«ЗАЩИТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Л. Н. ТОЛСТОГО». 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Методическая разработка урока по литературному чтению:
«ЗАЩИТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Л. Н. ТОЛСТОГО»,
отражающего опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности СОТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.zip | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ с. Мусорка
Методическая разработка урока по литературному чтению:
«ЗАЩИТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Л. Н. ТОЛСТОГО»,
отражающего опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности СОТ
Учитель начальных классов
Бамбурова Олеся Васильевна
2012 год
Тема проекта: Уроки Льва Николаевича Толстого.
Проблема. В творчестве Л. Н. Толстого есть совсем маленькие произведения для детей, которые он включил в свою Азбуку. Мы удивились, неужели такие маленькие рассказы могут чему-то учить и воспитывать? Актуальны ли они сейчас, ведь после их написания прошло более 100 лет?
Формирование компетенций: информационной, коммуникативной, общекультурной, учебно-познавательной.
Научная область: литература
Класс: 4 Выполнили ученики Бесчетвертева Дарья, Гуренкова Алена, Юдин Дмитрий.
Руководитель Бамбурова О.В.
Тип проекта: исследовательский
Продолжительность выполнения проекта: среднесрочный
Оборудование: детская литература – произведения Л.Н. Толстого, компьютер.
Тематическое поле:
уроки внеклассного чтения
детская литература, Интернет
учителя, ученики
интерес учащихся
Цель работы над проектом:
Для учащихся | Для учителя |
Исследовать, несут ли рассказы Л.Н.Толстого нравственные уроки детям нашего времени. | Активизировать познавательную деятельность при изучении произведений Л.Н. Толстого; развивать умение систематизировать, анализировать и обобщать социальную информацию, умение высказывать и аргументировать свое мнение, формулировать суждения. |
Задачи работы над проектом:
Задачи для учащихся | Задачи для учителя |
1.Провести анкетирование среди учащихся начальных классов. | 1. Помочь при анализе анкет. |
2. Прочитать некоторые рассказы Л.Н.Толстого. | 2. Помочь определиться в выборе произведений. |
3. Исследовав эти произведения, выявить, какие нравственные уроки дает нам автор. | 3. Совместно проанализировать выбранные тексты, проследить работу с дополнительной информацией. |
4. Оформление результатов и презентация проекта (Приложение) | 4. Помочь в оформлении презентации проекта, с учетом использования новых технологий. |
Поэтапный план исследования:
- анкетирование
- анализ анкет
- анализ произведений
- подбор пословиц к произведениям Толстого и иллюстрирование
- обобщение результатов исследования
- оформление презентации проекта
- презентация проекта
Результаты работы над проектом: В результате исследовательской работы пришли к выводу, что простые, понятные и увлекательные рассказы Л.Н.Толстого интересны и в наше время. Ненавязчиво и деликатно писатель учит нас жить в мире людей. Каждая история показывает жизненную ситуацию, а мы сами делаем выводы. Эти выводы и есть УРОКИ жизни. Эти уроки были полезны в яснополянской школе. Они остаются полезными всем детям и в современном мире.
Ресурсы
Л.Н. Толстой «Детям» М: «АСТ» 2001г.
Л.Н. Толстой «Рассказы. Сказки. Басни. Были» М:»Стрекоза» 2007г.
В. Морозов «Яснополянская школа» М: «Детская литература» 1997г.
www.jeducation.ru Духовно-нравственные основы рассказов «Азбуки» Л.Н.Толстого
www.poskart.ru Пословицы и поговорки
Тема урока: «Уроки Л.Н.Толстого»
Цели урока:
образовательная: познакомить с новыми фактами биографии писателя, развивать умение анализировать текст;
развивающая: развитие устной речи, умения выделять главное, сравнивать; развивать мотивацию учащихся к творческой деятельности, пробуждение интереса к созданию проекта; сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт; сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.
воспитательная: привлечь внимание учащихся к личности Толстого, облагородить мысли и чувства ребят через соприкосновение с произведениями искусства (развить духовный, душевный потенциал), воспитать способность видеть прекрасное, уважения к ценностям мировой художественной культуры.
