Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

Курбангалиева Миляуша Назировна

для 2-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2kl_liter.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа разработана на основе

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован 22 декабря 2009 г. № 17785)

- Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменении в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»(зарегистрирован 4 февраля 2011г.), зарегистрированный номер 19707.

-  Примерной основной образовательной программы начального общего образования.

 Программа разработана с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования и концепций комплекта «Перспективная начальная школа»

Название программы: литературное чтение

Курс рассчитан на 68 часа  (2 часа в неделю).

Учебник:

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
  2. Малаховская О. В. Литературное чтение. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Рекомендовано министерством образования и науки Российской Федерации.

Уровень программы (базовый стандарт/профиль): базовый стандарт 

Для каких обучающихся составлена:    для учащихся средней степени

Возрастные особенности учащихся для которых составлена программа:   для учащихся во 2 классе,  8-9 летние дети

Связи с другими предметами и их обоснования (кратко):  татарский язык, русский язык, окружающий мир.

Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы:  При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, работа в группах, организационно-дятельностные игры, деловые игры).

Типовая, авторская, модернизированная, компилятивная:  программа составлена по образцу учителей  РТ, типовая,

Цели  программы:

- Обучение детей первоначальному чтению на основе ознакомления с общими закономерностями устройства графической системы русского языка.

         - Сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в дальнейшем уметь полноценно читать и воспринимать во      взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму.

  Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение.

 «Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы).
       

Задачи:

               

-сформировать грамотные представления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы.

 -познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приемами:  олицетворением, сравнением и контрастом.

 -на материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве.

 -сформировать грамотные представления о взаимоотношениях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.

 -постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» — понятие художественного образа (сам термин не используется).

  -учить младших школьников различать жанры — сначала жанры фольклора, потом — жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.

  -необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы: если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

 Обучающиеся научатся:

•        читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

•        читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;

•        строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;

•        слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

•        называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы,

•        называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;

  1. перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
  2. определять тему и выделять главную мысль произведения(с помощью учителя);
  3. оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
  4. анализировать смысл названия произведения;
  5. пользоваться  толковым словарем для выяснения значений слов.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

  1. развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
  2. писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
  3. устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
  4. читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
  5. пересказывать текст небольшого объема;
  6. использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
  7. привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
  8. задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.

     Практическая   деятельность :  заучивание фольклора, сочинения. Использование теоретических знаний в заданиях.

Критерии оценивания различных видов работ:  оценивание знаний и навыков по требованию, положению. оценивание знаний и навыков по норме оценок.

В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:

  1. Способ чтения: чтение целыми словами.
  2. Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
  3. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
  4. Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность. Выставление цифровой отметки по технике чтения не рекомендуется.

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). При проверке учащиеся читают вслух не менее 2-х мин, чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время.

Примечание. Более высокая степень точности диагностики темпа чтения достигается при подсчете знаков (букв и пробелов): подсчитывается количество знаков и результат делится на длину среднего слова - 6,4 знака.

Оценивание навыка чтения вслух в 3 классе

3

«Спра-вился»

Осознание общего смысла прочитанного текста

Наличие не более 4-5  ошибок

(искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений,  интонационного рисунка

Не менее 65 сл/мин

«Не справи-лся»

Непонимание общего смысла прочитанного теста

Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности

Менее 65 сл/мин

Примечания. Оценка «не справился» выставляется в том случае, если не сформировано более двух качеств навыка чтения.

Проверка выразительности чтения в 3 классе производится на подготовленном тексте.

        Для проверки навыка чтения про себя подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты, а также вопросы и задания к ним.

Оценивание навыка чтения про себя в 3  классе

Класс

Общая оценка

Ответы по содержанию

Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста

3

«Справился»

Правильно выполнено не менее 25% заданий

Не менее 85 сл/мин

«Не справился»

Правильно выполнено менее 25% заданий

Менее 85 сл/мин

 Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:

  1. выразительное чтение текста;
  2. пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
  3. выразительное чтение наизусть;
  4. составление простого плана;
  5. создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
  6. работа с детской книгой и т.д.

