урок "Сказки братьев Гримм"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Урок внеклассного чтения в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

                Урок внеклассного чтения в 3 классе «Б» МОУ СОШ №1

                           учитель: Старостина Елена Александровна

                     Тема урока: Волшебные сказки братьев Гримм.

Цели урока:

Дидактические:

1. Ввести детей в мир сказок братьев Гримм, активизировать имеющиеся у детей знания о прочитанных сказках, обобщить  и систематизировать знания сказок братьев Гримм.

Воспитательные:

2. На примере героев сказок братьев Гримм воспитывать доброту, смелость, желание и умение совершать добрые поступки; учить взаимовыручке; формировать умение работать в коллективе.

Развивающие:

3. Прививать детям любовь к книге, желание читать, развивать память, внимание, речь обучающихся, развивать в детях чувство прекрасного, умение ценить настоящую красоту.

4. Развивать наблюдательность, умение сопоставлять сюжеты известных сказок.

                                                              Ход урока.

1. Орг. момент.

 Учитель: Сегодня у нас урок внеклассного чтения. На нашем уроке присутствует много гостей. Уроки в присутствии гостей мы уже проводили. Если хотите, можете пока оглянуться и посмотреть на них. А теперь, посмотрите  друг на друга, улыбнитесь. У вас сейчас хорошее настроение? Постарайтесь сохранить это настроение до конца нашего урока. Садитесь.

           Ребята, сегодня у нас с вами заключительный урок по большой теме “Сказки братьев                      Гримм”. И урок этот будет несколько необычным. Это будет урок – игра. Вы все знаете, что такое пазлы и умеете их собирать. А что у вас получается, когда вы соберете все пазлы в нужном порядке? Вот и мы сегодня на нашем уроке будем собирать пазлы и в конце урока посмотрим, что же у нас получится. Вы готовы начать игру? Тогда начинаем!

Чтобы все пазлы встали на свои места, необходимо выполнить задания, которые нам приготовлены на них, вспомнить, что мы изучали ранее на уроках, отвечать на вопросы

 Открывается 1 пазл. О сказках. (закрепление теоретического материала)

2. Вступительная беседа. Определение темы и целей урока.

 

- Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная Страна детства. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете прилететь нельзя, но туда можно просто перенестись на крыльях фантазии, вообразить этот мир, придумать его самим.

В этой стране побывали все дети Земли, и даже ваши родители, бабушки и дедушки, когда они были маленькими. Они познакомились там со своими друзьями – СКАЗКАМИ.

(стихотворение о сказке):

О чём-то скрипит половица,

И спицам опять не спится.

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки:

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица –

По комнате ходит сказка…

- Ребята, любите ли вы сказки?

- Да, я знаю, вы слушаете и читаете их с наслаждением, с удовольствием рассказываете, а порой и сочиняете сами. И вот сегодня мы собрались на урок внеклассного чтения, чтобы ещё раз вспомнить любимые сказки, а также узнать, внимательные ли вы читатели.

Вот сейчас мы и проверим, что вы знаете о сказках.

- А от какого слова произошло слово «сказка»?                (…)

- Вот как написано об этом в «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном Владимиром Ивановичем Далем:

«Сказывать – говорить или объявлять устно, изъяснять, извещать, молвить или баить; рассказывать, сообщать, повествовать…

Сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание.

Сказочник – кто сказывает сказки, знает их много…»

        - Чем сказка отличается от других произведений?

        (В сказках много волшебства, фантазии; растения и животные могут говорить, с ними происходят необычные приключения; есть добрые и злые силы…)

- Кто пишет сказки?

        (Сказки, которые сочинил народ, называются народными, а если у них есть автор, то это авторские, литературные  сказки)

- Как вы думаете, для чего пишут сказки? Чему сказки могут научить?

        (Доброте, любви, смекалке, отваге, не бояться трудностей и пр.)

