программа
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № ___ г. Юрюзань
Телефон: (35147) ____________ факс: (35147) ____________ эл. почта: ____________
Рассмотрено на заседании МО начальных классов Протокол № __ от ____________ 2012г | Принято на научно-методическом совете МОУ СОШ № __ Протокол № __ от ____________ 2012г | Утверждаю Директор МОУ СОШ № __ _____________ / Базанов А.Е./ Приказ № ____ от ____________ 2012г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(базовый уровень)
Образовательная область Учебный предмет Класс Учитель начальных классов Квалификационная категория | Филология Литературное чтение 3 Храмова Е.Ю. |
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса (базовый уровень) составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки РФ от 03.06.2008. № 164, от 31.08.2009. № 320, от 19.10.2009. № 427, от 24.01.2012. № 39, от 31.01.2012. № 69;
- Приказ Минобрнауки РФ от 27.12.2011. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;
- Письмо МОиН Челябинской области от 10.07.2012. № 24/5135 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012/2013 учебном году»;
- Приложение № 21 к письму МОиН Челябинской области от 10.07.2012. № 24/5135 «Об организации образовательного процесса в начальной школе в образовательных учреждениях Челябинской области в 2012/2013 учебном году»;
- Письмо МОиН Челябинской области от 21.07.2009. № 103/3404 «О разработке рабочих программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»;
- Областной базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Челябинской области (Приказ МОиН Челябинской области от 01.07.2004. № 02-678 с изменениями, внесенными приказами МОиН Челябинской области от 05.05.2005. № 01-571, от 10.05.2006. № 02-510, от 29.05.2007. № 02-567, от 05.05.2008. № 04-387, от 06.05.2009. № 01-269, от 16.06.2011. № 04-997, от 24.12.2012. № 24-370);
- Школьный учебный план на 2012/2013 учебный год;
и на основе:
- Примерной программы начального общего образования по литературному чтению // Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 223 с. – (Стандарты второго поколения);
- Завершенной предметной линии «Литературное чтение» (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др.) для 1-4 классов четырехлетней начальной школы, входящей в систему УМК образовательного проекта «Перспектива». Система учебников «Перспектива» включена в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год.
Цели и задачи изучения предмета
Образовательные цели:
- повышение качества навыка чтения и пересказа текста;
- развивать способность к анализу текста;
- знакомить с видами литературных жанров и литературными терминами
Развивающие цели:
- развитие у детей устных (слушание и говорение) и письменных (чтение) видов речи;
- обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе;
- развитие логического и образного мышления учащихся;
- развитие творческих способностей учащихся;
- развитие у детей устойчивого интереса к учебным занятиям, к книге – источнику знаний.
Воспитательные цели:
- формирование у детей важнейших нравственных и эстетических представлений;
- усвоение детьми общечеловеческих моральных ценностей;
- выработка у каждого ученика положительных качеств, характерных для общественно активной, критически и конструктивно мыслящей личности;
- воспитание любви к отечественной и зарубежной литературе.
В соответствии с поставленными целями определены следующие общие учебные задачи:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения; развивать беглое чтение целыми словами, переходить от чтения вслух к чтению «про себя»;
- работать с различными типами текстов; создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении.
Формы учебных занятий
При изучении предмета «Литературное чтение» учебные занятия осуществляются в форме урока. При этом используются следующие виды уроков:
- объединенный (комбинированный) урок,
- урок изучения нового,
- урок закрепления,
- урок повторения (повторительно-обобщающий урок),
- урок проверки ЗУН – контрольный (учетный) урок.
Основные виды учебной деятельности
- Чтение вслух и «про себя».
- Слушание литературных произведений в исполнении одноклассников и преподавателя.
- Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
- Анализ прочитанных (прослушанных) произведений: жанр, вид, стилистические особенности, характеристика героев и т.д.
- Самостоятельный (подробный и выборочный) пересказ текста с использованием приемов словесного рисования.
- Краткий пересказ текста с опорой на план (с помощью учителя).
- Нахождение предложений, выражающих главную мысль.
- Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание их.
