Урок - презентация "Русские народные потешки"
методическая разработка по чтению по теме

Рябухина Татьяна Михайловна

Урок по литературному чтению УМК "Школа России". Технологии, используемые на уроке: ИКТ, технология критического мышления и технология создания ученических ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poteshki.pptx2.15 МБ
Файл russkie_narodnye_poteshki.docx209.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевая разминка Го – ро – шин – ки , Не – про – шен – ки , Откуда вы взялись? Трамваем или поездом До Маши добрались? Нет, портить настроение Никто вас не просил! А, может мы не плакали, А дождик моросил?

Слайд 2

Русский фольклор работу выполнила : Рябухина Т.М . учитель начальных классов МБОУ СОШ № 156 г.о. Самара

Слайд 3

По дорожке по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. Стоп! Немного отдохнём И домой пешком пойдём.

Слайд 4

Божья коровка, Улети на небо, Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого.

Слайд 5

Дождик, дождик, посильней – Будет травка зеленей, Вырастут цветочки На нашем лужочке . Дождик, дождик, пуще, Расти, трава, гуще.

Слайд 6

Идёт коза рогатая , Идёт коза бодатая , Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп. Кто каши не ест, Молока не пьёт, – Забодает, забодает, забодает.

Слайд 7

Иван, Иван, Вырывай бурьян, Чтобы росла репка Сладкая да крепкая, Чтобы вырос бобок С большой горшок , Чтобы вырос огурец – Длинноусый молодец!

Слайд 8

Проверка самостоятельной работы Загадка Скороговорка Потешка Считалка Ах, кокля – мокля , Глазоньки промокли. Кто будет детку обижать, Того коза будет бодать. Паровоз без колёс. Вот так чудо – паровоз! Не с ума ли он сошёл? Прямо по морю пошёл! Тили-тели », — птички пели. Взвились, к лесу полетели. Стали птички гнезда вить. Кто не вьет, тому водить. Щуку я тащу , тащу , Щуку я не упущу.

Слайд 9

http://www.liveinternet.ru/tags/%EF%F0%E8%EA%EE%EB%FB+%E3%E5%F0%EE%E8+%F0%F3%F1%F1%EA%E8%F5+%F1%EA%E0%E7%EE%EA+%EA%EE%EB%EE%E1%EE%EA+%EA%F3%F0%EE%F7%EA%E0-%F0%FF%E1%E0/ - http://yourhomevideo.ru/kliparty/rastrovye-kliparty-dlya-fotoshopa-skazochnye-geroi/ http://www.darwin.museum.ru/_forvisitors/?dir=child http://egorova.21415s04.edusite.ru/p20aa1.html http://bolgarias.ru/petux-xitrec/ http://blog.kp.ru/users/robyn/tags/%EF%E5%F0%F1%EE%ED%E0%E6%E8/ http://lenagold.ru/ http://aida.ucoz.ru/ Используемые источники:



Предварительный просмотр:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОТЕШКИ 

  1. Рябухина Татьяна Михайловна
  2. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 156
  3. Учитель начальных классов
  4. Литературное чтение
  5. 1 класс
  6. Тема: «Сказки, загадки, небылицы. 4 урок в теме»
  7. «Школа России» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» Москва «Просвещение» 2012г.
  8. Цель урока: прививать интерес к произведениям фольклора; расширение и систематизация представления детей о потешках; упражняться в выразительном чтении потешек; развивать память, речь, мышление.
  9. Задачи:
  1. обучающие: актуализировать знания детей о потешках, расширить представление о потешках как об устном народном творчестве, совершенствовать навык чтения;
  2. развивающие: создать условия для развития познавательного интереса младших школьников, способствовать развитию воображения, умению анализировать, сравнивать; развивать внимание, зрительную память учащихся;
  3. воспитательные: способствовать воспитанию интереса к чтению, культуры общения, любви к русскому фольклору, умения работать самостоятельно и коллективно.
  1. Тип урока: урок усвоения новых знаний.
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная,  групповая.
  3. Необходимое техническое оборудование и дидактический материал:
  1. экран, проектор, компьютер;
  2. тест по литературному чтению «Русские народные сказки, загадки, потешки»;
  3. цветограмма и цветные карандаши;
  4. распечатка заданий для групп;
  5. книги и тетради с печатной основой по литературному чтению;
  6. аудиоприложение на электронном носителе к учебнику «Литературное чтение»;
  7.  выставка книг с потешками.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

  1. Проверка домашнего задания.

ТПО с. 33 «Загадки»

Дети дома сделали свои сборники загадок. Заслушать загадки из этих сборников, заслушать и отгадать загадки, которые сочинили сами дети.

  1. Речевая разминка (слайд № 1).
  1. Орфографическое чтение по слогам.
  2. Чтение полным словом.
  3. Чтение скороговоркой.
  4. Выразительное чтение.
  5. Рефлексия в цветограмме (Приложение 1).

  1. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
  1. А знаете ли вы, что мы сейчас читали?
  2. Как вы думаете, что это за произведение?
  3. Проверьте свой ответ, составив слово из букв (Приложение 2).

                                  О Ш К П Е И Т

  1. Какое получилось слово? Проверка на доске (слайд № 2).
  2. Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
  3. Постановка целей урока.

Работа в группах. Необходимо из предложенных целей выбрать те, которые нам сегодня надо осуществить на уроке. Предложенные детьми цели вывешиваются на доску.

 Упражняться  в выразительном чтении потешек.

 Развивать  память, речь, мышление.

 Познакомиться с произведениями фольклора.

Дружно работать в парах.

Дружно работать в группах.

Уважать мнение товарищей.

Перебивать товарищей.

Не считаться с мнением товарищей (Приложение 3).

