рабочая программа по литературному чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
УМК"Начальная школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_3_klass.doc | 245 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ «ООШ с.Холманка » __________/__Бровкова Т.В./ «___»____________2012г. | «Утверждено» Директор МКОУ «ООШс.Холманка » _________/Тюлюгенева Г.Е./ Приказ № _____ от «___»___________2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Белоусовой Валентины Николаевны
по предмету «Литературное чтение », 3 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от«___»_______2012г.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основании образовательной программы « Начальная школа 21века» автор Н.Ф. Виноградова и учебника «Литературное чтение» автор Л. А. Ефросинина .
Программа рассчитана на 102 часа.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И. Литературное чтение: 3 класс, в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2009;
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009;
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2011
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.
Следующее условие — овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. Круг минимальных литературоведческих понятий вводится не для того, чтобы воспитать в начальной школе «минилитературоведов» (СВ. Михалков), а для того, чтобы помочь ребенку разобраться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.
Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.
Итак, основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
1.Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
2.Система работы над навыками чтения.
- Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
- Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
- Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Следует обратить внимание еще на один специфический для начальной школы аспект литературного чтения. Чтение является речевой деятельностью, а следовательно, оно связано со знанием структуры текста как речевой единицы. Но нужно помнить, что, обучая чтению, мы работаем на литературном материале и организуем целостное восприятие произведения в единстве его содержания и формы, образного, логического, эмоционального его начал. Эти аспекты деятельности не следует путать. Поэтому в программе разделы «Работа с текстом» и «Восприятие художественного произведения» разведены, каждый имеет свое содержание.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
- изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;
- в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
- содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:
- Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей.
- Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
- Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.
- Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.
- Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.
- Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
На начальном этапе (1-2 классы) используются тематический и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.
На основном этапе (3-4 классы) главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей как России, так и зарубежья.
Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Например, Л.Н. Толстой представлен художественными сюжетными рассказами, описаниями природы, рассказами о животных, а также сказками, былинами, баснями, научно-познавательными произведениями. Ряд авторов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая последовательность предъявления произведений одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.
В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.
Кроме указанных принципов учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др.
Программа включает следующие основные рубрики: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность. Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся каждого класса, а также межпредметные связи.
Основные линии программы.
Развитие навыка чтения
Развитие навыка чтения идет от формирования громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения молча. Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирование целостных (синтетических) приемов чтения слов (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чтения на втором году обучения и постепенное введение чтения молча. В 3-4 классах — наращивание скорости чтения молча и использование приемов выразительного чтения (понимание задачи своего чтения и умение отобрать в соответствии с ней интонационные средства выразительности). Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу как с теми, кто пришел в школу хорошо читающими, так и с теми, кто отстает в овладении процессом чтения. Для этого в средствах обучения представлены задания разной степени сложности*.
Развитие восприятия произведения
Литература не может выполнять только иллюстративную роль и использоваться как наглядный пример к какому-то понятию или учебной теме. Она самоценна, и эту присущую литературе ценность читатель-ребенок постепенно осознает, что положительно влияет на его духовный мир. Именно поэтому характер и полнота восприятия произведения зависят от читательского опыта, сформированности умения воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому замыслу.
В 1 классе, пока у детей отсутствует навык чтения, произведение воспринимается только на слух. Поэтому авторы предусматривают уроки литературного слушания.
Во 2 классе уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай». Такая структура определяется тем, что многие дети владеют навыком чтения более 30 слов в минуту, что позволяет им включиться в самостоятельную работу с текстом. Опыт работы показывает, что начинающий читатель с большим интересом самостоятельно читает прослушанное произведение. Уже во 2 классе вводится аналитическое чтение (выстраивание цепочки событий, выделение героев и их поступков). Учитель ставит перед детьми вопросы: «Как начинается произведение?», «Что было дальше?», «Какие события вас взволновали?», «Как произведение закончилось?». Рассматривается форма произведения: определяется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев.
В 3-4 классах начинается собственно литературное чтение школьника в полном объеме. Учитель дает установку на восприятие жанра произведения, особенности его композиции и языка. Чтение организуется по законам восприятия литературного произведения: 1 уровень — первичное восприятие, 2 уровень — полноценное восприятие на уровне понимания главной мысли.