- Составление плана прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста.
- Составление (придумывание) загадок и считалок, рассказов на заданную тему на основе наблюдений за природой, жизнью друзей, семьи и др.
- Составление рассказов в стиле определенного писателя (как рассказал бы тот или иной писатель, например, о птице или звере и т. д.).
- Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций с переменой ролей их участников: переход с позиции слушателя на позицию исполнителя роли, режиссера, художника, автора текста.
Контроль уровня обученности учащихся
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
- навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);
- умение выразительно читать и пересказывать текст;
- учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При пересказе текста особое внимание уделяется правильности последовательности и полноте передачи основного содержания.
Кроме техники чтения, учитель контролирует и начальные литературоведческие ЗУН: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности.
В третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются:
- достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя);
- проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов; монотонность чтения, отсутствие средств выразительности;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений; отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Контрольные работы по литературному чтению проводятся как в форме проверки техники чтения, так и в письменной форме: тематические и итоговые тестовые задания, творческие задания.
Всего в течение учебного года предусмотрено 9 контрольных работ, и 2 – по оцениванию навыка чтения. Последовательность, формы и тематика контроля указаны в КТП.
Вид работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Контрольная работа | 2 | 2 | 3 | 2 | 9 |
Проверка навыка чтения | 1 | 1 | 2 | ||
Итого | 11 |
Содержание учебного курса
В соответствии с областным базисным планом и со школьным учебным планом МОУ СОШ № 1 на 2012/2013 учебный год учебный курс по предмету «Литературное чтение» рассчитан на 136 часов (4 часа в неделю) и изучается в 3 классе в течение учебного года.
Тематика разделов учебного курса по предмету «Литературное чтение» определена в соответствии с примерной программой начального общего образования по литературному чтению и предметной линией «Литературное чтение» (авт. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др.) для 1-4 классов четырехлетней начальной школы, входящей в систему УМК образовательного проекта «Перспектива»
Распределение учебных часов на изучаемые темы предмета и круг детского чтения установлены в соответствии с авторскими учебными пособиями «Литературное чтение» (авт. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др.)
Круг произведений для чтения
- Вводный раздел. «Большие и маленькие секреты страны Литературии»; «Книга – окно в новый неведомый мир» (М. Горький).
- Жанровый блок. Устное народное творчество: малые фольклорные жанры; волшебные и бытовые сказки.
- Литературные произведения: литературные сказки русских и зарубежных писателей; рассказы писателей-классиков и современных писателей России; басни, пьесы-сказки, повести; страницы поэзии (произведения отечественных и зарубежных поэтов); научно-познавательные литературные произведения; мифы Древней Греции; рассказы из Священной истории; по страницам детских журналов (старинных и современных).
- Литература – искусство слова. «Тропа» к А. Пушкину, Л. Толстому, И. Крылову. Круг произведений писателей-классиков, небольшой справочный материал о жизни писателей, их произведениях.
- Тематический блок. Произведения, посвященные Родине, ее прошлому и настоящему. Нравственно-этические темы о детях, друзьях-товарищах, семье, окружающем мире, о взаимоотношениях и общении людей. Юмористические стихи и рассказы.
