Обучение динамическому чтению
статья по чтению
Если ребёнок в начальных классах хорошо владеет техникой чтения, устной и письменной речью, если полюбит уроки чтения, подружится с книгой, то он будет хорошо усваивать программный материал на всех этапах обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_dinamicheskomu_chteniyu.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение динамическому чтению
Ефремова И.Р., учитель
начальных классов
Для меня всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок в начальных классах хорошо владеет техникой чтения, устной и письменной речью, если полюбит уроки чтения, подружится с книгой, то он будет хорошо усваивать программный материал на всех этапах обучения. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Сколько детей не в силах освоить программу в старших классах из-за неумения читать быстро. Нужно научить учащихся начальной школы быстро читать. Для того чтобы усилить технику и сознательность чтения я на уроках пользуюсь нетрадиционным методом обучения чтению - методом динамического чтения.
Динамическое чтение - это чтение глазами. Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппарат, слова воспринимаются как картинки.
При динамическом чтении ученик видит всю графическую информацию, он читает текст в целом, воспринимает всю информацию.
Начав работать методом динамического чтения, прежде всего я выявила факторы, мешающие быстрому чтению.
- Регрессия - возвратные движения глаз.
- Малое поле зрения.
- Неумение найти главное в тексте.
- Недостаточное использование смысловой догадки.
- Артикуляция.
Динамическое чтение - это чтение глазами. Поэтому начала работу над скорочтениями с развитие зрительной памяти, внимания, этому способствует так называемое « фотографирования» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся должны запомнить всё, что изображено на картинке - « сфотографировать». Одну секунду можно отмерить, произнося число двадцать один про себя. Например, я показываю иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду запомнить всё, что на ней изображено и сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией предупреждаю учащиеся, что гни должны смотреть очень внимательно. Затем после команды « Приготовиться! Внимание!» даю команду « Фотографируем!»
Начав работу в 1 классе, по мере того, как дети будут знакомиться с буквами, и учиться читать, предлагаю следующие задание.
- Найди лишнею букву (фотографируем):
а, о, м, у, и.
2. Найти лишний слог:
по, ро, но, лы, ко. со.
- Найти лишнее слово:
река слон мама
речка лев моль
ручей мак мела
ручка тигр мила
ручеёк
4.Разделили слова на две группы:
корова заяц ленивый
соловей горох смелый
коза ёжик честный
ворона медведь жадный
овца капуста добрый
сорока волк трусливый
огурец
5. Из какой сказки слова?
« Я – мышка – норушка…»
« Бежит молочко по вымечку…»
« Кабы я была царица…»
« Смилуйся государыня – рыбка»
1 | 16 | 3 | 6 |
20 | 8 | 19 | 11 |
10 | 13 | 4 | 9 |
15 | 18 | 2 | 14 |
5 | 12 | 7 | 17 |
Постепенно задание усложняю. Для развития поля зрения примерно таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 с, но при тренировке многие учащиеся считывают их за 5-6 секунд. Таблицы изготовляем на уроках труда, иногда помогают родители.
5 | 3 | 7 |
9 | 6 | 4 |
2 | 1 | 8 |
10 |
15 | 6 | 16 | 9 | 14 |
1 | 8 | 20 | 24 | 2 |
18 | 22 | 10 | 21 | 12 |
17 | 11 | 23 | 5 | 25 |
7 | 4 | 13 | 19 | 3 |
1 кл. 2 кл. 3 кл.
По такому же принципу изготовляются карточки с алфавитом. Ученики считают про себя, указывал карандашом цифры (или буквы).
В работе с таблицами используют памятку:
Памятка
- Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.
- Старайся запомнить расположение сразу двух - трёх следующих друг за другом чисел.
- Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят всю её целиком.
Наряду с таблицей Шульте использую и таблицы автора Т. Г. Швалько.
Цель - обучения вертикальному движению глаз.
13 | 33 | 9 | 4 | 26 |
3 | 22 | 19 | 2 | 30 |
28 | 31 | 12 | 24 | 6 |
7 | 10 | 21 | 27 | 14 |
35 | 18 | 1 | 16 | 8 |
23 | 5 | 29 | 32 | 11 |
15 | 34 | 17 | 25 | 20 |
Работая над текстом на уроках чтения, я использую следующие упражнение: « чтение - спринт», « чтение - разведка», чтение со счётом слов, строк. Эти упражнения ввожу уже в конце 1 класса.
Чтение спринт заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения поторапливаю детей. Обычно провожу это упражнение перед чтением вслух каждого текста.
Перед чтением готовлю класс психологически, даю команды: « Приготовится! Внимания! Начали!». При обучению «чтения - спринт» пользуюсь следующей памяткой:
Памятка
- Плотно сожми губы и зубы.
- Читай только глазами.
- Читай как можно быстрей.
- Отвечай на вопросы к тексту.
Чтение со счётом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости, считал про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончание подсчёта числа слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту.
Цель этого упражнения – загрузить уши учащихся посторонней работой – счётом слов. В этом случае школьники лишены возможности произносить текст глазами. К этому упражнению я разработала следующую памятку:
Памятка
- Плотно сожми губы и зубы.
- Читай только глазами.
- Читай как можно быстрей, считал про себя слова текста.
- Отвечай на вопросы к тексту.
Первый вопрос к учащимся – о числе слов в тексте. Ответ считало отличным, если расхождение между названным числом и действительным не превышает 2 %, хорошим- 5%, удовлетворительным до 10% при условии, что дети ответили на вопросы по содержанию текста.
Упражнение можно усложнить, считал пары слов, тройки слов, строки, а на уроках русского языка предложить задания: прочитать текст упражнения со счётом слов на определённое правило (на безударную гласную, словарных слов).
К четвёртому классу навык чтения учащихся возрастёт до 100-140 слов в минуту и счёт отдельных слов, троек слов замедляет скорость чтения. Тогда ввожу упражнение с механическим подсчётом слов. Счёт ведём 10, 20. Досчитав до 10, начинаем считать заново. Считать нужно (про себя) чётко, ясно, без пауз, непрерывно: одиндватричетырепять….. Главное в упражнении - максимально возможное качество усвоении содержание читаемого при условии непрерывной работы мышц гортани, отвечающих за проговаривание (про себя) чисел
В условиях обучение детей вертикальному чтению использую упражнение « чтение разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и находят главное. Также используя памятку:
Памятка
- Плотно сожми губы и зубы.
- Поставь пальцы на начало и конец строки.
- Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответ на вопросы.
Это упражнению использую на уроках русского языка, например « разведчики» находят в тексте словарные слова или слова, на какое – то правило. На уроках математике – отыскать среди примеров с ответом 150. Все эти упражнение проводятся привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идёт обычная работа над выразительным чтением, пересказам, делением на части, озаглавливание и т.п.
Выполнение каждого из этих упражнений занимает на уроке 5-7 минут. Ценность этих упражнений в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух выразительно, уверенно пользуются смысловой догадкой. Методика работы такая же, как и при « чтении – спринт», только читаем до указанного слова или выражения.
Чтение с речевыми помехами (напевал), чтение с простукиванием ритма, чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки) тренирует внимание учащихся на уроках.
Одновременно с работой по динамическому чтению развиваю на уроках память, воображения учащихся, используя следующие упражнения:
- Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения. Это упражнение хорошо развивает долговременную память учащихся.
- Игра « Синонимы» (Антонимы) хорошо развивает как память, так и воображение.
- Игра «Я поэт»
Предлагается сочинять стихотворение по рифме:
…. не обижаю ….густом
….приглашаю ….кустом
…. угощаю ….хвостом
….играю ….потом
- Каждый день заучивать по четверостишию.
Совершенствование техники чтение про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтение вслух. Помогает в этом методика авторов И. Т. Федоренко и В. Н. Зайцева. На каждом уроке использую такие приёмы и методы:
- Чтение за диктором.
- Чтение в парах, групповое чтение.
- Чтение с отрывом взгляда от текста.
- Чтение с убыстрением темпа.
- Чтение с переходом на незнакомый текст.
- Жужжащие чтение.
- Чтение в темпе скороговорки.
- Зрительные и слуховые диктанты.
Также упражнение дают хорошие результаты. Выпускники вычитывают норму, дети грамотно пишут сочинение и изложения.
Быстрое чтение – мощный и современный инструмент познания окружающегося нас мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение динамическому чтению
Нельзя быть счастливым, не умея читать....
мастер - класс по обучению динамическому чтению
показаны приёмы , обучающие динамическому чтению...
Мастер – класс по теме «Обучение динамическому чтению»
Представлена система учебных занятий по обучению динамическому чтению....
мастер – класс Тема: «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе»
Перед нами, учителями начальных классов, стоит задача - научить детей читать в темпе разговорной речи (от 120 до 170 слов в минуту) к концу IV класса. Плохое чтение, заниженная, по отношению к оптимал...
Мастер – класс по теме: «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе».
Мы живем в непростое время. Объем информации, доступный человеку, растет в геометрической прогрессии. Поскольку уменьшить поток информации мы не в силах, значит, необходимо увеличить скорость восприят...
"Обучение динамическому чтению"
Выступление на ШМО. Из опыта работы....
Мастер - класс «Обучение динамическому чтению»
Ведущей педагогической идеей работы над динамическим чтением является построение учебно–воспитательного процесса, посредством сотрудничества педагога и обучающегося субъекта. Основная мысль моей...