обучение чтению в коррекционной школе 8 вида
статья по чтению (2 класс) на тему
Формирование и совершенствование навыков правильного и осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта посредством логически выстроенной системы упражнений
Скачать:
Предварительный просмотр:
КС(КО)У «Калининская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат 8 вида»Вурнарского района Чувашской республики
Формирование и совершенствование навыков правильного и осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта посредством логически выстроенной системы упражнений.
Учитель начальных классов
Яблокова Валентина Николаевна
с.Калинино.
2012г
Формирование и совершенствование правильного и осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта я считаю одной из важных проблем, от качественного решения которой зависит заинтересованное отношение детей к чтению книг.
Реальная же практика показывает, что дети не владеют на достаточно высоком уровне этими умениями (навыками). А обучать чтению – значит готовить ребенка к жизни, формировать определенное отношение к ней. Обогащать жизненный и эмоциональный опыт растущего человека.
К. Д. Ушинский утверждал, что основой в чтении выступает понимание – «понимать чтение … составляет главную задачу при обучении грамоте». «Читать - это еще ничего не значит; что читать и понимать прочитанное – вот в чем главное дело ». Развивая эти установки великого педагога, его последователь, выдающийся русский методист Д. И. Тихомиров писал: «Можно и на первых шагах обучения приучить ученика читать и мыслить, а через это прививать интерес к чтению ».
Основу процесса чтения составляет триединство следующих психофизиологических компонентов:
1. Зрительное восприятие графического образа слова.
2. Воспроизведение звукового образа слова.
3. Понимание значения слова.
Правильность – это чтение без искажений, без ошибок. Т. Г. Егоров считает, что причина ошибочного чтения у учащихся с нарушением интеллекта заключается в том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмысливанием содержания. Дети искажают те слова, смысла которых не понимают из-за слабой связи между восприятием и осмыслением.
Однако ещё в давние времена было подмечено, что на самых первых шагах в овладении чтением наибольшие трудности падают на правильность и осознанность чтения.
Навык чтения требует длительного времени для своего совершенствования. Выделяются три этапа процесса формирования данного навыка: аналитический, синтетический и этап автоматизации. В начальных классах проводится работа по двум этапам:
• Аналитический этап приходится на период обучения грамоте и характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слов по слогам.
• Для синтетического этапа характерно чтение целыми словами, при этом зрительное восприятие слова и его произнесение почти совпадают с осознанием значения. На синтетическое чтение учащиеся переходят в 4 классе.
Особенность формирования навыка правильного чтения связано с процессами фонематического слуха, звукопроизношения с развитием поля чтения. Правильность чтения служит средством для сознательного чтения текста.
Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения, последовательно усложняя задания.
Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным, эмоциональным.
Изучая навыки чтения детей с нарушением интеллекта я обращаю внимание на то, как ученики читают вслух или про себя, так как одним из требований программы коррекционной школы VIII вида является научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
Чтение вслух – это чтение для других. Как свидетельствуют исследования З. Н. Смирновой оно является важным условием для осознания и понимания ребенком с нарушением интеллекта смысла и содержания текста.
Чтение про себя также необходимый компонент в обучении чтению, потому что правильно поставленное молчаливое чтение способствует развитию самостоятельности учащихся при восприятии и усвоении ими содержания читаемого. Чтение молча обеспечивает развитие любви к книгам.
Свои уроки стараюсь строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у учащихся положительную мотивацию, интерес к чтению и книге вообще.
Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыков правильного чтения является речевая гимнастика. Для правильности чтения необходимо развивать подвижность артикуляционного аппарата. Темп зрительного восприятия текста во многом зависит от возможности речедвигательного канала. У учащихся с отклонением в развитии нарушена подвижность и координация органов артикуляции. Поэтому на уроке уже на этапе речевой гимнастики я провожу 3-4 артикуляционных упражнения. Во время разминки включаю упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим медленно, умеренно, быстро). Она готовит учащихся к правильному прочтению слов, их коррекции.
