Формирование читательской компетентности учащихся
методическая разработка по чтению по теме

Гребенюк Елена Николаевна

 

Сегодня все больше говорят и пишут о проблемах чтения и понимания. Главная цель, которая стоит перед учителями при обучении чтению - научить учащихся воспринимать информацию, содержащуюся в текстах различного характера, и перерабатывать ее.

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится общеучебным умением. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                      Формирование читательской компетентности

                           учащихся начальной школы МОУСОШ №18

Сегодня все больше говорят и пишут о проблемах чтения и понимания. Главная цель, которая стоит перед учителями при обучении чтению - научить учащихся воспринимать информацию, содержащуюся в текстах различного характера, и перерабатывать ее.

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится общеучебным умением.

Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств. К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. Это обусловлено бурным развитием электронных средств массовой информации и индустрии развлечений, которые вытесняют книги из приоритетов ребёнка, заменяя их другими, всё более доступными и притягательными средствами получения информации и проведения досуга, такими, например, как Интернет.

Именно в начальной школе закладываются основы будущей читательской деятельности ребёнка. Поэтому одной из задач, которые ставит перед собой методическое объединение учителей начальных классов нашей школы – это привитие интереса и любви к чтению. Мы хотим добиться восстановления упавшего престижа чтения в глазах младших школьников.

 Для этого учителями начальных  классов  нашей школы проводится определенная работа как на уроках, в большей степени литературного чтения,  так и во внеурочной деятельности. Очень  хорошо  разработан  в этом направлении  УМК «Гармония»,  по которому  обучается   большая  часть учащихся  нашей  школы. Этот  комплект  обеспечен  рабочей  тетрадью, как дополнение  работы по учебнику, вынесены  различные  виды творческих  работ  учащихся. Так же  в своей  работе  мы дополнительно  пользуемся  тестовыми  работами  по литературному  чтению.  Где можно как коллективно, так и самостоятельно  проводить различные  виды  работ по предложенным  в них текстам . В  конце каждой  четверти провести различные   виды проверочных работ по определению уровня читательской компетентности. Проверка навыков чтения (способ, правильность, осознанность) осуществляется через чтение учеником вслух, понимание текста через аудирование и чтение про себя, также проверяется умение учащихся читать наизусть.  Контрольная проверка  навыка чтения осуществляется  учителями начальной  школы  в конце каждой четверти.

Важнейшая функция восприятия художественной литературы - трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений, вот почему литературное чтение обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

• смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

• самоопределения и самопознания на основе сравнения  с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

• основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

• эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

• умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

• умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

• умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;

• умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Огромный вклад в поддержку и развитие детской читательской деятельности вносит школьный библиотекарь. В помещении школьной библиотеки проводятся книжные выставки и выставки детских работ посвященных определенной тематике или  приуроченные определенной  памятной дате жизни государства или отдельно взятого поэта, писателя. Стало хорошей традицией в начальной школе проведение литературных праздников. Кроме того, для повышения интереса учащихся чтению в начальной школе проводятся «часы чтения», литературные уроки, библиотечные занятия, беседы о культуре чтения. Хорошей традицией начальной  школы  стало коллективное  посещение поселковой библиотеки по классам  в каникулярное  время.  

  Где также организовываются читательские конференции, конкурсы юных читателей. Проводятся беседы  различной тематической  направленности, пропагандирующее ежедневное  живое общение с книгой.

Немаловажным фактором пропаганды чтения мы видим привлечение родителей к сотрудничеству со школой и библиотекой по этому вопросу. Если не будет поддержки дома, все усилия школы пойдут насмарку. Поэтому учителями начальных классов  регулярно ведётся работа с родителями младших школьников. Это индивидуальные консультации по проблемам детского чтения и подбору литературы, привлечение родителей к организации детских праздников в « Клубах  семейного  чтения».

Организация участия родителей  в совместных  постановках театральных  кружков в начальной школе.

Совместная работа по организации выставки книг «Книги моей семьи», Родительские  собрания  по теме « Роль книги   в развитии  интеллектуальных  умений ребенка». Ведение  читательских дневников учащимися  с ежедневным  контролем родителей и еженедельным  контролем учителя, всего  прочитанного учащимися  за неделю.

Проведение конкурсов  чтецов , в рамках недели начальной  школы. « Моя  Родина»,    «Моя Родина в дни испытаний»- 2- 4 классы

« Викторины по сказкам К.И.Чуковского» , « По сказкам русских и зарубежных  писателей.

              Конкурс чтецов произведений любимых  детских писателей и поэтов.

Такие мероприятия  приучают к читательской активности, повышают компетентность и разборчивость младших школьников в выборе чтения. Большое количество наших ребят стали победителями, призёрами и лауреатами различных творческих конкурсов . Но самым главным итогом планомерной, целенаправленной работы методического объединения учителей начальных классов явилось, прежде всего, повышение интереса младших школьников к чтению. Нас не может не радовать тот факт, что школьная библиотека считаетя одним из самых излюбленных и популярных мест в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Статья  посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...

«Формирование читательской компетентности учащихся как основы полноценного нравственно-эстетического и творческого развития личности на основе использования инновационных технологий».

Могут пользоваться учителя начальных классов. Статья поможет в воспитании читающего учащегося, который владеет необходимым уровнем – техники читательской деятельности, способного самостоятельно мысли...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтени...

«Формирование читательской компетентности учащихся как основы полноценного нравственно-эстетического и творческого развития личности на основе использования инновационных технологий».

    «В России уменьшается доля «читающего населения» - такое мнение высказал президент Российского книжного союза, Сергей Степашин.        По исслед...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Статья содержить  приемы работы  по формированию читательской компитентности учащихся....

Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

В статье дается определение понятия «читательская компетентность». Предлагаются современные приемы и методы работы с информацией на различных технологических этапах урока....

Проектная деятельность как одно из средств формирования читательской компетентности учащихся

Проектная деятельность как одно из средств формирования читательской компетентности учащихся...