Развитие литературоведческих представлений и понятий
В 1-2 классах учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются представления школьников об авторах различных произведений.
В 3-4 классах вводятся литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, расширяется круг детского чтения, в соответствии с этим усложняются произведения и увеличивается доля литературоведческих терминов.
Развитие речевых умений
В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, наблюдать за его значением (в контексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово (а не другое) отобрал писатель (поэт), как оно характеризует героя и выражает отношение автора. Далее важно научить детей не только замечать и понимать слово, но и различать его переносное, образное значение, а затем использовать в собственной речи слова и выражения.
Развивается один из основных видов речевой деятельности — говорение. Практическое знакомство с диалогом и монологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диалога о прочитанном). Формулирование высказываний о своем отношении к произведению, героям и их поступкам. Обучение пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихотворных произведений и небольших отрывков из прозаических произведений.
Развитие творческой деятельности
Трудно добиться хорошего уровня литературного развития, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением (книгой), чтобы ребенок мог внести элементы своего творчества, выразить свое отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Для этого программа предлагает использовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструировать отдельные картины сюжета, описание героев и т. п.
Методы и приемы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).
Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.
Содержание тем учебного курса
Третий класс
Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского и других народов. Стихотворные произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношении к Родине, к друг к другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды. Стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: замедленность действия за счёт повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.
Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) – это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме, наличие реальных знаний.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.
Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения на уровне понимания главной мысли.
Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображения героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в гпд, в творческой мастерской и т.д.). Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.
Навык чтения. Чтение вслух и про себя небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.
Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание; сопоставление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Читательские умения:
- самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;
- отбор произведений по теме и жанру, авторской принадлежности;
- самостоятельное чтение произведений и книг по заданной теме, жанру или авторской принадлежности.
Межпредметные связи:
- с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описании я пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
- с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
- с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
с уроками труда: переплёт книг, работа с элементами книг, ремонт книг.
Календарно-тематический план
Класс______3___________
Учитель Белоусова В.Н.
Количество часов
Всего _102____ час; в неделю __3__ час.
Плановых контрольных уроков ___ ч.;
Административных контрольных уроков ___ч.
Планирование составлено на основании образовательной программы « Начальная школа 21века» автор Н.Ф. Виноградова
Учебник – Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 3 класс. 2 части. – М.: Вентана-Граф, 2008.
– Ефросинина Л. А. Литературное чтение: рабочие тетради в двух частях. – М.: Вентана-Граф, 2011.
– Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. – М.: Вентана-Граф, 2008.
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Календарные сроки | Тип урока | Виды контроля | Наглядные пособия и технические средства |
план | факт |
1 | Устное народное творчество Малые формы фольклора: загадки, пословицы. | 1 | 3 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь, |
2 | Малые формы фольклора: русские народные сказки. "Самое дорогое". "Про ленивую и Радивую". | 1 | 5 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь, |
3 | Литературное слушание . Сказки о животных. Русская народная сказка "Лиса и Котофей Иваныч". | 1 | 6 | Урок изучающего чтения | Вводный контроль техники чтения | Учебник, тетрадь |
