рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России"
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Содержание

          1. Пояснительная записка

           2.Общая характеристика учебного предмета.

           3.Основные содержательные линии.

           4.Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

           5.Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 4 класса

          по литературному чтению

          6. Содержание программы

          7. Учебно-методические средства обучения

          8. Учебно-тематический план.

          9. Тематическое планирование.

         10. Контрольно-измерительные материалы.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_pr._chten.4.docx113.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Греково-Степановская средняя общеобразовательная школа

 

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

совета «___» 08.2012г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора_______Т.А.Алексеева

«___» 08. 2012г.

   УТВЕРЖДАЮ        

   Директор  _______Е.Г.Пащенко

Приказ №___ от___ 08.2012 г.

Рабочая программа

учителя начальных классов

по литературному чтению для 4  класса

                                                                                                                        Составитель: Биганашвили Галина Николаевна

2012-2013 уч.г.

Содержание

          1. Пояснительная записка

           2.Общая характеристика учебного предмета.

           3.Основные содержательные линии.

           4.Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

           5.Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 4 класса

          по литературному чтению

          6. Содержание программы

          7. Учебно-методические средства обучения

          8. Учебно-тематический план.

          9. Тематическое планирование.

         10. Контрольно-измерительные материалы.

СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Цели обучения

Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;

воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;

Рабочая программа по литературному чтению

на 2012-2013 учебный год

Предмет: литературное чтение  4 класс.

Учитель: Биганашвили Галина Николаевна

Система обучения: традиционная.

Программа: Школа России. Литературное чтение. Климанова Л.Р. и др. 4 класс. Традиционная система. Концепция и программы для начальных классов «Школа России»- М.: « Просвещение ». 2009г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год: Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 года № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;
  5. Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
  6. Приказ Минобразования России от 9.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;
  7. Приказом Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».

  1. Учебный план образовательного учреждения на 2012/2013 учебный год

и соответствует обязательному минимуму содержания образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом  межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся.

Место предмета в базисном учебном плане

          В федеральном базисном учебном плане 2004 года на изучение литературного чтения отводится 2 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  68 часов, внеклассное чтение  включено в урок,как этап, что соответствует учебному плану школы. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения.

Рабочая программа ориентирована на  использование учебника «Родная речь». Учебник для 4 класса  нач. шк. В 2 ч./ Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.- М.: Просвещение, 2009 

В 4-х классах вводится учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» в объеме 1 часа, независимо от того, какой стандарт реализуется на начальной ступени образования – стандарт 2004 года или ФГОС. Данный курс является обязательным, поэтому в федеральном компоненте учебного плана для 4 класса уменьшается на 1 час «Литературное чтение» и при этом остается общий объем обязательной нагрузки – 23 часа.

          Учитывая проблему, над которой работает школа в этом учебном году «Совершенствование процедуры мониторинга с целью повышения воспитанности и качества образования», мы систематически ведём мониторинг итогов контрольных работ, отслеживаем результативность.

        Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится  объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Основные содержательные линии

В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.

Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).

Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.

Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.

Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».

Программа «Литературное чтение» для 2- 4 классов строится на литературном материале. Учащиеся знакомятся с основными пластами литературы: произведениями фольклора, творчеством русских детских писателей, классиков отечественной литературы, зарубежных авторов детских книг. Программа построена с учётом двух ведущих принципов: художественно – эстетического и литературоведческого. Основная цель обучения – приобщение младших школьников к литературе, осознание литературы как искусства слова. Важнейшей задачей курса остаётся развитие речевых умений и навыков в работе с текстом, и прежде всего навыка выразительного, орфографически правильного чтения. Одновременно предполагается работа над обогащением опыта творческой деятельности ученика и его эмоционально – чувственного отношения к действительности. Большое внимание уделяется развитию воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия мира и произведений литературы, умение выразить в слове свои личные впечатления. Анализ произведения готовит учащихся к полноценному восприятию доступных им произведений и первоначальному освоению литературных терминов. В программе  чтение рассматривается и как объект обучения и как средство освоения литературного произведения.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести обще учебные умения, навыки и способы деятельности:

♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;

♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;

♦ описывать и сопоставлять различные объекты;

♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;

♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;

♦ совершенствовать звуковую культуру речи;

♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;

♦ обучать чтению художественных произведений по ролям;

♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;

♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;

♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;

♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;

♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;

♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;

♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;

♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;

♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;

♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;

♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.

♦  уметь выполнять работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Результаты обучения

В конце 4 класса обучающиеся должны знать:

• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

Обучающиеся должны уметь:

• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

•  передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;

•  использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);

• составлять план к прочитанному;

• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

• определять тему и главную мысль произведения;

• озаглавливать иллюстрации и тексты;

• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

•  выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

• ставить вопросы к прочитанному;

• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;

• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Учащиеся должны

• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);

• принимать участие в конкурсах чтецов;

• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;

• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.

