Приёмы технологии РКМЧП.
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Приёмы технологии РКМЧП, адаптированные для использования в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_rkmchp_dlya_1_klassa.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Не все приёмы РКМЧП можно использовать на уроках в 1 классе. Некоторые приёмы я адаптировала для этого возраста. На каждой стадии урока использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.
В первом классе дети учатся читать и писать. Важнейшей задачей уроков обучения грамоте является осознание учащимися звуковой основы языка, освоение действий звукового анализа, знакомство с такими понятиями как «речь», «предложение», «слово». Всё это ребёнок познаёт с помощью мыслительных операций, которыми являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение. Применяя технологию РКМ на уроках обучения грамоте, я планирую качественно улучшить мыслительную деятельность учащихся.
Первая стадия технологии РКМЧП – «Вызов». Стройная система приёмов и методов для осуществления этого этапа работы включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и её сочетание с парной и групповой работой. Применение методов групповой работы оказывает сильное воздействие на формирование мыслительных способностей. В процессе групповой работы учащиеся должны сформулировать свою мысль для партнера - перевести мысль из внутренней речи во внешний план, а такой процесс всегда связан с новым ее осмыслением. Строго говоря, нечто только в тот момент и становится мыслью, когда автор способен донести ее суть до слушателя. В процессе обсуждения какой-либо идеи в группе школьник встает перед необходимостью убедительно аргументировать свою мысль.
На стадии «Вызова» использую следующие приёмы.
Фрагмент урока окружающего мира. Тема: «Как мы общаемся с миром».
- Вызов.
Приём «Корзина идей».
На доске вывешено изображение корзины. Объявляю тему урока и спрашиваю:
- Ребята, как каждый из вас общается с миром? Обсудите в паре.
Далее представитель от каждой пары называет по одному сведению или факту, не повторяя ранее сказанное. Записываю все мнения, даже ошибочные (важно!), в Корзину идей. На стадии осмысления по ходу работы ошибочные сведения исправляются.
Фрагмент урока обучения грамоте (литературное чтение). Тема: «Значение слова» (стихотворение И.Токмаковой «Плим»)
- Вызов.
Приём «Выглядит как…, звучит как…»
-Что вы представляете, когда слышите слово «плим»? (Выглядит как – зрительные ассоциации, звучит как – зрительные ассоциации).
Урок обучения грамоте (русский язык). Тема: «Алфавит».
1.Вызов.
Приём «Верите ли вы».
Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных?
Верите ли вы, что в русском языке 36 букв?
Верите ли вы, что буква П следует за буквой О?
Верите ли вы, что Ь (мягкий знак) имеет звук?
Фрагмент урока литературного чтения. Тема: «Сказки народов России».
1.Вызов.
Приём «Прогнозирование по названию».
-Что вы знаете о зайце?
- А что можете рассказать о черепахе?
-Как вы думаете, о чём может идти речь в сказке под названием «Заяц и черепаха»?
Важно дать высказаться всем желающим.
На стадии рефлексии стоит вернуться к прогнозам и проверить, что сбылось, а также спросить детей, почему автор выбрал такое название.
Фрагмент урока литературного чтения. Тема: «Нет друга – ищи, а нашел – береги» ( Э.Шим «Брат и младшая сестра»).
1.Вызов.
Приём «Прогнозирование по иллюстрации»
-Прочитайте название рассказа и фамилию автора. Рассмотрите иллюстрацию. Предположите, о ком это произведение.
-Что с ними могло произойти?
-Давайте прочитаем рассказ и выясним, внимательно ли художник читал произведение и насколько правдивы его иллюстрации.
Фрагмент урока окружающего мира. Тема: «Охрана природы».
- Вызов.
Приём «Таблица З-Х-У».
знаю | хочу узнать | узнал |
-Что вы знаете о том, какой вред люди наносят природе? Заполните 1 графу.(Можно с помощью учителя).
-Что бы вам хотелось узнать по этой теме? Заполните 2-ую графу.
