Урок чтения в 4 классе.
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Алексей Толстой «Фофка».
ЦЕЛЬ: 1. Выявить особенность сказок А.Н. Толстого (отсутствие традиционного сказочного сюжета, отражение особенностей детской психологии, детского восприятия мира).
- Совершенствовать навыки чтения, выборочного пересказа.
- Развивать речь учащихся.
- Воспитывать любовь к сказке.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со словарными словами, плакаты с потешками, магнитофон.
- Организационный момент урока.
- Ребята, сегодня мы продолжим с вами путешествие с Игорем и Олей по сказкам А.Н. Толстого. Но прежде чем отправиться в путешествие сделаем небольшую разминку.
- Динамическое чтение.
- Давайте прочитаем небольшие считалки и потешки.
- Цынцы - брынцы, балалайка,
Цынцы - брынцы, заиграйка,
Цынцы - брынцы, не хочу,
Цынцы - брынцы, спать хочу!
Цынцы - брынцы, куда едешь?
Цынцы - брынцы, в городок.
Цынцы - брынцы, чего купишь? Цынцы - брынцы, молоток.
- Цып-цып-цыплятки,
есть водица в кадке.
Кто меня боится,
Тем не дам водицы
Вот бегут цыплятки,
Не боятся кадки.
Возле кадки блюдце,
Все они напьются.
- Не хочу один клевать я!
Пусть скорей приходят братья!
- Где же они? - Под старой липой!
- Как зовут их? - Цыпа - цыпа!
- Проверка домашнего задания.
- Давайте отгадаем загадку.
Был поленом, стал мальчишкой
Обзавелся умной книжкой.
- Кто это?
- Правильно, это Буратино.
- Скажите, кто написал эту сказку?
- С чем вы познакомились на прошлом уроке?
- Правильно, на прошлом уроке мы с вами познакомились с историей создания и написания этой сказки.
- Как вы поняли, почему Алексей Толстой вместо перевода сказки Карло Коллоди написал новую книгу?
- А как на этот вопрос ответил бы сам Алексей Толстой? Прочитайте.
- Кому была посвящена эта сказка?
- При каких обстоятельствах писалась эта книга? Давайте прочитаем эти строки.
- Какие чувства вложил А.Н. Толстой в эту сказку? Прочитайте.
- Ребята, скажите, а что заметил С.Я. Маршак, наблюдая за Толстым, когда он писал эту книгу?
- Как вы думаете, зачем нужно знать о творчестве писателя, книги которого читаешь?
- Правильно, чтобы лучше понять художественное произведение, надо знать и биографию писателя, и биографию самой книги: как она создавалась.
- Первичное восприятие текста.
- Чтобы ваше представление о творчестве А.Н. Толстого было более полным, сегодня мы с вами прочитаем сказку.
Вам предстоит сравнить эту сказку и другими. Чем она отличается? В чем ее особенность? Давайте прослушаем. Я включаю магнитофонную запись, а вы следите.
а) чтение «буксиром»;
б) беседа по прочитанному.
- Чем сказка отличается от других сказок?
- В чем ее особенность?
- Правильно, ребята, сказка не похожа на обычную, скорее напоминает рассказ о детях. В ней нет волшебства, волшебных героев, нет характерных для сказки зачина и концовки, зато есть диалог героев, на котором и построено повествование. А это для сказки не характерно. Давайте сделаем вывод, что это рассказ о детях, причем от лица одного из них. Дети придумали сказочного волшебного цыпленка Фофку, боялись его, находили разные подтверждения его существования, придумали и способ избавления. Это рассказ о детских фантазиях.
- Словарная работа.
- приказчик - продавец
- горничная - женщина, которая следит за хозяйством.
- лампадка - это такой сосуд, куда наливается специальное масло и
зажигается.
- Выборочное чтение.
- Что насторожило детей?
- С чего начались их страхи?
- Когда дети почувствовали, что нарисованный цыпленок необычный?
- Что усилило их страхи?
- Как отнеслись взрослые к озабоченности детей?
- Чем объяснили дети появление Фофки в комнате? Какие грехи они вспомнили?
- Как вы думаете кто цапнул Никиту за нос?
- Значит Зина - главная фантазерка и выдумщица.
- Что она придумала?
- Прочитайте заговор от Фофки. Чтение заговора.
Заговор отличается наивностью, но в то же время традиционностью формы.
VI. Повторное чтение текста и деление на части.
1. Самостоятельная работа учащихся по плану, записанному на доске.
ПЛАН РАБОТЫ.
- Перечитайте текст.
- Разделите его на 4 части.
- Озаглавьте каждую часть, запишите.
2. Работа над частями текста.
- Обобщающая беседа.
Читая эту сказку, нам кажется, что Толстой играл с читателями в какую-то веселую игру, доставлявшую удовольствие не только нам, но и прежде всего ему самому. Можно даже себе представить, как хитро он улыбался, как весело блестели его глаза, когда сочинялся его рассказ. Так как же надо писать для детей?
- Итог урока. Оценивание.
IX. Домашнее задание:
Нарисовать Фофку таким, каким он казался детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100» Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»
Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100» Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»...
Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"
Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....
Интегрированный урок -путешествие "Подарки нашим мамам" , урок чтения ,2 класс.
Урок - путешествие рекомендую проводить с приглашением мам учеников. Урок -подарок для любимых мамочек в День матери или к 8 марта....
Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.
- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...
Урок чтения 1 класс "Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ф, ф.
Урок закрепления изученной буквы. Сопровождается с флипчартом (интерактивная доска)...
Урок чтения 3 класс. Семейное чтение. Н.Носов Карасик. Смысл поступка.
Конспект урока по литературному чтению 3 класс к авторской программе Л.Ф.Климановой, Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий ...
Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Д,д"
Чтение. Урок-сказка "Чтение слов с буквой Д,д"...