Открытый урок по чтению "Басни Крылова"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Фахрутдинова Рушания Габдурахмановна

Открытый урок для 3 класса на тему "Басни Крылова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basni_krylova.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

           Фахрутдиновой Рушании Габдурахмановны,учителя 1 квалификационной категории МБОУ «Гимназия № 126» Советского района города Казани РТ

Басни Крылова

        Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым.

        Мы с детства, со школьной скамьи, а то ещё и до школы, знакомимся с крыловскими баснями.

        Меткие строки крыловских басен давно стали народными пословицами и поговорками. Вспомним только самые привычные: «А ларчик просто открывался», «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку», «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь», « Слона-то я и не приметил». Много их, мудрых  крыловских  слов, которыми мы пользуемся ежедневно.

        Крылов показал целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими львами, лисицами, воронами показывал он характеры человеческие, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей.

        Изображая всё плохое в людях так, что всем понятно, что это плохо, что это надо осудить, он в то же время высоко ставил в своих баснях честный труд, скромность, ум, храбрость. Крылов учил  людей хорошему так, как может учить только человек, глубоко понимающий народную душу, народный ум. Он осмеивал и осуждал пороки и злоупотребления царских чиновников, угнетавших народ.

        Басни  его написаны так просто, что школьник, только что постигший грамоту, и человек взрослый одинаково чувствуют, как правдиво, метко, интересно они написаны. Крылов изображает зверей так, что мы слышим, как ревёт лев и пищит комар, как лисица льстит вороне, как лает и визжит Моська. Суд, где заседает и судит лиса, мартышка перед зеркалом, волк, попавший  вместо овчарни на псарню,- это живые и поучительные картины.

        Басни Крылова стали широко известны ещё при жизни великого народного баснописца. Недаром  в 1838 году, на юбилее в честь пятидесятилетия его творчества, поэт В.А. Жуковский сказал, что если бы можно было пригласить на этот юбилей всю  Россию, то она вся бы и пришла, потому что она знает и любит Крылова. Эта была правда.

        С тех пор прошло больше ста лет, а басни Ивана Андреевича Крылова живут, их знает, любит и высоко ценит весь советский народ. Они не могут состариться, потому что настоящие поэтические, сильные и правдивые слова не стареют. Они становятся достоянием всего народа.

        И сегодня, в школе, дедушка Крылов занимает своё почётное место и снова рассказывает школьникам свои бессмертные басни

Тема. И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

                                            «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»

                                                                                        И.А.Крылов

Цели. Донести юмор и иронию басни; научить детей находить мораль-поучение в произведении; способствовать восприятии басни; развивать представление о басне; обучать составлению «фильма»; совершенствовать навыки  выразительного чтения басни.

Оборудование: портрет И.А.Крылова; таблички со словами « басня», «мораль», карточки с высказываниями; просмотр басни .

                                           Ход урока.

Организационный момент.

 Постановка цели урока.

Учитель. Рассмотрите книжную выставку. Можно ли по ней определить тему нашего урока?

Дети. Можно.

Учитель. Почему?

Дети. На ней книги Крылова.

Учитель. Сегодня познакомимся с прекрасной басней Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

Сказка «Лев и Лисица»  

Учитель читает сказку.

Учитель. «Однажды Лисица попросила Льва взять её с собой на охоту. «Хитра я и проворна»,- хвалилась  Лиса. Лев согласился. Лисица рыскала по полям по лесам и выгоняла добычу прямо на  Льва. Он хватал зверя и делил добычу. Себе Лев брал долю побольше. И Лев был сыт, и лисица сыта. Скоро Лисица стала обижаться на Льва, что не поровну добычу делит. Лисица думала: « Всё я делаю одна: я и зверя выслежу, я и гоню его, а Лев только готовое хватает». Отошла Лисица от Льва и стала одна ходить на охоту. Добычи она находила много, да жила она впроголодь, потому что поймать её не могла».

Что вы узнали о Льве и Лисице?

Дети. Лев был сильным, могучим зверем. Он хватал добычу и делил её.

Учитель. Можно ли назвать их друзьями?

Дети. Нет.

           Друзья помогают друг другу.

Учитель. О чём эта сказка?

Дети. Не будет дружбы, если нет согласия, взаимопонимания, взаимопомощи.

Учитель. Видите, что получается, когда не умеют дружить. Неуступчивость- это беда от себя.

Тема урока.

 Учитель. Сегодня мы будем читать произведение, которое связано с именем Ивана Крылова.

(Учитель показывает портрет баснописца)

-Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он  боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни- маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.

Учитель показывает иллюстрацию, где изображены Лебедь, Рак и Щука.  