В ходе фронтального  опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты : На уроках используется новые ИКТ. Эти технологии дают очень хороший результат, учащиеся самостоятельно интересуются.  Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Основные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.) работы на уроке _:  беседа, объяснение, опрос,  выборочная проверка

Формы организации деятельности учащихся(групповая работа, в парах и т.д.):   групповая, в парах, индивидуальная

Календарно-тематический план по литературному чтению   2 класс


п/п

Тема урока

Кол-во

Ожидаемый результат

По плану

По  факту

Примеча

ния

I.  В гостях у учёного Кота (11 часов)

1

Знакомство с библиотекой Учёного Кота. Вступление к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

1

Знать названия и авторов литературных произведений, имена русских классиков; произведения А.С.Пушкина; понятие «иллюстрация».

Уметь работать с дополнительной литературой,  ориентироваться по содержанию учебника

2

Авторская сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Специфика сказочного жанра в поэтической  сказке А.С. Пушкина

1

Уметь : находить концовку в произведении; объяснять авторские обороты; читать текст художественного произведения про себя

3

Хрестоматия .Авторская сказка  А. С. Пушкина

«Сказка о мёртвой царевне»

1

4

Русские народные сказки о животных «Петушок – золотой гребешок»

1

Знать народные сказки о животных.

Уметь: анализировать построение русской народной сказки; соотносить данную сказку со сказкой-цепочкой; читать вслух и про себя; различать сказки авторские и народные

5

Сказки  «Лисичка-сестричка»,  «Кот и лиса»

1

6

Зарубежные сказки о животных. Джоэль Харрис «Братец  Лис и братец  Кролик». Джоэль Харрис «Почему у братца Опоссума белый хвост»

1

Уметь: различать сказки народные и авторские; давать характеристику главным героям по названию произведения

7

Китайская волшебная сказка

«Как собака с кошкой враждовать стали». Характеристика героев сказки  «Как собака с кошкой враждовать стали»

1

Уметь: находить в произведении приметы волшебной сказки: волшебные помощники, чудеса, волшебные предметы; устно выражать своё отношение к содержанию сказки

8

Главные герои русской волшебной сказки «Волшебное кольцо».

Роль волшебных предметов в сказке «Волшебное кольцо»

1

Уметь выделять общие сюжеты в русской и китайской сказках, своеобразие этого момента в каждой сказке

9

Хрестоматия  «Сестрица Алёнушка»

1

10

Современные поэтические тексты И. Пивоварова«Жила-была собака», «Мост и сом».

Жанр произведения Г. Лагздынь «Утренняя кричалка». Поход в Музейный дом» Иллюстрации к сказке «Репка»

1

Знать понятие «поэт».

Уметь: определять жанр литературного произведения; подтверждать своё мнение строчками из текста

11

Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки»

1

                                      II В гостях у Незнайки (5 часов)      

12

Н. Носов «Фантазёры»

Говорить  неправду  и фантазировать – это не одно и то же.  Рассказ Дж.Родари «Бриф! Бруф! Браф!»

1


Уметь: пересказывать текст; различать жанры; приводить примеры лит-х произведений различных авторов на одну тему

13

Э. Мошковская «А травка не знает», «Ноги и уроки».

Работа по хрестоматии Э. Мошковская  «Язык и уши» , «Если грачи закричали» Работа по хрестоматии.

1

Уметь: анализировать поступки главного героя; подтверждать своё мнение строчками из текста; читать стих-я наизусть

14

Б. Окуджава «Прелестные приключения»

1

Уметь: пользоваться толковым словарём для объяснения значения слов; проводить сравнительный анализ построения современной авторской сказки и построения русской народной сказки; соотносить иллюстрации к прочитанному тексту

15

Б. Окуджава «Прелестные приключения»

1

16

Обобщение по теме «В гостях у Незнайки»

1

III В гостях у барсука(12 часов)

17

Секреты чайного домика .

С. Козлов «Ёжик в тумане»

 Поход в «Музейный дом» .

Иллюстрация  Т. Мавриной «Полумесяц»

1


Уметь: подтверждать своё мнение строчками из текста; читать осознанно текст лит-го пр-я; определять тему и главную мысль

18

Японская сказка «Барсук – любитель стихов»

1

Уметь: определять мотивы поведения героев; высказывать своё отношение к главному герою сказки

19

Японская сказка «Луна на ветке». Поэт тот, кто создаёт и ценит красоту

1

Уметь: сравнивать характеры героев различных пр-й; работать с иллюстрацией в книге и определять её роль в раскрытии содержания пр-я

20

Поход в «Музейный дом»

Секреты японского свитка. Фрагмент «Тростник под снегом и дикая утка»

1

Уметь: работать с иллюстрациями; анализировать фрагмент свитка с помощью лупы; находить фигурки животных в работе художника