Речевая гимнастика проводится в течение 3-5 минут. В зависимости от целевой направленности и характера упражнения. Кроме того, некоторые упражнения могут стать частью физкультминуток. Речевую гимнастику провожу сидя или стоя.
Речевая гимнастика включает:
• упражнения для дыхания;
• упражнения по модуляции силы голоса;
• упражнения по отработке интонации, темпа речи;
• упражнения по совершенствованию выразительности речи;
• упражнения по совершенствованию произношения (звукопроизношения и дикции) .
Приведем примеры речевой гимнастики.
Учимся регулировать дыхание
Упражнение выполняется стоя. Учитель объясняет детям, что стоять нужно прямо, спокойно, непринужденно, не прикасаться к доске или стене, не раскачиваться. Учитель встает лицом к классу и показывает, как следует набирать воздух в легкие и как при выдохе медленно расходовать его; обращает внимание на то, что вдох делается через нос, бесшумно и легко.
Затем учащиеся вместе с учителем делают вдох; на счет «раз» задерживают дыхание, потом хором на одном выдохе читают до трех, затем до четырех и пяти. Вместо счета при выдохе тихо произносят либо предложение, либо слова математика, электричество. Учитель обращает внимание на то, чтобы конец слова (предложения) звучал четко и с такой же силой, как начало.
Отработка произнесения гласных звуков.
1) Вдохнуть и произнести все гласные звуки. Сначала учащиеся тренируются хором.
ЭАО
2) Даю сочетания:
а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о и т. д.
В дальнейшем этот навык закрепляется при чтении. Учитель демонстрирует детям, как надо переводить дыхание во время чтения: дышать ровно и незаметно для слушателей; перед чтением длинных предложений (без пауз) он напоминает ученикам, чтобы они набрали достаточно воздуха, экономно его расходовали для того, чтобы прочитать предложение от начала до конца, не прерываясь.
Учимся говорить ясно, отчетливо
Для того чтобы научить детей говорить ясно и отчетливо, необходимо выполнять следующие упражнения, направленные на уточнение произношения отдельных звуков, на правильное использование звуков в словах и предложениях, на развитие дикции учащихся. Здесь можно активно использовать чистоговорки и стихотворные тексты. Например:
Мы-шонку щеп-чет мышь:
- Ты все шур-шишь, не спишь!
Мы-шо-нок шеп-чет мыши:
- Шур-шать я бу-ду ти-ше.
Все виды упражнений подобного характера можно сочетать с программным материалом раздела «Звуки и буквы» по русскому языку. Например, при изучении дифференциации звуков [с] — [з] после уточнения произношения указанных звуков и упражнений на сравнение используют следующую чистоговорку:
Укусила пса .
В самый нос оса.
Захотелось псу
Съесть осу.
А оса спаслась —
Унеслась!
Тренировка в четкости произношения парных согласных по звонкости - глухости:
В З Ж Г Б Д
Ф С Ш К П Т
Тренировка в произношении согласных в сочетании с гласными:
МА, МО, МУ, МЫ, МЭ, МИ
Учимся говорить быстро, медленно
Чтобы научить детей говорить быстро или медленно, следует выполнять упражнения, цель которых заключается в выработке навыка изменять темп в момент речи, что способствует совершенствованию дикции. Кроме того, такие упражнения помогают развитию слухового восприятия и способностей к звукоразличению, совершенствованию артикуляции.
Эти виды работы включают использование скороговорок (например, «На дворе трава, на траве дрова»; «У Сени и Сани в сетях сом с усами»; «Сеня вез воз сена», а также стихотворений, например:
Все клены стали рыжие,
И не один не дразнится.
Раз все равно все рыжие —
Кому какая разница?
Учимся говорить громко, тихо
Научить ребенка говорить громко или тихо помогут упражнения, направленные на развитие умения регулировать силу голоса в зависимости от ситуации. Можно использовать специально подобранные стихотворения с последующим их прочтением, например стихотворение Е. Трутневой «Эхо» и др. Некоторые упражнения для речевой гимнастики имеются в методическом аппарате учебника по чтению.
