Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован 22 декабря 2009 г. № 17785)
- Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменении в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»(зарегистрирован 4 февраля 2011г.), зарегистрированный номер 19707.
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Программа разработана с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования и концепций комплекта «Перспективная начальная школа»
Название программы: литературное чтение
Курс рассчитан на 68 часа (2 часа в неделю).
Учебник:
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
- Малаховская О. В. Литературное чтение. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Рекомендовано министерством образования и науки Российской Федерации.
Уровень программы (базовый стандарт/профиль): базовый стандарт
Для каких обучающихся составлена: для учащихся средней степени
Возрастные особенности учащихся для которых составлена программа: для учащихся во 2 классе, 8-9 летние дети
Связи с другими предметами и их обоснования (кратко): татарский язык, русский язык, окружающий мир.
Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы: При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, работа в группах, организационно-дятельностные игры, деловые игры).
Типовая, авторская, модернизированная, компилятивная: программа составлена по образцу учителей РТ, типовая,
Цели программы:
- Обучение детей первоначальному чтению на основе ознакомления с общими закономерностями устройства графической системы русского языка.
- Сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в дальнейшем уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму.
Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение.
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы).
Задачи:
-сформировать грамотные представления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы.
-познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и контрастом.
-на материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве.
-сформировать грамотные представления о взаимоотношениях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.
-постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» — понятие художественного образа (сам термин не используется).
-учить младших школьников различать жанры — сначала жанры фольклора, потом — жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
-необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы: если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
Обучающиеся научатся:
• читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
• строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;
• слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
• называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы,
• называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
- перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
- определять тему и выделять главную мысль произведения(с помощью учителя);
- оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
- анализировать смысл названия произведения;
- пользоваться толковым словарем для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
- развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
- писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
- устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
- читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
- пересказывать текст небольшого объема;
- использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
- привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
- задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.
Практическая деятельность : заучивание фольклора, сочинения. Использование теоретических знаний в заданиях.
Критерии оценивания различных видов работ: оценивание знаний и навыков по требованию, положению. оценивание знаний и навыков по норме оценок.
В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:
- Способ чтения: чтение целыми словами.
- Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
- Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
- Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность. Выставление цифровой отметки по технике чтения не рекомендуется.
Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). При проверке учащиеся читают вслух не менее 2-х мин, чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время.
Примечание. Более высокая степень точности диагностики темпа чтения достигается при подсчете знаков (букв и пробелов): подсчитывается количество знаков и результат делится на длину среднего слова - 6,4 знака.
Оценивание навыка чтения вслух в 3 классе
3 | «Спра-вился» | Осознание общего смысла прочитанного текста | Наличие не более 4-5 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) | Использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка | Не менее 65 сл/мин |
«Не справи-лся» | Непонимание общего смысла прочитанного теста | Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) | Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности | Менее 65 сл/мин |
Примечания. Оценка «не справился» выставляется в том случае, если не сформировано более двух качеств навыка чтения.
Проверка выразительности чтения в 3 классе производится на подготовленном тексте.
Для проверки навыка чтения про себя подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты, а также вопросы и задания к ним.
Оценивание навыка чтения про себя в 3 классе
Класс | Общая оценка | Ответы по содержанию | Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста |
3 | «Справился» | Правильно выполнено не менее 25% заданий | Не менее 85 сл/мин |
«Не справился» | Правильно выполнено менее 25% заданий | Менее 85 сл/мин |
Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:
- выразительное чтение текста;
- пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
- выразительное чтение наизусть;
- составление простого плана;
- создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
- работа с детской книгой и т.д.