Вы знаете, что сказки бывают разные: есть сказки, в которых действуют необычные герои: предметы, вещи, которые совершают разные чудеса. Как называются такие сказки? (Волшебные).»).
Есть сказки, в которых описываются отношения людей. (Такие сказки называются бытовыми.)
Очень много сказок, в которых действующими лицами являются животные. (сказки о животных)
В сказках собрана народная мудрость. Каждая сказка обогащает нас жизненным опытом, учит добру и справедливости.

Народные сказки бывают трех жанров, назовите их. 

Учитель:

В связи со сказанным, как вы думаете мы определим тему нашего урока? ( “ Волшебные  сказки братьев Гримм”)

Какие задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей: вспомнить прочитанные сказки, героев этих сказок, узнать что-то новое об авторах и т.д.)

Да, сегодня мы будем вместе с литературным героем обобщать материал по изученным литературным сказкам и учиться сравнивать, развивать фантазию, воображение, творчество.

2 пазл. О сказочниках.

Совершим небольшое путешествие в страну, которая является Родиной сказочников.

 В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были братья Гримм. Отец их был судьей, а добрая матушка вела хозяйство. Якоб и Вильгельм были неразлучными братьями-погодками. Все делали вместе. Они рано потеряли отца. Ах, как нужна была тогда семье Гриммов добрая фея из сказки, «знающая, как лучше всего отвести беду»! Этой доброй феей для братьев Гримм долгие годы была сестра их матери. Она помогала дать детям образование. Бежали месяцы, и вот братья-студенты Марбургского университета. Но юридическая профессия не очень их привлекала. Больше всего им нравилось отыскивать в старинных рукописях величественные средневековые поэмы и сказания.

Младший брат Якоб особенно увлекался сказками. После его обработок сказки становились краше. Именно сказки сделали братьев знаменитыми.

В России сказки братьев Гримм узнали в середине 19 века. В нашей стране их издавали сотни раз большими тиражами. По сказкам братьев Гримм созданы мультфильмы. Миллионы детей с большим удовольствием следят на экране за приключениями бременских музыкантов, храброго портняжки и вспоминают мудрых, добрых ученых, которые подарили им радость.

3. Закрепление содержания изученных сказок.

3 пазл. "Сказочные хвастуны" (Вы должны узнать, из какой сказки герой и разоблачить хвастуна).

1) Я самый сильный, 7-х убил одним махом. (Ответ: это храбрый портняжка. Он убил 7 мух).

2) Я самый смешливый, я от хохота просто лопнул (Это Боб из сказки "Соломинка, Уголек и Боб". Он просто пустосмешка. Его друзья утонули, а он смеялся. Теперь заштопан).

3) Моя сестрица прыгнула в колодец и вернулась в золотом платье, вот я тоже прыгну в колодец и еще больше разбогатею.

("Госпожа Метелица". Это мачехина дочка. Она вернется в смоле).

4)  А я смогла всех кашей накормить. ("Горшочек каши". Каша затопила весь город)

5) А я самый ленивый, я даже женился, чтобы не пасти козу. ("Ленивый Гейнц". Да, он ленив, зато и остался ни с чем: ни коз, ни пчел, ни кувшина с медом).

6) А я самый лучший башмачник и вообще самый умный. ("Мастер Пфрим" Он ничего не умеет делать хорошо башмачки кривые, разной величины).

7) Вам надо кружку воды? Я вам весь родник принесу. Вам надо дров, я весь лес срублю. Вот я какой! (Сказка "Великан и портной" Он обманывал, он просто хвастун этот портной).

4 пазл. Работа в группах.

Задание 1. По опорным словам определите название сказки.

Мельник, Бремен, охотник, собака, петух, осел, разбойники, кот. («Бременские музыканты»)

Варенье, мухи, Ганс, великан, король, разбойники, единорог. («Храбрый портной»)

Сапоги, кот, рубашечки, чулки, полночь, покупатель, человечки. («Маленькие человечки»)

Мизинец, борозда, великан, Деревце, силач, богач, мельник. («Молодой великан»)

Король, птицы, петух, норка, сова, ночь, пленница, крапива. («Королек»)

Мачеха, веретено, яблоня, старушка, золото, дождь, ленивица. («Госпожа Метелица»)

Избушка, медведь, роза, карлик, орел, борода, сокровища. («Белоснежка и Краснозорька»)

Нищий, королевна, корзины, прутья, горшки, жена, кухня, король. («Король Дроздобород»)

Физкультминутка. Учитель показывает иллюстрации к различным сказкам. Если это сказка принадлежит братьям Гримм, то дети делают произвольные движения (раскачиваются в разные стороны, выполняют наклоны и т.д.)