Задачи урока:
создать мотив обучения через связь материала урока с жизнью;
обучать изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка;
обучать обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
совершенствовать навык критического осмысления текста;
развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знаний.
Оборудование: выставка книг Л.Н. Толстого и о нем; сообщения консультантов; иллюстрации по биографии и произведениям писателя; репродукции картин Крамского, Репина; аудиозаписи вальса Шопена, «Лунной сонаты» Бетховена, выставка рисунков учащихся; мультимедийная презентация исследовательского проекта; рабочие тетради учащихся.
Форма: защита проекта + интегрированный урок
Материалы урока и презентацию проекта можно использовать при изучении творчества Л. Н. Толстого в 1-4 классах.
План урока :
Организационный момент
Введение в тему
Сообщения консультантов
Закрепление пройденного материала
Физкультминутка
Презентация проекта
Оценивание проекта
Итог урока
ХОД УРОКА
ЭПИГРАФ УРОКА: «В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя». Л.Н Толстой (На доске)
Орг. момент
Актуализация знаний. Кто же он?
Учитель
. Сейчас вы услышите ключевые слова, по которым вы попробуйте догадаться о ком пойдёт речь?
Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Писатель очень любил детей. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал Азбуку и сам учил детей.
Да, правильно, Лев Николаевич Толстой. В прошлом году мы кратко знакомились с его биографией.
Сегодня мы пролистаем ещё некоторые страницы альбома творческой жизни Л.Н.Толстого. Повторим пройденный материал и узнаем много нового и интересного.
Ребята-консультанты сегодняшнего урока подготовили нам сообщения об этом замечательном русском писателе. Будет звучать музыка, которую любил слушать Толстой.
( Сообщения произносятся на фоне музыкальных произведений.
Все даты записываются в рабочую тетрадь по чтению.)
Сообщения консультантов
Сообщение консультанта 1
Детство писателя
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. В Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. “ Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и моё отношение к ней” По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами. Отец – Николай Ильич, мать- Мария Николаевна (это единственное сохранившееся изображение Марии Николаевны) Детей в семье было пятеро: 4 сына и дочка. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич через 7 лет. Воспитательницей детей была их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Дружескую привязанность к Татьяне Александровне Лев Николаевич сохранил на долгие годы. С большой любовью вспоминал о своих родителях. Черты их жизни и характеров запечатлел в некоторых своих произведениях. Например “Детство”.
Уже в детстве Лев отличался от братьев искусством составлять шарады, маленькие рассказы. Когда Лёве было семь лет , братья Толстые затеяли издавать рукописный журнал “Детские забавы”. Лёва вёл рубрику “Натуральная история”, где писал рассказы о птицах. Пристрастие к жанру рассказов о животных осталось навсегда.
Сообщение консультанта 2
Л.Н.Толстой- студент
С 1841 года дети Толстые жили в Казани у тётушки – опекунши Пелагеи Ильиничны Юшковой. В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский университет на отделение восточных языков, затем перешёл на юридический факультет. Но Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше, его не устраивало обучение в университете, поэтому в 1847 году он подал прошение об увольнении его из числа студентов.
Сообщение консультанта 3
Военная служба
В 1851 году Толстой с братом Николаем отправился на Кавказ, чтобы поступить там на военную службу. Слева от вас Лев Толстой, а справа Николай. Именно здесь Л.Н.Толстой написал свою первую повесть “Детство”.
В 1854 – 1855 годах Толстой участвовал в героической обороне Севастополя. Это время было для него школой военного и гражданского мужества.
Сообщение консультанта 4
Яснополянская школа
Мы знаем, что Лев Николаевич Толстой был основателем школы для крестьянских детей . Л.Н.Толстой в 1859 году устроил в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам учил крестьянских детей, писал для них учебные книги. Работу в школе Л.Толстой считал важнейшим делом своей жизни. Вслед за тем в соседних уездах были открыты ещё 26 школ.
В 1870 году он создал Азбуку, а также различные сказки.
