Урок "Лев и собачка" по произведению Л.Н.Толстого
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 3 класса по УМК "Начальная школа XXI века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1.docx | 211.34 КБ |
statya.docx | 24.49 КБ |
tezisy.docx | 12.48 КБ |
prezentaciya_1.ppt | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Брошенный друг». (По произведению Л.Н.Толстого «Лев и собачка»).
Урок проведен в 3 классе по учебнику Л.А.Ефросининой «Литературное чтение». Программа «Начальная школа XXI века».
Учитель: Щавинская М.В.
Цель урока: литературоведческий анализ художественного текста, знакомство с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка».
Задачи урока:
- Образовательные:
- Развивать навыки правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения целыми словами.
- Совершенствовать навык деления текста на части, озаглавливать их.
- Обогащать и уточнять словарь учащихся.
- Углубить знания о творчестве Л.Н.Толстого.
- Расширить представления о жизни животных.
- Развивающие:
- Развивать речь и логическое мышление учащихся.
- Воспитывающие:
- Воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль.
- Воспитывать вдумчивого читателя.
Оборудование урока:
- Текст произведения.
- Толковый словарь русского языка.
- Рассказы Л.Н.Толстого, с которыми дети знакомились ранее.
- Сердца разного размера.
- Компьютерная презентация.
Литература:
- Козлова Г.И. Справочный материал о писателях, изучаемых в начальных классах. Сыктывкар, 1992.
- Неусыпова Н.М. Толковый словарик русккого языка. М. «Просвещение», 1989
План урока:
| 1 мин |
| 5 мин |
| 20 мин |
| 1 мин |
| 4 мин |
| 6 мин |
| 3 мин |
| 4 мин |
| 1 мин |
45 минут |
Ход урока:
- Организационный момент.
- Упражнения, направленные на отработку произношения и правильного чтения.
Упражнения заранее написаны на доске. Дети читают их хором.
- Чтение слов с закрытым слогом с четким проговариванием:
Кот- рот- вот
День- пень-тень
Лось- нос- вёз
- Чтение цитаты «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». (слайд 1).
- Чтение слов слева направо и наоборот:
Как коп шелк
Дед боб шорох
- Чтение стихотворения (первый раз «про себя», второй- вслух, выразительно). (слайд 2).
Бедная собака- бросили её.
Старая собака- где её жильё?
Злой хозяин, вредный, выгнал за порог!
Перед нею, бедной, нет уже дорог.
В последнее время на улицах города и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака- брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Ещё несчастнее наши друзья, посаженные в клетки для увеселения людей. Все вы были в зоопарке и видели, какими грустными глазами смотрят звери, лишенные свободы. Даже лев- царь зверей выглядит не могучим хищником, а домашней кошкой. Рассказ ученика о львах. (слайд 3).
- Знакомство с новым произведением.
- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого. (слайд 4). Откройте учебник. Как называется рассказ?
- О чём может сказать заголовок?
- Читаем слово под заголовком (быль). Что оно обозначает?
- История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно в далёком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что сострадание сохранилось в нём до конца жизни. Какие чувства рождаются при чтении этого рассказа? В какие моменты они возникают?
Прослушивание аудиозаписи.
- Почему лев умер?
- Есть ещё герои в этом произведении?
- Понравились они вам? Почему?
Чтение рассказа детьми по абзацам с анализом прочитанного.
1 абзац.
- Кто показывал зверей за деньги?
- Почему нет конкретного героя?
2 абзац.
- Почему используется слово собачонка, а не собачка, собака?
- Прочитайте, как человек ловил собачонку?
- Почему «ухватил»?
- Человек хотел сделать доброе или злое дело?
- Расскажите теперь своими словами, как собачка оказалась в зверинце?
3 абзац.
- Прочитайте, как собачка чувствовала себя в клетке?
- Как вы думаете, страшно было собачке оказаться в клетке со львом?
- Подтвердите это словами из текста.
- Как вы думаете, почему лев не тронул собачку?
4 абзац.
- В чём проявлялась забота льва по отношению к собачке?
- Почему лев только иногда играл с собачкой?
5 абзац.
- Появляется барин. Почему собачка не радуется хозяину?
- Почему хозяева зверинца решили отдать собачку барину обратно?
6 абзац.
- После болезни собачка умерла. Прочитайте, как ведёт себя лев?
- Почему лев затих?
