Урок литературного чтения во 2-м классе. В.Бианки «Музыкант»
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

 

Урок литературного чтения во 2-м классе

 

В.Бианки «Музыкант».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_vo_2-m_klasse_rkmchp.doc57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2-м классе

В.Бианки «Музыкант».

Учитель начальных классов Сивкова Елена Викторовна.

Цели урока: знакомство с биографией и творчеством детского писателя В.Бианки, произвести анализ произведения «Музыкант».

Задачи урока:

Образовательные-

-познакомить детей с биографией и творчеством В.Бианки;

-знакомство с рассказом «Музыкант», его идейно- смысловым и художественным содержанием;

-формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

Развивающие-

-развивать устную речь учащихся;

-развивать образное и логическое мышление;

-расширять кругозор детей;

-развивать умение анализировать, обобщать, сопостовлять.

Воспитательные-

-воспитание бережного отношения к природе, животным;

-воспитывать интерес к детской художественной литературе и жизни творческих людей;

-воспитание критического мышления.

Ход урока.

1.Организация класса на предстоящую работу.

Подготовка рабочего места.

2. Стадия вызова.

-Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями, героями которых будут животные.

На доске-  портрет Виталия Валентиновича Бианки.

-Назовите этого человека. (ответы детей)

-Какие произведения его вы уже читали ? ( ответы детей).

Слово об авторе (учитель) :

Виталий Валентинович Бианки (1894-1959) стал замечательным писателем – природоведом, потому что был тонким наблюдателем, любил природу, умел замечать удивительное в самом простом и обыкновенном. Еще мальчишкой он проводил свободное время в лесу, участвовал в охоте, пытался разгадать птичьи голоса и следы зверей.

В.В. Бианки написал много сказок для детей о животных: «Теремок», «Лесной Колобок – Колючий Бок», «Приключения муравьишки», «Мышонок Пик», а также много других рассказов.

В своих произведениях он старался ответить на многие вопросы о жизни природы.. Научные открытия, которые проводил В.В.Бианки в лесу, дали основу для написания таких произведений, как «Лесные домишки», «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?».

С большой любовью относится писатель к своим героям – мохнатым и лохматым, пернатым и чешуйчатым, с симпатией описывает их повадки и поведение, слегка подсмеивается, наделяя их смешными именами («Лесной Колобок», «Мышонок Пик») и человеческими качествами. Герои произведений В.В.Бианки и дети, и взрослые – любители природы, добрые друзья животных.

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

-Отгадайте, о ком пойдет речь в новом произведении Виталия Валентиновича? (ответы детей).

-Что вы знаете об этом звере? (ответы детей).

Рассказ учителя:

Бурые медведи живут и на равнинах, и в горах, там, где есть глухие леса с буреломом, болотами, водоёмами. Они отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь- большой любитель мёда. Зимой впадает в спячку. За развалистую походку прозвали медведя косолапым. Только зря: он проворен и может догнать даже лошадь.

-Прочитайте название рассказа. (ответы детей).

-Кто такой музыкант? (ответы детей).

 Отгадайте загадки. О каких музыкальных инструментах в них говорится?

Треугольной формы корпус,
Три струны и звонкий голос.
Ну, попробуй, отгадай-ка!
Это наша (балалайка)

В руки взял игрок смычок,
Закрутился, как волчок.
Быстро вспомнил про улыбку
На сцену вышел он со (скрипкой).

Какие другие музыкальные инструменты вы знаете? (ответы детей).

-Попробуйте предположить, о чём будет этот рассказ? (ответы детей).

3.Стадия осмысления.

-Сейчас мы узнаем очень интересную историю, которую наблюдал охотник в лесу.

Словарная работа.

-В  рассказе встретятся новые слова. Кто может объяснить их значение? А теперь давайте прочитаем:

завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы;

медвежатник – человек, который охотится на медведей;

расщепленное – разбитое на щепки,

колхозник – член коллективного хозяйства.

Учитель предварительно делит текст на части.

1 часть. (чтение уч-ся вслух).

-Какое увлечение было у старика?

-Любил ли старик музыку?

-Хорошо ли у него получалось? (прочитайте).

-Что сообщил старику колхозник?

-Как вы думаете, пойдёт ли старик на охоту или нет?(ответы детей).

2 часть. (чтение уч-ся вслух).

-Что услышал охотник в лесу?

- Удивился ли он?

-На что был похож этот звук?

-Как вы думаете, кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?(ответы детей).

3 часть. (чтение уч-ся вслух).

-Что же увидел охотник на опушке?

-Как оценил охотник пение щепки?

-Как вы думаете, как поступит старик с медведем?(ответы детей).

4 часть. (чтение уч-ся вслух).

-Почему старый медвежатник не стрелял в медведя?

-О чём вспоминал охотник, когда дёргал струны на скрипке?

4.Стадия рефлексии.

-Понравился ли рассказ?

-О чём стоит задуматься после чтения этого рассказа?

Посмотрите на предложенные заголовки частей. Что вы заметили? (порядок их не соблюден)

Странный звук в лесу.

Старик не убил медведя.

 Медвежатник на завалинке.

Медведь играет на щепках.

Расположите заголовки в порядке развития событий в рассказе.

(На доске появляется план рассказа, запись в тетрадь).

Медвежатник на завалинке.

Странный звук в лесу.

Медведь играет на щепках.

Старик не убил медведя.

-Из предложенных пословиц выбери наиболее подходящие по смыслу.
«Жизнь дана на добрые дела»,
«Добрый конец всему делу венец»,
«К добру гребись, а от худа шестом суйся»,
«Вина голову клонит»,
«Ты пожалей, и тебя пожалеют».

5.Итог урока.

-С каким рассказом мы с вами познакомились?

-Почему автор назвал рассказ «Музыкант»?

-Как бы вы назвали этот рассказ?

-Как автор относится к поступку медвежатника?

-Как вы относитесь к его поступку?

6.Домашнее задание.

Подготовить пересказ рассказа «Музыкант» используя план или по вопросам в учебнике.

В.Бианки «Музыкант».

1 часть.

Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка.

        Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:

        -Брось-ка ты свою скрипку- то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

        2 часть.

        Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес.

        В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.

        Устал старик и присел на пенёк отдохнуть. Тихо- тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!...» Красивый такой звук, как струна пропела.

        Немного погодя опять: «Дзенн!...»

        Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?» А из лесу опять: «Дзенн!...»- да так звонко, ласково.

        Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.

        3 часть.

        Старик подкрался из- за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!...»- как струна пропела.

        Медведь наклонил голову и слушает.

        Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка!

        Замолк звук- медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.

        4 часть.

        Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избу медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёрнул одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзенн!...»

        Колхозник спросил старика:

        -Ну что, убил медведя?

        -Нет, -ответил старик.

        -Что же так?

        -Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?

        И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок литературного чтения в 4-м классепо теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...

Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация  для учащихся коррекционых школ,  детей с ОВЗ....

Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация  для учащихся коррекционых школ,  детей с ОВЗ....

Конспект урока литературного чтения во 2 «в» классе по программе «Школа России» Тема: В.Бианки. «Музыкант»

Цель: .Познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант».Задачи: 1. Продолжить обучение пересказу текста по наводящим вопросам учителя;2. Отрабатывать грамотное выразительно...

Урок литературного чтения "Школа России" 1 класс по теме: "В.В. Бианки. Лесная охота".

На уроке создаются условия для ознакомления учащихся с произведениями В.В. Бианки. Дети учатся анализировать произведения, оценивать события, определять главную мысль....