Путешествие в страну Чуккокола (игра по произведениям К.И.Чуковского)
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Громова Марина Валерьевна

 

Путешествие в страну Чуккокола (игра)

Цель: закрепление знаний учащихся о творчестве К.И.Чуковского

Задачи: развивать интерес к книгам К.И.Чуковского, развивать творческие способности детей, умение работать с литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_chukkokola.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в страну Чуккокола (игра)

Цель: закрепление знаний учащихся о творчестве К.И.Чуковского

Задачи: развивать интерес к книгам К.И.Чуковского, развивать творческие способности детей, умение работать с литературой.

При подготовке выбираются двое ведущих мальчик и девочка, которые вместе с учителем готовят игру. Дети приносят книги К.И.Чуковского для оформления выставки книг.

Ход мероприятия:

Мальчик и девочка:

Вот и начнутся каникулы вскоре,

Много за год прочитали мы в школе –

Даля, Жуковского, Фета, Толстого,

Бианки, Чарушина, Хармса, Крылова.

Повести, сказки, рассказы, стихи –

Все это сами мы в школе прочли.

В детстве читать не умели мы сами

И приставали к папе и маме.

Слушали сказки все дни напролет.

Были те сказки наперечет;

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

Мамы и папы нам рассказали,

Что этих героев давно они знали.

Бабушки в детстве им сказки читали

От них они этих героев узнали.

К бабушкам долго мы приставали

Откуда они эти сказки узнали?

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

Бабушки вот что нам рассказали:

Сказки они эти в книжках читали.

Книжечки эти писал дед Корней –

Сказочник, критик, поэт, чародей.

Жалко нам стало деда Корнея.

В детстве своем он не знал Бармалея.

Сколько же в жизни он потерял,

Что этих сказок в детстве не знал.

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

По ним мы учились все понемногу

Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.

Чтобы животных жалеть и любить,

Чтобы не хвастаться и не хитрить,

Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе –

Надо порядок поддерживать в доме;

Чтоб не попасть на обед к Бармалею –

Слушаться надо того, кто умнее.

Хорошие сказки писал дед  Корней

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки наши, и дети

Сказки читаль веселые эти!

Учитель: Итак, дорогие наши гости! Как вы уже, наверное, поняли речи сегодня пойдет о Корнее Ивановиче Чуковском.

     Эта удивительная история произошла лет 80 тому назад. Жил в то время в г.Петрограде один человек. Звали его Корней Иванович Чуковский. По профессии он был литературный критик, писал критические статьи о литературе. Он был уже известным литераторм, автором многих книг. Свою профессию очень любил и искренне считал ее своим призванием. И если бы кто-нибудь сказал ему, что скоро он станет знаменит совсем в другом литературном жанре, он бы, наверное, очень удивился. А еще больше он удивился бы, если бы ему сказали, что его прославят стихи и сказки для детей. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал совершенно случайно. Вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Заболел он в г.Хельсинки, и Корней Иванович вез его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку. Начав, он и сам не знал, что будет дальше. Да и не так уж это было важно. Важно было не замолчать, не останавливаться, не запнуться ни на секунду, а быстро лепить строку к строке под четкий стук вагонных колес:

Жил да был крокодил.

Он по улицам ходил,

Папиросы курил,

По-турецки говорил, -

Крокодил, Крокодил Крокодилович!

Корнею Ивановичу все это казалось, вероятно, чистейшей ерундой, но мальчик неожиданно затих и стал слушать.

     О том, что было дальше, Корней Иванович потом вспоминал так: «Стихи сказались сами собой. Об их форме я не заботился… . Единственная была у меня забота – отвлечь внимание больного ребенка от приступов болезни. Поэтому я страшно торопился… ставка была на скорость, на быстрейшее чередование событий и образов, чтобы больной мальчуган не успел ни застонать, не заплакать. Поэтому я тараторил, как шаман:

И дать ему в награду

Сто фунтов винограду,

Сто фунтов мармеладу,

Сто фунтов шоколаду

И тысячу порций мороженого!»

     Мальчик перестал капризничать, слушал, не отрываясь, а потом спокойно уснул. Но наутро, едва просувшись, он тотчас же потребовал, чтобы отец снова рсссказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.

