Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

Мухаметзянова Айсылу Фаргатовна

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по УМК "Перспективная начальная школа",Н.А. Чуракова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu2_klass_2.docx40.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться и обеспечена:

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  3. Малаховская О. В. Литературное чтение. 2  класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  4. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 2класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2012. 

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, за год - 68 часов.

Цель курса «Литературное чтение» – сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.

Основная цель выражается в главных идеях:

  1. Сформировать грамотные представления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы.
  2. Познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приемами:  олицетворением, сравнением и контрастом.
  3. На материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве.
  4. Сформировать грамотные представления о взаимоотношениях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы. 
  5. Постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» — понятие художественного образа (сам термин не используется).
  6.  Учить младших школьников различать жанры — сначала жанры фольклора, потом — жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
  7.  Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы: если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные   задачи:

  1. духовно-нравственная– от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
  2. духовно-эстетическая– от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
  3. литературоведческая– от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
  4. библиографическая– от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи. 

 Тематическое планирование 

Содержание

Количество часов

1

В гостях у Ученого Кота

12

2

В гостях у Незнайки

 6

3

В гостях у Барсука

13

4

В гостях у Ежика и Медвежонка

7

5

Точка зрения

 17

6

Природа для поэта – любимая и живая

 7

  7

Почему нам бывает смешно?

6

Итого:

68

Основное содержание

 Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.

Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка. Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).

Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наи зусть: использование голоса — нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств — мимики, движений, жестов.

Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.

Библиографическая культура. Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.

Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе анали-тико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.

 

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Коли-

чество

часов

Дата

Примечание

План

Факт

В гостях у Ученого Кота-12

1

Знакомство с библиотекой учёного кота

1

2

Вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

1

3-4

Авторская сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

2

5

Русская народная сказка «Петушок-золотой гребешок»

1

6

Зарубежные сказки о животных. Джоэль Харрис «Братец Лис и братец Кролик»

1

7

Джоэль Харрис «Почему у братца Опоссума белый хвост»

1

8

Китайская волшебная сказка «Как собака с кошкой враждовать стали»

1

9-10

Главные герои волшебной сказки «Волшебное кольцо»

1

11

Г.Лагздынь. Стихотворения. Иллюстрации к сказке «Репка»

1

12

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

1

В гостях у Незнайки - 6

13

Н.Носов «Фантазёры»

1

14

Рассказ Дж.Родари «Бриф! Бруф! Браф!»

1

15

Э.Мошковская. Стихотворения

1

16-17

Б.Окуджава «Прелестные приключения»

1

18

Дональд Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь…»

1

В гостях у Барсука - 13

19

С.Козлов «Ёжик в тумане»

1

20

С.Козлов «Ёжик в тумане». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Т.Мавриной «Полумесяц»

1

21

Японская сказка «Барсук – любитель стихов»

1

22

Японская сказка «Луна на ветке»

1

23

Поход в «Музейный дом». Секреты японского свитка. Фрагмент «Тростник под снегом и дикая утка»

1

24

С.Козлов «Красота». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А.Дюрера «Травы»

1

25

Секрет коротких стих-й. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А.Венецианова «Жнецы»

1

26

Японское хокку Тиё, Оницура. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Ван Гога «Комната в Арле» 

1

27

В.Драгунский «Что я люблю»

1

28

Герой стих-я С.Махотина «Воскресенье»

1

29

В.Драгунский «Что любит Мишка»

1

30

М.Бородицкая. Стихотворения

1

31

Сказка Дж.Родари «Приезжает дядюшка белый медведь»

1

В гостях у Ежика и Медвежонка -7

32

И.Тургенев «Воробей». И.Карем «Ослик»

1

33

М.Бородицкая «Котёнок». Э.Мошковская «Кому хорошо»

1

34

В.Драгунский «Друг детства»

1

35

В.Лунин «Кукла». Р.Сеф «Я сделал крылья и летал»

1

36

Л.Толстой «Прыжок»

1

37

Л.Толстой «Акула»

1

38

Э.Мошковская «Если такой закат».Поход в «Музейный дом». Иллюстрация П.Брейгеля «Охотники на снегу»

1

Точка зрения - 17

39

Поэтический текст. А.Кушнер «Что я узнал!» Поход в «Музейный дом». Портреты итальянского художника Арчимбольдо

1

40

С.Махотин «Фотограф». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация В.Гога «Церковь в Овере»

1

41

И.Пивоварова «Картина». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Лентулова «Василий Блаженный»

1

42

О.Дриз. Стихотворения.