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Литературное чтение» на 2012/2013 учебный год
№ п/п | Тема урока. Тип урока. | Элементы содержания | Практическая часть программы | Текущий и промежуточный контроль | УУД Деятельность учащихся | Материалы к уроку | |
I четверть 1 Раздел 1. Книги – мои друзья (6 ч.) | |||||||
1.1 | Книги, прочитанные летом. К. Чуковский. Бибигон и его друзья. | Познакомить с книгой «Литературное чтение»; учить читать плавно, неторопливо, целыми словами, вникая в смысл читаемого. | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
1.2 | Книги Древней Руси | Описание книг древней Руси. Рукописные, печатные книги. | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, дополнительная литература, рабочая тетрадь | |||
1.3 | Русские первопечатники Е. Осётров. Сказ о Друкаре Иване и его книгах | Биография первопечатника. Сказ, Друкарь, иноземные книги. | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |||
1.4 | Первопечатник Иван Фёдоров | Первая печатная книга России. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | ||||
1.5 | Мы идём в музей книги | Экскурсия в библиотеку | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | ||||
1.6 | Оценка уровня навыка чтения | Предварительный контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Дополнительная литература | |||
2 Раздел 2. Жизнь дана на добрые дела (18 ч.) | |||||||
2.1 | Человеческие качества Т. Коти. Добрый друг | Рассказ Коти «Добрый друг». Умение делать выводы | Выразительное чтение стихотворения | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
2.2 | В.И. Даль – собиратель народной мудрости | Этимология слов напутное, чужиречья, услада, напутное слово. | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
2.3 | В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа | Поиск пословиц и поговорок в дополнительной литературе. | Устный индивидуальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Мультимедийный проект, дополнительная литература | |
2.4 | Человеческие качества Н. Носов. Огурцы | Чтение поучительного текста, осознание плохого поступка. | Чтение по ролям диалогов | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник, рабочая тетрадь. | |
2.5 | Создание текста Н. Носов. Огурцы | Создание похожей ситуации. | Письменная творческая работа «Доброе дело» | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочая тетрадь | |
2.6 | Человеческие качества М. Зощенко. Не надо врать | Чтение поучительного текста, осознание плохого поступка. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
2.7 | Анализ текста М. Зощенко. Не надо врать | Выявление ошибок, осознание плохого поступка. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Рабочий учебник, рабочая тетрадь | |
2.8 | Юмористический жанр. Л. Каминский. Сочинение | Юмористический жанр. Чтение юмористического рассказа. | Чтение по ролям | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
2.9 | Литературный отзыв Л. Каминский. Сочинение | Отзыв на произведение | Письменная творческая работа – отзыв на произведение | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочий учебник, рабочая тетрадь | |
2.10 | Человеческие качества М. Зощенко. Через тридцать лет | Чтение поучительного рассказа «Через 30 лет». Осознание действий проделанного. | Чтение по ролям | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
2.11 | Мы идём в библиотеку | Алфавитно-предметный каталог, электронные и бумажные носители. | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Дополнительная литература, Мультимедийный проект, | |
2.12 | Юмористический жанр Н. Носов. Трудная задача | Творческая работа – инсценировка диалога | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
2.13 | Притча как жанр Народные притчи «Кто побеждает?», «Что важнее?» | Этимология слов притча, амбиции. | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник | |
2.14 | Притча как жанр. Наши друзья и соседи. Создание текста | Составление поучительного рассказа «Добрые отношения» | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Рабочий учебник, рабочая тетрадь | |
2.15 | Юмористический жанр В. Драгунский. Где это видано, где это слыхано… | Творческая работа – инсценировка отрывка | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочий учебник | |
2.16 | Юмористический жанр. Литературные секреты детских писателей. | Этимология слова наждак. Подготовка к уроку-концерту | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник | |
2.17 | Урок-концерт «Жизнь дана на добрые дела» | Выступления на заданную тему | Творческая работа – индивидуальные и групповые выступления на заданную тематику | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | ||
2.18 | Диагностика качества освоения темы | Контрольная работа №1 (тестовые задания) | Тематический контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочая тетрадь | ||
3 Раздел 3. Волшебная сказка (10 ч.) | |||||||
