Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса (ПНШ)
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса
Составила: Фатихова Фарида Харисовна, учитель начальных классов высшей кв.
УМК «Перспективная начальная школа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2kl_liter_chtenie_pnsh.doc | 259 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение - « Кунгерская средняя общеобразовательная школа»
Атнинского муниципального района
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Заместитель Директор школы
____/Галиева С.М./ руководителя по УВР ____/Габидуллин Н.Г./
Протокол №1 от _____/Залалиева Р.Р. Приказ № 54 от
27. 08. 2012 г. 27.08.2012 г. 28.08.2012 г.
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса
Составила: Фатихова Фарида Харисовна, учитель начальных классов высшей кв.
УМК «Перспективная начальная школа»
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по литературному чтению и УМК «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Курс литературного чтения для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, казалось бы за обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.
Рабочая программа по «литературному чтению» разработана на основе:
- Законы РФ и РТ «Об образовании»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом минобрнауки России от 6 октября 2009г.№373, зарегистрирован 22 декабря 2009года, регистрационный номер 17785);
- Письма министерства образования и науки РТ от 29.08.2011 №9282/11 “Об учебных планах для 1-2 классов школ РТ, реализующих в 2011-2012 учебном году основные образовательные программы начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО” 4 модель;
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2011.;
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. (Приказ №65-о/д 31.08.2011)
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, от 24декабря, 2010 №2080, номер19776 ;
-концепции «Перспективная начальная школа», в которой принципы развивающего обучения взаимодействуют с традиционным принципом прочности усвоения знаний;
- программы Н. А. Чураковой «Литературное чтение», рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Учебник: Литературное чтение Н.А Чуракова Москва Академкнига учебник 2012
Цель курса «Литературное чтение»
- Сформировать грамотные представления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы.
- Познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и контрастом.
- На материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве.
- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников;
- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
- Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
Рабочая программа по литературному чтению составлена из расчета 2 часа в неделю, в год 70 ч, на основе 4 модели Базисного учебного плана, на основании письма №6871/10 от 18.08.2010г «О введении ФГОС НОО», утвержденного Министерством образования и науки РТ.
Содержание тем учебного курса
Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев-животных . Определение главного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов.
Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотворение сил природы; возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).
Особенности построения волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции текста).
Авторская литература
Волшебная сказка в стихах (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») и ее связь с сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основание для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.
Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, Н. Носов, В. Драгунский).
Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.
Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающим обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать самые важные переживания: о красоте окружающего мира, о дружбе, о любви. Представление о том, что для Поэта природа — живая: обнаружение в стихотворении олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: считалки (Ю. Тувим), небылицы (И. Пивоварова), докучной сказки (И. Пивоварова), сказки-цепочки (Д. Хармс, А. Усачев). Практическое освоение простейших художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем преувеличением), контраста, олицетворения. Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе (сказки С. Козлова, японские сказки: «Барсук — любитель стихов», «Луна на ветке», в переводе В. Марковой).
Формирование библиографической культуры.
Создание условий для выхода младших школьников за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики журнала, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.
Формирование умений и навыков чтения, слушания и говорения.
Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов:
а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушателям «увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;
б) выразительное чтение передает отношение чтеца к изображенной автором картине целого.
Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.
Формирование умения чтения «про себя»:
а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;
б) на основе перечитывания текста в ходе его анализа.
Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения.
Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме.
Круг чтения
Русские и зарубежные народные и авторские сказки
«Волшебное кольцо», «Лисичка-сестричка и волк»*; «Петушок — золотой гребешок»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». «Барсук — любитель стихов», «Как Собака с Кошкой враждовать стали», «Луна на ветке».
А. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»*;
Дж. Родари: «Приезжает дядюшка Белый Медведь»;
Дж. Харрис: «Братец Лис и Братец Кролик»; «Почему у Братца Опоссума голый хвост».
Классики русской литературы
Поэзия
Д. Кедрин: «Скинуло кафтан…»;
М. Лермонтов: «Осень», «Утес»;
А. Пушкин: «У лукоморья…», «Уж небо осенью дышало…»;
Ф. Тютчев: «Зима недаром злится».
Проза
М. Пришвин: «Разговор деревьев», «Золотой луг»;
Л. Толстой: «Прыжок», «Акула»;
И. Тургенев: «Воробей».