7 абзац.
- как хозяин отреагировал на горе льва?
- Почему лев лежал 5 дней?
- Подумайте, для чего писатель рассказал нам эту историю?
Беседа по иллюстрации. (слайд 5)
- К какому моменту она относится?
- Как выглядят животные?
- Что бы вы подписали под иллюстрацией?
- Как вы думаете, почему художник не изобразил клетку?
- Динамическая пауза.
- Составление плана.
Чтение- «разведка». (подготовка к составлению плана).
- На какие 3 части можно разбить этот текст? Как озаглавить каждую часть?
1) Встреча в клетка.
2) Дружба животных.
3) Смерть друзей. (слайд 6).
Выразительное чтение учащимися каждой части.
- Обобщающая работа (кроссворд по произведениям Л.Н.Толстого). ( слайд 7).
Б | ||||||||||||
У | К | |||||||||||
Л | Е | В |
| И |
| С | О | Б | А | Ч | К | А |
Ь | Т | |||||||||||
К | Ё | |||||||||||
А | К | У | Л | А | Н | |||||||
О | Р | Ё | Л | |||||||||
П | Р | Ы | Ж | О | К |
Дети зачитывают отрывки из разных произведений Л.Н.Толстого, остальные отгадывают название произведения, определяют основную мысль.
- Домашнее задание.
- Придумайте окончание рассказа «Лев и собачка», чтобы оно было радостным. Нарисуйте плакат, посвященный защите животных.
8. Итог урока. Рефлексия.
- Мы познакомились с рассказом «Лев и собачка», вспомнили, что читали раньше. Что бы вы хотели сказать автору этих рассказов?
- А у нас в классе есть такие ребята, которые умеют жалеть наших младших братьев? Могут их защитить в нужный момент?
- Значит, у этих детей большое и доброе сердце. «Всё доброе на Земле от Солнца, всё хорошее- от человека».
Учащиеся, которых назвали дети, получают сердечко.
9. Организованный конец урока.
- Всем большое спасибо за работу!
Список литературы по теме «Анализ художественного текста на уроках чтения».
- Гвоздарёв Ю.А. «Язык есть исповедь народа» М. «Просвещение», 1993.
- Горбушина Л.А. «Обучение выразительному чтению младших школьников». М. «Просвещение», 1981.
- Козлова Г.И. «Справочный материал по анализу художественного текста» Сыктывкар, 1992.
- Ладыженская Т.А. «Речевые уроки». М. «Просвещение», 1995.
- Чуприкова Н.И. «Умственное развитие и обучение». М. АО «Столетие», 1995.
Предварительный просмотр:
Данный урок проводится в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века».
Цель урока: литературоведческий анализ художественного текста, знакомство с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка».
Задачи урока:
- Образовательные:
- Развивать навыки правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения целыми словами.
- Совершенствовать навык деления текста на части, озаглавливать их.
- Обогащать и уточнять словарь учащихся.
- Углубить знания о творчестве Л.Н.Толстого.
- Расширить представления о жизни животных.
- Развивающие:
- Развивать речь и логическое мышление учащихся.
- Воспитывающие:
- Воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль.
- Воспитывать вдумчивого читателя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайд-презентация к литературной игре по произведению А. Н. Толстого "Приключения Буратино"
Иллюстрации к игре...
Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»
Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...
Презентация "Своя игра" по произведениям Л. Н. Толстого.
Презентация к уроку-обобщения по разделу: «Произведения Л. Н. Толстого»Цель:повторить и обобщить пройденный материал по теме «Произведения Л.Н. Толстого»;формировать критерии самопроверки ...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. А. Н. Толстой "Два мира в произведении А.Н.Толстого Приключения Буратино"
А.Н. Толстой "Золотой ключик. Приключения Буратино"...
Слушание и работа с детскими книгами. «Повторение изученных произведений Л.Н. Толстого». Дополнительное чтение. «Воспоминания Л.Н. Толстого».
Цели урока: 1.Продолжать знакомить учащихся с творчеством Л.Н. Толстого 2.Учить самостоятельно формулировать тему и цели урока.Способствовать формированию таких основ читательс...
Литературное чтение 3 класс Тема раздела «Произведения Л.Н.Толстого» Тема Научно-популярные и художественные рассказы. Л.Н.Толстой «Зайцы».
Учимся анализировать научно-популярный рассказ и отличать его от художественного рассказа...