Учебно-тематический план

№ раздела/

темы

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Контроль

Наизусть

I

Летописи, былины, сказания, жития

6

Проверка техники чтения.    Тест

II

Чудесный мир классики.

14

Проверка техники чтения.    

●●●●

III

Поэтическая тетрадь.

6

●●●

IV

Литературные сказки.

7

Проверка техники чтения

V

Делу время – потехе час.

5

Проверка техники чтения Тест

VI

Страна далекого детства.

4

VII

Поэтическая тетрадь.

6

  1. ●●

VIII

Природа и мы.

5

Проверка техники чтения.    Тест

IX

Поэтическая тетрадь. Родина

6

Тест

●●

X

Страна фантазия.

2

XI

Зарубежная литература.

7

Проверка техники чтения

ИТОГО:

68

Контроль над выполнением практической части программы:

Четверть

Часы

Тест

Проверка т/ч

Наизусть

1

 16

1

2

4

2

 16

1

4

3

 20

2

1

2

4

 16

1

1

3

Год

  68

4

5

13

                   

Содержание программы

Былины. Летописи. Жития .

«Ильины три поездочки».

Летописи. Жития.

«И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»

«И вспомнил Олег коня своего...»

«Житие Сергия Радонежского».

Из русской классической литературы .

  1. П.П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); 2. А.С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; 3. М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; 4. А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь .

1.Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; 2. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; 3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; 4. А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; 5. И. С. Никитин. «В синем небе плывут над нолями...»; 6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; 7. И. А. Бунин. «Листопад».

Сказки русских писателей .

1. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; 2. П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; 3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; 4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Делу время — потехе час .

1. Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; 2. В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; 3. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Страна далекого детства.

1. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; 2. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; 3. М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь .

1. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; 2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; 3. М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

Природа и мы .

1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; 2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; 3. М. Пришвин. «Выскочка»; 4. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; 5. Е. И. Чарушин. «Кабан»; 6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь .

  1. Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; 2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»; 3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; 4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; 5. С. А. Есенин. «Лебедушка»

Родина .

1. И.С.  Никитин «Русь»; 2. С.Д. Дрожжин. «Родине»; 3. Л.В. Жигулин. «О, Родина! В    неярком блеске...»; 4. Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна «Фантазия» .

Е.С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература .

  1. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; 2. Г. X. Андерсен. «Русалочка»; 3. М. Твен.

«Приключения Тома Сойера»; 4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарет

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА  ОБУЧЕНИЯ

1.Концепции и программы для начальных классов. «Школа России». Часть 1. Программа «Литературное чтение» /Л. Ф. Климанова,  В. Г.Горецкий, М. В. Голованова. - М.: Просвещение, 2009.

2. Родная речь. Учебник для 4 класса  нач. шк. В 2 ч./ Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.- М.: Просвещение, 2009.

3. Кутявина С.В.  Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л. Ф.Климановой: 4 класс С. В. -  М.:  ВАКО,  2008.

4. Кутявина С.В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. 4 класс. М.: ВАКО, 2008.

5. Особенности контроля и оценки результатов обучения в начальной школе./ Бутенко Т.А.,  Пожидаева Т.Ф., Посошенко Е.В., Стародубцева Г.М., Сухаревская Е.Ю., Сундукова А.К.- Ростов  н / Д.:  Из - во РО ИПК и ПРО, 2007 г.

6. Контрольно-измерительные материалы.Литературное чтение:4класс/Сост.С.В.Кутявина.-3-е.изд.,перераб.-М.:ВАЕО,

2012.-80с.

7.Тесты по литературному чтению: 4 кл.: к учебнику Л.Ф.Климановой и др. «Родная речь.В 2-х частях. 4 класс» /О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.

Электронные средства обучения

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Дата

Количест-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Вид контроля.

Измерители.

Элементы

дополнительного содержания и ИКТ

Домашнее

задание

I.Летописи, былины, сказания, жития  (6 часов)

1

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах «Царьграда». «И вспомнил Олег коня своего».

4.09

1

Комби

ниро

ванный

Произведения устного

народного творчества.

Различение жанров в произведении

Выделение языковых

средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанно-го, отвечать на них

Знать жанр «летопись». Уметь проводить сравнительный   анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Текущий

Жанры детской

художественной литературы -

ЛЕТОПИСЬ,

ЖИТИЯ

Ресурсы  интернет

С. 10-11,

выразит, читать, вопросы 4,5

2

Былина – жанр устного народного творчества.