21

С. Козлов «Красота» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация А. Дюрера «Травы»

1

Уметь: видеть красивое в обычном; узнавать изобразительно-выразительные средства лит-го языка; находить их в произведении

22

Секрет коротких стихотворений. Японское хокку. Хиросиге. Японское хокку. Иссё, Бусон. Поход в «Музейный дом» иллюстрация А. Васнецова «Жнецы» Японское хокку. Тиё, Оницура Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Ван Гога «Комната в Арле» Ван Гога «Комната в Арле»

1

Уметь: анализировать состояние души автора текста; подтверждать своё мнение строчками из текста; работать с иллюстрацией

23

В. Драгунский «Что я люблю»

Герой стихотворения С. Махотина «Воскресенье»

1

Знать произведения В.Драгунского.

Уметь соотносить поведения героя пр-я с поведением своих друзей

24

В. Драгунский «Что любит Мишка»

1

Уметь: выполнять сравнительный анализ героев двух прозаических и одного поэтического текста; ориентироваться в тексте; просматривать его и находить нужное место для ответа на вопрос

25

С. Махотин «Груша»

М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат»

1

Уметь: выполнять анализ постепенной смены настроения героя стих-я; ориентироваться в тексте; читать стих-я наизусть

26

Сказка Дж. Родари «Приезжает дядюшка белый медведь» Богатство настоящее и ненастоящее

1

Уметь: пользоваться толковым словарём для выяснения значения слов; определять тему и выделять главную мысль произведения

27

Работа по хрестоматии  «О настоящем и ненастоящем богатстве»

1

28

Обобщение по теме «В гостях у Барсука»

1

IV   В гостях у Ёжика и Медвежонка (6 часов)

29

И. Тургенев «Воробей».      

М. Карем «Ослик».

М. Бородицкая «Котёнок»

Э. Мошковская «Кому хорошо»

1

Уметь: анализировать названия пр-я; различать позиции автора и героя стих-я; пользоваться толковым словарём для выяснения значения слов

30

В. Драгунский «Друг детства»

В, Лунин «Кукла». Р. Сеф « Я сделал крылья и летал»

1

Уметь: устанавливать связь между названием и содержанием пр-я; определять, от какого лица идёт повествование

31

Л. Толстой «Прыжок»

1

Знать понятия «сказка», «рассказ», «быль».

Уметь: выполнить структурно-содержательное деление текста; определять кульминацию; ориентироваться в тексте, внимательно просматривать его и находить нужное место; примерять высказывание к характеру героя

32

Л. Толстой «Акула» Работа по хрестоматии  с С108-111

1

Уметь: выделять главного героя; осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев лит-го пр-я; делить текст на смысловые части

33

Э. Мошковская «Если такой закат»Работа по хрестоматии  с.114-115 Поход в «Музейный дом» Иллюстрация

П. Брейгеля «Охотники на снегу». Работа по хрестоматии с.113

1

Уметь анализировать характер героя-рассказчика; работать с иллюстрациями; изучать фрагменты картины с помощью лупы

34

Обобщение по теме «В гостях у Ёжика и Медвежонка»

1

V Точка зрения (19 часов)

35

Поэтический текст

А. Кушнер «Что я узнал!»

 Поход в «Музейный дом» Портреты итальянского художника Арчимбольдо

С. Матохин «Фотограф»

Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Ван Гога «Церковь в Овере»

1

Уметь: пользоваться толковым словарём; работать с иллюстрациями

36

И. Пивоварова «Картина»

Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Лентулова «Василий Блаженный»

О. Дриз !Игра»

1

Уметь: определять тему лит-го пр-я; работать с иллюстрациями.

Иметь представление о способах видеть мир по-новому.

37

С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно»

1

Знать понятие «воображение».

Уметь представлять картины лит-го пр-я.

Понимать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения

38


О. Дриз «Стёклышки»

М. Бородицкая «Лесное болотце» В. Берестов «Картинки в лужах»

1

Уметь: читать стих-е по цепочке; анализировать состояния главного героя

39

А. Ахундова «Окно»

А. Усачёв «Бинокль»

1

Уметь пользоваться толковым словарём.

