Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс.
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Л.А. Ефросинина. Начальная школа 21 века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.31 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Начальная школа XXI века”
Календарно – тематическое планирование
по литературному чтению 4 класс
102 ч.
2012-2013 уч.г.
№ урока | Тема урока | Стр. учебника | Стр. тетради | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения | ||
План | Факт. | ||||||
1 четверть (22 ч.) | |||||||
Произведения фольклора(6 ч.) | |||||||
1. | Доп.чт. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, дразнилки. | С.3-7 Хр.ч.1 | С.5-6 | Читать вслух загадки, пословицы, поговорки, дразнилки правильно, выполняя задания к тексту. Вспомнить понятие фольклор и малые жанры фольклора. Составление и заполнение схемы «Жанры фольклора» Повторять народные скороговорки | |||
2. | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» Доп. Чт. Русская народная сказка в пересказе А.Н.Афанасьева «Марья Моревна» | С. 4-16 Уч.ч.1 С.11-22 Хр. ч.1 | С. 6-8 С.9-10 | Объяснение заголовка сказки «Иван-царевич и Серый волк». Чтение сказки вслух. Составление таблицы: образы героев, положительные и отрицательные. Слушание сказки «Марья Моревна». Сравнение сказок. Моделировать обложку сказки: определить жанр и тему, указать фамилию автора и заголовок. Определять жанр и тему произведения. Аргументировать ответы на вопросы к тексту произведения (вопросы в учебнике). Формулировать вывод: сказки бывают народные и авторские, бытовые, о животных, волшебные. | |||
Героическая песня, легенда, библейское предание. | |||||||
3. | Былина «Волх Всеславович».
Доп. Чт. Былины «Вольга Святославович», «Святогор» Литературный диктант. | Уч.ч.1 С. 16-20 Хр.ч.1 С.23-33 | С.11-12 С.13-15 | Повторение изученных былин, понятие о былине как жанре фольклора. Анализировать содержание. Составление плана. Рассказывание былины по плану. Подробный пересказ отдельных эпизодов анализировать содержание, составлять план. Выполнять задания к тексту. Рассказывать о героях, аргументируя свой выбор: образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине. Сравнение героев. Слушание былины "Вольга Святославович". Сравнение ее с былиной " Волх Всеславович". Выделение особенностей былин: напевность, повторы, устойчивые эпитеты. Работа с книгами о былинных героях | |||
4. | Доп. Чт. Народные песни. Песня – слава «Русская земля». Героическая народная песня «Суворов приказывает армии переплыть море». Библейское предание. «Блудный сын». Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» | Хр.ч.1 С.8-11 Хр.ч.1 С.33-39 Уч. ч.1 С.26-28 | С.16-17 С.19 | Сравнение героических песен с былинами. Выделение исторических фактов. Выразительное чтение народных песен. Самостоятельное чтение рассказов о А.В.Суворове. Слушание библейского предания «Блудный сын». Определять жанр и тему произведения. Аргументировать ответы на вопросы к тексту произведения (вопросы в учебнике). Выделять исторические факты, выразительно читать народные песни, понимать основное содержание текста, выделять главную мысль | |||
5. | Легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Литературный диктант. | Уч.ч.1 С.21-26 | С.18,19-20 | Особенности легенды: реальный факт в сказочном изложении. Сравнение легенд, героических песен, былин. Слушать и выделять основную мысль произведений, понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы Выразительное чтение. Определять жанр и тему произведения. Аргументировать ответы на вопросы к тексту произведения (вопросы в учебнике). | |||
6. | Доп. Чт. Шотландская легенда. «Рыцарь – эльф» Урок «Проверьте себя». | Хр.ч.1 С.41-52 Уч.ч.1 С.29-31 | С.20-21 С.21-22 | Обсуждение самостоятельно прочитанной легенды "Рыцарь- Эльф". Работа с текстом легенды. Сравнение изученных легенд. Выполнение заданий в тетради. Знать особенности легенды. Понимать основное содержание текста, анализировать произведение. Оценивать нравственно-этические поступки героев: высказывать и аргументировать свою точку зрения. Самостоятельная работа в учебнике и в тетради. | |||
Басни. Русские баснописцы(5 ч.) | |||||||
7. | И.Крылов «Стрекоза и муравей», И.Хемницер «Стрекоза», Л.Толстой «Стрекоза и муравьи». Текущая проверка навыка чтения вслух. | Уч.ч.1 С.32-38 наизусть | С.23-25 | Знание понятий "басня", "мораль", "вступление", "рассказ". Сравнение басен И.А.Крылова, И.И.Хемницера, Л.Н.Толстого ( сюжет, мораль, содержание, форма). Составление сравнительной таблицы. Заучивание наизусть одной из басен. Выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни. Понимать авторскую позицию и отношение к героям и выражать его через выразительное чтение Оценивать нравственно-этические поступки героев: высказывать и аргументировать свою точку зрения. | |||
8. | Проверка чтения наизусть басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»И.Хемницер«Друзья» (Доп. Чт.) И.Крылов «Крестьянин в беде». | Уч.ч.1 С.38-39 Хр.ч.1 С.112-114 | С.25-26 | Слушание чтения наизусть басни И Крылова «Стрекоза и муравей». Знать особенности басни ( сюжет, герои, мораль). Слушание басни И.А.Крылова "Крестьянин в беде". Сравнение басен И.И.Хемницера "Друзья" и И.А.Крылова "Крестьянин в беде". Выразительное чтение басен. Выполнение заданий в тетради . | |||