  1. Рефлексия в цветограмме.

  1. Работа по теме урока.
  1. Откройте учебник на с. 45. Рассмотрите иллюстрации к потешкам.
  2. Как вы думаете, о чём они будут?
  3. Прослушивание потешки «Кисонька - мурысенька»  (аудиозапись).
  4. Прочитайте первую потешку самостоятельно, обращая внимание на знаки препинания. Назовите героев потешки.
  5. Работа в парах. Распределите роли и прочитайте потешку.
  6. Аналогичная работа над второй потешкой.
  7. Что такое горница? (Чистая половина крестьянской избы)
  8. Итак, что же такое потешка? Как вы поняли? Для чего их создал народ?

    Потешка – это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребёнка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом, оно является главным и ведёт за собой жест.

     Детям потешки доставляют огромную радость, поэтому родители могут начинать их использовать с самого раннего возраста. Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах воспитания ребёнка.

  1. Рефлексия в цветограмме.

  1. Физкультминутка (слайд № 3).

  1. Продолжение работы по теме урока (слайды № 4,5,6,7). (Приложение 4)
  1. Работа в группах. Драматизация – учащиеся готовят и представляют театрализованную постановку, под режессурой одного из учеников.
  2. Прослушать каждую группу.
  3. Рефлексия в цветограмме.

  1. Самостоятельная работа.
  1. Тест «Русские народные сказки, загадки, потешки» (Приложение 5).
  2. Взаимопроверка.
  3. Проверка на экране (слайд № 8).
  4. Рефлексия в цветограмме.

 

  1. Подведение итогов (слай № 9).
  1. С какими произведениями вы познакомились на уроке?
  2. Для чего придумали потешки, небылицы, загадки и песенки?
  3. Можно ли самому придумать небылицу?
  4. Как вы думаете все ли цели урока мы выполнили?

  1. Рефлексия «Дерево успеха» (Приложение 6).

  1. Домашнее задание по желанию.
  1. Выучить наизусть любое из прочитанных произведений.
  2. Попробовать придумать свою небылицу, воспользовавшись советом из ТПО с. 36 – 38.

этап урока

название технологии

время (в мин.)

1.

Речевая разминка

ИКТ

3 мин.

2.

Актуализация знаний. Постановка целей урока.

ИКТ

1 мин.

3.

Работа по теме урока.

аудиозапись (ИКТ);

технология развития критического мышления

2 мин.

4 мин.

4.

Физкультминутка

ИКТ

5 мин.

5.

Продолжение работы по теме урока

создание ученических ситуаций;

ИКТ

10 мин.

5 мин.

6.

Самостоятельная работа.

создание ученических ситуаций;

ИКТ

5 мин.

7.

Подведение итогов

ИКТ

2 мин.

  1.  Таблица «Технологии, используемые на уроке»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ЦВЕТОГРАММА

речевая разминка

постановка темы и целей

работа в парах

работа в группах

самостоятельная работа

                               

                                     

                                           

                           Зелёный цвет (У меня всё получилось, уверенность, спокойствие).

                                           

                           Жёлтый цвет (У меня были ошибки, но я всё понял и исправил).

                          Красный цвет (У меня не получается, мне нужна помощь).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

                                  О Ш К П Е И Т

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Упражняться  в выразительном чтении потешек

 Развивать  память, речь, мышление

 Познакомиться с произведениями фольклора

Дружно работать в парах

Дружно работать в группах

Уважать мнение товарищей

Перебивать товарищей

Не считаться с мнением товарищей

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

  1. Божья коровка,
    Улети на небо,
    Принеси нам хлеба,
    Черного и белого,
    Только не горелого.

  1. Дождик, дождик, посильней –
    Будет травка зеленей,
    Вырастут цветочки
    На нашем лужочке.
    Дождик, дождик, пуще,
    Расти, трава, гуще.

  1. Идёт коза рогатая,
    Идёт коза бодатая,
    Ножками топ-топ,
    Глазками хлоп-хлоп.
    Кто каши не ест,
    Молока не пьёт, –
    Забодает, забодает,  забодает.

  1. Иван, Иван,  

Вырывай бурьян,
Чтобы росла репка
Сладкая да крепкая,

Чтобы вырос бобок    
С большой горшок ,
Чтобы вырос огурец –
Длинноусый молодец!  

                   

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Тест: «Русские народные сказки, загадки, потешки»

Соедини линиями произведение и жанр, к которому оно относится.

Ах, кокля – мокля,                                         загадка                                          

Глазоньки  промокли.

Кто будет  детку  обижать,

Того коза будет бодать.

Паровоз без  колёс.                                            скороговорка

Вот так чудо – паровоз!

Не с ума ли он сошёл?

Прямо по морю пошёл!

«Тили-тели», — птички пели.                         потешка 

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнезда вить.

Кто не вьет, тому водить.

Щуку я тащу , тащу,                                         считалка

Щуку я не упущу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Дерево успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Русские народные потешки и прибаутки"

Презентация составлена к уроку чтения во 2 классе по УМК "Школа России". Подобранные материалы помогут учащимся познакомиться с малыми жанрами устного народного творчества: потешками и прибаутками....

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»

ПредметЛитературное чтениеКласс1Тип урокаУрок открытия новых знанийТехнология построения урокаТехнология развития критического мышленияТемаРусские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Ри...

Конспект урока чтения "Русская народная потешка"

Данный конспект урока написан для детей с тяжелой степенью умственной осталости.  Класс обучения 3. Конспект урока чтенияТема: Потешка (Русская народная)Цель: ознакомление с одной из малых ф...

Технологическая карта урока литературного чтения «Русская народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: умение находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы. Задачи ур...