Проект "Сказка - ложь, да в ней - намёк..."
творческая работа учащихся по чтению (2 класс) по теме
Ученик - второклассник Степанов Тимофей под руководством учителя провёл исследование сказки "Вершки и корешки".
Познакомил с исследованием одноклассников. Подготовил презентацию. Успешно выступил в гимназии. Готовится к выступлению на городской конференции учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2prez_tima.pptx | 1.99 МБ |
npk_tima.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели работы: Прочитать сказку и ответить на вопросы, какие бывают вершки, а какие – корешки и что из них употребляют в пищу. 2. Уточнить значение непонятных слов и выражений. 3. Выяснить рецепт приготовления популярного старинного блюда. 4. Познакомить с исследованием одноклассников.
Корнеплоды Злаки
Толкование старинных слов: Подле - возле Плуг – сельскохозяйственное орудие для обработки почвы Борона – сельскохозяйственное орудие , служащее для мелкого рыхления почвы Ладить – делать Рукоять – ручка чего-либо Сызнова - снова
Толкование русских поговорок: Уговор лучше денег – так говорят, когда хотят подчеркнуть необходимость выполнения данного обещания. Как сказано, так сделано - так говорят, когда слово не расходится с делом.
Старинное русское блюдо Пареная репа
количество ошибок количество человек 11 1 9 1 8 2 7 1 5 1 3 1 2 4 1 3 0 3
Выводы: 2. Уточнил значение непонятных слов и выражений. 3. Выяснил рецепт приготовления популярного старинного блюда. 4. Познакомил с исследованием одноклассников . 1.Прочитал сказку и ответил на вопрос, какие бывают вершки, а какие – корешки и что из них употребляют в пищу.
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам – урок!
Я люблю читать сказки. Одна из русских народных сказок – «Вершки и корешки» заинтересовала меня. Сюжет сказки не сложен. Но стоит вчитаться, как возникают вопросы.
Мы решили провести исследование сказки.
Цель нашей работы:
- Прочитать сказку.
- Ответить на вопросы, какие бывают вершки, а какие корешки и что из них употребляют в пищу.
- Уточнить значение непонятных слов.
- Выяснить рецепт приготовления популярного старинного блюда.
- Познакомить с исследованием одноклассников.
В сказке медведь всё время выбирал не то. Он просто не знал, у каких растений верхняя часть съедобна, а у каких – нижняя.
Начиная исследование я, в первую очередь, прошёл по своему огороду. Внимательно посмотрел и смог бы объяснить медведю, что корешки едят у таких овощей, как картофель, свёкла, морковь и, конечно же, репа. Такие плоды называют корнеплодами. А у злаков употребляют в пищу верхнюю часть растения, в которой образуются зёрна.
В сказке встретились непонятные мне слова. Мы предполагаем, что их изучение поможет правильно понять текст. Кроме того, зная значение слова, мы сможем правильно употреблять его в разговорной речи.
Обратившись к «Современному толковому словарю русского языка», а так же к «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля, мы растолковали значения непонятных современному читателю слов, встречающихся в сказке «Вершки и корешки»:
Подле – возле («подле самого леса»)
Плуг –сельскохозяйственное орудие для обработки почвы.
Борона – сельскохозяйственное орудие для мелкого рыхления почвы.
Ладить – делать («плуг да борону ладить»)
Рукоять – ручка чего – либо
Сызнова – снова («сызнова заборонили»)
В сказке «Вершки и корешки» есть русские поговорки. Это:
Уговор лучше денег.
Как сказано, так сделано.
Ещё заинтересовала нас в этой сказке еда, приготовленная из репы, которую ел мужичок. Он «репы напарил». Что – то, не знаю я как это блюдо готовили. Мы нашли сборник рецептов старинных блюд и выяснили, что репа пареная была очень популярной едой у русских людей.
Вплоть до середины ХIХ века репа была своеобразным овощным лидером и в питании русского народа и играла ту же роль, что и картофель сегодня. Есть в народе такое выражение «Проще пареной репы». Это было действительно уникальное блюдо – вкусное, полезное. А готовили его очень просто: набивали вымытыми репами большой горшок и вверх дном, на лопате, сажали его на ночь в теплую русскую печь. Утром блюдо было готово. Называли его пареница. Так и говорили о простых делах: проще пареной репы.
Мне стало интересно, могут ли мои одноклассники ответить на вопрос, какие части съедобны у разных растений. Я прочитал им сказку «Вершки и корешки», а потом предложил таблицу, в которую внёс 11 видов растений:
Вершки | Корешки | |
картофель | ||
капуста | ||
морковь | ||
свёкла | ||
репа | ||
горох | ||
редька | ||
помидоры | ||
огурцы | ||
пшеница | ||
рожь |
Проверил работу ребят.
Выводы:
3 человека смогли правильно определить, у каких растений съедобны вершки, а у каких – корешки. 5 человек допустили по 7,8,9 и, даже, 11 ошибок.
Мы решили, что посвятим этой теме один из уроков. Расскажем о разных растениях. Рассмотрим, у каких растений съедобные плоды созревают в надземной части, а у каких – в подземной части растения. Ещё раз проведём работу по проверке знаний.
Вывод:
Сказки, когда – то придуманные русским народом, знакомят нас с обычаями, укладом жизни, обогащают наши знания по истории.
- Я прочитал сказку и познакомил с ней одноклассников.
- Ответил на вопросы, какие бывают вершки, а какие корешки и что из них употребляют в пищу.
- При помощи словаря узнал значение непонятных слов и русских поговорок.
- Выяснил рецепт приготовления популярного старинного блюда.
- Познакомил с исследованием одноклассников и проанализировал их знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока лит.чтения 2 класс по теме "Обобщение по разделу "Сказка -ложь, да в ней намёк...""
Конспект урока лит.чтения 2 класс (ОС "Школа 2100") по теме "Обобщение по разделу "Сказка - ложь, да в ней намёк..."...
исследовательский проект Сказка - ложь, да в ней намёк 4 класс с презентацией
Данный исследовательский проект выполнен ученицей 4 класса. Проект соответствует требованиям, предъявляемым к исследовательским проектам. При работе над проектом, ребёнок познакомился со многими сказк...
Урок литературного чтения во 2 классе по теме " Введение в новый раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон».
Урок литератрного чтения во 2 классе (УМК "Школа 2100") Цель урока: введение в раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…» через изучение...
Проект "Сказка - ложь, да в ней намёк..."
Проект посвящен русским народным сказкам. Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку. Целью проекта является развити...
Проект "Сказка - ложь, да в ней намёк..."
Проект посвящен русским народным сказкам. Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку. Целью проекта является развити...
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок (КВН по сказкам)
Внеклассное мероприятие по внеклассному чтению для учащихся 1-2 классов.Обобщение знаний учеников по известным народным и литературным сказкам....
конспект урока литературного чтения в 1 классе "Сказка-ложь, да в ней намёк"
Конспект урока по УМК "Начальная школа ХХI века" разработан с учетом современных требований к уроку. В конспекте указана работа в парах, группах, предусмотрена индивидуальная работа, включены за...
Комментарии
Исследование сказки "Вершки и корешки"
В процессе исследования у нас возникло желание проверить учеников второго класса, как они разбираются
в овощах. После проверки Тимофей решил рассказать своим одноклассникам, у каких растений употребляют в пищу вершки, а у каких - корешки.