ответ. Басню «Лиса и виноград» написал русский баснописец И.А. Крылов, а басню «Лисица и виноград» — древнегреческий баснописец ...
□ Л.Н. Толстой
□ А.Е. Измайлов
□ С.А. Есенин
□ Эзоп
□ А.С. Пушкин
5. Отметь лишнее слово. Объясни свой выбор.
□ пословица
□ загадка
□ стихотворение
□ былина
□ потешка
6. Отметь слово, чтобы дополнить предложение.
Эзоп и И.А. Крылов — это ...
□ сказочники
□ баснописцы
□ поэты
□ летописцы
7. Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор.
Былина, сказ, пословица, потешка,
8. Какой автор писал рассказы о природе? Отметь
ответ.
- И.А. Крылов
- А.С. Пушкин
- И.С. Тургенев
- Л.Н. Толстой
- С.А. Есенин
9. Что поможет тебе выбрать нужную книгу? Отметь ответ.
- обложка
- цвет обложки
- оглавление (содержание)
- аннотация
- переплёт
10. Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор.
Заголовок, фамилия автора, титульный лист, аннотация, __ __
Вариант 2.
1. Отметь фамилию автора сказок.
- Эзоп
- И.З. Суриков
- А.С. Пушкин
- И.С. Тургенев
- В.Ю. Драгунский
2. Что такое абзац? Отметь ответ.
- рассказ
- произведение
- часть текста
- пословица
- текст
3. Допиши предложение.
Пушкина зовут Александр Сергеевич, а Тургенева —
4. Отметь лишнее слово. Объясни выбор.
- Илья Муромец
- Алёша Попович
- Добрыня Никитич
- Лесной Дед
- Соловей-разбойник
5. Кто написал рассказ «Перепёлка»? Отметь ответ.
- Н.Н. Носов
- А.С. Пушкин
- И.С. Тургенев
- Е.И. Чарушин
- И.А. Крылов
6. Закончи предложение, отметив ответ.
Иван Сергеевич Тургенев писал рассказы, а Иван Андреевич Крылов —...
- сказки
- былины
- небылицы
- басни
- загадки
7. Что поможет тебе выбрать нужное произведение в книге-сборнике? Отметь ответ.
- аннотация
- титульный лист
- обложка
- предисловие
- оглавление (содержание)
- Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор.
Шутка, скороговорка, потешка, небылица,
- Отметь фамилию поэта и сказочника.
- И.С. Тургенев
- И.А. Крылов
- А.С. Пушкин
- С.А. Есенин
- А.Е. Измайлов
10. Героем каких произведений стал Илья Муромец? Отметь ответ.
- сказок
- рассказов
- басен
былин
Контрольная работа.Тест №2.
Вариант1.
1. Отметь фамилию писателя- сказочника.
- А.А.Фет
- Ф.И.Тютчев
- Л.Н. Толстой
- Н.А. Некрасов
- И.А. Бунин
2. Что такое пейзаж? Отметь ответ.
□ рассказ о природе
- описание картины природы
- сказка о природе
- стихотворение о природе
- история о природе
3. Отметь слово, которым можно дополнить предложение.
Ф.И. Тютчев писал стихи, а А.П. Чехов ...
- басни
- песни
- рассказы
- загадки
- былины
4. Отметь фамилию автора, которой нужно дополнить предложение.
Сказку «Подарки феи» написал Ш. Перро, а сказку «Два брата» ...
- А.С. Пушкин
- Л.Н. Толстой
- братья Гримм
- Х.К. Андерсен
- В.Г. Сутеев
5. Отметь лишнее слово.
- пословица
- загадка
- рассказ
- потешка
- скороговорка
6. Кто автор стихотворения «Крестьянские дети»? Отметь ответ.
- А.А. Фет
- А.Н. Майков
- А.С. Пушкин
□ Ф.И. Тютчев
- НА. Некрасов
7. Отметь слово, которым можно дополнить предложение.
А.А. Фет, И.А. Бунин, АН. Майков — русские ...
- сказочники
- баснописцы
- летописцы
- поэты
8. Допиши одно слово в ряд слов.
Загадка, потешка, закличка, пословица,
9. Что поможет тебе выбрать нужную книгу? Отметь ответы.
- переплёт
- цвет обложки
- оглавление (содержание)
- аннотация
- обложка
10. Героем какого произведения является Ванька Жуков? Отметь ответ.
- сказки
- рассказа
- басни
- стихотворения
- былины
Вариант 2.
1. Отметь фамилию русского поэта и сказочника.
- И.А. Крылов
- А.А. Фет
- А.Н. Майков
- А.С. Пушкин
- Н.А. Некрасов
2. Сколько абзацев в отрывке? Допиши предложение.
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
В этом отрывке…
3. Что такое пейзаж? Отметь ответ.
- часть текста
- текст
- абзац
- описание картины природы
- описание внешнего вида героя
4. Допиши предложение.
Толстого зовут Лев Николаевич, а Некрасова —
5. Кто автор рассказа «Белолобый». Отметь ответ.
- Л.Н. Толстой
- Н.А. Некрасов
- А.П. Чехов
- Н.Н. Носов
- Н.И. Сладкое
6. Отметь лишнюю фамилию.
