Конкурсная программа «Доброе слово сказать - посошок в руки дать» (по русским пословицам и поговоркам)
методическая разработка (4 класс) по теме

Белова Елена Викторовна

Одним из важнейших признаков современного образованного и воспитанного человека является правильная, грамотная литературная речь. В  настоящее время ни средства массовой информации, ни окружающая среда не воспитывают это.

Сегодня происходит засорение русской речи иностранными словами. Именно через речь иностранная культура насильственно вторгается в нашу жизнь.

Игровая программа хоть на некоторое время сможет приобщить учащихся к сокровищницам духовной культуры русского народа. У школьников формируется коммуникативная, культуроведческая компетенции.

Применение информационных технологий позволяет интенсифицировать процесс этого формирования, повысить темп программы, активизировать мыслительную деятельность учащихся, позволяет использовать игровые методы обучения, развивающие индивидуальность мышления и творческие способности детей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovats-aya_progr_musht_belov.docx39.18 КБ

Предварительный просмотр:

Белова Елена Викторовна,

 учитель начальных классов,

 МБОУ «Школа № 59»,

г. Прокопьевска

Конкурсная программа

«Доброе слово  сказать - посошок в руки дать»

                                  (по русским пословицам и поговоркам)

Цели:

  • прививать учащимся любовь к русской культуре;
  • научить их понимать народную мудрость, заложенную в пословицах  и поговорках;
  • развивать у учащихся потребность обмениваться знаниями и умениями, а также общаться со своими сверстниками в процессе игры.

Задачи:

  • приобщить  учащихся к сокровищам духовной культуры русского народа                                    с целью духовно-нравственного развития личности;
  • формировать коммуникативную, культуроведческую  компетенции                         школьников;
  • развивать творческие способности учащихся.

Планируемые результаты

  • Повышение интереса к русской речи;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Развитие грамотной, точной, выразительной речи;
  • Обогащение внутреннего мира учащихся;
  • Умение слушать собеседника;
  • Соблюдение правил общения;

Применяемые технологии, оборудование:

  • Информационные, игровые технологии.
  • Мультимедийный проектор;
  • Интерактивная доска;
  • 5 флажков (цвет:красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый);
  • 5 лент(цвет:красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый).
  • Персональный компьютер;
  • Ученические работы в программе PowerPoint.

Содержательная часть:

Пояснительная записка

Данная программа была проведёна в рамках социокультурного проекта "Чистое слово". Одним из важнейших признаков современного образованного и воспитанного человека является правильная, грамотная литературная речь. В  настоящее время ни средства массовой информации, ни окружающая среда не воспитывают это.

Сегодня происходит засорение русской речи иностранными словами. Именно через речь иностранная культура насильственно вторгается в нашу жизнь.

Игровая программа хоть на некоторое время сможет приобщить учащихся к сокровищницам духовной культуры русского народа. У школьников формируется коммуникативная, культуроведческая компетенции.

Применение информационных технологий позволяет интенсифицировать процесс этого формирования, повысить темп программы, активизировать мыслительную деятельность учащихся, позволяет использовать игровые методы обучения, развивающие индивидуальность мышления и творческие способности детей.  

Ход конкурсной программы:

        В зале размещены 5 столов, в центре каждого флажок (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый). Участники: дети начальной школы. На входе каждый получает карточку определенного цвета и фломастером пишет  на  ней своё имя. Под музыку дети располагаются за столами, согласно цвету своих карточек.

Ведущий 1.

Богата земля русская. И богата она не только хлебами, полезными ископаемыми. Главное её богатство - люди. Одним из важнейших признаков современного образованного и воспитанного человека является правильная, грамотная литературная речь. Сегодня происходит засорение русской речи иностранными словами. Именно через речь иностранная культура насильственно вторгается в нашу жизнь.

Россия славится богатым устным народным творчеством. Правильное использование людьми пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека. Они - хранители истинно народной мудрости.

Ведущий 2.

Пословицы  - это «самоцветы и самородки» русского языка – несут неподражаемый колорит, выражают мысль образно, эмоционально.

В пословицах можно найти ответ на все случаи жизни – когда у тебя горе, и когда радость, на всякое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный ответ. Какой бы короткой пословица не была, все-таки это законченное произведение.