9. | А. Измайлов «Кукушка» И.Крылов «Осёл и соловей». Литературный диктант. | Уч.ч.1 С.40-41 Хр.ч.1 С. 114-115 | С.27 С.28 | Самостоятельная работа с басней А.Е.Измайлова: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушание басни И.А.Крылова "Осел и соловей", работа с текстом басни, выразительное чтение. Сравнение басен. Понимать авторскую позицию и отношение к героям и выражать его через выразительное чтение. Оценивать нравственно-этические поступки героев: высказывать и аргументировать свою точку зрения. | |||
10. | И.Крылов «Мартышка и очки», И.Дмитриев «Муха». | С.41-42 С. 45-46 наизусть | С.29 С.31 | Повторение басен И.А.Крылова: названия, герои, особенность языка. Закрепление понятий "олицетворение", "сравнение". Анализ басни И.А.Крылова "Мартышка и очки". Выразительное чтение басен. Особенность басен И.И.Дмитриева: ирония, диалоги героев. Выполнение заданий к басне И.И.Дмитриева "Муха". Понимать авторскую позицию и отношение к героям и выражать его через выразительное чтение. Оценивать нравственно-этические поступки героев: высказывать и аргументировать свою точку зрения. Заучивание наизусть одной из басен. | |||
11. | Проверка чтения наизусть басни И.Крылова «Мартышка и очки». И.Крылов «Квартет». Урок «Проверьте себя». С.В.Михалков «Слово о И.Крылове». | Уч.ч.1 С.43-44 С.46-47 Хр. ч.2 С. 225-226 | С.30 С.32-33 | Слушание чтения наизусть басни И.Крылова «Мартышка и очки». Выразительное чтение басни И.А.Крылова "Квартет". Слушание басни И.И.Дмитриева "Петух, кот и мышонок". Сравнение басен И.И.Дмитриева "Петух, кот и мышонок" и Л.Н.Толстого "Страшный зверь" . Самостоятельная работа в учебнике и в тетради. Конкурсы: "Знаток басен", "Лучший чтец басен" | |||
Василий Андреевич Жуковский(5 ч.) | |||||||
12. | В.А.Жуковский. «Песня», «Ночь», «Воспоминание» | Уч.ч.1 С.48-51 наизусть | С.33-35 | Знакомство с произведениями В.А.Жуковского, темами и жанрами (стихи о природе, загадки). Знать особенность формы и содержания, языка (эпитеты, сравнения олицетворения). Воспринимать текст стихотворения: слушание произведения. Работать с текстом произведения: чтение по строфам и строкам, работа над выразительностью чтения, выполнение заданий в учебнике. Понимать точку зрения поэта. Воспитывать любовь к природе. Учить выразительно читать стихотворение (по алгоритму). Заучивание наизусть стихотворения.. | |||
13. | Проверка чтения наизусть стихотворения В.А.Жуковского «Песня». Доп. Чт. В.А.Жуковский «Там небеса и воды ясны…», «Вечер», «Загадки». | Уч.ч.1 С.48-49 Хр.ч.1 С.72-75 | С.36-37 | Слушание чтения наизусть стихотворения В.А.Жуковского «Песня». Выразительное чтение стихотворений. Формировать целостное восприятие произведения: слушание стихотворения, беседа по выявлению первичного восприятия. Моделировать обложку (указать фамилию автора, заголовок, определить жанр и тему). Соотносить текст произведения с иллюстрациями в учебной хрестоматии. Наблюдать, анализировать и подводить под общий признак (понятие): чтение строк из стихотворения в учебной хрестоматии и определение предмета описания. | |||
14. | В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна» | Уч.ч.1 С.51-63 Отрывок наизусть | С.38 | Слушание сказки, определение главной мысли. Характеризовать героев: положительные и отрицательные. Находить в тексте эпитеты, сравнения. Работа с текстом сказки. Сравнение сказки В.Жуковского "Спящая царевна" со "Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина Оценивать нравственно-этические поступки героев. | |||
15. | Проверка чтения наизусть отрывка из сказки «Спящая красавица» В.А.Жуковский Доп. Чт. В.А.Жуковский «Сказка о царе Берендее..», «Светлана» баллада | Хр.ч.1 С.76-111 | С.39-40 | Слушать баллады, выделять смысловые части баллады, описывать героев. Слушание сказки В.А.Жуковского "Сказка о царе Берендее…", беседа, образы героев, деление на части, самостоятельное перечитывание, краткий пересказ сказки по плану. Моделирование обложки к сказке. Сравнение "Сказки о царе Берендее…" В.Жуковского со "Сказкой о царе Салтане…" А.С.Пушкина (заголовки, сюжеты, герои, главная мысль) | |||
16. | Обобщающий урок по разделу «Проверьте себя». Текущая проверка выразительности чтения. | С.41 | Обобщение по разделу. Конкурс чтецов «Наш В.А.Жуковский». Выполнение заданий в тетради Доказывать знание изученных произведений: называть произведения, соотносить отрывки с произведением, называть героев изученных произведений, аргументировать свой выбор и подтверждать чтением произведения. | ||||
Александр Сергеевич Пушкин(4 ч.) | |||||||
17. | А.С.Пушкин отрывки из романа в стихах «Евгений Онегин». «Осень» | С.64-65 наизусть | С.42 | Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма. Определять тему стихотворения, выразительно читать. Формировать умение слушать и слышать художественное слово: слушание произведения Определять главную мысль стихотворения. Развивать эстетическое восприятие описания картины природы. Выражать понимание эстетического восприятия произведения через выразительное чтение (работа в группах). Аргументировать ответы на вопросы в учебнике. Заучивание наизусть стихотворения.. | |||
18. | Проверка чтения наизусть отрывка из романа А.С.Пушкин «Евгений Онегин» «Осень». Стихотворения «И.И.Пущину», «Зимняя дорога» | Уч.ч.1 С.66,68-69 наизусть | С.43,44-45 | Слушание чтения наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Осень». Слушание стихотворений А.С.Пушкина "Зимняя дорога", «И.И.Пущину», работа с текстом. Определение интонационного рисунка. Выражать понимание эстетического восприятия произведения через выразительное чтение (работа в группах). Аргументировать ответы на вопросы в учебнике. Заучивание наизусть стихотворения. | |||