     Быть может, этот случай и не имел бы никаких последствий. Но вскоре с Корнеем Ивановичем вновь произошло нечто подобное. Он сидел за своим письменным столом и работал над важной статьей, котоую ему заказал один серьезный научный журнал. Вдруг он услышил громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Корней Иванович вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам –

Стыд и срам! Стыд и срам!

     Так родился на свет знаменитый «Мойдодыр». С тех пор прошло много лет. К.Чуковский прожил долгую жизнь (77лет). Его книги любите вы, любят ваши папы и мамы, любили дедушки и бабушки. А что еще вы знаете о жизни К.Чуковского?

Девочка:

Чуковский, Чуковский… О нем с детства каждый все знает. Сначала его произведения читают нам, потом мы читаем соим детям, потом внукам, потом правнукам и т.д. Да, наизусть все знаем! А вот мы сейчас и проверим, действительно ли все? Вот попробуйте, угадайте из какого стихотворения взяты эти строки:

Рыбы по морю гуляют

Жабы по небу гуляют. (Путаница)

Что такое? Что случилось?

Отчего же все кругом

Завертелось, закрутилось

И помчалось кувырком?... (Мойдодыр)

По базарам, по базарам

Буду, буду я гулять!

Буду даром, буду даром

Пироги я раздавать!

Кренделями, калачами

Ребятишек угощать. (Бармалей)

- Вспомните, какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки из произведений К.Чуковского:

 Только вдруг из-за кусточка,

Из-за синего лесочка

Из далеких из полей

Прилетает… (воробей) Тараканище

Он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок и червячок

И медведица!

Всех издечит, ицелит

Добрый доктор… (Айболит)

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными …. (грибами) Путаница

Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые –

В них застежки… (золотые) Муха-Цокотуха

-Вспомните, кто в стихотворении К.Чуковского это сказал:

Не кричи и не рычи,

Мы и сами усачи,

Можем мы и сами

Шевелить усами! (раки) Тараканище

Если только захочу и

Луну я проглочу! (Крокодил) Краденое солнце

А за ним-то народ

И поет и орет!

Вот урод так урод!

Что за нос, что за рот!

И откуда такое чудовище?(Крокодил)

Ой вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы пойдите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять.

А поганых тараканов я повыведу,

Прусаков и пауков я повымету! (Федора) Федорино горе

-Назовите сказку, в которой происходит «страшное преступление» - попытка убийства. (Муха-Цокотуха)

- Какие герои К.Чуковского были страшными злодеями, а потом перевоспитались? (Бармалей Крокодил)

Из какой сказки взяты строчки:

Через болота и пески

Идут звериные полки,

Их воевода впереди,

Скрестивши руки на груди.

Они идут на Петроград,

Они сожрать его хотят,

И всех людей,

И всех детей

Они без жалости съедят.

О бедный, бедный Петроград!   Крокодил

Мальчик

Хорошо! Но это еще гн все. У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял и вы должны помочь найти владельцев. Но вы должны не только назвать, кому принадлежала эта вещь, но и прочитать строчку из произведения, в которой о ней говорится.

Мальчик (достает из мешка)

Телефон (У меня зазвонил телефон)

Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперед, а за ним комарики на воздушном шарике)

Мыло (Тут и мыло подскочило…)

Блюдце (А за ними блюдца, дзынь ля-ля)

Термометр (И ставит, и ставит им градусники)

- .ну, вы, конечно, молодцы! Но все же, убедились, что помните и знаете не совсем все! Так давайте же сегодня все вместе вспомним Корнея Ивановича Чуковского и его замечательные книги.

Учитель

Корней Иванович всегда был веселым и жизнерадостным человеком. Даже родился он 1 апреля. А Первое апреля, как известно, считается днем шуток, веселья и смеха. Это было 1 апреля 1882 года. Так, сейчас бы ему исполнилось 130 лет. Всю его жизнь вокруг него ни на миг не смолкая слышалась звонкая детская речь «Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться!» - писал Чуковский. Свою книгу «От двух до пяти» он посвятил детям.

(Мальчик и девочка разыгрывают сценку)

Мальчик

Когда Ляле было 2,5 года ее спросил какой-то незнакомец: «Ты хотела бы быть моей дочкой?» Она величаво ответила…

Девочка

Я мамина и больше никовойная.

Мальчик

А однажды, гуляя по взморью, она впервые в жизни увидела пароход и закричала…

Девочка

Мама, мама, паровоз купается!

