Урок литературного краеведения. М.Анисимова. Про рябчика(мансийский сказ).
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
На уроке создаются условия для знакомства с новым произведением, развиваются умения анализировать текст, раскрывается понятие сказа как эстетического жанра литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_liter.kraevedeniya.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Бобровникова Светлана Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ мкр.Вынгапуровский
г.Ноябрьск ЯНАО
Урок литературного краеведения. 3 класс.
Тема М.Анисимова. Про рябчика (мансийский сказ)
Цели: Создать условия для знакомства с новым произведением (мансийским сказом), развитие умений анализировать произведение, раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой; совершенствовать читательские умения, воспитывать интерес и уважение к творчеству и культуре коренных жителей Ямала.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
- Уща улаты, нявремат!
- Здравствуйте, дети! Я поздоровалась с вами на языке народа ханты.
2. Вступительная беседа. Актуализация опорных знаний.
- Какими природными богатствами богата Ямальская земля?
- А какие коренные народы населяют ЯНАО? (ханты, манси, ненцы, селькупы)
- Давайте вспомним, что мы знаем об этих народах.
Ханты – второй по численности народ на Ямале.
- Что же означает слово хант? – означает «речной человек», т.к. их первые поселения располагались на р.Конда и занимались они рыболовством.
- Где живут селькупы? («лесные или таёжные люди», их основной род занятий – охота, а первоначальное место жительства – лес)
- А что вы помните о народе манси? (человек)
- Ненец – «мужчина». Это два очень близких народа, занимающиеся оленеводством.
- Много общего у всех северных народов, как вы думаете что их объединяет? (ответы детей)
- Так какие традиционные занятия коренных народов? (занимаются рыболовством, оленеводством, охотой, собирают ягоды и грибы)
- Посмотрите, как оказывается, тесно связана жизнь коренных народов с природой. К животным и растениям местные жители относятся как к сознательным, способным понимать человека существам.
3. Проверка домашнего задания.
- Над каким разделом мы начали работу на прошлом уроке? (Сказки и легенды)
- Мы с вами уже познакомились в новом разделе с одной сказкой. Вспомните, как она называется? («Агрыч»)
- Назовите главных героев сказки.
- Какие отношения были между русскими людьми в поселении и коренными жителями манси? Как они готовились к встрече с русскими?
- Расскажите, как к Григорию попала Агрыч (выборочный пересказ).
- Какие отношения у него сложились с девочкой?
- Что вы можете сказать о Григории? (характеристика героя)
- Как вы думаете, почему она превратилась в кукушку?
- Вернётся ли Агрыч к лесному царю? Почему вы так думаете?
4. Работа над новым материалом. Формулирование задач урока.
- Сегодня, мы с вами продолжим путешествие по нашей замечательной книге
«Край ямальский» и продолжим знакомство со сказками и легендами северных народов.
- Какие задачи мы перед собой поставим на уроке?
(Варианты ответов:
Познакомиться с содержанием нового произведения.
Учиться выразительно и правильно его читать.
Определить основную мысль произведения и т.д.)
- Да, каких только нет птиц и зверей в тундре и тайге! Поэтому на Севере особенно много сказок о животных. Ну, конечно, в сказках это уже совсем не те лисы и медведи, на которых охотятся. В сказках они становятся особыми, похожими на людей существами. Они, как люди, живут в чумах, ездят верхом на оленях по тайге, переправляются через реки на лодках. Чего только не случается в сказках!
Интересно узнать, с какой сказкой мы сегодня познакомимся?
5. Работа над новым литературным произведением.
а) – Просмотр видеофрагмента о тайге.
- Попробуйте догадаться, где будут происходить события произведения и о чем оно будет.
Предположения детей после просмотра.
- Проверим наши предположения. Послушаем дополнительную информацию Саши (рассказ ученицы о рябчике – она не называет название птицы)
- Кто еще догадался о теме произведения?
- Откройте учебник с.102 и прочитайте название.
- Так о ком будем читать? Попробуйте предположить содержание сказа. (антиципация)
- Кто автор произведения? Что вы запомнили об этой писательнице?
(Книги Маргариты Анисимовой отражают множество легенд и мифов, рассказывающих о жизни, быте ханты и манси, их представлениях об окружающем мире, о рыбаках и охотниках, их преданиях и песнях, открывающих тайны происхождения луны, рек, озер и болот. Кульминацией многолетнего труда Маргариты Кузьминичны можно считать выход в свет книги «Сказы» к юбилею автора в 2003 году.)
- К какому жанру относится произведение?
- Как вы думаете, что такое сказ? Где уже раньше мы встречались со сказами? (При изучении творчества П.Бажова)
- Наша задача еще одна – определить, чем сказ отличается от … ? на что похоже слово сказ? (от сказки)
б) Целеполагание перед первичным чтением.
- Если встретите незнакомые по значению слова –поставьте около этих слов знак галочку, мы потом к ним вернёмся для выяснения их значения.
- Обратите внимание, как автор описывает место происходящих событий – пейзаж – отметьте этот отрывок при чтении.
Физкультминутка
У оленя дом большой (руки подняты над головой, имитируя крышу)
Он глядит в своё окно (правая рука согнута в локте и поднята над головой, левая под головой)
Зайка по лесу бежит (бег на месте)
В дверь к нему стучит: «Тук-тук, дверь открой, (дети имитируют стук в дверь поочередно левой и правой рукой)
Там в лесу охотник злой!» ( поочередно делают указательный жест назад над плечом)
«Зайка, зайка, забегай, лапку подавай!» ( руки поочередно протягиваются вперёд, делая призывающий жест ладонью, на последнюю строчку на вытянутых руках делается хлопок)
Дети повторяют всё 3 раза, с каждым разом ускоряя темп.
в) Самостоятельное чтение с пометками.
Беседа после первичного восприятия текста.
- Понравился вам сказ?
- Какие моменты были волнующими?
- Интересными?
- Познавательными?
г) Словарная работа.
- Какие слова вызвали у вас вопросы? (ответы детей друг другу по возможности)
- Как вы понимаете выражение боровая птица? Что такое бор?
- Кто такой косач? (тетерев)
- Кто может объяснить значение слова сангола? (автор пишет: «Услышал он грустные звуки родной санголы») – это музыкальный народный инструмент.
д) Проверка понимания прочитанного.
- Что мы узнаём о рябчике в начале повествования? (1-е предложение)
- Прочитайте описание тайги. На что обращает внимание автор?
- Кто является главным героем сказа? Что мы узнали о мальчике? Был ли он раньше в тайге?
- Почему с мальчиком приключилась беда? О каких чертах характера Фили это говорит?
- К кому он обращался за помощью?
- Как повел себя рябчик, услышав просьбу мальчика? (Выборочное чтение)
- Что удивило отца и почему он не поверил, что рябчик не помог мальчику?
- Как поступил отец, чтобы выяснить правду?
-Прочитайте слова рябчика и оцените его поступок (выборочное чтение). Прав ли он?
- Чем заканчивается сказ?
- Жалко ли вам рябчика?
- Какая основная мысль произведения? Что хотел донести автор этим сказом до читателя?
5. Сравнение сказа и сказки.
- Попробуем ответить на вопрос: «Чем сказ отличается от сказки?».
- Назовите волшебных героев сказа П.Бажова. (Мурёнка, Серебряное Копытце)
- Как они связаны в сказе? (У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).
- А где ещё мы встречаемся с волшебными героями? ( В сказке)
- Чем похожи сказка и сказ?
- Как вы поняли, какое самое главное отличие сказки от сказа?
- Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях, в сказках есть волшебные герои – добрые или злые, много волшебства, чудес, волшебных превращений, добро побеждает зло, чаще не имеют реальной основы)
6. Работа в группах по заполнению таблицы. Даны выражения и слова, необходимо соотнести с нужным жанром.
1. Вымысел. Описание реальных событий с элементами сказки, вымысла
2. Сказочные события и герои.
3. Сказочные предметы. Волшебные предметы.
4. Рассказчик.
5. Главные герои – рабочие, мастера, добытчики.
6. Главная тема - жизнь и быт рабочих Урала.
Обсуждение (проверка работы групп)
Таблица у учащихся должна принять такой вид:
Сказка | Сказ |
Вымысел | Описание реальных событий с элементами сказки, вымысла |
Сказочные герои и события | Главная тема - жизнь и быт рабочих Урала |
Сказочные предметы | Главные герои – рабочие, мастера, добытчики |
| Есть волшебные предметы |
| Есть сказочные герои и события |
| Рассказчик |
- Давайте сделаем вывод, что же такое сказ. (ответы детей)
- Сказ – жанр, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.
- В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно. Героями являются реальные люди.
- Вывод:
Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.
8. Работа с пословицами (работа в парах, на карточках напечатаны пословицы)
- Какая пословица передает главную мысль произведения:
С высокого полета голова кружится.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Высоко летает, да низко садится.
Гордым быть – глупым слыть.
9. Домашнее задание (по выбору)
- Озаглавить и пересказать сказку.
- Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.
- Прочитать сказку, разделить на части и озаглавить.
- Нарисовать картинный план.
10. Итог урока. Рефлексия.
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я понял …
Теперь я могу…
Я выполнял задания…
Материал урока был мне…
Урок для меня показался…
Мне показалось важным…
Для меня было открытием то, что…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного краеведения "Мой край -Ямал"
В презентации представлены фототест, кроссворд, загадки о родном крае. Также приведена пошагавая инструкция изготовления куклы-оберега, что позволяет использовать этот материал ...
Урок литературного краеведения в 3 классе "Легендарный разведчик"
Урок литературного краеведения в 3 классе по теме" Легендарный разведчик", посвященный первооткрывателям Севера....
Урок литературного краеведения по теме "Мы - хозяева нашей природы. Ю.Вэлла. "Боль вторая"
Урок литературного краеведения в 4 классе. Раздел "Мы - хозяева нашей природы". На уроке ребята познакомятся с творчеством ненецкого поэта Юрия Вэллы, узнают о проблеме, поднимаемой в произведени...
Презентация к уроку литературного краеведения в 4 классе "Ю.Вэлла "Боль вторая"
Презентация используется при проведении урока литературного краеведения в 4 классе по теме "Мы - хозяева нашей природы. Юрий Вэлла "Боль вторая"...
Урок литературного краеведения в 4 классе Тема: Слово о матери. Слово о женщине. Нина Ядне. «Хранительница домашнего очага»
Урок литературного краеведения в 4 классе Тема: Слово о матери. Слово о женщине. Нина Ядне. «Хранительница домашнего очага»...
Уроки литературного краеведения по разделу «Храните Землю со всем на ней живущим!» с применением элементов здоровьесберегающих технологий.
Если на уроках литературного краеведения учителями начальных классов будут подниматься и затрагиваться экологические проблемы, это будет формировать у учащихся экологиче...
Мини-презентация к уроку литературного краеведения "Державин в Пензе"
Презентация посвящена Г.Р. Державину. На одном из слайдов дана подробная словарно-лексическая работа по стихотворению "Осень во время осады Очакова", посвященное другу, князю Голицыну, прожи...