урок в 1 классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Сорокина Ирина Александровна

Урок в 1 классе "Обучение грамоте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sh_2.docx25.09 КБ
Файл bukva_sh.pptx2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Урок в 1 классе

Обучение грамоте (чтение)

Тема: Буквы Ш,ш.

Цели: предметные: формировать умение выделять и характеризовать звук ш, видеть и отличать букву ш от других; наблюдать за местом её использования в словах, познакомить с правилом написания сочетания ши; развивать фонематический слух, речь, навыки слогового чтения; учить сравнивать, анализировать, делать выводы; воспитывать познавательную активность.

Формирование УУД:

  1. Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к  новому учебному материалу; определять и высказывать под руководством педагога самые простые для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
  2. Метапредметные:

- регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- коммуникативные: слушать и понимать речь других; учиться работать в паре.

                                             Ход урока.

  1. Орг. момент (самоопределение к учебной деятельности).

- Ребята, посмотрите в окошко. Какое сейчас время года?

-  Какие  признаки осени вы знаете?  

- На улице осень, отцвели цветы, осыпались листья. Все эти цветы раньше росли на большой солнечной поляне. Представьте, что наш класс и есть волшебная поляна. Девочки, прикрепите  цветок на поляну. Посмотрите – в классе стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши цветы. Пусть так  будет всегда! Будьте на уроке весёлыми, уверенными! Желаю удачи!

    2. Актуализация знаний.

*работа с пословицей:                    слайд1

- Прочитайте пословицу, которая будет девизом нашего урока.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

- Как вы понимаете смысл этой  пословицы?

- Вы должны работать так, чтобы никто  без дела не сидел.

* работа в парах (1 пара у доски)

- Разбейте буквы на две группы:

А О М К С У И Ы Т

- Какие буквы в первой группе? Почему мы их так называем?

- Прочитайте буквы  второй группы.  Буквы, каких это звуков? Докажите.  

- Ребята, а у кого по-другому?

  3. Постановка учебной задачи.   слайд2

- Однажды  я гуляла возле реки. Кругом стояла такая тишина, что на ум пришли такие строки:

- Закройте глаза, послушайте их и скажите, что вам представилось, что вы услышали?

У реки ни души…

Только тихо шуршат камыши (высказывания детей).

- Какой звук повторяется и создаёт впечатление шуршания?

- А теперь давайте прошуршим вместе (ш-ш-ш).

- А где вы ещё слышали этот звук? (змея, листья, ветер)

- Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему вы так считаете?          слайд3

- Какие же цели поставим перед собой на уроке?          слайд 4

- Этим знаком схема хочет вас предупредить, что новый звук будет необычным. Он отличается от других изученных вами звуков.   слайд5

* физминутка

5. Открытие нового знания.

- Произнесите звук ш несколько раз хором и подумайте, гласный он или согласный? Почему ?

- Послушайте, как я произнесу звук. Скажите он твёрдый или мягкий?

- Так как звук согласный,  твёрдый, что ещё можем узнать про него? (звонкий или глухой)

- Давайте проведём эксперимент. Произнесите ещё раз. Какой звук? Почему?

- Дайте характеристику новому звуку, учитывая результаты нашей работы.

- Но, может быть, в других словах этот звук произносится мягко?

- Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить все слова со звуком ш.

Шуба, шапка, шляпа, шар

Шли однажды на базар.

Шли пешком, неспешно шли,

И шалаш в лесу нашли.

Посмотрели на шалаш:

Был ни чей, а станет наш.

- Назовите слова с новым звуком. Твёрдо или мягко произносится звук?

- Какой же можно сделать вывод?                     слайд 6

* определение места звука ш :

- Если в начале слова – руки вверх

- Если в середине – руки на пояс  

- Если в конце – присесть

(Шапка, мышь, кошка, шар, шорох, машина, шило, тишь).

- Где же в словах может стоять звук ш?

* знакомство с буквой ш:

- Ребята, а как называется буква, обозначающая звук ш?

- Повторите хором.

- Найдите букву в классе.

- На что похожа буква?                   слайд 7

- Вернёмся к поставленной цели. Что мы уже сделали, а что предстоит сделать?

