Рабочая программа по литературному чтению 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс по УМК "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_liter_chtenie_1_klass.doc | 435 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Завьяловская средняя общеобразовательная школа №1 Завьяловского района» с. Завьялово
ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
МО учителей начальных классов заместитель директора Директор МБОУ «ЗСОШ №1» Протокол № от « » « » 2012г
по УВР Жукова М.А. __________________
________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Литературное чтение
УМК «Начальная школа XXI века »
Рабочая программа учебного предмета « Литературное чтение» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения
Составитель: учитель начальных классов
Данилина Зоя Ивановна
1 квалификационная категория
2012- 2013
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе федерального компонента, государственного стандарта, примерной программы по литературному чтению и авторской программы «Начальная школа XXI века» (Л.А.Ефросинина) М.:Вентана- Граф, 2011.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: учебник « Букварь» (I-II часть) 1 класс Л.Е. Ефросинина, А.О.Евдокимова - М.:Вентана- Граф, 2011., учебник «Литературное чтение».1класс Л.А.Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2011, Учебная хрестоматия. Литературное слушание. 1 класс Л.А.Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2011, рабочая тетрадь «Литературное чтение» 1 класс Л.А Ефросинина М.: Вентана-Граф, 2011.
Литературное чтение как самостоятельный предмет изучается со второго полугодия первого класса. В федеральном базисном плане образовательных учреждений РФ на изучение литературного чтения в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего 68 часов, 17 рабочих недель. Всего на курс «Литературное чтение» в 1 классе отводится 132 часа. В I полугодии предмет «Литературное чтение» входит в курс обучение грамоте и обеспечивается учебником «Букварь», ч 1. Во II полугодии- учебниками « Букварь», ч. 2 и «Литературное чтение»
В 1-ом классе по замыслу автора проводятся уроки литературного слушания и работы с детской книгой- 1 час в неделю (33 часа в год) Они проходят в тот период обучения, когда дети ещё самостоятельно не читают, и поддерживают их интерес к чтению и книге.
С 1-го класса чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное - развитие личности младшего школьника.
Рабочая программа по литературному слушанию реализует следующие цели обучения:
- формирование читательской деятельности:
-воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст);
-понимать читаемое (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения);
-производить текст (уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации;
-овладение элементарными литературными представлениями и знаниями;
-освоение культуры речи.
Задачи курса литературного чтения:
-обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
-система работы над навыками чтения.
-включение учащимися в эмоционально - творческую деятельность в процессе чтения.
-формирование литературных представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
-расширение круга чтения учащимися, создание «литературного пространства».
Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение
и учёт индивидуальных возможностей каждого ребенка.
В 1-ом классе проводятся уроки литературного слушания и работы с детской книгой. Они проходят в тот период обучения, когда дети ещё самостоятельно не читают, и поддерживают их интерес к чтению и книге.
Используется тематический и жанрово - тематический принципы. Учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа.
Новизной данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Межпредметные связи:
- с уроками письма: составление и запись предложений о героях литературных произведений;
- с уроками изо: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
- с уроками труда: изготовление книг - самоделок, групповые творческие работы.
В 1-ом классе используются словесные оценки: «читаешь хорошо»; «читаешь хорошо, но есть ошибки»; «читаешь пока медленно и с ошибками, поэтому надо больше читать». Темп чтения 25-30 слов.
В I полугодии по литературному чтению проводится 4 текущих проверки и 1 итоговая; во II полугодии: 4 текущих проверки и 3 итоговых проверки.
Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами обучения в первом классе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в первом классе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения в первом классе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, умение декламировать (читать наизусть стихотворные произведения)
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса:
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны уметь:
- слушать сказки, рассказы, стихотворения;
- читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты;
- пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне пересказывать по готовому плану;
- знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения;
- самостоятельно читать небольшие по объему произведения (сказки, стихи, рассказы). Более высокий уровень самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе);
- работать с доступными книгами — справочниками и словарями.
