"Жаба и роза" 4 класс
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Школа Росии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhaba_i_roza_28_noyabrya.docx | 38.78 КБ |
otkrytyy_urok_28_noyabrya.ppt | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Цель общеобразовательная: продолжить работу над сказкой В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».
Задачи:
- учить вдумчивому осознанному чтению;
- помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;
- учить находить в тексте ответы на вопросы.
Цель развивающая: Развивать у учащихся умение обобщать и делать выводы.
Задачи:
- развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;
- развивать связную речь, умение давать полные ответы;
- расширять словарный запас.
Цель воспитательная: воспитывать нравственные ценности – чуткость по отношению к людям, умение противостоять злу.
Задачи:
- воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу;
- воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей;
- воспитывать интерес к чтению.
Задача здоровьесберегающая: профилактика переутомления глаз, профилактика нарушения осанки.
Оборудование учителя:
- мультимедийное оборудование;
- учебник для 4 класса «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.;
Оборудование учащихся:
- учебник для 4 класса «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.;
- карточки «да-нет», для проверки домашнего задания;
- листы для групповой работы.
Ход урока
- Орг.момент. Разминка
Слайд 2, Разминка
Слайд3
а) Скороговорка:
Невелика птица синица, а умница.
- Какие звуки повторяются? ([и, а, ц])
- Прочитаем тихо, громко, очень громко.
- Читаем, выделяя голосом, каждое слово.
- А кто может прочитать так, чтобы выразить радость и гордость за птичку?
Слайд 4
– Белый – черный, день – ночь, - что это за слова? (Правильно, антонимы.)
Подбираем…
Слайд 4 – Слабый (сильный),
Бесполезный (полезный),
Лживый (честный),
Плохой (хороший).
У. – Может ли человек быть только хорошим или только плохим?
Ответы детей:
Д. – Да, есть люди добрые, честные и справедливые, а бывают жадные и жестокие.
Д. – А я думаю, есть в человеке что-то хорошее и плохое.
У. – Итак, в каждом человеке есть белое и черное, важно только, что человек открывает в себе больше. Обратимся к словам Агнии Барто (поможет мне в этом Трифонова Вероника)
«Я сорвал цветок – и он завял, я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
Итог
– Ребята, что значит, по-вашему «прикоснуться к красоте сердцем»?
Ответы детей:
Д. – Значит, радоваться всему живому.
- Улыбаться бабочкам, цветам.
- Знать, что это нужно любить беречь.
- Ощутить эту красоту.
- Проверка домашнего задания
1. Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна "Мелодия".
Слайд 5.
- В.М.Гаршину принадлежит удивительная мысль: "Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле:" Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов художника слова, мы должны быть внимательны, вдумчивы, серьёзны. Сегодня мы продолжаем работу над "Сказкой о жабе и розе", с которой познакомились на прошлом уроке.
2.- Вспомните, о чём эта сказка?
Слайд 6.
Тестирование
- Цветник, в котором рос розовый куст находился перед дворцом. (нет, перед деревенским домом)
- Распустилась роза в хорошее майское утро. (да)
- В это время жаба купалась в луже. (нет, отдыхала после охоты)
- В этом саду прошлым летом сидел румяный десятилетний мальчик. (нет, худенький семилетний мальчик)
- Весной мальчик не мог выйти в сад, он ослаб от болезни. (да)
- Жаба чувствовала страх перед розой. (нет, ненависть к розе)
- Свои чувства к розе она выражала словами « Я тебя слопаю!» (да)
- Сильный дождь помешал жабе добраться до розы. (нет, шипы)
- Соловей пел розе свои песни. (да)
- Жаба не смотря на все трудности очутилась около розы. (да)
- Спасла розу от жабы птица. (нет, сестра)
- Мальчик, когда увидел розу, первый раз после долгого времени вышел в сад. (нет, улыбнулся)
- Вся эта история закончилась выздоровлением мальчика.( нет, смертью мальчика)
- После смерти мальчика розу вынесли на улицу осыпаться. ( нет, засушили в старой книге)
Итог: Так о чём эта сказка?
(Ответы детей: о жабе и розе, о прекрасном и безобразном, о добре и зле).
3. Работа по теме. Целепологание. Осмысление содержания.
- Какие цели мы поставили вчера на уроке?
( ответы: знакомство с произведением, главными героями, характеризовали их)
- Чтобы определить цели сегодня на урок, я предлагаю прочитать следующее стихотворение.
Слайд 7.
Мир жабы злобен;
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье,
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня -
Добро и зло разоблачить.
- Прочитав стихотворение, определите - какую задачу сегодня на уроке мы должны выполнить.