3.1 | Какие бывают сказки. Урок работы с книгой | Работа с дополнительной литературой, вспомнить какие бывают сказки | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник, дополнительная литература | |
3.2 | Русская народная волшебная сказка Особенности этого жанра | Композиция сказки | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
3.3 | Иван-царевич и Серый Волк Особенности построения сказки | Этимология новых слов похитник, задолит, глаз не смыкал, пуще, пеший и д.р. Работа с характеристикой главных героев Составление плана для пересказа | Устный индивидуальный и фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | ||
3.4 | Иван-царевич и Серый Волк Характеристика главных героев | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | ||||
3.5 | Иван-царевич и Серый Волк Характеристика второстепенных героев. Составление подробного плана для пересказа. | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | ||||
3.6 | Иван-царевич и Серый Волк Главная идея сказки, чему учит сказка. | Заполнение таблицы: «Композиция сказки» | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Рабочий учебник, рабочая тетрадь | ||
3.7 | Анализ картины. В.Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке» | Историко-былинные сказания, академия художеств. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Картина В.Васнецова, рабочий учебник | |
3.8 | Летучий корабль. Особенности построения сказки. | Этимология слов бывалый, зазорно, мимо ушей пропускает | Фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
3.9 | Летучий корабль. Герои волшебной сказки. Характеристика героя. | Описание характеристик главных героев | Устный индивидуальный и фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
3.10 | Диагностика качества освоения темы | Контрольная работа №2 (тестовые задания) | Тематический контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Рабочая тетрадь | ||
II четверть 4 Раздел 4. Люби всё живое (25 ч.) | |||||||
4.1 | Научно-популярный жанр. Энциклопедии и справочники | Познавательная литература, справочная литература | Фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Энциклопедии, справочники | |
4.2 | Особенности художественного текста о животных. К. Паустовский. Барсучий нос | Семантика слов чёлн, пудовая щука. | Краткий пересказ по плану | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочий учебник | |
4.3 | Сравнение художественного и научно-познавательного текста К. Паустовский. Барсучий нос. Текст «Барсук» из справочника | Исследование художественного и научно-познавательного текстов | Сравнительное исследование художественного текста и статьи из справочника | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Справочник, дополнительная литература, рабочий учебник | |
4.4 | Особенности художественного текста о животных. В. Бианки. Приключения Муравьишки | Составление краткого плана | Краткий пересказ по плану | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
4.5 | Составление текста по аналогии В. Бианки. Приключения Муравьишки | Составление текста по аналогии | Творческая работа – создание текста «Муравьишка и Бабочка» | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочая тетрадь, рабочий учебник | |
4.6 | Особенности познавательного текста О. Полонский. Муравьиное царство | Чтение и осмысление текста | Фронтальный и индивидуальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
4.7 | Сравнение художественного и научно-познавательного текста | Разбор двух видов текста | Работа с карточками – сравнительное исследование рассказов | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Карточки, рабочая тетрадь | |
4.8 | Помощь братьям меньшим – «человечный порядок» А.Дементьев. Слепой заяц | Семантика слов гончая, пазанки, мушка ружья. | Выразительное чтение | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
4.9 | Домашние питомцы. Юмористические стихи В. Берестов. Кошкин щенок. В. Заходер. Вредный кот. | Этимология слова Верзила. Анализ прочитанного | Выразительное чтение, чтение наизусть | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
4.10 | Домашние питомцы Составление текста | Составление текста по аналогии | Творческая работа – юмористический рассказ о домашнем питомце | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Рабочая тетрадь. Дополнительная литература | |
4.11 | Юмористические стихи о животных Тим Собакин. Песни бегемотов | Выразительное чтение | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочий учебник | ||
4.12 | Любимые стихи о братьях наших меньших | Поиск стихотворений в дополнительной литературе | Чтение наизусть стихотворных произведений | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Дополнительная литература | |
4.13 | Помощь братьям меньшим – «человечный порядок» Н. Цуприк. Айка (в сокращении) | Этимология слов черный аист, Восточная Европа, чибис, выпь. | Выразительное чтение | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Дополнительная литература | |