19. | Проверка чтения наизусть стихотворения А.С.Пушкин «Зимняя дорога». И.Пущин «Записки о Пушкине». Из воспоминаний В.И.Даля. | Уч.ч.1 С.67-68 Уч.ч.1 С.70 | С.44 | Слушание чтения наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Зимняя дорога». Сравнение эмоционального настроения стихотворения А.С.Пушкина "И.И. Пущину" и "Записки о Пушкине" И.И.Пущина. Работа с книгами-справочниками: справка об А.С.Пушкина. Знакомство со словарем В.И.Даля, повторение произведений В.И.Даля ( 3 кл.). | |||
20. | Доп. Чт. А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке». Урок «Проверьте себя». Текущая проверка навыка чтения молча. | Хр.ч.1 С.121-131 | С.45-46 | Слушание сказки, беседа, работа с сюжетом, героями. Наблюдение за изменением настроения, определение главной мысли. Выразительное чтение. Игра "По страницам сказок А.С.Пушкина". Творческая работа "Любимые герои сказок А.С.Пушкина". | |||
Михаил Юрьевич Лермонтов(4 ч.) | |||||||
21. | М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва…», «Парус», «Горные вершины». | Уч.ч.1 С.71-74 наизусть | С.47-49 | Самостоятельное чтение и слушание стихотворений М.Ю. Лермонтова. Сравнение их содержания ( мысли и чувства поэта), строф, рифмы. Выразительное чтение стихов. Выражать понимание эстетического восприятия произведения через выразительное чтение (работа в группах). Аргументировать ответы на вопросы в учебнике. Заучивание наизусть стихотворения. | |||
22. | Проверка сформированности учебной и читательской деятельности. Контрольная работа. | Самостоятельная работа. | |||||
2 четверть (26ч) | |||||||
23. | Проверка чтения наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтов «Парус», «Горные вершины». М.Ю.Лермонтов «Утёс», «Казачья колыбельная песня». | Уч.ч.1 С.75 Хр.ч.1 С.131-133 наизусть | С.49-50 С.51 | Слушание чтения наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус», «Горные вершины». Определение темы чтения. Сравнение стихотворений, выделение эпитетов, сравнений. Определение тона и темпа чтения. Наблюдение за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделение логических ударений. Выражать понимание эстетического восприятия произведения через выразительное чтение (работа в группах). Аргументировать ответы на вопросы в учебнике. Заучивание наизусть стихотворения. | |||
24. | Доп. Чт. М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб». М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Урок «Проверьте себя». | Хр.ч.1 С.133-146 С.129-131 | С.50-51 С. 52 | Работа с книгами М.Ю.Лермонтова, книги-справочники ( справка о поэте). Слушание сказания ( легенды) М.Ю.Лермонтова "Три пальмы". Повторение колыбельных песен (народных и литературных). Чтение сказки «Ашик-Кериб». Сравнивать изученные произведения по жанру и по теме: моделирование обложки и аргументированное объяснение. Формировать читательское восприятие: самостоятельное первичное чтение сказки, рассматривание иллюстрации. Моделировать обложку: фамилия автора, заголовок, жанр и тема. Сравнивать и оценивать свою работу по готовому образцу. Знать понятие авторская сказка. Выделять главную мысль сказки, выявлять положительных и отрицательных героев, давать им характеристику Выполнять задания к тексту. Рассказывать о героях, аргументируя свой выбор. | |||
Петр Павлович Ершов(2 ч.) | |||||||
25. | П.П.Ершов «Конёк-Горбунок». | Уч.ч.1 С.76-84 наизусть | С.52-55 | Повторение особенностей волшебных сказок, сказки народные и литературные. Слушание сказки П.П.Ершова "Конек-Горбунок", выполнение заданий к тексту в учебнике и в тетради. Выразительное чтение. Определение главной мысли сказки. Заучивание наизусть отрывков ( по выбору). Характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки. | |||
26. | Проверка чтения наизусть отрывка П.П.Ершов. Анализ произведения «Конёк-Горбунок», «Кто он?». Проверь себя. | Уч.ч.1 С.84-85 С.87-88 | С.56 | Слушание чтения наизусть отрывка из произведения П.П.Ершова «Конёк-Горбунок». Наблюдать над особенностью стихотворных строк, выразительно читать стихотворение «Кто он?». Выполнять задания в учебнике и в тетради. | |||
Всеволод Михайлович Гаршин(4 ч.) | |||||||
27. | В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» Литературный диктант | Уч.ч.1 С.89-96 отрывок наизусть | С.56-57 | Выявлять отличие авторской (литературной) сказки от народной. Деление на части, составление плана. Пересказ по плану. Раскрыть и описать образ лягушки. Главная мысль сказки. Повторение изученных литературных сказок ( А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, П.П.Ершова). | |||
28. | Проверка чтения наизусть отрывка В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» Доп. Чт. В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». | Хр.ч.1 С.146-156 | С.57 | Слушание сказки В.Гаршина "Сказка о жабе и розе", работа с текстом сказки. Моделирование обложки. Характеризовать героев, выражать своё отношение. | |||
29. | Доп. Чт В.М.Гаршин «Принцесса Аталия» сказка, «Пленница». Литературный диктант | Хр.ч.1 С.170-182 | С.58 | "Attalea Princeps", «Пленница» работа с текстом произведений. Выполнение заданий в тетради. Раскрывать нравственное значение поступков героев. Понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, самостоятельно читать стихотворение. Делить текст на смысловые части и пересказывать по частям. | |||