Чтение шепотом и медленно:
а) Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Му-му-му – молоко кому?
Ры-ры-ры – летают комары.
б) Чтение тихо и умеренно:
арка-арца арла-арча
арта-арда арса-аржа
в) Чтение громко и уверенно:
гарь-парь-жарь
дверь-зверь-червь
Пятиминутка чтения — этап урока, который позволяет совершенствовать технику чтения и увеличивать время, отводимое на чтение.каждым учеником. Этот этап включает:
• чтение слоговых таблиц различных модификаций;
• чтение трудных по слоговому и морфемному составу слов, дополнительных, облегченных текстов, доступных для самостоятельного прочтения детьми с нарушением интеллекта;
• чтения по догадке.
Еще одной задачей пятиминуток чтения является расширение поля чтения учащихся как условие совершенствования техники чтения.
Пятиминутка чтения может проводиться учителем на любом этапе урока одновременно с работой над текстом.
Для формирования навыка правильного чтения использую следующий ряд упражнений:
1 группа: упражнения, направленные на развитие памяти, внимания.
1. Игра «Фотограф».
На ленте 5-6 букв из текста, читаемого на уроке. За определенное время учащиеся должны прочитать слова, запомнить их. Затем одно слово учитель убирает. Спрашивает детей: Что изменилось? Какое слово исчезло?
2. За одну минуту найти в тексте слова на заданную букву (например, найди слова на букву «д»). Первый вариант – в первом абзаце (6 слов, второй вариант – во втором абзаце (3 слова). Текст: Е. Пермяк «Для чего руки нужны».
3. Найди лишнюю букву (фотографируем) : а, о, в, у, и. Дети должны за 30 секунд запомнить все буквы и назвать лишнюю (буква «в», так как она согласная) .
4. Найди лишний слог: бо, но, ко, со, кы, ро («кы», так как остальные с буквой «о», а этот с буквой «ы») .
5. Раздели слова на 2 группы:
а) корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока;
1 группа – «Домашние животные»
2 группа – «Птицы»
б) заяц, горох, ежик, медведь, капуста, волк, огурец.
1 группа – «Животные»
2 группа – «Овощи»
2 группа: упражнения со словами.
1. Чтение слов, отличающихся одной буквой: мел – мель, мыл – мыль, мал – мял, мышка – мишка, мишка – миска.
2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы: куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, масло – смола, мошкара – ромашка.
3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания: приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, черное, желтое.
4. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением) .
5. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.
Пе-ре-ло-жи-ла - переложила
По-про-щал-ся - попрощался
По-гля-ды-вал – поглядывал
6. Чтение скороговорок-перевёртышей
Акнёноров аноров алинороворп
(см. Приложение 2) .
Наиболее важным является воспитание сознательности чтения учащихся. Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли художественных средств.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т. к. это вид деятельности имеет важное коррекционное значение.
Паскаль сказал: «Мы ничего не поймём, если будем читать слишком быстр или слишком медленно».
Наибольшие возможности для развития сознательности чтения школьников заложены в таких видах работ, как:
• подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности) ;
• установка на целенаправленное восприятие текста;
• первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;
• беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков) ;
• словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом) ;
• работа над планом (словесное рисование — иллюстрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем — деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части) ;
• пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту) ;
• разбор жизненных ситуаций;
• заключительная, обобщающая беседа.
Реализация задачи по развитию сознательности чтения учащихся предусмотрена методическим аппаратом учебника. В нем представлены вопросы и задания по анализу содержания частей и произведения в целом; словарная работа; мате риалы для эмоционально-оценочной беседы; работа над составлением плана: приемы словесного рисования, озаглавливание частей текста, придумывание заголовков и т. д.
Упражнения для развития навыка осознанного чтения
1 группа: логические упражнения.
1. Что общего в словах и чем они различаются?
Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
2. Назови одним словом.
