"Перышко Финиста - ясна сокола" (русская народная сказка)
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Мустафина Райхан Хамидуловна

          К волшебной сказке очень любят обращаться психологи.  Есть новое направление в лечении, которое называется сказкотерапия.  Именно в сказках человек видит положительных и отрицательных героев , отличает хорошее о плохого.  именно в сказках человек находит своего героя, похожего на него.  Он проходит с ним долгий путь испытаний и возвращается обновленным, более мудрым, повзрослевшим.

         Сюжет волшебной сказки прост, понятен, герои немногочисленны, простой язык понятен даже ребенку.

         Волшебная сказка - великолепный учитель, лекарь душ, просто добрый и умный собеседник.

        Сказка сопровождает человека в течение всей жизни.

        Сказка способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей, помогает взглянуть на мир чужими глазами - глазами героя, учит сопереживанию. Здесь нет полутонов:или герой хороший или плохой.

       На уроке дети выделяют особенности волшебной сказки, вспоминают виды сказок, определяют, что такое волшебная сказка, характеризуют каждого героя, объясняют непонятные слова и выражения.

      Дети работают в парах, проводится игра "Да - нет", разыгрывается миниспектакль по 1 главе.

     После прочтения всего произведения, дети выполняют рисунки, разучивают отрывок по ролям.

     На уроке используется презентация, костюмы героев сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Перышко Финиста –

ясна сокола

(русская народная сказка)

4 класс

МАОУ «СОШ № 83» г. Перми

Цели урока: обеспечение целостного восприятия текста, обогащение чувственного опыта ребенка путем анализа характеров героев, мотивов их поведения, развивать фантазию и воображение, совершенствовать навыки выразительного чтения.

Оборудование: презентация, костюмы героев сказки.

                                               Ход урока.

Слайд 1,2,3.  Волшебная страна.  

                - О чем будет идти речь?  (о сказках)

                - Вы мечтали стать героями сказок?  Прекрасными принцессами,

                   мужественными принцами;

                   иметь шапку-невидимку, сапоги-скороходы…

Работа в парах по карточкам.

                - Как можно назвать эти произведения? (сказки)

                - Распределите на группы, объясните свой выбор.

                                                      (сказки авторские и русские народные)

Слайд 4,5

Слайд 6.  - Какие по содержанию бывают сказки?  (бытовые, волшебные,

                                                                                       о животных).

- Приведите примеры:

                 Волшебные: Ш.Перро «Золушка», «Спящая красавица», «Красная

                                       шапочка».

                 Бытовые: «Каша из топора», «Горшок», «Барин и мужик» и др.

                 О животных: «Теремок», «Колобок», «Коза с орехами», «Кот, петух

                                         и лиса».

-  Сформулируйте тему урока.  ( «Волшебные сказки»)

Слайд 7,8   - Что такое волшебные сказки? Выберите правильный ответ.

- Какие особенности волшебной сказки вы знаете?

Слайд 9.   – Четкая композиция (стандартное начало: зачин…

                      кульминация, концовка)

                      сюжет: в основе герой, который должен преодолеть препятствия

                      заключение: обязательно свадьба, полцарства в подарок;

                      зло побеждают, а доброта, мужество – вознаграждается;

                      вопросы – ответы;

                      положительный герой отправляется в дорогу, преодолевает

                      испытания, совершает подвиги, возвращается домой.

- Для чего народ создавал сказки?

- А нужны ли они сейчас?

                    К волшебной сказке очень любят обращаться психологи. Есть

                    новое направление в лечении, которое называется сказкотерапия.

                    Именно в сказках человек видит положительных и отрицатель-

                    ных героев, отличает хорошее от плохого. Именно в сказках

                    человек находит своего героя, похожего на него. Он проходит

                    с ним долгий путь испытаний и возвращается обновленным,

                    более мудрым, повзрослевшим.

                             Сюжет волшебной сказки прост, понятен, герои немного-

                   численны, простой язык понятен даже ребенку.

                             Волшебная сказка – великолепный учитель, лекарь душ,

                    просто добрый и умный собеседник.

                              Сказка сопровождает человека в течение всей его жизни.

                              Сказка способствует развитию воображения, фантазии,

                    творческих способностей, помогает взглянуть на мир чужими

                     глазами – глазами героя, учит сопереживанию. Здесь нет

                      полутонов: или герой хороший или плохой.

Слайд 10.  Сказка учит…

Слайд 11   Игра «Да – нет».

Слайд 12   Работа с учебником.

- Прочитайте название сказки.  Можем ли по названию сказки определить

о чем или о ком пойдет речь в сказке?

Чтение сказки про себя.  Определить сколько героев в сказке.

 (автор, отец, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, странник, царевич)

Слайд 13 – 17

- Какие слова, выражения непонятны?  (щеголиха, ярмарка, шалевый

                                      платочек, в иное время посчастливится,

                                       застава, странник и др.)

- Назовите признаки волшебной сказки.  ( зачин: жил-был старик;

                                       три дочери, три раза ездил;  вопрос – ответ;

                                       волшебное перышко; странник; композиция;

                                       добрые – злые герои; главный герой и т.д.)

Чтение 1 главы по ролям.

Обсуждение характерных черт героев.

- Получилось ли передать ребятам характер героев?

Рефлексия.  Продолжение на следующем уроке.

 

               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочная разработка по литературному чтению "Русская народная сказка "Белые перышки"

Литературное чтение.Тема: Русская народная сказка «Белые перышки» Цели: Продолжить работу по ознакомлению учащихся с произведениями устного народного творчества на примере русской народной сказки...

Литературное чтение. Русcкая народная сказка «Белые перышки»

Урок литературного чтения во 2 классе. Форма работы фронтальная и групповая....

Законы волшебной сказки на материале сказки «Финист – ясный сокол».

Законы волшебной сказки на материале сказки «Финист – ясный сокол»....

Русская народная сказка Финист - ясный сокол

Финист — ясный соколРусская народная сказка...

Символы в русской народной сказке «Перышко Финиста -Ясна Сокола»

Цель: познакомить учащихся с символами "зашифрованными" в сказке "Перышко Финиста-Ясна Сокола"...

Литературное чтение. Тема: «Русская народная сказка "Белые перышки"» 2 класс (1-4)

Цели урока. Привить детям любовь к литературе; передать основную эмоциональную тональность произведения.Задачи. Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; выразительно читать про...