4.14 | Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Дополнительная литература | |||
4.15 | Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька». | Знакомство с разновидностями журналов | Фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Детские журналы | |
4.16 | Сказки о животных российских писателей Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка | Этимология слов душа в пятки ушла, полынья. | Выборочный пересказ | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
4.17 | Домашние питомцы Н. Носов. Карасик | Фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | ||
4.18 | Домашние питомцы. Анализ текста. Характеристика героев Н. Носов. Карасик | Привлечь внимание детей к обсуждению вопросов нравст-венного характера; учить умению составлять представление о персонаже (его характеристику) на основе его поступков; дать первоначальное представление о таких нравственных понятиях, как добро, зависть, злость, ложь, милосердие; учить читать выразительно. | Рабочий учебник | ||||
4.19 | Сравнение жанров. Рассказ и сказка о животных На материале изученных произведений | Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нём ответы на вопросы; приучать следить за развитием действий, готовить к пересказу | Работа по карточкам-таблицам с взаимопроверкой | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Карточки, рабочая тетрадь | |
4.20 | Сравнение жанров. Научно-популярная статья, рассказ и сказка. На материале изученных произведений | Учить детей выразительно читать тексты; формировать умение находить слова, характери-зующие героя; расширять представления о взаимоотно-шениях человека и природы; формировать ответственное отношение к живой природе; формировать нравственные ценности учащихся. | Индивидуальный опрос. Работа по карточкам-таблицам | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Карточки. Дополнительная литература | |
4.21 | Составление познавательного текста о животных или птицах Ю.Урала на основе справочной литературы | Формировать умение работать с книгой; умение определять тему выставки и классифицировать книги по подтемам. | Творческая работа – подготовка мини-доклада | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Дополнительная литература | |
4.22 | Сценарий по произведению. М.Горький. Воробьишко | Устный индивидуальный и фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | ||
4.23 | Коллективная инсценировка (подготовка) М.Горький. Воробьишко | Устный индивидуальный и фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочий учебник | ||
4.24 | Коллективная инсценировка М.Горький. Воробьишко | Текущий контроль | |||||
4.25 | Диагностика качества освоения темы | Контрольная работа №3 (тестовые задания) | Тематический контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Рабочая тетрадь | ||
5 Раздел 5. Картины русской природы (13 ч.) | |||||||
5.1 | Литературные произведения и произведения изобразительного искусства о российской природе в осенне-зимний период | Познакомить с произведениями русских и советских писателей о природе и животных; с произведением Л.Толстого. Развивать умение слышать и слушать художественное произведение и на основе слушания проводить анализ художественного произведения; формировать умение самостоятельно читать книги. | Фронтальный опрос | Тематический контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Дополнительная литература, изображения природы | |
5.2 | Анализ картины И. Шишкин. Зимой в лесу. | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Картина И. Шишкина | ||
5.3 | Стихи российских поэтов об осени Н. Некрасов. Славная осень | Выразительное чтение | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Рабочий учебник, дополнительная литература | ||
5.4 | Рассказы об осени М. Пришвин. Осинкам холодно. К. Паустовский. В саду уже поселилась осень… | Обобщить первоначальные представления о том, что каждый из героев произведения имеет свой характер, выраженный через слово; | Выразительное чтение, чтение наизусть | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник | |
5.5 | Стихи российских поэтов об осени А. Фет. Осень. Ф. Тютчев. Листья. И. Бунин. Первый снег. | Учить чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях русских поэтов, размышлять над их содержанием; развивать умение сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства, находить общее и различное; улавливать основную мысль произведения; воспиты-вать чувство патриотизма и любви к родному краю. | Выразительное чтение, чтение наизусть | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочий учебник | |
5.6 | Сравнение произведений живописи и литературы. И. Бунин. Первый снег. В. Поленов. Ранний снег | Обобщить первоначальное пред-ставление о родине, любовь к которой начинается с семьи; обратить внимание на отношение ребёнка с родителями, воспиты-вать уважение и любовь к отцу и матери; | Творческая работа – текст по картине | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник, рабочая тетрадь | |