Сейчас мы проведем конкурс по русским пословицам и поговоркам «Доброе слово  сказать - посошок в руки дать».

В ходе конкурса будем обмениваться знаниями народных  пословиц и поговорок, учиться понимать народную мудрость, тем самым повышая свой уровень воспитанности и культуры.  

Конкурсную программы начнем с замечательных слов Максима Горького и народных мудростей.

«Пословицы» кратки, а ума и чувства выложено в них на целые книги», - писал М.Горький.

Пословица не на ветер молвится.

                     Добрая пословица  не в бровь, а в глаз.

                     Пословица ввек не сломится.

                     Красна речь пословицами.

(Ведущие поочередно проводят конкурсы)

 Первый конкурс«Продолжи пословицу»

         На экране появляются названия тематических групп пословиц. Ребята выбирают одну. В каждой группе 5 пословиц, за правильный ответ - 1 балл.

Добро. Зло.

Жизнь дана (на добрые дела).

Добра желаешь, ( добро и делай!)

Добро не умрёт, (а зло пропадёт).

Добрые слова (дороже богатства).

Добрый человек (в добре проживёт век).

Дружба.

Без друга (в жизни туго).

Верному другу (цены нет).

Дружба крепка не лестью, (а правдой и честью).

Друга ищи, (а найдёшь – береги).

Дерево живёт корнями, (а человек – друзьями).

Учение

Грамоте учиться (всегда пригодится).

Век живи – (век учись).

Красна птица перьем, (а человек ученьем).

Ученье дороже (богатства).

Наукой свет стоит, (а ученьем люди живут).

Правда. Совесть.

В ком добра нет, (в том и правды мало).

Лучше горькая правда, (чем сладкая ложь).

Всяк правду ищет, (да не всяк её творит).

За правду стой (горой).

Дело знай, (а правду помни).

Смелость. Трусость.

Смелость (города берёт).

Двум смертям не бывать, (а одной не миновать).

Храброму смерть (не страшна).

На смелого собака лает, (а трусливого кусает).

Волка бояться – (и от белки бежать).

Второй конкурс «Угадай словечко»

На экране под цифрами от 1до 10 зашифрованы фразеологизмы.

Задание: одним словом передать смысл фразеологизма. За каждый правильный ответ 1 балл.

1. У черта на куличках. (Далеко.)        

2. Семи пядей во лбу. (Умный.)

3. От горшка два вершка. (Маленький.)      

4. Когда рак на горе свистнет. (Никогда.)

5. Ни кола, ни двора. (Бедный.)

6. В голове ветер гуляет. (Глупый, бестолковый.)

7. Хоть пруд пруди. (Много.)

8. Рыло в пуху. (Виноватый.)

9. После дождичка в четверг. (Неизвестно когда.)

10. На ходу подметки рвет. (Ловкий, хитрый.)

Третий конкурс «Театр пословиц»

Наши русские пословицы и поговорки бывают настолько яркими по смыслу и меткими по отраженным в них художественным образам, что их даже можно инсценировать и разыгрывать, как мини-сценки.

Задание: инсценировать и разыгрывать пословицу, как мини-сценку.

Если пословица угадана, команда получает 3 балла. За каждую отгаданную  и правильно произнесенную пословицу, отгадавшая команда получает 3 балла.

Пословицы для инсценировок:

  • Яблоко от яблони недалеко падает.
  • Знает кошка, чье мясо съела.
  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
  • Слово — не воробей; вылетит — не поймаешь.

Четвёртый конкурс «Угадай пословицу»

         На экране под цифрами от 1до 10 зашифрованы пословицы и поговорки той или иной страны. Задача игроков: подобрать русскую пословицу или поговорку, аналогичную по смыслу. За каждый правильный ответ 2 балла.

1.В закрытый рот муха не залетит. Итальянская пословица.

(Слово - не воробей: вылетит - не поймаешь.)

 2.Две собаки вряд ли поделят одну кость. Английская  пословица.

(Два медведя в одной берлоге не уживутся.)

3.Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин.Иранская

пословица. (На безрыбье и рак - рыба.)

 4.Тот не заблудится, кто спрашивает. Финская поcловица.

(Язык до Киева доведет.)

  5.Молчаливый рот - золотой рот. Немецкая пословица.