Читательские умения:
- различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку;
- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;
- узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
- находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;
- знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;
- различать книги по темам детского чтения.
Литературное чтение и слушание.
Круг чтения:
- произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов,
- стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов — классиков века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы, научно-познавательная книги, юмористические произведения.
Примерная тематика:
- произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, животным, природе; о дружбе, правде, добре и зле.
Жанровое разнообразие:
- сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
- произведение, фольклор, чтение, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс,
- тема, литературный герой, фамилия автора, заглавие, абзац.
Восприятие литературного произведения:
- эмоциональная отзывчивость, понимание эмоционального настроения литературного произведения, нахождение сходств и различий в настроении героев. Обоснование суждений «нравится — не нравится». Элементарная оценка эмоциональных состояний героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев,
- умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).
Творческая деятельность:
- проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинительстве небольших сказок и историй,
- разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх,
- сочинение историй с литературными героями,
- рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.
Навык чтения:
- плавное чтение слогами и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся,
- выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания,
- чтение наизусть небольших стихотворений, отрывков (2-3 предложения)
- I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
- II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 25 – 30 слов в минуту.
Работа с текстом:
- практическое отличие текста от набора предложений,
- выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя,
- знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий,
- озаглавливайте текста (подбор заголовков),
- составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
Перечень обязательных лабораторных,
практических, контрольных и других видов работ
1 класс
В первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 30 – 40 слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений.
Cодержание программы
На начальном этапе (в 1 и 2 классах) используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.
Как осуществляется процесс обучения литературному чтению в 1–4 классах? В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания — слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).
В период обучения грамоте 1 ч в неделю приводится урок литературного слушания, после обучения грамоте — 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с детскими книгами.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).
Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения).
Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.
Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.
Литературоведческая пропедевтика. Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.
Чтение: работа с информацией. Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.
Формы и средства контроля
Требования к организации контроля
- Необходимо учитывать психологические особенности шестилетнего ребёнка: неумение соотнести полученные результаты с образцом, слабый контроль и самоконтроль, неумение найти ошибки и неточности в работе, определить причину их возникновения.
- Существенное значение имеет учёт индивидуальных возможностей школьников, специфика их обучаемости, не только темп, но и характер овладения способами действий при решении учебной задачи.
- В соответствии с установленными Министерством образования РФ требованиями, в первом классе не используется балльная (выраженная в отметках или других знаках) оценка.
- Необходимо повышать роль положительной словесной оценки. Это относится прежде всего к оценке процесса деятельности ученика и отношения его к выполнению учебной задачи.
Виды проверочных и контрольных заданий
Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения предлагаются задания разных видов:
- комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);
- литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);
- тесты по изученному произведению, теме, разделу;
- тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;
- диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;
- тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);
- тексты и задания для проверки навыка чтения молча (в конце 3-го и 4-го классов);
- комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);
- итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ);
- контрольные работы для проверки умений работать с книгой (в конце первого и второго полугодий в 1-м классе, в конце первого полугодия во 2-м классе). Начиная со второго полугодия во 2-м классе, задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Тесты (вид проверочных и контрольных работ)
Тесты как форма проверки и контроля требуют от учащихся хорошей подготовки, самостоятельности, знания изученных произведений и предполагают выбор одного ответа из ряда предложенных. Каждый тест состоит из заданий разной сложности: около 60% заданий доступны большинству учащихся класса (первый уровень подготовки), 20% заданий повышенной сложности доступны учащимся второго уровня подготовки и 20% заданий – учащимся третьего уровня подготовки. Таким образом, дифференциация при составлении теста позволяет каждому ребенку выполнить задания на уровне его возможностей. Тест имеет два эквивалентных варианта для 1-го класса и для первого полугодия 2-го класса. Начиная со второго полугодия 2-го класса предлагается три варианта теста.