Современные русские и зарубежные писатели и поэты
Поэзия
Я. Аким: «Яблоко»*;
А. Ахундова: «Окно»;
Т. Белозеров: «Хомяк», «Самое доброе слово»*;
В. Берестов: «Картинки в лужах»;
М. Бородицкая: «Ракушки», «Уехал младший брат», «Котенок», «Лесное болотце», «Вот такой воробей», «Булочная песенка», «Улов»*;
А. Гиваргизов: «Что ты, Сережа…», «Мой бедный Шарик…»;
А. Екимцев: «Осень»;
Е. Есеновский: «У мальчика Юры ужаснейший насморк…»;
Б. Заходер: «Собачкины огорчения»;
С. Козлов: «Желудь»;
Ю. Коринец: «Тишина»;
А. Кушнер: «Что я узнал!»;
Г. Лагздынь: «Утренняя кричалка»;
В. Лунин: «Кукла», «Что я вижу»;
Н. Матвеева: «Было тихо…»*;
С. Махотин: «Воскресенье», «Груша», «Фотограф», «Местный кот»;
С. Михалков: «А что у вас?»;
Ю. Мориц: «Хвостики», «Букет…»;
Э. Мошковская: «А травинка не знает…», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Кому хорошо», «Если такой закат…», «Вазочка и бабушка»*, «Дедушка Дерево»*, «Здравствуй, Лес!»*, «Мама, я, кузнечик и птица»*;
И. Пивоварова: «Картина», «Жила-была собака», «Мост и сом»;
Г. Сапгир: «У прохожих на виду…»;
Р. Сеф: «Добрый человек», «Я сделал крылья и летал», «Лучше всех»;
П. Синявский: «Федина конфетина», «Такса едет на такси», «Ириски и редиски», «Хрюпельсин и хрюмидор»;
М. Тахистова: «Редкий тип»;
А. Усачев: «Бинокль», «Эх!», «Жучок»*, «Жужжащие стихи»;
Д. Хармс: «Врун»*;
Е. Чеповецкий: «В тихой речке у причала»;
С. Черный: «Что кому нравится»*;
К. Чуковский: «Федотка»;
Г. Юдин: «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», «Вытри лапы и входи»;
М. Яснов: «Самое доброе слово», «Ути-ути»;
Л. Яхнин: «Моя ловушка», «Музыка леса», «Пустяки», «Зеркальце», «Листья»*, «Крокодилово семейство»*.
Басе, Бусон, Исса, Иссе, Кикаку*, Оницура, Сико*, Тие, Хиросиге: японские трехстишия (хокку);
О. Дриз: «Игра», «Стеклышки», «Кончилось лето», «Синий дом», «Кто я?», «Теленок», «Доктор», «Обида», «Сто веселых лягушат»*, «Всегда верно»*, «На что похож павлиний хвост»*, «Как я плаваю»;
М. Карем: «Ослик», «Повезло!»;
Л. Квитко: «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик»;
П. Коран: «По дорожке босиком»;
Во Куанг: «Заходите»;
Т. Кубяк: «О гноме-рыбаке»*;
Л. Станчев:«Осенняя гамма».
Проза
В. Берестов: «Как найти дорожку»*;
В. Вересаев: «Братишка»;
С. Воронин: «Лесик-разноголосик»*;
В. Драгунский: «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Друг детства», «Шляпа гроссмейстера»*, «Сверху вниз, наискосок!», «Гусиное горло»*;
Ю. Коваль: «Три сойки»;
С. Козлов: «Ежик в тумане», «Красота», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно», «Теплым тихим утром посреди зимы»*, «Заяц и Медвежонок»*;
О. Кургузов: «Сухопутный или морской?»;
Н. Носов: «Фантазеры»;
Б. Окуджава: «Прелестные приключения»;
С. Седов: «Сказки про Змея Горыныча»;
А. Усачев: «Обои»; «Тигр в клеточку»*;
Г. Цыферов: «Жил на свете слоненок»;
Е. Чарушин: «Томка испугался», «Томкины сны».
Д. Биссет: «Хочешь. Хочешь, хочешь…», «Ух!»;
А. Линдгрен: «Малыш и Карлсон»*;
Дж. Родари: «Бриф! Бруф! Браф!».
по курсу «Литературное чтение» к концу второго года обучения.
Учащиеся научатся:
- имена 2—3 классиков русской и зарубежной литературы,
- имена 2—3 современных писателей (поэтов); название и содержание их произведений, прочитанных в классе;
- названия и содержание нескольких произведений любимого автора.