- А.А. Фет
- А.Н. Майков
- НА. Некрасов
- И.А. Бунин
- А.П. Чехов
7. Что поможет выбрать нужное произведение в книге-
сборнике? Отметь ответы.
- предисловие
- иллюстрация
- оглавление (содержание)
- титульный лист
- аннотация
8. Дополни ряд фамилий авторов произведений.
Н .А. Некрасов, И.А. Бунин, А. А. Фет, Ф.И. Тютчев,
9. Кто автор научно-познавательного рассказа «Зайцы»? Отметь ответ.
- И.С. Тургенев
- М.М. Пришвин
- Л.Н. Толстой
- А.П. Чехов
- Е.И. Чарушин
10. Героем какого произведения является Соловей-разбойник? Отметь ответ.
- басни
- сказки
- рассказа
- былины
- стихотворения
Контрольная работа.Тест №3.
Вариант 1.
1. Отметь жанр фольклора.
- басня
- художественный рассказ
- научно-познавательный рассказ
- сказка
- стихотворение
2. Отметь фамилию поэта.
- А.П. Чехов
- И.С. Тургенев
- С.А. Есенин
- А.И. Куприн
- К.Г. Паустовский
3. Отметь фамилию автора, которой нужно дополнить
предложение.
Стихотворение «Бабушкины сказки» написал ...
- И.С. Никитин
- С.А. Есенин
- С.Д. Дрожжин
- Ф.И. Тютчев
- НА. Некрасов
4. Отметь имя и отчество Есенина.
- Александр Сергеевич
- Николай Алексеевич
- Сергей Александрович
- Иван Захарович
- Фёдор Иванович
5. Отметь лишнее слово.
- загадка
- потешка
- считалка
- олицетворение
- былина
6. Отметь слово, которым нужно дополнить предложение.
И.С. Никитин, С.Д. Дрожжин, С.А. Есенин - это ...
- сказочники
- баснописцы
- летописцы
- поэты
7. Допиши одно слово в ряд других.
Обложка, переплёт, заголовок, титульный лист,
8. Отметь фамилию поэта, который написал стихи
о русской берёзе.
- С.А. Есенин
- И.С. Никитин
- А.С. Пушкин
- Н.А. Некрасов
- С.Д. Дрожжин
9. Отметь заголовок рассказа К.Г. Паустовского.
- «Белолобый»
- «Стальное колечко»
- «Барбос и Жулька»
- «Акула»
- «Воробей»
- Допиши одну фамилию в ряд других.
Пушкин, Есенин, Тютчев, Фет,
Вариант 2.
1. Отметь жанр фольклора.
- басня
- рассказ
- былина
- повесть
- стихотворение
2. Отметь сказочных героев.
- Приёмыш
- Индюк
- Ёж
- Соболько
- Ю-Ю
3. Дополни предложение.
Глупый Индюк — герой
4. Отметь лишнее слово.
- рассказ
- сказка
- былина
- обложка
- басня
5. Отметь фамилию автора рассказа «Кусака».
- Л.Н. Андреев
- А.И. Куприн
- А.П. Чехов
- И.С. Тургенев
- Д.Н. Мамин-Сибиряк
6. Отметь имя и отчество писателя, которыми нужно
дополнить предложение.
Есенина зовут Сергей Александрович, а Паустовского — ...
- Иван Сергеевич
- Антон Павлович
- Александр Иванович
- Михаил Михайлович
- Константин Георгиевич
7. Что поможет тебе выбрать нужное произведение
в книге-сборнике? Отметь ответ.
П заголовок произведения
- обложка
- сведения об авторе
- цвет корешка
- размер книги
8. Допиши одну фамилию в ряд данных.
Пушкин, Есенин, Фет, Майков,
9. Отметь фамилию автора рассказов о животных.
- А.С. Пушкин
- И.С. Никитин
- А.И. Куприн
- И.А. Крылов
- С.Д. Дрожжин
10. Героя какого произведения зовут Ваня Малявин?
Отметь ответ.
- сказки
- басни
- повести
- рассказа
- былины
Контрольная работа .Тест №4.
Вариант 1.
1. Отметь жанр и тему произведения М.М. Пришвина
«Двойной след».
- рассказ о животных
- рассказ о детях
- рассказ о природе
- сказка о животных
- сказка о природе
2. Отметь заголовок стихотворения.
- «Честное слово»
- «Фенька»
- «По следам»
- «Ландыш»
- «Жаркий час»
3. Допиши предложение.
Рыжий - герой рассказа Джека Лондона «Волк», а Скрип — герой
4. Отметь лишнее слово.
- рассказ
- басня
- пословица переплет
- считалка
5. Отметь фамилию автора рассказа «Чинк».
- Дж. Чиарди
- Дж. Лондон
- А. И. Куприн
- М.М. Пришвин
- Э. Сётон-Томпсон
6. Дополни предложение.
Куприна зовут Александр Иванович, а Гайдара —
7. Отметь обобщающее слово, которым можно допол-
нить предложение.
И.С. Никитин, С.Я. Маршак, СА. Есенин — это ...
- баснописцы
- поэты
- летописцы
- сказочники
8. Кто написал рассказ «Фенька»? Отметь ответ.
- К.Г. Паустовский
- А.П. Гайдар
- Л. Пантелеев
- М.М. Пришвин
- А.И. Куприн
9. Отметь заголовок произведения Л. Пантелеева.
