Проект "Сказка - ложь, да в ней намёк..."
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Проект посвящен русским народным сказкам. Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку.

Целью проекта является развитие творческого потенциала детей через изучение русских народных сказок, привить им любовь к чтению как к процессу, научить читать вдумчиво, анализировать прочитанное, уметь высказывать свое отношение.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki.rar2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Название  проекта:     «Сказка  ложь,  да  в  ней  намёк…»

Предмет  и  участники  проекта:   Литературное  чтение,  внеурочная  деятельность,  4  класс

Продолжительность  проекта:  2  недели

Вид  проекта:  практико-ориентированный

Аннотация  проекта:

Проект посвящен русским народным сказкам. Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку.

Целью проекта является развитие творческого потенциала детей через изучение русских народных сказок, привить им любовь к чтению как к процессу, научить читать вдумчиво, анализировать прочитанное, уметь высказывать свое отношение.

Во время работы над проектом обучающиеся будут развивать навыки и умения решать практические задачи, развивать способности, применять уже имеющиеся умения, знания в поисках решений проблемных ситуаций. У обучающихся будет формироваться познавательный интерес к чтению.

Проект для учащихся 4  класса. Помогает детям понимать выразительность художественного слова. Учит отличать сказку от рассказа, выделять элементы сказки, изменять жанр произведения. Обогащает жизненный опыт учащихся, помогает увидеть положительные и отрицательные качества личности. Учит добру и справедливости.  Развивает речь, воображение.

Цель проекта: развитие творческого потенциала детей через изучение  русских народных сказок, привить  любовь к чтению.

Задачи проекта:

Обучающие: 

  1. Научить школьников различать виды русских народных сказок.
  2. Расширить читательский и культурный кругозор учащихся.
  3. Сформировать у учащихся навыки проектной и исследовательской  деятельности

Развивающие: 

  1. Развивать у учащихся познавательный интерес.
  2. Развивать творческие способности учащихся.
  3. Совершенствовать словарный запас учащихся.

Воспитательные: 

  1. Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре
  2. Совершенствовать навыки совместной коллективной работы.
  3. Приобщить детей к чтению художественной литературы.

Актуальность  проекта:

В настоящее время в нашу жизнь все более прочно входят новые информационные технологии. У большинства школьников имеется персональный компьютер, подключение к сети Интернет. Все  крупные литературные произведения из числа изучаемых в школе  можно найти в сокращенном или  экранизированном варианте. Причем, не всегда хорошего качества. Это приводит к  обеднению  словарного запаса обучающихся, к неумению грамотно и последовательно  анализировать имеющиеся тексты,  составлять самим  объемные рассуждения  по каким-либо проблемам. Задача начальной школы сводится к тому, чтобы помимо  простого научения школьников навыкам чтения привить им любовь к чтению как к процессу, научить читать вдумчиво, анализировать прочитанное, уметь  высказывать свое  отношение к нему. Кроме того, изучение именно русских народных сказок  позволяет отрабатывать все эти навыки в процессе, который большинство школьников воспринимают как   игру, как легкое и приятное занятие. Постепенно эти чувства легкости, интереса, переносятся на  чтение других видов литературных текстов.

Русские народные сказки в течение долгого времени передавались от дедов к внукам и правнукам, и каждое поколение вносило в них что-то свое, присущее этому времени. Но неизменным оставалось противостояние добра и зла, светлых и темных сил. Причем  во всех без исключения сказках зло всегда имеет большой арсенал средств, с помощью которых оно вредит людям и животным, но всегда  находятся герои, которые могут все эти средства уничтожить и или полностью победить зло,  или перевоспитать  главного злодея сказки. Поэтому на таких текстах очень легко строить воспитательную работу с классом  по формированию чувства любви к Родине,  толерантности, формировать навыки  справедливости, добра, понимания в ходе совместных действий.

Методы:

  1. Накопление  научного  и  литературного  материала:  изучение  произведений  литературы,  статей  справочников,
  2. Ознакомление  с  теорией  вопроса;
  3. Осмысление  собранного  материала;
  4. Проверка  и  уточнение  фактов:  обсуждение  собранного  материала, корректировка, обсуждение  результатов
  5. Практическая  деятельность.

Гипотеза:

Русские  народные  сказки  учат нас  добру.   В  них  заложены  правила  поведения, уважительного  отношения  к  старшим, учат  нас не грубить взрослым и помогать друг другу  в  трудную  минуту.

Основополагающий вопрос:

Сказки  учат  или  развлекают?

Проблемные вопросы:

-  Чему  учат  сказки?

- Как заинтересовать детей читать?

- Что, если сказок не будет?

Учебные вопросы:

- Что такое сказка?

- Какие  бывают  сказки?

- Как строятся  сказки?

Работа  в  группах

Группа  исследователей:  оформляют  тематическую  подборку  по  видам  сказок,  в  ходе  анализа  выясняют  «сказкины  слова»,  составляют  «Сказочный  словарь».  Отчёт  представлен  в  виде  буклета,  книжки  «Сказочный  словарь»

Группа  художников:   в ходе  работы  рисуют  рисунки-иллюстрации  к  сказкам  для  выставки,   подбирают  оформительский  материал  для  проекта.

