Урок обучения грамоте. Буквы Р.Л
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Бондарева Людмила Николаевна

Конспект урока обучения грамоте по программе"Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote-2.doc150.95 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Тема: «Посмотри по сторонам: буквы тут и буквы там….»

Буквы Р/р, Л/л.

Цели :

  • учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки [л], [л,], [р], [р,], узнавать графический образ букв, формировать навык чтения сочетании слов, букв;
  • развивать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух;
  • воспитывать интерес к  чтению.        

Оборудование: изображение девочки и мальчика, схемы слов, карточки с буквами, ребусы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок!

Наши ушки на макушке

Глазки широко раскрыты,

Слушаем, запоминаем –

Ни минуты не теряем!

  1. Актуализация знаний.

На доске в разброс: О,Р,А,У,Э,Л,М,Н

  • Посмотри по сторонам:

           Буквы тут и буквы там…

  • Назовите эти буквы
  • На какие 2 группы их можно разбить
  • Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки.
  • Какие звуки называются гласными?
  • Назовите буквы, которые обозначают согласные звуки.
  • Какие звуки называются согласными?
  • Чем отличаются звуки от букв?

  1. Сообщение темы.
  1. Игра « Кто внимательный?»
  • Послушайте слова и найдите в них одинаковый звук: роза, трава, рот, рысь, рак, рыба.
  • Какой буквой обозначается этот звук? Р (выставить на доску)
  1. Работа с чистоговоркой
  • Давайте потренируемся в произношении этого звука. Чётко проговариваем [р].
  • Ра-ра-ра  - начинается игра.
  • Ро-ро-ро – у нас новое ведро. 
  • Ре-ре-ре – стоит домик на дворе.
  • Ор-ор-ор – созрел красный помидор.
  • Ру-ру– ру – продолжаем мы игру.

  1. Игра «Исправь ошибку»
  • Послушайте и найдите ошибку в предложении, замените в слове букву так, чтобы получилось правильное высказывание:

На поле утром рано

Бодались два банана. ( барана)

           ***     ***    ***

Знает каждый

 У быка

на макушке есть нога. ( рога)

  1. Игра « Самый внимательный»
  • Послушайте текст и определите, что необычного в нём.

Летний лес. Лепечут ласковые листья липы. Лучи легонько ласкают лицо. Лениво лает лисица. Лучший лес - летний.

  • Что вы заметили? Л/л – на доску
  • Какой звук обозначает буква Л? (гл. или согл., глух. или звон.)
  • Так с какими буквами мы будем сегодня работать на уроке? Р и Л

  1. Работа по теме урока.

  1. чтение слогов и слов.
  • А теперь вы посмотрите:

 Буквы выстроились в ряд,

Смотрят мило на ребят:

«Эй, ребята,

Ну-ка с нами

Все читайте, - всё подряд!

Буквы  с вами,

Как с друзьями

Обо всём поговорят!»

  •  чтение по столбикам
  • Прочитайте слоги и слова
  1. хором;
  2. индивидуально.
  • Сравните записи в каждом столбике.
  • Какой буквой они различаются?
  • Каким звуком? ( глас. или согл.)

  • Словарная работа.

  • Найдите и прочитайте слова с буквой Р.

мэр – глава городской администрации

ар – мера земельной площади

ара длиннохвостый попугай с ярким оперением, обитающий в Ценр. и Юж. Америке.

  • Найдите и прочитайте слова с буквой Л.

лом – толстый заострённый стержень, которым ломают или разбивают что-то.

мал – тоже, что маленький

мул – дом. животное, помесь осла с кобылой, очень выносливое животное, кот. может переносить на себе тяжёлые грузы.

ФИЗМИНУТКА

  1. Соотнесение схем и картинок

  • Загадки
  • Найдите в учебнике отгадки на мои загадки:

В голубой станице

Девица круглолица.

Ночью ей не спится –

В зеркало глядится.        Луна.

С буквой Н я по ночам

В небесах гуляю,

С букво П частенько вам

Видеть помогаю!             Луна – лупа.

По городу дождик осени гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует – оно задрожит.  Лужа.

Носит бабка снежную шапку,

Каменные бока закутала в облака.    Гора.