В ходе фронтального опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты : На уроках используется новые ИКТ. Эти технологии дают очень хороший результат, учащиеся самостоятельно интересуются. Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Основные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.) работы на уроке _: беседа, объяснение, опрос, выборочная проверка
Формы организации деятельности учащихся(групповая работа, в парах и т.д.): групповая, в парах, индивидуальная
Календарно-тематический план по литературному чтению 2 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во | Ожидаемый результат | По плану | По факту | Примеча ния |
I. В гостях у учёного Кота (11 часов) | ||||||
1 | Знакомство с библиотекой Учёного Кота. Вступление к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» | 1 | Знать названия и авторов литературных произведений, имена русских классиков; произведения А.С.Пушкина; понятие «иллюстрация». Уметь работать с дополнительной литературой, ориентироваться по содержанию учебника | |||
2 | Авторская сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С. Пушкина | 1 | Уметь : находить концовку в произведении; объяснять авторские обороты; читать текст художественного произведения про себя | |||
3 | Хрестоматия .Авторская сказка А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне» | 1 | ||||
4 | Русские народные сказки о животных «Петушок – золотой гребешок» | 1 | Знать народные сказки о животных. Уметь: анализировать построение русской народной сказки; соотносить данную сказку со сказкой-цепочкой; читать вслух и про себя; различать сказки авторские и народные | |||
5 | Сказки «Лисичка-сестричка», «Кот и лиса» | 1 | ||||
6 | Зарубежные сказки о животных. Джоэль Харрис «Братец Лис и братец Кролик». Джоэль Харрис «Почему у братца Опоссума белый хвост» | 1 | Уметь: различать сказки народные и авторские; давать характеристику главным героям по названию произведения | |||
7 | Китайская волшебная сказка «Как собака с кошкой враждовать стали». Характеристика героев сказки «Как собака с кошкой враждовать стали» | 1 | Уметь: находить в произведении приметы волшебной сказки: волшебные помощники, чудеса, волшебные предметы; устно выражать своё отношение к содержанию сказки | |||
8 | Главные герои русской волшебной сказки «Волшебное кольцо». Роль волшебных предметов в сказке «Волшебное кольцо» | 1 | Уметь выделять общие сюжеты в русской и китайской сказках, своеобразие этого момента в каждой сказке | |||
9 | Хрестоматия «Сестрица Алёнушка» | 1 | ||||
10 | Современные поэтические тексты И. Пивоварова«Жила-была собака», «Мост и сом». Жанр произведения Г. Лагздынь «Утренняя кричалка». Поход в Музейный дом» Иллюстрации к сказке «Репка» | 1 | Знать понятие «поэт». Уметь: определять жанр литературного произведения; подтверждать своё мнение строчками из текста | |||
11 | Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки» | 1 | ||||
II В гостях у Незнайки (5 часов) | ||||||
12 | Н. Носов «Фантазёры» Говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же. Рассказ Дж.Родари «Бриф! Бруф! Браф!» | 1 | Уметь: пересказывать текст; различать жанры; приводить примеры лит-х произведений различных авторов на одну тему | |||
13 | Э. Мошковская «А травка не знает», «Ноги и уроки». Работа по хрестоматии Э. Мошковская «Язык и уши» , «Если грачи закричали» Работа по хрестоматии. | 1 | Уметь: анализировать поступки главного героя; подтверждать своё мнение строчками из текста; читать стих-я наизусть | |||
14 | Б. Окуджава «Прелестные приключения» | 1 | Уметь: пользоваться толковым словарём для объяснения значения слов; проводить сравнительный анализ построения современной авторской сказки и построения русской народной сказки; соотносить иллюстрации к прочитанному тексту | |||
15 | Б. Окуджава «Прелестные приключения» | 1 | ||||
16 | Обобщение по теме «В гостях у Незнайки» | 1 | ||||
III В гостях у барсука(12 часов) | ||||||
17 | Секреты чайного домика . С. Козлов «Ёжик в тумане» Поход в «Музейный дом» . Иллюстрация Т. Мавриной «Полумесяц» | 1 | Уметь: подтверждать своё мнение строчками из текста; читать осознанно текст лит-го пр-я; определять тему и главную мысль | |||
18 | Японская сказка «Барсук – любитель стихов» | 1 | Уметь: определять мотивы поведения героев; высказывать своё отношение к главному герою сказки | |||
19 | Японская сказка «Луна на ветке». Поэт тот, кто создаёт и ценит красоту | 1 | Уметь: сравнивать характеры героев различных пр-й; работать с иллюстрацией в книге и определять её роль в раскрытии содержания пр-я | |||
20 | Поход в «Музейный дом» Секреты японского свитка. Фрагмент «Тростник под снегом и дикая утка» | 1 | Уметь: работать с иллюстрациями; анализировать фрагмент свитка с помощью лупы; находить фигурки животных в работе художника | |||
21 | С. Козлов «Красота» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация А. Дюрера «Травы» | 1 | Уметь: видеть красивое в обычном; узнавать изобразительно-выразительные средства лит-го языка; находить их в произведении | |||
