« Без берёзы не мыслю я России!»
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
(4 класс)
« Без берёзы не мыслю я России!»
Эпиграф занятия: « Берёзка, солнце и Россия
живут и вечно будут жить».
Я. Шведов
Цели: познакомить с символом России, родной земли;
совершенствовать умение внимательно наблюдать за языком
художественных произведений, понимать образные выражения,
в стихотворениях поэтов, акцентировать внимание на работе с
изобразительно-выразительными средствами языка;
учить замечать красоту природы, воспитывать любовь к родине через
любовь к природе.
Оформление: фотографии с изображением берёзы, берёзовой рощи,
репродукции картин А.И. Куинджи «Берёзовая роща»,
И.Э. Грабаль «Февральская лазурь», « Майский вечер».
Содержание занятия: 1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
3. Логическая минутка.
4. Постановка учебной задачи.
5. Сообщение темы занятия.
6. Чтение литературных произведений.
7. Галерея картин.
8. Физминутка.
9. Чтение наизусть.
10. Поэтический образ берёзы в лирике русских
поэтов.
11. Творческая работа
12. Итог занятия.
Формы работы на занятие: слово учителя, аналитическая беседа, анализ
стихотворного текста, выразительное чтение,
выразительное чтение наизусть, творческая
работа, использование компьютерных технологий
( презентация).
Материал: стихотворения С. Есенина « Берёза», «С добрым утром»,
А.Прокофьева « Люблю берёзку русскую»,
сборник стихотворений Татаренко А.Е.
Этап занятия | Ход занятия |
I.Организационный момент Вступительная беседа Логическая минутка II.Постановка учебной задачи III.Сообщение темы занятия IV. Изучение новой темы 1.Выразительное чтение 2.Фронтальная беседа 3.Сообщение учителя V.Физминутка. VI.Работа над лирическими произведениями 1.Чтение наизусть 2.Галерея картин 3.Наблюдение за языком поэтических произведений и VII.Знакомство с новым лирическим произведением 1.Слуховое восприятие и беседа VIII.Творческая работа учащихся IX.Итог занятия | Учитель: «Добрый день, ребята! Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие? Ответы уч-ся. -Надеюсь, что все вы будете работать активно и внимательно слушать всё, о чём мы будем говорить. Я прочитаю отрывок из произведения Владимира Алексеевича Солоухина, а вы постараетесь догадаться, о каком дереве идёт речь в этом тексте? Слайд1 ( текст В.А. Солоухина) - А.В. Солоухин пишет так: « Но нет на свете дерева белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только выпал и ещё непривычен для глаз, смотревших до сих пор на чёрную ненастную землю. Мы присмотрелись, привыкли, но если разобраться, то во всём зелёном царстве нет подобного дерева, оно одно». -Кто же сможет ответить на мой вопрос?- - Кто догадался? (Совершенно верно) Да, действительно мы сегодня будем говорить о березё. Давайте ёщё раз вернёмся к тесту. Найдите в тексте сравнения? (с летним облаком в синеве, с ромашкой в зелени луга, с только, что выпавшим снегом ) Автор говорит нам, что подобного дерева нет, оно одно. Слайд 2 Эпиграфом нашего занятия будут слова Якова Захаровича Шведова: « Берёзка, солнце и Россия живут и вечно будут жить». Слайд 3 ( Фотография берёзы) Учитель: - Сколько песен сложено народом о берёзе, сколько посвящено ей белоствольной красавице, стихов, сколько написано картин. изображаю - Прочитаем отрывки литературных произведений, где авторы восхищаются берёзой? Читайте внимательно, после этого ответите на мой вопрос Учащийся, читай первый отрывок В одном из своих писем А.С. Пушкин писал: « Мы переехали в горы и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза. Сердце моё сжалось». Следующий ученик продолжает. 2. Русь моя, люблю твои берёзы! С первых лет я с ними жил и рос. Потому и набегают слёзы На глаза, отвыкшие от слёз. ( Н. Рубцов) Слушаем третьего учащегося. Я навек за туманы и росы Полюбил у берёзки стан, И её золотистые косы, И холщовый её сарафан. ( С. Есенин) Заключительный отрывок. 4. Вернулся я В родимый дом. Зеленокосая, В юбчонке белой Стоит берёза над прудом. ( С. Есенин) - Почему воспевали берёзу художники и писатели поэты? ( Берёза – русское дерево, символ России) Ответы учащихся. Учитель: Для каждого из нас белоствольная берёза – символ родной земли, частичка Родины. Среди дубрав и берёзовых рощ Л.Н. Толстой черпал вдохновение для творческой работы. Когда великий композитор М.И. Глинка возвращался на Родину, то, переехав границу, он оставил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой берёзке. Писатели, поэты, художники никогда не разделяли понятия «берёза», «родина», «любовь»… Белые березы трогают душу не только нашу, но и иностранцев. После посещения Москвы знаменитого футболиста Пеле спросили о том, что больше поразило и понравилось в России. Он ответил: «Березы» Сообщение о символе России и о русской березе. Учитель: А теперь немного отдохнём. Давайте на минутку представим себя в образе берёзы. Звучит музыка. Дети встают и выполняют указания учителя. Забудьте про школу, про этот класс Представьте вы в лесу сейчас! Росток посадили, он к солнцу тянулся Расправляя листочки свои, Руки подняли и закачали – это берёза в лесу, Вниз опустили, кисти встряхнули – это берёза бросает росу, В сторону руки дружно помашем – это ветер колышет листву, Стройная красавица ветки наклонила, До земли их опустила. Учитель: Вспомните известные стихотворения о берёзе и прочитайте их наизусть. Прочитайте стихотворение, обращая внимание на интонацию, и постарайтесь сопоставить картины художников с вашим произведением. Марина Виктор Сорокин «Русские березы» Ксения Ар.Ив.Куинджи «Березовая роща» Светлана Мисан Геннадий «Березы» Мария Иг.Эм. Грабарь»Февральская лазурь» Александр Михайлов «Березы» Максим Илья Ефим.Репин «Березы» -Именно художественные и изобразительные средства помогают авторам лирических произведений передать настроение и показать образ русских красавиц-берёзок. Мы рассмотрели как известные писатели, поэты восхищались красотой этого русского дерева. А сейчас я вам предлагаю познакомиться ещё с одним произведением о берёзке. Автор этого произведения человек, которого вы все очень хорошо знаете. Это наш учитель русского языка Бурова Лариса Вячеславовна. Сочинять стихи – это одно из её творческих увлечений. Стихотворений, написанных ею уже более сотни. Сегодня я прочитаю только одно из них, которое посвящено милой, родной берёзке. Осенью листья берёзы покрыты золотом и бронзой. - Сейчас за окном приближение зимы, что происходит с берёзкой в это время года? Ответы уч-ся:. . Посмотрите на доску, здесь вы видите нашу березку, давайте украсим её золотыми листочками. - « Входишь в берёзовую рощу и чувствуешь…..», ответы запишите на листочках. Каждый учащийся выходит к доске, читает вслух продолжение предложения, а березовый листочек распускается на нашей берёзке. Ответы учащихся: - красоту русской природы; - аромат трав, цветов; -лёгкий холодок, -шорох листочков; - живительную прохладу; - вдохновение, красоту природы и любовь к Родине. - свежий аромат деревьев; - красоту родной земли. - свободу и что всё в этом мире прекрасно. Молодцы. - Вспомните названия и авторов стихотворений, которые сегодня звучали на занятии. - Репродукции каких картин и художников вам особенно запомнились.? На самом деле невозможно представить Россию без березы. Без березы не мыслю России,- Так светла по-славянски она, Что, быть может , в столетья иные От березы-вся Русь рождена. Под березами пели, женили, Выбирали коней на торгах Дорогих матерей хоронили Так, чтоб были березы в ногах. Поэтому знать березы весною Человеческой жизнью живут То смеются зеленой листвою То сережками слезы прольют. Олег Шестинский Пройдут сотни лет, но береза будет символизировать нашу бессмертную и могучую родину |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный журнал "Люблю берёзу русскую"
Мероприятие для 3 классов построено в форме устного журнала, в котором этапы представлены в виде отдельных страниц, объединённых одной темой – «Берёза». На каждом этапе решались разные задачи: • вос...
Литературно-экологический праздник"Берёза, белая берёза"
Литературно-экологический праздник "Берёза, белая берёза" может быть проведен в 4 классе как внеклассное мероприятие по литературному чтению и окружающему миру....
Проект «Без берёзы не мыслим России»
Проект "Без березы не мыслим России" выполнен учащимися 3 класса....
Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок" ( УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» Цели де...
Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок""
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»Цели деятельн...
Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке - наберешь кузовок», развитие умения определять главную мысль произведения.Планируемые ...
Технологическая карта урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" 3 класс.
Тема урока «Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Тип урока: открытие нового зн...