30. | Доп. Чт В.М.Гаршин «Сказание о гордом Аггее» пересказ старинной легенды. Урок «Проверьте себя». | Хр.ч.1 С.156-170 Отрывок наизусть | С.59 С.60-62 | Повторение произведений П.П.Ершова и В.М.Гаршина. Отзыв о понравившемся произведении В.М.Гаршина. Сказки на страницах детских журналов. Анализировать произведение, составлять план, рассказывать по плану. Раскрывать нравственное значение поступков героев. Понимать основное содержание текста, выделять главную мысль. | |||
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский(1 ч.) | |||||||
31. | Проверка чтения наизусть отрывка В.М.Гаршин «Сказание о гордом Аггее» пересказ старинной легенды. Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (отдельные главы) | Уч.ч.1 С.97-106 | С.63-65 | Ввести понятие о повести, главах повести. Описание образа Темы (внешний вид, его поступки, отношение к Жучке) составление таблицы. Работа с сюжетно-композиционном треугольником, выделение кульминационного момента и выразительное чтение этого эпизода. Определение авторской позиции, выражение своего отношения к произведению и поступку героя | |||
К.М.Станюкевич(1 ч.) | |||||||
32. | Доп. Чт. К.М.Станюкевич «Максимка». Итоговая проверка навыка чтения молча. | Хр.ч.1 С.183-208 | С.65-66 | Книги о детях. Самостоятельное чтение и обсуждение рассказа К.М.Станюковича "Максимка". Описание образа Максимки (внешний вид, его поступки, отношение к Жучке) составление таблицы. Обеспечивать освоение идейно-нравственного содержания: выполнение заданий в учебнике и в тетради. Раскрывать нравственное значение поступков героя. Оценивать нравственно-этические поступки героев: высказывать и аргументировать свою точку зрения. Учиться находить главную мысль рассказа, вычитывать ключевые фразы. | |||
Д.Н.Мамин-Сибиряк(1 ч.) | |||||||
33. | Доп. Чт. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Вертел». Проверь себя. | Хр.ч.2 С.64-87 Отрывок наизусть Уч.ч.1 с. 107 | С.66-67 | Чтение рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка "Вертел". Сравнение сюжетов и судеб героев. Обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста. Самостоятельная работа по учебнику и в тетради. | |||
Произведения зарубежных писателей (7 ч.) | |||||||
34. | Проверка чтения наизусть отрывка Д.Н.Мамин-Сибиряк «Вертел». Марк Твен «Приключения Тома Сойера» Литературный диктант. | Уч.ч.1 С.108-118 | С.68-69 | Знать структурные единицы произведения. Ввести понятия приключенческая повесть, юмор, герой ребенок, особенность языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. Анализировать образ главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь) Формировать целостное восприятие текста: самостоятельное чтение рассказа, ответы на вопросы к тексту. Учиться понимать контекстную речь автора. Выражать свое отношение к героям через выразительное чтение. | |||
35. | Доп. Чт. Марк Твен «Приключения Гекельберри Финна» | Хр.ч.1 С.241-252 | С.69-70 | Работа с книгами зарубежных писателей, выделение произведений разных жанров о детях (сказки, рассказы, повести, стихи). Отзыв о прочитанной книге зарубежных писателей. Анализировать образ главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь) Формировать целостное восприятие текста: самостоятельное чтение рассказа, ответы на вопросы к тексту. Учиться понимать контекстную речь автора. Выражать свое отношение к героям через выразительное чтение. | |||
36. | Доп. Чт. Виктор Гюго «Козетта». | Хр.ч.1 С.225-240 | С.70-72 | Чтение произведения В.Гюго "Козетта": слушание, работа с текстом каждой главы, образ "Козетты". Анализировать образ главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь) Выражать свое отношение к героям через выразительное чтение. Оценивать нравственно-этические поступки героев: высказывать и аргументировать свою точку зрения. Учиться находить главную мысль рассказа, вычитывать ключевые фразы. | |||
37. | Х.К.Андерсен. Сказка «Дикие лебеди», «Дети года». | Уч.ч.1 С.119-134 С.135-136 | С. 73-75 С.77 | Повторение изученных произведений Х.К.Андерсена. Выявлять особенность сказки: сюжет, главная мысль, язык, точка зрения автора ( что хотел сказать автор). Работа с книгами-справочниками ( значение слов, имен, картин). Знакомство с новым жанром произведений Х.К.Андерсена "Дети года". Строфа ( двустишие), рифма, тон, темп чтения. Выразительное чтение, наизусть. Инсценирование стихотворения. Изготовление книги-самоделки "Дети года". | |||
38. | Х.К.Андерсен сказка «Самое невероятное»,«Девочка со спичками», К.Г.Паустовский «Великий сказочник» Итоговый тест. | Хр.ч.1 С.213-224 Хр.(ч.2) С.231-234 | С.76,78 С.78-79 | Работа с книгами Х.К.Андерсена. Аннотация самостоятельно прочитанной книги Х.К.Андерсена. Слушание сказки Х.К.Андерсена "Девочка со спичками", «Самое невероятное». Самостоятельное чтение очерка К.Г.Паустовский "Великий сказочник". | |||
39. | Урок «Проверьте себя». | Уч.ч.1 С.137 | С.79-81 | Произведения зарубежных писателей на страницах детских газет и журналов. Самостоятельная работа по учебнику и в тетради. Обобщение по разделу. Работа по "Страничке книгочея" в тетради. Конкурс "Книгочей класса" по изученным произведениям | |||
40. | Итоговая проверка начитанности и читательских умений. Контрольная работа. | ||||||
Мифы народов мира(4 ч.) | |||||||
41. | Древнегреческие мифы. «Арион», «Дедал и Икар». | Уч.ч.1 С.138-145 | С.82-84 | Ввести понятие о мифе. Выделять особенности древнегреческих мифов. Определение главной мысли. Находить и называть героев мифов. Работа с текстом. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Оценивать нравственно-этические поступки героев. Учиться понимать контекстную речь автора. Определять главную мысль. Ориентироваться в системе личностных смыслов через поступки героя: действии героя, понимать основное содержание текста, составлять план, пересказывать по плану, анализировать произведение. | |||
