Путешествие по стране Маршака.
классный час по чтению на тему
Предварительный просмотр:
ВЕДУЩИЙ: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы узнать побольше об очень хорошем человеке – известном детском писателе. Если кто-нибудь начнет грузить в вагон всякую всячину: пакеты, цветы, чемоданы, ящики, сумки, то и дело беспокойно пересчитывать их при этом, роняя, суетясь, непременно уж послышится со стороны: «Да, как говориться, дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, корзинку, картину, картонку…» А кто-то добавит: «Еще бы сюда маленькую собачонку».
Оставит нечаянно какой-нибудь гражданин-зевака портфель на прилавке, и мы тотчас же скажем: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!» Над мальчуганом, взявшимся что-то мастерить, но все поломавшем, подшутят: «Эх, ты, мастер-ломастер».
Может быть и не поймет иностранец, откуда взялось такое прозвище, но зато почти всякий россиянин, будь он почетный гражданин в летах или малыш, знает, откуда повелись эти веселые, меткие запоминающиеся слова.
Они пришли в нашу жизнь из хорошо известных детских книжек. А сочинил эти книги любимый ребятами, ставший знаменитым среди взрослых детский писатель. А как его фамилия, вы узнаете, разгадав кроссворд, состоящий из загадок, придуманных этим замечательным человеком.
КРОССВОРД
1.Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (Мяч)
2.Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожи, как братья,
Мы за обедом под столом,
А ночью под кроватью.
(Сапоги)
3. Под Новый год
Пришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез. (Календарь)
4.Пучеглазая особа,
Из болота смотрит в оба,
Ква-ква-ква, да ква-ква-ква,
Вот и все ее слова. (Лягушка)
5.Мы ходим ночью,
Ходим днем, но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)
6. Что такое перед нами?
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу.
И селедка на носу. (Очки)
А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Фамилия этого детского писателя Маршак, а зовут его Самуил Яковлевич.
ВЕДУЩИЙ: Родился он, ребята, еще в позапрошлом веке, в 1887 году, в городе Воронеж. Отец его был талантливейшим человеком, работал мастером на разных заводах, поэтому семья часто переезжала с места на место. Учился Маршак сначала в городе Острогожске, потом в Петербурге, затем в Ялте, и опять в Петербурге. Сочинять стихи он начал раньше, чем научился писать, любимыми вторами для него стали: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Чехов. С 20 лет Маршак стал печатать свои стихи. Заручившись поддержкой журналов и газет, молодой литератор уезжает в Англию, где слушает лекции в Лондонском университете и глубоко, серьезно изучает английский язык. Отличное владение языком помогло Самуилу Яковлевичу стать замечательным переводчиком: английские народные баллады и стихотворения английских поэтов а его переводах очень популярны у нас. После революции Маршак работал в детских журналах, писал стихи для детей, пьесы для детского театра. В годы Великой Отечественной войны он работал в газетах, выезжал на фронт с бригадами артистов и продолжал писать для детей. Он твердо верил в победу добра, справедливости над жестокостью и злом. Об этом одна из его лучших сказок «Двенадцать месяцев». Поэтесса Маргарита Алигер говорила, что сказка, написанная для детского театра, «вселяет в душу радость и веселье, заставляет снова и снова, как в детстве, поверить в то, что чудеса обязательно случаются в жизни, что, только пожелай, только будь хорошим, чистым, честным, заведут для тебя подснежники в январе и будешь ты счастлив…»
Сегодня ученики сыграют вам сказку Маршака «Старуха дверь закрой.»
ВЕДУЩИЙ: чудесным своим талантом С. Маршак, радовал детей много-много лет. И сегодня дети с тем же удовольствием читают его книги. О самых важных вещах нашей жизни миллионы ребят узнали из стихотворений, сказок пьес этого чудесного поэта. Даже простая азбука сделалась по-новому интересной, когда Самуил Яковлевич взялся за нее и придумал стихи про каждую букву- «От А до Я».
Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.
ВЕДУЩИЙ: Обыкновенный календарь становится волшебным, когда Маршак рассказывает про каждый из двенадцати месяцев. Все цвета радуги, все краски и оттенки природы по новому засверкали перед нашими глазами в книге Самуила Яковлевича «Круглый год». Вот, например, месяц январь:
Открываем календарь-
Начинается январь,
В январе, в январе
Много снега на дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
Или май:
Распустился ландыш в мае,
В самый праздник – в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
ВЕДУЩИЙ: миллионы мальчишек и девчонок помнят его стихи наизусть. Например, книга о верном и неутомимом письмоносце, который в любую погоду и ро любому адресу вовремя доставит почту:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой пять на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
- Это он,
- Это он,
Ленинградский почтальон.
