Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по УМК "Перспективная начальная школа",Н.А. Чуракова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu2_klass_2.docx | 40.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться и обеспечена:
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Малаховская О. В. Литературное чтение. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 2класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, за год - 68 часов.
Цель курса «Литературное чтение» – сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.
Основная цель выражается в главных идеях:
- Сформировать грамотные представления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы.
- Познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и контрастом.
- На материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве.
- Сформировать грамотные представления о взаимоотношениях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.
- Постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» — понятие художественного образа (сам термин не используется).
- Учить младших школьников различать жанры — сначала жанры фольклора, потом — жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
- Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы: если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
- духовно-нравственная– от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
- духовно-эстетическая– от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
- литературоведческая– от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
- библиографическая– от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.
Тематическое планирование
№ | Содержание | Количество часов |
1 | В гостях у Ученого Кота | 12 |
2 | В гостях у Незнайки | 6 |
3 | В гостях у Барсука | 13 |
4 | В гостях у Ежика и Медвежонка | 7 |
5 | Точка зрения | 17 |
6 | Природа для поэта – любимая и живая | 7 |
7 | Почему нам бывает смешно? | 6 |
Итого: | 68 |
Основное содержание
Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.
Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка. Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).
Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наи зусть: использование голоса — нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств — мимики, движений, жестов.
Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.
Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.
Библиографическая культура. Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.
Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе анали-тико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Коли- чество часов | Дата | Примечание | |||
План | Факт | ||||||
В гостях у Ученого Кота-12 | |||||||
1 | Знакомство с библиотекой учёного кота | 1 | |||||
2 | Вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» | 1 | |||||
3-4 | Авторская сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 2 | |||||
5 | Русская народная сказка «Петушок-золотой гребешок» | 1 | |||||
6 | Зарубежные сказки о животных. Джоэль Харрис «Братец Лис и братец Кролик» | 1 | |||||
7 | Джоэль Харрис «Почему у братца Опоссума белый хвост» | 1 | |||||
8 | Китайская волшебная сказка «Как собака с кошкой враждовать стали» | 1 | |||||
9-10 | Главные герои волшебной сказки «Волшебное кольцо» | 1 | |||||
11 | Г.Лагздынь. Стихотворения. Иллюстрации к сказке «Репка» | 1 | |||||
12 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 1 | |||||
В гостях у Незнайки - 6 | |||||||
13 | Н.Носов «Фантазёры» | 1 | |||||
14 | Рассказ Дж.Родари «Бриф! Бруф! Браф!» | 1 | |||||
15 | Э.Мошковская. Стихотворения | 1 | |||||
16-17 | Б.Окуджава «Прелестные приключения» | 1 | |||||
18 | Дональд Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь…» | 1 | |||||
В гостях у Барсука - 13 | |||||||
19 | С.Козлов «Ёжик в тумане» | 1 | |||||
20 | С.Козлов «Ёжик в тумане». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Т.Мавриной «Полумесяц» | 1 | |||||
21 | Японская сказка «Барсук – любитель стихов» | 1 | |||||
22 | Японская сказка «Луна на ветке» | 1 | |||||
23 | Поход в «Музейный дом». Секреты японского свитка. Фрагмент «Тростник под снегом и дикая утка» | 1 | |||||
24 | С.Козлов «Красота». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А.Дюрера «Травы» | 1 | |||||
25 | Секрет коротких стих-й. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А.Венецианова «Жнецы» | 1 | |||||
26 | Японское хокку Тиё, Оницура. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Ван Гога «Комната в Арле» | 1 | |||||
27 | В.Драгунский «Что я люблю» | 1 | |||||
28 | Герой стих-я С.Махотина «Воскресенье» | 1 | |||||
29 | В.Драгунский «Что любит Мишка» | 1 | |||||
30 | М.Бородицкая. Стихотворения | 1 | |||||
31 | Сказка Дж.Родари «Приезжает дядюшка белый медведь» | 1 | |||||
В гостях у Ежика и Медвежонка -7 | |||||||
32 | И.Тургенев «Воробей». И.Карем «Ослик» | 1 | |||||
33 | М.Бородицкая «Котёнок». Э.Мошковская «Кому хорошо» | 1 | |||||
34 | В.Драгунский «Друг детства» | 1 | |||||
35 | В.Лунин «Кукла». Р.Сеф «Я сделал крылья и летал» | 1 | |||||
36 | Л.Толстой «Прыжок» | 1 | |||||
37 | Л.Толстой «Акула» | 1 | |||||