42. | Доп. Чт. Древнеиндийские мифы «Создание ночи», «Творение». Славянский миф. «Ярило-солнце». | хр.(ч.2) с.63 уч.ч.1 С.147-148 С.145-147 | С.86-87 С.84-85 | Выявить особенности славянского мифа ( язык, герои). Чтение, выделение эпизодов "пробуждение Матери -Сырой Земли", "появление человека" и "вещая речь человека". Герои древнеиндийских мифов. Особенности построения текста, выделение пословиц ( мудрых мыслей). Сравнение славянского мифа "Ярило -солнце" и древнегреческого мифа "Творение". Понимать основное содержание текста, составлять план, пересказывать по плану, анализировать произведение. | |||
43. | Доп. Чт. Древнекитайский миф. «Подвиги стрелка ». | Хр.ч.2 С.53-62 | С.88 | Знакомство с китайскими мифами. Книги с мифами народов мира. Понимать основной смысл содержания текста, анализировать произведение. Находить сходство и отличие между древнекитайскими, древнеиндийскими и славянскими мифами. | |||
44. | Обобщение по разделу. Урок «Проверьте себя». Итоговая проверка выразительности чтения | С.89-90 | выполнение заданий в учебнике и тетради. Знать мифы народов мира. Уметь работать самостоятельно в рабочих тетрадях | ||||
Книги Древней Руси (4 ч.) | |||||||
45. | Книги Древней Руси. Отрывки из «Повести временных лет»: О князе Владимире; Деятельность Ярослава. | Уч.ч.1 С.149-154 | С.90-92 | Знакомство с первыми книгами Древней Руси, памятниками культуры. Понятие о житие как жанре древнерусской литературы. Словарь древнерусских слов. Определение главной мысли (служение Родине, ее процветанию). | |||
46. | Доп. Чт. Отрывки из «Повести временных лет»: «О Никите Кожемяке», «О Кирилле и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого». | Хр.ч.2 С.63-71 | С.92-93 | Сравнение "Повести о Никите Кожемяке" с былиной "Никита Кожемяка" и былиной в пересказе Л.Н.Толстого "Как боролся русский богатырь". Знакомство с первым русским алфавитом "кириллицей", именами просветителей – Кириллом и Мефодием. Самостоятельное чтение "Наставления Ярослава Мудрого славянам" ( творческая работа), составление наставлений для себя. | |||
47. | Отрывок из «Повести временных лет»: «Поучение Владимира Мономаха». Урок «Проверьте себя». | Уч.ч.1 С.154-157 | С.93-95 | "Поучение"- жанр древнерусской литературы. Особенность повествования ( тон, темп). Выборочное чтение поучений. Сравнение "Поучений Владимира Мономаха" и "Наставлений Ярослава Мудрого". Выполнение заданий в учебнике и тетради | |||
48. | Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности. Контрольная работа. | ||||||
3 четверть (30 ч.) | |||||||
Лев Николаевич Толстой (4 ч.) | |||||||
49. | Повторение изученных произведений. Воспоминания Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой рассказ «Акула». | Уч.ч.2 С.4-7 Хр.ч.2 С.241-243 | С.5 С.6 С.6-7 | Повторение произведений Л.Н.Толстого. Классифицировать темы и жанры ( рассказ, басня, былина, сказка, быль). Сравнивать героев произведений. Справочный материал о писателе из детских книг и энциклопедий. Получать информацию об авторе. | |||
50. | Л.Н.Толстой сказка «Два брата», басня «Мужик и Водяной», рассказ «Черепаха» | Уч.ч.2 С.7-15 басню наизусть | С.7-11 | Чтение рассказа. Перечислять героев произведения. Описывать сюжет, находить кульминацию произведения. Понимать характер поведения героев. Наблюдать: вычитывать информацию о мальчике. Пересказывать: прочитать каждый абзац, выделить ключевые слова и предложения, рассказать подробно. Вычитывать контекстную информацию об отношениях героев рассказа. Оценивать нравственно-этическое поведение героев. | |||
51. | Проверка чтения наизусть отрывка басня «Мужик и Водяной». Л.Н.Толстой рассказ «Русак», былина «Святогор-богатырь». Литературный диктант. | Уч.ч.2 С.15-21 | С.11-13 | Рассказ-повествование с эпизодами описания. Находить и зачитывать описание пейзажа зимней ночи. Выявлять особенности речи. Слушание стихотворной формы былины. Сравнение с народной былиной «Святогор». Выделение слов-благородства и высшей ценности в человеке. | |||
52. | Доп.чт. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» быль. Слушание и работа с детскими книгами. | Хр.ч.2 С.3-36 | С.14-15 | Понятие "быль" ( рассказ о реальных событиях). Работа по содержанию, составление сюжетно-композиционного треугольника. Выполнение заданий в тетрадях | |||
Александр Александрович Блок (2 ч.) | |||||||
53. | А.А.Блок. Стихи о Родине. «Россия», «Рождество». Текущая проверка навыка чтения вслух. | Уч.ч.2 С.23-27 наизусть | С.15-17 | Определение темы, комментирование заглавия. Определение тона, темпа, ритма. Упражнение в выразительном чтении. Выполнение заданий в тетради. Заучивание наизусть Формировать целостное восприятие произведения: слушание стихотворения, беседа по выявлению первичного восприятия. Моделировать обложку (указать фамилию автора, заголовок, определить жанр и тему). Соотносить текст произведения с иллюстрациями. Наблюдать, анализировать и подводить под общий признак (понятие): чтение строк из стихотворения и определение предмета описания. | |||
54. | Проверка чтения наизусть. Стихи о Родине. А.А.Блок. «Россия». Доп. Чт. А.А.Блок «На поле Куликовом». | Хр.ч.2 С.99-101 | С.17-18 | Слушание чтения наизусть стихотворений «Россия» и «Рождество». Слушание: А.А.Блок "На поле Куликовом". Повторение стихов А.А.Блока, изученных раньше ( "Зайчик", "Снег да снег") Наблюдать, анализировать и подводить под общий признак (понятие): чтение строк из стихотворения и определение предмета описания. | |||
