Учимся отгадывать и загадывать
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Данный урок позволяет уточнить представление о загадке, выяснить ее структуру и научить составлять загадки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_otgadyvat_i_zagadyvat.doc | 49.5 КБ |
uchimsya_otgadyvat_i_zagadyvat.ppt | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
1. Уточнить представление о загадке как жанре.
2. Выяснить структуру загадки.
3. На основе указанных признаков научить составлять загадки.
4. Совершенствовать навык чтения.
1. Постановка учебной задачи.
- Прочитайте с доски название темы урока.
- Как вы думаете, о чём будем сегодня говорить на уроке? (О загадке)
- Любите отгадывать загадки?
- А разгадывать?
- Давайте поразгадываем загадки.
(Ребята загадывают друг другу загадки)
- Ребята, задумывались ли вы над вопросом: для чего создавались и создаются людьми загадки?
- Знаете ли вы, от какого слова произошло загадка?
(От слова гадати – думать, рассуждать. Гадание – выяснение чего-то скрытого, неясного)
На доске:
Загадка – гадати – думать, рассуждать.
Гадание – выяснение чего-то скрытого, неясного.
- Вы все отлично отгадываете загадки.
- А как вы это делаете?
- Что помогает отгадать загадку?
- На эти вопросы мы будем сегодня отвечать на уроке.
А ещё, если вы захотите, мы научимся сегодня составлять сами загадки.
- Итак, давайте попробуем разобраться, что же такое загадка и из чего она состоит.
2. Работа над осмыслением структуры жанра.
- Прочитайте с доски 2 записи:
1. Словно глазки, из межи-
Глазки девочки-малютки-
Кротко смотрят незабудки.
2. Из пшеницы, из овса
Смотрят синие глаза.
- Как понимаете значение слова «из межи?»
- Межа – что это такое?
(Межа – нераспаханная узкая полоска между полями)
- Какая из 2-х записей, на ваш взгляд, является загадкой?
- Почему вы так решили?
(Вторая, так как в первой сказано, что речь идёт о незабудках. А во 2-ой нужно угадывать, о каких глазах говорится в загадке, то есть нужно загадку разгадать. 1-ый текст не построен по правилам загадки)
- Угадайте, о каких же глазах идёт речь? (о васильках)
(появляется рисунок)
- Как вы догадались, это действительно васильки, чем они схожи с синими глазками?
- Что ещё в загадке подсказало её ответ?
- Как видите, загадка всегда построена хитроумно, по своим законам.
У неё есть свои признаки, в которых нам надо разобраться.
- Прочтите с доски загадку!
Снесли птички синие яички,
Развесили по дереву:
Скорлупка мягонька,
Белок сладенький,
А желток костяной.
- Что это такое? (Сливы)
(на доске – рисунок)
- Назван ли загаданный предмет в загадке, то есть сливы? (нет, не назван)
На доске появляется табличка:
Особенности загадки.
1. Предмет не назван.
- Название какого предмета его заменяет? (Яички)
- Почему именно яичками названы сливы?
(Они по форме похожи друг на друга)
- Значит, в загадке назван другой предмет, похожий на заданный.
2. Назван другой, похожий на него.
- Какие ещё общие признаки перечислены в загадке? (Скорлупа, белок, желток)
3. Перечислены схожие признаки.
- Есть и ещё одна особенность загадки. Чаще всего она написана в рифму, как стихотворение.
4. Рифма.
- Прочтите получившуюся запись с доски и расскажите всё о загадке.
- Докажите, что записанный текст на ваших листах – загадки.
1 вариант.
Долгоножка хвалится:
- Я ли не красавица?
А всего - то – косточка
Да красненькая косточка.
(Вишня)
2 вариант.
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнце свет –
Рухнул мост, и щепок нет.
(Радуга)
- Назван ли загаданный предмет в загадке?
- А какой предмет, похожий на загаданный назван?
- Какие общие признаки перечислены в загадке?
3. Обучение составлению загадок.
- Итак, вы теперь знаете, как построена загадка. К тому же наша наблюдательность позволяет нам подмечать сходство одних предметов с другими.
Один замечательный детский поэт Роман Сеф про сходство одних предметов сочинил интересное стихотворение.
- Послушайте его.
На свете всё
На всё похоже:
Змея –
На ремешок из кожи;
Луна –
На круглый глаз огромный;
Журавль –
На тощий кран подъёмный;
Кот полосатый –
На пижаму.
Я – на тебя,
А ты – на маму.
- Вот мы сейчас будем учиться сравнивать предметы и сочинять загадки.
На доске появится рисунок бочки.