22 | Секрет коротких стихотворений. Японское хокку. Хиросиге. Японское хокку. Иссё, Бусон. Поход в «Музейный дом» иллюстрация А. Васнецова «Жнецы» Японское хокку. Тиё, Оницура Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Ван Гога «Комната в Арле» Ван Гога «Комната в Арле» | 1 | Уметь: анализировать состояние души автора текста; подтверждать своё мнение строчками из текста; работать с иллюстрацией | |||
23 | В. Драгунский «Что я люблю» Герой стихотворения С. Махотина «Воскресенье» | 1 | Знать произведения В.Драгунского. Уметь соотносить поведения героя пр-я с поведением своих друзей | |||
24 | В. Драгунский «Что любит Мишка» | 1 | Уметь: выполнять сравнительный анализ героев двух прозаических и одного поэтического текста; ориентироваться в тексте; просматривать его и находить нужное место для ответа на вопрос | |||
25 | С. Махотин «Груша» М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат» | 1 | Уметь: выполнять анализ постепенной смены настроения героя стих-я; ориентироваться в тексте; читать стих-я наизусть | |||
26 | Сказка Дж. Родари «Приезжает дядюшка белый медведь» Богатство настоящее и ненастоящее | 1 | Уметь: пользоваться толковым словарём для выяснения значения слов; определять тему и выделять главную мысль произведения | |||
27 | Работа по хрестоматии «О настоящем и ненастоящем богатстве» | 1 | ||||
28 | Обобщение по теме «В гостях у Барсука» | 1 | ||||
IV В гостях у Ёжика и Медвежонка (6 часов) | ||||||
29 | И. Тургенев «Воробей». М. Карем «Ослик». М. Бородицкая «Котёнок» Э. Мошковская «Кому хорошо» | 1 | Уметь: анализировать названия пр-я; различать позиции автора и героя стих-я; пользоваться толковым словарём для выяснения значения слов | |||
30 | В. Драгунский «Друг детства» В, Лунин «Кукла». Р. Сеф « Я сделал крылья и летал» | 1 | Уметь: устанавливать связь между названием и содержанием пр-я; определять, от какого лица идёт повествование | |||
31 | Л. Толстой «Прыжок» | 1 | Знать понятия «сказка», «рассказ», «быль». Уметь: выполнить структурно-содержательное деление текста; определять кульминацию; ориентироваться в тексте, внимательно просматривать его и находить нужное место; примерять высказывание к характеру героя | |||
32 | Л. Толстой «Акула» Работа по хрестоматии с С108-111 | 1 | Уметь: выделять главного героя; осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев лит-го пр-я; делить текст на смысловые части | |||
33 | Э. Мошковская «Если такой закат»Работа по хрестоматии с.114-115 Поход в «Музейный дом» Иллюстрация П. Брейгеля «Охотники на снегу». Работа по хрестоматии с.113 | 1 | Уметь анализировать характер героя-рассказчика; работать с иллюстрациями; изучать фрагменты картины с помощью лупы | |||
34 | Обобщение по теме «В гостях у Ёжика и Медвежонка» | 1 | ||||
V Точка зрения (19 часов) | ||||||
35 | Поэтический текст А. Кушнер «Что я узнал!» Поход в «Музейный дом» Портреты итальянского художника Арчимбольдо С. Матохин «Фотограф» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Ван Гога «Церковь в Овере» | 1 | Уметь: пользоваться толковым словарём; работать с иллюстрациями | |||
36 | И. Пивоварова «Картина» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Лентулова «Василий Блаженный» О. Дриз !Игра» | 1 | Уметь: определять тему лит-го пр-я; работать с иллюстрациями. Иметь представление о способах видеть мир по-новому. | |||
37 | С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» | 1 | Знать понятие «воображение». Уметь представлять картины лит-го пр-я. Понимать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения | |||
38 | О. Дриз «Стёклышки» М. Бородицкая «Лесное болотце» В. Берестов «Картинки в лужах» | 1 | Уметь: читать стих-е по цепочке; анализировать состояния главного героя | |||
39 | А. Ахундова «Окно» А. Усачёв «Бинокль» | 1 | Уметь пользоваться толковым словарём. Понимать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения | |||
40 | Т. Белозёрова «Хомяк», М. Яснов «Хомячок» Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок» | 1 | Уметь: пользоваться толковым словарём; анализировать характер героя; подтверждать своё мнение строчками из текста; определять, от какого лица идёт повествование | |||
41 | Е. Чеповецкий «В тихой речке» А. Гиваргизов «Что ты, Серёжа, сегодня не в духе?» М. Бородицкая «Вот такой воробей», С. Махотин «Местный кот» | 1 | Уметь: пользоваться понятием «точка зрения»; определять, от какого лица идёт повествование | |||
42 | М. Бородицкая «Булочная песенка» П. Синявский «Федина конфетина», А. Усачёв «Эх!» | 1 | ||||
43 | Г. Сапгир «У прохожих на виду», Н. Крылов «Зимний пейзаж» | 1 | ||||
44 | О. Кургузов «Сухопутный или морской?» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Н. Крылова «Зимний пейзаж» | 1 | Уметь: пользоваться понятием «точка зрения»; определять, от какого лица идёт повествование | |||