Константин Дмитриевич Бальмонт (3 ч.) | |||||||
55. | Проверка чтения наизусть. Стихи о Родине. «Рождество». К.Д.Бальмонт «Россия», «К зиме», «Снежинка». | Уч.ч.2 С.28-32 наизусть | С.18-21 | Определение тем стихов. Комментирование заголовков. Повторение понятий: рифма, строка, строфа. Упражнение в выразительном чтении. Выразительное чтение наизусть одного стихотворения. Наблюдать, анализировать и подводить под общий признак (понятие): чтение строк из стихотворения и определение предмета описания. | |||
56. | Проверка чтения наизусть стихотворения «К зиме». К.Д.Бальмонт «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи». Литературный диктант. | Уч.ч.2 С.32-34 наизусть | С.21-23 | Слушание чтения наизусть стихотворения К.Д.Бальмонта «К зиме». Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Повторение: логическое ударение. Выполнение заданий. Находить особенность сказочных стихов: определение интонационного рисунка и позиции автора. Выразительное чтение. Заучивание наизусть одного стихотворения. | |||
57. | Проверка чтения наизусть стихотворения К. Д. Бальмонта «У чудищ». Доп. Чт. К.Д.Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка» | Хр.ч.2 С.117-121 | С.23-25 | Слушание стихотворения К.Д.Бальмонта "Русский язык". Повторение произведений, о которых говорится в стихотворении. Самостоятельное чтение стихотворения К.Д.Бальмонта "Золотая рыбка". Наблюдать, анализировать и подводить под общий признак (понятие): чтение строк из стихотворения и определение предмета описания. | |||
Александр Иванович Куприн (2 ч.) | Особенность сказочных стихов: определение интонационного рисунка и позиции автора. Выразительное чтение. Заучивание наизусть одного стихотворения | ||||||
58. | А.И.Куприн рассказ «Скворцы» Текущая проверка навыка чтения молча. | Уч.ч.2 С.35-46 Отрывок наизусть | С.26-27 | Объяснение заголовка. Аналитическое чтение, выделение повторов, устойчивых эпитетов, описаний героев. Выполнение заданий в учебнике и тетради | |||
59. | Проверка чтения наизусть отрывка А.И.Куприн рассказ «Скворцы». Доп. Чт. А.И.Куприн легенда «Четверо нищих», «Воспоминания об А.П.Чехове». | Хр.ч.2 С.101-106 С.235-238 | С.28-29 С.29 | Выставка книг с легендами русских писателей. Аннотация "своей" книги. Слушание легенды А.И.Куприна "Четверо нищих". Произведения фольклора на страницах детских газет и журналов. Чтение статьи «Воспоминания о Чехове», обсуждение. | |||
Э.Сетон-Томпсон (2 ч.) | |||||||
60. | Знакомство с произведением Э.Сетон-Томпсон «Виннипегский волк». | Хр.ч.2 С.121-139 | С.30 | Работа с книгами о животных: титульный лист, оглавление. Чтение аннотации, предисловия, справки об авторе. Слушание рассказа Э.Сетона -Томпсона "Виннипегский волк". Творческая работа: отзыв о прочитанном произведении о животных. Оценивать нравственно-этические поступки героев ; высказывать и аргументировать свою точку зрения. Определять главную мысль и сделать вывод Находить точную информацию о героях. Моделировать обложку. | |||
61. | В. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона». «Проверь себя». Литературный диктант. | Хр.ч.2 С.244-249 | С.30-33 | Самостоятельное чтение очерка В.М.Пескова "В гостях у Сетона – Томпсона". | |||
Иван Алексеевич Бунин (2 ч.) | |||||||
62. | И.А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство». | Уч.ч.2 С.47-50 наизусть | С.33-35 | Чтение стихотворений. Работа над выразительностью. Сравнение стихотворений: определение тем, интонационных рисунков. Выразительное чтение (тон, темп, ритм). Выполнение заданий. Заучивание наизусть одного стихотворения по выбору. | |||
63. | Проверка чтения наизусть «Гаснет вечер, даль синеет…». И.А.Бунин «Листопад». «Шире, грудь, распахнись, для принятия…» | Уч.ч.2 С.51-53 | С.35-38 | Слушание чтения наизусть стихотворений И.А.Бунина «Гаснет вечер, даль синеет», «Детство». Первичное восприятие стихотворения ( читает учитель или учащиеся). Работа над выразительностью чтения. Закрепление понятий: эпитет, сравнение, олицетворение. Выполнение заданий в тетради | |||
Николай Алексеевич Некрасов (2 ч.) | |||||||
64. | Проверка чтения наизусть «Детство». Доп. Чт. Н.А.Некрасов «Генерал Топтыгин» | Хр.(ч.1) С.209-212 | С.38-39 | Повторение стихов русских поэтов. Слушание стихотворения Н.А.Некрасова "Генерал Топтыгин".. Сравнение стихотворения с другими стихотворениями о животных, выделение их главной мысли. | |||
65. | Доп. Чт. К.И.Чуковский Николай Алексеевич Некрасов Урок «Проверьте себя». Текущая проверка выразительности чтения | Хр.ч.2 С.227-230 Уч.ч.2 С.55 | С.39 С. 40-41 | Самостоятельное чтение очерка К.И.Чуковского "Н.А.Некрасов" | |||
Самуил Яковлевич Маршак (6 ч.) | |||||||
66. | Доп. Чт. С.Я.Маршак. «Загадки», «Зелёная застава». | Хр.ч.2 С.139-141 | С.43-45 | Повторение произведений С.Я.Маршака ( 1-3 кл.). Жанры произведений С.Я.Маршака ( загадки, стихи, сказки). Читать стихотворения, работать над выразительностью. | |||
67. | С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев», «Словарь». | Уч.ч.2 С.56-86 наизусть | С.42-45 | Работа со стихотворениями С.Я.Маршака "Словарь", «Двенадцать месяцев»: самостоятельное чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Заучивание наизусть. | |||
68. | Проверка чтения наизусть С.Я.Маршак «Словарь». С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев». Литературный диктант. | Уч.ч.2 С. 57-86 | С.44-45 | Слушание чтения наизусть стихотворения С.Я.Маршака «Словарь». Проверка выразительного чтения «Двенадцать месяцев». Читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины. | |||
