Самостоятельная работа ( литературное чтение)
рабочая программа (чтение, 1 класс) по теме

Одношевина Марина Болиславовна

 

            Самостоятельная работа №1

Проектирование пояснительной записки к рабочей предметной программе.

 

                     Рабочая программа по предмету  литературное чтение

                                                  1  класс.

                                  УМК _      « Планета знаний»

                                  Учебник :  « Букварь»1 класс, «Литературное чтение. 1 класс».

                                   Автор учебника: Т.М. Андриянова,  Э.Э.Кац

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnaya_rabota.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

            Самостоятельная работа №1

Проектирование пояснительной записки к рабочей предметной программе.

                     Рабочая программа по предмету  литературное чтение

                                                  1  класс.

                                  УМК _      « Планета знаний»

                                  Учебник :  « Букварь»1 класс, «Литературное чтение. 1 класс».

                                   Автор учебника: Т.М. Андриянова,  Э.Э.Кац

                                        Пояснительная записка

№/п

Название раздела

Содержание раздела

авторской программы

Общая характеристика

предмета

       При отборе содержания курса «Обучения грамоте и развитие речи» учитывались не только устоявшиеся в дидактике принципы, но и новые: специфический принцип коммуникативной направленности в обучении языку, а также принципы развития и вариативности, отражённые в Концепции содержания непрерывного образования.

      Учебный материал, отобранный в соответствии с принципом коммуникативной направленности, обеспечивает развитие соответствующих умений во всех видах речевой деятельности. Коммуникативная направленность обеспечивает взаимосвязь теоретических знаний с практическим речевым опытом детей, т.к. именно в речи реализуется коммуникативная функция языка – сообщение и общение.

     Принцип развития предполагает ориентацию содержания курса на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества в различных видах деятельности учащихся.

     Принцип вариативности обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума образования и вариативной части. Данное разделение нашло отражение как в отборе содержания курса, так и в структуре учебных пособий.

     Инвариантная часть содержит новый материал и задания на его первичное закрепление. Она обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального образования и требований к уровню подготовки учащихся по русскому языку к концу обучения в начальной школе.

      Вариативная часть включает задания на расширение знаний по теме, на их дополнительное закрепление, на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих способностей. Эти задания требуют от учащихся определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления. Вариативная часть предусматривает организацию как индивидуальной, так и коллективной проектной деятельности учащихся, которая предполагает по завершению каждого их двух периодов обучения грамоте. Все задания вариативной части выполняются по желанию и выбору учащихся. Важное место в вариативной части занимают задания, для выполнения которых необходима работа детей с источниками информации. В начальный период обучения грамоте дети учатся получать нужную информацию при общении со сверстниками, родителями, учителями.

     В ходе выполнения разнообразных заданий дети учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий инвариантной и вариативной части предусматривает работу детей в парах постоянного и сменного составов. Выполняя эти задания, дети усваивают новые формы общения, учатся разрешать конфликтные ситуации.

     В данной программе выделены основные требования к уровню знаний и умений учащихся. Эти требования определяют обязательный минимум, которым должны овладеть учащиеся к концу периода обучения грамоте. В программе определены знания и умения, которыми учащиеся могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своим способностям и любознательности.


Цели и

задачи

  1. обогащение внутреннего мира ребенка через книгу, новые мысли
    и новое понимание привычных явлений и вещей в свет переживаний прочитанного:
  2. расширение знании о литературных произведениях; развитие интереса к художественной книге;
  3. развитие навыков глубокого понимания смысла художественного произведения и самостоятельного выбора книг для чтения;
  4. ознакомление с творчеством современных авторов;
  5. формирование информационной культуры личности учащихся.

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

     Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями первоклассников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.         Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является обще дидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, ещё недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ребёнок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.

      Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.

     В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока  в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьника знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установки, т.е. предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.

    Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. В программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.

    Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

    В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя.

