Конкурсная программа «Доброе слово сказать - посошок в руки дать» (по русским пословицам и поговоркам)
методическая разработка (4 класс) по теме
Одним из важнейших признаков современного образованного и воспитанного человека является правильная, грамотная литературная речь. В настоящее время ни средства массовой информации, ни окружающая среда не воспитывают это.
Сегодня происходит засорение русской речи иностранными словами. Именно через речь иностранная культура насильственно вторгается в нашу жизнь.
Игровая программа хоть на некоторое время сможет приобщить учащихся к сокровищницам духовной культуры русского народа. У школьников формируется коммуникативная, культуроведческая компетенции.
Применение информационных технологий позволяет интенсифицировать процесс этого формирования, повысить темп программы, активизировать мыслительную деятельность учащихся, позволяет использовать игровые методы обучения, развивающие индивидуальность мышления и творческие способности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovats-aya_progr_musht_belov.docx | 39.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Белова Елена Викторовна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Школа № 59»,
г. Прокопьевска
Конкурсная программа
«Доброе слово сказать - посошок в руки дать»
(по русским пословицам и поговоркам)
Цели:
- прививать учащимся любовь к русской культуре;
- научить их понимать народную мудрость, заложенную в пословицах и поговорках;
- развивать у учащихся потребность обмениваться знаниями и умениями, а также общаться со своими сверстниками в процессе игры.
Задачи:
- приобщить учащихся к сокровищам духовной культуры русского народа с целью духовно-нравственного развития личности;
- формировать коммуникативную, культуроведческую компетенции школьников;
- развивать творческие способности учащихся.
Планируемые результаты
- Повышение интереса к русской речи;
- Обогащение словарного запаса;
- Развитие грамотной, точной, выразительной речи;
- Обогащение внутреннего мира учащихся;
- Умение слушать собеседника;
- Соблюдение правил общения;
Применяемые технологии, оборудование:
- Информационные, игровые технологии.
- Мультимедийный проектор;
- Интерактивная доска;
- 5 флажков (цвет:красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый);
- 5 лент(цвет:красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый).
- Персональный компьютер;
- Ученические работы в программе PowerPoint.
Содержательная часть:
Пояснительная записка
Данная программа была проведёна в рамках социокультурного проекта "Чистое слово". Одним из важнейших признаков современного образованного и воспитанного человека является правильная, грамотная литературная речь. В настоящее время ни средства массовой информации, ни окружающая среда не воспитывают это.
Сегодня происходит засорение русской речи иностранными словами. Именно через речь иностранная культура насильственно вторгается в нашу жизнь.
Игровая программа хоть на некоторое время сможет приобщить учащихся к сокровищницам духовной культуры русского народа. У школьников формируется коммуникативная, культуроведческая компетенции.
Применение информационных технологий позволяет интенсифицировать процесс этого формирования, повысить темп программы, активизировать мыслительную деятельность учащихся, позволяет использовать игровые методы обучения, развивающие индивидуальность мышления и творческие способности детей.
Ход конкурсной программы:
В зале размещены 5 столов, в центре каждого флажок (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый). Участники: дети начальной школы. На входе каждый получает карточку определенного цвета и фломастером пишет на ней своё имя. Под музыку дети располагаются за столами, согласно цвету своих карточек.
Ведущий 1.
Богата земля русская. И богата она не только хлебами, полезными ископаемыми. Главное её богатство - люди. Одним из важнейших признаков современного образованного и воспитанного человека является правильная, грамотная литературная речь. Сегодня происходит засорение русской речи иностранными словами. Именно через речь иностранная культура насильственно вторгается в нашу жизнь.
Россия славится богатым устным народным творчеством. Правильное использование людьми пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека. Они - хранители истинно народной мудрости.
Ведущий 2.
Пословицы - это «самоцветы и самородки» русского языка – несут неподражаемый колорит, выражают мысль образно, эмоционально.
В пословицах можно найти ответ на все случаи жизни – когда у тебя горе, и когда радость, на всякое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный ответ. Какой бы короткой пословица не была, все-таки это законченное произведение.