Каждый вариант состоит из пяти заданий в 1 классе и 10 заданий во 2–4-х классах. Из предложенных вариантов ответов нужно выбрать верный и отметить его косым крестиком (х). На проведение теста отводится один урок. Задание считается выполненным, если ученик отметил правильный ответ. Выполненное задание оценивается 1 баллом, невыполненное – 0 баллов.
Отметки за выполнение тестовых заданий
(если ученик набрал более 6 баллов, работа считается выполненной):
«5» – ученик набрал 9–10 баллов;
«4» – ученик набрал 7–8 баллов;
«3» – ученик набрал 5–6 баллов;
«2» – ученик набрал менее 5 баллов.
Диагностические задания
Эта форма проверки позволяет выявить не только уровень усвоения учебного материала, но и сформированность учебной и читательской деятельности (умение учащихся самостоятельно находить способ решения учебной задачи, составлять алгоритмы учебных действий, осуществлять самоконтроль и самооценку и т.д.).
Диагностические задания, направленные на изучение учебной и читательской деятельности, помогут учителю контролировать уровень самостоятельности учащихся, способы работы, сформированность самоконтроля и самооценки, а самое главное – развитие младших школьников в процессе овладения ими учебной деятельностью.
Результаты диагностических заданий не оцениваются отметкой. К каждому заданию даны 3–5 ответов, среди которых один верный. Работа включает набор заданий, устанавливающих сформированность основных элементов умственной деятельности, которые условно обозначим словами: осведомленность (два субтеста – задачи), аналогия, классификация, обобщение.
Задания на классификацию и обобщение показывают уровень логических связей на отработанном материале (часть – целое, противоположность, функциональные связи, вид – род, причина – следствие).
Например, ученик на уроке получает отметки «4» и «5», а выполняет диагностические задания на среднем или низком уровне. Возникают вопросы: почему, из-за чего? Учитель ищет причины этих противоречий, отбирает нужные формы работы с каждым учеником, чтобы преодолеть выявленные недостатки.
Для 1-го класса составлен тест из 5 заданий, для 2-го класса – из 10 заданий, для 3-го и 4-го классов дается по 2 теста на каждый год (первое полугодие – 10 заданий, второе полугодие – 15 заданий)
Диагностические задания выполняются каждым учеником на бланках-карточках и оцениваются в баллах:
0 баллов – задание не выполнено;
1 балл – выполнена часть задания или допущены ошибки;
2 балла – задание выполнено верно.
Результаты диагностических работ позволяют определить уровни учебной подготовки каждого ученика (а также группы и класса):
высокий – ученик по большинству заданий получает 2 балла;
средний – ученик по большинству заданий получает 1 балл;
низкий – ученик по большинству заданий получает 0 баллов.
Анализируя выполнение диагностических заданий, учитель может увидеть соотношение между предметными знаниями и уровнем сформированности компонентов учебной и читательской деятельности, внести коррективы в организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Диагностические работы учитель проводит по своему желанию, чтобы определить реальный уровень развития учащихся. Через 2–3 месяца можно предложить этот же тест малоуспешным учащимся, чтобы установить их продвижение или отставание, выявить причины последнего и оказать помощь.
В 1-м классе проверяются овладение слогоаналитическим способом чтения, понимание общего смысла слов и предложений, темп чтения текста (в конце года темп чтения – не менее 30 слов в минуту).
Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание)
1 класс
В 1-м классе используются словесные оценки: «Читаешь хорошо»; «Читаешь хорошо, но есть ошибки»; «Читаешь пока медленно и с ошибками, поэтому надо больше читать».
Оценка «Читаешь хорошо» – ученик читает целыми словами, слова из более чем трех слогов читает по слогам, отчетливо произносит звуки и слова, соблюдает ударение в словах, не допускает ошибок; темп чтения – 25–30 слов в минуту.
