Урок чтения.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Реализация проектной деятельности на уроке чтения включает несколько уроков,направленных на формирование у учащихся умений и навыков проектирования,способствует умению ставить перед собой задачи ,искать пути их решения.Урок по теме : А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» является уроком –отчётом по проекту: «Народность сказок А. С. Пушкина».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._doc.docx | 38.25 КБ |
mavrina.docx | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Реализация проектной деятельности на уроке чтения.
Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».
Цели:
1 Создание условий для формирования у учащихся умений и навыков проектирования.
2 Способствовать умению ставить перед собой задачи и искать пути их решения.
3 Развитие индивидуальности и творческой самореализации учащихся.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить со сказкой А.С.Пушкина, с биографией поэта, учить понимать смысл сказки, анализировать поступки героев, учить проводить параллель между сказками Пушкина и русскими народными сказками, поиск доказательств народности сказок А.С.Пушкина.
Развивающие:
Развивать навыки выразительного чтения, формировать умение самостоятельного поиска информации, развивать мышление, умение работать в группах, сотрудничать.
Воспитательные:
Прививать любовь к творчеству А.С.Пушкина ,к чтению, воспитывать терпимость, милосердие, коммуникабельность, отзывчивость.
Ход урока .
1 Орг.момент.
-Сегодня у нас с вами необычный урок чтения. У нас в классе присутствует много гостей. Это- учителя, они пришли посмотреть ,как мы с вами работаем на уроке. Прошу всех быть внимательными и активными, мы начинаем урок.
2 Сообщение темы урока.
На протяжении нескольких уроков мы занимались проектом по исследованию произведения А.С.Пушкина
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди». Вы разделились на группы, каждая группа хорошо поработала, собрали много интересного материала, занимались исследованием и поиском доказательств того ,что действительно ли сказки: А.С.Пушкина близки к народным . И сегодня у нас урок- отчёт, мы посмотрим ,что же у нас получилось .
- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова художницы Татьяны Мавриной (запись на доске)
« Сказки Пушкина…для меня ,как народные. Более русского поэта и не сыскать».
Т.Маврина
- Почему же Т.Маврина так охарактеризовала поэта и его творчество. Ответ на этот вопрос даст наш урок!
- Ребята, как вы думаете ,какое отношение имела художница к А.С.Пушкину?
- Сейчас вы просмотрите презентацию о Татьяной Мавриной, будьте внимательны ,найдите ответ на этот вопрос!
3 Просмотр презентации.(Приложение1 )
-Как вы думаете, к какому произведению данные иллюстрации? ( вопрос к последнему слайду).
( Т.Маврина иллюстрировала произведения поэта).
-Обратите внимание, что поэт и художница жили в разное время и никогда не встречались. Сказки А.С.Пушкина вдохновляли многих художников на создание замечательных картин.
-А. С. Пушкин прожил недолгую ,но удивительно яркую жизнь . Он писал коротко и сжато ,
но каждое его слово полно смысла и поэтичности.
- Сегодня ребята приготовили небольшое сообщение о жизни поэта ,давайте их послушаем.
4 Сообщение о биографии поэта.
Трудно найти в нашей стране человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли "солнцем русской поэзии". Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье отставного военного. Он рос упрямым, неповоротливым и не похожим на других ребёнком. В семье воспитанием мальчика занимались две женщины: его бабушка - Мария Александровна Ганнибал и няня - отпущенная на волю крестьянка Арина Радионовна.
Это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки, познакомили с Кащеем и добрыми волшебниками и злыми колдунами. Пушкин любил слушать песенки, стишки русского народа, истории о своих предках. Обучением мальчика занимались французские гувернанты. они обучали танцам, французскому, арифметике, истории и другим наукам, но главным источником знаний была книга. Он часто забирался в кабинет отца и читал. Первые слова комедии он написал в восемь лет, в девять лет - басни, пьесы и даже сказочную поэму.
Когда Александру исполнилось 12 лет, родители определили сына в Царскосельский лицей. Там он проучился 6 лет.
Это был порывистый, необузданный, вспыльчивый, дерзкий, бешено веселый и угловатый, застенчевый и насмешливый, угловатый и изящный, откровенный и замкнутый подросток с толстыми губами.
В 1814 году, когда Пушкину было 15 лет, было опубликовано первое стихотворение "К другу стихотворцу". А уже восемнадцати летний поэт пишет много политических и вольнолюбивых стихов.
По окончании Лицея, Пушкин приезжает в Питербург, куда был определен на службу. Молодой поэт радостно бросается в водоворот шумной столичной жизни. Там он пишет "Руслан и Людмила", а также свободолюбивые, высмеивающие власть стихи. За это его выслали на юг России, позднее будет Одесса, имение Михайловское. Именно в селе Михайловское он вплотную столкнется с жизнью простого народа. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, записывал меткие слова и выражения, запоминал народные песни. Но и там не покидала его няня, она, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. А он их записывал, запоминал. Александр Сергеевич Пушкин написал 6 сказок. Одна из них, это "Сказка о Медведихе", которая так и не была закончена. А "Сказка о царе Салтане" создана в споре.