44 | Сказки с загадками. Русская народная сказка "Дочь-семилетка". | 1 | 10 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь |
5 | Волшебные сказки. Русская народная сказка "Царевич Нехитёр-Немудёр". О присказках. | 1 | 12 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь |
6 | Слушание . Русская народная сказка "Елена Премудрая". | 1 | 13 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь |
7 | Малые формы фольклора: скороговорки, потешки. | 1 | 17 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь |
8 | Былины. "Добрыня и Змея". | 1 | 19 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь |
9 | Былины. "Илья Муромец и Соловей-разбойник» | 1 | 20 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь |
10 | Литературное слушание. Былины. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца» | 1 | 24 | Повторение, обобщение | Текущий | Учебник, тетрадь |
11 | Обобщение по разделу « Произведения устного народного творчества» | 1 | 26 | Проверочный урок | Тематический контроль. Самостоятельная работа. | Учебник, тетрадь |
12 | Басни Эзопа и И.А. Крылова Эзоп. "Лисица и виноград". И.Крылов. "Лиса и виноград". | 1 | 27 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
1 13 | И.Крылов. " Ворона и лисица», Эзоп «Ворон и Лисица» | 1 | Октябрь 1 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь |
14 | Слушание басен Эзопа и русских баснописцев. | 1 | 3 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь |
15 | Произведения А.С.Пушкина "У лукоморья дуб зелёный…". Отрывок. | 1 | 4 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
16 | А. Пушкин "Сказка о царе Салтане…".Жанр произведения: литературная сказка в стихах. | 1 | 8 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
17 | А. Пушкин "Сказка о царе Салтане…". Работа с образами героев сказки. | 1 | 10 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
18 | Литературное слушание. А. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". | 1 | 11 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь |
19 | А. Пушкин.«Вот север тучи нагоняя». | 1 | 15 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь. компьютер |
20 | А. Пушкин. «Зимний вечер». «Няне» | 1 | 17 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
21 | Обобщение по разделу « Произведения Пушкина». | 1 | 18 | Проверочный урок | Тематический контроль. Самостоятельная работа. | Учебник, тетрадь компьютер |
22 | Стихи русских поэтов.Тютчев. "Есть в осени первоначальной…". "Чародейкою Зимою…". | 1 | 22 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
23 | А.Н.Майков. "Осень". | 1 | 24 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь |
224 | А.А.Фет. "Мама! Глянь-ка из окошка…"."Кот поёт, глаза прищуря…". | 1 | 25 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь. |
25 | Обобщение по разделу « Стихи русских поэтов». | 1 | Ноябрь 7 | Проверочный урок | Тематический контроль. Самостоятельная работа. | Учебник, тетрадь компьютер |
2 26 | Произведения Л.Н.Толстого. Сказка "Два брата". | 1 | 8 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь. компьютер |
227 | Л.Толстой. Басня "Белка и волк". | 1 | 12 | Текущий |
28 | Литературное слушание. Л.Н.Толстой «Работник Емельян и пустой барабан" | 1 | 14 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь |
229 | Л.Н.Толстой . Рассказы "Лебеди", «Зайцы» | 1 | 15 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
330 | Л.Н.Толстой "Прыжок". | 1 | 19 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь. компьютер |
31 | Л.Н.Толстой Былина "Как боролся русский богатырь" | 21 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь |
332 | Литературное слушание. Л.Н.Толстой Сказка "Ореховая ветка", А.Сергеенко "Как Л.Н.Толстой рассказывал сказку об огурцах". | 1 | 22 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь. |
333 | Обобщение по разделу « Произведения Л. Толстого». | 1 | 26 | Проверочный урок | Тематический контроль. Самостоятельная работа. | Учебник, тетрадь компьютер |
334 | Произведения Н.А.Некрасова "Крестьянские дети". Отрывок. "Мужичок с ноготок". Статья К.И.Чуковского "Мужичок с ноготок". | 1 | 28 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
335 | Литературное слушание. Н.Некрасов "Крестьянские дети» | 1 | 29 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
336 | Н.Некрасов "Славная осень» | 1 | Декабрь 3 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
337 | «Зелёный шум» К.И.Чуковский | 5 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
338 | Н.Некрасов "Мороз-воевода". | 1 | 6 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь, |
339 | Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов» | 1 | 10 | Проверочный урок | Тематический контроль. Самостоятельная работа. | Учебник, тетрадь компьютер |
440 | Произведения А.П.Чехова Рассказ "Степь". | 1 | 12 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