Понимать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения

40

Т. Белозёрова «Хомяк»,

М. Яснов «Хомячок»

Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок»

1

Уметь: пользоваться толковым словарём; анализировать характер героя; подтверждать своё мнение строчками из текста; определять, от какого лица идёт повествование

41

Е. Чеповецкий «В тихой речке»

А. Гиваргизов «Что ты, Серёжа, сегодня не в духе?» М. Бородицкая  «Вот такой воробей»,

С. Махотин «Местный кот»

1


Уметь: пользоваться понятием «точка зрения»; определять, от какого лица идёт повествование

42

М. Бородицкая  «Булочная песенка» П. Синявский «Федина конфетина», А. Усачёв «Эх!»

1

43

Г. Сапгир  «У прохожих на виду», Н. Крылов «Зимний пейзаж»

1

44

О. Кургузов «Сухопутный или морской?» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Н. Крылова «Зимний пейзаж»

1

Уметь: пользоваться понятием «точка зрения»; определять, от какого лица идёт повествование

45

О. Дриз «Кончилось лето» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация

М. Добужинского «Кукла»

1

Уметь: выделять общее у всех зашифрованных живых и неживых предметов-героев пр-в; работать с иллюстрациями; сравнивать тему и переживания героев стих-я и иллюстрации

46

О. Дриз «Синий дом»

Поход в «Музейный дом» Иллюстрация

М. Шагала «Синий дом»

1

47

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

М. Лермонтов «Осень»

1

Уметь: анализировать и выделять общее в стих-х А.Пушкина и М.Лермонтова об осени; читать стих-я наизусть

48


О. Дриз «Кто я?»

А. Гиваргизов «Мой бедный Шарик, ты не знаешь…»

М. Карем  «Повезло!»

1


Уметь: ориентироваться в тексте; находить повторяющиеся строчки; анализировать характер героя; читать стих-е наизусть

49

Р. Сеф «Лучше всех»

Л. Яхнин «Моя ловушка»

1

50


Г. Юдин «В снегу бананы зацвели» Г. Юдин «Скучный Женя» О. Дриз «Телёнок»

1

51

А. Усачёв «Обои»

1

Уметь: составлять высказывания с опорой на текст; анализировать характер и мотивы поведения героев

52

В. Лунин «Что я вижу»

1

Иметь представление о силе воображения. 

Уметь определять тему и выделять главную мысль

пр-я

53


Ю. Мориц «Хвостики», «Букет». Поход в «Музейный дом» Иллюстрация

Д. Арчимбольдо

«Лето», «Осень» Работа по хрестоматии «Точка зрения».

Обобщение по теме «Точка зрения»

1


Иметь представление о детской периодике.

Уметь: пользоваться толковым словарём для выяснения значения слов; анализировать новости, рассказанные ребятами-героями стих-я

VI  Детские журналы (3 часа)

54


С. Михалков «А что у вас?»

Что такое новости? Кто рассказывает новости?

Детская периодика. Журналы для детей

1


Иметь представление о детской периодике.

Уметь: пользоваться толковым словарём для выяснения значения слов; анализировать новости, рассказанные ребятами-героями стих-я

55


По страницам детского журнала «Мурзилка»

По страницам детского журнала «Весёлые картинки»

Развивающие задания Журнала «Мурзилка», «Весёлые картинки»

1


56

Обобщение по теме «Детские журналы»

1

VII Природа для поэта – любимая и живая (6 часов)

57

Л. Яхнин « Музыка леса»

Ю. Коваль «Три сойки» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация А. Дюрера «Заяц»

1

Уметь: выполнять сравнительный анализ темы и названия стих-я; ориентироваться в тексте

58

Р. Сеф «Добрый человек»

Е. Чарушин «Томка испугался»

Е. Чарушин «Томкины сны»

1

Уметь: делить текст на части по смыслу; сравнивать между собой два мнения не одну проблему

59

Г. Юдин «Вытри лапы и входи» М. Пришвин «Разговор деревьев»

1

Уметь: определять, что выражает название рассказа: его тему и основную мысль; узнавание средств худ-й выразительности; пересказывать близко к тексту

60

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

Д. Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето» М. Пришвин «Золотой луг» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация В. Гога «Подсолнухи»

1


Уметь читать стих-е наизусть.

Иметь представление о средствах худ-ой выразительности

61

С. Козлов «Жёлудь» М. Лермонтов «Утёс». Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Н. Рериха «Стражи ночи» М. Есеновский  «У мальчика Юры ужаснейший насморк»

1


62


Д. Биссет «Ух!»

А. Екимцев «Осень»

Ю. Коринец «Тишина»

Работа по хрестоматии. Беседа «Для поэта  Природа – живая»

Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая»

1



Уметь: пользоваться толковым словарём; определять тему текста.