На стадии рефлексии заполняется 3-я графа и идёт обсуждение.
Фрагмент урока русского языка. Тема: «Звуки и буквы».
- Вызов.
Приём «Кластер».
На доске записано: Звуки.
- Назовите всё, что вам пришло на ум, связанное с темой звуки.
Звуки природы звуки музыки
ЗВУКИ
Звуки речи слышим произносим
Гласные согласные
Ударные безударные твёрдые мягкие звонкие глухие
- Приведём в систему всё, что вы знаете о звуках.
Фрагмент урока окружающий мир. Тема: «С утра до вечера».
- Вызов.
Приём «Верные и неверные утверждения».
У каждого ребёнка – листок с табличкой.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-Послушайте некоторые утверждения. Если вы согласны с ними, поставьте плюс, если несогласны – минус.
1. Чтобы быть весь день бодрыми, по утрам нужно делать зарядку.
2. В выходной день можно лечь спать попозже.
3. Зубы нужно чистить утром и вечером.
4. На завтрак полезнее съесть сосиску, чем кашу.
5. Нельзя гулять на улице, если там холодно.
На этапе рефлексии дети проверяют правильность выполнения этого задания.
Можно сделать вывод, что на стадии вызова у учащихся активизируются имеющиеся ранее знания, пробуждается интерес, определяются цели предстоящего изучения материала. Нередко можно увидеть такую картину: некоторые школьники не особо напрягаются, предпочитая дождаться момента, когда другие решат предложенную задачу. Поэтому стараюсь организовать деятельность на стадии вызова так, чтобы каждый ребёнок смог принять участие в работе. Моя задача – в свою очередь обобщить знания учащихся, помочь каждому из них определить «своё личное знание» и основные цели.
Следующая фаза – осмысление. Она направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к знанию «новому», чему способствуют методы активного чтения.
На стадии осмысления в первом классе можно использовать следующие приёмы.
Урок литературного чтения. Тема: «Нет друга – ищи, а нашёл – береги» (В.Осеева «Хорошее»).
2. Осмысление.
Приём «Перепутанные логические цепочки».
Восстановите последовательность событий.
Покачала головой няня.
Захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.
Погладила мама Юру по голове.
Обиделась сестрёнка, отошла.
Урок окружающего мира. Тема: «Красная книга России».
2. Осмысление.
Приём «Инсерт».
- Во время чтения статьи учебника делайте пометы:
+ это мне известно
- новое, неизвестное
V интересно, хочу узнать больше
? непонятно
Урок русского языка. Тема: «Слоги».
2. Осмысление.
Приём «Карусели»
Еле-еле, еле-еле,
Завертелись карусели.
Всё быстрей они бегут,
Совершая целый круг.
Работа в группе. Из слов, записанных на доске, первый ученик выписывает слово, которое нельзя разделить на слоги, передаёт другому, так по кругу, пока лист не вернётся. Затем – проверка.
Урок технологии. Тема: «Закладка с вышивкой».
2.Осмысление
Приём «Кубик»
На гранях большого яркого кубика – задания: опиши, сравни, ассоциации, проанализируй, примени, «за» и «против». Бросаем кубик, дети выполняют то задание, которое им выпало.
Урок литературного чтения. Тема: «Л.Н.Толстой «Косточка».
2. Осмысление.
Приём «Чтение со стопом».
При подготовке к уроку я заранее выделяю 3-4 остановки. Задаю учащимся вопросы, которые помогают пробудить их интерес к дальнейшему чтению, вовлечь в работу разные стороны мышления, проанализировать средства художественной выразительности.
1-ая остановка после слов «Он всё ходил мимо слив»
- Почему Ваня никогда не ел слив?
- Как вы думаете, он решится взять без разрешения сливу? (Приём «Дерево предсказаний»)
2-ая остановка после слов «Нет, я не ел».
-Почему Ваня не смог удержаться?
-Отчего он покраснел?
3-я часть читается до конца.
-Для чего папа решил испугать детей?