П «Двойной след»
- «Новенькая»
- «Заячьи лапы»
- «Горячий камень»
- «Выскочка»
10. Допиши одну фамилию в ряд других.
АН. Куприн, В.В. Бианки, Дж. Лондон, Д.Н. Мамин
Сибиряк, —
Вариант 2.
1. Отметь имя и отчество Маршака.
- Михаил Михайлович
- Александр Сергеевич
- Самуил Яковлевич
- Николай Николаевич
- Николай Алексеевич
2. Отметь заголовок рассказа В.В. Бианки.
- «По следам»
- «Двойной след»
- «Воробей»
- «Стрижонок Скрип»
- «Заячьи лапы»
3. Допиши предложение.
Джек Лондон — автор рассказа «Волк», а В.П. Астафьев —
4. Отметь лишнее слово.
- потешка
- скороговорка
- рассказ
- пословица
- загадка
5. Кто написал сказку «Снеговик»? Отметь ответ.
- Ш. Перро
- Ц. Топелиус
- Дж. Чиарди
- Х.К. Андерсен
- Дж. Лондон
6. Допиши предложение.
Куприна зовут Александр Иванович, а Паустовского —
7. Отметь слова, которыми можно дополнить предло-
жение.
А.П. Гайдар и Л. Пантелеев писали рассказы ...
- о животных
- о природе
- о детях
- о Родине
- о приключениях
8. Отметь фамилию поэта.
- Л.Н. Андреев
- А.П. Чехов
- А.И. Куприн
- А.П. Гайдар
- СВ. Михалков
9. Отметь заголовок басни СВ. Михалкова.
- «Стрекоза и муравей»
- «Ландыш»
- «Выскочка»
- «Ошибка»
- «Волк»
10. Допиши одну фамилию в ряд других.
Братья Гримм, Ш. Перро, Х.К. Андерсен, Дж. Чиарди,…
Проверка техники чтения № 1
Н.П. Астафьев
Куропатка и машина
Мы с товарищем ехали к старинному уральскому городу... Ехали по лесной дороге. Мы даже уснули.
Вдруг взвизгнули тормоза, машина резко остановилась, и мы упали с сиденья.
— Что случилось? Что? — спросонья спрашивали мы у шофёра.
Шофёр молча указал вперёд.
Через дорогу переводила своих цыплят куропатка, и в это время вынырнула из-за поворота машина. Мать куропатка повернулась грудью к машине, загораживая цыпляток. Перья вздыбились на её голове. Вся она взъерошилась, и видно было, как судорожно бьётся её горло. Она квохтала. Наверное, она просила подождать или предупреждала, что в случае чего кинется в драку — защищать жёлтых цыплят.
А они, эти цыплята, кругленькие, пушистые, перебегали дорогу и растворялись в болотце, заросшем камышом и травой. Они исчезали на глазах, как будто были не цыплята, а огоньки, которые, коснувшись болотца, гасли.
Цыпляток было штук одиннадцать. И пока не перебежал дорогу последний, пока не спрятался в траве всё стояла куропатка с грозно взъерошенными перьями. И мне казалось: она защищает сейчас не только детей своих, а весь лес, всю землю и всё живое на этой земле.
Глухо работал мотор машины.
Шофёр ждал. Наконец куропатка обернулась, увидела, что ни одного цыплёнка не осталось на дороге, сама сошла в кювет, шевельнула осоку и скрылась в ней.
(200 слов)
Вопросы и задания
1. Какую картину увидели путешественники на лесной дороге?
- С каким чувством автор пишет о куропатке и её цыплятах? Подтверди ответ словами текста.
- Каким ты представляешь шофёра? Расскажи.
- Почему автор так озаглавил свой рассказ?
- Объясни значение слова кювет.
Проверка техники чтения № 2
Б. С. Житков
Как слон спас хозяина от тигра
У индусов есть ручные слоны. Один индус пошёл со слоном в лес по дрова.
Лес был глухой и дикий. Слон протаптывал хозяину дорогу и помогал валить деревья, а хозяин грузил их на слона.
Вдруг слон перестал слушаться хозяина, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и заревел. Хозяин тоже оглянулся, но ничего не заметил. Он стал сердиться на слона и бить его по ушам веткой. А слон загнул хобот крючком, чтобы поднять хозяина на спину. Хозяин подумал: «Сяду ему на шею — так мне ещё удобней будет им править».
Он уселся на слона и стал веткой хлестать слона по ушам. А слон пятился, топтался и вертел хоботом. Потом замер и насторожился.
Хозяин поднял ветку, чтобы со всей силы ударить слона, но вдруг из кустов выскочил огромный тигр. Он хотел напасть на слона сзади и вскочить на спину.
Но он попал лапами на дрова, дрова посыпались. Тигр хотел прыгнуть другой раз, но слон уже повернулся, схватил хоботом тигра поперёк живота, сдавил, как толстым канатом. Тигр раскрыл рот, высунул язык и мотал лапами. А слон уж поднял его вверх, потом ударил оземь и стал топтать ногами.
