Учимся отгадывать и загадывать
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Данный урок позволяет уточнить представление о загадке, выяснить ее структуру и научить составлять загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_otgadyvat_i_zagadyvat.doc49.5 КБ
Office presentation icon uchimsya_otgadyvat_i_zagadyvat.ppt2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Цели:

1. Уточнить представление о загадке как жанре.

2. Выяснить структуру загадки.

3. На основе указанных признаков научить составлять загадки.

4. Совершенствовать навык чтения.

1. Постановка учебной задачи.

- Прочитайте с доски название темы урока.

- Как вы думаете, о чём будем сегодня говорить на уроке? (О загадке)

- Любите отгадывать загадки?

- А разгадывать?

- Давайте поразгадываем загадки.

(Ребята загадывают друг другу загадки)

- Ребята, задумывались ли вы над вопросом: для чего создавались и создаются людьми загадки?

- Знаете ли вы, от какого слова произошло загадка?

(От слова гадати – думать, рассуждать. Гадание – выяснение чего-то скрытого, неясного)

На доске:

Загадка – гадати – думать, рассуждать.

Гадание – выяснение чего-то скрытого, неясного.

- Вы все отлично отгадываете загадки.

- А как вы это делаете?

- Что помогает отгадать загадку?

- На эти вопросы мы будем сегодня отвечать на уроке.

А ещё, если вы захотите, мы научимся сегодня составлять сами загадки.

- Итак, давайте попробуем разобраться, что же такое загадка и из чего она состоит.  

2. Работа над осмыслением структуры жанра.

- Прочитайте с доски 2 записи:

1. Словно глазки, из межи-

Глазки девочки-малютки-

Кротко смотрят незабудки.

2. Из пшеницы, из овса

Смотрят синие глаза.

- Как понимаете значение слова «из межи?»

- Межа – что это такое?

(Межа – нераспаханная узкая полоска между полями)

- Какая из 2-х записей, на ваш взгляд, является загадкой?

- Почему вы так решили?

(Вторая, так как в первой сказано, что речь идёт о незабудках. А во 2-ой нужно угадывать, о каких глазах говорится в загадке, то есть нужно загадку разгадать. 1-ый текст не построен по правилам загадки)

- Угадайте, о каких же глазах идёт речь? (о васильках)

(появляется рисунок)

- Как вы догадались, это действительно васильки, чем они схожи с синими глазками?

- Что ещё в загадке подсказало её ответ?

- Как видите, загадка всегда построена хитроумно, по своим законам.

У неё есть свои признаки, в которых нам надо разобраться.

 - Прочтите с доски загадку!

Снесли птички синие яички,

Развесили по дереву:

Скорлупка мягонька,

Белок сладенький,

А желток костяной.

- Что это такое? (Сливы)

(на доске – рисунок)

- Назван ли загаданный предмет в загадке, то есть сливы? (нет, не назван)

На доске появляется табличка:

Особенности загадки.

1. Предмет не назван.

- Название какого предмета его заменяет? (Яички)

- Почему именно яичками названы сливы?

(Они по форме похожи друг на друга)

- Значит, в загадке назван другой предмет, похожий на заданный.

2. Назван другой, похожий на него.

- Какие ещё общие признаки перечислены в загадке?  (Скорлупа, белок, желток)

3. Перечислены схожие признаки.

- Есть и ещё одна особенность загадки. Чаще всего она написана в рифму, как стихотворение.

4. Рифма.

- Прочтите получившуюся запись с доски и расскажите всё о загадке.

- Докажите, что записанный текст на ваших листах – загадки.

1 вариант.

Долгоножка хвалится:

- Я ли не красавица?

А всего - то – косточка

Да красненькая косточка.

(Вишня)

2 вариант.

Приказало солнце: стой,

Семицветный мост крутой!

Тучка скрыла солнце свет –

Рухнул мост, и щепок нет.

(Радуга)

- Назван ли загаданный предмет в загадке?

- А какой предмет, похожий на загаданный назван?

- Какие общие признаки перечислены в загадке?

3. Обучение составлению загадок.

- Итак, вы теперь знаете, как построена загадка. К тому же наша наблюдательность позволяет нам подмечать сходство одних предметов с другими.

Один замечательный детский поэт Роман Сеф про сходство одних предметов сочинил интересное стихотворение.

- Послушайте его.

На свете всё

На всё похоже:

Змея –

На ремешок из кожи;

Луна –

На круглый глаз огромный;

Журавль –

На тощий кран подъёмный;

Кот полосатый –

На пижаму.

Я – на тебя,

А ты – на маму.

- Вот мы сейчас будем учиться сравнивать предметы и сочинять загадки.

На доске появится рисунок бочки.

- Про что будем сочинять загадку?  (про бочку)

- Можно использовать слово бочка?  (нет)

- На что и на кого похожа бочка?  (дополнить рисунок)

(на дом, самовар, толстую женщину в широком платье)

- Какое слово нам подойдёт, чтобы заменить им предмет – бочку?