Ученик получит возможность научиться:
- читать целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
- читать выразительно поэтический текст в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
- эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой;
- устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
- читать наизусть 6—8 стихотворений разных авторов (по выбору);
- пересказывать текст небольшого объема;
- различать сказку о животных и волшебную сказку;
- определять особенности волшебной сказки;
- определять тему и выделять главную мысль произведения;
- оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;
- узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, звукопись, контраст), уметь находить их в произведении;
- пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения содержания книги по ее элементам;
- самостоятельного чтения книг;
- работы со словарями.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | В гостях у Учёного Кота | 11 |
2 | В гостях у Незнайки | 5 |
3 | В гостях у Барсука | 14 |
4 | В гостях у Ёжика и Медвежонка | 7 |
5 | Точка зрения | 16 |
6 | Детские журналы | 2 |
7 | Природа для поэта – любимая и живая | 7 |
8 | Почему нам бывает смешно | 8 |
70 |
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во ча сов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Д/з | Дата проведения | |
План | Факт. | ||||||||
Часть 1. Глава 1. В гостях у Учёного Кота (11 ч) | |||||||||
1 | Знакомство с библиотекой Учёного кота | 1 | Комбинированный | Народные и авторские сказки | Чтение вслух, беседа | Учащиеся научатся: названия и авторов литера-турных произведений. Ученик получит возможность научиться: работать с дополнительной литературой | Прочитать стих.-е А.С.Пушкина на с. 8-9 | 1.09 | |
2 | Вступление к поэмеА.С.Пуш-кина «Руслан и Людмила» | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Ритм стихотворения | Учащиеся научатся: имена русских классиков; произведения А.С.Пушкина; понятие «иллюстрация». Ученик получит возможность научиться: ориентироваться по содержанию учебника | Самост.перечит. поэму. | 4.09 | |||
3-4 | Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" | 2 | Народные и авторские сказки. Особенности волшебной сказки. | Ученик получит возможность научиться:находить концовку в произведении; объяснять авторские обороты; читать текст художественного произведения про себя | Самост.прочит. сказку. Нарис. свою золотую рыбку: не простую, а волшебную. | 8.09 11.09 | |||
5 | Русская народ-ная сказка «Петушок-зо-лотой гребе-шок» | 1 | Сравнительный анализ народных сказок и зарубежных сказок о животных | Учащиеся научатся: народные сказки о животных. Ученик получит возможность научиться:анализировать по-строение русской народной сказки; соотносить данную сказку со сказкой-цепочкой; читать вслух и про себя; различать сказки авторские и народные | Пересказать сказку с опорой на иллюстрации | 15.09 | |||
6 | Зарубежные сказки о живот-ных. Джоэль Харрис «Братец Лис и братец Кролик» | 1 | Сравнительный анализ героев сказок о животных русских народных и зарубежных авторских | Чтение вслух, беседа | Ученик получит возможность научиться:: различать сказки народные и авторские; давать характеристику главным героям по названию произведения | Перечитать сказку (с. 31-35) и подобрать к иллюстр. под-писи из текста. | 18.09 | ||
7 | Джоэль Харрис «Почему у братца Опос-сума голый хвост» | 1 | Комбинированный | Главный герой произведения | Чтение вслух, беседа | Учащиеся научатся: что в сказках о животных хитрец и проказник – часто самый главный герой. Ученик получит возможность научиться:подтверждать своё мнение строчками из текста; делить текст на части | С. 31-35 читать | 22.09 | |
8 | Китайская вол-шебная сказка «Как собака с кошкой враж-довать стали» | 1 | Признаки волшебной сказки | Выразительное чтение | Ученик получит возможность научиться:находить в произведении приметы волшебной сказки: волшебные помощники, чудеса, волшебные предметы; устно выражать своё отношение к содержанию сказки | С. 41-44 читать | 25.09 | ||
9 | Главные герои волшебной сказки «Волшебное кольцо»в пере-сказе А.Афана-сьева | 1 | Сходство и отличие русских и китайских волшебных народных сказок | Чтение вслух, беседа | Ученик получит возможность научиться:выделять общие сюжеты в русской и китайской сказках, своеобразие этого момента в каждой сказке | Нарисовать вол- шебные пред-меты, к-ые встречаются в разных волшеб-ных сказках. | 29.09 | ||