Иметь представление о том, что у поэтов не только особое зрение, но и особый слух

                                               VIII Почему нам бывает смешно (6 часов)

63

К. Чуковский «Федотка»

О. Дриз «Доктор», «Обида»

В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»

1

Уметь определять причину смеха.

Иметь представление о секрете «смешного» в лит-х пр-ях

64

М. Тахистова  «Редкий тип»,

Л. Квитко «Лемеле хозяйничает»

Л. Квитко «Способный мальчик»

 С. Махотин «Вот так встреча!»

1

Уметь: пользоваться толковым словарём; анализировать разные точки зрения героев на одну проблему; перечитывать текст и находить в нём нужные фрагменты.

65

С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»

1

Уметь: пользоваться толковым словарём; сравнивать разные точки зрения на одну проблему; проводить грань между выдумкой и обманом

66

П. Синявский «Такса едет на такси»

П. Коран «По дорожке босиком»

Л. Яхнин«Зеркальце»

П. Синявский «Ириски и редиски»

А. Усачёв «Жужжащие стихи»

1

Знать разную роль повторов в лит-м пр-и.

Уметь определять приёмы смешного в тексте

67

П. Синявский «Хрюпельсин  и хрюмидор»Работа по хрестоматии  «Тайны «смешного»

Обобщение по теме «Почему нам бывает смешно»

1



68

Итоговое заседание клуба «Ключ и заря»

1

Знать: имена 2-3 классиков русской и зарубежной лит-ры; имена 2-3 современных писателей (поэтов); название и содержание из пр-й, прочитанных в классе; названия и содержания нескольких пр-й любимого автора; устно выражать своё отношение к сод-ю прочитанного.

Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

 Должны знать/ понимать:

- Структуру родной речи, иметь образные представления, об единицах русского языка — звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых определенной последовательности, о словосочетании, предложении и тексте; о графических системах печатных и письменных букв русского алфавита; о форме каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;

- Должны иметь  общее представление: о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка); об отличии фольклорного текста от литературного; об отличии поэтического текста от прозаического; о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов; о том, что такое рифма.

           Знать:

- наизусть 3—4 стихотворения разных авторов;

- содержание произведений, прочитанных в классе.

          Уметь:

- читать печатный и письменный тексты в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

- пересказывать отдельные части текста (2-3 предложения);

- озаглавливать прослушанный текст;

- применять приемы слогового, орфоэпического, связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;

- осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв.

- читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и молча;

- понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

- находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);

- отличать монолог от диалога; задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление»; самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

             Перечень учебно-методического обеспечения. 

 Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.

 Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

 Малаховская О. В. Литературное чтение. 2  класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.

 Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 2класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

                             

Содержание тем учебного курса

                   Народное творчество

Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев-животных и иерархия героев-животных. Определение главного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов.

Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотворение сил природы; возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).

Особенности построения волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции текста).

Авторская литература

Волшебная сказка в стихах (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») и ее связь с сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основание для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.

Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, Н. Носов, В. Драгунский).

Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность  рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающим обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать самые важные переживания: о красоте окружающего мира, о дружбе, о любви. Представление о том, что для Поэта природа — живая: обнаружение в стихотворении олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: считалки (Ю. Тувим), небылицы (И. Пивоварова), докучной сказки (И. Пивоварова), сказки-цепочки (Д. Хармс, А. Усачев). Практическое освоение простейших художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем преувеличением), контраста, олицетворения. Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе (сказки С. Козлова, японские сказки: «Барсук — любитель стихов», «Луна на ветке», в переводе В. Марковой).

Формирование библиографической культуры.

Создание условий для выхода младших школьников за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики журнала, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.

Формирование умений и навыков чтения, слушания и говорения.

Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов:

а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушателям «увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;

б) выразительное чтение передает отношение чтеца к изображенной автором картине целого.

Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.

Формирование умения чтения «про себя»:

а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;

б) на основе перечитывания текста в ходе его анализа.

Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения.

Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения

     В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

  1. свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
  2. ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
  3. работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту)

       В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а)        в рамках коммуникации как сотрудничества:

•        работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

    • выполнять работу по цепочке;

б)        в рамках коммуникации как взаимодействия:

    •  видеть разницу между двумя заявленными точками зрения,двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них; находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области контроля и самоконтроля учебных действий
Обучающиеся получат возможность научиться:

 подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...