«Ильины три поездочки»

5.09

1

Комби

ниро

ванный

Связь произведений

литературы с другими

видами искусств

Знать жанр устного

народного творчества «былина». Уметь определять тему и глав-ную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретен-ные умения для самосто-ятельного чтения книг

Текущий

Жанры детской

художественной  литературы -БЫЛИНА

С. 12-19,

читать,

вопрос 5

3

Былина «Ильины три поездочки»

11.09

1

Комбинированный

Тема, главная мысль, события, последовательность

Текущий

Пересказать одну часть от лица Ильи Муромца

4

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы

12.09

 1

Комбинированный

Образные языковые средства

Знать произведение «Житие Сергия Радонеж-ского». Уметь анализиро-вать язык произведения, оценивать мотивы поведе-ния героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

Текущий

Архаизмы

Уч.с.35 ответ. на вопросы 3-5

5

 «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя

18.09

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содер-жанию прочитанного, отвечать на них

Текущий. Пересказ

Архаизмы

С.30-31, пересказ отрывка по выбору

6

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития». Диагностика навыка чтения

19.09

1

Комбинированный

Различение жанров произведений. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразитель-но художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения

Тест

(10 мин)

Диагностика навыка чтения

Жанры детской художественной литературы -ЛЕТОПИСЬ,

БЫЛИНА.

Кроссворд

Презентация

 Д. № 2

Уч.С. 36, вопрос 8

II.Чудесный мир классики (14)

7

Чудесный мир классики. П.Ершов «Конёк-Горбунок» (отрывок)

 25.

09

1

Комбинированный

Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Звать название и основное содержание изученного произведения. Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Тематический.

Выразительное

чтение

Архаизмы

 

  Ресурсы интернет

Уч.С. 40-49, выразит.читать,найти отрывок к иллюстрации

8

Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок»

26.

09

1

Комбинированный

Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать творчество П.Ершова. Уметь состав-лять небольшое монологи-ческое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту

Тематический

Характер героя, его поступки и их мотивы

диск

учС. 49-62, выразит.читатьвопросы 3,4

9

Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок»

2.10

1

Комбинированный

Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка

Фронтальный опрос

Тест

(10мин)

Сходство рус-ских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок»

С45

наизусть

10

А. С.Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..»

3.10

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы по тексту

Тематический

Олицетворение

Наизусть по выбору

11

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

9.10

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь анализировать поведение героев

Выразительноечтение

Характер героя, его поступки иих мотивы

С. 72-92, читать

12

Волшебные сказки: народные и литера-турные. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

10.10

1

Комбинированный

Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию  прочитанного, отвечать на них

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Чтение наизусть. Картинный план

Архаизмы

  Рес.интерн.

С74-75

наизусть

13

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия персонажей

16.10

1

Комбинированный

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы

Тест(10мин)

Характер героя, его поступки и их мотивы

Презентация

С. 92, вопросы 2, 3,4

14

М. Ю. Лермонтов. Олицетворение .«Дары Терека»

17.10

1

Комбинированный

Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя

Знать название и основное содержание изученного произведения, творчество М. Ю. Лермонтова. Уметь различать жанры произведений

Выразительное чтение

Олицетворение

С.98

наизусть

15

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей

23.10

1

Комбинированный

Чтение по ролям

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план.

Иметь представление о классической литературе

Выразительное чтение по ролям

Средства художественной выразтельности, язык, прием сравнения, олицетворения в произведениях М.Лермонтова. Храктер героя, его поступки и их мотивы

С. 99-113, читать

16

Внеклассное чтние.А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде»

Диагностика навыка чтения

24.10

1

Комбинированный

Устное изложение текста по плану. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Выразительное чтение. Ответы на вопросы

17

Л.Н.Толстого «Детство», «Как мужик убрал камень». Умный и находчивый герой

6.11

1

Комбинированный

Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений. Осознанное, выразительное чтение текста

Тема, главная мысль, события, последовательность

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Тематический.

Автобиография

Характер героя, его поступки и их мотивы

С. 121пересказ близко к тексту

18

Сравнение характеров главных действую-щих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»

7.11

1

Комбинированный

Понимание основного содержания услышанного

Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев

Пересказ от лица героев

Характер героя, его поступки и их мотивы

С. 125-135, выразительно читать

19

А. П. Чехов «Мальчики». Составление плана

13.11

1

Комбинированный

Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Составление плана

Характер героя, его поступки и их мотивы

С. 125-135, пересказ по плану

20

Обобщение. «Чудесный мир классики».

Внеклассное чтение.А.П.Чехов-рассказы

14.11

1

Комбинированный

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Диагностика навыка чтения

Кроссворд. Игры литературные

Презентация

 

С. 138, вопросы 6,7

III. Поэтическая тетрадь  (6)

21

Д. Б. Кедрина «Бабье лето»

Н. М. Рубцова «Сентябрь»

20.11

1

Комбинированный

Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи

Уметь определять тему и главную мысль произведе-ния, работать с иллюстрациями

Выразительное чтение

Олицетворение

Ч2С. 119, наизусть

22

Настроение в стихах Б. JI. Пастернака «Золотая осень»

21.11

1

Комбинированный

.Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь определять тему и главную мысль произведе-ния, работать с иллюстрациями

Выразительное чтение

Олицетворение

Ч.2С. 114— 115, вопр. 3

23

И.А.Бунин

«Листопад»

27.11

1

Комбинированный

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;

Тематический

Олицетворение

наизусть с152-153

24

Тема любви к Родине А. Н. Плещеев «Дети и птичка»,

И. С. Никитина «В синем небе..»