-Это герои басни. Что общего между ними?

Дети. Все они живут в воде.

Учитель читает басню, выделяя голосом мораль.

Учитель. Что заставило вас улыбнуться?

Дети. Какие глупые герои- тянули в разные стороны.

Учитель. Каким был ваш смех?

Дети. Добрым, не злым.

Учитель. Что узнали из басни?

Дети кратко пересказывают события, произошедшие в басне.

- Что поняли?

Дети. Это глупые животные, не знают, как поступить.

Учитель. Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев?

Дети. Нет. Все они живут в воде и могли бы сдвинуть воз.

 -«Однако воз и ныне там».

Учитель. Прочитайте басню про себя.

Дети выполняют задание.

-Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы свезти?

Дети. Это слово « товарищи».

Учитель. Подтвердите это.

-Давайте ещё раз прочитаем басню, но уже не про себя, а вслух.

Дети выполняют задание.

-Прочитайте, про какой случай написал Крылов.

Дети. «Однажды…»

Учитель. Найдите и прочитайте слово, которое помогает увидеть образ героя. Какой он?

Дети. «Лебедь рвётся в облака». Он стремительный, упрямый.

            «Рак пятится назад». Он неповоротливый, видит только свою дорогу, нерасторопный.

            «А щука тянет в воду». Она упрямо делает своё дело.

Учитель. Вы видите, как с помощью только одного слова- глагола- можно создать точный образ. А какими словами описал их усердие автор?

Дети. «Из кожи лезут вон».

Учитель. Посмотрите на иллюстрацию в книге. Какие строчки к ней подходят?

 Учащиеся читают то, что на их взгляд больше подходит к иллюстрации.

 - Как, по вашему мнению, нужно читать эту басню: быстро, легкомысленно или не торопясь, раздумывая и рассуждая?

Сильный ученик ещё раз читает басню, но без морали.

 Учитель.Какое отношение вызвали у вас герои?

Дети. Очень жалко, что они такие бестолковые. Если они друзья, то всё надо делать дружно.

Учитель. Как автор относится к героям басни?

Дети. Он сожалеет, что в товарищах нет согласия.

Учитель. Для чего и зачем написана басня?

Дети. Баснописец подсказывает человеку, как надо поступить, учит жить, учит видеть чужие ошибки.

Учитель. Давайте найдём мораль- главную часть басни.

Учащиеся выразительно читают мораль басни.

Учитель открывает запись на доске.

На доске.

«Да только воз и ныне там.»

Это  выражение стало  «крылатым». Когда так говорят?

Дети. Когда делают общее дело, а между героями идёт раздор. В итоге ничего не получается.

Домашнее задание.

Дома прочитайте ещё несколько басен, выделите мораль, нарисуйте рисунок к басне.

Дополнительный материал.

Литературная викторина

«Басни дедушки Крылова».

Вопросы и задания.

Назовите пять басен, героем которых является лев.

В какой басне была следующая мораль?

а) «Сказать ли на ушко,

        Яснее, мысль мою?

        Худые песни Соловью

        В когтях у Кошки».

б) «Вперёд чужой беде

       Не смейся, Голубок!».

в) «Невежда также в ослепленье

       Бранит науки и ученье,

       И все учёные труды,

       Не чувствуя, что он вкушает их плоды».

г) «Но, кажется, не прав и тот,

       Кто поручил Ослу стеречь свой огород».

д) « Мне кажется, что смысл

        Не темен басни сей-

        Щепотки волосков лиса не пожалей-

         Остался б хвост у ней».

Кто сказал?

а) «- Не оставь меня, кум милый!

       Дай ты мне собраться с силой

       И до вешних только дней

       Накорми и обогрей!»

б) «- Пускай же обо мне расспросят!

       Так я уж веки здесь; тих, скромен завсегда,

       Лежу смирнёхонько, куда меня ни бросят,

       А не слыхал себе спасибо никогда».

в) « Нет, кумушка, я видывал частенько,

        Что рыльце у тебя в пуху».

г) « То долговязые плоты ты носишь,

      Уж я не говорю про лодки, челноки:

       Им счёту нет! Когда такую жизнь

                                                     Ты бросишь?

    Я, право, высох бы с тоски».

д) «-Ох, милый друг! Тружусь день весь:

         Я по делам гонцом у барина большого;

         Ну, некогда ни пить, ни есть,

         Ни даже духу перевесть».

Вставьте пропущенные слова в названия басен.

а) «Прохожие и …»;

б) «Мартышка и …»;

в) «Богач и …»;

г) «… и Мухи»;

д) «… и Горлинка».

     5.  В этих отрывках пропущены слова, обозначающие действия. Вставьте их      и назовите басни.

