Урок литературного чтения во 2-м классе. В.Бианки «Музыкант»
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Урок литературного чтения во 2-м классе
В.Бианки «Музыкант».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_vo_2-m_klasse_rkmchp.doc | 57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2-м классе
В.Бианки «Музыкант».
Учитель начальных классов Сивкова Елена Викторовна.
Цели урока: знакомство с биографией и творчеством детского писателя В.Бианки, произвести анализ произведения «Музыкант».
Задачи урока:
Образовательные-
-познакомить детей с биографией и творчеством В.Бианки;
-знакомство с рассказом «Музыкант», его идейно- смысловым и художественным содержанием;
-формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
Развивающие-
-развивать устную речь учащихся;
-развивать образное и логическое мышление;
-расширять кругозор детей;
-развивать умение анализировать, обобщать, сопостовлять.
Воспитательные-
-воспитание бережного отношения к природе, животным;
-воспитывать интерес к детской художественной литературе и жизни творческих людей;
-воспитание критического мышления.
Ход урока.
1.Организация класса на предстоящую работу.
Подготовка рабочего места.
2. Стадия вызова.
-Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями, героями которых будут животные.
На доске- портрет Виталия Валентиновича Бианки.
-Назовите этого человека. (ответы детей)
-Какие произведения его вы уже читали ? ( ответы детей).
Слово об авторе (учитель) :
Виталий Валентинович Бианки (1894-1959) стал замечательным писателем – природоведом, потому что был тонким наблюдателем, любил природу, умел замечать удивительное в самом простом и обыкновенном. Еще мальчишкой он проводил свободное время в лесу, участвовал в охоте, пытался разгадать птичьи голоса и следы зверей.
В.В. Бианки написал много сказок для детей о животных: «Теремок», «Лесной Колобок – Колючий Бок», «Приключения муравьишки», «Мышонок Пик», а также много других рассказов.
В своих произведениях он старался ответить на многие вопросы о жизни природы.. Научные открытия, которые проводил В.В.Бианки в лесу, дали основу для написания таких произведений, как «Лесные домишки», «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?».
С большой любовью относится писатель к своим героям – мохнатым и лохматым, пернатым и чешуйчатым, с симпатией описывает их повадки и поведение, слегка подсмеивается, наделяя их смешными именами («Лесной Колобок», «Мышонок Пик») и человеческими качествами. Герои произведений В.В.Бианки и дети, и взрослые – любители природы, добрые друзья животных.
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
-Отгадайте, о ком пойдет речь в новом произведении Виталия Валентиновича? (ответы детей).
-Что вы знаете об этом звере? (ответы детей).
Рассказ учителя:
Бурые медведи живут и на равнинах, и в горах, там, где есть глухие леса с буреломом, болотами, водоёмами. Они отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь- большой любитель мёда. Зимой впадает в спячку. За развалистую походку прозвали медведя косолапым. Только зря: он проворен и может догнать даже лошадь.
-Прочитайте название рассказа. (ответы детей).
-Кто такой музыкант? (ответы детей).
Отгадайте загадки. О каких музыкальных инструментах в них говорится?
Треугольной формы корпус,
Три струны и звонкий голос.
Ну, попробуй, отгадай-ка!
Это наша (балалайка)
В руки взял игрок смычок,
Закрутился, как волчок.
Быстро вспомнил про улыбку
На сцену вышел он со (скрипкой).
Какие другие музыкальные инструменты вы знаете? (ответы детей).
-Попробуйте предположить, о чём будет этот рассказ? (ответы детей).
3.Стадия осмысления.
-Сейчас мы узнаем очень интересную историю, которую наблюдал охотник в лесу.
Словарная работа.
-В рассказе встретятся новые слова. Кто может объяснить их значение? А теперь давайте прочитаем:
завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы;
медвежатник – человек, который охотится на медведей;
расщепленное – разбитое на щепки,
колхозник – член коллективного хозяйства.