45 | О. Дриз «Кончилось лето» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация М. Добужинского «Кукла» | 1 | Уметь: выделять общее у всех зашифрованных живых и неживых предметов-героев пр-в; работать с иллюстрациями; сравнивать тему и переживания героев стих-я и иллюстрации | |||
46 | О. Дриз «Синий дом» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация М. Шагала «Синий дом» | 1 | ||||
47 | А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» М. Лермонтов «Осень» | 1 | Уметь: анализировать и выделять общее в стих-х А.Пушкина и М.Лермонтова об осени; читать стих-я наизусть | |||
48 | О. Дриз «Кто я?» А. Гиваргизов «Мой бедный Шарик, ты не знаешь…» М. Карем «Повезло!» | 1 | Уметь: ориентироваться в тексте; находить повторяющиеся строчки; анализировать характер героя; читать стих-е наизусть | |||
49 | Р. Сеф «Лучше всех» Л. Яхнин «Моя ловушка» | 1 | ||||
50 | Г. Юдин «В снегу бананы зацвели» Г. Юдин «Скучный Женя» О. Дриз «Телёнок» | 1 | ||||
51 | А. Усачёв «Обои» | 1 | Уметь: составлять высказывания с опорой на текст; анализировать характер и мотивы поведения героев | |||
52 | В. Лунин «Что я вижу» | 1 | Иметь представление о силе воображения. Уметь определять тему и выделять главную мысль пр-я | |||
53 | Ю. Мориц «Хвостики», «Букет». Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Д. Арчимбольдо «Лето», «Осень» Работа по хрестоматии «Точка зрения». Обобщение по теме «Точка зрения» | 1 | Иметь представление о детской периодике. Уметь: пользоваться толковым словарём для выяснения значения слов; анализировать новости, рассказанные ребятами-героями стих-я | |||
VI Детские журналы (3 часа) | ||||||
54 | С. Михалков «А что у вас?» Что такое новости? Кто рассказывает новости? Детская периодика. Журналы для детей | 1 | Иметь представление о детской периодике. Уметь: пользоваться толковым словарём для выяснения значения слов; анализировать новости, рассказанные ребятами-героями стих-я | |||
55 | По страницам детского журнала «Мурзилка» По страницам детского журнала «Весёлые картинки» Развивающие задания Журнала «Мурзилка», «Весёлые картинки» | 1 | ||||
56 | Обобщение по теме «Детские журналы» | 1 | ||||
VII Природа для поэта – любимая и живая (6 часов) | ||||||
57 | Л. Яхнин « Музыка леса» Ю. Коваль «Три сойки» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация А. Дюрера «Заяц» | 1 | Уметь: выполнять сравнительный анализ темы и названия стих-я; ориентироваться в тексте | |||
58 | Р. Сеф «Добрый человек» Е. Чарушин «Томка испугался» Е. Чарушин «Томкины сны» | 1 | Уметь: делить текст на части по смыслу; сравнивать между собой два мнения не одну проблему | |||
59 | Г. Юдин «Вытри лапы и входи» М. Пришвин «Разговор деревьев» | 1 | Уметь: определять, что выражает название рассказа: его тему и основную мысль; узнавание средств худ-й выразительности; пересказывать близко к тексту | |||
60 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится» Д. Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето» М. Пришвин «Золотой луг» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация В. Гога «Подсолнухи» | 1 | Уметь читать стих-е наизусть. Иметь представление о средствах худ-ой выразительности | |||
61 | С. Козлов «Жёлудь» М. Лермонтов «Утёс». Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Н. Рериха «Стражи ночи» М. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк» | 1 | ||||
62 | Д. Биссет «Ух!» А. Екимцев «Осень» Ю. Коринец «Тишина» Работа по хрестоматии. Беседа «Для поэта Природа – живая» Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая» | 1 | Уметь: пользоваться толковым словарём; определять тему текста. Иметь представление о том, что у поэтов не только особое зрение, но и особый слух | |||
VIII Почему нам бывает смешно (6 часов) | ||||||
63 | К. Чуковский «Федотка» О. Дриз «Доктор», «Обида» В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» | 1 | Уметь определять причину смеха. Иметь представление о секрете «смешного» в лит-х пр-ях | |||
64 | М. Тахистова «Редкий тип», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает» Л. Квитко «Способный мальчик» С. Махотин «Вот так встреча!» | 1 | Уметь: пользоваться толковым словарём; анализировать разные точки зрения героев на одну проблему; перечитывать текст и находить в нём нужные фрагменты. | |||
65 | С. Седов «Сказки про Змея Горыныча» | 1 | Уметь: пользоваться толковым словарём; сравнивать разные точки зрения на одну проблему; проводить грань между выдумкой и обманом | |||
66 | П. Синявский «Такса едет на такси» П. Коран «По дорожке босиком» Л. Яхнин«Зеркальце» П. Синявский «Ириски и редиски» А. Усачёв «Жужжащие стихи» | 1 | Знать разную роль повторов в лит-м пр-и. Уметь определять приёмы смешного в тексте | |||
67 | П. Синявский «Хрюпельсин и хрюмидор»Работа по хрестоматии «Тайны «смешного» Обобщение по теме «Почему нам бывает смешно» | 1 | ||||