Если сказка другого автора – приседают на корточки.

5 пазл. Пока вы отдыхали, я нашла мешок, который потеряли разбойники. Давайте-ка в него заглянем и посмотрим, кого же ограбили злые разбойники и вернем вещи хозяевам.

      Задание 2. Кто и кому так говорит и какая это сказка.

«Эти маленькие человечки сделали нас богатыми, и мы должны их отблагодарить за это. У них нет никакой одежды, и они, наверно, зябнут. Знаешь что? Я хочу сшить им рубашечки, кафтанчики, штанишки и связать каждому из них по паре чулок. Сделай и ты им по паре башмачков» (Жена сапожника – мужу. Сказка «Маленькие человечки»)

«Дело сделано, оба убиты. Ну и злые же эти разбойники! И камни они в меня швыряли, и кулаками на меня замахивались, да что им со мной поделать? Ведь я, когда злой бываю, семерых убиваю!» (Портной – всадникам, Сказка «Храбрый портной»)

«Мы побежим с зайцем вот по этому длинному полю. Заяц побежит по одной борозде, а я по другой. Как только подбежит к тебе заяц, ты крикни: «Я уже здесь!» Поняла?» (Еж – жене. Сказка «Заяц и Еж»)

«Ты испытания не выдержал, и оставаться здесь тебе нельзя. Ступай странствовать по свету, и ты узнаешь тогда, как в бедности живется. Но, так как сердце у тебя не злое, и я желаю тебе добра, то я позволю тебе вот что: когда попадешь в беду, то кликнешь меня…»(Железный Ганс – мальчику).

Озвучивание мультфильма.

Показ фрагмента мультфильма. Дети должны отгадать название мультфильма и найти и зачитать отрывок из сказки соответствующий изображению.

 6 пазл.

А сейчас попробуем выполнить самое трудное задание. У вас на листочках написаны отрывки и названия различных сказок, не принадлежащих перу братьев Гримм. Ваша задача: вспомнить какая сказка братьев Гримм будет соответствовать данным сказкам. Справиться с данной задачей будет по силам только тому, кто не ограничился лишь списком рекомендованных к уроку сказок, а прочитал и другие сказки братьев Гримм. Сейчас мы и выявим таких активных читателей.

.

(Группам раздается 1-я часть задания).


1 часть задания:


2 часть задания:

Из какой это сказки?

Упала стрела в болото. Подняла ее лягушка  («Царевна – лягушка»).

2) Стала коза с волком через костер прыгать. Волк и свалился в костер. "Волк и семеро козлят"

3) Не пей, братец, козленочком будешь. "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

4) Возьми корзинку и набери в лесу подснежников. - Да откуда зимой подснежники? "12 месяцев"

5) Стал брат камешки по дороге бросать, по ним и домой вернулись. "Мальчик с пальчик" Ш.Перро

6) "Отпусти ты меня: Старче в море! Дорогой дам за себя выкуп". "Сказка о рыбке и рыбке" А.Пушкин

7) Король издал указ о запрещении прясть  пряжу в королевстве под страхом смертной казни" "Спящая красавица" Ш.Перро.

8) И спрашивает волк: "Куда это ты идешь, девочка?"

"Красная Шапочка" Ш.Перро

9)  Мачехины дочки нежились, да наряжались, а падчерица работала с утра до позднего вечера, но за все ее ругали. Ш.Перро

 

Вспомни сказку Братьев Гримм!

«Король – лягушонок или Железный Гейнрих.

