Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе (система Л.В. Занкова).Программа соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit.chtenie_1_kl.rar | 117.34 КБ |
Предварительный просмотр:
1 КЛАСС (40 часов)
Глава 1 Книги – твои друзья (6 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):
– положительное отношение к уроку литературы;
– эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм.
Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:
– доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
– осознание семейных традиций, уклада жизни своей семьи, традиций чтения в семье;
– основы для эмоционального переживания художественного текста;
– основы для развития творческого воображения;
– интерес к чтению; внутренняя мотивация обращения к книге;
– положительное отношение к школе, чувство необходимости учения;
– интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;
– осознание своей семейной идентичности, стремление к взаимопониманию детей и взрослых;
– способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении;
– позитивная самооценка;
– стремление к успешности в учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):
– принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.
Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:
– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
– понимать цель и смысл выполняемых заданий;
– осуществлять первоначальный контроль своих действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):
– ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
– пользоваться словарными пояснениями
учебника.
Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:
– работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию (оглавлению) и с помощью значков;
– выполнять логические действия (анализ, сравнение);
– выбирать книгу в библиотеке;
– уметь выделить и сформулировать познавательную цель;
– группировать и классифицировать тексты по разным основаниям;
– работать с информацией, искать информацию в учебных тексах
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):
– воспринимать мнение о прочитанном
произведении сверстников, родителей;
– использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:
– проявлять интерес к общению и групповой работе;
– уважать мнение собеседников;
– преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
– следить за действиями др. участников в процессе коллективной деятельности;
– входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Номера уроков. Темы. Названия произведений | Планируемые предметные результаты | Возможные виды деятельности обучающихся | Сроки проведения |
24 неделя | |||
1 (1). Что такое книга. Книга в нашей жизни. С. Морозов, С. Маршак. Стихотворения. Стр. 3-5. | Осознание значимости чтения для личного развития; осознанное восприятие и оценка содержания; актуализация правил обращения с книгой. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения). Первичное представление о различии прозы и поэзии, о рифме | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Выразительно читать стихотворения, используя интонации, паузы, темп. Характеризовать книгу (учебник): анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации). Анализировать иллюстрации (при помощи учителя). Создавать устное сочинение по иллюстрации. Озаглавливать иллюстрации | |
2 (2). Кто в книгах живет. Герои, созданные фантазией и воображением писателя. «Под ковром» (По Д. Биссету). Стр. 6-7. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста; характеристика героя произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с героями произведений для детского чтения. Первичное представление о писателе, герое литературного произведения. | Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать вслух, используя интонации, паузы, темп. Читать по ролям. Создавать устно небольшой текст: продолжение истории. | |
3 (3). Особенности поэтического текста. Работа с понятиями: «рифма», «поэзия», «проза». Портрет поэта. Д. Хармс «Я проснусь…», К. Чуковский «Мойдодыр» (отрывок). Стр. 8-9. | Осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом (различение устаревших слов), использование словаря учебника. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с произведениями для детского чтения (К. Чуковский или Д. Хармс). Распознавание особенностей поэтического текста. Первичное представление о рифме, поэзии, персонаже | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Выразительно читать стихотворения, используя интонации, паузы, темп, передавая разное настроение. Характеризовать текст: определять главную мысль, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Давать характеристику героям прочитанных ранее произведений. Характеризовать и сравнивать книги, приготовленные учителем или учащимися (одного автора, одно произведение разного издания и т.п.) | |
4 (4). Связь книги с самыми разными сторонами человеческой жизни. Разница между читателем, слушателем, зрителем. История рождения книги. Стр. 10-11 | Участие в обсуждении учебной проблемы с выдвижением своей идеи, аргументированным доказательством высказываемой точки зрения и проявлением внимания и уважения к чужой точке зрения. Ориентация во времени создания книги, того или иного литературного произведения. | Сравнивать роль читателя, слушателя и зрителя. Воспринимать на слух учебный текст с опорой на иллюстрации. Ориентироваться по ленте времени, располагать на ней события. | |
25 неделя | |||
5 (5). Ориентация в структуре книги. В. Берестов «Читалочка». Стр. 12-14. | Ориентирование в структуре книги. Овладение умением предполагать, представлять содержание книги по ее обложке, названию, иллюстрациям, оглавлению (содержанию). Ориентирование в словаре. Осознанное восприятие и оценка содержания стихотворного текста. Уточнение значения слов, их уместности в конкретной ситуации. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с произведениями для детского чтения. | Характеризовать книги: анализировать обложку, содержание, иллюстрации. Распознавать название, автора. Презентовать любимые книги. Строить короткое монологическое высказывание: отзыв о любимой книге. Различать прозаические и поэтические произведения. Видеть структуру текста: деление его на абзацы. Пользоваться словарем учебника. Выразительно читать стихотворения, анализируя использование разной интонации, паузы, темп. Ориентироваться в библиотеке. | |
6 (6). Фантазия и воображение в фольклорных и авторских текстах. Проверь себя. В. Лунин «Я видела чудо». Стр. 15-17. | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста; практическое сравнение разных текстов: загадок и авторского стихотворения. Рефлексия, оценка своих знаний, полученных за определенный период учебного времени. | Восстанавливать загадки по рифмам и угадывать их. Выразительно читать стихотворение, используя интонации, паузы, темп, передавая настроение. Характеризовать текст: определять главную мысль, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Сравнивать произведения: проза или поэзия, общее настроение. |
Глава 2 Путешествие в мир Литературы (5 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):
– положительное отношение к уроку литературы;
– эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;
– способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений.
Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:
– первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах;
– доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
– основы для эмоционального переживания художественного текста;
– основы для развития творческого воображения;
– интерес к чтению; внутренняя мотивация обращения к книге;
– положительное отношение к школе, чувство необходимости учения;
– интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;
– способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении;
– умение передавать свое эмоциональное отношение к произведению;
– установка на здоровый образ жизни; позитивная самооценка;
– стремление к успешности в учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):
– принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:
– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
– понимать цель и смысл выполняемых заданий;
– выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;
– осуществлять первоначальный контроль своих действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):
– ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
– понимать фактическое содержание текста;
– пользоваться словарными пояснениями учебника.
Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:
– работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию (оглавлению) и с помощью значков;
– выбирать книгу в библиотеке;
– выполнять логические действия (анализ, сравнение);
– уметь выделить и сформулировать познавательную цель;
– группировать и классифицировать тексты по разным основаниям;
– работать с информацией, искать информацию в учебных текстах.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):
– воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
– использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
– принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.
Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:
– задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;
– проявлять интерес к общению и групповой работе;
– уважать мнение собеседников; преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
– входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Номера уроков. Темы. Названия произведений | Планируемые предметные результаты | Возможные виды деятельности обучающихся | Сроки проведения |
7 (1). Чтение и литература. Разница бытового чтения и художественной литературы. Задачи Г. Остера, Г. Остер «Я ползу» Стр. 18-21. | Осознание значимости чтения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений, учебное задание). Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Представление о литературе, литературном чтении. Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слова, научных терминов и художественных образов), ориентирование в специфике учебного текста. Представление о пословице | Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать алгоритм выполнения учебного задания. Выдвигать гипотезу, аргументировать свою точку зрения, используя текст, ориентируясь в специфике научного и художественного текстов. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Сравнивать и характеризовать тексты (учебный и художественный), выделять особенности, образные средства | |
8 (2). Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора: загадка ,скорого- ворка, считалка, пословица, поговор- ка. Б. Заходер «Пошел Сережа в первый класс...», Г. Виеру «Сколько звезд…», скороговорки, загадки народные и авторские. Стр. 22-24. | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Выразительное чтение стихотворных произведений. Определение принадлежности текста к определенному жанру (загадка, сказка, скороговорка, пословица). Практическое сравнение текстов разных фольклорных форм, авторских и народных текстов. Коллективное создание текстов заданного жанра. Осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом и особенностями текста (что делает текст похожим на скороговорку, небылицу, считалку). | Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, паузы, темпа. Читать по ролям. Сравнивать произведения разных жанров, выделяя особенности сказки, скороговорки, пословицы, загадки, особенности народных и авторских произведений. Находить рифмы, толковать слова, объяснять выбор того или иного слова в зависимости от принадлежности к разным текстам. | |
26 неделя | |||
9 (3). Литературный герой, его имя, характер. «Винни Пух и все-все-все», К. Чуковский «Барабек». Стр. 25-27. | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с героями произведений для детского чтения. Определение принадлежности текста к определенному жанру (загадка, сказка, скороговорка, небылица). Работа со словом (уточнение значения слова, уместности его употребления). Устное сочинение. Инсценирование. Оценка и самооценка инсценирования. | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания, используя интонации, паузы, темп, передавая разное настроение. Характеризовать жанровые особенности текста, находить в нем доказательства такой принадлежности. Создавать устно небольшой текст с заданными параметрами (продолжение истории, рассказ о своих предпочтениях). | |
