урок внеклассного чтения в 1 классе "А.Блок.Зайчик"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Цели: познакомить с буквами е, ё, ю, я, обозначающими два звука; развивать
навык чтения;
воспитывать нравственные качества (сострадание, внимание, заботу о
тех, кто в этом нуждается) при изучении стихотворения А. Блока
«Зайчик».
Оборудование: Эльконин Д.Б. Букварь; индивидуальные звуковые домики, классная и индивидуальные кассы букв; стихотворение А. Блока «Зайчик»;
портрет А. Блока; контурная иллюстрация и в красках к стихотворению «Зайчик»; аудиокассета П. И. Чайковского «Времена года».
Ход урока.
- Сегодня на уроке мы будем продолжать познавать тайны нашего родного языка, правильно и красиво говорить, строить предложения, развивать речь.
= = Это имя. Какое? (дети подбирают слова)
Звуковой разбор слова «Люся» (ученик выходит к доске записывает буквами имя, остальные индивидуально).
Вопрос- «ловушка»: почему вы написали букву Ю? По-моему, надо У: ведь звучит [л уся]. Кто со мной согласен? А кто хочет мне возразить? Буква Ю выполняет в этом слове две работы: обозначает гласный звук [у] и мягкость согласного.
- Люся пристроила в своём звуковом домике второй этаж (дорисовать такую схему). Проверим, сможет ли Юля жить в этом же домике. (Звуковой анализ с опорой на схему).
- Мы убедились, что звуковой домик подходит и для имени Юля. Давайте подпишем домик Юли буквами (писать сверху).
- Давайте хором прочтём первый слог в слове Юля. Ещё быстрее: [йу]. Имя какой буквы мы сейчас назвали? (имя буквы Ю). Она пришла на работу в это слово. Смотрите, буква Ю одна может обозначать два звука: [йу]. Но только там, где они стоят рядом. В некоторых словах она обозначает только один звук, но при этом делает своего согласного соседа мягким.
- Давайте проверим, только ли буква Ю умеет обозначать сразу два звука. Запишем слово Яша. Диктуйте мне по звукам [йаша].
-А нельзя ли вместо двух букв записать одну? Прочтём первый слог [йа]. Имя какой буквы назвали? (Я). Она тоже может обозначать сразу два звука: [йа], если стоят рядом [й] и следующий за ним гласный.
-Теперь давайте посмотрим, есть ли ещё буквы, обозначающие сразу два звука. Для этого откроем буквари с.127
Жужжащее чтение столбиков слов.
Дети называют буквы Е, Ё.
Чтение по цепочке.
- Все ли слова понятны? (ясли, юрта, ежевика, ягуар)
(Обращение к толковому словарю)
Чтение стихотворения А.Шибаева. (При чтении дети обращают внимание на слова ёлка, ёж, ёрш).
Итог данного этапа урока.
Физминутка.
Показываю игрушку – зайчика.
- Что я вам показываю? Кто это? Разве это заяц?
Это зайка. Вот видите какой он хороший, красивый, мягкий зайка. И этого зайку хозяйка бросила на скамейке под дождём.
Вы дома должны были прочитать стихотворение о зайке.
Бедный зайка…
- А сейчас я вам прочитаю стихотворение, которого вы не знаете. Оно тоже про зайчика, только не про игрушечного, а про настоящего, живого, а написал это стихотворение А.Блок.
(На доске портрет А. Блока).
Чтение стихотворения учителем.
Повторное чтение.
-Послушайте внимательно и постарайтесь представить то, о чём я вам читаю.
Словесное рисование избранной картины и дословное воспроизведение текста.
-Я прочитала вам стихотворение «Зайчик». Жалко вам зайчика? Кому жалко, поднимите руку.
-Давайте попробуем нарисовать такую картину к стихотворению, чтобы сразу было видно, что нам жалко зайчика.
-Рисовать будем вот здесь.(вывешиваю лист белой бумаги). Только рисовать будем сначала словами, а не карандашом.
-Нарисуем лес осенью. А какие деревья и где надо нарисовать? Правильно сосны.…А почему сосны? (Верно, вспомнили «Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен…»)
-Что под соснами надо нарисовать? Перечитаем 2 четверостишие.(тонкие былинки, жёлтые листочки).
-А какое небо над соснами? Да «хмурая, дождливая наступила осень…»
-Вот здесь нарисуем полосочки – косой дождь. А где нарисуем зайчика?
- Как он выглядит, о чём думает? (перечитать последние 2 строфы). Правильно зайчик сжался в комочек, ушки прижал к спине, одну лапку поднял - мокро, лужа- и глазом косится на небо- нет, солнышка не видно.
-А сейчас, ребята, закройте глаза, представьте себе всю картину в целом. Музыка, которую я вам включу, поможет это сделать. (Чайковский. «Времена года»).
Под музыку учитель говорит:
сосны мокрые, тёмные; дождь моросит, всюду лужи; поникшие былинки, листочки на земле; и в уголке под сосной зайчик, который «думает о лете».
(Произнеся эти слова, заменить белый лист контурной картинкой, соответствующей описанию).
-Откройте глаза. Такую картину вы представили? Что добавить?
-Теперь давайте раскрасим эту картину. Какие нам понадобятся краски для этого?
-Что будем раскрашивать серым? Зелёным? Коричневым? Жёлтым?
-Снова закроем глаза. (Звучит музыка. Когда дети открывают глаза перед ними картина в красках). Серый дождь, тучи; тёмные зелёные сосны; жёлто-зелёная травка; маленький серенький зайчик…
- Подумайте и скажите, только ли зайчику плохо в мокрый холодный день? (Нет, плохо всем, у кого нет дома).
- А кто нам рассказал такую грустную историю про бедного зайчика? (Написал это стихотворение русский поэт А. Блок. Вот его портрет.)
- Как вы думаете, сам А.Блок написал эту историю про зайчика, или в детстве эту историю ему рассказала мама, бабушка, няня?
-А зачем они ему рассказали, как вы думаете? (Чтобы он помнил о тех, кому плохо, сочувствовал, сострадал им)
-А нам он зачем эту историю описал в стихах? (Чтобы наши сердца не зачерствели, чтобы мы оставались людьми. Чтобы мы, когда и чем могли, помогали тем, кому хуже, чем нам. Чтобы мы радовались, что нам тепло, сухо и хорошо всем вместе.)
-У вас у каждого на парте книга. Внимательно посмотрите на обложку. Где фамилия автора? Заглавие какое у книги?
-давайте перелистаем книгу и попробуем найти стихотворение «Зайчик». Смотрите внимательно.
(Книга перелистывается, иллюстрация на доске сопоставляется с текстом стихотворения, отмечаются детали, которых на иллюстрации нет.)
Итог урока.
- Понравилось стихотворение?
- Кому захочется, нарисуйте дома иллюстрацию к стихотворению, прочитайте выразительно, можно выучить, сделать поделку, аппликацию, слепить.
Оценивание работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.
Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.
Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....
"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.
Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...
Урок внеклассного чтения "Чтение былин о русских богатырях"
Конспект урока, используемая литература....
урок -проект о Великой Отечественной войне во 2 классе на уроке внеклассного чтения
На уроке читались стихи овойне, рассказывали о своих прадедах, о маршалах...
урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»
Деятельностная цель: Познакомить с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...
Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»
Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...