    На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.

     В первом классе ребёнок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребёнка, ритм создаёт определённую инерцию речевого «движения», «ведёт за собою». Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.

    Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, т.к. они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

      Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

Место учебного предмета в учебном плане

     Содержание курса предполагает включение учебных материалов, воспитывающих у ребёнка способность сопереживать, уважать историю своей страны, бережно и ответственно относиться к родному языку.

На изучение предмета отводится132 часа в год:

обучение грамоте и развитие речи-92 ч.

литературное чтение-40 ч.

Количество часов в неделю по программе: 4          

Количество часов в неделю по учебному плану:  4    

Количество часов в год: 132

Результаты

изучения предмета

К концу 1 класса выпускник научится:

  1. называть буквы алфавита;
  2. различать звуки и буквы;
  3. различать гласные и согласные звуки;
  1. определять отдельные звуки в словах;
  2. определять количество звуков в словах и их последовательность;
  3. различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
  4. определять количество слогов в слове;
  5. определять место ударения в слове;
  6. определять количество слов в предложении и количество предложений в тексте;
  7. устно составлять 3-5 предложений на определённую тему.


К концу 1 класса выпускник получит возможность научиться:  

  1. объяснять смысл названия произведения;
  2. выделять в тексте непонятные слова и словосочетания, находить значения отдельных слов в словаре-справочнике учебника;
  3. выбирать нужное слово из предложенного в учебнике списка;
  4. пересказывать фрагменты текста под руководством учителя;
  5. отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
  6. высказывать своё отношение к героям произведения с помощью педагога, опираясь на личный опыт;
  7. знакомиться с новой книгой, её автором, названием и иллюстрациями;
  8. озаглавливать отдельные части текста;
  9. воспроизводить сюжет по вопросам и картинкам;
  10. ориентироваться в книге, находить в оглавлении нужные произведения;
  11. соотносить иллюстрации художественного произведения с его содержанием;
  12. подбирать книги для тематической выставки.

 Метопредметные результаты

Познавательные:

 - смысловое чтение;

 - выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

 - сравнение,

- классификация по заданным критериям;

- установление аналогий;  

- построение рассуждения;

- обобщение.

Регулятивные:

 - применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

- использовать речь для регуляции своего действия;

- использовать установленные правила в контроле способа решения;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные:

 - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

- ставить вопросы,

- обращаться за помощью,

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;  

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёр

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- строить монологичное высказывание;

- вести  устный  диалог;

- слушать собеседника;

 - определять общую цель и пути ее достижения;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

   Личностные результаты:

- внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе,

- принятие образа «хорошего ученика»,

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,

- осознание ответственности человека за общее благополучие,

- гуманистическое сознание,

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

 - мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя),

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности,

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий,

  - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не

создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,

- гуманистические и демократические ценности  многонационального российского общества.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по чтению.

Маленькая работа по чтению с текстом....

Самостоятельная работа по чтению: творчество И.С. Никитина 3класс УМК Начальная школа 21 века

Самостоятельная работа по чтению: творчество И.С. Никитина.1.Напиши имя, отчество этого поэта___________________________________________________2.Напиши название стихотворения, которое сделало И...

Самостоятельная работа по чтению Д.Н.Мамин-Сибиряк 3 класс УМК Начальная школа 21 века

Самостоятельная работа по чтению Д.Н.Мамин-Сибиряк1.Напиши имя, отчество писателя___________________________________________2.Напиши настоящую фамилию автора_____________________________________...

2 класс. Самостоятельная работа по чтению по теме "О детях и для детей"

Данную работу дети выполняют на уроке литературного чтения после прохождения темы "О детях и для детей"...

самостоятельная по литературному чтению " Русалочка"

самостоятельная по литературному чтению " Русалочка"...

Самостоятельная работа "Литературная сказка"

Самостоятельная работа по чтению, раздел "Литературная сказка"...