Ворона, воробей, ласточка, синица; ножницы, молоток, топор, грабли; шарф, варежки, пальто, кофта; телевизор, утюг, пылесос, холодильник; картофель, свекла, лук, капута; лошадь, корова, свинья, овца; туфли, сапоги, тапочки, кроссовки; липа, береза, ель, сосна; гусь, утка, курица; зеленый, синий, красный, желтый.
3. Раздели слова на группы.
Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.
Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.
4. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: подорожник, клевер, щавель, мать-и-мачеха, береза.
Насекомые: сорока, муха, жук, комар, пчела, ворона, воробей.
Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.
5. Какая буква, слог, слово лишние?
а у р о ы
ма ра ла ны та
ку на ды ти ло
2 группа: игры со словами.
1. Игра «Найди слово в слове».
Например, смородинка (родина, сок, доска и т. д.) .
2. Игра «Кто как кричит».
Гусь – пищит
Утка – кудахчет
Курица – гогочет
Петух – крякает
Цыпленок – кукарекает
3. Игра «Назовите родителей»
У цыпленка – утка
У утенка – гусыня, гусак
У гусенка – курица, петух
4. Составь слова из данных букв.
у, х, л, к, п, е, с, о
5. Чтение двухсложных слов с пропущенной буквой.
И РА
Г РЯ
М ША
6. Чтение двухсложных слов с двумя пропущенными буквами.
З_М_К
М Р З
7. Разбор значений слов-синонимов:
ключ – родник,
воин – солдат- боец,
зябнуть – стынуть- мерзнуть,
забор – изгородь- плетень,
стеречь – охранять-караулить- сторожить,
храбрый – смелый- отважный- мужественный
8. Измени слова по образцу:
кленовые листья – листья клёна
городские улицы - …
сосновый запах - …
сделан из камня – каменный
сделан из бумаги - …
сделан из соломы - …
3 группа: работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами.
1. Составь текст (перестановка предложений, тексты подбираются к теме урока.
2. Составь предложения к теме урока.
В школе.
Школа, класс, парта, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.
3. Закончи рассказ.
Забота о птицах.
Наступила морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу …
4 группа: работа с текстом (учебник) .
1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.
2. Расположи вопросы по порядку содержания текста.
3. Зачитай ответ на 2-ой вопрос.
4. Задай вопросы по тексту или по части текста.
5. Определи сколько частей в тексте.
6. Работа над заголовком.
7. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
8. Составление кроссвордов по тексту.
9. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
10. Пересказ по вопросам и без них.
11. Составление плана текста.
12. Подбор иллюстрации к тексту.
13. По иллюстрации определить содержание текста.
14. «Разрушенные тексты».
15. Наведи порядок.
16. Определение главной мысли текста по заголовку
17. По иллюстрациям к тексту определить его содержание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный план ученика 8 класса (форма обучения - на дому) коррекционной школы 8 вида
Учебный план ученика 8 класса (форма обучения - на дому) коррекционной школы 8 вида . Материал содержит: расписание уроков, учебный план, пояснительную записку, календарно-тематическое...
техника чтения в коррекционной школе 8 вида
Многие задают вопросы по нормам техники чтения в коррекционной школе. В новых программах этого нет, но есть в старой программе. которую новая повторяет ( кроме математики) ....
Методическая разработка "Применение словесных методов в процессе обучения географии специальной (коррекционной) школе 8 вида"
Введение.Одним из условий подлинно научного подхода к созданию основ обучения умственно отсталых детей является обязательность и правильность учета особенностей аномального развития ребенка. Логичес...
Особенности усвоения материала по чтению учащихся коррекционной школы 8 вида
На уроках чтения в младших классах вспомогательной школы учащиеся получают элементарные сведения о природе и обществе, которые служат основой формирования у них материалистичес...
Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс коррекционной школы 8 вида
Рабочая программа по трудовому обучению разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – ...
методические приемы обучения выразительному чтению учащихся коррекционной школы VIII вида
Данная статья поможет Вам закрепить материал по технике чтения....
Деятельностный подход в обучении детей в коррекционной школе III-IV вида
В материале расрывает характерные особенности урока в рамках деятельностно-компетентностной образовательной модели, функции и задачи учителя на уроке...