68 | Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» | 1 | Знать: имена 2-3 классиков русской и зарубежной лит-ры; имена 2-3 современных писателей (поэтов); название и содержание из пр-й, прочитанных в классе; названия и содержания нескольких пр-й любимого автора; устно выражать своё отношение к сод-ю прочитанного. |
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе
Должны знать/ понимать:
- Структуру родной речи, иметь образные представления, об единицах русского языка — звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых определенной последовательности, о словосочетании, предложении и тексте; о графических системах печатных и письменных букв русского алфавита; о форме каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;
- Должны иметь общее представление: о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка); об отличии фольклорного текста от литературного; об отличии поэтического текста от прозаического; о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов; о том, что такое рифма.
Знать:
- наизусть 3—4 стихотворения разных авторов;
- содержание произведений, прочитанных в классе.
Уметь:
- читать печатный и письменный тексты в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
- пересказывать отдельные части текста (2-3 предложения);
- озаглавливать прослушанный текст;
- применять приемы слогового, орфоэпического, связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;
- осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв.
- читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и молча;
- понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
- находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);
- отличать монолог от диалога; задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление»; самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Перечень учебно-методического обеспечения.
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Малаховская О. В. Литературное чтение. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 2класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
Содержание тем учебного курса
Народное творчество
Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев-животных и иерархия героев-животных. Определение главного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов.
Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотворение сил природы; возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).
Особенности построения волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции текста).
Авторская литература
Волшебная сказка в стихах (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») и ее связь с сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основание для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.
Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, Н. Носов, В. Драгунский).
Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.
Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающим обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать самые важные переживания: о красоте окружающего мира, о дружбе, о любви. Представление о том, что для Поэта природа — живая: обнаружение в стихотворении олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: считалки (Ю. Тувим), небылицы (И. Пивоварова), докучной сказки (И. Пивоварова), сказки-цепочки (Д. Хармс, А. Усачев). Практическое освоение простейших художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем преувеличением), контраста, олицетворения. Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе (сказки С. Козлова, японские сказки: «Барсук — любитель стихов», «Луна на ветке», в переводе В. Марковой).
Формирование библиографической культуры.
Создание условий для выхода младших школьников за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики журнала, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.
Формирование умений и навыков чтения, слушания и говорения.
Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов:
а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушателям «увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;
б) выразительное чтение передает отношение чтеца к изображенной автором картине целого.
Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.
Формирование умения чтения «про себя»:
а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;
б) на основе перечитывания текста в ходе его анализа.
Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения.
Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
- ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
- работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту)
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
• выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения,двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них; находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий
Обучающиеся получат возможность научиться:
подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...