28.11

1

Комбинированный

Осознанность и выразительность чтения

Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы

Тематический

Логическое ударение

С.152-153, выразительно

читать, 

вопрос 6

25

Тема детства в стихах Н.А.Некрасова .

4.12

1

Комбинированный

Образные языковые средства

Знать/понимать:изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Чтение наизусть

Олицетворение

С. 149- 151, наизусть по выбору

26

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»Внеклассное чтение. Стихи об осени.

5.12

1

Комбинированный

Осознанность и выразительность чтения

Читать выразитель-но художественный текст; определять тему и главную мысль произведения

Тематический

Кроссворд. Литературные игры  

Придумать по одному вопросу к каждому стихотворению

                                                                                IV. Литературные сказки (7)

27

Научно - познавательная сказка.В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

11.12

1

Комбинированный

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать названия, основное содержание изученных произведений. Уметь различать сказки народ-ные и литературные, отвечать на вопросы по тексту

Выразительное чтение

Научно - познавательная сказка. Характер героя, его поступки и их мотивы

С. 158-170, читать

28

Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В.Ф.Одоевс-кого «Городок в табакерке»

12.12

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Творческий пересказ

Характер героя, его поступки и их мотивы

С.170, вопросы 6,7

29

Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

18.12

1

Комбинированный

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией

Знать творчество В. М. Гаршина. Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану

Пересказ

Характер героя, его поступки и их мотивы

С.171— 180, читать, пересказ отрывка

30

Сказ П.П.Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

19.12

1

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении произведения

Знать творчество П.П. Ба-жова. Уметь выразительно читать, отвечать на вопро-сы, различать жанры лите-ратурных произведений

Выразительное чтение

Сказ

Ресурсы интернет

С.182-193, читать

31

Персонажи сказки, фантастические события, волшеб-ные предметы в сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

25.12

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы

Чтение по ролям

Фантастические события

Ресурсы интернет

С. 206- 216, читать

32

Внеклассное чтение. Сказки П.П.Бажова.Диагностика навыка чтения

26.12

1

Комбинированный

Выражение личного отношения к прочитанному

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему

Диагностика навыка чтения

Кроссворд. Литературные игры Презентация

С. 217,     вопрос 2

33

Борьба добра и зла, торжество справед-ливости в сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»

15.01

1

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении произведения

Уметь делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями

Пересказ

Характер героя, его поступки и их мотивы

Пересказ по плану

V. Делу время – потехе час (5)

34

Авторская литературная сказка Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

16.01

1

Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном

Текущий

Архаизмы

 Ресурсы интернет

С. 4-16, читать

С.16, вопросы 5,6

35

В. Ю. Драгунский «Главные реки». Средства создания комического эффекта

22.01

1

Комбинированный

Рассказ. Осознанность и выразительность чтения

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

Чтение по ролям

Средства создания комического эффекта

С. 17-23, подготовка к чтению по ролям

36

Комизм в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

23.01

1

Комбинированный

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Вырази-тельное чтение, использование интонаций, соответству-ющих смыслу текста

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства

Чтение по ролям

Многозначность слова как средство выра-зительности и создания комического эффекта

С.24-28, подготовка к чтению по ролям

37

38

Авторское отношение к герою в рассказе В.В.Галявкина «Никакой я горчицы не ел»

Внеклассное чтениеВ.Ю.Драгунский.Диагностика навыка чтения

29.01

30.01

1

1

Комбинированный

Комбинированный

Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Умение ставить вопросы по содержанию прочитаного, отвечать на них

Умение составлять простейшие задания для викторины

Уметь определять тему и главную мысль произведе-ния, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения

Знать/понимать:изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Выразительноечтение

Тест     (10 мин)

Диагностика навыка чтения

Средства создания комического эффекта

Литературная викторина.

Кроссворд

Чтение по ролям с29-34

С. 36, вопрос 7

VI.Страна далекого детства (4)

39

Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей

5.02

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое,событии)

Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы

Выразительное чтение

Пересказ

Характер героя, его поступки и их мотивы

Ресурсы интернет

С.38-46, читать

С. 46, вопрос 7

40

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев

6.02

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой

Уметь определять тему и главную мысль произведе-ния, составлять вопросы по  тексту

Выразительное чтение

Образные языковые средства

С. 53-58, пересказ отрывка

41

М. М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания

12.02

1

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведе-ния. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства

Выразительное чтение

Средства создания комического эффекта.

Архаизмы

С.59-64, вопрос 4

42

Обобщение по разделу «Страна детства»Внеклассное чтение Б.С.Житков.