- Про что будем сочинять загадку? (про бочку)
- Можно использовать слово бочка? (нет)
- На что и на кого похожа бочка? (дополнить рисунок)
(на дом, самовар, толстую женщину в широком платье)
- Какое слово нам подойдёт, чтобы заменить им предмет – бочку?
- Выберите из предложенного мною:
На доске: бочка, кадка, малышка, толстуха, толстушка.
- Итак, давайте составим 1 предложение загадки, её начало:
Стоит толстушка.
- Из чего сделана бочка? (Из дерева)
- Значит, какой же живот у этой толстушки?
Деревянный живот.
- А для чего в хозяйстве нужны бочки?
(Для хранения воды, капусты, огурцов)
Воду хранит.
- Прочтите, что получилось:
Стоит толстушка,
Деревянный живот
Воду хранит.
- Что неудачно? (Нет рифмы)
- Подберите близкое по значению слово к слову хранит, да ещё такое, чтобы оно рифмовалось со словом живот.
- Кто догадался? (Бережёт)
- Прочтите нашу получившуюся загадку.
4. Преобразование текстов на основе художественного описания.
- Прочтите с доски текст.
- Узнайте, загадка ли это?
Дятел в чёрном жилете,
На головке красная шапочка.
Носом, как топором, постукивает
За дерево держится, на хвосте сидит.
(появляется рисунок дятла)
- Докажите свой ответ.
- Попробуем из этого текста сделать загадку про дятла.
- Можно слово дятел оставить? (Нет)
- Уберём его (слово стирается)
В чёрном жилете и красной шапочке – это важные отличительные признаки? (Да)
(Эти слова остаются)
- Нос, как топор – это важный признак? (Да оставим)
- А слово постукивает обязательно использовать? (Нет, убираем)
- Только ли дятел может держаться за дерево? (Нет, убираем) признак?
- Когда дятел долбит, он хвостом упирается в дерево, на хвосте сидит.
- Важный это для нас признак? (Да)
- Итак, «нарисуем» оставшимися словами дятла:
чёрный жилет
красная шапочка
нос, как топор
хвост, как? (упор)
-Получилась у нас загадка?
Загадайте её на перемене своим друзьям.
5. Самостоятельное составление детьми загадок.
- Теперь вы вполне можете сами составить свои загадки.
На доске вы видите рисунки и слова - помощники.
- Прежде, чем начнёте составлять загадки, вспомните правило её построения.
(Дети по таблице повторяют признаки загадки)
- Самостоятельная работа.
Чайник
слон в берете
пузатый слон
паровоз
воду кипятить
чаем поить
вода кипит
пар шумит
водица бурлит
на огне сидит
шипит, свистит
на месте стоит
пыхтит
чаем одарит
Одуванчик
золотой, молодой
старый, седой
с лысой головой
шарик пушистый
на ножке
у дорожки
ветерок
стебелёк
6. Подведение итогов.
- Понравился ли урок?
- Что особо запомнилось?
7. Домашнее задание.
- Составить и нарисовать свою загадку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из пшеницы, из овса Смотрят синие глаза.
Снесли птички синие яички, Развесили по дереву: Скорлупка мягонька, Белок сладенький, А желток костяной.
Приказало солнце: стой, Семицветный мост крутой! Тучка скрыла солнца свет – Рухнул мост, и щепок нет.
Дятел в черном жилете, На голове красная шапочка. Носом, как топором, постукивает За дерево держится, на хвосте сидит.
черный жилет красная шапочка. Нос, как топор хвост, как (упор)
слон в берете пузатый слон паровоз воду кипятить чаем поить вода кипит пар шумит водица бурлит на огне сидит
золотой, молодой старый, седой с лысой головой шарик пушистый на ножке у дорожки ветерок стебелек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - путешествие "Считай, смекай, отгадывай"
Внеклассное мероприятие по математике...
Игра-соревнование "Играй,смекай,отгадывай"
Данная игра-соревнование расчитана на учеников начальной школы в рамках изучаемого курса "Разговор о правильном питании".Представлена в виде презентации....
Математический конкурс "Считай, смекай, отгадывай" (1 класс).
Разработка классного часа, математический конкурс "Считай, смекай, отгадывай", 1 класс....
Внеклассная работа. Устный журнал "Считай, смекай, отгадывай!"
Материал для внеклассной работы во 2 классе...
Игра-соревнование по математике "Считай, смекай, отгадывай!"
В игре участвуют обучающиеся параллели вторых классов. Проводится на Неделе Математики в начальной школе. Целью данного мероприятия является привлечение внимания детей к изучению математики и содейств...
Учимся отгадывать ребусы
Учимся отгадывать ребусы. Урок - игра для внеурочной деятельности...
Памятка "Учите детей отгадывать загадки"
Развитие внимания, памяти, наблюдательности ребёнка является основой для той мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок....