Программа по литературному чтению 3 класс "Школа 2100"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа предназначена в помощь учителям начальных классов, работающих по системе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.doc | 342 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа предназначена для учащихся 3 класса МБОУ СОШ №5.
Настоящая рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов создана на основе
• компонента Государственного Федерального стандарта начального общего образования;
• в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100» .
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературного чтения, которые определены стандартом.
Общая характеристика предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.
В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу
В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.
При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Цель уроков литературного чтения
– формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается в 3 классе по три часа в неделю (102 ч. в год), из которых 11 ч. Отводится на письменные проверочные работы, 15 ч. – чтение наизусть стихотворения – 13 ч., проза – 2 ч.) С целью проверки правильности, осознанности и выразительности чтения 1 раз в 10 уроков проводится проверка навыков чтения учащихся.
Содержание учебного предмета
Прощание с летом (5 ч). Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.
Летние путешествия и приключения (15 ч). Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.
Природа летом (7 ч). Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.
Уроки и переменки (15 ч). Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.
«И кот ученый свои мне сказки говорил...» (9 ч). Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
Животные в нашем доме (6 ч). Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.
Мы с мамой и папой (7 ч). Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.
«Наполним музыкой сердца...» (5 ч). Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.
День смеха (4 ч). Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.
Весна (3 ч). Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.
День Победы (3 ч). Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.
Родная земля (6 или 5 ч). Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить
словарную работу;
– делить текст на части, составлять простой план;
– самостоятельно формулировать главную мысль текста;
– находить в тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять рассказ-характеристику героя;
– составлять устные и письменные описания;
– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
– высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика автора;
– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений
Таблица предметных требований
Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение» |
|
|
|
|
|
|
Результаты изучения предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту худо- жественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы моральных качеств обучающихся
Система оценки планируемых результатов
«Нормы оценки..» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературному чтению. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами чтения и письма; 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков.
Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям :
- беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Описание материально-технического обеспечения
Для реализации цели и задач обучения литературному чтению по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».
Обучение литературному чтению обеспечивается учебниками и пособиями:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение «В одном счастливом детстве»- учебник в 2 частях – 2008 г.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению – 2008 г.
Шестакова Н.А., Кулюкина Г.В. Толковый словарик к учебникам «Литературное чтение» 3и 4 классы – 2008 г.
Соболева О.В. «Беседы о чтении или Как научить детей понимать текст» - Пособие для учителей начальных классов – 2010 г.
Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. «Уроки литературного чтения в 3-м классе» Методические рекомендации- 2002 г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | № урока | Историко- литературные сведения | Основные теоретико- литературные сведения | Основные виды деятельности | Отслеживание результатов
| Дата |
ф | п |
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником. Г. Сапгир «Нарисованное солнце». Ю. Ким «Светлый день» | 1 | Логическое ударение, тон, темп, интонация | Чтение стихотворных произведений наизусть (декламация) | с.4-5-(учебник). Выучить одно стихотворение по выбору | 03.09 |
ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ - 5 ЧАСОВ |
2 | В. Драгунский «Англичанин Павля»,Характер героя, его поступки и их мотивы | 2 | Краткое знакомство с биографией писателя, история создания произведения | Понятие о жанре юмористического рассказа. Понятия герой - персонаж - рассказ - автор | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения | с. 8-11 (учебник); с. 1,№>1 (тетрадь) | 04.09 |
3 | К. Бальмонт «Капля». Подготовка к написанию сочинения-миниатюры «Каким мне запомнилось это лето» | 3 | Знакомство с другими произведениями поэта, история создания стихотворения | Этапы подготовки к сочинению | Составление небольшого устного текста на задан -ную тему Формирование умения писать на заданную тему | с. 3, № 3 (тетрадь | 06.09 |
4 | Б. Заходер «Что красивее всего?» Анализ сочинений-миниатюр | 4 | Знакомство с биографией писателя, краткий анализ его произведений | Сочинение-миниатюра | Выразительное чтение художественного текста с использованием инто наций ,соответствую-щих смыслу текста | с. 20-21; вырази-тельное чтение | 10.09 |
5 | Урок внеклассного чтения. Структура книги. Что я читал летом? Где, что, как и почему? | 5 | История создания книг Ю. Дмитриева | Содержание книги элементы книги | Уметь подробно и выборочно пересказывать тест Самостоятельный выбор и определение содержания книги по ее элементам | Книги Ю. Дмитрие ва о природе («Большая книга леса»,' «Пароль», «Пусть живет!» и др.) | 11.09 |
6 | Проверка навыков чтения учащихся | 13.09 |
ЛЕТНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ – 15 ЧАСОВ |
6 | Введение в новый раздел. Ю. Ким «Отважный охотник». Определение темы и главной мысли произведения | 7 | Краткий анализ произведений автора | Тема, главная мысль произведения | Определение темы и глав ной мысли произведения, осознанно, правильно, выразительно читать подготовленный текст; читать текст вслух в равномерном темпе без учета скорости | с. 24 (учебник); выучить стихотво рение наизусть | 17.09 |
7 | С. Голицын «Сорок изыскателей». Чтение 1 и 3-й глав | 8 | Знакомство с биографией писателя | Смысловые части текста, простой план произведения | Деление текста на смыс ловые части, составление простого плана | с. 25-33 (учебник); с. 4, №2 (тетрадь) | 18.09 |
8 | С. Голицын «Сорок изыскателей». Чтение 4-й главы | 9 | Краткий анализ произведений автора | Смысловые части текста, простой план произведения | Деление текста на смысловые части, составление простого плана | с. 34-43 (учебник); с. 4, № 2 (тетрадь) | 20.09 |
9 | С. Голицын «Сорок изыскателей». Составле -ние высказываний с опо- рой на авторский текст | 10 | Авторский текст, монолог | Составление небольших монологических высказываний с опорой на авторский текст | с. 42-43 (учебник); с. 5, №2 (тетрадь | 24.09 |
10 | И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы». Чтение 1-5-й частей главы первой | 11 | История создания произведения | Тема, главная мысль произведения | Определение темы и главной мысли произведения | с. 44-47 (учебник) | 27.09 |
11 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Знакомство с героями и местом действия. Чтение 1-6-й частей главы восьмой | 12 | Знакомство с биографией писателя | Оценочные суждения о прочитанном произведении | Умение высказывать оценочные суждения о прочитанном про-изведении | с. 55-61 (учебник); с. 7, № 1 (тетрадь) | 01.10 |
12 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Чтение 1-4-й частей главы тринадцатой | 13 | История создания произведения | Подробный, выборочный пересказ текста | Высказывание оце-ночных суждений о прочитанном про-изведении | с. 61-67 (учебник); с. 7, № 2 (тетрадь | 02.10 |
13 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Заключительный урок | 14 | Оценочные суждения о прочитанном произведении | Умение приводить примеры художест венных произведений | с. 7, № 3 (тетрадь) | 04.10 |
15 | Проверка навыков чтения | 08.10 |
14 | Б. Емельянов «Игра».харак- тер главного героя, его поступки | 16 | История создания произведения | с. 69-73 (учебник); с. 8, № 2 (тетрадь) | 09.10 |
15 | К. Паустовский «Кот-ворюга». Работа с понятиями образ-персонаж, автор | 17 | Краткий анализ произведений автора | Понятия образ, автор | Оценивание события, героев произведения | с. 77, № 2 (учебник); с. 9, № 3 (тетрадь | 11.10 |
16 | К. Паустовский «Жильцы старого дома». Деление текста на смысловые час- ти | 18 | Смысловые части текста | Деление текста на смысловые части | с. 78-81 (учебник), читать; с. 85, №1,2 | 15.10 |
17 | К. Паустовский «Жильцы старого дома». Завершение работы над рассказом | 19 | Оценочные суждения о прочитанном произведении | Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении создание устного рассказа заданную тему | Рассказ об одном из жильцов старого дома | 16.10 |
18 | Урок внеклассного чтения. «В путь, друзья!» или «Игра становится жизнью» (о путешествиях и путешественниках) | 20 | История создания произведений | Анализ текста | Целостное восприятие произведения; отработка техники чтения | Г. Снегирев «В разных краях», В. Арсеньев «Встречи в тайге» | 18.10 |
ПРИРОДА ЛЕТОМ – 7 ЧАСОВ |
19 | Введение в новый раздел. С. Есенин «С добрым утром». Средства художест- венной выразительности в произведении | 21 | Знакомство с историей создания произведения | Средства художественной выразительности | Чтение стихотворных произведений наизусть | с. 82 (учебник); выучить наизусть стихотворение | 22.10 |
20 | А. Н. Толстой «Детство Никиты». Главы «В купальне», «Стрелка барометра» (ч. 1) | 22 | Краткое знакомство с биографией писателя, история создания произведения | Сравнение, эпитеты, олицетворение | Осознанное чтение текста художественного произведения | с. 92-98 (учебник), читать; с. 98, № 1 | 23.10 |
21 | А. Н. Толстой «Детство Никиты». Завершение работы над главами | 23 | Оценочные суждения о прочитанном произведении | Высказывание и аргументация своего отношения к прочитанному | Выразительное чтение 1-й части главы «Стрелка барометра» | 25.10 |
22 | И. С. Тургенев «Голуби». И. А. Бунин «Розы». Сравнительный анализ про- изведений | 24 | Краткое знакомство с биографией писателей | Средства художественной выразительности | Чтение стихотворных произведений наизусть | с. 99-100; выучить наизусть | 30.10 |
25 | Проверка навыков чтения учащихся Р.к | 29.10 |
23 | В. В. Бианки «Не-слышимка». Отношение автора к героям произве дения | 26 | Знакомство с биографией писателя, историей создания произведения | с. 105 (учебник); № 3 - пересказ | 12.11 |
24 | Б. Пастернак «За поворотом». Обобщение по разделу 3. Проверочная работа №3(15-20 минут) | 27 | Название, содержание изученных произведений | с. 107 (учебник); с. 17 (тетрадь) | 13.11 |
25 | Урок внеклассного чтения. Разноцветное лето. Стихи поэтов-классиков XIX-XX веков | 28 | Средства выразительности | самостоятельно выбор и определение содержание книги; подбор иллюстрации к стихотворениям | Стихи о лете Ф. Тютчева, А. Майко -ва, И. Никитина, А. Плещеева, И.Бунина | 15.11 |
УРОКИ И ПЕРЕМЕНКИ – 15 ЧАСОВ |
26 | Анализ творческих работ. Э. Успенский «Школа клоунов». Первый день занятий | 29 | Знакомство с биографией писателя | Содержание текста, заглавие, иллюстрация, ключевые слова | Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному | с. 111-120 (учебник). Пересказ «Приложения первого» | 19.11 |
27 | Э. Успенский «Школа клоунов». Второй день занятий. Чтение произведения по ролям | 30 | История создания произведения | Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении | Сочинение-фантазия на тему «Школа моей мечты | 22.11 |
Э. Успенский «Школа клоунов». Заключительный урок. Б. Заходер «Перемена» | 31 | Краткое знакомство с другими произведениями автора | Тема, главная мысль произведения | Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному | с. 128 (учебник); выучить стихотворение наизусть | 26.11 |
28 | Г. Куликов «Как я влиял на Севку». Осознанное чтение ху- дожественного произведения | 32 | История создания произведения | Заглавие текста, ключевые слова | Самостоятельное прогнозирование содержания текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям, ключевым словам | с. 129-135, читать | 27.11 |
29 | Г. Куликов «Как я влиял на Севку» (продолжение работы) | 33 | Характеристика героев, сравнение, анализ событий, | Составление харак-теристик героев и их сравнение, анализ событий, героев произведения | с. 135-143, чтение по ролям главы 3; № 3 (тетрадь) | 29.11 |
30 | Г. Куликов «Как я влиял на Севку». Заключительный урок | 34 | Краткий анализ произведений автора | Инсценирование, оценочные суждения | Инсценирование; аргументированное объяснение точки зрения героев | Придумать и нарисовать обложку к книге Г. Куликова «Как я влиял на Севку» | 03.12 |
35 | Проверка навыков чтения учащихся Р.к | 04.12 |
31 | Б. Заходер «Вредный кот». Л. Гераскина «В стране невыученных уроков» (начало работы с текстом) | 36 | Знакомство с биографией писателя | Тема, главная мысль произведения | осознанно, правильно, выразительно читать подготовленные произведения | Проверка навыков чтения учащихся Р.к | 06.12 |
32 | Л. Гераскина «В стране невыученных уроков». Оценка поступков главного героя произведения | 37 | История создания произведения |
| Составление плана; озаглавливание частей произведения, деление текста на смысловые части | с.151-156; озаглавить части 5-6 | 10.12 |
33 | Л. Гера Л. Гераскина «В стране невыученных уроков». Инсценировка произведения | 38 | Выборочный пересказ текста | Умение подробно и выборочно пересказывать текст | с. 159-167; пересказ глав 9,10, 11,12 на выбор | 11.12 |
34 | Л. Гераскина «В стране невыученных уроков». Осознанное чтение прои- ведения | 39 | Монолог | Составление монологических вы-сказываний с опорой на текст | Инсценировка глав 10 и11 | 13.12 |
35 | О. Григорьев «Витамин роста» (завершение работы), «После уроков», «Кто прав» | 40-41 | Стихотворные произведения | Декламация. Чтение стихотворных произведений наизусть | с. 173, выучить наизусть одно стихотворение по выбору | 17.12 |
36 | Обобщающий урок по разделу 4. Проверочная работа (15-20 минут). Подготовка к сочинению | 42-43 | Названия, основное содержание изученных произведений | Написать сочинение на одну из тем: «Если бы я был учителем»; «На каких уроках мне не бывает скучно» | 18.12 |
37 | Урок внеклассного чтения. «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». (Книги о сверстниках.) | 44 | Чтение стихотворных произведений наизусть (по выбору) Самостоятельное чтение книг | И. Пивоварова «Рассказы Люси Синициной, ученицы 3 класса», Л. Герас -кина «В стране невы ученных уроков» | 20.12 |
МОЙ ДОМ – 5 ЧАСОВ
38 | К. Паустовский «Мой дом».пересказ текста | 45 | История создания произведения | Пересказ текста | с. 179-181, пересказ | 24.12 |
39 | Д. Самойлов «Перед снегом». Выразительное чтение произведения | 46 | Выборочный пересказ | 25.12 |
47 | Проверка навыков чтения учащихся Р.к | 27.12 |
40 | Г. Сапгир «Четыре конверта». Чтение стихотворных произ- ведений по выбору | 48 | Знакомство с биографией писателя | Стихотворные произведения | Чтение стихотворные произведений наизусть | Выразительное чтение одного стихотворения по выбору, с. 182-184 |
42 | Обобщающий урок по разделу 5. Подготовка к сочинению | 50 | Жанры художественной литературы | Различение жанров художественной литературы | Написать сочинение по наблю-дениям на тему «Разная осень» |
43 | Урок внеклассного чтения. Знакомство с детской периодической печатью | 51 | Развитие книгопечатания в России | Элементы книг, журналов (обложка, оглавление, ти-тульный лист, иллюстрации, аннотация) | Высказывание оценочных суждений о прочитанных произве -дениях | Журналы «Мурзилка», «Миша», «Почему» |
«И КОТ УЧЕНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ...» - 9 ЧАСОВ
44 | Введение в раздел. Что такое сказка? Ю. Ким «Летучий ковер» Г. Сапгир «Леса-чудеса» Русская сказка «Кот и ли-са» В. Берестов «Сказка» | 52 | Устное народное творчество | Интонация, тон | Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений | Выучить стихотворение В. Берестова «Сказка» наизусть |
45 | Русские народные сказки «Никита Кожемяка», «Как мужик гусей делил» | 53 | Устное народное творчество | Сравнение, олицетворение, эпитет | Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном произведении | Подготовиться к инс – ценированию. Выучить роли наизусть |
46 | Обобщающий урок по теме «Русские народные сказки» Б. Гребенщиков «Под небом голубым…» | 54 | Пословицы, поговорки русского народа | Интонация, тон | Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений | Выучить наизусть стихотворение. Нарисовать жителей сказочного города |
47 | Арабские сказки из «Тысячи и одной ночи», «Синдбад-мореход» | 55 | Краткое знакомство с культурой арабских стран | План произведения | Озаглавливание частей текста Деление текста на части и озаглавливание частей |
48 | Авторские сказки Ш. Перро «Ослиная шкура» | 56 | Знакомство с биографией писателя | Ключевые слова | Выделение ключевых слов в тексте или частях текста | Выписать ключевые слова, с. 26, № 3 (рабочая тетрадь) |
57 | Проверка навыков чтения учащихся Р.к |
49 | Г. X. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | 58 | Знакомство с биографией писателя | Пересказ текст | Обучение пересказу текста | Пересказ сказки 1,2 ч |
50 | А. Волков «Волшебник Изумрудного города» (чтение главы «Элли в плену у людоеда») | 59 | История создания произведения | Краткий и подробный пересказ текста | Краткий и подробный пересказ текста | Ответить на вопросы учебника на с. 50 и вы-полнить задание 3, (тетрадь, с. 28 |
51 | Пьеса - драматическое произведение. С. Маршак «Сказка про козла» | 60 | История создания произведения | Пьеса. Признаки драматического произведения | Составление плана произведения | Составить план из пословиц. Задание 2, (тетрадь, с. 29) |
52 | В. Высоцкий «Песня Кэрролла». Обобщающий урок по разделу. Творческая работа-сочинение сказки | 61 | История создания произведения | Сочинение | Формирование умения писать на тему. Сочинение сказки | Дописать сказку. Оформить работу (на-рисовать рисунки и обложку) |
53 | Внеклассное чтение. Сказки-путешествия. В. Губарев «Королевство Кривых зеркал», С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 62 | Краткое знакомство с биографией авторов произведений | Выборочное чтение | Высказвыние оценочных суждений по прочитанному | С. Маршак «Двенадцать месяцев» |
ЖИВОТНЫЕ В НАШЕМ ДВОРЕ – 6 ЧАСОВ ЖИВОТНЫЕ В НАШЕМ ДОМЕ – 6 ЧАСОВ |
54 | Введение в раздел. В. Берестов «Прощание с другом». Д. Мамин-Сибиряк «Медведко» | 63 | Знакомство с биографией писателя | Текст | Пересказ текста | Подготовить пересказ текста от 3-го лица |
55 | Ю. Коринец «Ханг и Чанг» | 64 | История создания произведения | Описание, характеристика | Ответы на вопросы | Выполнить задание №2 на с. 100; задать 2 вопроса по содержанию |
56 | В. Драгунский «Дымка и Антон». Г. Сапгир «Морская собака» | 66-67 | Знакомство с биографией писателя | Заучивание наизусть стихотворения | Прочитать и выучить наизусть стихотворение Г. Сапгира |
68 | Проверка навыков чтения учащихся Р.к |
57 | Ю. Коваль «Капитан Клюквин» | 69 | История создания произведения | Части текста, план | Деление текста на части, озаглавливание частей | Прочитать, озаглавить и пересказать 6-ю часть рас-сказа |
58 | Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони». Обобщающий урок по разделу. Устный журнал «Добро в твоем сердце». Подготовка к сочинению | 70 | История создания произведения | Главная мысль текста | Формирование умения писать на тему: обдумывание, формулирование главной мысли | Написать сочинение на одну из тем на с. 115 |
59 | Внеклассное чтение. О братьях наших меньших | 71 | Уметь заучивать наизусть стихотворения и выразительно читать | Заучивание наизусть стихотворений | Рассказы о животных В. Чаплиной, Б. Житкова |
МЫ С МАМОЙ И ПАПОЙ – 7 ЧАСОВ |
60 | Проверочная работа по разделу 8(15 минут). Введение в раздел. Э. Успенский «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой». В. Драгунский «Бы...» | 72 | Стихотворение | Выразительное чтение наизусть стихотворений | Выучить наизусть одно стихотворение по выбору |
61 | Ю. Коринец «Подарки под подушкой», А. Барто «Разговор с дочкой» | 73 | Краткое знакомство с биографией авторов произведений | Проза | Заучивание наизусть отрывков из прозы | Выучить наизусть отрывок из рассказа |
62 | И. Дик «Красные яблоки», А. Барто «Перед снегом» | 74 | История создания произведения | Сочинение- миниатюра | Составление устных описаний-миниатюр | Выучить наизусть стихотворение А. Барто или написать сочинение-миниатюру, с.4 |
63 | В. Драгунский «Девочка на шаре» | 75 | История создания «Денис-ких рассказов» | План произведения | Составление плана из предложений текста | Озаглавить части 4,5,6, 7-ю. Составить цитатный план рассказа |
64 | В. Драгунский «Девочка на шаре». «Счастье - это когда тебя понимают...» Завершение работы над рассказом | 76 | Образ литературного героя | Нахождение в тексте материала для харак- теристики героя | Придумать продолжение рассказа |
65 | B. Драгунский «Тай C. Маршак «Хороший день» | 77 | Деление текста на части | Самостоятельное деление текста на части и озаглавливание частей | Разделить текст на три части. Озаглавить получившиеся части |
78 | Проверка навыков чтения учащихся Р.к |