13.02

1

Комбинированный

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Знать/понимать:изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

Тематический

Тест(10мин)

Кроссворд. Литературные игры

Презентация  

С.66, вопросы 9,11

VII.Поэтическая тетрадь (6)

43

Ф.И.Тютчева. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»

19.02

1

Комбинированный

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины

Чтение наизусть

Лирика. Олицетворение

С142вопр6

44

Картины приоды.А,Фет«Бабочка», «Весенний дождь»

20.02

1

Комбинированный

Настроение лирического героя

Знать лирические произведения о весне. Уметь выделять образные языковые средства

Выразительное чтение

Образные языковые средства

С.143-144, выразительно читать

45

Картины весенней природы и настрое-ние в стихах Е. А. Баратынского «Весна….», «Где сладкий шепот...»

26.02

1

Комбинированный

Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать лирические произведения о весне. Уметь выделять образные языковые средства

Выразительное чтение

Прием сравнения. Лирика

Ресурсы  интернет

С. 145- 146, выразительно читать

46

Тема детства в произведениях      В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»

27.02

1

Комбинированный

Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения

Чтение наизусть

Лирика

С. 68-70, выразительно читать

47

С. А. Есенин «Бабушкины сказки».Внеклассное чтение С.А.Есенин

5.03

1

Комбинированный

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения

Выразительное чтение

Лирика

С.71

наизусть

48

М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

6.03

1

Комбинированный

Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию

Выразительное чтение

Лирика

Кроссворд. Литературные игры              

С. 74, вопрос 9

VIII. Природа и мы (5)

49

Отношения человека и птицы в рассказе Д.Н.Мамина - Сибиряка «Приемыш»

12.03

1

Комбинированный

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Знать творчество Д. Н. МаминаСибиряка. Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений

Выразительное чтение

Архаизмы

С. 76-83, пересказ, вопрос 5

50

А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе

13.03

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения

Знать творчество А.И. Куприна. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

Выразительное чтение

С. 85-91, читать

51

Рассказы о животных М. М. Пришвин «Выскочка». Е. И. Чарушина «Кабан».          

Презент.,раскладушки по теме

19.03

1

Комбинированный

Рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях,собы-тиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанно-го, отвечать на них

Знать творчество М. М. Пришвина,Е.И.Чарушина Уметь определять тему и главную мысль произведения.

Выразительное чтение

Писательская наблюдатель-ность,юмор

С.92-95

пересказ

52

Тема природы в рассказе        В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»

20.03

1

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения

Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства

Фронтальный опрос

Научно-естественные сведения о природе

С.110в.9

Пересказ от имени стрижонка

53

Обобщение по разделу «Природа и мы». Внеклассное чтение. Рассказы о животных

2.04

1

Комбинированный

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Уметь определять тему и главную мысль произве-дения, анализировать образные языковые средства

Тематический.

Тест      (10мин)

Кроссворд. Литературные игры  

IX.Поэтическая тетрадь. Родина (6)

54

С. А. Клычкова «Весна в лесу»

1

Комбинированный

Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи

Уметь определять тему и главную мысль произведе-ния, работать с иллюстрациями

Выразительное чтение

Олицетворение

С. 117, выразительно

55

Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка»

1

Комбинированный

Выражение личного отношения к прочитанному, аргу-ментация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чте-ние, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь определять тему и главную мысль произве-дения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства

Выразительное чтение

Иносказательный смысл произведения. Лирика

С. 120- 125, вопрос 4

56

Тема любви к Родине и ее героическому прошлому в стихах И.С.Никитина «Русь»

1

Комбинированный

Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям

Уметь определять тему и главную мысль произве-дения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного

Выразительное чтение

Сравнение

Ресурсы интернет

С.128-132,

Наизусть отрывок

57

Патриотическое звучание стихотворений С. Д. Дрожжина «Родине» ,А. В. Жигулина  «О, Родина!            В неярком блеске»

1

Комбинированный

Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений

Чтение наизусть

Олицетворение

С. 133-135, вопрос 3

58

Б.А.Слуцкого «Лошади в окене»Внеклассное чтение. Стихи о войне.

1

Комбинированный

Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений

Выразительное чтение

Олицетворение

С. 139-140, наизусть

59

 

Обобщение по разделу «Родина». Диагностика навыка чтения

1

Комбинированный

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту

Диагностика навыка чтения

Кроссворд.

