Урок литературного краеведения по теме "Мы - хозяева нашей природы. Ю.Вэлла. "Боль вторая"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок литературного краеведения в 4 классе. Раздел "Мы - хозяева нашей природы". На уроке ребята познакомятся с творчеством ненецкого поэта Юрия Вэллы, узнают о проблеме, поднимаемой в произведении. Для проведения урока используется презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bol_vtoraya.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
4 класс
Конспект урока литературного краеведения
Тема: Юрий Вэлла «Боль вторая» (Мы – хозяева нашей природы)
Цели урока:
- Проверить усвоение материала на основе творческого домашнего задания;
- Познакомить учащихся с фактами биографии поэта Ю.Вэлла, с его стихотворением «Боль вторая»;
- Подготовить детей к выразительному чтению через раскрытие проблемы стихотворения;
- Формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;
- Развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помочь ребёнку осознать свою значимость в достижении общей цели;
- Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем.
Оборудование урока: презентация по теме урока; музыкальное сопровождение – голоса птиц; рисунки солнца, природы; плакат дерева «счастья», карточки трёх цветов у каждого ученика.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. | |
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха и доверия. Сообщение темы урока. Постановка проблемного вопроса. | Подготовка к уроку. Определение целей урока. Ответы учеников |
2. Проверка домашнего задания | |
Вопросы. Организовать выставку работ. | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Творческое домашнее задание. Ответ у доски. Сдать работы. |
3.Сообщение об авторе стихотворения | |
Показ слайдов. | Активное слушание. Ответ на проблемный вопрос. |
4. Подготовка учащихся к восприятию стихотворения. Минутка релаксации | |
Путешествие. | Минутка релаксации, слушание. |
5. Первичное чтение стихотворения | |
Читает подготовленный ученик. | |
6. Проверка первичного восприятия | |
Фронтальная беседа | Ответы на вопросы. |
7. Физкультминутка | |
Проводит ученик. Выполнение упражнений | |
8. Выразительное чтение. Анализ произведения | |
Фронтальная беседа Проблемная ситуация | Чтение стихотворения по цепочке. Ответы на вопросы цитатами из текста. Разрешение проблемной ситуации. Письмо первоклассникам – работа в группах. |
9. Домашнее задание | |
Чтение стихотворения ученика школы | Активное слушание. Запись задания в дневник. |
10.Итог урока. Дерево «счастья» | |
Беседа | Ответы на вопросы. Украшение дерева |
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
- Здравствуйте дети и гости нашего урока.
- Ребята! Готовы вы к уроку? (сигнальные карточки)
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс.
Всё получится у нас!
- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным и познавательным.
- Продолжаем тему «Мы – хозяева нашей природы» (слайд 2), познакомимся со стихотворением Юрия Вэллы «Боль вторая» (слайд 3).
- Что можем узнать на уроке? (слайд 4)
- Узнаем о творчестве поэта Юрия Вэлла, о его стихотворении «Боль вторая».
- Узнаем о проблеме, поставленной в стихотворении.
- Узнаем, как мы сможем помочь в решении этой проблемы.
II. Проверка домашнего задания. (слайд 5)
Д/з: придумать продолжение к стихотворению Р.Ругина «Материнская любовь», оформить работу.
Заслушать ответы учеников. Организовать выставку работ.
- Стихотворение какого автора читали на предыдущем уроке?
- Что запомнили об авторе стихотворения? (ответы детей)
- Как называется стихотворение?
- Найдите и прочитайте ответы на вопросы:
- Сколько утят было у мамы – утки?
- Что делала семья?
- Что случилось?
- Что же двоих в ту минуту спасло?
- Какая проблема поднята в стихотворении? (материнской любви)
- Чему учит стихотворение? Чем мы можем помочь природе?
Проверка творческих работ. Выставка работ.
- Понравились детские работы? (сигнальные карточки)
III. Сообщение об авторе стихотворения.
- Что знаем об авторе – Ю. Вэлла? Показ слайдов (слайд 6 - 7)
Юрий Вэлла:
- Не профессиональный писатель и в то же время яркий поэт.
- По национальности - ненец.
- Стихи пишет на русском языке.
- Живёт в посёлке Варьеган Нижневартовского района Ханты - Мансийского округа (показать на карте).
- Большую часть времени проводит в тайге: он промысловый охотник.
- Основатель и директор этнографического музея в п.Варьеган.
- Редактор и издатель газеты «Наша жизнь».
- Хранитель ненецкой и хантыйской национальных культур.
- О чём может писать Юрий Вэлла?
Ему, как никому другому, близка и дорога родная природа. (слайд 8)
- Послушайте строки из стихотворения… Оленёнок, оленёнок
Мой пушистый колобок
Хорошо играть с тобою
И поглаживать твой бок.
- Такие строки может написать человек наблюдательный, любящий природу. Олень…жизнь людей в тундре тесно связана с оленем. Почему?
- С тех пор в любом стаде хоть одного, да можно увидеть белого оленя. Это хорошо – от доброго сердца белый олень дан…
- Кто автор этих строк? (Ю.Афанасьев. Сказки дедушки Ай - по. «Молчун и болтун»)
IV. Подготовка учащихся к восприятию стихотворения.
- Ребята, давайте, совершим небольшое путешествие в тундру, о которой пишет Ю.Вэлла. Будьте внимательны. Старайтесь представить себе то, о чём я буду рассказывать, т.к. это поможет вам понять точку зрения автора.
Итак, начинаем … (звучит музыка) В небе светит весеннее солнышко. Снег потихоньку тает и можно услышать журчание ручейка. По тундре идут олени. Они ищут еду – ягель. Вот остановились мама и сын. Давайте послушаем их разговор…
V. Первичное чтение стихотворения.
Подготовленный ученик читает стихотворение (слайды 9-12)
VI. Проверка первичного восприятия.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какое чувство, настроение возникло у вас, когда вы его слушали?
- О чём ещё писал Ю.Вэлла? (слайд 13)
VII. Физкультминутка. Проводит ученик.
Руки дружно мы подняли,
Правой кистью помахали.
Ну, а левая рука опускается пока
На колено. Не своё, а соседа своего.
Правой ручкой горячо
Мы соседское плечо
Обнимаем неприлично.
Вам понравилась? Отлично!
Покачались влево, вправо.
Качаетесь отлично! Браво!
Подтянули все живот,
Руки тянем мы вперёд.
Низко – низко все нагнулись,
Разогнулись, потянулись.
Все погладили живот,
Улыбнулись во весь рот.
Мы соседа подтолкнём
И легонько ущипнём.
Настроение подняли?
Мы отлично поиграли!
А теперь, народ хороший,
Дружно хлопайте в ладоши!
VIII. Выразительное чтение. Анализ произведения.
- Чтение стихотворения учениками по цепочке.
- Почему мама не разрешила оленёнку напиться? Прочитай.
- Какой знает тундру мама? Прочитай.
- Что мешает оленям напиться? Прочитай.
- Какую проблему поднимает автор в стихотворении? (проблема загрязнения окружающей среды, экологическая катастрофа) (слайд 14-15)
- Когда так может случиться?
- Что надо делать, чтобы избежать экологической катастрофы?
- Чему может научить произведение?
- Что мы и наши родители можем сделать для своего посёлка? (Вспомнить итоги фотоэкспедиции – газета «За чистоту в родном посёлке!»)
Работа в группах.
- Напишем письмо - совет будущим первоклассникам: какие правила надо соблюдать в природе.
Дорогие ребята!
Природа – наш зелёный дом. Этот дом встречает нас пением птиц, шелестом листвы, свежим воздухом, прохладной водой. Чтобы сохранить эту красоту, необходимо соблюдать правила: «Как вести себя в природе?»
(Примерные ответы: Нельзя разорять птичьи гнёзда. Нельзя ломать ветки у деревьев. Нельзя ловить насекомых, они придают природе красоту…)
Дети выходят к доске и зачитывают по одному совету и прикрепляют к доске.
Я слушал голоса бессчётных птиц
Всё щебетало, тинькало, свистело.
И сердце, как под парусом, летело.
И не было для радости границ!
IX. Домашнее задание.
- Какую проблему поднимает автор в стихотворении?
- Д/з: придумать произведение на экологическую тему. (слайд 16 )
Прослушайте стихотворение ученика школы Михаила Рачёва
Плачет маленький бельчонок:
Сносят его дом.
Он в дупле сосны кручёной
Жил в краю родном.
Внешне дом был неказистый –
Это не беда,
Но на сосенке ветвистой
Припасена еда.
Это мама постаралась
Для него добыть.
Грибы, шишки запасла,
Чтобы зиму жить.
Но весной пригнали краны,
Бульдозеры пришли,
Чтобы газ в другие страны
Люди провели.
Люди! А бельчонок как же?
Где же ему жить?
Вы подумайте, как важно
Природу сохранить!
- Вспомним строки Ульяны Шульгиной (слайды 17-19 )
Не дарите внукам печали,
Подарите потомкам землю,
Непорочную, как вначале.
- Выставить отметки за работу на уроке, записать в дневниках домашнее задание.
X. Итог урока. Дерево «счастья». (рефлексия)
- Сегодня вы хорошо поработали, молодцы.
- С каким настроением уходим с урока?
- Украсим дерево (сигнальные карточки) (Дети выходят к доске и украшают карточками дерево: красное – отличное настроение, синее – мне было хорошо, зелёное – удалось не всё)
- Дерево не простое. Это дерево счастья!
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного краеведения "Мой край -Ямал"
В презентации представлены фототест, кроссворд, загадки о родном крае. Также приведена пошагавая инструкция изготовления куклы-оберега, что позволяет использовать этот материал ...
Урок литературного краеведения. М.Анисимова. Про рябчика(мансийский сказ).
На уроке создаются условия для знакомства с новым произведением, развиваются умения анализировать текст, раскрывается понятие сказа как эстетического жанра литературы....
Урок литературного краеведения в 3 классе "Легендарный разведчик"
Урок литературного краеведения в 3 классе по теме" Легендарный разведчик", посвященный первооткрывателям Севера....
Презентация к уроку литературного краеведения в 4 классе "Ю.Вэлла "Боль вторая"
Презентация используется при проведении урока литературного краеведения в 4 классе по теме "Мы - хозяева нашей природы. Юрий Вэлла "Боль вторая"...
Урок литературного краеведения в 4 классе Тема: Слово о матери. Слово о женщине. Нина Ядне. «Хранительница домашнего очага»
Урок литературного краеведения в 4 классе Тема: Слово о матери. Слово о женщине. Нина Ядне. «Хранительница домашнего очага»...
Уроки литературного краеведения по разделу «Храните Землю со всем на ней живущим!» с применением элементов здоровьесберегающих технологий.
Если на уроках литературного краеведения учителями начальных классов будут подниматься и затрагиваться экологические проблемы, это будет формировать у учащихся экологиче...
Мини-презентация к уроку литературного краеведения "Державин в Пензе"
Презентация посвящена Г.Р. Державину. На одном из слайдов дана подробная словарно-лексическая работа по стихотворению "Осень во время осады Очакова", посвященное другу, князю Голицыну, прожи...