- Выберите из предложенного мною:

На доске: бочка, кадка, малышка, толстуха, толстушка.

- Итак, давайте составим 1 предложение загадки, её начало:

Стоит толстушка.

- Из чего сделана бочка?  (Из дерева)

- Значит, какой же живот у этой толстушки?

Деревянный живот.

- А для чего в хозяйстве нужны бочки?

(Для хранения воды, капусты, огурцов)

Воду хранит.

- Прочтите, что получилось:

Стоит толстушка,

Деревянный живот

Воду хранит.

- Что неудачно?  (Нет рифмы)

- Подберите близкое по значению слово к слову хранит, да ещё такое, чтобы оно рифмовалось со словом живот.

- Кто догадался? (Бережёт)

- Прочтите нашу получившуюся загадку.

4. Преобразование текстов на основе художественного описания.

- Прочтите с доски текст.

- Узнайте, загадка ли это?

Дятел в чёрном жилете,

На головке красная шапочка.

Носом, как топором, постукивает

За дерево держится, на хвосте сидит.

(появляется рисунок дятла)

- Докажите свой ответ.

- Попробуем из этого текста сделать загадку про дятла.

- Можно слово дятел оставить?  (Нет)

- Уберём его (слово стирается)

В чёрном жилете и красной шапочке – это важные отличительные признаки? (Да)

(Эти слова остаются)

- Нос, как топор – это важный признак?  (Да оставим)

- А слово постукивает обязательно использовать? (Нет, убираем)

- Только ли дятел может держаться за дерево?  (Нет, убираем) признак?

- Когда дятел долбит, он хвостом упирается в дерево, на хвосте сидит.

- Важный это для нас признак? (Да)

- Итак, «нарисуем» оставшимися словами дятла:

                        чёрный жилет

                         красная шапочка

                        нос, как топор

                        хвост, как?  (упор)

-Получилась у нас загадка?

 Загадайте  её на перемене своим друзьям.

5. Самостоятельное составление детьми загадок.

- Теперь вы вполне можете сами составить свои загадки.

На доске вы видите рисунки и слова - помощники.

- Прежде, чем начнёте составлять загадки, вспомните правило её построения.

(Дети по таблице повторяют признаки загадки)

- Самостоятельная работа.

Чайник

                        слон в берете

                         пузатый слон

                        паровоз

                        воду кипятить

                        чаем поить

                        вода кипит

                        пар шумит

                        водица бурлит

                        на огне сидит

шипит, свистит

на месте стоит

пыхтит

чаем одарит

Одуванчик

                        золотой, молодой

                        старый, седой

                        с лысой головой

                        шарик пушистый

                        на ножке

                        у дорожки

                        ветерок

                        стебелёк

6. Подведение итогов.

- Понравился ли урок?

- Что особо запомнилось?

7. Домашнее задание.

- Составить и нарисовать свою загадку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся отгадывать и загадывать

Слайд 2

Из пшеницы, из овса Смотрят синие глаза.

Слайд 3

Снесли птички синие яички, Развесили по дереву: Скорлупка мягонька, Белок сладенький, А желток костяной.

Слайд 4

Приказало солнце: стой, Семицветный мост крутой! Тучка скрыла солнца свет – Рухнул мост, и щепок нет.

Слайд 5

Дятел в черном жилете, На голове красная шапочка. Носом, как топором, постукивает За дерево держится, на хвосте сидит.

Слайд 6

черный жилет красная шапочка. Нос, как топор хвост, как (упор)

Слайд 7

слон в берете пузатый слон паровоз воду кипятить чаем поить вода кипит пар шумит водица бурлит на огне сидит

Слайд 8

золотой, молодой старый, седой с лысой головой шарик пушистый на ножке у дорожки ветерок стебелек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - путешествие "Считай, смекай, отгадывай"

Внеклассное мероприятие по математике...

Игра-соревнование "Играй,смекай,отгадывай"

Данная игра-соревнование расчитана на учеников начальной школы в рамках изучаемого курса "Разговор о правильном питании".Представлена в виде презентации....

Математический конкурс "Считай, смекай, отгадывай" (1 класс).

Разработка классного часа, математический конкурс "Считай, смекай, отгадывай", 1 класс....

Внеклассная работа. Устный журнал "Считай, смекай, отгадывай!"

Материал для внеклассной работы во 2 классе...

Игра-соревнование по математике "Считай, смекай, отгадывай!"

В игре участвуют обучающиеся параллели вторых классов. Проводится на Неделе Математики в начальной школе. Целью данного мероприятия является привлечение внимания детей к изучению математики и содейств...

Учимся отгадывать ребусы

Учимся отгадывать ребусы. Урок - игра для внеурочной деятельности...

Памятка "Учите детей отгадывать загадки"

Развитие внимания, памяти, наблюдательности ребёнка является основой для той мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок....