Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме

Шафигуллина Лилия Асхадулловна

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса ( ФГОС "Перспективная начальная школа" )

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа разработана на основе

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован 22 декабря 2009 г. № 17785)

- Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменении в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»(зарегистрирован 4 февраля 2011г.), зарегистрированный номер 19707.

-  Примерной основной образовательной программы начального общего образования.

 Программа разработана с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования и концепций комплекта «Перспективная начальная школа»

Название программы: литературное чтение

Курс рассчитан на 66 часа  (2 часа в неделю).

Учебник:

  1. Н. Г. Агаркова, Ю. А.  Агарков. Азбука. 1 класс. Учебник / под ред. М. Л. Каленчук. - М: Академкнига / Учебник, 2011;
  2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
  2. Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Рекомендовано министерством образования и науки Российской Федерации.

Уровень программы (базовый стандарт/профиль): базовый стандарт 

Для каких обучающихся составлена:    для учащихся средней степени

Возрастные особенности учащихся для которых составлена программа:   для учащихся в 1 классе,  7-8 летние дети

Связи с другими предметами и их обоснования (кратко):  татарский язык, русский язык, окружающий мир.

Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы:  При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, работа в группах, организационно-дятельностные игры, деловые игры). Программа 1-го класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказки. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как о созвучных словах, находящихся в конце строк; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.

Типовая, авторская, модернизированная, компилятивная:  программа составлена по образцу учителей  РТ, типовая,

Цели  программы:

Цель курса – обучение первоначальному чтению на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.

Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе — сформировать за четыре года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму (мы не вводим деления литературы на разные роды — эпос, лирику и драму, но вводим деление на разные типы повествования).

Задачи:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; Воспитание интереса к чтению и книге.
  2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
  3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отряженной в художественной литературе.
  4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.

Программные требования 1-го класса определяются:

  1. необходимостью формирования потребности и мотива чтения;
  2. начальными умениями и навыками чтения детей шести лет;
  3. логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам;
  4. актуальным уровнем эстетического и нравственного развития детей шести лет.

Практическая   деятельность :  заучивание фольклора, сочинения. Использование теоретических знаний в заданиях.

Критерии оценивания различных видов работ:  оценивание знаний и навыков по требованию, положению

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты : На уроках используется новые ИКТ. Эти технологии дают очень хороший результат, учащиеся самостоятельно интересуются.  Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Основные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.) работы на уроке _:  беседа, объяснение, опрос,  выборочная проверка

Формы организации деятельности учащихся(групповая работа, в парах и т.д.):   групповая, в парах, индивидуальная

Тематический план по литературному чтению

№ п/п

Тема урока

К-во час

Требования к уровню подготовки обучающихся

План. дата

Факт дата

Примечание

Подготовительный период (5 ч)

1

Вводный урок. Знакомство с первой учебной книгой «Азбукой»(с.1-3)

1

Знать элементы книги. Уметь правильно сидеть за партой, работать с книгой

Шаблоны для конструирования печатных букв. Графические модели слов, предложений, текста.

2

Речь устная и письменная. Слушание сказки «Заюшкина

избушка» (с. 4-5)

1

Знать элементы книги.

Уметь составлять рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации


3

Сказка «Колобок». Текст. Предложение. Слово (с. 6-7)

1

Знать элементы книги, особенности разных фольклорных жанров.

Уметь составлять рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации, соотносить иллюстрации с частями текста

4

«Доброе дело»., «Попугай» Слова-предметы.

Живые и неживые предметы (с.8-9)

1

Знать структурные единицы языка: слово, предложение, текст.

Уметь составлять рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстраций, графической модели, с использованием соответствующих фишек

 

5

«Неудачная прогулка», «Догадливая лягушка» Слова-действия, слова-признаки Слова-помощники (с. 10-12)

1

Знать структурные единицы языка: слово, предложение, текст.

Уметь составлять рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели, с использованием соответствующих фишек, подбирать слова, обозначающие действия предметов

Основной звукобуквенный период (33 ч)

6

Звук [а], буквы А, а (с. 13-14)

1

Знать гласный звук [а], буквы А, а, которыми он обозначается.

Уметь акцентированно произносить звук [а] в заданной последовательности в слове, выделять его среди других звуков; узнавать и выделять на слух из ряда звучащих и произносимых слов только те, в которых есть определённый гласный звук

7

Звук [о], буквы О, о (с. 15-16)

1

Знать гласный звук [о], буквы О, о, которыми он обозначается.

Уметь акцентированно произносить звук [о] в заданной последовательности в слове, выделять его среди других звуков

8

Звук [у], буквы У, у (с. 17-18)

1

Знать гласный звук [у], буквы У, у, которыми он обозначается.

Уметь акцентированно произносить звук [у] в заданной последовательности в слове, выделять его среди других звуков; подбирать слова с заданным гласным звуком

9

Звук [э], буквы Э, э. Звук [ы], буква ы Звук [и], буквы И, и. (с. 19-21)

1

Знать гласный звук [э], буквы Э, э, гласный звук [ы],букву ы, которыми он обозначается.

Уметь акцентирование произносить звук [э] в заданной последовательности в слове.

2.10

10

Гласные звуки - ртораскрыватели: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Слог. Ударение.

 (с. 22-23)

1

Знать гласный звук [и], буквы И, и, которыми он обозначается; две работы

буквы и.

Уметь акцентированно произносить звук [и] в заданной последовательности в слове.

4.10

11

Звуки [м], [м1], буквы М, м

(с. 24-25)

1

Знать буквы М, м, согласные звуки.

Уметь читать в схемах и текстах буквенную запись слов по слогам и орфоэпически

12

Звуки [н], [н'] буквы Н, н

(с. 26-28)

1

Знать буквы Н, н, согласные и гласные звуки.

Уметь читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически

13

Звуки [л], [л'], буквы Л, л

(с. 29-31)

1

Знать буквы Л, л.

Уметь при анализе использовать практические приёмы определения звонкости - глухости согласных звуков

14

Звуки [p], [p'], буквы Р, р

(с. 32-34)

1

Знать, что согласные делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; буквы Р, р.

Уметь перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот

15

Звук [й'], буквы

И, й (с. 35-36)

1

Знать, что согласные делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; буквы Й, й.

Уметь перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот.

16

Обозначение двух

звуков [й'а] одной

буквой «я»

(с. 37-38)

1

Знать, что буквы Я, я в начале слова и перед гласной обозначают два звука.

Уметь читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпический

отвечать на вопросы,составлять схемы слов

17

Обозначение двух звуков [й'о] одной буквой ё (с 39-40)

1

Знать, что буквы Ё, ё в начале слова и перед гласной обозначают два звука.

Уметь читать в схемах и текстах буквенную запись слов по слогам и орфоэпически

18

Обозначение двух звуков [й'у] одной буквой ю (с. 41-42)

1

Знать, что буквы Ю, ю в начале слова и перед гласной обозначают два звука.

Уметь перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот

19

Обозначение двух звуков [й'э] одной буквой е Буква «ь»

(с. 43-45)

1

Знать, что буквы Е, е в начале слова и перед гласной обозначают два звука.

Уметь производить звукобуквенный анализ слов

20

Согласные звонкие звуки [д], [д']  Буквы Д,д

(с. 46-48)

1

Знать, что согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; буквы Д, д.

Уметь читать слова и предложения с изученными буквами

21

Согласные звонкие звуки [т], [т']

Буквы Т, т (с. 49-52)

1

Знать, что согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; буквы Т, т,

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному произведению

22

Согласные звонкие

звуки [з], [з']

Буквы 3, з (с. 53-55)

1

Знать, что согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; буквы 3, з.

Уметь отгадывать загадки

23

Согласные глухие звуки [с], [с']

Буквы С, с (с. 56-59)

1

Знать, что согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; буквы С, с.

Уметь производить звукобуквенный разбор слова, отвечать на вопросы.

24

Согласные звонкие звуки [г], [г'] Буквы Г, г

(с. 60-62)

1

Знать, что слово представляет собой единство звучания и значения; буквы Г, г.

Уметь произносить в быстром темпе скороговорки

25

Согласные глухие звуки [к], [к']

Буквы К, к (с. 63-66)

1

Знать буквы К, к; парные - звонкие и глухие согласные звуки.

Уметь читать слова, предложения, тексты с изученными буквами

26

Согласные звонкие звуки [в], [в']

Буквы В, в (с. 67 - 69)

1

Знать буквы В, в; парные - звонкие и глухие согласные звуки.

Уметь декламировать стихотворения, читать текст с изученными буквами; составлять предложения по иллюстрациям и схемам.

27

Согласные глухие звуки [ф], [ф']

Буквы Ф, ф (с. 70-72)

1

Знать буквы Ф, ф; парные - звонкие и глухие согласные звуки.

Уметь производить звукобуквенный разбор слова

28

Согласные звонкие звуки [б], [б'] Согласные глухие звуки [п], [п'], Буквы Б, б, П, п (с.73-77)

1

Знать буквы Б, б; парные - звонкие и глухие согласные звуки.

Уметь читать текст с изученными буквами;  составлять предложения по иллюстрациям и схемам.

29

Согласный звонкий твердый звук [ж], буквы Ж, ж (с. 78-81)

1

Знать буквы Ж, ж; парные - звонкие и глухие согласные звуки.

Уметь читать тексты и пересказывать их

30

Согласный глухой твердый звук [ш], буквы Ш, ш (с. 82-85)

1

Знать буквы Ш, ш; правила написаний: жи - ши.

Уметь производить звукобуквенный разбор слов

31

Звук [й'] после разделительного мягкого (ь) знака перед гласными буквами «е, ё, ю, я» (с. 86-88)

1

Знать обозначение на письме звука [й'] с помощью сочетаний разделительных «ь» и «ъ» знаков и гласных букв.

Уметь читать слова, предложения, тексты с изученными буквами, отвечать на вопросы по прочитанному

32

Звук [й'] после разделительного твердого знака (ъ) перед гласными буквами

«е, ё, ю, я» (с. 89-91)

1

33

Согласные глухие звуки [х], [х'], буквы X, х

(с. 92-94)

1

Знать, что согласные делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; буквы X, х.

Уметь производить звукобуквенный разбор слов

34

Согласный глухой мягкий звук [ч'], буквы Ч, ч (с. 95-98)

1

Знать, что звук [ч'] всегда мягкий; буквы Ч, ч.

Уметь читать слоги, слова, предложения, тексты, содержащие изученные звуки; писать сочетания

35



Считалки, скороговорки и потешки (с.99-102)

1



Знать структуру родной речи.

Уметь выразительно читать и отвечать на вопросы по прочитанному произведению

36

Согласный глухой мягкий звук [щ'], буквы Щ, щ (с. 103-106)

1

Знать, что звук [щ1] всегда мягкий; буквы Щ, щ.

Уметь писать сочетания букв ча, ща, чу, щу; пересказывать текст

37

Сочетания букв ча-ща, чу, щу (с.107-109)

1

Знать, что звук [щ1] всегда мягкий; буквы Щ, щ.

Уметь писать сочетания букв ча, ща, чу, щу.

38

Согласный глухой твердый звук (ц], буквы Ц, ц (с. 110-113)

1

Знать, что звук [ц] всегда твёрдый; буквы Ц, ц.

Уметь производить звукобуквенный разбор слов; декламировать стихотворные произведения

Заключительный период (4 ч)

39

В. Берестов «Верблюжонок». Г. Цыферов «Что у нас в дворе?». Творчество К. И. Чуковского (с. 114-117)

1

Знать структуру родной речи. произведения устного народного творчества.

Уметь выразительно читать и отвечать на вопросы по прочитанному произведению

40

Произведения о природе. «Белая акация» А. Блок. «Ветхая избушка» (с. 118-121)

1

Знать особенности различных жанров произведений.

Уметь пересказывать текст

41

Шуточные и игровые

стихотворения для детей

(с. 122-124)

1

Уметь выразительно читать стихотворные произведения, отвечать на поставленные вопросы, определять настроение произведения

42

Б.  В. Заходер «Песня игрушек» Творчество С. Маршака. Русский алфавит (с. 125-127)

1

Знать произведения Б.Заходера.

Уметь правильно и осознанно читать стихотворения; отвечать на вопросы; объяснять значения слов

43

Волшебные предметы и помощники (с. 3-5)

1

Знать смысл слова «докучать».

Уметь работать с книгой, находить в книге страницу «Содержание» или«Оглавление»

44

Законы докучной сказки. «Сказка про белого бычка» (с. 6-7)

1

Знать законы построения докучной сказки.

Уметь выразительно читать, сочинять докучные сказки

45

Законы докучной сказки. «Сказка про сороку и рака» (с. 8-9)

1

Знать законы построения докучной сказки.

Уметь выразительно читать, сочинять докучные сказки

46

Секреты считалок

(с. 10-13)

1

Знать особенности построения считалок.

Уметь рассказывать считалки; различать потешки и считалки

47

Тайны загадок . Как устроена загадка

(с. 14-19)

1

Знать понятие «олицетворение».

Уметь разгадывать загадки, сочинять загадки; ориентироваться в книге.

48

Заклички: обращение к природе. Трудности скороговорок

(с. 20-23)

1

Знать жанр «закличка», его особенности.

Уметь осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста

49

Созвучные хвосты слов. Г.Остер «Эхо» Д. Хармс, Н. Гернет «Очень - очень вкусный пирог»

(с. 24-27)

1

Знать содержание произведения.

Уметь определять приёмы выразительности в процессе анализа текстов.

Иметь представление о стихотворном и прозаическом произведении

50

Рифма и смысл. Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) (с. 28-31)

1

Знать содержание произведения.