10 | Современные поэтические тексты. И.Пивоварова. Стихотворения | 1 | Связь поэтических текстов с народным творчеством | Учащиеся научатся: понятие «поэт». Ученик получит возможность научиться:определять жанр литературного произведения; подтверждать своё мнение строчками из текста | Выразительно читать стих-я на с.60-62. | 2.10 | |||
11 | Устное народ-ное творчество Г.Лагздынь. «Утренняя кри-чалка» Поход в «Музейный дом». Иллюстрации к сказке «Репка» | 1 | Ритм стихотворения. Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения | Чтение наизусть, беседа | Ученик получит возможность научиться:определять жанр лит-го пр-я; анализировать иллюстрации к русской народной сказке «Репка». Иметь представление о разных взглядах художников на сказку «Репка» | Придумать свой вариант сказки «Репка» как небылицы. | 6.10 | ||
Глава 2. В гостях у Незнайки (5 ч) | |||||||||
12 | Фантазии в литературе и жизни. Н.Носов «Фантазёры» | 1 | Комбинированный | Герой произведения | Чтение вслух, беседа | Ученик получит возможность научиться:пересказывать текст; различать жанры; приводить примеры лит-х произведений различных авторов на одну тему | С. 66-69 пересказ | 9.10 | |
13 | Характер глав-ного героя. Дж.Родари «Бриф! Бруф! Браф!» | 1 | Произведения зарубежной литературы | Учащиеся научатся: что смысл пр-я выражается не только в словах, но и в ритме, интонации, атмосфере общения героев. Ученик получит возможность научиться:передавать характер героя при чтении с помощью интонации, высоты голоса. | 1. Перечитать в учебнике текст на с. 75-77. 2.Придумать фразу на фантастическом языке. | 13.10 | |||
14 | Способность поэзии выра-жать важные переживания. Э.Мошковская. Стихотворения | 1 | Комбинированный | Современные юмористические произведения | Чтение вслух, беседа | Ученик получит возможность научиться:анализировать поступки главного героя; подтверждать своё мнение строчками из текста; читать стих-я наизусть | Выучить наи-зусть по выбору одно из стихот-ворений Э.Мош-ковской. | 16.10 | |
15 | Современная авторская про-грамма. Б.Окуджава «Прелестные приключения» | 1 | Современные авторские сказки для детей. Различение жанров произведения | Ученик получит возможность научиться:пользоваться толковым словарём для объяснения значения слов; проводить сравнительный анализ построения современной авторской сказки и построения русской народной сказки; соотносить иллюстрации к прочитанному тексту | Нарисовать одного из героев так, как вы сами его представ-ляете, и соста-вить его сло-весный портрет | 20.10 | |||
16 | Фантазия в литературе. Дональд Биссет «Хочешь, хо-чешь, хо-чешь…» | 1 | Произведения зарубежной литературы. Герой произведения | Учащиеся научатся: понятия «фантазёр» и «выдумщик». Ученик получит возможность научиться:составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | С. 37-40 читать | 23.10 | |||
Глава 3. В гостях у Барсука ( 14 ч) | |||||||||
17 | Секреты Чай-ного домика. Хокку поэта Исса | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы. Высказывание оценочных суждений | Чтение вслух, беседа | Ученик получит возможность научиться:представлять картины природы. Иметь представление о «секрете любования» | Читать текст в учебнике (с. 93-96) | 27.10 | |
18 | С.Козлов «Ёжик в тума-не» | 1 | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. | Ученик получит возможность научиться: подтверждать своё мнение строчками из текста; читать осознанно текст лит-го пр-я; определять тему и главную мысль | С. 97-98 Читать текст | 30.10 | |||
19 | С.Козлов «Ёжик в тумане». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Т.Мавриной «Полумесяц» | 1 | Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения | Ученик получит возможность научиться:соотносить иллюстрацию с худ-м произведением; определять идею иллюстрации | Выполнить за-дание на стр.99 | 3.11 | |||
20 | Поэтическое мировосприя-тие в прозе. Японская сказ-ка «Барсук – любитель сти-хов» | 1 | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений | Пересказ, беседа | Ученик получит возможность научиться:определять мотивы поведения героев; высказывать своё отношение к главному герою сказки | С. 99-102 пересказ | 13.11 | ||