Описать место где ты живешь

X.Страна фантазия (2)

60

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

1

Комбинированный

Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев

Выразительное чтение

Фантастическая повесть. Характер героя, его поступки и их мотивы

С.144-149, читать, вопрос 4

61

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

1

Комбинированный

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Выразительноечтение

Фантастическая повесть

С.150-157, вопрос 9

XI. Зарубежная литература (7)

62

Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера»

1

Комбинированный

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Выразительное чтение

Фантастическая повесть

   Ресурсы интернет

С.160- 165, вопрос 9

63

Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

1

Комбинированный

Герои произведения –восприятие и понимание их эмоционально-нравственных пере-живаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать творчество Г.-Х. Андерсена. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы

Творческий пересказ

Характер героя, его поступки и их мотивы

С.167- 181, вопрос 3

64

Поступки, действия как основное сред-ство изображения персонажей в сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка»

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Выразительное чтение

Характер героя, его поступки и их мотивы

Составить рассказ о русалочке

65

Характеристика персонажей в соответствии с авторким замыслом.   М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Выразительное чтение

Характер героя, его поступки и их мотивы

С.194- 200,

вопрос 3

66

Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь» «В Назарете»

1

Комбинированный

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

Выразительное чтение

Библейские сказания

С.201- 208, вопрос 2

67

Внеклассное чтение Г.Х.Андерсен Диагностика техники чтения

1

Комбинированный

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план

Диагностика навыка чтения

диск

С.209- 216, читать,    вопрос 4

68

Обобщающий урок –КВН.

1

Комбинированный

Рассказ о своих впечатлениях о произведении

Уметь использовать полученные знания для самостоятельного чтения книг

Тест

(20мин)

Контрольно-измерительные

 материалы по  литературному чтению

в 4классе

Текст для проверки скорости чтения.

К. Паустовский « Прощание с летом»

…Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я / встал и подошел к окну – за стеклом все было снежно / и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла / луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.

Когда же выпал / первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что / ясно чернели стрелки. Они показывали два часа

Я уснул в/ полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за / два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.

Через / окно я увидел, как большая серая птица села на ветку / клена в саду и улетела, а снег все сыпал, как стеклянный / дождь, падающий с ёлки. Потом снова все стихло.

Проснулся Рувим./ Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал:

- Первый снег / очень к лицу земле.

Земля была нарядная, похожая на застенчивую / невесту.

А утром все хрустела вокруг: подмерзшие дороги, листья на / крыльце, черные стебли крапивы, торчали из-под снега.

К чаю приплёлся/  в гости дед Митрий и поздравил с первопутком.

-Вот  и / умылась земля, -сказал он, -снеговой водой из серебряного корыта.

-Откуда / ты взял такие слова, Митрий? – спросил Рувим.

- А нешто не / верно? – усмехнулся дед.- Моя мать-покойница рассказывала, что в стародавние / годы красавицы умывались первым снегом из серебряного кувшина и потому / никогда не вяла их красота…(225с.)

Вопросы к тексту.

-Как бы ты озаглавил текст?                                                                    -Как ты понимаешь слово «первопуток»?

-С чем сравнивает писатель снег, падающий с ветки?                           -Какую легенду рассказывала мать деду Митрию?

С кем сравнивается земля, покрытая снегом?                                              -Это текст – описание, рассуждение или  повествование?

-Как писатель передает звуки морозного утра?

Текст для проверки скорости чтения.

Вот так смешно получается в жизни! Еще вчера мы и / не думали никуда ехать, а на другой день мы уже / сидели в поезде и катили в деревню к тете Наташе. / Нам хотелось скорее привезти яиц и начать выводить цыплят.

Тетя  /Наташа оказалась дома. Она очень обрадовалась нам и даже подумала,  /что мы уже приехали к ней на дачу.

-Да ведь / у нас еще каникулы не начались, -говорит Мишка.

-Мы по /делу приехали, -говорю я, за яйцами.

-За какими яйцами?

-Ну, / за обыкновенными, за куриными. Нам нужны свежие куриные яйца.

-Только  / и всего?- сказала тетя Наташа .-Неужели в городе негде купить / яиц?

-Конечно, негде ,-говорит Мишка.- Яйца-то в магазине есть, только / они всё не свежие …У нас в книжке ясно написано, / что если яйца пролежали больше десяти дней, то из них / уже цыплята не выведутся.

- Цыплята – это другое дело, -сказала тетя / Наташа.- Для цыплят нужны самые свежие яйца, а в пищу / годятся яйца, которые лежали и месяц и два… Вы ведь  /не собираетесь выводить цыплят?

-Почему не собираемся? Мы как раз / собираемся. Затем и приехали, - говорю я.

-Как же будете  их / выводить?- спрашивает тетя Наташа.- Для этого ведь наседка нужна.

-А  /мы без наседки – мы инкубатор сделали…(220с)

Вопросы по тексту.

- Из какого произведения этот отрывок , кто его автор? «Веселая семейка» Носов.

-Зачем ребята приехали к тете Наташе? -Почему они не купили их в магазине?-Зачем им понадобились свежие яйца? -Как ребята собираются выводить цыплят без курицы- наседки?

Контрольная работа №2 по теме «Из русской классической литературы».

 Вариант 1

А1. Кто написал произведение «Дары Терека»?

1) А.П. Чехов

2) М.Ю. Лермонтов

3) А.С. Пушкин

4)Л.Н.Толстой

А2. Определи жанр произведения А.С. Пушкина «Няне».

1) сказка                    3) стихотворение

2)басня                      4)рассказ

АЗ. Узнай произведение по опорным словам.