Медведь лохматый, косолапый

Сосёт зимой в берлоге …...   лапу   (лапа есть у каждого зверя)

Загадка от дятла:

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Всё рано он будет мой

 Хоть и скрылся под …..корой

  • Работа со схемами.
  • Посмотрите на схемы слов в учебнике.
  • Чем похожи схемы.
  • Сколько слогов?
  • Чем отличаются схемы? (ударением)
  • Какой слог ударный в 1 слове?
  • Какой слог ударный в 2 слове?

                          *****      ******    ******    *****

  • Названиям каких предметов соответствуют эти схемы?

                                ΄                                                           ΄

с

к

с

к

с

к

с

к

лапа

лупа

лужа

луна

гора

кора

  • Какие слова различаются гласным звуком? (лапа- лупа)
  • Какие слова различаются гласным звуком? (гора- кора, лупа- лужа)

  1. Работа с именами
  • Сегодня у нас в гостях ребята: Рома и Лара
  • Вы догадались, почему?
  • Ребята, когда Рома станет взрослым, как его будут звать? Романом
  • А когда Лара станет взрослой? Лариса
  • Как одним словом назвать слова: Рома, Роман, Лара, Лариса? Имена
  • Имена бывают краткие: Рома, Лара, Катя, Лена, Саша.

И полные: Роман, Лариса, Катерина, Елена, Александра.

  • Какое краткое имя будет у имени Анна?
  • Какое полное имя будет у имени Алла?

! Не все имена имеют краткую и полную форму:

Н-р: Нина, Жанна, Алла, Инна и т.д.

  • Как пишутся все имена.

  1. Работа в тетради.
  • Отрыли тетради
  1. Роман приготовил для вас задание. Надо в его полном имени найти и выписать буквы, обозначающие
  • гласные звуки: о, а.
  • согласные звуки: р, м, н.

2. Лара хочет, чтобы вы поставили в словах знак ударения:

мама - 1

Лара - 1

рулон - 2

алоэ – 2

ФИЗМИНУТКА

  1. Игра «Слово в слове».
  • Давайте поможем ребятам.
  • Найдем в слове другое слово (буквы не переставлять и не пропускать)
  • Прочитайте слова: Лара(ара), Наум(на, ум), наломал (на, лом, ломал, мал)
  1. «Интеллектуальный блиц-опрос».
  • Наши гости приготовили для вас задание.
  • Все ответы на вопросы должны начинаться с определенной буквы. (У Лары с какой буквы и у Ромы?)

(Задание в конвертах)

  1. Игра «Слово рассыпалось»

линама – малина

  • составьте схему слова
  • придумайте предложение с эти словом
  • Около дома растет малина. Покажите схему предложения.
  • Сколько слов в предложении?
  • назовите 1 слово? 2? 3? 4?
  • Что такое предложение?

  1. Рефлексия .
  • Отгадайте загадку: Разноцветное коромысло землёю повисло.

Радуга.

  •  Когда бывает радуга? После дождя, если есть солнце.
  • Ребята, если вы хорошо потрудились на уроке и вам понравилсяурок, поднимите вверх солнышко того цвета, в названии кот. есть звук «л»
  • Если вы считаете, что могли оп работать лучше, и у вас что-то не получилось, поднимите вверх солнышко цвета, в названии которого есть звук «р»

  1. Итог
  • С какими буквами мы работали?
  • Какой звук означает буква «Л»?   Буква «Р»?

  • Спасибо за работу на уроке!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква е. Звуки буквы е."

Данная презентация к уроку "Буква е и ее звуки" по прогрмме "2100"....

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква А,а. 2 урок"

Урок включает в себя звуковой анализ слов, тренировочные упражнения в составлении  схем слов и предложений, подготовку к пересказу скзки "Лисичка -сестричка и серый волк по картинному плану....

Урок обучения грамоте " Буква Фф. Чтение слов с буквой Фф" УМК " Начальная школа 21 век"

Папка содержит технологическую карту урока, презентацию и самоанализ урока. Урок разработан по букварю  Л.Е.Журовой,  А.О.Евдокимовой....

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Презентация к уроку.Урок обучения грамоте. Буква Д( 2 урок).

Презентация к уроку обучения грамоте. Буква Д. Урок 2....

Урок обучения грамоте " Буква и звук Е". Урок 1

Технологическая карта урока по обучению грамоте " Буква и звук Е". Урок 1...