Оценка «Читаешь хорошо, но есть ошибки» – ученик читает целыми словами и слогами, отчетливо произносит звуки и слова, но допускает одну-две ошибки; темп чтения – 20–25 слов в минуту.
Оценка «Читаешь пока медленно и с ошибками...» – ученик читает по слогам, допускает более трех ошибок; темп чтения – 15–20 слов в минуту или ниже.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Обучение грамоте (I полугодие)
№ | Наименование раздела программы (букварь 1-2) | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | дата |
1 | День Знаний |
2 | Добукварный период | Выделение предложения из речевого потока. Введение понятия «предложение» (с.4-5) | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
3 | Предложение. Составление предложений по сюжетной картинке (с.6-7) | 1 | интегрированный |
4 | Введение понятия «слово». Различение слова и предложения (с.8-9) | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
5 | Значение слова. Различение понятий «перед», «за», «между» (с. 10-11) Лит.сл. С.Дрожжин «Привет» | 1 | интегрированный |
6 | Интонационное выделение первого звука в словах (с.12-13) | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
7 | Изолированный звук. Сравнение звуков по твердости-мягкости (с.14-15) | 1 | комбинированный |
8 | Знакомство со схемой звукового состава слова «ау» (с.16-17) | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
9 | Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анализ слова «мак» (с.18-19)Лит.сл. Е.Серова «Мой дом» | 1 | комбинированный |
10 | Звуковой анализ слов СЫР, НОС (с.20-21) | 1 | комбинированный |
11 | Сравнительный анализ слов типа КОТ, КИТ.. Составление рассказа по картинкам (с.22-23) | 1 | комбинированный |
12 | Сравнение слов типа ЛУК, ЛЕС по звуковой структуре (с.25-26) | 1 | комбинированный |
13 | Введение понятия «гласный звук» (с.27) Лит.сл.. Д.Павлычко «Где всего прекрасней на земле?» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
14 | Введение понятия «согласный звук». Обозначение согласных звуков в модели слова (с.28-29) | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
15 | Букварный период | Знакомство с буквой А (а) (с.30-31) | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
16 | Знакомство с буквой Я (я) (с.32-33) Лит.сл.. С.Романовсий «Москва» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
17 | Обозначение буквой «я» звукосочетания [йа] в начале слова (с.34-35) | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
18 | Звук [о], буквы Оо (с.36-37) | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
19 | Знакомство с буквой Ёё (с.38-39) | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
20 | Обозначение буквой «ё» звукосочетания [йо] в начале слова (с.40-41) | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
21 | Знакомство с буквой Уу (с.42-43) Лит.сл. «Берёзонька» народная песня | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
22 | Обозначение буквой «ю» гласного звука [у] и мягкости предшествующе-го согласного (с. 44-45) | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
23 | Обозначение буквой «ю» звукосочетания [йу] в начале слова (с.46-47) Алфавит С.Маршак «Ты эти буквы заучи..» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
24 | Знакомство с буквой Э,э (с.48-49) В.Сутеев «Три котёнка» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
25 | Обозначение буквой «е» гласного звука [э] и мягкости предшествующего согласного (с.50-51)Лит.сл. Муса Гали «Земные краски» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
26 | Обозначение буквой «е» звукосочетания [йэ] в начале слова (с.52-53) Е.Пермяк «Про нос и язык» Г.Остер «Меня нет дома» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