 Мама, любовь, ангел, сон, Николенька.

 1) «Мальчики»                 3) «Няне»

 2) «дары Терека»             4) «детство»

В1. Найди лишнее определение характера царевны.

 1) добрая                      3) кроткая

 2) равнодушная            4) нежная

В2. Найди лишнее в перечислении дел Ивана.

 1) поймал Жар-птицу

 2) похитил Царь-девицу

 3) ездил за копьём

 4) был на небе послом

В3. Кто такой чауш?

1) сторож        3) знатный господин

2) офицер          4) мальчик

С1. К какому произведению подходит эта пословица? Мудрым никто не родился, а научился.

 1) «Как мужик камень убрал»

 2) «Дары Терека»

 3) «Детство»

4) «Мальчики»

 Вариант 2

А1. Кому принадлежит произведение «Детство»?

 1) Л.Н. Толстому

 2) М.Ю. Лермонтову

 З) А.С. Пушкину

 4) А.П. Чехову

А2. Определи жанр произведения «Дары Терека».

 1) басня                    З) стихотворение

 2) рассказ                 4) сказка

АЗ. Узнай произведение по опорным словам.

 Гимназисты, сёстры, тайна, Америка, звери.

 1) «Детство»                    З) «Мальчики»

 2) «Ашик-Кериб»           4) «Няне»

В1. Найди лишнее в определении характера царицы.

1)кроткая                           З)жадная

 2) равнодушная                4) завистливая

В2. К кому обращался Елисей? Укажи правильный

 1) к солнцу, месяцу, ветру

 2) к солнцу, ветру, месяцу

 З) к месяцу, солнцу, ветру

 4) к ветру, месяцу, солнцу

В3. Как ты понимаешь слово пенять?

 1) толкать                    З) дарить подарки

 2) смеяться                  4) упрекать

С1. К какому произведению подходит эта пословица?

 Кто сильно хочет, тот того и добьётся.

 1) «детство»

 2) «Ашик-Кериб»

 З) «Мальчики»                                                                                                                                                              

 4) «Как мужик камень убрал»

Контрольная работа №3 по теме «Сказки русских писателей».

Вариант 1

А1. Кто написал сказку «Серебряное копытце»?

1) П.П. Бажов             З) С.Т. Аксаков

 2) В.М. Гаршин          4) В.Ф. Одоевский

А2. Как звали главного героя сказки «Городок в табакерке»?

1)Саша           З)Миша

2)Петя            4)Паша

АЗ. Узнай произведение по ключевым словам.

 Торговые дела, цветок, купец, дочь, лесной зверь.

 1) «Сказка о жабе и розе»

 2) «Аленький цветочек»

 З) «Городок в табакерке»

 4) «Серебряное копытце»

В1. Что роза считала самым лучшим происшествием?

 1) когда её срезали

п2) когда она распустилась

 З) когда её увидели

 4) когда слезинка сестры упала на цветок

В2. Что означает выражение покосные ложки?

 1) деревянные ложки

 2) широкие, пологие овраги, покрытые травой

 З) широкие реки

 4) широкие поля

С1. Закончи пословицу

. Всякое дело человеком ставится...

1) награды не останется

 2) от него не отмахнёшься

 З) человеком и славится

 4) тем и прославишься

Вариант 2

А1. Кто написал сказку «Сказку о жабе и розе»?

1) П.П. Бажов             З) С.Т. Аксаков

 2) В.М. Гаршин          4) В.Ф. Одоевский

А2. Как звали сиротку из сказки «Серебряное копытце»?

1)Настенька          З)Машенька

2)Даренка             4)Аленушка

АЗ. Узнай произведение по ключевым словам.

 Цветники, кусты, мальчик, сестра, цветок, враг

 1) «Сказка о жабе и розе»

 2) «Аленький цветочек»

 З) «Городок в табакерке»

 4) «Серебряное копытце»

В1. Какую историю, произошедшую третьего дня, вспомнил Миша (герой  произведения «Городок в табакерке»)

 1) как папенька открыл крышку табакерки

2) как он хотел нарисовать маменьку и папеньку, но никак не удавалось это  сделать.

 З) как папенька поставил на стол табакерку

 4) как мальчик – колокольчик над ним насмехался

В2. Что означает выражение статочное дело?

 1) хорошее ли дело

 2) осталось ли дело

 З) выполненные дела

 4) невыполненные дела

С1. Закончи пословицу

. Дело не комар…..

1) от него не отмахнешься

 2) без награды не останется

 З) его не прихлопнешь

 4) делай смело

   

Контрольная работа по теме «Природа и мы».

Природа и мы

Вариант 1

А1. Какое произведение написал А.И. Куприн?

 1) «Яриёмыш»         3) «Варбос и Жулька»

 2) Кабан»                 4) «Стрижонок Скрип»

А2. Кто написал произведение «Кабан»?