Группа  литературоведов:   на  примере  сказок  разобрать  тайный  смысл,  мораль  сказки  «Чему  учит  сказка?»,  подбирают  загадки  о  сказочных  героях.  Отчёт представлен  в  виде буклета,  сообщений.

Группа  экспертов:  составляет  советы  и  рекомендации  родителям  по  воспитанию  культуры  чтения.  Отчёт  представлен  в  виде  буклета.

План  оценивания

До  работы  над  проектом

В  ходе  работы  над  проектом

После  завершения  работы  над  проектом

Вопросы  по   теме  проекта, побуждающие   к деятельности,  выявляющие  актуализацию  знаний  учащихся.

Стартовая  презентация  учителя.

Обсуждение  общего  плана  работы  над  проектом.

Постановка проблемных и учебных вопросов.

Обсуждение плана работы  над проектом  в  группах.

Составление критериев оценивания  (обсуждение  корректировка)

Составление плана  проекта  в  группах.

Поиск  информации  в Интернете

Оценочные  листы   для  групп  учащихся  (создание презентации,  буклета,  книжек)

Контрольные  листы  продвижения по   проекту.

Консультации  учителя.

Рефлексия.

Критерии оценивания  проекта.

Представления  выходного  материала  проекта.

Итоговое  обсуждение

Результаты  исследования.

Итоговая  презентация.

Защита  работ

Описание  методов  оценивания.

Вхождение  в  проект  начинается  с  актуализации  знания  о  сказка,  объяснения  виды  сказок,  объяснения  темы,  цели  и  задач  проекта,  деление  учащихся  на  группы.

Критерии оценивания будущих  работ обсуждаются с  учащимися в начале  проекта. На  всём протяжении работы  над  проектом критерии используются для организации контроля со стороны  учителя,  родителей и самоконтроля в мини-группах.

После завершения  работы  над  проектом учащиеся демонстрируют результаты своей деятельности: буклеты, рисунки.   Это, кроме предметных знаний, позволяет оценить развитие у учащихся коммуникативных навыков, умения аргументировано и чётко излагать свою точку зрения, задавать вопросы, формулировать мнение и анализировать выступления других, формирует  навык выразительного  осознанного чтения, приводить примеры  по  видам сказок, знать структуру сказок,  умения  определять основную  мысль  сказки  её  значение.

Создание  комфортных  условий  для  дифференцированного  обучения.

Возможности  для  всех  учеников

Работа  в  группах  позволяет  учащимся  выбрать для себя  роль в  соответствии со  склонностями. Интересами, чтобы  быть успешным и внести свой вклад  в итоговую работу:

  1. анализ  источников;
  2. поиск  и  обработка необходимой  информации  по  теме  проекта;
  3. поиск  и подготовка к представлению  иллюстративного  материала  по  теме  проекта;
  4. организация и проведение совместного  обсуждения результатов  работы  группы;
  5. обработка  результатов и представление их средствами компьютерных технологий;
  6. представление результатов  работы

Для  одарённого  ученика

Для  одарённого  ученика  можно  использовать самостоятельные  исследования,  проведение  опросов,  подбор  примеров  сказок   по  видам.  Можно предложить сочинить  свою  сказку.

Этих  учеников  можно  ставить во  главе  группы.

Для  учеников, испытывающих  трудности в обучении

Проблемному  ученику можно  дать  задания  по  работе с художественной  литературой по подбору  загадок  о  сказочных  героях,  найти  «сказкины  слова»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сказки"

 Вид проекта:  групповой, интегрированный: познавательно-творческо-спортивныйПродолжительность:  краткосрочныйУчастники: дети 1 «Б» класса, школьный библиотекарь., учитель, родителиОбразовательная обл...

Проект Сказка как литературный жанр

в этом проекте велось исследование о сказках и их разновидностях...

исследовательский проект Сказка - ложь, да в ней намёк 4 класс с презентацией

Данный исследовательский проект выполнен ученицей 4 класса. Проект соответствует требованиям, предъявляемым к исследовательским проектам. При работе над проектом, ребёнок познакомился со многими сказк...

Проект "Сказка - ложь, да в ней намёк..."

Проект посвящен русским народным сказкам. Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку. Целью проекта является развити...

ПРОЕКТ "СКАЗКА КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР"

Учащиеся должны знать: характеристику сказки как жанра, её определение; виды сказок;  в чём заключается отличие сказки от легенды, сказочной повес...

Проект "Сказки зарубежных писателей"

Данная презентация является конечным продуктом к проекту учащихся 3 класса по разделу "Зарубежные писатели" курса литературное чтение....

Проект "Сказка - ложь, да в ней - намёк..."

Ученик - второклассник Степанов Тимофей под руководством учителя провёл исследование сказки "Вершки и корешки". Познакомил с исследованием одноклассников. Подготовил презентацию. Успешно выступил...