27 | Знакомство с буквой «ы» (с.54-55) А.Шибаев «На зарядку – становись!» «Познакомились» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
28 | Буква «и» (с.56-57) Е.Чарушин «Как Никита играл в доктора» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
29 | Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных (закрепление) (с.58-59) Лит.сл. А.Барто «В школу» | 1 | комплексное использование знаний |
30 | Сопоставление слов, различающихся одним зву-ком (с.60-61)А.Шибаев «Всегда вместе» | 1 | комплексное использование знаний |
31 | Звуки [м], [м'], обозначение их буквой «эм» (с.62-63)Г.Цыферов «Маленький тигр» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
32 | Знакомство с буквой «Н, н»Г.Остер «Середина сосиски»Я.Аким «Жадина» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
33 | Звуки [р], [р'], обозначение их буквой «Р,р» (с.66-68) Лит.сл.В.Железников «История с азбукой» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
34 | Знакомство с буквой «Л, л» (с.69-70). Э.Успенский «Если был бы я девчонкой» Рукавичка (р.н.ск.) | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
35 | Мягкий согласный звук [й], буква «ий» (с.71-73)В.Сутеев «Под грибом» Г.остер «Спускаться легче» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
36 | Деление слов на слоги. Слог как минимальная произносительная единица (с.74-76). А.Шибаев «Что за шутки?» Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
37 | Знакомство с буквой «Г, г» (с.77-80), Лит.сл. Л.Пантелеев Буква «ы» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
38 | Звуки [к], [к'], буква «ка» (с.81-83) Б.Житков «Как меня назы-вали» А.Кушнер «Большая но-вость» Л.Пантелеев «Как поросёнок говорить научился» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
39 | Г.Остер. «Так не честно» (с.83). | 1 | комбинированный |
40 | Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости (с.84-87). Е.Чарушин «Яшка»А.Кушнер «Что я знал» | 1 | комплексное использование знаний |
41 | Знакомство с буквой «З, з» (с.88-90). Лит.сл. В.Сутеев «Дядя Миша» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
42 | Звуки [с],[с'], буква «С, с» (с.91-93). Ю.Дмитриев «Медвежата» Г.Снегирёв «Медвежата» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
43 | Сопоставление зву-ков [з] и [с] по звонкости-глухости (с.94-97).М.Карем «Растеряшка» В.Драгунский «Заколдованная буква» | 1 | комплексное использование знаний |
44 | В.Голявкин. «Как я помогал маме мыть пол» (с.96-97). | 1 | комплексное использование знаний |
45 | Знакомство с буквой «Д, д» (с.98-101). Лит.сл. Русская народная сказка «Привередница» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
46 | Я.Пинясов. «Хитрый огурчик» (с.100-101). | 1 | комплексное использование знаний |
47 | Знакомство с буквой «Т, т» (с.102-104). О.Дриз «Горячий привет» Н.Носов «Ступеньки» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
48 | Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости (с.105-108). Г.Остер «Привет мартышке» | 1 | комплексное использование знаний |
49 | Звуки [б], [б'], буква «Б, б» (с.109-112). Лит.сл. Потешки. Пословицы. Скороговорки. Загадки | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
50 | Знакомство с буквой «П, п» (с.113-115). Е.Чарушин «Зайчата» Н.Сладков «Сорока и Заяц» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
51 | Знакомство с буквой «В, в (с..116-118). Н.Сладков «Лиса и Заяц» Н.Носов «Затейники» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
52 | Знакомство с буквой «Ф, ф» (с.119-121). Г.Сапгир «Людоед и принцесса» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