Обратите внимание на последнюю строку стихотворения.
(Ответы детей: "разоблачить добро и зло", "раскрыть мир жабы и мир розы").
- Таким образом, задача нашего урока:
Слайд 8.
Раскрыть понятия "Добро" и "Зло" через характеристику героев.
-Как вы понимаете слова "Добро" и "Зло"?
(Ответы детей: добро - это:; зло - это:).
- Как эти понятия определяет толковый словарь?
Слайд 9.
- Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
- Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.
- Давайте посмотрим, как эти понятия отражены в сказке.
- Как вы думаете, кто из героев является символом - добра и кто является символом - зла? Почему?
Физпауза Слайд 10,11
- Групповая работа.
- Попробуем доказать наши предположения опираясь на содержание сказки.
(Класс делится на 8 микро групп, каждая группа получает лист бумаги, маркер, карандаш).
- Четыре группы (одна группа - один пункт плана) будут доказывать, опираясь на текст, что роза - это символ добра, а другие четыре группы - что жаба - это символ зла, по следующему плану.
Слайд 12.
План:
1. Окружающая обстановка.
2. Внешний вид.
3. Действия.
4. Мечты, эмоции, чувства.
- Ваша задача - как можно точнее и подробнее выразить свои представления о жабе и розе, подтверждая их словами и выражениями из текста.
1 группа - Окружающая обстановка (роза)
(Ответы детей: "хорошее майское утро", " голубое небо", "свежий утренний ветерок", "лучи солнца", "утренняя роса", "в цветнике мирно и спокойно, чисто и ясно").
- Как себя чувствует роза в такой обстановке?
(Ответы детей: мирно и спокойно, роза счастлива, ей хорошо:)
- А человек?
(Ответы детей: хорошо, приятно:)
Вывод: обстановка вокруг розы солнечная, тёплая, мирная.
2 группа - Внешний вид (роза)
(Ответы детей: "роскошный цветок", "нежная", "тонкие лепестки", "тонкий свежий аромат", "душистое и прекрасное создание", "бледное создание").
- Вам нравится роза?
Вывод: Роза красивая, а красота вызывает добрые чувства.
3 группа – Действия ( роза)
(Ответы детей: "росла, красовалась", "могла бы плакать не от горя, а от счастья жить", не могла говорить, она могла только разливать запах и этот запах был её словами, слезами и молитвами", "её жизнь - распуститься, начать вянуть и осыпаться", "не может вспорхнуть и улететь, как бабочка", "совсем уж распустилась", "почувствовала, что её срезали недаром").
- А почему роза плачет?
(Ответы детей: она растёт среди запустения, поэтому и плачет).
- Разве роза может плакать?
(Ответы детей: нет, роза - это символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присущи душевные переживания).
- Какой литературный приём использует автор?
(Ответы детей: олицетворение).
- О чем могла молиться роза?
(Ответы детей: о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести людям пользу, чтобы жить в лучших условиях:)
Вывод: роза хочет жить и принести пользу людям.
4 группа - Мечты, эмоции, чувства ( роза)
(Ответы детей: "мечтает улететь как бабочка, но прикреплена к своему стебельку", плачет, сожалеет что "некому было полюбоваться ею", отчаяние - "роза поняла, что погибает", "смирилась со своей участью").
- Какие чувства испытывает роза? (плакать не от горя, а от счастья жить:)
Значит, главное для розы - это счастье жить:
- Что помогает понять счастье розы? (её аромат)
- Как вы понимаете фразу "Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами:"?
(Ответы детей: роза не говорит, она только разливает вокруг себя тонкий аромат, роза мечтала служить миру своей красотой, изливая чудесный свет и аромат).
- Итак, какой показывает нам розу автор? Как он к ней относится?
(Ответы детей: для описания розы автор использует эпитеты, красивые образные выражения, он показывает нам розу красивой, ароматной, она хочет жить и принести людям пользу).
- Какими человеческими качествами наделена роза? ( доброта, человечность, жизнелюбием)
- С кем из героев она у вас ассоциируется? (мальчик)
- Почему? Что их сближает? (добрый, нежный, тоже хотел жить)
- Какой это образ - положительный или отрицательный? (положительный).
Итог: - Значит роза - это символ добра? (да).
Поговорим о жабе. Расскажите, как показана жаба.
1 группа - Окружающая обстановка (жаба)
(Ответы детей: "сырая земля", "среди корней куста", " выбрала местечко потенистее и посырее").
- Как чувствует себя жаба в такой обстановке?