Сообщение консультанта 5
Возвращение на родину
К 1862 году относится важное событие в жизни Толстого- женитьба на Софье Андреевне Берс. Сразу же после свадьбы Лев Николаевич Толстой с женой отправились в Ясную Поляну, где провёл 20 лет, полных вдохновенного, писательского труда. Повести для взрослых читателей, а также для детей. Толстой работал ежедневно, он был великим тружеником. Любил собирать вокруг себя всю семью.
Сообщение консультанта 6
Уход великого писателя
20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни Лев Николаевич скончался.
На похоронах собралась многотысячная толпа: рабочие, крестьяне, интеллигенция, учащаяся молодёжь. Похоронен Толстой в Ясной Поляне.
Закрепление
Учитель
Сейчас я проверю, как вы усвоили новый материал. Сможете ли вы дома сориентироваться в своей тетради для выполнения домашнего задания. На экране будут появляться даты , которые касаются жизни Л.Н.Толстого, а вы постарайтесь вспомнить чем она знаменуется. Можно пользоваться тетрадями.
9 сентября 1828 год- дата рождения;
Ясная Поляна- усадьба , где родился Л.Н.толстой;
1844 – 1847г – годы учёбы в Казанском университете;
1854 – 1855 г- оборона Севастополя;
1859 г- открытие Яснополянской школы для крестьянских детей;
1870 г - создание Азбуки;
1862 г – женитьба;
20 ноября 1910 года - дата смерти Л.Н.Толстого
Если что-то не успели записать, обращайтесь к нашим консультантам.
Физкультминутка
Презентация проекта (Электронная презентация и ее распечатка представлены в разделе № 8 данного портфолио)
Учитель:
Дома вы читали рассказы для детей Л.Н. Толстого. Обменивались впечатлениями. Творческая группа ребят работала над проектом, давайте послушаем их и оценим их работу. (Дети открывают таблицу для оценивания проекта в рабочей тетради).
Творческая группа
Слайды 1, 2
Нам очень понравились рассказы Л. Н. Толстого. Эпиграфом к нашему проекту послужили его слова: «В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя». Здесь вы видите портрет Л.Н.Толстого.
Слайд 3
(Актуальность)
В творчестве Льва Николаевича Толстого есть совсем маленькие произведения для детей, которые он включил в свою Азбуку. Мы удивились, неужели такие маленькие рассказы могут чему-то учить и воспитывать? Актуальны ли они сейчас, ведь после их написания прошло более 100 лет?
Слайд 4
Итак, цель нашего проекта: исследовать, несут ли рассказы Л.Н.Толстого нравственные уроки детям.
Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анкетирование среди учащихся начальных классов.
2. Прочитать и проанализировать некоторые рассказы Л.Н.Толстого.
3. Исследовав эти произведения, выявить какие нравственные уроки дает нам автор.
4. Оформить результаты исследования
Мы составили поэтапный план исследования:
1. Анкетирование.
2. Анализ анкет.
3. Анализ произведений.
4. Подбор пословиц к произведениям Толстого и иллюстрирование.
5. Обобщение результатов исследования.
6. Оформление презентации проекта.
7. Презентация проекта.
Слайд 5
В анкетировании принимали участие учащиеся 2-4 классов. Всего 49 человек. Вопросы анкеты и результаты такие:
1.Знакомы ли вы с творчеством Л.Н.Толстого?
(читали его произведения?)
ДА-100%
49 человек
2. Можете ли вы назвать некоторые из них?
(напишите названия)
ДА-(справились с заданием)-96%
47 человек
НЕТ-(не справились с заданием)-4%
2 человека
3. Считаете ли вы рассказы Л.Н.Толстого воспитывающими, поучительными?
ДА-94% НЕТ-6%
46 человек 3 человека
Слайд 6, 7
Мы прочитали и проанализировали рассказ Л.Н.Толстого
«Муравей и голубка». (Выразительное чтение рассказа ) (9ввввввв(((
В подтверждение его поучительности подобрали пословицы:
- Там где дружат, живут и не тужат.
- Друзья познаются в беде.
- Сам погибай, а друга выручай.
Нарисовали вот такую иллюстрацию.
Слайд 8,9
Мы прочитали и проанализировали рассказ Л.Н.Толстого
«Бестолковый мужик». (Выразительное чтение рассказа ) (9ввввввв
В подтверждение его поучительности подобрали пословицы:
- Вырос, а ума не вынес.