69. | Доп. Чт. С.Я.Маршак «Сказка про козла». С.Я.Маршак-переводчик Р.Бёрнс «В горах моё сердце.» | Хр.ч.2 С.152-163 Уч.ч.2 С.86-87 наизусть | С.45-46 С.46-47 | Работа со стихотворением Р.Бернса "В горах мое сердце…": чтение, беседа, выполнение заданий. Заучивание наизусть ( по желанию). Справка об авторе ( работа со справочной литературой). | |||
70. | Проверка чтения наизусть Р.Бёрнс «В горах моё сердце». С.Я.Маршак «Ледяной остров». | Хр.ч.2 С.141-152 | С.47-48 | Слушание чтения наизусть. Игра "По страницам книг С.Я.Маршака". Слушание стихотворения С.Я.Маршака "Ледяной остров". Выполнение заданий в тетради. Творческая работа: "Остров Буян" ( текст и рисунок) | |||
71. | Текущая проверка начитанности и читательских умений. Контрольная работа. | ||||||
Николай Алексеевич Заболоцкий (2 ч.) | |||||||
72. | Н.А.Заболоцкий «Лебедь в зоопарке», «Детство». | Уч.ч.2 С.88-91 наизусть | С.48-50 | Работа с текстом стихотворения – самостоятельное чтение. Упражнение в выразительном чтении. Сравнение стихотворений Н.А.Заболоцкого "Детство" и И.З.Сурикова "Детство". Сравнение стихотворений: строф, тем, главная мысль. Выразительное чтение ( паузы, логическое ударение). Выполнение заданий в учебнике и тетради | |||
73. | Проверка чтения наизусть стихотворения Н. А. Заболоцкого «Детство». Доп.чт. Н.А.Заболотский «Весна в лесу». | Хр.ч.2 С. 193-194 | Выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения. | ||||
Произведения о детях войны. Николай Михайлович Рубцов (1 ч.) | |||||||
74. | Н.М.Рубцов «Берёзы», «Тихая моя родина». Доп. чт. Н.М.Рубцов «Ласточка». | Уч.ч.2 С.92-94 хр.ч.2 С.211 наизусть | С.53-54 С.55 | Работа с текстом стихотворения: строфы, рифма, описание березы. Точка зрения автора, определение отношения к стихотворению. Выразительное чтение: постановка задачи ( что хочу выразить?). определение тона, темпа. Заучивание наизусть ( по желанию). Первичное восприятие стихотворения «Ласточка» ( читает учитель), беседа, упражнении в чтении. Определение главной мысли. Описание картин. Выделение эпитетов, сравнений. Сравнение стихотворений Н.М. Рубцова "Тихая моя родина" и И.Никитина "Русь" | |||
Константин Михайлович Симонов (1 ч.) | |||||||
75. | Проверка чтения наизусть стихотворения Н. М. Рубцова «Берёзы». Доп. Чт. К.М.Симонов «Сын артиллериста» | Хр.ч.2 С.163-171 | С.52-53 | Слушание стихотворения К.М.Симонова "Сын артиллериста". Творческая работа: рассказ о любимом литературном герое (ребенке). Оформление книги-самоделки "Герои любимых книг" Выделять главную мысль произведения, отношения автора к герою. | |||
Андрей Платонович Платонов (3 ч.) | |||||||
76. | Проверка чтения наизусть стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина». А.П.Платонов «Любовь к родине или Путешествие воробья». Доп. чт. В.П.Катаев «Сын полка». | Хр.ч.2 С.195-210 Хр.ч.2 С.171-187 | С.51-52 С.55-56 | Выделять главную мысль произведения, отношения автора к герою. Герой ребенок. Образ Вани Солнцева ( внешний вид, поступки). Главная мысль, отношение автора к герою. Подготовка выразительного чтения или рассказывания одного эпизода. Слушание сказки-были А.П.Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» | |||
77. | Текущий тест. Контрольная работа. | ||||||
78. | Диагностические тесты и задания на сформированность учебной и читательской деятельности. Контрольная работа. | ||||||
4 четверть (24 ч.) Сергей Владимирович Михалков (4 ч.) | |||||||
79. | С.В.Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома». | Уч.ч.2 С.96-101 наизусть | С.59-61 | Повторение произведений С.В.Михалкова. Чтение стихотворений, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Заучивание наизусть одного стихотворения. Знакомство с книгой Г.Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома" (рассматривание и рекомендация для самостоятельного чтения) | |||
80. | Проверка чтения наизусть стихотворения С. В. Михалкова «Школа». Доп.чт. С.В.Михалков «Любитель книг», «Чужая беда», «Как бы жили мы без книг?». Литературный диктант | Хр.ч.2 С.214-217 | С.62-65 | Чтение стихотворений Михалкова, работа над выразительностью чтения, соблюдение пауз, интонации, постановка логического ударения. | |||
81. | С.В.Михалков басня «Зеркало». | Уч.ч.2 С.101-103 | С.63 | Повторение понятий: басня, вступление, рассказ ( развитие действий), мораль, олицетворение. Чтение басен, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Выразительное чтение басен. Заучивание одной басни наизусть | |||
82. | Доп. чт. С.В.Михалков «Дым без огня», «Как старик корову продавал». | Хр.ч.2 С.212-214 | С.65-66 | Выставка книг С.В.Михалкова: определение тем и жанров. Самостоятельное чтение сказки в стихах "Как старик корову продавал", сравнение ее с русской народной сказкой "Как старик корову продавал" в прозаической форме. Самостоятельная работа со схемой "Жанры произведений о детях" | |||
Юмористические произведения (2 ч.) | |||||||
83. | Н.Н.Носов «Федина задача». И.Л. Гамазкова «Страдания» | Уч.ч.2 С.104-109 | С.66-68 | Повторение изученных рассказов о детях Н.Н.Носова, Л.Пантелеева, В.Ю.Драгунского ( 1-3 кл.). Понятия: юмор, ирония. "Вычитывание" юмористических эпизодов. Определение и комментирование отношения автора. Выразительное чтение диалогов. Работа с произведениями И.Л.Гамазкова, выделение их особенностей. Выполнение заданий в тетради и в учебнике | |||