2) "Волк и семеро козлят" Коза волку брюхо камнями набила"  

3) "Братец и сестрица" Кто из меня напьется, тот тигром обернется"

4) "Три маленьких лесовика" (мачеха послала падчерицу за земляникой)


5) "Гензель и Гретель"



6) "Сказка о рыбаке и его жене",



7) «Шиповник».


8) "Красная Шапочка" (В другой раз волк утонул в корыте с колбасной водой)


9) "Золушка" Роль феи выполняла птичка с орехового дерева.



4. Выставка книг. Рекомендуемая литература.

Итак, посмотрите на экран. Мы собрали все пазлы в нужном порядке. Давайте посмотрим, в какую же картинку они у нас сложились. Это обложка книги сказок братьев Гримм. Братья Гримм собрали в своих сборниках более двухсот сказок. Мы с вами смогли сегодня поговорить лишь о некоторых из них, но я надеюсь, что эти сказки вас заинтересовали, и вы найдете в библиотеке и другие сказки и с удовольствием их прочитаете. (Обратить внимание на выставку книг).

5. Подведение итогов урока:

- Какие сказки братьев Гримм вам запомнились? Чем?

- О каких сказках братьев Гримм вы сегодня услышали впервые? Понравились ли они вам? Возникло ли желание прочитать эти сказки?

- Кого из своих героев любят сказочники? Кому сочувствуют? Чем восхищаются?

Когда и чему радуются? Отчего и о чем грустят?

(Герои сказок братьев Гримм: ремесленники, солдаты, крестьяне – смело вступают в борьбу с драконами, свирепыми великанами, ведьмами, злыми царями и всегда оказываются более умными, ловкими, отважными, чем их противники. И судьба всегда вознаграждает простую деревенскую девушку, нелюбимую падчерицу или пастуха за то, что они добры, честны и трудолюбивы. Героями сказок братьев Гримм бывают также и звери, и птицы, и насекомые. Но всегда в них высмеиваются человеческие пороки: лень, жадность, зависть, скупость, трусость, бахвальство. Сказки братьев Гримм полны народного юмора, что делает их особенно привлекательными.)

6. Домашнее задание.

Мы вспомнили сегодня много сказок. Дома попробуйте составить кроссворд, либо взяв за основу какую-то одну сказку или объединив в него героев нескольких сказок, или напишите небольшой отзыв о полюбившейся вам сказке.

7. Рефлексия.

– Ребята! В каждом из нас живет сказка, и мы верим в чудеса и в исполнение желаний. Мы знаем, что человек живет не для того, чтобы быть богатым, а чтобы быть счастливым! Когда падают звезды – люди загадывают желания, которые всегда исполняются. И сегодня я хочу, чтобы вас коснулась звездочка счастья. (Учитель прокалывает воздушный шарик, откуда падают звездочки счастья на детей. Такие звездочки счастья дети дарят на память гостям.)

          Задание 1. По опорным словам определите название сказки.

Мельник, Бремен, охотник, собака, петух, осел, разбойники, кот.

_______________________________________________________

Варенье, мухи, Ганс, великан, король, разбойники, единорог.

_____________________________________________________

 

 Сапоги, кот, рубашечки, чулки, полночь, покупатель, человечки.

______________________________________________________

Мизинец, борозда, великан, Деревце, силач, богач, мельник.

______________________________________________________

Король, птицы, петух, норка, сова, ночь, пленница, крапива.

____________________________________________________

Мачеха, веретено, яблоня, старушка, золото, дождь, ленивица.

_____________________________________________________

Избушка, медведь, роза, карлик, орел, борода, сокровища.

_____________________________________________________

Нищий, королевна, корзины, прутья, горшки, жена, кухня, король.

__________________________________________________________

     Задание 2. Кто и кому так говорит и какая это сказка.

«Эти маленькие человечки сделали нас богатыми, и мы должны их отблагодарить за это. У них нет никакой одежды, и они, наверно, зябнут. Знаешь что? Я хочу сшить им рубашечки, кафтанчики, штанишки и связать каждому из них по паре чулок. Сделай и ты им по паре башмачков»

__________________________________________________________

«Дело сделано, оба убиты. Ну и злые же эти разбойники! И камни они в меня швыряли, и кулаками на меня замахивались, да что им со мной поделать? Ведь я, когда злой бываю, семерых убиваю!»