А ноги у слона - как столбы. И слон растоптал тигра в лепёшку. Когда хозяин опомнился от страха, он сказал: — Какой я глупый, что бил слона! А он мне жизнь спас. Хозяин достал из сумки хлеб, что приготовил для себя, и весь отдал слону. (235 слов)
Вопросы и задания
- Подумай, почему слон перестал слушаться хозяина. Объясни свой ответ.
- Каким ты представляешь хозяина? Подтверди свой ответ словами из текста.
3. Подумай, почему автор выбрал такой заголовок. Объясни свой ответ.
Проверка техники чтения № 3
И. С. Соколов-Микитов
Бурундук
В самом конце лета, охотясь на берегах реки Камы, я жил у приятеля моего, лесника, в глухом прикамском лесу. Сидя у открытого окна, я увидел, как в лесниковом небольшом огороде, почти рядом с окном, сам собою колышется тяжёлый цвет дозревающего подсолнуха. На подсолнухе сидел маленький красивый зверёк. Он хлопотливо выдёргивал из гнёзд зёрна спелого подсолнуха и набивал ими защёчные мешки.
Это был бурундук, проворный и ловкий зверёк, похожий на маленькую белку. Живут бурундуки под деревьями, в земляных неглубоких норах. В этих норах они устраивают вместительные кладовые, где прячут обильные запасы: кедровые орехи, подсолнухи, хлебные семена. Быстрый бурундук всегда находится в движении. Он бегает по сучьям деревьев, по кучам хвороста, сложенного в лесу. Живого, очень любопытного зверька нетрудно поймать. Я видел, как ловят бурундуков в лесу деревенские ребята. В руках они держат лёгкую палочку с привязанной на конце волосяной петлёю. Стоит посвистеть в берестяную или ивовую дудочку — и любопытный бурундук выбегает из своей норы. На шею ему нетрудно накинуть лёгкую петельку. В неволе весёлые бурундуки приживаются быстро. Их мож-но держать в большой клетке, кормить орехами, семенами. Они очень весело гоняются друг за дружкой по клетке, и на их весёлые игры и схватки приятно любоваться. У бурундуков в лесу много лютых врагов. Их уничтожают хищные птицы, ловят домашние кошки, а кладовые бурундуков находят и разоряют в лесу медведи.
Мне очень приятно вспоминать маленьких бурундуков. Я помню глухой таёжный лес, освещенные солнцем, окружённые высокими деревьями зелёные поляны и маленьких зверьков, оживляющих таёжную глушь и тишину.
Вопросы и задания
- С каким чувством говорит автор о бурундуке?
- Каким ты представляешь бурундука? Где он живёт? Чем питается? Расскажи.
- Кто является врагами бурундука?
- Какую картину вспоминает автор? Прочитай.
Итоговая проверка техники чтения
Дж. Родари
Машинка для приготовления уроков
Как-то раз постучался к нам очень странный и смешной человечек — совсем крохотный, чуть повыше двух спичек. На спине он тащил большую сумку, гораздо больше него самого.
- Я тут разные машинки продаю... — представился он.
- Что за машинки? Покажите! — заинтересовался мой папа.
- Вот, к примеру, машинка для приготовления уроков. Нажмёшь красную кнопку — решит задачу, нажмёшь жёлтую — напишет сочинение, зелёную — выучит урок по географии. Всё сама сделает и быстро — в одну минуту!
- Папа, купи! — обрадовался я.
- Ну, ладно. А сколько стоит?
- Ничего не стоит! Я денег не беру, — ответил человечек.
- Но вы же не зря, должно быть, трудились?
- Конечно. Только в обмен на машинку мне деньги не нужны. Мне нужен мозг вашего сына.
- Вы с ума сошли! — возмутился отец.
- Ну посудите сами, — улыбнулся человечек. — Зачем ему мозг, если уроки за него станет делать машинка?
- Пап, купи! — стал я упрашивать отца. — И в самом деле, на что мне мозг, когда есть такая машинка!
Отец внимательно посмотрел на меня, помолчал немного и согласился:
— Ладно, забирайте его мозг, и по рукам!
Человечек взял у меня мозг и спрятал его в свою сумку.
Каким же я сразу стал лёгким, когда опустела моя голова! Таким лёгким, что вспорхнул в воздух и начал летать по комнате. И если бы отец вовремя не поймал меня, наверное, я оказался бы за окном.
- Придётся держать его в клетке, — предупредил человечек.
- Почему? — удивился отец.
- Потому что он теперь безмозглый — вот почему! Не углядите, улетит в лес, словно пичужка, и умрёт там с голоду.
Отец посадил меня в клетку, точно канарейку. Клетка была маленькая, тесная — не пошевельнуться! Прутья так сжимали мне рёбра, так сжимали, что я... в страхе проснулся. Как хорошо, что всё это мне приснилось! Не поверите, я тут же сел за уроки.
(277 слов)
Вопросы и задания
- Прочитай название произведения. Определи жанр и тему.
- Почему герой рассказа проснулся в страхе?
- Какими ты представляешь отца, смешного человечка, мальчика? Расскажи.
Определи главную мысль произведения
Предварительный просмотр:
Формы и средства контроля
I четверть
I вариант
1. Отметь жанр фольклора.
□ рассказ
- басня
- былина
- повесть
- стихотворение
2. Отметь заголовок русской народной сказки.
□ «Марья Моревна»
□ «Блудный сын»
□ «Волх Всеславович»
□ «Ярило-Солнце»
3. Отметь слово, которым можно дополнить предложение.