66 | Подготовка к сочинению о своей семье. Обобщающий урок по разделу 9. Проверочная работа по разделу 9(15-20 минут) | 79 | Тема, главная мысль произведения | Формирование умения писать на тему: обдумывать тему, формулировать главную мысль | Написать сочинение, оформить его фото-графиями, рисунками |
67 | Внеклассное чтение. От чистого сердца | 80 | В Высказывание своего отношения к написанному автором | Стихи А. Барто, Е. Благининой, Е. Пермяка, В. Дра-гунского; Г. Юрмин «Про тетрадь, парту, карандаши и карту» |
НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА – 5 ЧАСОВ |
68 | Введение в раздел. О. Мандельштам «Рояль». К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 81 | Знакомство с поэтами серебряного века | Подробный пересказ | Пересказ текста | Подготовить подробный пересказ 1 и 2-й частей |
69 | К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «...Волшебник и великий музыкант» | 82 | Краткая биографическая справка об Э. Григе | Выборочный пересказ | Пересказ текста | Подготовить выборочный пересказ: «Что чувствовала Дагни, слушая музыку Грига...» |
70 | Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка», «Небольшое выступление», «О сказочной тайне маленького Моцарта», «О танцующем снеге», «О Вене и серебряной шпаге принца» | 83 | История создания произведений | Интонация, тон, темп. логичес- кое ударение | Выразительное чтение произведения | Подготовить диалог Моцарта и Сверчка к инсценированию |
71 | И. Тургенев «Певцы» (отрывок) | 84 | История создания произведений | Пересказ текста | Пересказ текста | Подготовить к пересказу любую часть |
72 | В. Драгунский «Независимый Горбушка» | 85 | История создания произведений | Ключевые слова | Нахождение ключевых слов в тексте | Выписать ключевые слова из рассказа. Ответить на вопрос учебника, с. 175 |
73 | Обобщение по разделу. | 86 | Автор и герои произведения | Написать сочинение на тему «Что я представляю себе, когда слушаю музыку...» |
74 | Урок внеклассного чтения. Моя Хохотания | 87 | Уметь самостоятельно находить произведения на заданную тему | Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот» и продолжение этой книги. Рассказы Н. Носова, Голявкина |
ДЕНЬ СМЕХА – 4 ЧАСА |
75 | Введение в раздел. Г. Сапгир «Смеяцы», «Людоед и принцесса, или Все наоборот» | 88 | История создания произведений | Выразительное чтение стихотворений наизусть | Выучить стихотворение наизусть |
89 | Проверка навыков чтения учащихся Р.к |
76 | В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора». Ю. Мориц «Малиновая кошка». Двустишия О. Григорьева | 90 | История создания произведений | Выразительное чтение произведений | Выразительное чтение стихотворения |
77 | Обобщающий урок «Весёлая мозаика» | 91 | Высказывание своего отношения к написанному автором |
Внеклассное чтение. Необычный календарь | 92 | Самостоятельное нахождение произведения на заданную тему | В. Бианки «Лесная газета» |
ВЕСНА – 3 ЧАСА |
78 | Введение в раздел. Стихи о весне Ф. Тютчева, А. Блока, A. Макаревича, | 93 | Заучивание наизусть стихотворного произведени |
79 | А. Толстой «Детство Никиты», глава «Весна» | 94 | Краткая библиографическая справка | Части текста | Деление текста на части |
80 | Проверочная работа по разделам 11 и 12 (15-20 минут). Творческая работа: сочинение о весне | 95 | Сочинение , тема сочинения | Формирования умения писать на заданную тему |
ДЕНЬ ПОБЕДЫ – 3 ЧАСА
81 | Введение в раздел. А. Ахматова «Памя- ти друга», В. Драгун- ский «Арбузный пе- реулок». Стихи о вой- не В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Твардовского | 96-97 | История создания произведений | Интонация, тон, темп, логическое ударение | Выразительное чтение произведений | Читать вы- разительно стихи. Нарисовать плакат «Пусть всег- да будет мир» |
82 | Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» | 98 | Пересказ | Пересказ текста Самостоятельный выбор книг на заданную тему | Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина», С. Алексеев «Они защищали Москву» |
83 | Резервные уроки | 99-102 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...
рабочая программа по литературному чтению ( " Школа 2100")
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ( " Школа 2100")...
Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению, школа 2100
Рабочая программа по литературному чтению - 1-4 классы + тематическое планирование 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" Бунеевы для 2 класса...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....