Учитель предварительно делит текст на части.
1 часть. (чтение уч-ся вслух).
-Какое увлечение было у старика?
-Любил ли старик музыку?
-Хорошо ли у него получалось? (прочитайте).
-Что сообщил старику колхозник?
-Как вы думаете, пойдёт ли старик на охоту или нет?(ответы детей).
2 часть. (чтение уч-ся вслух).
-Что услышал охотник в лесу?
- Удивился ли он?
-На что был похож этот звук?
-Как вы думаете, кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?(ответы детей).
3 часть. (чтение уч-ся вслух).
-Что же увидел охотник на опушке?
-Как оценил охотник пение щепки?
-Как вы думаете, как поступит старик с медведем?(ответы детей).
4 часть. (чтение уч-ся вслух).
-Почему старый медвежатник не стрелял в медведя?
-О чём вспоминал охотник, когда дёргал струны на скрипке?
4.Стадия рефлексии.
-Понравился ли рассказ?
-О чём стоит задуматься после чтения этого рассказа?
Посмотрите на предложенные заголовки частей. Что вы заметили? (порядок их не соблюден)
Странный звук в лесу.
Старик не убил медведя.
Медвежатник на завалинке.
Медведь играет на щепках.
Расположите заголовки в порядке развития событий в рассказе.
(На доске появляется план рассказа, запись в тетрадь).
Медвежатник на завалинке.
Странный звук в лесу.
Медведь играет на щепках.
Старик не убил медведя.
-Из предложенных пословиц выбери наиболее подходящие по смыслу.
«Жизнь дана на добрые дела»,
«Добрый конец всему делу венец»,
«К добру гребись, а от худа шестом суйся»,
«Вина голову клонит»,
«Ты пожалей, и тебя пожалеют».
5.Итог урока.
-С каким рассказом мы с вами познакомились?
-Почему автор назвал рассказ «Музыкант»?
-Как бы вы назвали этот рассказ?
-Как автор относится к поступку медвежатника?
-Как вы относитесь к его поступку?
6.Домашнее задание.
Подготовить пересказ рассказа «Музыкант» используя план или по вопросам в учебнике.
В.Бианки «Музыкант».
1 часть.
Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка.
Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:
-Брось-ка ты свою скрипку- то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.
2 часть.
Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес.
В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.
Устал старик и присел на пенёк отдохнуть. Тихо- тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!...» Красивый такой звук, как струна пропела.
Немного погодя опять: «Дзенн!...»
Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?» А из лесу опять: «Дзенн!...»- да так звонко, ласково.
Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.
3 часть.
Старик подкрался из- за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!...»- как струна пропела.
Медведь наклонил голову и слушает.
Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка!
Замолк звук- медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.
4 часть.
Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избу медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёрнул одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзенн!...»
Колхозник спросил старика:
-Ну что, убил медведя?
-Нет, -ответил старик.
-Что же так?
-Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?
И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»
Урок литературного чтения в 4-м классепо теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Конспект урока можно использовать при закреплении материала....
Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"
Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация для учащихся коррекционых школ, детей с ОВЗ....
Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"
Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация для учащихся коррекционых школ, детей с ОВЗ....
Конспект урока литературного чтения во 2 «в» классе по программе «Школа России» Тема: В.Бианки. «Музыкант»
Цель: .Познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант».Задачи: 1. Продолжить обучение пересказу текста по наводящим вопросам учителя;2. Отрабатывать грамотное выразительно...
Презентация к уроку литературного чтения. Тема: Экологическая познавательная сказка В.Бианки "Сова"
презентация к произведению В.Бианки "Сова"...
Урок литературного чтения "Школа России" 1 класс по теме: "В.В. Бианки. Лесная охота".
На уроке создаются условия для ознакомления учащихся с произведениями В.В. Бианки. Дети учатся анализировать произведения, оценивать события, определять главную мысль....