Ярило — герой ... мифа.
- древнегреческого □ древнекитайского
- славянского
- древнеиндийского
- африканского
4. Отметь фамилию автора басни «Квартет».
- И.И. Хемницер
- Эзоп
- Л.Н. Толстой
- А.Е. Измайлов
- И.А. Крылов
5. Что такое мораль? Отметь ответ.
□ правило □ установка □ нравоучение
□ закон
□ присказка
6. Отметь лишнее слово.
- былина
- сказка
- потешка
- рассказ
- пословица
7. Отметь слово, которым можно дополнить предложение.
И.И. Хемницер и И.А. Крылов — это ...
□ сказочники
- поэты
- баснописцы
- летописцы
8. Кто автор баллады «Светлана»? Отметь ответ.
- И.А. Крылов
- Л.Н. Толстой
- А.С. Пушкин
- А.Е. Измайлов
- В.А. Жуковский
9. Допиши одно слово в ряд других.
Арион, Ярило, Брахма, Яма,
10. Что тебе поможет быстро найти нужное произведение в книге-сборнике?
Отметь ответы.
□ фамилия автора
□ титульный лист □ предисловие
□ оглавление (содержание) □ иллюстрация
II вариант
1. Отметь фамилию русского баснописца.
□ Л.Н. Толстой □ Н.А. Некрасов
- И.И. Хемницер
- А.А. Блок □ С.А. Есенин
2. Отметь заголовок героической песни.
□ «Берёзонька»
□ «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» □ «Марья Моревна»
□ «Святогор»
П «Волх Всеславович»
3. Допиши предложение.
Сказку «Спящая царевна» написал В.А. Жуковский, а «Сказку о золотом петушке» - __________________
___
4. Кто автор басни «Стрекоза и Муравей»? Отметь ответ.
□ И.А. Крылов □ Л.Н. Толстой □ И.И. Хемницер □ А.Е. Измайлов
5. Отметь лишнее имя героя произведения.
□ Илья Муромец □ Святогор □ Марья Моревна □ Добрыня Никитич □ Волх Всеславович
6. Отметь слово, которым можно дополнить предложение.
В сказках бывает присказка, а в баснях ...
□ заголовок □ герои □ абзацы □ мораль □ текст
7. Допиши предложение.
Сказка, пословица, потешка, былина — это произведения _______________________________________________________________________
8. Отметь имя героя «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина.
□ царь Салтан □ князь Гвидон □ царь Дадон □ царь Матвей □ царь Берендей
9. Допиши одно слово в ряд других.
И.А. Крылов, Л.Н. Толстой, И.И. Хемницер, И.И. Дмитриев
_______________________________________________________________
10. Что является элементом (частью) книги? Отметь ответ.
□ сказка
□ миф
□ легенда
□ оглавление (содержание)
□ шутка
II четверть
I вариант
1. Отметь фамилию автора сказания.
□ К.М. Станюкович □ Н.А. Некрасов □ Х.К. Андерсен □ В.М. Гаршин □ М.Ю. Лермонтов
2. Отметь заголовок сказки Х.К. Андерсена.
□ «Самое невероятное» □ «Конёк-Горбунок» □ «Спящая царевна»
3. Допиши предложение.
Сказку «Ашик-Кериб» написал _____________________________
4. Отметь лишнее слово.
баллада
□ рассказ
□басня
□ былина
□ стихотворение
5. Кто автор стихотворения «Песнь о вещем Олеге»? Отметь ответ.
□ М.Ю. Лермонтов □ Н.А. Некрасов □ А.А. Фет □ А.С. Пушкин □ С.А. Есенин
6. Дополни предложение.
Пушкина зовут Александр Сергеевич, а Ершова —
7. Отметь обобщающие слова, которыми можно дополнить предложение.
А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов — это ...
□ баснописцы □ летописцы □ поэты □ авторы сказок
8. Отметь имя героя произведения Виктора Гюго.
□ Гек Финн □ тётя Полли □ Аггей □ Тенардье □ Сид
9. Отметь жанры произведений М.Ю. Лермонтова.
□ баллада
□ стихотворение
□ легенда
□ сказка
□ песня
10. Допиши одну фамилию писателя в ряд других.
В. Гюго, М. Твен, Х.К. Андерсен, Ш. Перро, ____________________________________
II вариант
1. Отметь имя и отчество Гарина-Михайловского.
□ Михаил Юрьевич □ Николай Георгиевич □ Пётр Павлович □ Василий Андреевич □ Лев Николаевич
2. Отметь заголовок сказки В.М. Гаршина.
□ «Ашик-Кериб»
□ «Спящая царевна»
□ «Лягушка-путешественница»
□ «Сказка о золотом петушке»
□ «Марья Моревна»
3. Допиши предложение.
Виктор Гюго написал произведение о детях «Козетта»,
а Марк Твен - __________________________________________________________________
- Запиши полное имя французского писателя Гюго.
________________________________________________________________
- Кто автор сказки «Самое невероятное»? Отметь ответ
- Ш. Перро
- братья Гримм □ Х.К. Андерсен
- Ц. Топелиус
6. Отметь лишнюю фамилию в ряду других.