 1) Е.И. Чарушин

 2) М.М. Пришвин

 3) Д.Н. Мамин-Сибиряк

 4) В.П. Астафьев

АЗ. Какой рассказ можно назвать юмористическим?

 1) «Стрижонок Скрип»

 2) «Приёмыш»

 3) «Кабан»

 4) «Ьарбос и Жулька»

В1. Из какого произведения данные слова? доспехи, протока, сайма, муштровать.

 1) «Приёмыш»

 2) «Барбос и Жулька»

 3) «Выскочка»

4) «Кабан»

В2. Как называют крупного сибирского и среднеазиатского

оленя с большими рогами?

 1)марал                     3)сайма

 2) фестон                  4)яр

С1. Узнай героя по его описанию.

Всё равно как человек тоскует. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. да ведь так жалобно кричит...

 1) серый журавль

 2) Жулька

3) лебедь

4) собака Вьюшка

. Природа и мы

Вариант 2

А1. Какое произведение написал Д.Н. Мамин-Сибиряк?

 1) «Кабан»           3) «Выскочка»

 2) «Приёмыш»    4) «Стрижонок Скрип»

А2. Кто написал произведение «Выскочка»?

 1) М.М. Пришвин

 2) В.П. Астафьев

 3) А.И. Куприн

 4) Е.И. Чарушин

АЗ. Герой какого произведения вызывает сострадание?

 1) «Кабан»                                  3) «Выскочка»

 2) «Стрижонок Скрип»              4) «Приёмыш»

В1. Из какого произведения эти слова?

 Приземистый, сталактит, флирт, фестон, подпалина,

 лицемерный, лавры, карьер.

 1) «Барбос и Жулька»

 2) «Выскочка»

  3)«Кабан»

 4) «Стрижонок Скрип»

В2. Что означает слово бесцеремонно?

 1)застенчиво

 2) аккуратно

 3) выходя за границы вежливости

 4) вежливо

С1. Узнай героя по его описанию.

Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.

 1) Жулька                      3) серый журавль

 2) собака Вьюшка          4) лебедь

Контрольная работа по теме « Страна « Фантазия».

Вариант 1

А1. Кто написал «Приключения Электроника»?

 1) Е.С. Велтистов                   3) С .Е. Велтистов

 2) Кир Булычёв                      4) Г.Х. Андерсен

А2. Определи жанр произведения «Путешествие Алисы».

 1) сказка

2)рассказ

 3) сказочная повесть

 4) фантастическая повесть

АЗ. Найди значение слова контрабас.

 1) струнный смычковый музыкальный инструмент

 2) наука об общих закономерностях процессов управления

и передачи информации

 3) человек, который занимается контрабандой

 4) договор, соглашение

В1. Найди причину нападения кустиков.

 1) они были агрессивны

 2) их забыли полить

 3) они питались людьми

4) надвигалась песчаная буря

В2. В данный отрывок вставь пропущенные слова.

В следующее мгновение профессор был ... . Он увидел, как мелькает между деревьями....

1) у двери, синяя кофточка

 2) у окна, синяя курточка

 3) у экрана, зелёная курточка

4) у ворот, зелёная кофточка

С1. Что ты знаешь об Алисе?

 1) она из будущего                 3) обычная девочка

 2) любит животных                 4) девочка-робот

Вариант 2

А1. Кто написал произведение «Путешествие Алисы»?

  1) Е.С. Велтистов             З) С.Е. Велтистов

   2) Кир Булычёв                  4) Г.Х. Андерсен

А2. В каком произведении рассказывается об удивительных приключениях мальчика-робота?

 1) «Путешествие Алисы»

 2) «Приключения мальчика Электроника»

 З) «Приключения робота Электроника»

 4) «Приключения Электроника»

АЗ. Определи жанр произведения Е.С. Велтистова.

 1) сказка

2) рассказ

З) фантастическая

 4) сказочная повесть

В1. Найди лишнего героя.

1) профессор         З) Громов

 2) Алиса                4) Электроник

В2. Вставь пропущенные слова в отрывок.

Сбегая по ... , профессор заметил удивлённое лицо директора и... помахал ему рукой. Сейчас было не до

 1) дорожке, дружески, улыбок

2) лестнице, успокаивающе, объяснений

 З) лестнице, доброжелательно, объяснений

 4) дорожке, успокаивающе, приветствий

С1. Кем был папа Алисы?

1)космобиологом

 2) кибернетиком

 З) директором космического зоопарка

 4)доктором


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. Школа России

Рабочая  программа по литературному чтению. Школа России...

Рабочая программа по литературному чтению Школа России

Пояснительная записка, тематическое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 5 вид

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" для коррекционных классов 5 вида...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по литературному чтению.Школа России.4 класс.Автор:Климанова.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 кл

Рабочая программа составлена по программе Школа России.Она включает в себя модуль-изучение Культуры города(17 часов).Составлена по триместрам....

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 3 учебных часа в неделю....