53 | Твердый согласный звук [ж], буква «Ж,ж» (с.122-123).Лит.сл. Г.Скребицкий «Мать» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
54 | Г.Юдин. «Поэты» (с.124). | 1 | комплексное использование знаний |
55 | Твердый согласный звук [ш], буква «Ш,ш» (с.125-128). Дж.Родари «Про мышку, которая ела кошек» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
56 | Мягкий согласный звук [ч'], буква «Ч,ч» (с.129-131).Лит.сл. Е.пермяк «Пичугин мост» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
57 | Мягкий согласный звук [щ'], буква «Щ,щ» (с.132-133). А.толстой «Ёж» Г.Цыферов «Зелёный заяц» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
58 | Знакомство с правилом написания гласных после [ч'] и [щ']: ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ (с.134). В.драгунский «Он живой и светится» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
59 | Знакомство с буквой «Х, х» (с.135-137). «Лиса и журавль» р.н.ск. | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
60 | Твердый согласный звук [ц], буква «Ц, ц» (с.138-141).Лит.сл. С.Маршак «Тихая сказка» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
61 | Знакомство с буквой «Ь» (с.142-143). Н.Сладков «лиса и мышь» Г.Сапгир «Лошарик» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
62 | Г.Юдин. «Отец и мать» (с. 144). | 1 | комплексное использование знаний |
63 | Разделительный мягкий знак (с.145-147). В.Берестов «Картинки в лужах! | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
64 | Разделительный твердый знак (с.148-151). Лит.сл. В.Сутеев «Ёлка» | 1 | изучение и первичное закрепление знаний |
Литературное чтение (II полугодие)
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | дата |
1 | Читаем сказки, загадки, скороговор-ки | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (наизусть) | 1 | комбинированный |
2 | Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» В.Сутеев «Кораблик» | 1 | комбинированный |
3 | К.Булычёв «Скороговорка» В.Бианки «Лис и Мышонок» | 1 | комбинированный |
4 | Загадка Проверь себя | 1 | проверка и контроль ЗУН |
5 | Учимся уму-разуму | К.Ушинский «Играющие собаки» | 1 | комбинированный |
6 | Л.Толстой «Косточка» | 1 | комбинированный |
7 | В.Осеева «Кто назвал его?» Пословица | 1 | комбинированный |
8 | И.Северянин «Её питомцы» (наизусть) | 1 | комбинированный |
9 | Е.Пермяк «Торопливый ножик» | 1 | комбинированный |
10 | В.Осеева «Потерянный день» | 1 | комбинированный |
11 | В.Осеева «Три товарища» | 1 | комбинированный |
12 | В.Осеева «Печенье» | 1 | комбинированный |
13 | А.Барто «Я – лишний» Я.Аким «Мама»(наизусть) | 1 | комбинированный |
14 | Э.Успенский «Всё в порядке» | 1 | комбинированный |
15 | Проверь себя | 1 | проверка и контроль ЗУН |
16 | Читаем о родной природе | Л.Толстой «Солнце и ветер» (наизусть ) | 1 | комбинированный |
17 | В.Бианки «Синичкин календарь» Э.Мошковская «Лёд тронулся» (наизусть) | 1 | комбинированный |
18 | И.Соколов – Микитов «Русский лес» | 1 | комбинированный |
19 | Русская народная песня «Берёзонька» С.Маршак «Апрель» | 1 | комбинированный |
20 | М.Пришвин «Лесная капель» (наизусть) Книги о Родной природе | 1 | комбинированный |
21 | О наших друзьях - животных | И.Мазнин «Давайте дружить» | 1 | комбинированный |
22 | Ю.Коваль «Бабочка» Загадка (наизусть) | 1 | комбинированный |
23 | С.Михалков «Аисты и лягушки» Загадка | 1 | комбинированный |
24 | Е.Чарушин «Томкины сны» | 1 | комбинированный |
25 | И.Жуков «Нападение на зоопарк» М.Пришвин «Ёжик» | 1 | комбинированный |
26 | Ю.Могутин «Убежал» Б.Заходер «Ёжик» (наизусть) | 1 | комбинированный |