21 | Японская сказка «Луна на ветке» | 1 | Произведения зарубежной лит-ры. Сравнение героев японских сказок | Ученик получит возможность научиться:сравнивать характеры героев различных пр-й; работать с иллюстрацией в книге и определять её роль в раскрытии содержания пр-я | Читать сказку в учебнике на с.103-106. | 17.11 | |||
22 | Секреты япон-ского свитка. Поход в «Музейный дом». Фрагмент «Тростник под снегом и дикая утка» | 1 | Комбинированный | Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения. Высказывание оценочных суждений. | Сочине ние-описание | Ученик получит возможность научиться:работать с иллюстрациями; анализировать фрагмент свитка с помощью лупы; находить фигурки животных в работе художника | Составить рас-сказ по рисунку на с.108. | 20.11 | |
23 | С.Козлов «Красота». Поход в «Му-зейный дом». А.Дюрер «Травы» | Иллюстрация к книге и её роль в понимании пр-я. Пересказ текста, деление текста на части | Чтение вслух, беседа | Ученик получит возможность научиться:видеть красивое в обычном; узнавать изобразительно-выразительные средства лит-го языка; находить их в произведении | 1.Прочитать произведение С.Козлова «Кра-сота» 2.По пути домой в окружающей природе поста-рться найти что-нибудь необыч-ное. | 24.11 | |||
24 | Секреты корот-ких стихот-ворений. Поход в «Музейный дом». А.Венецианов «Жнецы» | 1 | Произведения зарубежной лит-ры. Иллюстрация в книге и её роль в понимании пр-я | Пересказ, беседа | Иметь представление о том, как записываются японское хокку. Ученик получит возможность научиться: видеть прекрасное в простом; устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного | Выучить одно из хокку по выбору. | 27.11 | ||
25 | Японское хокку тиё, Оницура. Поход в «Музейный дом». Ван Гог «Комната в Арле» | 1 | Чтение вслух, беседа | Ученик получит возможность научиться: анализировать состояние души автора текста; подтверждать своё мнение строчками из текста; работать с иллюстрацией | Найти сборник японских трех-стиший и вы-учить одно. | 1.12 | |||
26 | В.Драгунский «Что я люблю» | 1 | Герои пр-я. Восприятие и понимание их переживаний | Учащиеся научатся: произведения В.Драгунского соотносить пове-дения героя пр-я с поведением своих друзей | По аналогии с рассказом В.Драгунского составить рассказ на тему «Что я люблю». | 4.12 | |||
27 | Герой стихот-ворения С.Махотина «Воскресенье» | 1 | Тест (5 мин) | Ученик получит возможность научиться:сравнивать героев В.Драгунского и С.Махотина; читать стих-е наизусть | По желанию выучить стихот-ворение наи-зусть. | 8.12 | |||
28 | Герой проза-ического произ-ведения. В.Драгунский «Что любит Мишка» | 1 | Комбинированный | Герои пр-я. Восприятие и понимание их переживаний | Чтение вслух, беседа | Ученик получит возможность научиться:выполнять сравнительный анализ героев двух прозаических и одного поэтического текста; ориентироваться в тексте; просматривать его и находить нужное место для ответа на вопрос | Прочитать рас-сказ «Что любит Мишка» и от-ветить на вопро-сы на с.132. | 11.12 | |
29 | М.Бородицкая. «Ракушки», «Уехал млад-ший брат» | 1 | Чтение наизусть | Ученик получит возможность научиться:выполнять анализ постепенной смены настроения героя стих-я; ориентироваться в тексте; читать стих-я наизусть | 1.Подготовить выразительное чтение одного из стихотво-рений. 2.Найти посло-вицы о дружбе. | 15.12 | |||
30 | Дж.Родари «Приезжает дядюшка белый медведь» | 1 | Произведения зарубежной лит-ры | Ученик получит возможность научиться:пользоваться толковым словарём для выяснения значения слов; определять тему и выделять главную мысль произведения | Пересказать третью часть сказки (с.142-143) | 18.12 | |||
Глава4. В гостях у Ёжика и Медвежонка ( 7 ч) | |||||||||
31 | Тема текста и его название. И.Тургенев «Воробей». И.Карем «Ослик» | 1 | Комбинированный | Связь названия с темой текста, мысль текста. Различие позиций автора и героев стих-я | Чтение вслух, беседа | Ученик получит возможность научиться:анализировать названия пр-я; различать позиции автора и героя стих-я; пользоваться толковым словарём для выяснения значения слов | Выразительно читать стих-е на с.148 | 22.12 | |
32 | М.Бородицкая «Котёнок». Э.Мошковская «Кому хорошо» | 1 | Позиция автора и героев стих-я | Ученик получит возможность научиться:анализировать позиции автора и героев стих-я; понимать и чувствовать смысл интонации, эмоционального тона стих-я; искать конкретный текст, ориентируясь на страницу «Содержание»; ориентироваться в тексте, просматривать его и находить нужное место | Выучить на-изусть песню о Дружбе. | 25.12 | |||