Восемнадцатого февраля 1831 года Пушкин обвенчался Натальей Николаевной Гончаровой, Это была юная, необыкновенной красоты девушка.
Двадцать седьмого января 1837 года Пушкин, защищая свою честь и честь своей жены, был смертельно ранен на дуэле. 29 января 1837 года Пушкина не стало.
Вся жизнь великого поэта прошла в творчестве и ссылках.
По словам Твардовского Пушкин - это часть культуры нашей страны и его творчество будет жить.
(4 учащихся делают заранее подготовленное сообщение).
-Молодцы, ребята, очень интересное сообщение подготовили.( учитель оценивает учащихся)
- Как вы , думаете, откуда у поэта такая любовь русским народным сказкам? ( её привила няня Арина Родионовна и бабушка М.А.Ганнибал )
5 Словарная работа.
- Пушкин первый из поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно ,звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью, русского языка и не переставал изучать его всю жизнь.
- А мы тоже с вами занимались изучением, но уже «пушкинского языка» в сказке о царе Салтане. Автор использует много слов, понятных народу того времени . Сейчас мы называем их устаревшими.
-А как эти слова называются в русском языке ? (архаизмы, учитель прикрепляет к доске карточку с названием)
- Ребята из следующей группы подготовили словарь устаревших слов.(дети показывают картинки архаизмов и объясняют их значение) Приложение 2
-« Сказка скоро сказывается ,да не скоро дело делается!»
-Что это за выражение? (присказка)
-У Пушкина тоже были свои присказки. Воспользуемся одной из них для минутного отдыха.
6.Физминутка.
-«Ветер весело шумит (махи руками над головой вправо-влево)
Судно весело бежит (руки вытянуты вперёд лодочкой, слегка покачиваясь)
Мимо острова Буяна (показывают рукой вправо)
В царство славного Салтана (разводят руки перед грудью, кланяясь)
И желанная страна (разводят руки над головой в разные стороны)
Вот уж издали видна (руки сложены в «подзорную трубу»).
7 Чтение отрывков из произведения.
-Мы читали сказку А.С.Пушкина «О царе Салтане…» и занимались её иллюстрированием. Какие красочные и яркие рисунки вы сделали для нашей выставки! (учитель показывает указкой на стенд с рисунками).
-Давайте их оживим!
-Для этого ,вспомним как надо читать стихи!
на доске появляются слова:
-интонация
-дикция
-логическое ударение
Учитель показывает на один из рисунков <Рисунок1>
-Чей это рисунок ?( и так 5 рисунков)
5 учащихся читают отрывки из сказки к своим рисункам.
-Удалось ли ребятам « оживить свои рисунки»?
8 Инсценировка.
-«Сказка лож, да в ней намёк - добрым молодцам урок.»
-Такие строчки встречаются практически в каждой сказке. О каком намёке идёт речь? Что обязательно есть в любой сказке? (мысль)
-Что обязательно происходит в каждой сказке? ( добро побеждает зло)
- Чему учит нас сказка Пушкина? ( сострадать ближнему, быть милосердным, терпимым)
-В сказке о царе Салтане добро побеждает зло, там много добрых чудес.
- «Белка там живёт ручная,
Да, затейница, какая!
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд;
Слуги белку стерегут…»
-«Всё в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;
А сидит в нём царь Гвидон…»
- А что происходило далее, нам покажут ребята из группы инсценировки.
Ученики демонстрируют подготовленный отрывок из сказки .
-Спасибо, ребята, молодцы, вы от лично справились со своим заданием. Все аплодируют.
9 Подведение итогов проекта.
-Давайте ещё раз возвратимся к эпиграфу нашего урока.
- Чем сказка А.С.Пушкина роднится с народной?
-Где черпал сюжеты для своих сказок поэт?
- Кто привил Пушкину любовь к народным сказкам?
-Согласны ли вы с высказываниями Т.Мавриной?
10 Рефлексия.
-Каждый урок – это открытие. Мне хотелось бы узнать :что нового вы открыли для себя на этом уроке.
- Перед вами листы бумаги, продолжите фразу: «на уроке чтения я …» ,напишите, что вам запомнилось, что понравилось? Какое настроение было у вас?
…
-Наш урок подходит к концу. Нам хотелось бы сделать всем нашим гостям сюрприз. Мы были вдохновлены сказкой А.С.Пушкина ,и наше вдохновление передаём вам!
Дети дарят сюрпризы, сделанные своими руками(коробочка в виде лебедя).
Урок окончен, всем спасибо.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.
Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литерат...
Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"
Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....
Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"
Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова, называют картинки. Во вступительной бес...
Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.
- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...
Презентация к уроку чтения в 1 классе по темеКонспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
Слайдовая презентация соответствует теме и содержанию урока...
Разработка урока по чтению "урок чтения 1 класс с буквой Ц"
урок чтения 1 класс с буквой Ц...
Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)
Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся выполняют задания и повторяют материал ...