Сейчас мы проведем конкурс по русским пословицам и поговоркам «Доброе слово сказать - посошок в руки дать».
В ходе конкурса будем обмениваться знаниями народных пословиц и поговорок, учиться понимать народную мудрость, тем самым повышая свой уровень воспитанности и культуры.
Конкурсную программы начнем с замечательных слов Максима Горького и народных мудростей.
«Пословицы» кратки, а ума и чувства выложено в них на целые книги», - писал М.Горький.
Пословица не на ветер молвится.
Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
Пословица ввек не сломится.
Красна речь пословицами.
(Ведущие поочередно проводят конкурсы)
Первый конкурс«Продолжи пословицу»
На экране появляются названия тематических групп пословиц. Ребята выбирают одну. В каждой группе 5 пословиц, за правильный ответ - 1 балл.
Добро. Зло. Жизнь дана (на добрые дела). Добра желаешь, ( добро и делай!) Добро не умрёт, (а зло пропадёт). Добрые слова (дороже богатства). Добрый человек (в добре проживёт век). | Дружба. Без друга (в жизни туго). Верному другу (цены нет). Дружба крепка не лестью, (а правдой и честью). Друга ищи, (а найдёшь – береги). Дерево живёт корнями, (а человек – друзьями). |
Учение Грамоте учиться (всегда пригодится). Век живи – (век учись). Красна птица перьем, (а человек ученьем). Ученье дороже (богатства). Наукой свет стоит, (а ученьем люди живут). | Правда. Совесть. В ком добра нет, (в том и правды мало). Лучше горькая правда, (чем сладкая ложь). Всяк правду ищет, (да не всяк её творит). За правду стой (горой). Дело знай, (а правду помни). |
Смелость. Трусость. Смелость (города берёт). Двум смертям не бывать, (а одной не миновать). Храброму смерть (не страшна). На смелого собака лает, (а трусливого кусает). Волка бояться – (и от белки бежать). |
Второй конкурс «Угадай словечко»
На экране под цифрами от 1до 10 зашифрованы фразеологизмы.
Задание: одним словом передать смысл фразеологизма. За каждый правильный ответ 1 балл.
1. У черта на куличках. (Далеко.)
2. Семи пядей во лбу. (Умный.)
3. От горшка два вершка. (Маленький.)
4. Когда рак на горе свистнет. (Никогда.)
5. Ни кола, ни двора. (Бедный.)
6. В голове ветер гуляет. (Глупый, бестолковый.)
7. Хоть пруд пруди. (Много.)
8. Рыло в пуху. (Виноватый.)
9. После дождичка в четверг. (Неизвестно когда.)
10. На ходу подметки рвет. (Ловкий, хитрый.)
Третий конкурс «Театр пословиц»
Наши русские пословицы и поговорки бывают настолько яркими по смыслу и меткими по отраженным в них художественным образам, что их даже можно инсценировать и разыгрывать, как мини-сценки.
Задание: инсценировать и разыгрывать пословицу, как мини-сценку.
Если пословица угадана, команда получает 3 балла. За каждую отгаданную и правильно произнесенную пословицу, отгадавшая команда получает 3 балла.
Пословицы для инсценировок:
- Яблоко от яблони недалеко падает.
- Знает кошка, чье мясо съела.
- Сам погибай, а товарища выручай.
- Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
- Слово — не воробей; вылетит — не поймаешь.
Четвёртый конкурс «Угадай пословицу»
На экране под цифрами от 1до 10 зашифрованы пословицы и поговорки той или иной страны. Задача игроков: подобрать русскую пословицу или поговорку, аналогичную по смыслу. За каждый правильный ответ 2 балла.
1.В закрытый рот муха не залетит. Итальянская пословица.
(Слово - не воробей: вылетит - не поймаешь.)
2.Две собаки вряд ли поделят одну кость. Английская пословица.
(Два медведя в одной берлоге не уживутся.)
3.Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин.Иранская
пословица. (На безрыбье и рак - рыба.)
4.Тот не заблудится, кто спрашивает. Финская поcловица.
(Язык до Киева доведет.)
5.Молчаливый рот - золотой рот. Немецкая пословица.
( Слово - серебро, молчание - золото.)
