Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по УМК "Перспективная начальная школа",Н.А. Чуракова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu2_klass_2.docx | 40.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться и обеспечена:
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Малаховская О. В. Литературное чтение. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 2класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, за год - 68 часов.
Цель курса «Литературное чтение» – сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.
Основная цель выражается в главных идеях:
- Сформировать грамотные представления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы.
- Познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и контрастом.
- На материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве.
- Сформировать грамотные представления о взаимоотношениях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.
- Постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» — понятие художественного образа (сам термин не используется).
- Учить младших школьников различать жанры — сначала жанры фольклора, потом — жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
- Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы: если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
- духовно-нравственная– от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
- духовно-эстетическая– от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
- литературоведческая– от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
- библиографическая– от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.
Тематическое планирование
№ | Содержание | Количество часов |
1 | В гостях у Ученого Кота | 12 |
2 | В гостях у Незнайки | 6 |
3 | В гостях у Барсука | 13 |
4 | В гостях у Ежика и Медвежонка | 7 |
5 | Точка зрения | 17 |
6 | Природа для поэта – любимая и живая | 7 |
7 | Почему нам бывает смешно? | 6 |
Итого: | 68 |
Основное содержание
Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.
Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка. Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).
Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наи зусть: использование голоса — нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств — мимики, движений, жестов.
Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.
Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.
Библиографическая культура. Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.
Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе анали-тико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Коли- чество часов | Дата | Примечание | |||
План | Факт | ||||||
В гостях у Ученого Кота-12 | |||||||
1 | Знакомство с библиотекой учёного кота | 1 | |||||
2 | Вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» | 1 | |||||
3-4 | Авторская сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 2 | |||||
5 | Русская народная сказка «Петушок-золотой гребешок» | 1 | |||||
6 | Зарубежные сказки о животных. Джоэль Харрис «Братец Лис и братец Кролик» | 1 | |||||
7 | Джоэль Харрис «Почему у братца Опоссума белый хвост» | 1 | |||||
8 | Китайская волшебная сказка «Как собака с кошкой враждовать стали» | 1 | |||||
9-10 | Главные герои волшебной сказки «Волшебное кольцо» | 1 | |||||
11 | Г.Лагздынь. Стихотворения. Иллюстрации к сказке «Репка» | 1 | |||||
12 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 1 | |||||
В гостях у Незнайки - 6 | |||||||
13 | Н.Носов «Фантазёры» | 1 | |||||
14 | Рассказ Дж.Родари «Бриф! Бруф! Браф!» | 1 | |||||
15 | Э.Мошковская. Стихотворения | 1 | |||||
16-17 | Б.Окуджава «Прелестные приключения» | 1 | |||||
18 | Дональд Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь…» | 1 | |||||
В гостях у Барсука - 13 | |||||||
19 | С.Козлов «Ёжик в тумане» | 1 | |||||
20 | С.Козлов «Ёжик в тумане». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Т.Мавриной «Полумесяц» | 1 | |||||
21 | Японская сказка «Барсук – любитель стихов» | 1 | |||||
22 | Японская сказка «Луна на ветке» | 1 | |||||
23 | Поход в «Музейный дом». Секреты японского свитка. Фрагмент «Тростник под снегом и дикая утка» | 1 | |||||
24 | С.Козлов «Красота». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А.Дюрера «Травы» | 1 | |||||
25 | Секрет коротких стих-й. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А.Венецианова «Жнецы» | 1 | |||||
26 | Японское хокку Тиё, Оницура. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Ван Гога «Комната в Арле» | 1 | |||||
27 | В.Драгунский «Что я люблю» | 1 | |||||
28 | Герой стих-я С.Махотина «Воскресенье» | 1 | |||||
29 | В.Драгунский «Что любит Мишка» | 1 | |||||
30 | М.Бородицкая. Стихотворения | 1 | |||||
31 | Сказка Дж.Родари «Приезжает дядюшка белый медведь» | 1 | |||||
В гостях у Ежика и Медвежонка -7 | |||||||
32 | И.Тургенев «Воробей». И.Карем «Ослик» | 1 | |||||
33 | М.Бородицкая «Котёнок». Э.Мошковская «Кому хорошо» | 1 | |||||
34 | В.Драгунский «Друг детства» | 1 | |||||
35 | В.Лунин «Кукла». Р.Сеф «Я сделал крылья и летал» | 1 | |||||
36 | Л.Толстой «Прыжок» | 1 | |||||
37 | Л.Толстой «Акула» | 1 | |||||