441 | А.П.Чехов "Ванька". | 1 | 13 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь |
442 | Н.Шер "О рассказах А.П.Чехова". | 1 | 17 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь |
443 | Обобщение по разделу « Произведения Чехова». | 1 | 19 | Проверочный урок | Тематический контроль. Самостоятельная работа. | Учебник, тетрадь компьютер |
444 | Сказки зарубежных писателей Ш.Перро "Подарки феи". | 1 | 20 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
445 | Ц.Топелиус "Солнечный Луч в ноябре". Ц,Топелиус "Зимняя сказка". | 1 | 24 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь |
446 | Обобщение по разделу «В мире сказок» | 1 | 26 | Проверочный урок | Тематический контроль. Самостоятельная работа. | Учебник, тетрадь компьютер |
447 | Стихи русских поэтов И.Никитин. "Русь". | 1 | 27 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
448 | И.Никитин. "Утро". | 1 | Январь 14 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь. |
449 | И.Суриков. "Детство". И.Никитин «Утро» | 1 | 16 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь. |
550 | С.Дрожжин. "Привет". "Зимний день". | 1 | 17 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
551 | Литературное слушание. Ф.Н.Глинка "Москва". Обобщение по разделу « Стихи русских поэтов». | 1 | 21 | Урок изучающего чтения | Тематический контроль. Самостоятельная работа. | Учебник, тетрадь. компьютер |
552 | Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка "Приёмыш". | 1 | 23 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
553 | Д.Н.Мамин-Сибиряк "Приёмыш". Пересказ по плану. | 1 | 28 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь |
554 | Д.Н.Мамин-Сибиряк Сказка "Умнее всех". | 1 | 30 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
555 | Литературное слушание. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Постойко ". | 1 | 31 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь |
556 | Д.Н.Мамин-Сибиряк "Постойко ". образ Постойко. | 1 | Февраль 4 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь |
557 | Рассказы о животных. Обобщение по разделу « Произведения Д. Мамина-Сибиряка» | 1 | 6 | Проверочный урок | Тематический контроль. Самостоятельная работа. | Учебник, тетрадь компьютер |
558 | Произведения А.И.Куприна «Синяя звезда» | 1 | 7 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
559 | А.И.Куприн «Синяя звезда». Образ Эрны. | 1 | 11 | Текущий | Учебник, тетрадь |
660 | А.И.Куприн "Барбос и Жулька". | 1 | 13 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
661 | Литературное слушание А.И.Куприн "Ю-Ю". | 1 | 14 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь. |
662 | Обобщение по разделу «Рассказы Куприна» | 1 | 25 | Проверочный урок | Тематический контроль. Самостоятельная работа. | Учебник, тетрад компьютер |
663 | Стихи С.А.Есенина Стихи о Родине (отрывки) | 1 | 27 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
664 | С.А.Есенин "Нивы сжаты, рощи голы…". | 1 | 28 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
565 | С.А.Есенин "Берёза". Слушание стихов С.Есенина. | 1 | Март 4 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер. |
566 | С.А.Есенин "Бабушкины сказки". | 1 | 6 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь. компьютер |
667 | Обобщение по разделу «Стихи Есенина». | 1 | 7 | Проверочный урок | Тематический контроль. Самостоятельная работа. | Учебник, тетрадь компьютер |
668 | Библиотечный урок. Стихи русских поэтов. | 1 | 11 | Текущий | Учебник, тетрадь |
669 | Произведения К.Г.Паустовского "Стальное колечко". Работа стекстом. | 1 | 13 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
770 | К.Г.Паустовский "Стальное колечко». Деление на части и составление плана. | 1 | 14 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
771 | К.Г.Паустовский "Стальное колечко". Описание образа Вари. | 1 | 18 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь |
772 | К.Г.Паустовский "Кот-ворюга". | 1 | 20 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
773 | К.Г.Паустовский "Какие бывают дожди" | 1 | 21 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
774 | К.Г.Паустовский «Заячьи лапы» | 1 | Апрель 1 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
775 | Литературное слушание. К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб» | 1 | 3 | Текущий | компьютер |
776 | Обобщение по разделу «Рассказы Паустовского». | 1 | 4 | Проверочный урок | Тематический контроль. Самостоятельная работа. | Учебник, тетрадь. компьютер |
777 | Литературное слушание. Книги о природе (Н.Сладков, Г.Скребицкий, Э.Шим, В.Бианки) В.Астафьев "Стрижонок Скрип". | 1 | 8 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
778 | Урок-концерт «Моя любимая книжка» | 1 | 10 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
779 | Произведения С.Я.Маршака "Урок родного языка". | 1 | 11 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