* чтение слогов (по цепочке, хором,  договаривание  до целого слова)      слайд8

Ша

Шо

Шу

* физминутка  для глаз (пальминг – тщательно разотрите руки. Скрестите пальцы ладоней так, чтобы основания мизинцев пересеклись. Сложите ладошки и закройте ими глаза)

*работа над сочетанием ши:                       слайд9

- Прочитайте предложение                  

ШУРШАТ КАМЫШ__ .

- Кто сможет напечатать слово?

- Какой звук  слышим в конце слова?

- Какой буквой обозначим звук?

- Правильно, но поставить букву ы после ша мы не можем, потому что я  знаю один секрет нашего языка, которым хочу поделиться со всеми.

ШИ пиши с И           слайд10

- … расскажет как это случилось. (В давние времена звук ш был мягким.  Для обозначения мягкости в ударных слогах ши писали с и. Но потом в языке произошли изменения, и звук ш стал твёрдым. Звук изменился, а буква гласных осталась той же. Вот и приходится запоминать, что ши  читается и пишется по особому правилу).

6. Первичное закрепление.

* работа по учебнику:

- Разделите слова 1 столбика на слоги.                слайд11

- Прочитайте слова 2 столбика жужжащим чтением.

- Я называю лексическое значение слова, а вы находите слова в столбике:

1.Промежуток времени о т одной полуночи до другой (сутки)

2. Маленькая тонкая и очень сухая баранка (сушка)

- Прочитайте слова 3 столбика про себя. Что интересного заметили?

- Почему ШИ выделили голубым цветом?

-Давайте составим схему слова ШИНА (работа в группах)

- У кого иначе?

* работа над текстом:  слайд12

 (читает учитель)

- Какая шишка у Маши?

- У Миши тоже еловая шишка?

- Какие значения имеет слово шишка?

- Почему у  Миши шишка?  

*жужжащее чтение

* чтение хором (стоя)

- Подчеркните в первом предложении «опасные места».

- Давайте ещё раз прочитаем слова, в которых есть буква Ш.

7.Итог урока.

- С какой буквой познакомились?

- Какой звук она обозначает?

- Дайте характеристику звуку ш.

- Какой секрет открыли на уроке?

8. Рефлексия.

- Вернёмся к девизу нашего урока. Как вы сегодня потрудились? Кому было всё понятно, возьмите свою маленькую звезду и прикрепите её рядом со «Звездой удачи». А если что-то осталось непонятным, то прикрепите свою звёздочку к «Искорке удачи». Эта искорка обязательно приведёт вас к удаче.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Учитель начальных классов МКОУ «СОШ№9» Сорокина И.А. Сорокина И.А., МКОУ "СОШ№9"

Слайд 2

У реки ни души… Только тихо шуршат камыши. Сорокина И.А., МКОУ "СОШ№9"

Слайд 3

Буквы Ш,ш . Сорокина И.А., МКОУ "СОШ№9"

Слайд 4

Познакомиться с …звуком и с новой … Учиться читать… Сорокина И.А., МКОУ "СОШ№9"

Слайд 5

! 3 Сорокина И.А., МКОУ "СОШ№9"

Слайд 6

5 Сорокина И.А., МКОУ "СОШ№9"

Слайд 7

На что похожа буква ш? Шура сено ворошил, Зубья в сене позабыл На зубья этого ковша. 9 Сорокина И.А., МКОУ "СОШ№9"

Слайд 8

Сорокина И.А., МКОУ "СОШ№9"

Слайд 9

Ш ш у Ш р ш а т к а м ы ш 10 Сорокина И.А., МКОУ "СОШ№9"

Слайд 10

Ш и пиши с буквой и 11 Сорокина И.А., МКОУ "СОШ№9"

Слайд 11

Ша-пки Ша-шки Шу- мит Шу- тит Сорокина И.А., МКОУ "СОШ№9"

Слайд 12

а О У И Ш Ш Ш Ш Сорокина И.А., МКОУ "СОШ№9"

Слайд 13

18 Сорокина И.А., МКОУ "СОШ№9"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

Методическая разработка урока Тема: Совесть (урок 23) Класс: 4

Сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека.Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определён...

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

Конспект урока по английскому языку "We Are Pirates" 2 урок 2 класс УМК "Английский язык. Brilliant" 2 класс Ю.А. Комарова

КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТема: «We Are Pirates»Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(black, white, red, yellow, blue,...