Уметь отличать прозаическое произведение от стихотворного

51

Шуточные стихи. И.Пивоварова. А. Дмитриев. Джеймс Ривз (с. 32-34)

1

Знать наизусть одно из стихотворений.

Уметь рифмовать слова

52

Сказка-цепочка.

Русская народная сказка «Репка»

(с. 36-38)

1

Знать композиционные особенности кумулятивной сказки.

Уметь читать по цепочке

53

Звучащие стихи. Е.Благинина.

А.Усачёв. Джеймс Ривз

(с. 39-41)

1

Знать наизусть одно из стихотворений; средства выражения авторского отношения к изображаемому.

Уметь высказываться о своем отношении к содержанию произведений

54

Звукопись в поэзии и прозе.М.Горький «Воробьишко» (в сокращении) (с. 42-44)

1

Знать содержание прочитанных произведений.

Уметь обнаруживать приём звукописи в прозаическом и поэтическом текстах

55

Считалка, скороговорка или дразнилка? (с. 45-47)

1

Знать малые фольклорные жанры: считалка, скороговорка.

Уметь различать малые жанры фольклора: считалку, скороговорку

56

Чувство юмора в поэзии. Тим Собакин. Б.Заходер (с. 48-51)

1

Уметь находить средства художественной выразительности в тексте, выразительно читать юмористические произведения

57

Стихи про мальчиков и девочек.

В.Лунин. Э.Успенский (с. 52-53)

1

Знать наизусть одно из стихотворений.

Уметь читать по ролям; определять приёмы выразительности в процессе анализа текстов средств – мимики.

58

Фантазия в литературе. Б.Заходер (с. 54-55)

1

 Знать краткие сведения о биографии и творчестве Б.Заходера.

Уметь читать по ролям стихотворные произведения

59

Особый взгляд на мир. И.Токмакова. С.Козлов (с. 56-57)

1

Знать наизусть одно из стихотворений.

Уметь читать по ролям.

Иметь представление о стихотворном и прозаическом произведениях

60

Тайны особого зрения.  С.Козлов «Туман»

 (с. 58-59)

1

Знать наизусть одно из стихотворений.

Уметь читать по ролям.

Иметь представление о стихотворном и прозаическом произведениях

61

Что видит и слышит поэт. С.Воронин «Необыкновенная ромашка» (с. 60-64)

1

Уметь выразительно читать текст, задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них.

Иметь представление

о жанрах - рассказе, стихотворении

62

Разговор с природой. И. Токмакова «Разговор синицы и дятла», «Разговор Лютика и Жучка» (с. 63-64)

1

Уметь выразительно читать текст, задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них.

Иметь представление о жанрах - рассказе, стихотворении

63

Прибаутка и небылица (с. 65-67)

1

Знать жанровые особенности прибаутки и небылицы.

Уметь соотносить текст с иллюстрацией

64

Дразнилка, прибаутка или небылица (с. 67-68)

1

Знать жанровые особенности прибаутки, небылицы, дразнилки.

Уметь находить в тексте парную рифму

65

Искусство иллюстрации.

Что видит художник (с. 69-71)

1

Уметь выразительно читать, соотносить текст и иллюстрацию

66

Рифмующиеся слова и изображения (с. 71-72)

1

Уметь понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста

           

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Литературное чтение» к концу первого года обучения

Должны иметь  общее представление:

  1. о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);
  2. об отличии фольклорного текста от литературного;
  3. об отличии поэтического текста от прозаического;
  4. о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;
  5. о том, что такое рифма.

Знать:

  1. наизусть 3—4 стихотворения разных авторов;
  2. содержание произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

  1. читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и молча;
  2. понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
  3. находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);
  4. отличать монолог от диалога; задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».
  2. самостоятельного чтения книг;
  3. высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  4. самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  5. работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).


                             Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Н. Г. Агаркова, Ю. А.  Агарков. Азбука. 1 класс Учебник / под ред. М. Л. Каленчук. - М: Академкнига / Учебник, 2011;
  2. Н. Г. Агаркова, Ю. А.  Агарков. Азбука. 1 класс. Методическое пособие. - М.: Академкнига / Учебник, 2011.
  3. Н. А. Чуракова. Литературное чтение. 1 класс: учебник. - М.: Академкнига / Учебник, 2011;
  4. Н. А. Чуракова. Литературное чтение. 1 класс: учебник. Хрестоматия. - М.: Академкнига / Учебник, 2011;
  5. О. В. Малаховская. Литературное чтение: тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. -М.: Академкнига / Учебник, 2011;
  6. Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. Литературное чтение. 1 класс: методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига / Учебник, 2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России в рабочем конструкторе

Рабочая программа составлена в в соответствии обновленному стандарту ФГОС в рабочем коеструкторе....