38 | Э.Мошковская «Если такой закат».Поход в «Музейный дом». Иллюстрация П.Брейгеля «Охотники на снегу» | 1 | |||||
Точка зрения - 17 | |||||||
39 | Поэтический текст. А.Кушнер «Что я узнал!» Поход в «Музейный дом». Портреты итальянского художника Арчимбольдо | 1 | |||||
40 | С.Махотин «Фотограф». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация В.Гога «Церковь в Овере» | 1 | |||||
41 | И.Пивоварова «Картина». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Лентулова «Василий Блаженный» | 1 | |||||
42 | О.Дриз. Стихотворения. | 1 | |||||
43 | С.Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» | 1 | |||||
44 | М.Бородицкая, в.Берестов, А.Ахундова. Стих-я | 1 | |||||
45 | А.Усачёв «Бинокль» | 1 | |||||
46 | Т.Белозёрова «Хомяк», М.Яснов «Хомячок» | 1 | |||||
47 | Г.Цыферов «Жил на свете слонёнок» | 1 | |||||
48 | Стихотворения современных авторов (стр. 32-39) | 1 | |||||
49 | О.Кургузов «Сухопутный или морской?». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Н.Крылова «Зимний пейзаж» | 1 | |||||
50 | О.Дриз. Стих-я. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М.Добужинского «Кукла».Иллюстрация М.Шагала «Синий дом» | 1 | |||||
51 | А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало». М.Лермонтов «Осень» | 1 | |||||
52 | Стихотворения современных авторов (стр. 56-69) | 1 | |||||
53 | А.Усачёв «Обои» | 1 | |||||
54 | В. Лунин, Ю.Мориц. Стих-я. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Д.Арчимбольдо «Лето», «Осень» | 1 | |||||
55 | Детские журналы | 2 | |||||
Природа для поэта – любимая и живая - 7 | |||||||
56 | Стихотворения современных авторов (стр. 104-105,110-111) | 1 | |||||
57 | Ю.Коваль «Три сойки». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А.Дюрер «Заяц» | 1 | |||||
58 | Е.Чарушин «Томка испугался», «Томкины сны» | 1 | |||||
59 | М.Пришвин «Разговор деревьев», «Золотой луг». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация В.Гога «Подсолнухи» | 1 | |||||
60 | Поэты о природе (до стр 130) | 1 | |||||
61 | Д.Биссет «Ух!» | 1 | |||||
62 | А.Екимцев «Осень», Ю.Коринец «Тишина» | 1 | |||||
Почему нам бывает смешно? - 6 | |||||||
63 | Юмористические пр-я для детей | 1 | |||||
64 | В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» | 1 | |||||
65 | Юмористические пр-я для детей (стр 149-153) | 1 | |||||
66 | С.Седов «Сказки про Змея Горыныча» | 1 | |||||
67 | Юмористические пр-я для детей | 1 | |||||
68 | Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающие научатся:
- читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
- читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
- строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;
- слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
- называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
- называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
- перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
- определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
- оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
- анализировать смысл названия произведения;
- пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
- развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
- писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
- устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
- читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
- пересказывать текст небольшого объёма;
- использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
- привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
- задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).
Обучающие научатся:
- различать сказку о животных и волшебную сказку;
- определять особенности волшебной сказки;
- различать сказку и рассказ;
- уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (преувеличение), звукопись, контраст, повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
- обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора;
- понимать, в чём особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
- обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающие научатся:
- понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
- читать художественные произведения по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
- эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
- читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
- рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;
- устно делиться своими впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий
Обучающие научатся:
- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
- ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
- работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий
Обучающие научатся:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
- выполнять работу по цепочке.
В рамках коммуникации как взаимодействия:
- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
- находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрении
Литература
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
- Малаховская О. В. Литературное чтение. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 2класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...