Урок литературного краеведения. М.Анисимова. Про рябчика(мансийский сказ).
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Бобровникова Светлана Викторовна

На уроке создаются условия для знакомства с новым произведением, развиваются умения анализировать текст, раскрывается понятие сказа как эстетического жанра литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_liter.kraevedeniya.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Бобровникова Светлана Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ мкр.Вынгапуровский
г.Ноябрьск ЯНАО

Урок литературного краеведения.  3 класс.

Тема               М.Анисимова. Про рябчика (мансийский сказ)

 Цели:         Создать условия для знакомства с новым произведением (мансийским сказом),  развитие умений анализировать произведение, раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой; совершенствовать читательские умения, воспитывать интерес и уважение к  творчеству и культуре коренных жителей Ямала.

 

ХОД  УРОКА:

1.                 Организационный    момент. 

- Уща улаты, нявремат!

 - Здравствуйте, дети! Я поздоровалась с вами на языке народа ханты.

 

2.   Вступительная беседа. Актуализация опорных знаний.

- Какими  природными  богатствами  богата  Ямальская  земля?

- А  какие  коренные  народы  населяют  ЯНАО? (ханты, манси, ненцы, селькупы)

       - Давайте вспомним, что мы знаем об этих народах.

 

Ханты – второй по численности народ на Ямале.

- Что же означает слово хант? – означает «речной человек», т.к. их первые поселения располагались на р.Конда и занимались они рыболовством.

- Где живут селькупы? («лесные или таёжные люди», их основной род занятий – охота, а первоначальное место жительства – лес)

- А что вы помните о народе манси?  (человек)

- Ненец – «мужчина». Это два очень близких народа, занимающиеся оленеводством.

- Много общего у всех северных народов, как вы думаете что их объединяет? (ответы детей)

- Так какие  традиционные  занятия коренных  народов? (занимаются  рыболовством, оленеводством, охотой, собирают ягоды  и  грибы)

- Посмотрите, как  оказывается,  тесно связана  жизнь  коренных народов  с природой. К  животным  и  растениям местные  жители  относятся  как  к сознательным, способным  понимать  человека  существам.

 

3.                 Проверка домашнего задания.

- Над  каким  разделом мы  начали работу на прошлом уроке? (Сказки и легенды)

- Мы  с вами  уже  познакомились  в новом разделе с одной сказкой. Вспомните,  как она  называется? («Агрыч»)

- Назовите главных героев сказки.

- Какие отношения были между русскими людьми в поселении и коренными жителями манси? Как они готовились к встрече с русскими?

- Расскажите, как к Григорию попала Агрыч (выборочный пересказ).

- Какие отношения у него сложились с девочкой?

- Что вы можете сказать о Григории? (характеристика героя)

- Как вы думаете, почему она превратилась в кукушку?

- Вернётся ли Агрыч к лесному царю? Почему вы так думаете?

 

4.                 Работа над новым материалом. Формулирование задач урока.

-  Сегодня,  мы с вами  продолжим  путешествие  по  нашей  замечательной  книге

 «Край ямальский» и продолжим  знакомство со  сказками   и легендами северных  народов.

 

- Какие задачи мы перед собой поставим  на уроке?

(Варианты ответов: 

Познакомиться  с содержанием нового произведения.

 Учиться выразительно и правильно его читать.

 Определить основную мысль произведения и т.д.)

 

- Да, каких только  нет  птиц  и  зверей  в тундре  и  тайге! Поэтому  на Севере  особенно много  сказок  о  животных. Ну, конечно, в сказках это  уже совсем  не те  лисы и медведи, на  которых  охотятся. В  сказках  они становятся  особыми,  похожими  на людей  существами. Они, как люди,  живут  в чумах, ездят верхом  на  оленях по  тайге, переправляются через  реки  на  лодках. Чего  только  не случается  в сказках!

Интересно  узнать,   с  какой  сказкой  мы  сегодня познакомимся?

 

5. Работа над новым литературным произведением.