- Птице крылья, а человеку разум.
Нарисовали вот такую иллюстрацию.
Слайд 10,11
Мы прочитали и проанализировали рассказ Л.Н.Толстого
«Саша был трус». (Выразительное чтение рассказа ) (9ввввввв
В подтверждение его поучительности подобрали пословицы:
- Трус умирает тысячу раз.
- Страхов много, а жизнь одна.
- На трусливого и уж-змея.
- Паникер да трус - хуже нет обуз.
- У страха глаза велики
Нарисовали вот такую иллюстрацию.
Слайд 12,13
Мы прочитали и проанализировали рассказ Л.Н.Толстого
«Чашка». (Выразительное чтение рассказа ) (9ввввввв
В подтверждение его поучительности подобрали пословицу:
- Правда светлее солнца
Нарисовали вот такую иллюстрацию.
Слайд 14,15
Мы прочитали и проанализировали рассказ Л.Н.Толстого
«Отец и сыновья». (Выразительное чтение рассказа ) (9ввввввв
В подтверждение его поучительности подобрали пословицы:
- Добрые детки, дому венец, а худые - конец.
- Один добрый пример - лучше ста слов.
Нарисовали вот такую иллюстрацию.
Слайд 16
Подведем итоги нашей работы. Проанализировав анкеты уч-ся 1-4 классов мы выявили, что современные дети читают и знают творчество Л.Н.Толстого. Считают его произведения воспитывающими и поучительными. Результат исследований мы показали в диаграммах.
Мы прочитали и проанализировали некоторые произведения Толстого, а именно: «Муравей и голубка», «Бестолковый мужик», «Саша был трус», «Чашка», «Отец и сыновья».
Исследовав эти произведения, мы выявили, что каждый несет в себе нравственный урок.
Нравственный урок, мораль, каждого рассказа мы решили предоставить в виде пословицы, ведь это народная мудрость.
И это ещё раз подтверждает, что произведения Толстого несут в себе нравственные уроки.
Творческая группа проиллюстрировала рассказы и подписала пословицы .
Слайд 17
В результате исследовательской работы пришли к выводу, что простые, понятные и увлекательные рассказы Л.Н.Толстого интересны и в наше время. Ненавязчиво и деликатно писатель учит нас жить в мире людей. Каждая история показывает жизненную ситуацию, а мы сами делаем выводы. Эти выводы и есть УРОКИ жизни. Эти уроки были полезны в яснополянской школе. Они остаются полезными всем детям и в современном мире.
VII. Оценивание работ.
Оцените свою работу и работу своих товарищей. Сегодня мне понравилась ваша сплоченность, ваша активность на уроке, но окончательный результат ее вы узнаете на следующем уроке, после оценки проекта вами и нашими гостями.
Подведение итогов
Учитель
Сегодня мы говорили о великом русском писателе Л.Н. Толстом и о его произведениях.
Что нового для себя вы узнали?
Что вам понравилось на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита исследовательского проекта «Жевательная резинка: за и против»
Проектная деятельность:учит детей видеть проблему;формулировать вопросы, давать четкие определения понятиям:наблюдать, проводить эксперименты;делать выводы;доказывать и защищать свои идеи...
исследовательский проект Сказка - ложь, да в ней намёк 4 класс с презентацией
Данный исследовательский проект выполнен ученицей 4 класса. Проект соответствует требованиям, предъявляемым к исследовательским проектам. При работе над проектом, ребёнок познакомился со многими сказк...
Защита исследовательского проекта Вторая жизнь мусора -2012 год 1 класс
Защита исследовательского проекта "Вторая жизнь мусора"....
Защита исследовательского проектов о зимующих птицах
Защита исследовательского проектов о зимующих птицах на занятии кружка "Проектная деятельность"...
Защита исследовательского проекта
Презентация проекта моей ученицы Рудовой Екатерины...
Проект "Мир профессий в произведениях Л.Н.Толстого"
Исследовательский проект....
Программа проекта "Герои ВОВ в произведениях художественной литературы" 4 класс.
Программа проекта " Герои ВОВ в произведениях художественной литературы" 4 класс....