5.7 | Промежуточная диагностика качества освоения темы | Контрольная работа №4 (тестовые задания) | Промежуточный контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | |||
III четверть | |||||||
5.8 | Мы идём в библиотеку. Сборники рассказов о природе. | Фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Сборники рассказов о природе | ||
5.9 | Уральская зима А. Гольдберг. Зимняя сказка Т. Коти. Метель. К. Бальмонт. Снежинка | Обобщить первоначальное пред-ставление о родине, любовь к которой начинается с семьи; обратить внимание на отношение ребёнка с родителями, воспиты-вать уважение и любовь к отцу и матери; | Выразительное чтение Творческая работа – сочинение | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочий учебник, рабочая тетрадь | |
5.10 | Сравнение произведений живописи и литературы. А.С. Пушкин. Зимнее утро Картина И. Грабаря. «Зимнее утро» | Обобщить первоначальные представления о том, что каждый из героев произведения имеет свой характер, выраженный через слово; | Выразительное чтение. | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник, рабочая тетрадь | |
5.11 | Сравнение произведений живописи и литературы. А.С. Пушкин. Зимний вечер Картины Ю. Клевера. «Закат солнца». «Зимний пейзаж с избушкой» | Формировать умение работать с книгой; умение определять тему выставки и классифицировать книги по подтемам. Познакомить с произведениями русских и советских писателей о природе и животных; | Работа по карточкам в парах и индивидуально с взаимо- и самоконтролем | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Карточки. Рабочий учебник, рабочая тетрадь | ||
5.12 | «Зима в моем городе» Написание сочинения о зиме в родном краю (несколько тем на выбор) | Написание мини-сочинения про свой зимний город | Творческая работа – сочинение | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочая тетрадь | |
5.13 | Диагностика качества освоения темы | Контрольная работа №5 (тестовые задания) | Тематический контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | |||
6 Раздел 6. Великие русские писатели (28 ч.) | |||||||
6.1 | А.С. Пушкин В. Берестов об А. С. Пушкине | Автобиография русских поэтов. | Краткий пересказ | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Дополнительная литература | |
6.2 | Сравнение произведений живописи и литературы. А.С. Пушкин Опрятней модного паркета…Картины П. Брейгеля. «Зимний пейзаж», В. Сурикова. «Взятие снежного городка». | Устное сочинение по картине В. Сурикова. «Взятие снежного городка» | Творческая работа | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Картина В. Сурикова «Взятие снежного городка», мультимедиа | |
6.3 | Стихи А.С. Пушкина о зиме | Выразительное чтение стихотворений о зиме | Чтение наизусть изученных стихотворений по выбору: «Зимнее утро», «Зимний вечер» | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочий учебник, дополнительная литература | |
6.4 | Урок работы с книгой. Сказки А.С. Пушкина. | Формировать умение работать с книгой; умение определять тему выставки и классифицировать книги по подтемам. | Фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Сказки А.С. Пушкина | |
6.5 | А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди Чтение произведения | Формировать умение вчиты-ваться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нём ответы на вопросы; | Устный индивидуальный и фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | ||
6.6 | Чтение произведения А.С. Пушкина Сказка о царе Салтане… (продолжение). | Формировать умение вчиты-ваться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нём ответы на вопросы; | Выразительное чтение. | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник | |
6.7 | Анализ произведения А.С. Пушкина Сказка о царе Салтане… | Привлечь внимание детей к обсуждению вопросов нравст-венного характера; учить умению составлять представление о персонаже (его характеристику) на основе его поступков; | Рабочий учебник | ||||
6.8 | Анализ Сказки о царе Салтане… (продолжение). | Рабочий учебник | |||||
6.9 | Анализ Сказки о царе Салтане… (продолжение). | Рабочий учебник | |||||
6.10 | И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина | Устный индивидуальный и фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Рабочий учебник, иллюстрации к сказке А.С. Пушкина | ||
6.11 | П.П. Ершов. Конёк-горбунок Чтение произведения | Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нём ответы на вопросы; приучать следить за развитием действий, готовить к пересказу; | Выразительное чтение. | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник, мультимедиа | |
6.12 | Чтение произведения и анализ произведения П.П. Ершова Конёк-горбунок | Рабочий учебник, рабочая тетрадь | |||||
6.13 | Анализ произведения П.П. Ершова Конёк-горбунок | Рабочий учебник, рабочая тетрадь | |||||
6.14 | Сравнение сказок Ершова и Пушкина | Рабочий учебник | |||||
6.15 | Басня как жанр. Викторина «Знаешь ли ты басни И.А. Крылова?»