а) – Просмотр видеофрагмента о тайге.

- Попробуйте догадаться, где будут происходить события произведения и о чем оно будет.

Предположения детей после просмотра.

- Проверим наши предположения. Послушаем дополнительную информацию Саши (рассказ ученицы о рябчике – она не называет название птицы)

- Кто еще догадался о теме произведения?

- Откройте учебник с.102 и прочитайте название.

- Так о ком будем читать? Попробуйте предположить содержание сказа. (антиципация)

- Кто автор произведения? Что вы запомнили об этой писательнице?

 

(Книги Маргариты Анисимовой отражают множество легенд и мифов, рассказывающих о жизни, быте ханты и манси, их представлениях об окружающем мире,  о рыбаках и охотниках, их преданиях и песнях, открывающих тайны происхождения луны, рек, озер и болот. Кульминацией многолетнего труда Маргариты Кузьминичны можно считать выход в свет книги «Сказы» к юбилею автора в 2003 году.)

 

- К какому жанру относится произведение?

- Как вы думаете, что такое сказ? Где уже раньше мы встречались со сказами? (При изучении творчества П.Бажова)

- Наша  задача еще одна – определить, чем сказ отличается от … ? на что похоже слово сказ?  (от сказки)

 

б) Целеполагание перед первичным чтением.

- Если встретите незнакомые по значению слова –поставьте около этих слов знак галочку, мы потом к ним вернёмся для выяснения их значения.

- Обратите внимание, как автор описывает место происходящих событий – пейзаж – отметьте этот отрывок при чтении.

 

Физкультминутка

У оленя дом большой (руки подняты над головой, имитируя крышу)
Он глядит в своё окно
(правая рука согнута в локте и поднята над головой, левая под головой)
Зайка по лесу бежит
(бег на месте)
В дверь к нему стучит: «Тук-тук, дверь открой,
 (дети имитируют стук в дверь поочередно левой и правой рукой)
Там в лесу охотник злой!»
( поочередно делают указательный жест назад над плечом)
«Зайка, зайка, забегай, лапку подавай!»
( руки поочередно протягиваются вперёд, делая призывающий жест ладонью, на последнюю строчку на вытянутых руках делается хлопок)

Дети повторяют всё 3 раза, с каждым разом ускоряя темп.

 

в) Самостоятельное чтение с пометками.

Беседа после первичного восприятия текста.

-    Понравился вам сказ?

 -   Какие моменты были волнующими?

 -  Интересными?

-   Познавательными?

г) Словарная работа.

- Какие слова вызвали у вас вопросы? (ответы детей друг другу по возможности)

- Как вы понимаете выражение боровая птица? Что такое бор?

- Кто такой косач? (тетерев)

- Кто может объяснить значение слова сангола? (автор пишет: «Услышал он грустные звуки родной  санголы») – это музыкальный народный инструмент.

 

      д) Проверка понимания прочитанного.

- Что мы узнаём о рябчике в начале повествования? (1-е предложение)

- Прочитайте описание тайги. На что обращает внимание автор?

-  Кто является главным героем сказа? Что мы узнали о мальчике? Был ли он раньше в тайге?

- Почему с мальчиком приключилась беда? О каких чертах характера Фили это говорит?

- К кому он обращался за помощью?

- Как повел себя рябчик, услышав просьбу мальчика? (Выборочное чтение)

- Что удивило  отца и почему он не  поверил, что рябчик не помог мальчику?

- Как поступил отец, чтобы выяснить правду?

-Прочитайте слова рябчика и оцените его поступок (выборочное чтение). Прав ли он?

- Чем заканчивается сказ?

- Жалко ли вам рябчика?

- Какая основная мысль произведения? Что хотел донести автор этим сказом до читателя?

 

5.                 Сравнение сказа и сказки.

- Попробуем ответить на вопрос: «Чем сказ отличается от сказки?».

- Назовите  волшебных героев сказа П.Бажова. (Мурёнка, Серебряное Копытце)

- Как они связаны в сказе? (У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).

- А где ещё мы встречаемся с волшебными героями? ( В сказке)

- Чем похожи сказка и сказ?

- Как вы поняли, какое самое главное отличие сказки от сказа?

- Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях, в  сказках  есть волшебные герои – добрые или злые, много волшебства, чудес, волшебных превращений, добро побеждает зло, чаще не имеют реальной основы)

 

6.                 Работа в группах по заполнению таблицы. Даны выражения и слова, необходимо соотнести с нужным жанром.

1.                  Вымысел. Описание реальных событий с элементами сказки, вымысла

2.                  Сказочные события и герои.

3.                   Сказочные предметы. Волшебные предметы.

4.                  Рассказчик.

5.                  Главные герои – рабочие, мастера, добытчики.

6.                  Главная тема - жизнь и быт рабочих Урала.

 

Обсуждение (проверка работы групп)

Таблица у учащихся должна принять такой вид:

 

Сказка

Сказ

Вымысел

Описание реальных событий с элементами сказки, вымысла

Сказочные герои и события

Главная тема - жизнь и быт рабочих Урала

Сказочные предметы

Главные герои – рабочие, мастера, добытчики

 

Есть волшебные предметы

 

Есть сказочные герои и события

 

Рассказчик

 

    - Давайте сделаем вывод, что же такое сказ.   (ответы детей)

- Сказ – жанр, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.

   -  В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно. Героями   являются реальные люди.

 

- Вывод:

Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.

 

8. Работа с пословицами (работа в парах, на карточках напечатаны пословицы)

- Какая пословица передает главную мысль произведения:

 

С высокого полета голова кружится.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Высоко летает, да низко садится.

Гордым быть – глупым слыть.

 

9. Домашнее задание (по выбору)

- Озаглавить и пересказать сказку.

- Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

- Прочитать сказку, разделить на части и озаглавить.

- Нарисовать картинный план.

 

     10. Итог урока. Рефлексия.

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял …

Теперь я могу…

Я выполнял задания…

Материал урока был мне…

Урок для меня показался…

Мне показалось важным…

Для меня было открытием то, что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного краеведения "Мой край -Ямал"

В презентации представлены фототест, кроссворд, загадки о родном крае. Также приведена  пошагавая инструкция  изготовления куклы-оберега, что  позволяет использовать этот материал ...

Урок литературного краеведения в 3 классе "Легендарный разведчик"

Урок литературного краеведения в 3 классе по теме" Легендарный разведчик", посвященный первооткрывателям Севера....

Урок литературного краеведения по теме "Мы - хозяева нашей природы. Ю.Вэлла. "Боль вторая"

Урок литературного краеведения в 4 классе. Раздел "Мы - хозяева нашей природы". На уроке ребята познакомятся с творчеством ненецкого поэта Юрия Вэллы, узнают о проблеме, поднимаемой в произведени...

Презентация к уроку литературного краеведения в 4 классе "Ю.Вэлла "Боль вторая"

Презентация используется при проведении урока литературного краеведения в 4 классе по теме "Мы - хозяева нашей природы. Юрий Вэлла "Боль вторая"...

Урок литературного краеведения в 4 классе Тема: Слово о матери. Слово о женщине. Нина Ядне. «Хранительница домашнего очага»

Урок литературного краеведения в 4 классе Тема: Слово о матери. Слово о женщине. Нина Ядне. «Хранительница домашнего очага»...

Уроки литературного краеведения по разделу «Храните Землю со всем на ней живущим!» с применением элементов здоровьесберегающих технологий.

 Если  на уроках литературного краеведения  учителями начальных классов будут подниматься и затрагиваться  экологические проблемы, это будет формировать у учащихся экологиче...

Мини-презентация к уроку литературного краеведения "Державин в Пензе"

Презентация посвящена Г.Р. Державину. На одном из слайдов дана подробная словарно-лексическая работа по стихотворению "Осень во время осады Очакова", посвященное другу, князю Голицыну, прожи...