(Ответы детей: хорошо, ей нравится:)
- А как человек может чувствовать себя в такой обстановке?
(Ответы детей: неуютно, угнетённо).
2 группа - Внешний вид (жаба)
(Ответы детей: "жирная", "старая", "грязно-серые липкие бородавчатые лапы", "плоское брюхо", безобразная лапа", "жабьи глаза", "злые безобразные глаза", "жабье сердце", "злое животное, гадкая").
- Вам нравится жаба?
(Ответы детей: нет, она уродлива и безобразна, а это вызывает плохие чувства).
3 группа – Действия (жаба)
(Ответы детей: "ленится", "объедается", "отдыхает", "не умеет радоваться", " не умеет выражать свои чувства", " прохрипела", "переползла", "карабкалась", "свалилась", "поплелась").
- Оцените её действия.
(Ответы детей: главное для жабы - это плотно поесть и отдохнуть после еды, т.е. жаба ленива и прожорлива. Она хочет довести начатое дело до конца - слопать розу, уничтожить красоту. А это плохо).
4 группа - Мечты, эмоции, чувства (жаба)
(Ответы детей: не умеет радоваться солнцу, утру, хорошей погоде, мечтает слопать розу, погубить её, " запах розы причиняет ей смутное беспокойство", ненавидит розу, испытывает злость, зависть, жаба не видит красоту, она её не чувствует).
- Прочитайте, что было с жабой, когда она впервые увидела розу? (стр 175)
- Как вы понимаете фразу "Что-то странное зашевелилось в жабьем сердце"?
- Что могло зашевелиться? (зависть и злоба).
-Каково эмоциональное состояние жабы?
(жаба оцарапала всё брюхо и лапы о шипы розы, ей больно, она не достигла своей цели, поэтому с ненавистью смотрит на цветок).
Вывод: Как жаба относится к розе? (жаба ненавидит розу, злое животное, гадкое.)
- Итак, какой показывает нам жабу автор? Как он к ней относится?
(Ответы детей: жаба бесчувственное и безобразное животное)
- Какой это образ - положительный или отрицательный? (отрицательный).
- Значит, жаба - это символ чего? Зла? (да).
-Как вы думаете, что спрятал автор под символами «жаба» и «роза»? ( жизнь, смерть)
-- Можно ли сказать: мальчик умер, роза завяла, они навсегда ушли из жизни? ( нет, мальчик будет жить в памяти близких, розу засушили, но придёт весна и новый цветок распустится и будет дарить радость)
Вывод: роза - символ добра, жаба - символ зла. Слайд 13.
- Итог урока
- Вернёмся к задаче урока. Прочитаем ещё раз стихотворение.
Слайд 14.
Мир жабы злобен? (да)
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье? (да)
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня -
Добро и зло разоблачить.
- Выполнили эту задачу? (да).
- Чем запомнился урок?
- О чём заставляет думать это произведение?
(Ответы детей: надо делать добрые дела, быть доброжелательным, приносить людям пользу, добро победит зло, добрые дела не забываются).
- Домашнее задание
Слайд 15, 16
- Дома вам будет такое задание ( на выбор):
1)Написать письмо автору произведения, в котором вы выскажете своё мнение о произведении…( чем понравилось, чему учит итд) Здравствуйте, уважаемый Всеволод Михайлович!....
2) Или по опорным словам сочинить небольшое стихотворение к произведению
(задание на листочках перед каждым)
6. Итог урока.
- Заканчивая наш урок, мне хочется сказать:
"Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему!". Слайд 17.
Слайд 18
Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению в 4 классе по теме В.М. Гаршин "Жаба и Роза"
Урок помогает учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни....
Урок литературного чтения в 4 классе по теме В.М. Гаршин "Жаба и Роза"
Урок помогает учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;Учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни....
Урок по курсу "Человек и мир" во 2 классе по теме "Лягушки и жабы"
Научить ребенка наблюдать, искать ответы на вопросы, сопоставлять, анализировать, делать выводы - одна из задач данного урока. Опираясь на свой жизненный опыт, статьи учебника, используя презентацию д...
Урок литературного чтения в 4 классе (УМК "Школа России").В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе" (2 урок)
Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием методического приёма – кластеры, приёмов ...
Урок литературного чтения в 4-м классе по произведению В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе" ("Школа России")
Конспект урока, презентация к нему, приложения в виде карточек для парной и групповой работы....
Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (второй урок)
Урок и презентация к уроку....
Тема: В. М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» Класс: 4
Тема: В. М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»Класс: 4Цели: Создать условия для развития интереса к чтению; совершенствования навыков выразительного чтения; умений формул...