Учитель

Да, приятно узнавать от детей, что у лысого – голова босиком, что от мятных лепешек во рту сквознячок, что муж стрекозы – стрекозел.

Очень забавляли К.Чуковского детские высказывания.

Девочка

Жил-был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона.

Мальчик

Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!

Девочка

Наша бабуля зарезала зимой гусей, чтобы они не простудились.

Мальчик

Ну, Нюра, довольно, не плачь!

Девочка

Я плачу не тебе, а тете Симе!

Мальчик

А вы знаете, что Корней Иванович был очень трудолюбивым человеком. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей». И сейчас мы с вами будем вместе их угадывать.

  1. Был белый дом,
    Чудесный дом,
    И что-то застучало в нём.
    И он разбился, и оттуда
    Живое выбежало чудо, - 
    Такое тёплое, такое
    Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок)
  2. Красные двери
    В пещере моей,
    Белые звери
    Сидят
    У дверей.
    И мясо и хлеб — всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю! (Губы и зубы.) 

  1. Хожу-брожу не по лесам,
    А по усам, по волосам,
    И зубы у меня длинней,
    Чем у волков и медведей.(Гребешок.) 
  2. Мудрец в нём видел мудреца,
    Глупец — глупца,
    Баран — барана,
    Овцу в нём видела овца,
    И обезьяну — обезьяна,
    Но вот подвели к нему Федю Баратова,
    И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало.) 
  3. Ах, не трогайте меня:
    Обожгу и без огня! (Крапива.) 
  4. Я лаю со всякой
    Собакой,
    Я вою
    Со всякой совою,
    И каждую песню твою
    Я вместе с тобою
    Пою.
    Когда же вдали пароход
    Быком на реке заревёт,
    Я тоже реву:
    «У-у!» (Эхо.) 
  5. Вот иголки и булавки
    Выползают из-под лавки.
    На меня они глядят,
    Молока они хотят.(Ёж.) 
  6. Два коня у меня,
    Два коня.
    По воде они возят меня.
    А вода
    Тверда,
    Словно каменная! (Коньки.) 

Учитель

А сейчас мы услышим голос Чуковского. Корней Иванович сам читает свою сказку «Телефон»

Девочка

Еще много раз мы будем встречаться с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о Житкове, с которым он учился в одном классе, прочитаем в старших классах «Серебряный герб». И навсегда Чуковский останется для нас замечательным переводчиком. Он подарил нам радость встречи с такими героями, как барон Мюнхгаузен, Робинзон Крузо, Том Сойер, Гекльберри Финн, маленький Оборвыш, Принц и Нищий, Рикки-Тикки-Тави и другими.

     Произведения Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, радоваться. Без этой способности человек – не человек.

      Ираклий Андроников писал, что талант у К.Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. Не расставайтесь с этим писателем всю жизнь!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в сказочную страну" по произведениям К.И. Чуковского

Урок закрепления знаний по произведениям К.И. Чуковского разработан в игровой форме....

Литературное путешествие по стране невыученных уроков (по произведению Лии Гераскиной)

Цели:1. Обобщить знания учеников по данному произведению;2. Расширить кругозор учеников в области художественной   литературы;3. Развивать устойчивый интерес к книге как к источнику зн...

Путешествие в страну Театралию по произведениям Сергея Михалкова

Внекласное мероприятие посящено двойному событию марта: дню Театра и 100-летию со дня рождения Сергея Владимировича Михалкова - и содержит в себе текстовое содержание занятия. Презентация прилагается....

Презентация "День Театра - Путешествие в страну Театралию по произведениям Сергея Михалкова"

Внекласное мероприятие посящено двойному событию марта: дню Театра и 100-летию со дня рождения Сергея Владимировича Михалкова - и содержит в себе текстовое содержание занятия. К презентации....

Литературная игра по произведениям К.И.Чуковского

Литературная игра посвящена произведениям К.И. Чуковского "Мойдодыр", "Айболит", "Крокодил", "Федорино горе" и др. Эту игру можно проводить с учащимися 1 - 2 классов....

Путешествие в страну Доброты (игра 2 класс)

Через игру дети узнают о происхождении слова "доброта", расширят свои знания об этом качестве...

Урок-игра по произведениям К.И.Чуковского 1 класс

Урок-игра по произведениям К.И.Чуковского 1 класс...