1

43

С.Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно»

1

44

М.Бородицкая, в.Берестов, А.Ахундова. Стих-я

1

45

А.Усачёв «Бинокль»

1

46

Т.Белозёрова «Хомяк», М.Яснов «Хомячок»

1

47

Г.Цыферов «Жил на свете слонёнок»

1

48

Стихотворения современных авторов (стр. 32-39)

1

49

О.Кургузов «Сухопутный или морской?». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Н.Крылова «Зимний пейзаж»

1

50

О.Дриз. Стих-я. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М.Добужинского «Кукла».Иллюстрация М.Шагала «Синий дом»

1

51

А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало». М.Лермонтов «Осень»

1

52

Стихотворения современных авторов

(стр. 56-69)

1

53

А.Усачёв «Обои»

1

54

В. Лунин, Ю.Мориц. Стих-я. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Д.Арчимбольдо «Лето», «Осень»

1

55

Детские журналы

2

Природа для поэта – любимая и живая - 7

56

Стихотворения современных авторов

(стр. 104-105,110-111)

1

57

Ю.Коваль «Три сойки». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А.Дюрер «Заяц»

1

58

Е.Чарушин «Томка испугался», «Томкины сны»

1

59

М.Пришвин «Разговор деревьев», «Золотой луг». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация В.Гога «Подсолнухи»

1

60

Поэты о природе (до стр 130)

1

61

Д.Биссет «Ух!»

1

62

А.Екимцев «Осень», Ю.Коринец «Тишина»

1

Почему нам бывает смешно? - 6

63

Юмористические пр-я для детей

1

64

В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»

1

65

Юмористические пр-я для детей (стр 149-153)

1

66

С.Седов «Сказки про Змея Горыныча»

1

67

Юмористические пр-я для детей

1

68

Итоговое заседание клуба «Ключ и заря»

1

Требования к уровню подготовки учащихся

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающие научатся:

  1. читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
  2. читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
  3. строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;
  4. слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
  5. называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
  6. называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
  7. перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
  8. определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
  9. оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
  10. анализировать смысл названия произведения;
  11. пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.

Обучающиеся  в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

  1. развивать навыки аудирования  на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
  2. писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
  3. устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
  4. читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
  5. пересказывать текст небольшого объёма;
  6. использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
  7. привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
  8. задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).

Обучающие научатся:

  1. различать сказку о животных и волшебную сказку;
  2. определять особенности волшебной сказки;
  3. различать сказку и рассказ;
  4. уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (преувеличение), звукопись, контраст, повтор).

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  1. обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
  2. обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора;
  3. понимать, в чём особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
  4. обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Обучающие научатся:

  1. понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
  2. читать художественные произведения по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
  3. эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой.

Обучающиеся  в процессе самостоятельной, парной, групповой и  коллективной работы получат возможность научиться:

  1. читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
  2. рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;
  3. устно делиться своими впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.

 Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения

В области  познавательных общих учебных действий

Обучающие научатся:

  1. свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью; 
  2. ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
  3. работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

В области коммуникативных учебных действий

Обучающие научатся:

В рамках коммуникации как сотрудничества:

  1. работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
  2. выполнять работу по цепочке.

В рамках коммуникации как взаимодействия:

  1. видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
  2. находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрении

Литература

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
  3. Малаховская О. В. Литературное чтение. 2  класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  4. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 2класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2012. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...