27 | М.Пришвин «Норка и Жулька» Русская на-родная песня «Котик» (наизусть) Загадка | 1 | комбинированный |
28 | Э.Шим «Глухарь» | 1 | комбинированный |
29 | Г.Скребицкий «Самые быстрые крылья» | 1 | комбинированный |
30 | Проверь себя | 1 | проверка и контроль ЗУН |
31 | Учимся уму-разуму | М.Пляцковский «Добрая лошадь» | 1 | комбинированный |
32 | В.Осеева «Кто хозяин?» | 1 | комбинированный |
33 | В.Осеева «Просто старушка» | 1 | комбинированный |
34 | В.Голявкин «Про то, для кого Вовка учится» | 1 | комбинированный |
35 | Е.Пермяк «Самое страшное» (наизусть) | 1 | комбинированный |
36 | С.Востоков «Кто кого» | 1 | комбинированный |
37 | И.Бутман «Трус» | 1 | комбинированный |
38 | Е.Пермяк «Бумажный змей» | 1 | комбинированный |
39 | В.Берестов «Серёжа и гвозди» | 1 | комбинированный |
40 | Проверь себя | 1 | проверка и контроль ЗУН |
41 | Читаем сказки, пословицы, считалки | М.Пляцковский «Урок дружбы» | 1 | комбинированный |
42 43 | В.Орлов «Как Малышу нашли маму» | 2 | комбинированный |
44 | А.Усачёв «Грамотная мышка» | 1 | комбинированный |
45 | М.Яснов «В лесной библиотеке» (наизусть) | 1 | комбинированный |
46 | В.Сутеев «Цыплёнок и утёнок» | 1 | комбинированный |
47 | С.Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить» | 1 | комбинированный |
48 49 | Д.Биссет «Дракон Комодо» | 2 | комбинированный |
50 | Проверь себя | 1 | проверка и контроль ЗУН |
51 | О наших друзьях - животных | А.Барто «Жук» | 1 | комбинированный |
52 | Н.Сладков «На одном бревне» Пословицы | 1 | комбинированный |
53 54 | Е.Чарушин «Как Никита играл в доктора» | 2 | комбинированный |
55 | Е.Чарушин «Томка и корова» Загадка | 1 | комбинированный |
56 | В.Берестов «Выводок» (наизусть) | 1 | комбинированный |
57 | Проверь себя | 1 | проверка и контроль ЗУН |
58 | Читаем о родной природе | И.Соколов-Микитов «Радуга» (наизусть) | 1 | комбинированный |
59 | Е.Трутнева «Эхо» Загадка | 1 | комбинированный |
60 | И.Шевчук «Ленивое ухо» К.Чуковский «Загадка» | 1 | комбинированный |
61 | И.Соколов-Микитов «Май» Загадка А.Плещеев «Травка зеленеет» | 1 | комбинированный |
62 | Я.Тайц «Всё здесь» Я.Тайц «По ягоды» Загадка (наизусть) | 1 | комбинированный |
63 | К.Чуковский «Радость» | 1 | комбинированный |
64 | М.Есеновский «Моя небольшая родина» | 1 | комбинированный |
65 | Ю.Коринец «Волшебное письмо» | 1 | комбинированный |
66 | Р.Валеева «Здравствуй, лето!» | 1 | комбинированный |
67 | В.Лунин «Я видела чудо» | 1 | комбинированный |
68 | Проверь себя | 1 | проверка и контроль ЗУН |
1-й класс Г.Цыферов
Жил на свете слонёнок
1 часть. _____________________
Жил на свете слонёнок. Это был очень хороший слонёнок. Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Так всё сидел слонёнок у окошка, сопел, думал, думал…
Однажды на улице пошёл дождь.
– У-у! — сказал промокший лисёнок, увидев в окошке слонёнка. – Ушастый какой! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком!
Слонёнок был рад и стал большим зонтиком. Лисята, зайчата и ежата — все прятались под его большими ушами от дождя.(72 слова)
Вопросы и задания
1. Почему слонёнок сидел у окна, сопел и думал, думал?
2. Как погода помогла лисёнку придумать профессию слонёнку? Найди в тексте слова лисёнка и прочитай их.
3. Придумай и запиши заголовок к 1 части сказки. Слова можешь взять из текста.
4. Придумай и опиши иллюстрацию к этому тексту.
Для учителя. Проверку чтения рекомендуется проводить сразу с тремя детьми. Все дети слушают текст и слышат ответы товарищей.
1 класс
2 часть. _____________________
Но вот дождь кончился, и слонёнок снова загрустил, потому что не знал, кем же ему всё-таки быть. И снова он сел у окошка и стал думать.