А кто не помнит ловких храбрых артистов из стихотворения «Цирк».
Жонглеры-медвежата,
Собаки-акробаты,
Канатоходец – слон,
Всемирный чемпион.
Единственные в мире,
Атлеты силачи
Подбрасываеют гири,
Как детские мячи.
Познавательная история о том, как живут «Детки в клетке» - зверята в зоологическом саду.
Эй, не стойте слишком близко!
Я тигренок, а не киска!
Я страусенок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь – я бью ногой
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь – я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не умею.
ВЕДУЩИЙ: для того, чтобы рассказать обо всем этом, потребовались и огромный писательский талант, и самые разнообразные знания, и постоянный труд, заполнивший всю жизнь писателя до самого последнего его дня.
ВОПРОСЫ
- Вспомните, что принесла девочка-хозяйка своему котенку в стихотворении «Усатый полосатый»?
(Принесла
Кусочек
Мыла
И мочалку
Раздобыла
И водицы
Из котла
В чайной
Чашке
Принесла)
2.Про кого эти стихи?
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть им в прятки
На лугу среди травы.
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
От копыт до головы
(Зебры)
3.Что велел пес сшить в сказке «Кот-скорняк»?
(Скорняжным теплым ремеслом
Занялся кот когда-то,
Мурлыча песню за столом,
Сидел скорняк усатый,
Как вдруг к нему явился пес
И шкурку мягкую принес.
«Здорово, кот! – промолвил пес,
Протягивая лапу,
Трещит на улице мороз,
Скорее сшей мне шапку!»)
4. А теперь отгадайте, о чем идет речь в книге «Что такое перед нами»?
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)
5.Какие няньки в «Сказке о глупом мышонке» приходили качать его?
(Утка, жаба, лошадь, свинья, наседка, щука, кошка)
6. Что сдавала дама в багаж?
(Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку)
7.А что ловил вместо мышек котенок из стихотворения «Усатый полосатый»?
(Карандаши)
8.Что одел вместо рубашки Человек рассеянный с улицы Бассейной?
(Сел он утром на кровать,
Стал рубашку одевать,
В рукава просунул руки,
Оказалось – это брюки.)
9.А вместо шляпы?
(Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду.)
10.Кого учили вежливости в стихотворении «Урок вежливости»?
(Медведя лет пяти-шести
Учили как себя вести,
- В гостях, медведь, нельзя реветь.
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать перед ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех…)
11.А скажите мне, ребята, где обедал воробей?
(в зоопарке у зверей)
12.Посмотрите на иллюстрацию, что это за сказки?
(Иллюстрация к сказке «Мельник, мальчик и осел.»)
13.В каком городе жил знаменитый почтальон Маршака?
(Ленинград)
14.Почему рассеянный так и не смог уехать из города?
(Он сел в отцепленный вагон.)
15.Кто важней, солдат или король? Вспомните сказку про короля и солдата.
(Ты проживешь без королей?
Солдат сказал: «Изволь.
А ты без армии своей?»
-«Ну нет», - сказал король.)
16. Что за домик?
Синий домик у ворот.
Угадай: кто в нем живет?
Дверца узкая над крышей
Не для белки, не для мыши,
Не для вешнего жильца
- Говорливого скворца.
В эту дверь влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят
- Во все стороны летят! (Почтовый ящик.)
17.Кто такая Вакса-Клякса?
(Это Коля с братом Васей.
Коля в школе в 5 классе.
Вася в третьем, через год
Он в четвертый перейдет.
Есть у них собака такса
По прозванью Вакса-Клякса.)
18. Кто вместе с мистером Твистиром приехал в Ленинград?
(Старуха и дочь)
19. Что за пароход?
В полотняной стране,
На реке-простыне
Плывет параход.
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать.
(Утюг)
20.Собираясь на урок, куда попали лодыри из стихотворения «Кот и лодыри»?
(Каток)
21.Сколько лет было коту, который встретил лодырей на катке?
(Год)
Инсценировка.