10 (4). Различение научного и художественного текстов. Художественное и научное описание. Угадайте-ка. Е. Чаповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак»,С. Махотин «Плохая привычка», Н. Сладков «Свиристели». Стр. 28-31. | Осознание значимости чтения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений). Расширение представления или знакомство с героями произведений для детского чтения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Первичное представление о монологе. Работа со словом (распознавание научных терминов и художественных образов; эмоциональности, обилия подробностей, рифмованности, свойственных художественному тексту и точности, краткости научного текста), ориентирование в специфике учебного текста. | Характеризовать и сравнивать книги (как знакомые, так и незнакомые). Давать характеристику героям прочитанных ранее произведений. Создавать устно небольшой текст с заданными параметрами (забавную азбуку). Воспринимать текст: определять цель, языковые средства, отношение автора к изображаемому. Находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, паузы, темпа. Сравнивать и характеризовать тексты (учебный и художественный), выделять особенности, образные средства. | |
11 (5). Различение научного и художественного текстов. Проверь себя. М. Яснов «Радость». Стр. 32-33. | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Понимание цели чтения и передача настроения стихотворения с помощью декламации. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания, используя интонации, паузы, темп, передавая разное настроение. Характеризовать особенности текста, находить в тексте доказательства и передавать настроение героя стихотворения.Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения (ориентироваться в структуре учебника, в изученной главе, ориентироваться по ленте времени). |
Глава 3 Долина рассказов: тайна за тайной (5 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):
– положительное отношение к уроку литературы;
– эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;
– первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь
и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах;
– способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений.
Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:
–доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
– способность испытывать высшие нравственные чувства: гордость, стыд, вина;
– осознание семейных традиций, уклада жизни своей семьи, традиций чтения в семье;
– осознание своей семейной идентичности, стремление к взаимопониманию детей и взрослых;
– основы для эмоционального переживания художественного текста;
– интерес к чтению; внутренняя мотивация обращения к книге;
– положительное отношение к школе, чувство необходимости учения;
– умение оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики;
– способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении;
– умение передавать свое эмоциональное отношение к произведению;
– любовь к природе родного края;
– позитивная самооценка;
– стремление к успешности в учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):
– принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.
Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:
– осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
– понимать цель и смысл выполняемых заданий;
– понимать важность планирования своей деятельности;
– выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;
– осуществлять первоначальный контроль своих действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):
– ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
– пользоваться словарными пояснениями учебника;
– понимать фактическое содержание текста.
Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:
– работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию (оглавлению) и с помощью значков;
– выбирать книгу в библиотеке;
– выделять события, видеть их последовательность в произведении;
– выделять в тексте основные части;
– выполнять логические действия (анализ, сравнение);
– группировать и классифицировать тексты по разным основаниям;
воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения;
– видеть особенности характера героя в литературном произведении;
– работать с информацией, искать информацию в учебных текстах
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):
– воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
– использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
– принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.
Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:
– задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;
– проявлять интерес к общению и групповой работе;
– уважать мнение собеседников;
– преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
– следить за действиями других участников процессе коллективной деятельности;
– входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Номера уроков. Темы. Названия произведений | Планируемые предметные результаты | Возможные виды деятельности обучающихся | Сроки проведения |
12 (1). Первичные представления о рассказе как о литературном жанре. Персонажи рассказа и главный герой. Л. Толстой «Косточка». Стр. 34-35. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Обсуждение (коллективное) главной мысли произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. | Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Объяснять выбор автором заглавия произведения. Объяснять смысл пословиц, соотносить их содержание с главной мыслью прочитанного произведения. | |
27неделя | |||
13 (2). Понятие о сюжете рассказа: завязка, кульминация, развязка. Автор и его герой. Г. Остер «Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета», Е. Чарушин «Томка испугался». Стр. 36-40. | Использование простейших приемов анализа текстов. Выделение в тексте частей: завязки, кульминации, развязки. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с произведениями Е. Чарушина, особенностями этих произведений. Первичное представление о характере героя литературного произведения. Представление о путях и способах поиска информации. | Характеризовать сюжет рассказа: находить завязку, кульминацию и развязку. Создавать иллюстрацию к тексту. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать вслух, используя интонации, паузы, темп. Характеризовать героя произведения с использованием предложенных в учебнике слов. Пересказывать текст по картинному плану. | |
14 (3). Различение фольклора и авт. литературы. Малые жанры фольклора. Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. Прибаутка. Побасенка. Н. Ламм «Червяк», Н. Рубцов «Воробей», М. Горький «Воробьишко». Стр. 41-44. | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведения. Использование простейших приемов анализа текстов. Анализ языковых средств и построения произведения для отражения особенностей героя (внешнего вида, движений, характера), отношения автора к герою. Первичное представление о малых фольклорных формах: потешке, прибаутке и побасенке. | Сравнивать авторские и фольклорные произведения, обнаруживать, что те и другие могут быть написаны в стихах или прозе, носить шуточный характер. Анализировать средства, используемые автором для подчеркивания особенностей изображаемого, в том числе, форму произведения. Характеризовать героя произведения с использованием предложенных учебником слов. Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, паузы, темпа. Объяснять выбор автором заглавия произведения. | |
15 (4). Художественное описание. Средства выражения авторского отношения к описываемому. Ю. Коваль «Воробьиное озеро», В. Лунин «Стеклышко», И. Пивоварова «Секретики». Стр. 44-47. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера (красота художественного описания, настроение стихотворения). Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения. Ориентирование в структуре рассказа (по абзацам). Создание иллюстрации к тексту. | Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Анализировать текст, определяя его принадлежность (научный или художественный). Объяснять выбор слов, используемых в произведении. | |
16 (5). Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. А. Барто «Я одна ничья сестра…», В. Орлов «Кто кого обидел первый…», В. Берестов «Гляжу с высоты…», Л. Фадеева «Мне Понравилось стоять». Стр. 48-51 | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведения. Использование простейших приемов анализа текстов. Анализ языковых средств для выражения отношения автора к герою. Ориентирование в учебнике, его содержании. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. | Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Объяснять выбор слов, используемых в произведении. Анализировать текст, различая позицию автора и героя произведения. Читать по ролям, участвовать в инсценировании. Ориентироваться на ленте времени. |
Глава 4.Сады поэзии: из чего растут цветы (7 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):
– положительное отношение к уроку литературы;
– интерес к чтению; внутренняя мотивация обращения к книге;
– эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;
– первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах;
– способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;
– доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
– любовь к природе родного края;
– основы для эмоционального переживания художественного текста;
– основы для развития творческого воображения..
Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:
– положительное отношение к школе, чувство необходимости учения;
– интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;
– осознание семейных традиций, уклада жизни своей семьи, традиций чтения в семье;
– осознание своей семейной идентичности, стремление к взаимопониманию детей и взрослых;
– способность испытывать высшие нравственные чувства : гордость, стыд, вина;
– умение оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики;
– способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении;
– умение передавать свое эмоциональное отношение к произведению;
– позитивная самооценка;
– стремление к успешности в учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):
– принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.
Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:
– понимать цель и смысл выполняемых заданий;
– понимать важность планирования своей деятельности;
– выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;
– осуществлять первоначальный контроль своих действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):
– работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию (оглавлению) и с помощью значков;
– ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
– выполнять логические действия (анализ, сравнение);
– пользоваться словарными пояснениями учебника;
– понимать фактическое содержание текста
Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:
– уметь выделить и сформулировать познавательную цель;
– уметь структурировать знания;
– группировать и классифицировать тексты по разным основаниям;
– воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения;
– выделять события, видеть их последовательность в произведении;
– выделять в тексте основные части; выбирать книгу в библиотеке;
– работать с информацией, искать информацию в учебных текстах.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):
– воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
– использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
– принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.
Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:
– задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;
– проявлять интерес к общению и групповой работе;
– уважать мнение собеседников;
– преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
– входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Номера уроков. Темы. Названия произведений | Планируемые предметные результаты | Возможные виды деятельности обучающихся | Сроки проведения |
28 неделя | |||
17 (1). Поэзия как особый взгляд на мир. Поэтические тайны: шуточная и взрослая. И. Пивоварова«Тайна», Л. Друскин «Беру я вещи в руки осторожно…». Стр. 52-54. | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом, темпом чтения. Декламация стихотворения. Распознавание особенностей поэтического текста. Первичное представление об олицетворении (без введения термина). | Читать вслух стихотворение И. Пивоваровой, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Объяснять выбор слов, используемых в произведении. Воспринимать стихотворение Л. Друскина: определять отношение автора к изображаемому. Создавать текст по заданным свойствам. | |
18 (2). Поэзия как особый взгляд на мир. Выявление характера героя рассказа. В. Драгунский «Друг детства». Стр. 55-59 | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя рассказа. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Коллективное обсуждение главной мысли произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. | Воспринимать произведение на слух. Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Объяснять выбор слов их порядка, повторов, используемых в произведении. Сравнивать произведение с ранее прочитанными. Ориентироваться в содержании учебника. | |
19 (3). Определение эмоционального настроя стихотворения. Поэтические сюрпризы. М. Яснов «Горести-печалести», А. Барто «Вот так защитник», «Мишка», «Думают ли звери», Б. Заходер «Я, на все махнув рукой…», Е. Серова «Надо к пятнице Егорке…». Стр. 59-62. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя стихотворения, различение позиции автора и позиции героя. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Расширение представления или знакомство с произведениями А. Барто, их особенностями. Углубление представления о понятиях: «характер героя», «литература», «поэзия», «автор», «сюжет», «персонажи», «рифма», «ритм», «смысл названия». Представление об особенностях поэтического текста. | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, его название. Анализировать текст, различая позицию автора и героя произведения. Характеризовать текст: находить рифмующиеся слова. | |
20 (4). Признаки художественного текста. Олицетворение как художеств. прием.В. Инбер «Оттепель, оттепель…», Н. Орлова «Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива, опираясь на костыль…». Стр. 63-65. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя стихотворения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «характер героя», «литература», «поэзия», «автор», «сюжет», «персонажи», «рифма», «ритм». Представление об особенностях поэтического текста. Первичное представление об олицетворении (без использования термина). | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора и героя произведения. Характеризовать текст, доказывать, что данный текст - художественный (формулируя цель и тему текста, анализируя выбор языковых средств). Создавать устно небольшой текст с заданными параметрами (используя прием олицетворения). | |
29 неделя | |||
21 (5). Прием олицетворения в сказке. Дж. Родари «Приключения Чиполлино», загадки. Стр. 66-69. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Углубление представления об олицетворении (без использования термина), использование этого приема в сказке и в своем творчестве. Использование приема олицетворения и сравнения в загадках. | Презентовать сочинение слушателям. Воспринимать на слух и анализировать составленные дома сочинения. Участвовать в диалоге, соблюдая правила речевого общения. Воспринимать художественное произведение в исполнении учителя или при самостоятельном чтении. Отвечать на вопросы по содержанию лит. текста. Характеризовать особенности произведения, описывать героев (внешность и характер). Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать вслух, используя интонации, паузы, темп. Сравнивать авторские и фольклорные произведения. Анализировать прием сравнения, используемые для подчеркивания особенностей изображаемого. Создавать устно небольшой текст с заданными параметрами (используя прием олицетворения) | |
22 (6). Прием олицетворения в авторской поэзии. А. Пушкин «Унылая пора!», К. Бальмонт «Осень». Стр. 70-71. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «литература», «поэзия», «автор», «рифма», «ритм». Представление об особенностях поэтического текста. Представление об олицетворении. | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора. Характеризовать текст, анализируя выбор автором языковых средств. | |
23 (7). Прием сравнения в загадке. Загадки. Е. Серова «Если мы растем на ели…», Р. Сеф «На свете все на все похоже…». Стр. 72-74. | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Использование простейших приемов анализа текстов. Анализ языковых средств и построения фольклорного произведения для отражения особенностей героя (внешнего вида, движений, назначения). Представление о загадке, использовании приема сравнения в ней. | Сравнивать авторские и фольклорные произведения. Анализировать прием сравнения, используемый для подчеркивания особенностей изображаемого. Выразительно читать текст стихотворения, анализируя сходство предметов, подмеченное автором. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. | |
24 (8). Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты). Стр. 75-79. | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Использование простейших приемов анализа текстов. Различение приема сравнения в прозаическом произведении. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая прием сравнения, высказывая как можно больше версий, о ком говориться, и проверять каждую, обращаясь к тексту. Характеризовать текст, анализируя выбор автором языковых средств для создания мягкого юмора текста, его лиричности |
Глава 5.Сказочные дорожки: твой путеводитель (8 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):
– положительное отношение к уроку литературы;
– положительное отношение к школе, чувство необходимости учения;
– интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;
– эмоциональное восприятие поступков героев литер. произведений доступных жанров и форм;
– первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и
забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах;
– способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;
– доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.
Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:
– способности испытывать высшие нравственные чувства – гордость, стыд, вина;
– умение оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики;
– способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении;
– умение передавать свое эмоциональное отношение к произведению;
– позитивная самооценка;
– стремление к успешности в учебной деятельности;
– осознание семейных традиций, уклада жизни своей семьи, традиций чтения в семье;
– осознание своей семейной идентичности, стремление к взаимопониманию детей и взрослых.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):
– принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:
– понимать цель и смысл выполняемых заданий;
– понимать важность планирования своей деятельности;
– выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;
– осуществлять первоначальный контроль своих действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):
– работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию (оглавлению) и с помощью значков;
– ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
– выполнять логические действия (анализ, сравнение);
– пользоваться словарными пояснениями учебника;
– понимать фактическое содержание текста.
Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:
– уметь выделить и сформулировать познавательную цель;
– уметь структурировать знания;
– группировать и классифицировать тексты по разным основаниям;
– воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения;
– выделять события, видеть их последовательность в произведении;
– выделять в тексте основные части;
– выбирать книгу в библиотеке;
– работать с информацией, искать информацию в учебных текстах.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):
– воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
– использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
– принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.
Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:
– задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;
– проявлять интерес к общению и групповой работе;
– уважать мнение собеседников;
– преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
– входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию
Номера уроков. Темы. Названия произведений | Планируемые предметные результаты | Возможные виды деятельности обучающихся | Сроки проведения |
30 неделя | |||
25 (1). Сказки народные и авторские. Русские народные сказки, законы сказок. Л. Друскин «Какие Незнакомые предметы!», М. Лермонтов «Спи, младенец Мой прекрасный…». Стр. 80-83. | Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного (сказочного) текста. Выявление этих особенностей (особая интонация сказывания, сказочные числа, особенности героев и композиции). Коллективное обсуждение, обобщение читательского опыта. Использование различных форм интерпретации содержания текстов с опорой не только на содержание, но и на жанр, структуру, язык. Представление о русской народной сказке | Сравнивать авторские и фолькл. произведения по настроению, тональности. Анализировать средства, используемые в сказках и авторских произведениях для подчеркивания особенностей сказки (традиционный набор героев, традиционность их характера, внешности и речи).Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. | |
26 (2). Сказки о животных. Русская народная сказка. «Лисичка- сестричка и Волк», «Кот и Лиса». Стр. 84-87 | Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного (сказочного) текста (пересказывание сказки с опорой на картинный план и подписи). Выявление особенностей русских народных сказок о животных на примере текстов, представленных в учебнике: традиционность героев, их характера, внешности, речи и композиции сказки. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Выделение типов книг: книга-сборник, книга-произведение. | Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей этого жанра. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать по ролям. | |
27 (3). Сказки о животных. Обобщение читательского опыта. Возможен выход в библиотеку или работа с выставкой книг. Стр. 88-89. | Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного (сказочного) текста. Презентация одноклассникам любимой фольклорной сказки. Различение фольклорной и авторской сказки. Выявление особенностей русских народных сказок о животных на примере читательского опыта: традиционность героев, их характера, внешности, речи и композиции сказки. Выделение типов книг: книга-сборник, книга-произведение. Умение выбирать книгу заданной тематики с опорой на название, иллюстрации. | Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей этого жанра. Рассказывать ранее прочитанные сказки, анализируя и сохраняя специфику фольклорной сказки о животных. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Ориентироваться в структуре книги. Анализировать принадлежность произведения к жанру сказки. Выделять особенности русской народной сказки о животных | |
28 (4). Особенности народных текстов в сравнении с авторскими. Потешка и авторское стихотворение. Звукопись в авторском стихотворении. Скороговорка. Пословицы. Сказочная область на карте Литературы. Повести Э. Успенского. Отрывок из сказки Э. Успенского «Про Веру и Анфису». Стр. 90-93. | Расширение представления или знакомство с фольклорными произведениями для детского чтения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Представление о звукописи в авторских и фольклорных произведениях. Восприятие чтения: понимание содержания, определение особенностей поведения и описания героев автором. Расширение представления или знакомство с авторскими произведениями для детского чтения (творчество Э. Успенского) | Сравнивать фольклорные произведения по настроению, тональности,предназначению. Анализировать средства, используемые в сказках и других фольклорных произведениях для подчеркивания их особенностей (в скороговорке - звукопись; в потешке - повтор слов, ритм, настрой). Выразительно читать стихотворные произведения, используя интонации, паузы, темп. Сравнивать фольклорные и авторские произведения. Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | |
31 неделя | |||
29 (5). Поэтические приемы в стихотворении. И. Бунин «Листопад». Стр. 94-95 | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях:«литература», «поэзия», «автор», «рифма», «ритм», «особенностях поэтического текста». Представление об использовании цвета в сказке и авторском произведении. | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора. Конструировать монологическое высказывание на заданную тему. | |
30 (6). Законы волшебной сказки. Русская народная сказка «Гуси- лебеди». Стр. 96-99. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей (традиционный сюжет волшебной сказки, где дети остаются одни и попадают в лес; традиционная композиция – троекратный повтор, испытание героя; наличие волшебных помощников). Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Представление о вариативности народных сказок в связи с особенностями ее бытования; об устном народном творчестве. | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей этого жанра. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Рассказывать сказку с опорой на схему. | |
31 (7). Народные и авторские сказки. Сказки разных народов. «Красная шапочка» в пересказе Ш. Перро. Стр. 100-103. | Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики сказочного текста. Углубление представления об этих особенностях; выявление сходства сказок народов мира; их построения по единым законам. Расширение представления или знакомство со сказками народов мира, сказками народов России. Использование различных форм интерпретации содержания текстов с опорой не только на содержание, но и на жанр, структуру, язык. Представление об отличительных особенностях сказок в сравнении с авторскими произведениями. | Сравнивать фольклорные произведения разных народов. Анализировать средства, используемые в сказках и авторских произведениях для подчеркивания особенностей сказки разных народов (традиционный набор героев, традиционность их характера, внешности и речи). Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Конструировать монологическое высказывание на заданную тему. | |
32 (8). Сравнение авторского и народного текстов. Авторское стихотворение и частушка. Проверь себя. С. Михалков «Прививка», частушки. Стр. 104-107. | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Использование простейших приемов анализа текстов. Расширение представления или знакомство со стихотворениями С. Михалкова. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Декламация стихотворения. Сравнивать и анализировать тексты, народные и авторские. Характеризовать текст, анализируя языковые средства, используемые для создания юмора текста |
Глава 6.Открытия в литературе и фантазия в науке (8 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):
– положительное отношение к уроку литературы;
– эмоциональное восприятие поступков героев литературн. произвед. доступных жанров и форм;
– способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов, других произведений;
– первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах;
– доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
– осознание семейных традиций, уклада жизни своей семьи, традиций чтения в семье;
– любовь к природе родного края;основы для эмоционального переживания художественного текста;
– основы для развития творческого воображения
Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:
– интерес к чтению; внутренняя мотивация обращения к книге;
– положительное отношение к школе, чувство необходимости учения;
– интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;
– осознание своей семейной идентичности, стремление к взаимопониманию детей и взрослых;
– способность испытывать высшие нравственные чувства – гордость, стыд, вина;
– умение оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики;
– способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении;
– умение передавать свое эмоциональное отношение к произведению;
– установка на здоровый образ жизни; позитивная самооценка;
– стремление к успешности в учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):
– осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
– принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий
Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:
– понимать цель и смысл выполняемых заданий;
– понимать важность планирования своей деятельности;
– выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;
– осуществлять первоначальный контроль своих действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):
– работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию (оглавлению) и с помощью значков;
– выбирать книгу в библиотеке;
– ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
– понимать фактическое содержание текста;
– выделять события, видеть их последовательность в произведении;
– выделять в тексте основные части;
– выполнять логич. действия (анализ, сравнение);
– пользоваться словарн. пояснениями учебника
Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:
– уметь выделить и сформулировать познавательную цель;
– уметь структурировать знания;
– группировать и классифицировать тексты по разным основаниям;
– воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения;
– различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;
– видеть особенности характера героя в сказке;
– работать с информацией, искать информацию в учебных текстах.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):
– воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
– использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
– принимать участие в обсуждении прочитанного содержания
Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:
– задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;
– проявлять интерес к общению и групповой работе;
– уважать мнение собеседников;преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
– входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Номера уроков. Темы. Названия произведений | Планируемые предметные результаты | Возможные виды деятельности обучающихся | Сроки проведения |
32 недели | |||
33 (1). Характер героя в поэзии и в фольклоре. В. Берестов «Заяц- барабанщик», Н. Ламм «Заячья любовь». Автор-герой- читатель. Е. Чарушин «Волчишко», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна». Стр. 108-113. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «фольклорное произведение», «авторское произведение», «характер литературного героя». Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Сопоставление авторского текста с фольклорными произведениями: «сказочный сюжет» в рассказе Е. Чарушина, «язык сказки» в рассказе К. Ушинского. | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая характер героя авторского произведения, сопоставляя с традиционным характером героя фольклорного произведения. Конструировать монологическое высказывание на заданную тему. Анализировать текст, находя черты сходства и различия авторского текста и фольклорного. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. | |
34 (2). Различение художественного (сказочн.) и научн. текста. Научно-популярная литература. К. Ушинский «Утренние лучи», С. Пшеничных «Рассветает», «Прощание»,Д. Родари «Откуда берутся день и ночь», В. Берестов «Ботаника», Н. Ламм «Зеленый репейник с собою возьму…». Стр. 114-117. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Сопоставление художественного (сказочного) и научного текста. Представление о поэтических сравнениях в прозаическом тексте. Углубление представления о приеме сравнения, олицетворении, звукописи. Представление о научно-популярной литературе | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора, находя поэтические сравнения, способы олицетворения. Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты. Конструировать монологическое высказывание на заданную тему | |
35 (3). Поэзия в рассказе и стихотворениях. М. Пришвин «Золотой луг», В. Торчинский «Непослушный одуванчик»,А. Пушкин «Цветок»,А. Толстой «Колокольчики мои…». Стр. 118-121 | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ используемых автором слов (по-научному точных или поэтически красивых). Подбор рифм и эпитетов. Расширение читательского опыта. | Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения, объяснять выбор слов, используемых в произведении. Сравнивать фольклорные и авторские произведения. | |
36 (4). Ненаучное объяснение явлений. Ложь и фантазия. В. Берестов «Весенняя сказка», С. Пшеничных «И летом и зимою», П. Неруда «Книга вопросов», тексты из «Азбуки» Л.Н. Толстого. Стр. 122-125. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «художественный текст», «научный текст», «олицетворение». Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Подбор заголовка к рассказу. | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать выбор автором языковых средств для описания предметов, создания поэтических образов. Выбирать заголовки к рассказам Л.Н. Толстого, точно передающим главную мысль рассказов. | |
33 недели | |||
37 (5). Характер героя в юмористическом рассказе и стихотворении. В. Драгунский «Тайное всегда становится явным», Р. Сеф «Если ты ужасно гордый…». Стр. 126-129. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Обсуждение главной мысли произведения. Осознание юмористического характера рассказа. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения | Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя или подготовленное заранее учениками. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения, объяснять выбор слов, используемых в произведении. Анализировать особенности авторских выразительных средств. Описывать особенности поведения и характера героев. | |
39 (7). Изобразительные возможности поэтического произведения. Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!», Н. Рыленков «Все богатства русского пейзажа…». Стр. 134-136 | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Выявление в стихотворении приемов, характерных для фольклорных произведений: кумулятивная цепочка сказки, перевертыши, небылицы, гиперболы, парная рифма. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с произведениями Ю. Мориц. | Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Описывать особенности поведения и характера героев. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения, объяснять выбор слов, используемых в произведении. Анализировать особенности авторских выразительных средств. Инсценировать стихотворение. | |
40 (8). Проверь себя. Что читать летом | Рефлексия, оценка знаний, полученных за весь период учебного времени. Расширение представления или знакомство с литературой, рекомендуемой для чтения летом | Различать и называть произведения (народные и авторские), соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. Узнавать произведения по отрывкам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "Литературное чтение"
программа "Гармония", автор О.В. Кубасова, 2 класс...
Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс
По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.
Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...
Рабочая программа Литературное чтение 2 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 ...
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс Школа 2100
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100 (обучение грамоте + лит.чтение)...
Рабочая программа "Литературное чтение" 1 класс
Рабочая программа на 2012-2013 уч.год по Литературному чтению. УМК "Школа России"Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание курса, требования к уровню подготовки о...