6.Разговорами риса не сваришь. Китайская пословица.
(Соловьябаснями не кормят.)
7.Ранняя птичка съедает червячка. Английская поcловица.
(Кто рано встает, тому Бог подает.)
8.Пика не кладется в мешок. Польская пословица. (Шила в мешке не утаишь.)
9. Бежал от дождя, попал под ливень. Арабская пословица.
(Из огня да в полымя.)
10. Не учи рыбу плавать. Английская пословица. (Не учи ученого.)
Пятый конкурс «Лента для капитанов»
Капитаны, по сигналу ведущего начинают сматывать ленту, двигаясь к центру. Одновременно они произносят пословицы, побеждает тот изкапитанов, который смог смотать больший кусок ленты и при этом не сбился в пословицах.
За победу в конкурсе капитан приносит своей команде 2 балла
Шестой конкурс«Подумай и ответь»
На экране появляются задания и несколько ответов к ним. Дети должны выбрать правильный ответ, за который получают 1 балл.
1. Завистливое око... – как рот широко; – как яма глубоко; –видит далеко; – с боку припека | 6. Курица по зернышку клюет да... – на всех плюет; – яйцо несет; – сыто живет; – «куд-куда» поет. |
2. Хлеб-соль кушай, а... – хозяина слушай; – никого не слушай; – не затыкай уши; – не бей баклуши | 7. Голодному Федоту... – пора на охоту; – не до работы; – лягушку из болота; – и репка в охоту. |
3. И зрячий глаз, да... – ослеп враз; – не видит вас; – не у вас; – очки припас | 8. Сказал бы словечко, да... – волк недалечко; – не мыто крылечко; – не топлена печка; – трепещет сердечко. |
4. Жизнь прожить... – себя любить; – море переплыть; – всем дорожить; – баклуши бить. | 9. Дурака учить... – в стену горох лепить; – решетом воду носить; – лаптем тесто месить; – самому дураком слыть. |
5. У ленивой пряхи... – не бывают свахи; – все, как у неряхи; – «охи» да «ахи»; – и для себя нет рубахи | 10. Кабы знал, где упал... – тут бы сроду не ступал; – тут соломки подостлал; – тут перинки раскидал; – тут земельку бы вскопал; |
Седьмой конкурс«Компьютерный художник»
Командам предлагается изобразить пословицу в виде рисунка, используя программу PowerPoint.
Если пословица угадана, команда получает 3 балла. (Пословицы и поговорки,
уже названные в предыдущих раундах, не засчитываются).
Рефлексия.
Каждой команде предлагается выразить свои чувства и мысли по поводу состоявшейся игры, употребив только одно предложение, желательно пословицу или поговорку.
Подведение итогов. Награждение.
Литература:
http://ped-kopilka.ru/Игры с пословицами и поговорками для детей. [Электронный ресурс].
Язык русских пословиц: Элективный курс для учащихся/Г.И.Канакина, Е.В.Викторова; под общ.ред. Г.И.Канакиной. – М.:Вербум – М, 2006
Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь/ Ин-т рус.яз. Им. А.С.Пушкина; Под ред. Е.М.Верещагина, В.Г.Костомарова. – М.:Рус.яз.,1979.
В. Воскобойников. Энциклопедия народной мудрости. – Санкт-Петербург: Респекс, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Русские пословицы и поговорки»
Урок в рамках ФГОС. Место в планировании: послебукварный период....
Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико...
Викторина в3 кл."Русские пословицы и поговорки"
Викторины очень нравятся детям. В игровой непринуждённой обстановке материал усваивается лучше, а знания откладываются в долговременную память. Данная викторина имеет и воспитательную ценность. Решени...
Понимаешь ли ты русские пословицы и поговорки?
знание русских пословиц...
Исследовательская работа «Число 7 в русских пословицах и поговорках»
Изучая на уроках русского языка тему «Имя числительное», мы узнали, какую огромную роль играют числа первого десятка. Название «числительное» произошло от слова «число». Насколько ча...
Конспект урока. Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Предмет: литературное чтениеКласс: 3Тип урока: изучение нового материалаТема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Цели: Образовательные:...
Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Цели: Образовательные:Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использовани...