D А.С. Пушкин
- С.А. Есенин
- Н.А. Некрасов
- В. Гюго
- М.Ю. Лермонтов
7. Допиши предложение.
Имя и отчество Жуковского — Василий Андреевич,
а Лермонтова — __________________________
8. Отметь слова, которыми можно дополнить предложение.
Н.Г. Гарин-Михайловский и Марк Твен писали произведения...
- о животных
- о природе
- о детях
9. Отметь фамилию баснописца.
□ А.С. Пушкин
□ М.Ю. Лермонтов
□ И.И. Хемницер
- В.М. Гаршин
- П.П. Ершов
10. Допиши одно слово в ряд других.
Козетта, Максимка, Фенька, Сид, ________________________________
II вариант
1. Допиши предложение.
Легенда —
2. Определи тему каждой пословицы. Укажи ► ответы.
а) Пчела мала, а и та работает. о дружбе
б) На чужой стороне и весна не красна. о Родине
в) Друзья познаются в беде. о труде
3. Заполни схему.
Сказки бывают
4. Прочитай. О каком былинном богатыре говорится в отрывке? Впиши его имя.
Мать положила сына в люльку. Принесла пелёнки, чтобы спеленать. А младенец вдруг говорит:
— Не годится мне это, матушка. Пеленай меня в крепкие латы булатные.
Как просил сын, так мать и сделала. Вместо игрушки дала ему палицу. играл палицей и рос не по дням, а по часам. Когда он первый раз на ноги встал, земля дрогнула, дубы вершинами прошумели, по озёрам от берега к берегу волна пробежала.
5. Прочитай отрывок. Определи жанр произведения. Укажи ► ответы.
Как в старом-то было городе, былина
Во славном и богатом Нижнем, басня
Как уж жил тут, поживал богатый мещанин,
Богатый мещанин Кузьма Минин-сын. героическая песня
Он собрал-то себе войско из удалых молодцов
Из удалых молодцов — нижегородских купцов.
6. Из какого произведения отрывок? Запиши полный ответ.
Было у человека два сына. Старший — спокойный да хозяйственный, работает в поле, отцу помогает. А младшему всё не сидится дома, хочется дальние страны посмотреть. И говорит он отцу:
— Вы тут с братом хозяйничайте, а мне дайте мою долю наследства. Я пойду путешествовать.______________________________________________________ 7. Из какой басни мораль? Запиши название басни.
К несчастью, то ж бывает у людей.
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.
___________________________________________________________________
8. Прочитай отрывок. Кто автор сказки? Запиши имя,
отчество и фамилию автора.
Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей всё нет как нет.
9. Запиши заголовок сказки А.С. Пушкина, которая начинается так:
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить;
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
___________________________________________________
10*. Кроссворд «По страницам изученных произведений».
5 | 4 | ||||||||||||
6 | |||||||||||||
- Город, о котором сложена легенда.
- Сильный и могучий богатырь, мощь которого выносили лишь утёсы каменные.
- Автор басни «Стрекоза».
- Герой народной песни.
- Автор баллады «Светлана».
- Герой древнегреческого мифа, художник-мастер.
- Бог Солнца в славянских мифах.
Итоговая проверка навыка чтения молча
В. П. Астафьев
Капалуха
Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скот на летнюю пастьбу.
Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветками и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки, да меж деревьев развертывал свитые улитками ветви папоротник.
Стадо телят и бычков вытянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.
В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и сделается чёрной с седоватым налётом.
Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников. У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.
Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).
— Гнездо! Гнездо! — кричали ребята.
Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.
— Да вот же, вот! — показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.
Я глянул, и сердце мое забилось от испуга — чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем — оно было тёплое, почти горячее.
- Возьмём! — выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.
- Зачем?
- Да так!
- А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!
Капалуха металась в стороне. Крылья у неё все ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих птенцов, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещет кожа. Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.
— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым живо
том, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.
И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.
Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.
(476 слов)
Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.
1. Определи жанр этого произведения.
- рассказ
- сказка
- былина
- басня повесть
- Где происходили описанные события? Найди ответ в тексте и запиши
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какой лес описан в рассказе?
- лиственный
- смешанный
- хвойный
- Как называется такой лес? Запиши.
_______________________________________________________________________
- Где находилось гнездо?
- на бугорке
- посреди просеки
- на опушке леса
- Объясни слово капалуха. Запиши.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как автор называет гнездо капалухи?
- домик
- теремок
- хатка
- Найди описание яиц глухарки. Запиши.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему у глухарки не было пуха на животе и груди?
- Она полиняла.
- Она голым животом грела яйца.
- Она выщипала пух для гнезда.
- Почему дети не разорили гнездо? Запиши ответ.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест (вид итоговой проверки)
I вариант
1. Прочитай.. Отметь загадку-вопрос.
- Не надобен клад, коли в семье лад.
- Что милее всего на свете?
- Пятеро волов одной сохой пашут.
2. Отметь заголовки стихотворений М.Ю. Лермонтова.
- «Парус»
- «Вечер»
- «Утёс»
- «Зимняя дорога»
- «Осень»
3. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.
Ночь настала; месяц всходит;
Поле всё Иван обходит,
Озираючись кругом,
И садится под кустом:
Звёзды на небе считает
Да краюшку уплетает.
