Внеклассное мероприятие в 1 классе "Прощание с азбукой"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие в 1 классе по теме «Прощание с Азбукой»
Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок: в нашем классе – гости - ваши родители. Они пришли узнать и посмотреть, чему вы научились. Необычен этот урок и потому, что мы сегодня прощаемся с вашей первой учебной книгой «Азбукой».
Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита, научились хорошо читать по вашей первой книге – «Азбуке».
Но «Азбука» познакомила вас не только с буквами. Её страницы учили вас быть дружными, воспитанными учениками, умеющими выполнять школьные правила. Давайте их вспомним:
- Вставайте дружно всякий раз, Когда учитель входит в класс.
- Парта - это не кровать. И на ней нельзя лежать.
- Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно.
- На уроках не болтай Как говорящий попугай.
- Ответить хочешь – не шуми, А только руку подними.
А почему наш учебник назван «Азбукой»?
(В старину буквы «А» и «Б» назывались «Аз» и «Буки» , по названию букв книга названа «Азбука»).
Что мы делаем с помощью букв?
(Обозначаем звуки на письме при помощи букв, читаем, пишем).
Что мы делаем со звуками?
(Слышим , произносим).
Давайте вспомним , как все начиналось.
Многие из вас, ещё не умея читать, на первых уроках учились слушать и слышать слово, а помощниками нашими были … (звуки).
Итак, первый этап – «Звуки-помощники». Я читаю вам слова, а вы внимательно слушаете их, выделяете шепотом первый звук в каждом слове. Эти звуки помогут вам составить новое слово. Не забудьте посовещаться с командой. Поднятая рука – сигнал к ответу.
Что общего у данных слов?
(2 слога, 5 букв, 5 звуков, 2 гласных, 3 согласных 1 слог – ударный. )
Молодцы! Успешно справились с заданием, продолжим наш урок.
Какой была первая буква, с которой вы познакомились на страницах «Русской азбуки»?
Хором: Астра, азбука, айва
Начинаются на а
И кончаются на а
Астра, азбука, айва. Молодцы!
Начинаем второй этап « Выручи буквы». (открываю пирамидку).
Жучок – буквоедик постарался на славу! Допишите фломастером элементы букв. (2 минуты)
–Проверка: вывесить на доску, назвать буквы правильно.
А чего больше в русском языке: звуков или букв?
(-Букв, ведь ъ и ь знаки не обозначают звуков.)
(-Нет, звуков больше. Есть буквы, которые обозначают два звука, например : (М), (М’)).
Молодцы! Вы разобрались в этом сложном вопросе.
Действительно, в русском языке больше звуков ( 42) , чем букв ( 33 ).
А сейчас отдохнем и споем песню « Чему учат в школе».
А чему еще учат в школе?
· Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
· Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
· Ель , топор , лопата , руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные , согласные.
На какие группы можно разделить буквы русского языка?
· Буквы, обозначающие гласные звуки.
· Буквы, обозначающие согласные звуки.
· Буквы, не обозначающие звуков.
Ваш выход , гласные!
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребенка качать.
· Буква А сладка на вкус
Словно сахарный арбуз.
· Буква Е есть в слове «ель».
Заметает ель метель.
· Буква Ё есть в слове «ёж»,
Ты её легко найдёшь.
· И - игрушки, И - игра.
Любит игры детвора.
· О - похожа на колечко,
Словно шёрстка на овечке.
· Замычит Бурёнка «Му-у!»
Узнаёте букву У ?
· Буква ы есть в слове «бык».
Травку бык щипать привык!
· Этот дом похож на ваш –
У него один этаж.
· Скачет Юля , как юла,
Хоть и ростиком мала.
· Ты твердишь всё: я да я!
Всех умнее я, друзья!
Не забудь , что буква Я
Самая последняя!
Буквы, разделитесь на две группы.
Что обозначают буквы слева (справа).
Попробуйте из букв А О И У Э составить слова. (ау,уа – и все слова, нужны согласные).
· А согласные … согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
На какие группы можно разделить согласные?
(На звонкие и глухие, твёрдые и мягкие , парные и непарные.(на непарные звонкие, на непарные глухие, на парные звонкие и глухие)).
Прошу выйти буквы 1 группы – непарные звонкие.
· Йогурт из малины
Самый наш любимый!