( Слово - серебро, молчание - золото.)

  6.Разговорами риса не сваришь. Китайская пословица.

(Соловьябаснями не кормят.)

  7.Ранняя птичка съедает червячка. Английская поcловица.

(Кто рано встает, тому Бог подает.)

8.Пика не кладется в мешок. Польская пословица. (Шила в мешке не утаишь.)

9. Бежал от дождя, попал под ливень. Арабская пословица.

(Из огня да в полымя.)

10. Не учи рыбу плавать. Английская пословица. (Не учи ученого.)

Пятый конкурс  «Лента для капитанов»

Капитаны, по сигналу ведущего начинают сматывать ленту, двигаясь к центру. Одновременно они произносят пословицы, побеждает тот изкапитанов, который смог смотать больший кусок ленты и при этом не сбился в пословицах.

За победу в конкурсе капитан приносит своей команде 2 балла

Шестой конкурс«Подумай и ответь»

На экране появляются задания и несколько ответов к ним. Дети должны выбрать правильный ответ, за который получают 1 балл.

1. Завистливое око...

 – как рот широко;

– как яма глубоко;

видит  далеко;

– с боку припека

6. Курица по зернышку клюет да...

– на всех плюет;

– яйцо несет;

сыто живет;

– «куд-куда» поет.

2. Хлеб-соль кушай, а...

хозяина слушай;

– никого не слушай;

– не затыкай уши;

– не бей баклуши

7. Голодному Федоту...

– пора на охоту;

– не до работы;

– лягушку из болота;

и репка в охоту.

3. И зрячий глаз, да...

– ослеп враз;

не видит вас;

– не у вас;

– очки припас

8. Сказал бы словечко, да...

волк недалечко;

– не мыто крылечко;

– не топлена печка;

– трепещет сердечко.

4. Жизнь прожить...

– себя любить;

море переплыть;

– всем дорожить;

– баклуши бить.

9. Дурака учить...

– в стену горох лепить;

решетом воду носить;

– лаптем тесто месить;

– самому дураком слыть.

5. У ленивой пряхи...

– не бывают свахи;

– все, как у неряхи;

– «охи» да «ахи»;

и для себя нет рубахи

10. Кабы знал, где упал...

– тут бы сроду не ступал;

тут соломки подостлал;

 – тут перинки раскидал;                               – тут земельку бы вскопал;  

Седьмой конкурс«Компьютерный художник»

Командам предлагается изобразить пословицу в виде рисунка, используя программу PowerPoint.

Если пословица угадана, команда получает 3 балла. (Пословицы и поговорки,

уже названные в предыдущих раундах, не засчитываются).

Рефлексия.

Каждой команде предлагается выразить свои чувства и мысли по поводу состоявшейся игры, употребив только одно предложение, желательно пословицу или поговорку.

                                   Подведение итогов. Награждение.


Литература:

  1. http://ped-kopilka.ru/Игры с пословицами и поговорками для детей. [Электронный ресурс].

  2.  Язык русских пословиц: Элективный курс для учащихся/Г.И.Канакина, Е.В.Викторова; под общ.ред. Г.И.Канакиной. – М.:Вербум – М, 2006

  3. Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь/ Ин-т рус.яз. Им. А.С.Пушкина; Под ред. Е.М.Верещагина, В.Г.Костомарова. – М.:Рус.яз.,1979.

  4. В. Воскобойников. Энциклопедия народной мудрости. –  Санкт-Петербург: Респекс, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Русские пословицы и поговорки»

Урок в рамках ФГОС. Место в планировании: послебукварный период....

Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико...

Викторина в3 кл."Русские пословицы и поговорки"

Викторины очень нравятся детям. В игровой непринуждённой обстановке материал усваивается лучше, а знания откладываются в долговременную память. Данная викторина имеет и воспитательную ценность. Решени...

Исследовательская работа «Число 7 в русских пословицах и поговорках»

Изучая на уроках русского языка тему «Имя числительное», мы узнали, какую огромную роль играют числа  первого десятка.  Название «числительное» произошло от слова «число».  Насколько ча...

Конспект урока. Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Предмет: литературное  чтениеКласс: 3Тип урока: изучение нового материалаТема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Цели: Образовательные:...

Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Цели: Образовательные:Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использовани...