33 | В.Драгунский «Друг детства» | 1 | Герои пр-я. Восприятие и понимание их переживаний | Ученик получит возможность научиться:устанавливать связь между названием и содержанием пр-я; определять, от какого лица идёт повествование | 1.Перечитать отрывок из рассказа(с.153-155) 2.Принести свою любимую игрушку на следующий урок. Составить устный рассказ о ней. | 29.12 | |||
34 | В.Лунин «Кукла». Р.Сеф «Я сделал крылья и ле-тал» | 1 | Тема и главная мысль пр-я | Ученик получит возможность научиться:подтверждать своё мнение строчками из текста; узнавать приём олицетворения; проводить грань между выдумкой и обманом | Выразительно читать стих-я В.Лунина и Р.Сефа | 12.01 | |||
35 | Л.Толстой «Прыжок» | 1 | Произведения выдающихся представителей рус. лит-ры. Герои пр-я. Восприятие и понимание их переживаний. Жанры пр-й | Чтение наизусть. Чтение вслух. беседа | Учащиеся научатся: понятия «сказка», «рассказ», «быль». Ученик получит возможность научиться:выполнить структурно-содержательное деление текста; определять кульминацию; ориентироваться в тексте, внимательно просматривать его и находить нужное место; примерять высказывание к характеру героя | Представить, что вы нахо-дились на ко-рабле и видели всё, что про-изошло с маль-чиком. Пересказать эту историю от сво-его лица. | 15.01 | ||
36 | Л.Толстой «Акула» | 1 | Комбинированный | События, составляющие основу пр-я | Чтение вслух. беседа | Ученик получит возможность научиться:выделять главного героя; осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев лит-го пр-я; делить текст на смысловые части | Прочитать рас-сказ «Акула» и озаглавить каж-дую часть. | 19.01 | |
37 | Поэтический взгляд на мир. Э.Мошковская «Если такой закат».Поход в «Музейный дом». П.Брейгель «Охотники на снегу» | 1 | Иллюстрация в книге и её роль в понимании пр-я | Чтение наизусть. Мини-сочинение. Письмо в клуб «Ключ и заря» | Ученик получит возможность научиться:анализировать характер героя-рассказчика; работать с иллюстрациями; изучать фрагменты картины с помощью лупы | Выразительно читать стих-е на с.172. По выбо-ру выучить одно стих-е наизусть. | 22.01 | ||
Часть 2. Точка зрения (16ч) | |||||||||
38 | Поэтический текст. А.Кушнер «Что я узнал!» Поход в «Музейный дом». Портреты итальянского художника Арчимбольдо | 1 | Комбинированный | Иллюстрация к книге и её роль в понимании пр-я. Герои пр-я | Чтение вслух, беседа | Ученик получит возможность научиться:пользоваться толковым словарём; работать с иллюстрациями | Выразительно читать стих-е А.Кушнера «Что я узнал!» | 26.01 | |
39 | С.Махотин «Фотограф». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация В.Гога «Церковь в Овере» | 1 | Иллюстрация к книге и её роль в понимании пр-я. | Ученик получит возможность научиться: читать стих-я наизусть; применять на практике знания о различных жанрах живописи; работать с иллюстрациями | С. 132-137 Наизусть по выбору | 29.01 | |||
40 | И.Пивоварова «Картина». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Лентулова «Василий Блаженный» | 1 | Чтение наизусть | Ученик получит возможность научиться:определять тему лит-го пр-я; работать с иллюстрациями. Иметь представление о способах видеть мир по-новому. | Выразительно читать стих-е «Картина», на-рисовать ри-сунок к ней. | 2.02 | |||
41 | О.Дриз. Стихотворения. | 1 | Комбинированный | Герои пр-я. Восприятие и понимание их переживаний. | Чтение вслух, беседа | Ученик получит возможность научиться:читать стих-е по цепочке; анализировать состояния главного героя | Выразительно читать стих-я. По выбо-ру выучить одно стих-е наизусть. | 5.02 | |
42 | С.Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» | 1 | Учащиеся научатся: понятие «воображение». Ученик получит возможность научиться:представлять картины лит-го пр-я. Понимать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения | Читать сказку С.Козлова на с.15-18 и нарисовать ри-сунок к ней. | 9.02 | ||||
43 | М.Бородицкая, в.Берестов, А.Ахундова. Стих-я | 1 | Понимание содержания лит-го пр-я: тема, главная мысль, события, их последовательность | Чтение наизусть | Ученик получит возможность научиться:пользоваться толковым словарём. Понимать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения | С.20-21 наизусть | 12.02 | ||