Мимо пробегал зайчик.
— О-о! Какой прекрасный длинный нос! – сказал он слонёнку. – Вы вполне могли бы быть лейкой!
Добрый слонёнок обрадовался и стал лейкой. Он полил цветы, траву, деревья. А когда поливать больше было нечего, он очень опечалился.
(61 слово)
Вопросы и задания
- Перескажи эту часть сказки.
2. Какую иллюстрацию ты нарисовал бы к этой части текста?
3. Придумай заголовок к этой части текста и запиши его. Используй слова из текста.
4. Придумай слова, которыми можно было бы заменить слово опечалился (текст тебе поможет – будь внимателен!): ___________________________________
1 класс 3 часть. _____________________
Ушло на закат солнце, зажглись звёзды. Наступила ночь.
Все ежата, все лисята, все зайчата улеглись спать. Только один слонёнок не спал: он всё думал и думал, кем же ему быть.
И вдруг он увидел огонь.
«Пожар!» — подумал слонёнок. Он вспомнил, как совсем недавно был лейкой, побежал к реке, набрал воды и сразу потушил три уголька и горящий пень.
Звери проснулись, увидели, что слонёнок потушил пожар, и сделали его лесным пожарным.
Слонёнок был очень горд.
Теперь он ходит в золотой каске и следит за тем, чтобы в лесу не было пожара.
Иногда он разрешает зайчику и лисёнку пускать в каске кораблики.(99 слов)
Вопросы и задания
1. Какой случай помог слонёнку найти профессию?
2. Почему слонёнок ходил всюду в золотой каске?
3. Подумай, какие иллюстрации ты нарисовал бы к этой части сказки.
4. Озаглавь данную часть сказки. Запиши заголовок.
5. Вы втроём прочитали текст о слонёнке и его друзьях. Попробуйте этот текст прочитать по ролям. Сколько человек для этого необходимо пригласить? При необходимости за автора может читать учитель.
С.Я. Маршак
Радуга
В небе гром, гроза,
Закрывай глаза!
Дождь прошёл.
Трава блестит.
В небе радуга стоит.
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей,
По траве
Босиком,
Прямо в небо
Прыжком.
Ладушки, ладушки!
По дороге, по радужке,
По цветной
Дуге
На одной
Ноге.
Вниз по радуге верхом
И на землю кувырком!
Вопросы и задания
1. Расскажи, когда на небе появляется радуга.
2. С каким чувством ты будешь читать это стихотворение? Почему?
3. Какую иллюстрацию ты нарисуешь к этому стихотворению?
4. Какое четверостишие тебе особенно понравилось? Прочти его с особенным чувством.
К.Д. Ушинский
Ворона и рак
Летела ворона над озером, смотрит, рак ползёт — цап его! Села на вербу и думает закусить.
Видит рак, что приходится пропадать, говорит: «Ай, ворона! Знал я твоего отца и мать — славные были птицы!»
«Угу!» — говорит ворона, не раскрывая рта.
«И сестёр, и братьев твоих знал – отличные были птицы!» — «Угу!» — опять говорит ворона.
«Да хоть и хорошие были птицы, а всё же далеко им до тебя!» — «Ага!» — каркнула ворона во весь рот и уронила рака в воду.
(73 слова)
Вопросы и задания
1. Расскажи, в чём повезло вороне.
2. Как рак решил спасать свою жизнь? Кого он расхваливал вороне?
3. Какая хвалебная речь больше всего понравилась вороне? Зачитай её или подчеркни в тексте.
4. Что помогло раку спастись: трудолюбие, находчивость, смелость, твёрдое тело, смекалка? Подчеркни нужное.
5. Впиши недостающие слова в предложение. Ненужную часть слова в скобках зачеркни ( / ), оставь нужную часть слова._____________ глуп(ая, ый), а _______________ умн(ая, ый).
6. К слову славные (птицы) подбери из текста похожие по смыслу слова:
_____________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...