Урок - презентация "Русские народные потешки"
методическая разработка по чтению по теме
Урок по литературному чтению УМК "Школа России". Технологии, используемые на уроке: ИКТ, технология критического мышления и технология создания ученических ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poteshki.pptx | 2.15 МБ |
russkie_narodnye_poteshki.docx | 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русский фольклор работу выполнила : Рябухина Т.М . учитель начальных классов МБОУ СОШ № 156 г.о. Самара
По дорожке по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. Стоп! Немного отдохнём И домой пешком пойдём.
Божья коровка, Улети на небо, Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого.
Дождик, дождик, посильней – Будет травка зеленей, Вырастут цветочки На нашем лужочке . Дождик, дождик, пуще, Расти, трава, гуще.
Идёт коза рогатая , Идёт коза бодатая , Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп. Кто каши не ест, Молока не пьёт, – Забодает, забодает, забодает.
Иван, Иван, Вырывай бурьян, Чтобы росла репка Сладкая да крепкая, Чтобы вырос бобок С большой горшок , Чтобы вырос огурец – Длинноусый молодец!
Проверка самостоятельной работы Загадка Скороговорка Потешка Считалка Ах, кокля – мокля , Глазоньки промокли. Кто будет детку обижать, Того коза будет бодать. Паровоз без колёс. Вот так чудо – паровоз! Не с ума ли он сошёл? Прямо по морю пошёл! Тили-тели », — птички пели. Взвились, к лесу полетели. Стали птички гнезда вить. Кто не вьет, тому водить. Щуку я тащу , тащу , Щуку я не упущу.
http://www.liveinternet.ru/tags/%EF%F0%E8%EA%EE%EB%FB+%E3%E5%F0%EE%E8+%F0%F3%F1%F1%EA%E8%F5+%F1%EA%E0%E7%EE%EA+%EA%EE%EB%EE%E1%EE%EA+%EA%F3%F0%EE%F7%EA%E0-%F0%FF%E1%E0/ - http://yourhomevideo.ru/kliparty/rastrovye-kliparty-dlya-fotoshopa-skazochnye-geroi/ http://www.darwin.museum.ru/_forvisitors/?dir=child http://egorova.21415s04.edusite.ru/p20aa1.html http://bolgarias.ru/petux-xitrec/ http://blog.kp.ru/users/robyn/tags/%EF%E5%F0%F1%EE%ED%E0%E6%E8/ http://lenagold.ru/ http://aida.ucoz.ru/ Используемые источники:
Предварительный просмотр:
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОТЕШКИ
- Рябухина Татьяна Михайловна
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 156
- Учитель начальных классов
- Литературное чтение
- 1 класс
- Тема: «Сказки, загадки, небылицы. 4 урок в теме»
- «Школа России» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» Москва «Просвещение» 2012г.
- Цель урока: прививать интерес к произведениям фольклора; расширение и систематизация представления детей о потешках; упражняться в выразительном чтении потешек; развивать память, речь, мышление.
- Задачи:
- обучающие: актуализировать знания детей о потешках, расширить представление о потешках как об устном народном творчестве, совершенствовать навык чтения;
- развивающие: создать условия для развития познавательного интереса младших школьников, способствовать развитию воображения, умению анализировать, сравнивать; развивать внимание, зрительную память учащихся;
- воспитательные: способствовать воспитанию интереса к чтению, культуры общения, любви к русскому фольклору, умения работать самостоятельно и коллективно.
- Тип урока: урок усвоения новых знаний.
- Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
- Необходимое техническое оборудование и дидактический материал:
- экран, проектор, компьютер;
- тест по литературному чтению «Русские народные сказки, загадки, потешки»;
- цветограмма и цветные карандаши;
- распечатка заданий для групп;
- книги и тетради с печатной основой по литературному чтению;
- аудиоприложение на электронном носителе к учебнику «Литературное чтение»;
- выставка книг с потешками.
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
- Проверка домашнего задания.
ТПО с. 33 «Загадки»
Дети дома сделали свои сборники загадок. Заслушать загадки из этих сборников, заслушать и отгадать загадки, которые сочинили сами дети.
- Речевая разминка (слайд № 1).
- Орфографическое чтение по слогам.
- Чтение полным словом.
- Чтение скороговоркой.
- Выразительное чтение.
- Рефлексия в цветограмме (Приложение 1).
- Актуализация знаний. Постановка целей урока.
- А знаете ли вы, что мы сейчас читали?
- Как вы думаете, что это за произведение?
- Проверьте свой ответ, составив слово из букв (Приложение 2).
О Ш К П Е И Т
- Какое получилось слово? Проверка на доске (слайд № 2).
- Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Постановка целей урока.
Работа в группах. Необходимо из предложенных целей выбрать те, которые нам сегодня надо осуществить на уроке. Предложенные детьми цели вывешиваются на доску.
Упражняться в выразительном чтении потешек.
Развивать память, речь, мышление.
Познакомиться с произведениями фольклора.
Дружно работать в парах.
Дружно работать в группах.
Уважать мнение товарищей.
Перебивать товарищей.
Не считаться с мнением товарищей (Приложение 3).
- Рефлексия в цветограмме.
- Работа по теме урока.
- Откройте учебник на с. 45. Рассмотрите иллюстрации к потешкам.
