ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕГЛОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по чтению по теме

         Среди всех общеучебных умений и навыков, по моему мнению,  самое большое значение имеет умение беглого и качественного  чтения. В помощь учителям,  работающим  с младшими школьниками      (и не только)  предлагаю   эффективные упражнения  по формированию  беглого и качественного  чтения, проверенные мною на практике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikaciya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИИ  ФОРМИРОВАНИЯ  БЕГЛОГО  И КАЧЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ  У  ОБУЧАЮЩИХСЯ  МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

         Среди всех общеучебных умений и навыков, по моему мнению,  самое большое значение имеет умение беглого и качественного  чтения. Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения, осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста, владение  разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным и по ролям,  должна сформировать начальная школа.   Значение работы по формированию  беглого  и качественного чтения переоценить невозможно. В результате этой работы устраняются трудности в  чтении, страх и неуверенность, повышается  качество знаний, повышается мотивация. Эта работа объединяет детей, родителей и учителей.  В помощь учителям,  работающим  с младшими школьниками      (и не только)  предлагаю   эффективные упражнения  по формированию  беглого и качественного  чтения, проверенные мною на практике.

  1. Чтение с заданием: найти в тексте заданную букву. /Приучает к внимательному чтению/.
  2. Хоровое чтение. /Раскрепощение, отсутствие боязни прочитать хуже других /.
  3. Нахождение среди случайного набора букв заданного слова. /Развивает внимание, зоркость при чтении/.
  4. Упражнение над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. /Чтение шёпотом и медленно, тихо и умеренно, громко и уверенно, игры на подражание и т.д./.
  5. Чтение скороговорок с различным темпом проговаривания и речи.
  6. Чтение слов столбиками. /Как можно больше за 1 минуту/.
  7. Жужжащее чтение. /5 минут в начале каждого урока/.
  8. Выбор слов из текста по заданию. /Например: найти слово в котором 3 слога и т.д./.
  9. Чтение за взрослым/ в унисон/
  10. Чтение со взрослым/развивает орфографическую зоркость. Учитель читает вслух, дети следят по тексту. Учитель специально допускает ошибки в чтении: заменяет слова, предлоги, искажает слова  и т.д. Дети останавливают чтеца, указывают на ошибку/
  11. Найти в тексте половину слова. /Например: лесной, удочка, речушка и т.д./.
  12. Найти в тексте нужную строку. /Вертикальное движение глаз по странице/.
  13. Постепенное наращивание слов. /Например: лес, лесник, лесовичок/.
  14. Чтение слов, записанных шрифтом разной высоты. /Например: ёлОЧкА, мЕдВЕДь, ТЕтеРевоЧеК и т.д./.
  15. Деление слов на слоги горизонтальными и вертикальными линиями. /про-ле-та-ли, про/ле/та/ли/.
  16. Чтение с одновременным  счётом слов.
  17. Чтение с помехами, напевание песенки.
  18. Чтение с простукиванием ритма.
  19. Чтение в парах, группах. Взаимопроверка.
  20. Самозамер техники чтения.
  21. Сравнение скорости чтения незнакомого и известного текста.
  22. Чтение «разведка»/ найти в тексте слова с сочетаниями чк, чн, жи, ши и т.д. /
  23. Чтение слов справа налево по памяти. /нафелет (телефон) и т.п./

А также:

  1. Зрительные диктанты И.Т.Федоренко. /Очень эффективный метод. Главное условие - систематичность/.
  2. Упражнения с буквенными и цифровыми таблицами А.Т.Степанищева.      / По этой методике охотно работают родители с ребенком дома/

Обязательные условия успешного формирования навыка беглого чтения:

  1. Задача бегло читать должна быть принята учениками и их родителями.
  2. Ученики и родители должны быть научены специальным упражнениям по формированию беглого  чтения.
  3. Необходим систематический диагностический контроль техники чтения.
  4. Ведение читательского дневника ежедневное
  1. Продолжительность работы над техникой чтения не должна превышать  10-15 минут.
  2. Обязательны дыхательные гимнастика и гимнастика для глаз.
  3. Упражнения на релаксацию.

                               Желаю успехов!

     

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Кубанское- значит качественное"

В работе рассказывается о продуктах питания, имеющих знак" Качество Кубань"....

Выступление на педагогическом совете по теме " Внедрение новых технологий обучения - основа качественного образования начальной школы".

Данная публикация представляет собой выступление на педсовете по теме " Внедрение новых технологий обучения - основа качественного образования начальной школы". Приложен опыт работы....

Классный час: "Кубанское - значит качественное!"

Основной целью классного часа является воспитание гордости за свою малую родину. Привлечение учащихся к проблемам качества товаров и услуг, пропаганда продукции кубанских товаропроизводителей, ознаком...

Презентация к классному часу: "Кубанское - значит качественное!"

Презентация воспитывает чувство гордости за свою малую родину - Кубань. Учащиеся привлекаются к проблемам качества товаров и услуг, пропагандируется продукция кубанских товаропроизводителей. Дети знак...

Кубанское- значит качественное (внеклассное мероприятие)

                      Урок качества. ...

Урок русского языка "Краткая форма качественных прилагательных".

Урок составлен по программе "Начальная школа 21 века" Материал включает в себя конспект и презентацию....