Урок чтения в 3 классе по программе "Перспектива".
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Тема " Л.Н.Толстой. Рассказ-быль "Лев и собачка". Урок разработан в технологии "Развитие критического мышления".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка | 52 КБ |
Таблица УУД | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Перспектива».
Учитель: Тимашкова Ольга Владимировна.
Тема: «Любовь моя ко Льву Николаевичу Толстому как бы всосалась в кровь и кости мои». Рассказ – быль Л.Н.Толстого «Лев и собачка»
Цели: 1) познакомить с рассказом; подвести к выводу, почему Л.Н.Толстого называют великим писателем; продолжить обучение работе с прозаическим текстом (характеристика героев, тема, главная мысль произведения); закрепить библиографические навыки, умение работать в группе;
2) развивать аналитическое мышление, речь, воображение;
3) формировать нравственные позиции на основе чтения высокохудожественного текста: доброе отношение к животным, умение понимать чужую боль, понимание, что значит быть преданным; прививать взаимоподдержку, коллективизм.
Оборудование: «Литературное чтение», учебник, 3 класс, часть 2
Словари
Выставка книг
Портрет Л.Н. Толстого
Карточки с заданиями для групп
Аудиозапись
I. Оргмомент
II. Актуализация опорных знаний
Фаза вызова.
1. Работа по группам
1 группа. – Назовите лучшие человеческие качества.
2 группа. – О каком писателе идёт речь?
Какие интересные сведения о нём вы узнали?
3 группа. – Узнайте произведения по отрывкам, назовите их автора
4 группа. – Подберите синонимы к словам: чуткое(сердце), холодное(сердце)
2. Представление результатов работы групп.
III. Определение темы урока и постановка задач урока. Составление плана работы.
-Какова тема уроков чтения в этой четверти?
(Показываю портрет Л.Н. Толстого)
- Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза – зеркало души. Какие они у этого человека? (добрые, внимательные, мудрые)
Нашим помощником на этом уроке будут слова: «Чуткому сердцу откроются тайны». -Как вы их понимаете? (Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, печалиться).
со-переживать – объясните
-Откройте учебники на странице 52-53. Предположите, чем мы будем заниматься на уроке. (Дополняю ответы)
-Поставим перед собой цели.
IV. Работа над рассказом «Лев и собачка».
Фаза осмысления.
1. Организация восприятия новой информации
-Перечитайте название произведения. Что вы знаете о льве? Что вы представляете,
слыша слово «собачка» ?
-У такого великого писателя не может быть мелочей в работе. Предположите, что может произойти в рассказе с таким названием?
- Прочитайте слово под названием произведения. Как вы думаете, что оно означает?
(У доски – выставка словарей)
- Какой словарь поможет узнать точное значение слова «быль»?
2. Вступительное слово учителя.
История, о которой рассказывает Л.Н. Толстой, произошла давно, в далёком городе Лондоне. Может быть, об этой достоверной истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. Кто знает. Но дело в том, что «Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, то плакал, его звали «Лёва-рёва». Это черта – со-страдание, т.е. умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём на протяжении всей жизни. Эта тема прозвучит и в рассказе «Лев и собачка»
3. Знакомство с рассказом в записи.
4. Проверка первичного восприятия.
- Какие чувства вы испытали? Выберите из списка:
Горечь
Тоска
Печаль
Грусть
Радость
Восхищение
Удивление
Разочарование
Гнев
Злость
- Что заставило вас волноваться?
5. Чтение со стопом.
I часть. – Что делала собака, когда попала в клетку? Подчеркните слова, описывающие её поведение.
- Что она чувствовала в тот момент?
(На доске – слово «тревога»)
II часть. – Что вы знаете о льве? Какое это животное?
- А как он вёл себя с собачкой? Подчеркните слова, описывающие его поведение.
- Из каких слов понятно, что это хищник?
- Какое чувство лев при этом проявил?
(На доске – слово «забота»)
III часть. - Как повела себя собачка? Перечитайте.
- Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на другого, доверяется ему? («доверие»)
IV часть. – Подчеркните слова, описывающие поведение льва сразу после смерти собачки.