- Как вы думаете, о чём они будут?
- Прослушивание потешки «Кисонька - мурысенька» (аудиозапись).
- Прочитайте первую потешку самостоятельно, обращая внимание на знаки препинания. Назовите героев потешки.
- Работа в парах. Распределите роли и прочитайте потешку.
- Аналогичная работа над второй потешкой.
- Что такое горница? (Чистая половина крестьянской избы)
- Итак, что же такое потешка? Как вы поняли? Для чего их создал народ?
Потешка – это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребёнка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом, оно является главным и ведёт за собой жест.
Детям потешки доставляют огромную радость, поэтому родители могут начинать их использовать с самого раннего возраста. Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах воспитания ребёнка.
- Рефлексия в цветограмме.
- Физкультминутка (слайд № 3).
- Продолжение работы по теме урока (слайды № 4,5,6,7). (Приложение 4)
- Работа в группах. Драматизация – учащиеся готовят и представляют театрализованную постановку, под режессурой одного из учеников.
- Прослушать каждую группу.
- Рефлексия в цветограмме.
- Самостоятельная работа.
- Тест «Русские народные сказки, загадки, потешки» (Приложение 5).
- Взаимопроверка.
- Проверка на экране (слайд № 8).
- Рефлексия в цветограмме.
- Подведение итогов (слай № 9).
- С какими произведениями вы познакомились на уроке?
- Для чего придумали потешки, небылицы, загадки и песенки?
- Можно ли самому придумать небылицу?
- Как вы думаете все ли цели урока мы выполнили?
- Рефлексия «Дерево успеха» (Приложение 6).
- Домашнее задание по желанию.
- Выучить наизусть любое из прочитанных произведений.
- Попробовать придумать свою небылицу, воспользовавшись советом из ТПО с. 36 – 38.
№ | этап урока | название технологии | время (в мин.) |
1. | Речевая разминка | ИКТ | 3 мин. |
2. | Актуализация знаний. Постановка целей урока. | ИКТ | 1 мин. |
3. | Работа по теме урока. | аудиозапись (ИКТ); технология развития критического мышления | 2 мин. 4 мин. |
4. | Физкультминутка | ИКТ | 5 мин. |
5. | Продолжение работы по теме урока | создание ученических ситуаций; ИКТ | 10 мин. 5 мин. |
6. | Самостоятельная работа. | создание ученических ситуаций; ИКТ | 5 мин. |
7. | Подведение итогов | ИКТ | 2 мин. |
- Таблица «Технологии, используемые на уроке»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ЦВЕТОГРАММА
речевая разминка | постановка темы и целей | работа в парах | работа в группах | самостоятельная работа |
Зелёный цвет (У меня всё получилось, уверенность, спокойствие).
Жёлтый цвет (У меня были ошибки, но я всё понял и исправил).
Красный цвет (У меня не получается, мне нужна помощь).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
О Ш К П Е И Т
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Упражняться в выразительном чтении потешек
Развивать память, речь, мышление
Познакомиться с произведениями фольклора
Дружно работать в парах
Дружно работать в группах
Уважать мнение товарищей
Перебивать товарищей
Не считаться с мнением товарищей
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
- Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.
- Дождик, дождик, посильней –
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.
- Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт, –
Забодает, забодает, забодает.
- Иван, Иван,
Вырывай бурьян,
Чтобы росла репка
Сладкая да крепкая,
Чтобы вырос бобок
С большой горшок ,
Чтобы вырос огурец –
Длинноусый молодец!
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Тест: «Русские народные сказки, загадки, потешки»
Соедини линиями произведение и жанр, к которому оно относится.
Ах, кокля – мокля, загадка
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.
Паровоз без колёс. скороговорка
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошёл?
Прямо по морю пошёл!
«Тили-тели», — птички пели. потешка
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить.
Кто не вьет, тому водить.
Щуку я тащу , тащу, считалка
Щуку я не упущу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Дерево успеха
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Конспект урока можно использовать при закреплении материала....
Презентация по теме "Русские народные потешки и прибаутки"
Презентация составлена к уроку чтения во 2 классе по УМК "Школа России". Подобранные материалы помогут учащимся познакомиться с малыми жанрами устного народного творчества: потешками и прибаутками....
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе"Русские народные потешки. Небылицы.Стихи и песенки из книги "Рифмы матушки гусыни"
Конспект составлен в соответствии с ФГОС ....
Технологическая карта урока литературного чтения Тема: Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»
ПредметЛитературное чтениеКласс1Тип урокаУрок открытия новых знанийТехнология построения урокаТехнология развития критического мышленияТемаРусские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Ри...
Конспект урока чтения "Русская народная потешка"
Данный конспект урока написан для детей с тяжелой степенью умственной осталости. Класс обучения 3. Конспект урока чтенияТема: Потешка (Русская народная)Цель: ознакомление с одной из малых ф...
Конспект урока литературное чтение на родном языке: «На ярмарке». Русские народные потешки и прибаутки, небылица. Народные песенки. Русская народная песня «Берёзонька».
Работа включает конспект урока, презентацию и два приложения, которые раздаются детям....
Технологическая карта урока литературного чтения «Русская народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».(УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: умение находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы. Задачи ур...