38 | Э.Мошковская «Если такой закат».Поход в «Музейный дом». Иллюстрация П.Брейгеля «Охотники на снегу» | 1 | |||||
Точка зрения - 17 | |||||||
39 | Поэтический текст. А.Кушнер «Что я узнал!» Поход в «Музейный дом». Портреты итальянского художника Арчимбольдо | 1 | |||||
40 | С.Махотин «Фотограф». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация В.Гога «Церковь в Овере» | 1 | |||||
41 | И.Пивоварова «Картина». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Лентулова «Василий Блаженный» | 1 | |||||
42 | О.Дриз. Стихотворения. | 1 | |||||
43 | С.Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» | 1 | |||||
44 | М.Бородицкая, в.Берестов, А.Ахундова. Стих-я | 1 | |||||
45 | А.Усачёв «Бинокль» | 1 | |||||
46 | Т.Белозёрова «Хомяк», М.Яснов «Хомячок» | 1 | |||||
47 | Г.Цыферов «Жил на свете слонёнок» | 1 | |||||
48 | Стихотворения современных авторов (стр. 32-39) | 1 | |||||
49 | О.Кургузов «Сухопутный или морской?». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Н.Крылова «Зимний пейзаж» | 1 | |||||
50 | О.Дриз. Стих-я. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М.Добужинского «Кукла».Иллюстрация М.Шагала «Синий дом» | 1 | |||||
51 | А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало». М.Лермонтов «Осень» | 1 | |||||
52 | Стихотворения современных авторов (стр. 56-69) | 1 | |||||
53 | А.Усачёв «Обои» | 1 | |||||
54 | В. Лунин, Ю.Мориц. Стих-я. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Д.Арчимбольдо «Лето», «Осень» | 1 | |||||
55 | Детские журналы | 2 | |||||
Природа для поэта – любимая и живая - 7 | |||||||
56 | Стихотворения современных авторов (стр. 104-105,110-111) | 1 | |||||
57 | Ю.Коваль «Три сойки». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А.Дюрер «Заяц» | 1 | |||||
58 | Е.Чарушин «Томка испугался», «Томкины сны» | 1 | |||||
59 | М.Пришвин «Разговор деревьев», «Золотой луг». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация В.Гога «Подсолнухи» | 1 | |||||
60 | Поэты о природе (до стр 130) | 1 | |||||
61 | Д.Биссет «Ух!» | 1 | |||||
62 | А.Екимцев «Осень», Ю.Коринец «Тишина» | 1 | |||||
Почему нам бывает смешно? - 6 | |||||||
63 | Юмористические пр-я для детей | 1 | |||||
64 | В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» | 1 | |||||
65 | Юмористические пр-я для детей (стр 149-153) | 1 | |||||
66 | С.Седов «Сказки про Змея Горыныча» | 1 | |||||
67 | Юмористические пр-я для детей | 1 | |||||
68 | Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающие научатся:
- читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
- читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
- строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;
- слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
- называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
- называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
- перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
- определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
- оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
- анализировать смысл названия произведения;
- пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
- развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
- писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
- устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
- читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
- пересказывать текст небольшого объёма;
- использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
- привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
- задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).
Обучающие научатся:
- различать сказку о животных и волшебную сказку;
- определять особенности волшебной сказки;
- различать сказку и рассказ;
- уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (преувеличение), звукопись, контраст, повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
- обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора;
- понимать, в чём особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
- обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающие научатся:
- понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
- читать художественные произведения по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
- эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
- читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
- рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;
- устно делиться своими впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий
Обучающие научатся:
- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
- ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
- работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий
Обучающие научатся:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
- выполнять работу по цепочке.
В рамках коммуникации как взаимодействия:
- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
- находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрении
Литература
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
- Малаховская О. В. Литературное чтение. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 2класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...