- из сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»
- из сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»
- из «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина
4. Прочитай отрывок. Отметь название произведения.
Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком.
«Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! — думала она. — Какое это наслаждение — жить на свете!»
- В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»
- М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»
- В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»
5. Какое произведение начинается словами «Давно тому назад...»? Отметь ответ.
- М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»
- Х.К. Андерсен. «Самое невероятное»
□ И. И. Хемницер. «Друзья»
6. Отметь жанр фольклора.
- рассказ
- сказка
- басня
7. Прочитай. Кто автор произведения? Отметь ответ.
Октябрь хандрит: он зол и хмур,
Что лето кратко чересчур.
- А.С. Пушкин
- М.Ю. Лермонтов
- Х.К. Андерсен
8. Отметь имя и отчество Гаршина.
□ Пётр Павлович
□ Всеволод Михайлович
□ Николай Георгиевич
9. Как называется переносное значение слова, указывающее на сходство и различия предметов? Отметь ответ.
аллегория
- мораль
□ эпитет - метафора
- ирония
10. Что поможет тебе быстро найти нужное произведение в книге-сборнике? Отметь ответ.
- титульный лист
□ иллюстрация - обложка
□ предисловие
□ оглавление (содержание)
II вариант
1. Отметь фамилию баснописца.
□ П.П. Ершов
□ И.А. Крылов
□ В.М. Гаршин
2. Отметь заголовок басни И.И. Хемницера.
- «Стрекоза и Муравей»
- «Стрекоза и муравьи»
- «Стрекоза»
3. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.
Дождик моросил по её пёстренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что была уже осень и что осенью лягушки не квакают, — на это есть весна, — и что, заквакав, она может уронить своё лягушечье достоинство. Поэтому она промолчала и продолжала нежиться.
- из «Сказки о жабе и розе» В.М. Гаршина
- из сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского
- из сказки «Лягушка-путешественница» В.М. Гаршина
4. Прочитай отрывок. Отметь название произведения.
И произведение искусства исчезло, но свечи в церкви превратились в большие светящиеся цветы; золотые звёзды, рассыпанные по потольу, засияли; орган заиграл сам собою. И все сказали, что вот это-то и есть «самое невероятное»!
- А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»
- Х.К. Андерсен. «Самое невероятное»
□ М.Ю.Лермонтов «Ашик - Кериб»
5. Из какого произведения строки? Отметь ответ.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
- В.А. Жуковский. «Вечер»
- А.С. Пушкин. «Зимняя дорога»
- М.Ю. Лермонтов. «Парус»
6. Отметь жанры фольклора.
□ рассказ
□ пословица
- легенда
- басня
- повесть
7. Прочитай строфу. Кто автор произведения? Отметь ответ.
Но отец твой старый воин,
Закалён в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.
- И.А. Крылов
- М.Ю. Лермонтов
□ В.А. Жуковский
8. Отметь имя и отчество Ершова.
□Василий Андреевич
□ Михаил Юрьевич
□Пётр Павлович
9*. Как называется художественное определение? Отметь ответ.
□ ирония
□ аллегория
□ метафора
□ эпитет
□ сравнение
10. В каком словаре можно найти значение слова? Отметь ответ.
□ в орфографическом
□ в толковом
□ в энциклопедическом
III четверть
I вариант
1. Отметь жанры произведений Л.Н. Толстого.
□ сказка
□ рассказ
- басня
- стихотворение
□ быль
2. Отметь фамилию поэта.
- А.П. Чехов
- Л.Н. Толстой □ И.А. Бунин
- А.П. Платонов
- Д.Н. Мамин-Сибиряк
3. Отметь слово, которым можно дополнить предложение.
И.А. Бунин, А.А. Блок, С.А. Есенин, К.Д. Бальмонт — русские ...
□ летописцы
□ поэты
- баснописцы
- сказители
4. Отметь имя и отчество Бунина.
□ Александр Александрович
□ Сергей Александрович
□ Александр Сергеевич
□ Иван Алексеевич
□ Самуил Яковлевич
5. Отметь лишнюю фамилию в ряду других.
□ И.А. Бунин
□ А.А. Блок
□ Л.Н. Толстой
□ Н.А. Некрасов
□ Ш. Перро
6. Кто автор рассказа «Вертел»? Отметь ответ.
- Л.Н. Толстой
- Д.Н. Мамин-Сибиряк
- К.М. Станюкович
- В.М. Гаршин
- А.П. Чехов
7. Допиши одно слово в ряд других. Обложка, заголовок, титульный лист, иллюстрация,
8. Кто автор стихотворения «Золотая рыбка»? Отметь ответ.
□ С.А. Есенин
- А.А. Блок
- Н.А. Некрасов □ И.А. Бунин
- К.Д. Бальмонт
9. Отметь заголовки произведений С.Я. Маршака.
□ «Зелёная застава
□ «Подснежник»
- «Снежинка»
- «Детство»
- □ «Словарь»
10. Допиши одну фамилию в ряд других.
А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Блок, С.Я.Маршак,__________________________________________________
II вариант
1. Отметь жанры произведений С.Я. Маршака.
- рассказ
- стихотворение
- басня
- былина
□ загадка
2. Отметь заголовки произведений В.В. Вересаева.
- «Россия» '
- «Легенда» □«Детство»
- «Листопад»
- □ «Звезда»
3. Допиши предложение.