· Лето, ливень, листопад,
Я любой погоде рад!
· Букву М узнал я рано,
Ведь она есть в слове «мама».
· Н – весёлый Новый год,
Скоро в гости к нам придёт!
· Р – рычит, как будто рысь,
Эй, меня остерегись!
Как ещё называют эти согласные?
(Сонорные , самые звонкие).
Прошу выйти буквы 2 группы – непарные глухие.
· Веселится буква Х:
Хи – хи – хи да ха – ха – ха!
· Как кап-кап - за каплей капля
Мелкий дождик моросит.
· Буква Ц , как будто цапля,
На одной ноге стоит.
· Чашки, чайник, сладкий чай,
Что за буква? Отвечай!
· Буква Щ есть в слове «щит»,
От удара он трещит!
На выход самая большая группа - парные звонкие и глухие согласные.
· По полю барашек белый
Тёмной ночью брёл несмело.
Блеял он: «Боюсь я! Бе-е-е!»
Узнаёте букву Б?
· Буква В есть в слове «вол»,
Я её легко нашёл!
· Что за грохот? Что за гром?
Букву Г принёс нам гном.
Зацепился он за гвоздь
И упал наш бедный гость!
· Буква Д , как будто дом,
Я в деревне жил в таком.
· Узнаёшь знакомый звук?
Буква Ж жужжит , как жук.
· З -звенит, словно звонок,
Нас торопит на урок.
· Буква К , как куколка,
Славненькая буковка!
· П – прекрасные подарки
Принесли в пакете ярком.
· С – свистит , словно свисток,
Удирайте со всех ног!
· Взял я толстую тетрадь,
Буду букву Т писать.
· Я в лесу нашла фиалку -
Только рвать фиалку жалко!
· Я шуршу, как будто шины,
Есть я в слове и «машина».
И собой я хороша!
Вы узнали букву Ш?
Согласные, найдите свои пары и пройдите на места.
Обо всех ли буквах мы вспомнили? Никого не забыли?
(Забыли о буквах, не обозначающих звуков : ъ и ь знаках.)
· Знак я очень твёрдый,
Оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!
· Я мягкий знак.
Меня найдёшь
И в слове «льёт»,
И в слове «дождь».
· Буквы – значки, как бойцы на парад,
В чётком равненье построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он (хором) алфавит.
Физкультминутка. (встали).
Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите в начале слова согласный , то приседаете.
Утюг, стол, ириски, апельсин, окно, урок, книга, жук, мост, школа, эхо, ослик, доска, карандаш, лошадь.
Мо-лод-цы!
Следующая ступень нашей пирамидки – слог.
Каждая команда получает лист бумаги, на котором написан слог МА.
За 2 минуты составить и записать как можно больше слов, начинающихся с данного слога.
Проверка (листы вывешиваются на доску).
Следующая ступенька пирамиды – слово.
Начинается конкурс капитанов.
Даются карточки. На каждой из которых написано по 3 слова, но буквы в словах переставлены. Задание – угадать слова. (2 минуты).
Остальные члены команд отгадывают загадки.
Мы попробуем отгадать загадки Аллы Кочергиной о героях ваших любимых сказок:
· Чтоб взлететь над землёй,
Ступа ей нужна с метлой. (Баба- Яга).
· Деревянный шалунишка
Подружиться мог бы с книжкой.
В театр кукол он попал,
Куклам верным другом стал. ( (Буратино).
· Любит мёд, друзей встречает
И ворчалки сочиняет,
А ещё пыхтелки,
Кричалки, сопелки…
Ух!
Забавный медвежонок …
(Винни- Пух).
· Но остался без хвоста
Добрый ослик наш … (Иа).
· Испекла бабуля деду-
Дед остался без обеда:
В лес мальчишка убежал,
На носок лисе попал. (Колобок).
· В Простоквашино живёт,
Всё хозяйство там ведёт.
Адрес точный я не знаю,
Но фамилия морская .( Кот Матроскин).
· Той девчонки нет прекрасней,
Той девчонки нет умней.
И Пьеро, её воздыхатель,
Целый день поёт о ней. (Мальвина).
· Да, ребята, в этой книжке
Малыши живут, малышки,
И ещё живёт один чудак.
Всё он делает не так.
Неумейкой он слывёт.
Кто его нам назовёт? (Незнайка).