-Почему все рассмеялись?
-Почему сам мальчик заплакал?
Урок литературного чтения. Тема: «Е.Пермяк «Золотая рыбка».
2. Осмысление.
Приём «Толстые и тонкие вопросы».
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Куда поехала Юрина семья? Сколько рыб поймал Юра? Что сделали с рыбой? | Почему автор называет семью дружной? Почему все хвалили Юру? Чему Юра радовался? |
-Попробуйте задать по содержанию рассказа сначала «тонкие» вопросы, на которые можно ответить одним словом.
- А теперь задайте «толстые» вопросы, которые требуют ответы-рассуждения.
Урок обучения грамоте. Тема: «Буква я в начале слова и после гласных».
2.Осмысление.
Приём «Ромашка Блума».
На доске – рисунок ромашки с 6-ю разноцветными лепестками. После знакомства с содержанием рассказа «Яблоня» на практическом материале знакомлю детей с видами вопросов:
Простые – Кто помирил всех зверей?
Уточняющие – Вы сказали, что всех помирил медведь?
Объясняющие – Почему разгорелся спор?
Творческие – Что могло случиться, если бы в спор не вмешался медведь?
Оценочные – Как бы вы назвали поведение ёжика?
Практические – Чему нас научил рассказ?
В парах дети составляют вопросы нужного вида.
Главными задачами на фазе осмысления или поиска ответов является активное получение информации, соотнесение новых знаний с ранее изученными. Задача учителя на этом этапе – установление последовательной связи между известными и вновь полученными знаниями для создания нового понимания.
Третья фаза – это рефлексия, осмысление процесса, рождение нового знания, размышление.
Урок окружающего мира. Тема: «Природа в городе».
3.Рефлексия.
Приём «От обратного»
- Что было бы, если бы вдруг в нашем городе исчезли все природные объекты.
Урок обучения грамоте. Тема: «Буквы е,ё после согласных»
3.Рефлексия
Приём «РАФТ»
Р – роль – Знайка
А – аудитория – коротышки
Ф – форма – сказка
Т – тема – работа букв е,ё
- Представьте, что вы – Знайки. Перед вами – жители Цветочного города. Сочините сказку о роли букв е, ё в словах и выступите перед коротышками.
Урок обучения грамоте. Тема: «Гласные и согласные звуки».
3.Рефлексмя.
Приём «Синквейн»
Звуки
Гласные, согласные
Льются, шумят, звенят
Мы их произносим
Устная речь.
Урок окружающего мира. Тема: «В Ботаническом саду».
Приём «Архивариус».
Задание на дом: узнать, что такое дендрарий. Обязательно указать источник информации.
Урок обучения грамоте. Тема: «Буквы е,ё в начале слова и после гласных».
3.Рефлексия.
Приём «Нарисуй жадность».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения с использованием технологии РКМЧП с презентацией в 3 классе "В.П. Астафьев "Капалуха"
Конспект урока с презентацией. Презентация создана в Microsoft Office PowerPoint 2007....
Конспект урока литературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.
1. Название разработки - уроклитературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.2....
Урок литературы.2 класс Л.Воронкова "Что сказала бы мама?" (технология РКМЧП)
Урок построен на основе технологии РКМЧП....
Мастер-класс по теме "Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов"
Мастер-класс как интерактивная форма профессионального взаимодействия педагогов....
Адаптированные приёмы и методы технологии РКМЧП на уроках русского языка
Технология развития критического мышления помогает эффективно формировать УУД, так как в основе стратегии технологии критического мышления – нацеленность на развити...
Адаптированные приёмы и методы технологии РКМЧП на уроках русского языка
Цель моей работы: описание опыта применения ТРКМ на уроках русского языка в начальной школе.Задачи:· показать знач...
Технология РКМЧП - отличная технология!
Многие годы меня не покидала мысль, как построить учебный процесс, чтобы на уроках царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Мне хотелось, чтобы ученики проявляли живостьвоображения, фан...