Адеил — герой
4. Отметь лишнее слово.
- рассказ □ сказка □ легенда □ былина
- переплёт
5. Кто автор восточной сказки «Звезда»? Отметь ответ.
□ А.А. Блок
□ М.Ю. Лермонтов
□ К.Д. Бальмонт
□В.В. Вересаев
□ А.П. Чехов
6. Закончи предложение, отметив ответ.
Бунина зовут Иван Алексеевич, а Платонова —
□ Иван Сергеевич
- Антон Павлович
- Лев Николаевич
- Дмитрий Наркисович
- Андрей Платонович
7. Что может помочь тебе быстро выбрать нужную книгу в библиотеке? Отметь ответы.
- название книги
- цвет обложки
- переплёт
□ объём книги
□ каталог
8. Запиши одно слово в ряд других.
Сказка, рассказ, стихотворение, басня, ___________
9. Отметь заголовки стихотворений К.Д. Бальмонта.
- «Детство»
- «Русский язык»
- «Россия»
- «Словарь»
- «Снежинка»
10. Героем какого произведения является профессор? Отметь ответ.
□ рассказа А.П. Чехова
- сказки В.В. Вересаева
- пьесы-сказки С.Я. Маршака
IV четверть
I вариант
1. Отметь жанр и тему рассказа Н.Н. Носова «Федина задача».
- рассказ о животных
- рассказ о природе
- сказка о детях
- рассказ о детях
- сказка о животных
2. Отметь заголовок стихотворения.
О «Сын полка»
- «Фея Фантаста»
- «Тихая моя родина»
- «Звезда»
- «Двенадцать месяцев»
3. Допиши предложение.
Адеил — герой сказки В.В. Вересаева «Звезда», а Ваня Солнцев -___________________________________________________________________________
4. Отметь лишнее слово.
- двустишие □ пятистишие □ эпитет □ четверостишие
- восьмистишие
5. Кто автор очерка «Катины-сказки»? Отметь ответ.
- Ю.Я. Яковлев
- А.И. Куприн □ М.А. Шолохов
- Н.С. Шер □ В.М. Песков
6. Допиши предложение.
Маршака зовут Самуил Яковлевич, а Михалкова - ________________________________________________________________
7. Допиши предложение.
С.Я. Маршак, СВ. Михалков, А.Л. Барто — это_____________________________________________________________
8. Кто автор очерка «Любимая мать-отчизна». Отметь ответ.
□ Н.Н. Носов
□ А.И. Куприн □ М.А. Шолохов □ Н.С. Шер
- Ю.Я. Яковлев
9. Отметь заголовки произведений Н.П. Вагнера. □ «Берёза»
- «Акула»
- «Руф и Руфина» □ «Вертел»
□ «Сказка»
10. Допиши одно слово в ряд других.
Сказка, рассказ, легенда, очерк,____________________________________
II вариант
1. Отметь имя и отчество поэта Рубцова.
□ Сергей Владимирович
- Иван Алексеевич
- Сергей Александрович
- Александр Александрович
- Николай Михайлович
2. Отметь заголовки произведений СВ. Михалкова.
□ «Хижина дяди Тома»
□ «Зеркало»
□ «Весна в лесу» D «Чужая беда»
□ «Леночка с букетом»
3. Допиши предложение.
Х.К. Андерсен написал сказку «Девочка со спичками»,
а Н.П. Вагнер —_________________________________________________
4. Отметь лишнее слово.
□ рассказ
- сказка
- эпитет
- басня былина
5. Кто автор басни «Зеркало»? Отметь ответ.
□ И.И. Хемницер
□ И.А. Крылов
- СВ. Михалков □И.И. Дмитриев
- А.Е. Измайлов
6. Допиши предложение.
Заболоцкого зовут Николай Алексеевич, а Рубцова —
7. Отметь слова, которыми можно дополнить предложение.
Самуил Яковлевич Маршак — ...
□ летописец □ детский писатель □ баснописец □переводчик
□ □поэт
8. Отметь фамилию поэта.
□ В.П. Катаев □ Н.М. Рубцов □ Н.П. Вагнер □ А.П. Платонов □□Дж. Свифт
9. Отметь лишнее слово в ряду других.
□ обложка □ эпитет □метафора □ сказка □ повесть
10. Допиши одну фамилию в ряд других.
А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А, Фет, И.А. Бунин,________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по чтению.2 класс. 1 семестр.
Работа предназначена для учащихся, занимающихся по программе "Школа 2100". Содержит текст для самопроверки, задания и вопросы по содержанию....
Контрольная работа по чтению 4 класс
Контроль понимания прочитанного текста...
Контрольная работа по чтению. 3 класс.
Контрольная работа по чтению. 3 класс....
контрольная работа по чтению 2 класс 2 четверть
комплексная работа по программе "Начальная школа 21 века"...
Контрольная работа по чтению (английский язык 3 класс)
Контрольная работа по чтению (английский язык 3 класс)...
Подготовка учащихся к Всероссийской контрольной работе по чтению в 4 классах. Работа с текстом
Подготовка учащихся к Всероссийской контрольной работе по чтению в 4 классах. Работа с текстом...
Контрольная работа по чтению за год 4 класс
Контрольная работа по чтению за год 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"...