Ведущий:
Сегодня мы все вместе будем читать стихотворение Маршака «Вот какой рассеянный». Вы, может быть, даже знаете его наизусть. Однако скорее всего не знаете, что рассеянный – не выдумка. В Ленинграде… Как теперь называется этот город? (Ответы) Правильно, Санкт-Петербург. В Ленинграде жил очень умный, серьезный человек, профессор по фамилии Каблуков. Среди своих знакомых он славился необыкновенной рассеянностью: то шляпу чужую наденет, то придет в гости пальто, а уйдет домой, позабыв его. То на встречу забудет прийти, то возьмет с собой не ту книжку, то поедет не в ту сторону. Маршак написал про него маленькую поэму в стихах «Вот какой рассеянный». Я буду читать, а вы мне помогать отыскивать нужную рифму. (Перед поиском рифмы делается пауза.) В этой поэме у Маршака есть даже «припев», который повторяется:
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной.
Этот «припев» и нужную рифму мы будем читать вместе, хором. Итак…
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать, стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это…
Вместе…брюки.
Вот такой рассеянный
С улицы Бассейной!
Ведущий.
Надевать он стал пальто –
Говорят ему..
Вместе…не то.
Ведущий
Стал натягивать гамаши –
Говорят ему…
Вместе..не ваши
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Ведущий
Вместо шапки на ходу
Он надел…
Вместе…сковороду.
Ведущий
Вместо валенок перчатки
Натянул себе…
Вместе…на пятки
Ведущий
Послушайте внимательно, как в следующих куплетах меняется ритм стихотворения:
Однажды на трамвае
Он ехал на вокзал
И, двери открывая,
Вожатому сказал:
-Глубокоуважаемый!
Вагоноуважатый!
Ваноуважаемый!
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?
Вожатый удивился-
Трамвай остановился.
Вместе
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Он отправиля в буфет
Покупать себе….
Вместе….билет.
Ведущий
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку….
Вместе…квасу.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Ведущий
Побежал он на перрон.
Влез в отцепленный вагон,
Внес узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны,
Сел в углу перед окном
И заснул спокойным…
Вместе…сном.
Ведущий
- Это что за полустанок?-
Закричал он спозаранок.
А с платформы говорят:
-Это город Ленинград.
Он опять поспал немножко
И опять взглянул..
Вместе…в окошко,
Ведущий
Увидал большой вокзал,
Удивился и сказал:
-Это что за остановка?-
Бологое иль Поповка?-
А с платформы говорят:
-Это город…
Вместе…Ленинград.
Ведущий
Что за станция такая?
Ведущий.
Он опять поспал немножко
И опять взглянул…
Вместе….в окошко.
Ведущий
Увидал большой вокзал,
Потянулся и…
Вместе…сказал…
Ведущий
-Что за станция такая
Дибуны или Ямская?-
А с платформы говорят:
-Это город Ленинград.
Закричал он: - Что за шутки!
Еду я вторые сутки,
А приехал я назад,
А приехал….
Вместе…в Ленинград!
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Ведущий
Правда замечательные стихи? Такие веселые. К тому же вы сумели еще подобрать те слова в рифму, которые задумал Самуил Яковлевич Маршак.
ВЕДУЩИЙ: Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Маршака. Я хочу закончить его прекрасными стихами:
Желаю вам цвести,расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Важнейшее условие.
Пусть каждый день
И каждый час
Вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце умным будет.
МОУ ГИМНАЗИЯ №2
Внеклассное мероприятие по теме:
Путешествие по стране Маршака.
Выполнила
Учитель начальных классов
Тимофеева Вера Ивановна
2010-2011 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»
Цель и задачи урока: Расширить и закрепить у учащихся знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...
Игра-путешествие по архипелагу Маршака.
Игра расчитана на развитие актерских качеств детей, помогает воспитывать доброе отношение к людям. Развивает воображение, мышление. Знакомит с жизнью и творчеством Маршака....
"Путешествие в страну знаний" урок-путешествие
Конспект данного урока поможет создать праздничное настроение, настроить учащихся на работу. Предназначен для учащихся 3 класса....
игра-путешествие "Путешествие в страну Читалию"
Игра представлена в форме путешествия по станциям.На каждой станции дети выполняют задания так или иначе связанные с литературными произведениями.Это и спортивные конкурсы, и конкурсы эрудитов, ...
Путешествие по странам мира и знакомство с фольклором зарубежных стран
Данный урок поможет развивать навыки выразительного, беглого чтения, память, внимание, воображение; формировать информационную компетенцию; воспитывать интерес к культуре другого народа. ...
Конспект открытого урока-путешествия по литературе для проведения в 1 классе "Путешествие в страну Чукоккола"
Конспект открытого урока по литературе....
Игра- путешествие "Путешествие в страну Арифметику"
Данное внеклассное мероприятие можно использовать в период проведения предметной недели по математике в начальном звене, а также в качестве классного часа для обучающихся, воспитанников младшего школь...