880 | С.Я.Маршак "Ландыш". | 1 | 15 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь |
881 | Литературное слушание. С.Я.Маршак Пьеса-сказка "Кошкин дом". В. Субботин «С Маршаком». | 1 | 17 | Повторение, обобщение | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
882 | Рассказы Л.Пантелеева "Честное слово". | 1 | 18 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
883 | Л.Пантелеев "Камилл и учитель" | 1 | 22 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
884 | Литературное слушание. Л.Пантелеев "Фенька"."Новенькая" | 1 | 24 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь |
885 | Обобщение по разделу «Рассказы Пантелеева». | 1 | 25 | Проверочный урок | Тематический контроль. Самостоятельная работа. | Учебник, тетрадь компьютер |
886 | Произведения А.П.Гайдара "Горячий камень". | 1 | 29 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
887 | А.П.Гайдар "Тимур и его команда". Знакомство с книгой. | 1 | Май 2 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
888 | А.П.Гайдар "Тимур и его команда". Рассказ о дружбе. | 1 | 6 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь |
889 | С.Михалков. "Аркадий Гайдар". | 1 | 8 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
990 | Произведения М.М.Пришвина "Моя Родина". | 1 | 13 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
991 | М.М.Пришвин "Выскочка". | 1 | 15 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь |
892 | М.М.Пришвин "Жаркий час". Воспоминания о М.М. Пришвине. В.Чалмаев. | 1 | 16 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь. |
993 | Обобщение по разделу «Рассказы Пришвина». | 1 | 20 | Проверочный урок | Итоговый контроль техники чтения.. | Учебник, тетрадь компьютер |
994 | Произведения зарубежных писателей Джек Лондон "Волк". Ознакомительное чтение. | 1 | 22 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
995 | Джек Лондон "Волк". Работа с книгами-справочниками. | 1 | 23 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь |
996 | Э.Сетон-Томпсон "Чинк" | 1 | 27 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь. |
997 | Литературное слушание. Книги зарубежных детских писателей. | 1 | 29 | Урок изучающего чтения | Текущий | Учебник, тетрадь компьютер |
98 | Итоговая проверка начитанности и читательских умений. Что читать летом» | 1 | 30 | Контрольный урок | Итоговый контроль. | Учебник, тетрадь компьютер |
Требования к уровню подготовки учащихся третьего класса
К концу обучения в третьем классе учащиеся должны уметь:
читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух и про себя;
- знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
- выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;
- определять смысл событий и поступков героев; выражать своё отношение;
- пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
- самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам;
- пользоваться библиотечным фондом;
- отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
- пользоваться справочной литературой.
Перечень учебно-методического обеспечения
УМК
Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И. Литературное чтение: 3 класс, в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2009;
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009;
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Наглядные пособия.
- Набор геометрических фигур-обозначений жанра и темы произведений.
- Портреты писателей и поэтов, чьи произведения изучаем.
- Схема «Жанры фольклора».
- Схема «Положительные герои. Отрицательные герои произведения».
- Рисунки учеников (прошлых лет) к изучаемым произведениям.
- Биографии писателей и поэтов, списки их произведений.
- Схемы обложек произведений.
- Схемы-рисунки «Чувства и эмоции».
- Таблицы со словами-чувствами.
- Таблицы со словами-характеристиками героев произведения.
- Иллюстрации к сказкам (народным и литературным).
- Книги разных жанров, тематики и структуры (для сравнений).
- Книжки-самоделки.
- Образцы творческих работ учащихся.
- Карточки-названия героев изучаемых произведений.
- Карточки-ключевые слова из изучаемых произведений (для обучения составлению плана и пересказу).
- Маски животных (для разыгрывания сцен, для чтения по ролям).
Список литературы
Для учителя:
- Журова Л.Е. Беседы с учителем: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008.
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение: методическое пособие. – М.: Вентана- Граф, 2008.
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тексты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2006.
Для ученика:
Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И. Литературное чтение: 3 класс, в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2009;
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009;
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...