44 | А.Усачёв «Бинокль» | 1 | Ученик получит возможность научиться:делить текст на части. | Нарисовать ил-люстрации к стих-ю Э.Мош-ковской «Смо-три!»(с.4-5) | 16.02 | ||||
45 | Т.Белозёрова «Хомяк», М.Яснов «Хомячок» | 1 | Тема, идея пр-я | Чтение вслух, беседа | Ученик получит возможность научиться:пользоваться толковым словарём; анализировать характер героя; подтверждать своё мнение строчками из текста; определять, от какого лица идёт повествование | Прочитать сти-я, нарис. к ним рисунок. | 19.02 | ||
46 | Г.Цыферов «Жил на свете слонёнок» | 1 | Понимание содержания лит-го пр-я. Участие в диалоге о прочитанном пр-и | Чтение наизусть | Ученик получит возможность научиться:делить текст на смысловые части; пересказывать пр-е; анализировать причину смены настроения | 26.02 | |||
47 | Стихотворения современных авторов (стр. 32-39) | 1 | Чтение вслух, беседа | Ученик получит возможность научиться:пользоваться понятием «точка зрения»; определять, от какого лица идёт повествование | 2.03 | ||||
48 | О.Кургузов «Сухопутный или морской?». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Н.Крылова «Зимний пейзаж» | 1 | Иллюстрация в книге и её роль в понимании пр-я | Ученик получит возможность научиться:работать с иллюстрациями; выбирать название к фрагменту иллюстрации из данных в учебнике; изучать фрагмент с помощью рамки; сравнивать начало и концовку лит-го пр-я; определять «точку зрения» героев | 5.03 | ||||
49 | О.Дриз. Стих-я. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М.Добужинского «Кукла».Иллюстрация М.Шагала «Синий дом» | 1 | Ученик получит возможность научиться:выделять общее у всех зашифрованных живых и неживых предметов-героев пр-в; работать с иллюстрациями; сравнивать тему и переживания героев стих-я и иллюстрации | Выразительно читать стих-е в учебнике на с.44. | 9.03 | ||||
50 | А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало». М.Лермонтов «Осень» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской лит-ры | Чтение вслух, беседа. Чтение наизусть | Ученик получит возможность научиться:анализировать и выделять общее в стих-х А.Пушкина и М.Лермонтова об осени; ситать стих-я наизусть | 1.Выучить стих-я наизусть по желанию. 2.Найти и прочитать дру-гие стихи Пушкина про осень. | 12.03 | |
51 | Стихотворения современных авторов (стр. 56-69) | 1 | Герой пр-я. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора пр-я. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам | Ученик получит возможность научиться:ориентироваться в тексте; находить повторяющиеся строчки; анализировать характер героя; читать стих-е наизусть | 1. Выразительно читать стих-я в учебнике на с.58-60. | 16.03 | |||
52 | А.Усачёв «Обои» | 1 | Связь названия с темой текста, мысль текста | Ученик получит возможность научиться:составлять высказывания с опорой на текст; анализировать характер и мотивы поведения героев | С. 24-27 читать С. 28-29 Наизусть. | 19.03 | |||
53 | В. Лунин, Ю.Мориц. Стих-я. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Д.Арчимбольдо «Лето», «Осень» | 1 | Герой пр-я. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора пр-я. Иллюстрация в книге и её роль в понимании пр-я | Чтение вслух, беседа | Иметь представление о силе воображения. Ученик получит возможность научиться:определять тему и выделять главную мысль пр-я | Прочитать стих-я и ответить на вопросы в учебнике на с.77. | 23.03 | ||
54-55 | Детские журналы | 2 | Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения в детских журналах. | Иметь представление о детской периодике. Ученик получит возможность научиться:пользоваться толковым словарём для выяснения значения слов; анализировать новости, рассказанные ребятами-героями стих-я | 1.Найти и принести в класс номер детского жур-нала, подго-товить подборку свежих новос-тей. 2.Подобрать ма-териалы для создания ру-брики «Голово-ломки, ребусы, крос-сворды» | 26.03 30.03 | |||
Природа для поэта – любимая и живая ( 7ч) | |||||||||
56 | Стихотворения современных авторов (стр. 104-105,110-111) | 1 | Комбинированный | Связь названия с темой текста, мысль текста | Чтение вслух, беседа | Ученик получит возможность научиться:выполнять сравнительный анализ темы и названия стих-я; ориентироваться в тексте | 13.04 | ||