| Познакомить с произведениями басня как жанр. | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Дополнительная литература, мультимедиа | |
6.16 | Басня. Анализ произведения И.А.Крылов. Слон и Моська | формировать умение находить слова, характеризующие героя; расширять представления о взаимоотношениях человека | Выразительное чтение. Устный индивидуальный и фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
6.17 | И.А.Крылов. Чиж и голубь | Обобщить первоначальные представления о том, что каждый из героев произведения имеет свой характер, выраженный через слово; | Выразительное чтение. Устный индивидуальный и фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
6.18 | И.А. Крылов. Квартет. Подготовка к инсценировке | Устный индивидуальный и фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | ||
6.19 | И.А. Крылов. Квартет. Инсценировка произведения | Инсценировка произведения | |||||
6.20 | Промежуточная диагностика качества усвоения темы. Басня как жанр | Контрольная работа №6 (тестовые задания) | Тематический контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | |||
6.21 | Выставка книг Л.Н. Толстого. Л. Воронкова. Лев Николаевич Толстой | Привлечь внимание детей к обсуждению вопросов нравст-венного характера; учить умению составлять представление о персонаже (его характеристику) на основе его поступков; | Пересказ статьи | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Книги Л.Н. Толстого, Л. Воронкова | |
6.22 | Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Чтение и анализ текста | формировать умение находить слова, характеризующие героя; расширять представления о взаимоотношениях человека | Выразительное чтение. | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
6.23 | Л.Н. толстой. Лебеди Чтение и анализ текста | Устный индивидуальный и фронтальный опрос в ходе занятия | Рабочий учебник | ||||
6.24 | Л.Н. Толстой. Акула. Чтение и анализ текста | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Рабочий учебник | ||||
6.25 | Особенности жанра Л.Н. Толстой. Волга и Вазуза | Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нём ответы на вопросы; | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник | |||
6.26 | Особенности жанра Л.Н. Толстой. Как гуси Рим спасли | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочий учеьник | |||
6.27 | Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей | Устный индивидуальный и фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Дополнительная литература | |||
6.28 | Диагностика качества освоения темы | Контрольная работа №7 (тестовые задания) | Тематический контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | |||
7 Раздел 7. Литературная сказка (18 ч.) | |||||||
7.1 | Мы идём в библиотеку. Литературные сказки русских писателей и поэтов | Устный индивидуальный и фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Дополнительная литература | ||
7.2 | Литературная и народная сказка. Сравнительный анализ Особенности литературной сказки | Закрепить умение различать народную сказку и авторскую; учить выразительно читать диалог персонажей сказки; | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
7.3 | В.И. Даль. Девочка Снегурочка Чтение текста | Формировать умение работать с книгой; учить выразительно читать тексты; формировать умение находить слова, характеризующие героя | Пересказ | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
7.4 | В.И. Даль. Девочка Снегурочка Чтение и анализ текста | Устный индивидуальный и фронтальный опрос | |||||
7.5 | Особенности построения литературной сказки В. Одоевский. Мороз Иванович | Обобщить первоначальные представления о том, что каждый из героев произведения имеет свой характер, выраженный через слово; | Устный индивидуальный и фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
7.6 | В. Одоевский. Мороз Иванович Чтение и анализ текста | ||||||
IV четверть | |||||||
7.7 | Особенности построения литературной сказки Д.Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. | Этимология слов трубочист, конек крыши, бекас, душа в душу. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
7.8 | Д.Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Чтение и анализ текста | Обобщить первоначальные представления о том, что каждый из героев произведения имеет свой характер, выраженный через слово; | Выразительное чтение | Рабочий учебник | |||
7.9 | А. Милн. Вини Пух и все, все, все… Выборочное чтение и анализ текста | Формировать умение работать с книгой; учить выразительно читать тексты; | Фронтальный опрос в ходе занятия Выразительное чтение | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
7.10 | Особенности построения литературной сказки Р. Киплинг. Маугли Чтение и анализ текста | Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание | Фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
7.11 | . Киплинг. Маугли Чтение и анализ текста | Выразительное чтение | |||||
7.12 | Особенности построения литературной сказки Дж. Родари. Волшебный барабан | Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание | Фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