84. | Доп. Чт. В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным». | Хр.ч.2 С.218-221 | С.68-69 | Веселые рассказы о детях и для детей Н.Н.Носова и В.Ю.Драгунского. "Вычитывание" юмористических эпизодов. Определение и комментирование отношения автора. Выразительное чтение диалогов. Работа с произведением. | |||
Очерки (7 ч.) | |||||||
85. | И.С.Соколов-Микитов «Родина». Доп. Чт. М.Шолохов «Любимая мать-отчизна» | Уч.ч.2 С.110-111 наизусть Хр.ч.2 С.252 | С.70-72 | Понятия: очерк, герой очерка, тема очерка. Повторение изученных очерков. Чтение очерков И.М.Соколова-Микитова "Родина" и М.А.Шолохова "Любимая мать-отчизна", сравнение, определение темы и авторской позиции. Понимать основное содержание текста. | |||
86. | Итоговый контроль навыка чтения вслух. | ||||||
87. | Проверка чтения наизусть И.С.Соколов-Микитов «Родина». А.И.Куприн «Сказки Пушкина». Литературный диктант. | Уч.ч.2 С.111-114 | С.72-74 | Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения). Выполнение заданий в тетради и в учебнике. Понимать основное содержание текста. | |||
88. | Н.С.Шер «Картины-сказки» | Уч.ч.2 С.114-119 | С.74-76 | Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения). Выполнение заданий в тетради и в учебнике. Понимать основное содержание текста. | |||
89. | Ю.Я.Яковлев «Право на жизнь» | хр.ч.2 С.253-254 | С.76-77 | Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения). Выполнение заданий в тетради и в учебнике. Понимать основное содержание текста. | |||
90. | Р.Сеф «О стихах Джона Чиарди» | Хр.ч.2 С.250-252 | С.78-79 | Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения). Выполнение заданий в тетради и в учебнике. Понимать основное содержание текста. Очерки о писателях. Повторение произведений и очерков А.И.Куприна о Чехове, Р.Сефа о Дж.Чиарди и т.д. Самостоятельное чтение очерка о Дж.Чиарди | |||
91. | Урок «Проверь себя». Итоговый контроль навыка чтения молча. | С.79 | |||||
Приключения. Путешествия. Фантастика (11 ч.) | |||||||
92. | Н.П.Вагнер «Фея Фантаста». | Уч.ч.2 С.120-128 | С.80-81 | Работа с произведениями, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слово учителя о Н.П.Вагнере ( "русском Андерсене") Оценивать нравственно-этическое поведение героев. | |||
93. | Н.П.Вагнер «Берёза» | Уч.ч.2 С.128-135 | С.82-84 | Работа с произведениями, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение сказок Н.П.Вагнера "Береза" и Х.К.Андерсена "Ель" | |||
94. | Доп. Чт. Н.П.Вагнер «Сказка». | Хр.ч.2 С.37-54 | С.84-85 | Знакомство с книгами Н.П.Вагнера разных годов издания. Слушание сказки Н.П.Вагнера "Сказка". | |||
95. | Доп. Чт. Н.П.Вагнер «Руф и Руфина». Литературный диктант. | Хр.ч.2 С.55-63 | С.85-86 | Самостоятельное чтение сказки Н.П.Вагнера "Руф и Руфина", сравнение ее со сказкой Ц.Топелиуса "Зимняя сказка" (3 кл.) Оценивать нравственно-этическое поведение героев. | |||
96. | Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов». | Уч.ч.2 С.136-154 | С.86-88 | Знакомство с книгами Дж.Свифта о Гулливере. Чтение отдельных глав, образ Гулливера ( внешний вид, отношение к другим людям), выполнение заданий в тетради и в учебнике Оценивать нравственно-этическое поведение героев. | |||
97. | Доп. Чт. В. Рыбаков. О книге Дж.Свифта. | Хр.ч.2 С.239-241 | С.88-89 | Рассматривание книг Дж.Свифта о Гулливере. Слушание одной из глав книги "Гулливер в стране великанов". Чтение очерка В.Рыбакова "О книге Дж.Свифта" | |||
98. | Доп. Чт. В.В.Вересаев «Легенда» | Хр.ч.2 С.87-88 | С.89-90 | Сравнение народных и литературных произведений. Чтение произведений Вересаева. Работать с текстом произведения: чтение по абзацам, выявление первичного восприятия текста, высказывания о своем первичном восприятии. Оценивать нравственно-этическое поведение героев. | |||
99. | Доп. Чт. В.В.Вересаев «Звезда» Литературный диктант. | Хр.ч.2 С.88-99 | С.90-91 | Сравнение народных и литературных произведений. Чтение произведений Вересаева. Работать с текстом произведения: чтение по абзацам, выявление первичного восприятия текста, высказывания о своем первичном восприятии. Оценивать нравственно-этическое поведение героев. | |||
100. | Урок «Проверь себя». Контрольная работа. Проверка уровня начитанности и читательских умений. | Уч.ч.2 С.155-157 | С.92-95 | ||||
101. | Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности. Контрольная работа. | ||||||
102. | Повторение изученных произведений. |
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
1. Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова: Литературное чтение. 4 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях;- 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012
2. Л.А.Ефросинина: Литературное чтение. 4 класс учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях;- 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2011 - 2012
3. Л.А.Ефросинина. Литературное чтение . 4 класс рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях;- 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012
4. Л.А.Ефросинина. Сборник контрольных работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/18/picture-56940-1476812511.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/18/picture-56940-1476812511.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/27/picture-658555-1440706867.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/01/picture-274284-1580540755.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/10/picture-265593-1707590757.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...