          а) «Крестьянин на заре сохой

                 Над полосой своей…,

                 … так крестьянин мой,

                 Что градом пот с него…».

           б) «Пастух у ручейка… жалобно в тоске,

                  Свою беду и свой урон невозвратимый:

                  Ягнёнок у него любимый

                  Недавно… в реке».

            в) «Мужик с Змеёю…,

                   Известно, что Змея умна:

                   Так… к Мужику она,

                   Что ею только он и … и …».

            г) « У мужика, большого эконома,

                   Хозяина зажиточного дома,

                   Собака … и двор …,

                     И хлебы …».

          д) «-Как, милый петушок,

                 … ты громко, важно!

                  А ты, кукушечка, мой свет,

                  Так … плавно и протяжно».

6.К кому обращены эти слова?

а) «-Каких ты, бедненький,

       Трудов не перенёс!

       Что ж, прибыли,

        Что ты высоко так заполз?»

б) « Уж как тебе не лень

       С утра до вечера трудиться целый день!»

в) « Сосед, как хочешь ты потей,

        А я с работою моей

        Далёко от тебя уеду,

        И огород твой при моём

        Казаться будет пустырём».

г) « Ты зла- твоё смертельно жало;

       Опасна ты, когда близка;

       Кусаешь без вины ( и то  не мало!),

       Но можешь ли язвить ты так издалека,

       Как злой язык Клеветника?»

д) «- Послушай-ка, дружище!

        Ты, сказывают, петь

        Великий мастерище».

Вставьте пропущенные названия животных.

а) «Мой… замолк. « Ты что ж,-

       Спросил его с насмешкой…,-

       Приятель, не поёшь?»

б) «Стой, братцы, стой!-

       Кричит….-

       Погодите!

       Как музыке идти?

       Ведь вы не так сидите».

в) «Он костью чуть не подавился,

       Не может… ни охнуть, ни вздохнуть,

       Пришло хоть ноги протянуть!

       По счастью, близко тут… случился».

г) « И… всем жужжит,

       Что лишь она

        О всём заботится одна».

д) « Навозну кучу разрывая,

       … нашёл жемчужное зерно

        И говорит куда оно?

        Какая вещь пустая».

Перед вами первые и последние строчки различных басен. Назовите

эти басни.

а) «Змея лежала под колодой».

б) «Полают да отстанут».

в) «Век целый не трещу».

г) «У всякого талант есть свой».

д) « Здорово ль дерево, я знать могу верней».

      9.  Предлагаем вам отрывки из басен, героями которых являются собаки.             Что это за басни?

            а) «У кухни под окном

                   На солнышке

                   Полкан с Барбосом грелись».

             б) «Вот,- говорит Барбос,- большая госпожа!

                    По мне хоть бы тебя совсем с двора согнали».

             в) « Вот на Барбоса тут посыпалось руганье,

                    Но у него на всё готово оправданье».

           

             Г) « Едва лишь на себе

                    Собака испытала

                    Совет разумный сей-

                    Шалить собака перестала».

             д) « А там осталося всего

                     Овец пять-шесть,

                     И тех собаки съели».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по чтению в 3 классе. Басня Крылова "Кукушка и петух".

УРОК ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕПО ТЕМЕ: «БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА«КУКУШКА И ПЕТУХ»....

Открытый урок №1 "В гостях у дедушки Крылова"

Тема:  В гостях у дедушки Крылова  Цели:  •обеспечить в ходе урока закрепление следующих понятий: басня, иносказание, мораль, "крылатые" слова;•совершенствовать...

Презентация к открытому уроку на тему "Басни Крылова. "Стрекоза и муравей"

Презентация содержит медиафайлы (звуковая и иллюстративная поддержка)...

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по теме: « Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» и Эзопа «Ворон и Лисица».

Урок  литературного чтения в 3 классе  по УМК "Школа России" построен в  соответствии с требованиями ФГОС, учебной программы, возрастными и индивидуальными особенностями детей. Структур...

Открытый урок по чтению во 2 классе по теме :"В гостях у дедушки Крылова".

Цель урока :расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве  И.А. Крылова, расширить их; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к ...

Открытый урок-проект по чтению в 3 классе по теме " Басня И.А. Крылова «Зеркало и обезьяна»."

Открытый урок-проект по чтению в 3 классе по теме " Басня И.А. Крылова «Зеркало и обезьяна»."Цель урока: Формирование образовательных компетенций через работу над басней, выявить...

Отзыв на открытый урок литературного чтения по басне И. А. Крылова "Лебедь, Рак, Щука"

Отзыв на открытый урок. Басня И. А. Крылова " Лебедь, Рак и Щука"...