-Почему он трогал, лизал и нюхал тельце?
-Как он повёл себя, когда понял, что она умерла?
- Какое чувство он испытывал?
(«тоска»)
V часть. – Почему лев разорвал другую собачку?
-Животные, как и люди, способны испытывать глубокие чувства, но проявляются они по-другому. Лев – хищник, поэтому он от душевной боли разорвал другую собачку.
- Какое это чувство?
(«преданность»)
- На доске у нас записаны чувства, которые испытывали животные в этом рассказе. Присущи ли они нам с вами?
-В этом рассказе люди почти не описаны. Как вы думаете, им эти чувства присущи?
А поведение льва- это урок людям. Урок доброты, верности, преданности.
- Согласны ли вы с утверждением: В этом произведении звери человечнее людей?
«Мы в ответственности за тех, кого приручили» (А.де Сент-Экзюпери, «Маленький принц).
Физминутка.
6. Перепутанные логические цепи.
Групповая работа.
- Восстановите последовательность событий. (По карточкам)
7. Займи позицию.
В названии рассказа выражена: а) главная мысль
б) тема рассказа
8. Обобщение.
- Почему лев умер? Зачем писатель создал рассказ с таким печальным концом?
- Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? Ещё раз обратимся к эпиграфу.
- Вернёмся к теме, над которой мы работаем в этой четверти.
- Как вы думаете, на примере этого рассказа, почему Льва Толстого мы называем великим русским писателем?
-Что нового о себе вы поняли сегодня на уроке? Какое чувство хотели бы перенять у главного героя - льва?
- А теперь прикоснитесь рукой к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы замечаете боль, радость, печаль других людей? Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.
V.Рефлексия.
1. Творческая работа. Составление синквейна об одном из героев рассказа.
Лев. Сильный, верный. Играл, тосковал, умер. Лев был верным другом. Преданность. | Собачка. Маленькая, доверчивая. Прижалась, доверилась, умерла. Собачка положилась на льва. Доверие. |
2. Выставка книг.
- В каких книгах вы можете прочитать рассказ Льва Толстого «Лев и собачка»?
- Как найти рассказ в сборнике?
3. Работа в группах . (дополнительно)
1 гр. Художники. Какую картину вы хотели бы нарисовать по этому рассказу? Какие краски используете?
2 гр. Музыканты. Какая музыка может сопровождать это произведение?
3 гр. Режиссёры. Лев Толстой не описал собачку. Вы собираетесь снимать фильм. Какую выберете собачку? Опишите её.
4 гр. Литераторы. Выберите пословицы, которые передают смысл были:
Без друга в жизни туго.
Верному другу цены нет.
Не мил свет, когда друга нет.
Не будь сыт куском, будь сыт другом.
Любовь сильнее страха.
VI. Домашнее задание.
- Как вы думаете, может ли такое произойти в наше время?(Японский зоопарк, хомяк – змея)
- Хотели бы вы изменить конец рассказа?
1) Придумать свой конец рассказа от слов: «Так прожили лев и собачка целый год»;
- Нарисовать иллюстрацию.
VII.Итог урока.
(На доске – рисунок сердца).
Сердце – наш главный орган, он постоянно работает. Ему будет легче, если мы оставим в нём только чистые и светлые мысли и чувства. Давайте очистим наши сердца! Скажем себе: «Я вернусь домой с благородным сердцем. Я буду нести всем свет и тепло своего сердца».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100» Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»
Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100» Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»...
Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"
Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....
Интегрированный урок -путешествие "Подарки нашим мамам" , урок чтения ,2 класс.
Урок - путешествие рекомендую проводить с приглашением мам учеников. Урок -подарок для любимых мамочек в День матери или к 8 марта....
Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.
- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...
Урок чтения 1 класс "Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ф, ф.
Урок закрепления изученной буквы. Сопровождается с флипчартом (интерактивная доска)...
Урок чтения 3 класс. Семейное чтение. Н.Носов Карасик. Смысл поступка.
Конспект урока по литературному чтению 3 класс к авторской программе Л.Ф.Климановой, Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий ...
Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Д,д"
Чтение. Урок-сказка "Чтение слов с буквой Д,д"...