7.13 | Создание текста. Работа над продолжением и окончанием произведения по заданному началу | Творческая работа – создание индивидуального текста по плану | Творческая работа – создание окончания сказки | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочая тетрадь | |
7.14 | Особенности построения литературной сказки на основе народного эпоса Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе. Чтение и анализ текста | Устный индивидуальный и фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочий учебник, рабочая тетрадь | ||
7.15 | Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе. Чтение и анализ текста | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |||||
7.16 | С. Михалков. Упрямый козлёнок. Подготовка к инсценировке | Выразительное чтение | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | ||
7.17 | С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценировка произведения. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос | Текущий контроль | ||||
7.18 | Диагностика качества освоения темы | Контрольная работа №8 (тестовые задания) | Тематический контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | |||
8 Раздел 8. Картины родной природы (18 ч.) | |||||||
8.1 | Малая родина Т. Коти. В родном краю | Фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник, дополнительная литература | ||
8.2 | Составление текста по плану, ориентируясь на изученный литературный материал | Написание рассказа «В родном краю». | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочая тетрадь, дополнительная литература | ||
8.3 | Русские поэты о весне И. Соколов – Микитов. Март в лесу. А. Майков. Весна. | Выразительное чтение | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | ||
8.4 | Русские поэты о весне С. Есенин. С добрым утром. Сыплет черёмуха… | Выразительное чтение | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | ||
8.5 | Русские поэты о весне Ф. Тютчев. Весенняя гроза | Чтение наизусть | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник | ||
8.6 | Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова. После дождя, И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу. | Устное сочинение | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Картины Шишкина и Васнецова, мультимедиа | ||
8.7 | Сравнение стихотворений О. Высотская. Одуванчик. З. Александрова. Одуванчик. | Выразительное чтение | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочий учебник | ||
8.8 | Удивительно и прекрасно М. Пришвин. Золотой луг | Фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник | ||
8.9 | Удивительно и прекрасно А. Дементьев. Летающие цветы | Фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | ||
8.10 | А. Толстой «Колокольчики мои…». | Чтение наизусть | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | ||
8.11 | Сравнительный анализ произведений живописи и литературы Стихотворение Саши Чёрного. Летом и картина А. Рылова. Зелёный шум | Устный индивидуальный и фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник, картина А. Рылова, мультимедиа | ||
8.12 | Сравнительный анализ Ф. Тютчев В небе тают облака… А. Саврасов Сосновый бор на берегу реки. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | ||
8.13 | Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе. | Фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Сборник стихов и рассказов о природе | ||
8.14 | Диагностика качества освоения темы | Контрольная работа №9 (тестовые задания) | Тематический контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | |||
8.15 | Г. Юдин. Поэты. Я. Аким. Как я написал первое стихотворение | Фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник, дополнительная литература | ||
8.16 | Оценка уровня навыка чтения | Устный индивидуальный и фронтальный опрос | Итоговый контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Дополнительная литература | ||
8.17 | Подготовка к уроку-концерту | Фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | |||
8.18 | Урок-концерт «Наша родина – Южный Урал» | Устный индивидуальный и фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | |||
Итого 136 часов |
Приложение 2
Учебно-методический комплекс
Учебник для учащихся:
Литературное чтение. Учебник 3 класс: в 2 ч. / Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А.Виноградская. – М.: Просвещение, 2011. – Ч. 1 – 160 с., ч. 2 – 160 с. – (Перспектива).
Учебные материалы для учащихся:
Литературное чтение. Творческая тетрадь 3 класс / Т.Ю. Коти – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Перспектива).
А.Б. Горская. Хрестоматия по литературе родного края: 1 – 4 класс / сост.: А.Б. Горская, Н.А. Капитонова, Т.Н. Крохалева. – Челябинск: ИЦ Взгляд, 2002. – 2005. – 351 с.
Учебно-методические пособия для учителя:
Бойкина М.В. Уроки чтения. 3 класс: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2010. – 143 с. – (Академический школьный учебник). – (Перспектива).
Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 56 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...