· Бабушка девочку очень любила.
Красную шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя её? (Красная Шапочка)
· Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит).
· Толстяк живёт на крыше.
Летает он всех выше. (Карлсон).
· Она красива и мила,
А имя ей дали от слова «зола». (Золушка).
· Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил,
Догадались? Это Гена.
Это Гена - … (крокодил).
Объявляю конкурс для детей и родителей на самое длинное слово.
Из предложенных вам букв предлагаю составить слова (2 минуты)
КОЛУМАН (лук, кол, мак, клуб, кулон, клоун, луна …).
Играет вся команда.
Следующее задание «Из одного слова – несколько». На каждую букву слова «азбука» придумать по одному трёхсложному слову.
(армия, защита, барабан, ураган, карандаш, абрикос).
Поднимаемся ещё на одну ступеньку.
Следующая ступенька пирамиды – предложение.
Составить предложение, используя как можно больше слов из подобранных в предыдущем задании.
(Клоун выступал в клубе).
И последняя ступенька – речь.
Поиграем в «Угадай-ку».
Вспомним героев прочитанных книг.
Из какого произведения взяты строчки и кто автор:
· Пошёл Серёжа в первый класс
С Серёжкой не шути… (Б. Заходер «Два и три».) , чтение наизусть.-с.234
Назвать автора и название стихотворения:
· Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим как поросята. Хрюкать!» (К .Чуковский «Путаница»)-с.223 чтение наизусть хором
· Несчастная кошка порезала лапу
Сидит и ни шагу не может ступить… (Д. Хармс «Удивительная кошка») -с.167. чтение наизусть
Сейчас посмотрим сценку В. Орлова «Кто кого?»
-Кто кого обидел первый?
-Он меня!
-Нет, он меня!
-Кто кого ударил первый?
-Он меня!
-Нет, он меня!
-Вы же раньше так дружили?
-Я дружил!
-И я дружил!
-Что же вы не поделили?
-Я забыл!
-И я забыл!
Видите, как иногда бывает: пока ссорились, забыли из-за чего всё началось. Что нужно сделать, если вы поссорились?
А сейчас покажем родителям , как мы научились читать.
«Угомон» С. Маршак с .226»
Что написано в тетрадке?» с.201.
«Котята» С. Михалков с.232.»
Петушки» В. Берестов (хором) с.142
Вы успешно справились со всеми заданиями.
Вот и подошло время расставания с книгой «Азбука».
Скажем ей дружно СПАСИБО, ведь она научила нас не только читать , но и дружить.
Послушайте стихотворение «Читалочка» с.207
Чтение наизусть.
В понедельник вы приносите учебники литературы и русского языка. Будем дальше читать сами.
А закончим наш урок-праздник песней «Улыбка».
Дети исполняют песню.
Ну что же, пришло время сказать «ДО СВИДАНИЯ» умной и доброй книге, научившей вас читать, мечтать, размышлять. Позади нелёгкий труд слогового чтения.
Получайте за заслуги УДОСТОВЕРЕНИЯ! (вручение удостоверений).
Напутствия и пожелания от родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по ПДД "Дорожная азбука"
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с историей появления светофора, дорожных знаков, учатся выполнять правила дорожного движения....
Внеклассное мероприятие: утренник "Прощание с азбукой"1 класс.
Цели: привлечь внимание к книге, обобщить знания учащихся о прочитанных сказках;воспитание у каждого учащегося активного отношения к окружающей действительности;развитие индивидуальных способностей ка...
Сценарий внеклассного мероприятия в 1 классе "Азбука, прощай!"
Сценарий праздника в 1 классе "Прощание с Азбукой."...
Внеклассное мероприятие. Праздник «Прощание с азбукой».
Внеклассное мероприятие.Праздник «Прощание с азбукой»....
Внеклассное мероприятие во 2 классе «Азбука здоровья»
Это внеурочное мероприятие направлено на формирование навыков здорового образа жизни младших школьников. Оно освещает правила правильного и здорового питания, привитие гигиенических норм, формирование...
Внеклассное мероприятие - праздник "Прощание с Азбукой и Букварём"
В жизни все начинается с малого: солнышко – с лучика, дом – с кирпичика, а знания с первой книги. Для каждого из нас такими книгами являются Азбука и Букварь. Несомненно, для первоклассник...