Обучение грамоте "Учение с увлечением"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Это приём обучения грамоте. Дети с удовольствием составляют предложения, с помощью кубиков делают звуковой и буквенный анализ слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mou_master_klass_hod_zanyatiya.docx | 153.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Чисменская основная общеобразовательная школа»
Районная педагогическая ассамблея
Мастер – класс
Обучение грамоте
«Через игру к знаниям»
Учитель высшей категории
Кудряшова Ирина Евгеньевна
Волоколамский район
2012 – 2013 учебный год
«Послушайте – и Вы забудете,
Посмотрите – и Вы запомните,
Сделайте – и Вы поймете»
Конфуций
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий. Ира – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский
Игровой момент на уроках позволяет тесно связать изучение теоретического материала с практическими действиями. В процессе игры можно создавать такие условия, которые будут способствовать проявлению самостоятельности и инициативы ребенка. Игра вызывает интерес и активность у детей, игра даёт возможность приобретать знания, заставляют думать, вспоминать пройденное и запоминать новое.
Предлагаю рассмотреть всем знакомый методический приём на уроках обучения грамоте - составление предложений и их графическое изображение, составление слов, звуко - буквенный анализ слов, деление слов на слоги, перенос слов, но не с карточками, а с помощью кубиков.
Звуко – буквенный анализ слов, который начинается в 1 классе – очень важная работа на все последующие годы учёбы в школе, вплоть до 11 класса, где вопросы фонетики стоят в заданиях по ГИА и ЕГЭ.
Игра с кубиками на уроках обучения грамоте даёт возможность решать сразу целый ряд задач обучения и воспитания.
Во-первых, они дают возможность для расширения объема информации, получаемой детьми в ходе обучения, и стимулируют важный процесс – переход от любопытства к любознательности.
Во-вторых, являются прекрасным средством развития интеллектуальных способностей.
В-третьих, снижают психические и физические нагрузки. Работа с кубиками всегда связана с положительными эмоциями, чего нельзя порой сказать о непосредственном обучении. Игра – не только наиболее доступная форма обучения, но и, что очень важно, наиболее желаемая ребенком. В игре дети готовы учиться сколько угодно, практически не истощаясь эмоционально.
В-четвертых, в познавательных играх всегда эффективно создается зона ближайшего развития, возможность подготовить сознание для восприятия нового.
В- пятых, обучение и игра даёт положительный результат, если учитывать, что у первоклассников наступает быстрая утомляемость, рассеянность.
В-шестых, это возможность каждого участвовать в работе.
И, наконец, в-седьмых, работа с кубиками способствует развитию мелкой моторики пальцев.
Цель уроков: обучать, развивать речь, мышление, память и фонематический слух.
Я работаю в сельской школе, и многие дети, к большому сожалению, поступают в первый класс, не зная букв, не говоря о том, чтобы читали. С самого первого урока начинается кропотливая работа: знакомим со звуками и буквами, учим составлять предложения, проводим звуко-буквенный анализ слов. И во всёй этой работе – игра с кубиками - замечательная находка в обучении.
Родители помогли оформить кубики. На одном кубике расположились обозначения:
- гласный звук;
- согласный твёрдый;
- согласный мягкий;
- слог - слияние: согласный твёрдый и гласный;
- слог – слияние: согласный мягкий и гласный;
- условное обозначение слова;
- условное обозначение слова с заглавной буквы;
- условное обозначение слова с точкой в конце.
Я покажу несколько этапов работы с кубиками.
- Слайд 1- титульный лист
- Подготовка к восприятию нового материала
- Слайд 2- загадка
- Слайд 3 – беседа о любимых персонажах.
- Как зовут этих сказочных персонажей? (Крокодил Гена и Чебурашка)
- Вы рады встрече с ними? Любите смотреть про них мультфильмы?
- А кто придумал сказку про этих зверей? (Эдуард Николаевич Успенский)
- Правильно! Этот автор написал много интересного для детей.
- Слайд 4 – фото Э.Н.Успенского и обложки его книг.
- Что можно сказать о Крокодиле Гене и Чебурашке? Какие они?
( добрые, заботливые, смешные, верные)
- Правильно! И нам всем нужно научиться дружить, как эти сказочные герои.
Релаксация. Протянем друг другу руки и пожелаем успехов и хорошего настроения!
- Работа с предложением.
- Слайд 5 – составление предложений по картинке. Песня «Пусть бегут неуклюже»
-Давайте составим предложения по этой картинке.
- На чём играет Крокодил Гена?
(Крокодил Гена играет на гармошке)
- Чётко проговаривая каждое слово, хлопаем в ладоши, чтобы определить количество слов в предложении.
______ ______ _______ _______ ________
-Сколько хлопков? (5) -Значит сколько слов в предложении? ( 5 слов)
Сейчас наши кубики нам помогут составить графически наше предложение. Но сначала вспомним правила написания предложения:
- - начало предложения пишем с заглавной буквы;
- - слова в предложении пишутся раздельно;
- - имена пишем с заглавной буквы;
- - в конце предложения ставим точку.
Задание: составьте графически предложение:
Крокодил Гена играет на гармошке.
Проверьте, правильно ли вы выполнили задание? Исправьте ошибки.
- Слайд 6 – схема предложения. Прочитаем предложение, указывая на условные обозначения.
Оценка деятельности. Оцените себя. Дети показывают смайлики.
У меня все получилось!
У меня возникали трудности!
Я не справился с заданием!
- Слайд 7 – самостоятельное составление предложения графически.
- А что ещё делает Крокодил Гена?
(Крокодил Гена поёт песню.)
- Составьте предложение графически самостоятельно, вспоминая правила написания предложения.
- Слайд 8 - проверка самостоятельной работы.
Оценка деятельности.
- Звуковой и буквенный анализ слов.
- Назовите третье слово из предложения (поёт)
-Наша задача – составить из кубиков это слово с помощью звуков.
- Произнесём слово по слогам. - Назовите первый слог - (па)
Это слог – слияние.
- Как произносим первый звук? (твёрдо), значит это твёрдый согласный.
- Как его обозначим? (синим цветом)
- Назовём второй звук. Как его обозначим? (красным цветом)
-Составим первый слог- слияние
- Произнесите второй слог - (ёт)
- Назовите первую букву (ё)
- Что мы о ней знаем, если она стоит после гласной?
(после гласной даёт два звука (й-о)
- Звук (й), какой он? ( согласный, мягкий, звонкий)
– Как обозначим? (зелёным)
-Какой слышим следующий звук? (о)
-Какой это звук? (гласный)
- Как обозначим?(красным)
Это слияние мягкого согласного звука с гласным.
- Составим слог – слияние.
- Произнесём последний звук (т)
- Какой это звук? (согласный, твёрдый )
- Как его обозначим? (синим цветом)
Задание : составьте слово (поёт)
- Слайд 9
-Проверим, как должно получиться.
- Оцените свою работу.
- Деление слов на слоги.
- Слайд 10.
1. Картинка с изображением снегиря
- Кто это? (снегирь)
- Составим графически слово.
- Сколько в слове гласных? (2)
- Как определить, сколько в слове слогов?
(сколько гласных, столько и слогов)
- Разделите слово на слоги. – Вот так можно перенести слово на письме.
- Поставим ударение в слове,
сне – гирь
- Проверим. –Оцените свою работу.
2. Работа в паре. (даны картинки)
- Придумаем слова по схеме.
(зима, лето, сено, Зина, перо, небо…)
(конь, соль, тюль, дочь, ночь, печь)
- Дать характеристику звуков по схеме
Составим схему слова по картинке и дадим характеристику звукам.
Работа в паре.
- Заключение.
Подводя итог, хочу сказать словами Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем »
Работа с кубиками продолжается и на уроках русского языка в 1 классе. Дети с удовольствием работают, это помогает им успешно овладевать знаниями. И этот известный методический приём, используемый мною, но обыгранный с кубиками, приносит положительный результаты, а мы и работаем на результат. Это и есть цель каждого учителя.
Активный интерес в глазах детей.
Азарт, улыбки – это так прекрасно!
Нет ничего счастливее минуты сей –
И понимаешь, что трудился не напрасно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтение - увлечение или наказание?
«ЧТЕНИЕ - УВЛЕЧЕНИЕ ИЛИ НАКАЗАНИЕ?» Материал по развитию беглого, выразительного и осознанного чтения на уроках и во внеклассной работе ...
Обмен опытом работы "Умножение с увлечением"
Таблицы умножения и деления, несомненно, являются одним из камней преткновения в младшей школе. Мало того, что механическое зазубривание строчек таблицы трудоёмко и не нравится детям, без постоянной т...
Ярмарка увлечений. Внеклассное мероприятие для учеников и родителе 1 класса.
На данном мероприятии подводится итог внеурочной деятельности учащихся 1 классов. Выставка рисунков и поделок учащихся служит оформлением мероприятия. На празднике ребята читают стихи, отгадываю...
Ярмарка увлечений. Внеклассное мероприятие для учеников и родителе 1 класса.
На данном мероприятии подводится итог внеурочной деятельности учащихся 1 классов. Выставка рисунков и поделок учащихся служит оформлением мероприятия. На празднике ребята читают стихи, отгадываю...
Обучение с увлечением
Сборник предметных викторин для младших школьников...
"Обучение с увлечением" Методические рекомендации для учителей начальных классов
В настоящее время осуществляется постепенный переход на обучение детей с 6-летнего возраста. Чтобы ребенок мог успешно учиться, он к моменту поступления в школу должен достигнуть определенного уровня ...
Рабочая программа по курсу «Обучение с увлечением» ( русский язык) для второго класса
Рабочая программа по курсу «Обучение с увлечением» ( русский язык) для второго класса составлена на основе авторской программы «Русский язык с увлечением» составите...