Формирование читательской компетентности учащихся
методическая разработка по чтению по теме
Сегодня все больше говорят и пишут о проблемах чтения и понимания. Главная цель, которая стоит перед учителями при обучении чтению - научить учащихся воспринимать информацию, содержащуюся в текстах различного характера, и перерабатывать ее.
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится общеучебным умением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской компетентности
учащихся начальной школы МОУСОШ №18
Сегодня все больше говорят и пишут о проблемах чтения и понимания. Главная цель, которая стоит перед учителями при обучении чтению - научить учащихся воспринимать информацию, содержащуюся в текстах различного характера, и перерабатывать ее.
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится общеучебным умением.
Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств. К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. Это обусловлено бурным развитием электронных средств массовой информации и индустрии развлечений, которые вытесняют книги из приоритетов ребёнка, заменяя их другими, всё более доступными и притягательными средствами получения информации и проведения досуга, такими, например, как Интернет.
Именно в начальной школе закладываются основы будущей читательской деятельности ребёнка. Поэтому одной из задач, которые ставит перед собой методическое объединение учителей начальных классов нашей школы – это привитие интереса и любви к чтению. Мы хотим добиться восстановления упавшего престижа чтения в глазах младших школьников.
Для этого учителями начальных классов нашей школы проводится определенная работа как на уроках, в большей степени литературного чтения, так и во внеурочной деятельности. Очень хорошо разработан в этом направлении УМК «Гармония», по которому обучается большая часть учащихся нашей школы. Этот комплект обеспечен рабочей тетрадью, как дополнение работы по учебнику, вынесены различные виды творческих работ учащихся. Так же в своей работе мы дополнительно пользуемся тестовыми работами по литературному чтению. Где можно как коллективно, так и самостоятельно проводить различные виды работ по предложенным в них текстам . В конце каждой четверти провести различные виды проверочных работ по определению уровня читательской компетентности. Проверка навыков чтения (способ, правильность, осознанность) осуществляется через чтение учеником вслух, понимание текста через аудирование и чтение про себя, также проверяется умение учащихся читать наизусть. Контрольная проверка навыка чтения осуществляется учителями начальной школы в конце каждой четверти.
Важнейшая функция восприятия художественной литературы - трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений, вот почему литературное чтение обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
• смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
• самоопределения и самопознания на основе сравнения с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
• основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
• эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
• умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
• умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;
• умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;
• умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
Огромный вклад в поддержку и развитие детской читательской деятельности вносит школьный библиотекарь. В помещении школьной библиотеки проводятся книжные выставки и выставки детских работ посвященных определенной тематике или приуроченные определенной памятной дате жизни государства или отдельно взятого поэта, писателя. Стало хорошей традицией в начальной школе проведение литературных праздников. Кроме того, для повышения интереса учащихся чтению в начальной школе проводятся «часы чтения», литературные уроки, библиотечные занятия, беседы о культуре чтения. Хорошей традицией начальной школы стало коллективное посещение поселковой библиотеки по классам в каникулярное время.
Где также организовываются читательские конференции, конкурсы юных читателей. Проводятся беседы различной тематической направленности, пропагандирующее ежедневное живое общение с книгой.
Немаловажным фактором пропаганды чтения мы видим привлечение родителей к сотрудничеству со школой и библиотекой по этому вопросу. Если не будет поддержки дома, все усилия школы пойдут насмарку. Поэтому учителями начальных классов регулярно ведётся работа с родителями младших школьников. Это индивидуальные консультации по проблемам детского чтения и подбору литературы, привлечение родителей к организации детских праздников в « Клубах семейного чтения».
Организация участия родителей в совместных постановках театральных кружков в начальной школе.
Совместная работа по организации выставки книг «Книги моей семьи», Родительские собрания по теме « Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка». Ведение читательских дневников учащимися с ежедневным контролем родителей и еженедельным контролем учителя, всего прочитанного учащимися за неделю.
Проведение конкурсов чтецов , в рамках недели начальной школы. « Моя Родина», «Моя Родина в дни испытаний»- 2- 4 классы
« Викторины по сказкам К.И.Чуковского» , « По сказкам русских и зарубежных писателей.
Конкурс чтецов произведений любимых детских писателей и поэтов.
Такие мероприятия приучают к читательской активности, повышают компетентность и разборчивость младших школьников в выборе чтения. Большое количество наших ребят стали победителями, призёрами и лауреатами различных творческих конкурсов . Но самым главным итогом планомерной, целенаправленной работы методического объединения учителей начальных классов явилось, прежде всего, повышение интереса младших школьников к чтению. Нас не может не радовать тот факт, что школьная библиотека считаетя одним из самых излюбленных и популярных мест в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
Статья посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...
«Формирование читательской компетентности учащихся как основы полноценного нравственно-эстетического и творческого развития личности на основе использования инновационных технологий».
Могут пользоваться учителя начальных классов. Статья поможет в воспитании читающего учащегося, который владеет необходимым уровнем – техники читательской деятельности, способного самостоятельно мысли...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтени...
«Формирование читательской компетентности учащихся как основы полноценного нравственно-эстетического и творческого развития личности на основе использования инновационных технологий».
«В России уменьшается доля «читающего населения» - такое мнение высказал президент Российского книжного союза, Сергей Степашин. По исслед...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Статья содержить приемы работы по формированию читательской компитентности учащихся....
Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
В статье дается определение понятия «читательская компетентность». Предлагаются современные приемы и методы работы с информацией на различных технологических этапах урока....
Проектная деятельность как одно из средств формирования читательской компетентности учащихся
Проектная деятельность как одно из средств формирования читательской компетентности учащихся...