57 | Ю.Коваль «Три сойки». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А.Дюрер «Заяц» | 1 | Иллюстрация в книге и её роль в понимании пр-я | Ученик получит возможность научиться:ориентироваться в тексте; выделять средства худ-ой выразительности; находить сравнения и выражения, которыми пользуется писатель, чтобы рассказать о пении птиц; работать с иллюстрациями; изучать фрагмент с помощью лупы | 1.Пересказать первые четыре абзаца рассказа. | 16.04 | |||
58 | Е.Чарушин «Томка испугался», «Томкины сны» Г.Юдин «Вытри лапы и входи» Проверочная работа. | 1 | Понимание сод-я лит-го пр-я: тема, главная мысль, события, их последовательность | Ученик получит возможность научиться:делить текст на части по смыслу; сравнивать между собой два мнения не одну проблему | Написать рас-сказ о своём четвероногом друге. | 20.04 | |||
59 | М.Пришвин «Разговор деревьев», «Золотой луг». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация В.Гога «Подсолнухи» | 1 | Связь названия с темой текста, мысль текста | Ученик получит возможность научиться:определять, что выражает название рассказа: его тему и основную мысль; узнавание средств худ-й выразительности; пересказывать близко к тексту | 1. Выразительно читать рассказ М.Пришвина «Золотой луг» и нарисовать к нему рисунок. | 23.04 | |||
60 | Поэты о природе (до стр 130) | 1 | Чтение вслух, беседа. Чтение наизусть | Ученик получит возможность научиться:читать стих-е наизусть. Иметь представление о средствах худ-ой выразительности | Выразительно читать стих-я (по желанию- наизусть) | 27.04 | |||
61 | Д.Биссет «Ух!» | 1 | Произведения зарубежной лит-ры | Чтение вслух, беседа | Ученик получит возможность научиться:пользоваться толковым словарём; определять тему текста. Иметь представление о том, что у поэтов не только особое зрение, но и особый слух | Перечитать сказку и оза-главить каждую часть. | 30.04 | ||
62 | А.Екимцев «Осень», Ю.Коринец «Тишина» | 1 | Участие в диалоге о прочитанном | Ученик получит возможность научиться:выполнять сравнительный анализ стих-я с песней; определять настроение повторяющихся строк текста; узнавать средства худ-й выразительности | С 135-137 читать | 4.05 | |||
Почему нам бывает смешно ( 8 ч) | |||||||||
63 | Юмористические пр-я для детей | 1 | Комбинированный | Современные юмористические пр-я про детей | Чтение вслух, беседа | Ученик получит возможность научиться:определять причину смеха. Иметь представление о секрете «смешного» в лит-х пр-ях | 1.Выучить одно стих-е на выбор. 2.Нарисовать рисунок к одному из стих-ий. | 7.05 | |
64 | В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» | 1 | Приёмы смешного в лит-х пр-ях. Развитие сюжета пр-я. Выразительное чтение | Учащиеся научатся: пр-я В.Драгунского; понятие «контраст». Ученик получит возможность научиться:пользоваться толковым словарём; анализировать разные точки зрения героев на одну проблему; перечитывать текст и находить в нём нужные фрагменты. | С 141-149 читать пересказ | 11.05 | |||
65 | Юмористические пр-я для детей (стр 149-153) | 1 | Пересказ | Ученик получит возможность научиться:устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного | 1. Выразительно читать стих-я в учебнике на с.149-153. | 14.05 | |||
66 | С.Седов «Сказки про Змея Горыныча» | 1 | Лит-я сказка. Понимание содержания лит-го пр-я: тема, главная мысль, события, их послед-ть | Чтение вслух, беседа | Ученик получит возможность научиться:пользоваться толковым словарём; сравнивать разные точки зрения на одну проблему; проводить грань между выдумкой и обманом | Пересказать сказку по цепочке. | 18.05 | ||
67 | Юмористические пр-я для детей | 1 | Приёмы смешного в лит-х пр-ях | Учащиеся научатся: разную роль повторов в лит-м пр-и. Ученик получит возможность научиться:определять приёмы смешного в тексте | 21.05 | ||||
68 | Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» Проверочная работа. | 1 | Урок-викторина | Участие в диалоге о прочитанном | Учащиеся научатся: имена 2-3 классиков русской и зарубежной лит-ры; имена 2-3 современных писателей (поэтов); название и содержание из пр-й, прочитанных в классе; названия и содержания нескольких пр-й любимого автора; устно выражать своё отношение к сод-ю прочитанного. | 24.05 |
Перечень учебно-методического обеспечения:
Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия/ Под редакцией Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2012
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.
Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...
рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...