___________________________________________________________

«Мы побежим с зайцем вот по этому длинному полю. Заяц побежит по одной борозде, а я по другой. Как только подбежит к тебе заяц, ты крикни: «Я уже здесь!» Поняла?»

___________________________________________________________

«Ты испытания не выдержал, и оставаться здесь тебе нельзя. Ступай странствовать по свету, и ты узнаешь тогда, как в бедности живется. Но, так как сердце у тебя не злое, и я желаю тебе добра, то я позволю тебе вот что: когда попадешь в беду, то кликнешь меня…»

___________________________________________________________


1 часть задания:

                                         Из какой это сказки?


1) Упала стрела в болото. Подняла ее лягушка  («Царевна – лягушка»).

2) Стала коза с волком через костер прыгать. Волк и свалился в костер. ("Волк и семеро козлят")

3) Не пей, братец, козленочком будешь.( "Сестрица Аленушка и братец Иванушка")

4) Возьми корзинку и набери в лесу подснежников. - Да откуда зимой подснежники?( "12 месяцев")

5) Стал брат камешки по дороге бросать, по ним и домой вернулись. ("Мальчик с пальчик" Ш.Перро)

6) "Отпусти ты меня: Старче в море! Дорогой дам за себя выкуп". ("Сказка о рыбке и рыбке" А.Пушкин)

7) Король издал указ о запрещении прясть  пряжу в королевстве под страхом смертной казни" ("Спящая красавица" Ш.Перро.)

8) И спрашивает волк: "Куда это ты идешь, девочка?"

("Красная Шапочка" Ш.Перро)

9)  Мачехины дочки нежились, да наряжались, а падчерица работала с утра до позднего вечера, но за все ее ругали.(«Золушка» Ш.Перро)

 


1 часть задания:

                                         Из какой это сказки?


1) Упала стрела в болото. Подняла ее лягушка.


2) Стала коза с волком через костер прыгать. Волк и свалился в костер.


3) Не пей, братец, козленочком будешь


4) Возьми корзинку и набери в лесу подснежников. - Да откуда зимой подснежники?


5) Стал брат камешки по дороге бросать, по ним и домой вернулись.


6) "Отпусти ты меня: Старче в море! Дорогой дам за себя выкуп".


7) Король издал указ о запрещении прясть  пряжу в королевстве под страхом смертной казни"


8) И спрашивает волк: "Куда это ты идешь, девочка?"


9)  Мачехины дочки нежились, да наряжались, а падчерица работала с утра до позднего вечера, но за все ее ругали.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения по сказке братьев Гримм "Заяц и еж"

Урок построен по технологии развития критического мышления...

Урок литературного чтения. Братья Гримм. "Бременские музыканты" (с презентацией)

Урок литературного чтения во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века". На изучение произведения отводится 2 часа. Это первый урок - знакомство с биографией авторов и сказкой....

Дорогой сказок братьев Гримм

Презентация для начальных классов даёт представление о Братьях Гримм и их творчестве....

Игра-викторина «Сказки братьев Гримм» в 3 классе.

Игра-викторина «Сказки братьев Гримм» в  3  классе.Цель: обобщение знаний детей о сказках братьев Гримм, привитие любви к чтению.Задачи:-расширить кругозор детей в области ...

Вопросы викторины по сказкам братьев Гримм.

В статье представлены вопросы, позволяющие проверить внимательное прочтение известных сказок бр.Гримм....

Мы любим сказки братьев Гримм. Литературная викторина.

Каждый ребенок за период своего детства должен прочитать как можно больше сказок. Ведь именно сказки способствуют формированию в характере  человека добра, сочувствия, сопереживания. Сказки брать...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века". Братья Гримм Сказка "Три брата"

Техннологическая карта урока с использованием ИКТ включает планируемые УУД, деятельность на уроке учителя и учеников (ФГОС)...