Урок риторики в 1 классе "Умей благодарить"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Андреева Ирина Борисовна

Данный урок поможет понять детям, что признательность и благодарность способствуют достижению взаимного согласия между людьми, воодушевляют их, помогают им; на уроке формируется умение употреблять различные средства выражения благодарности;  выбирать уместное для данной ситуации средство выражения благодарности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ritoriki_v_1_klasse.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок риторики в 1 классе «Умей благодарить»

Цель урока: учить детей употреблять слова благодарности в зависимости от разных жизненных ситуаций.

Задачи:

Образовательные: учить употреблять различные средства выражения благодарности; учить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения благодарности.

Развивающие: развивать речь детей, мышление, пополнять словарный запас.

Воспитательные: воспитывать культуру общения и речи.

Оборудование: учебник “Детская риторика в рассказах и рисунках”, 1 класс,  Т.А. Ладыженская, рассказ Е. Фроловой «Кто вырастил яблочко?», карточки со словами благодарности, листы бумаги, фломастеры или цветные карандаши.

Ход урока

I.  Организационная часть

-Долгожданный дан звонок. Начинается урок  риторики.  Давайте создадим на нашем уроке хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне и друг другу.

II.  Речевая гимнастика

-Как всегда подготовим наши органы, участвующие в речи, к работе. Проведем дыхательную гимнастику.

Упражнения в постановке правильного речевого дыхания

«Глубокий вдох – на выдохе чётко произносим гласные звуки АОУЫЭ»

 

      2) Артикуляционная гимнастика.

  

  а) «Губы в улыбке – губы в трубочку» - надо чередовать

  б)  Круговые движения языком по часовой  и против часовой стрелки.

  в) «Лошадка» (звукоподражание)

      3) Упражнения для дикции:

     а) Произнесение скороговорки.

     Мама мыла Милу мылом.

- Прочитайте скороговорку.

- Произнесите хором:

-- медленно – быстрее – быстро;

-- тихо – громче – громко.

1 ряд – произнесите громко

2 ряд – произнесите с интонацией вопроса

3 ряд – произнесите с интонацией восторга

     

    б) Работа над пословицей

-- Прочитайте пословицу.

Доброе слово лечит, а худое калечит.

-- Объясните смысл.

III. Объявление темы урока

-Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Вежливости. Мы будем говорить об особых, волшебных словах.

-Послушайте стихи Ирины Токмаковой и хором произносите пропущенные слова:

Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало.
А оно-то, как на грех,

 Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,
Это слово говорят,

Если вас... (благодарят).
Но она молчит, как рыба,

Вместо каждого... (спасибо).

-Почему и зачем вы говорите «спасибо»?

(Словом «спасибо» мы выражаем свою признательность, благодарность.)

-Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить на уроке?

(О словах благодарности.)

- Давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем значение слова благодарность.

           Благодарность (от «благо дарить») — чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства.

Человеку необходимо научиться быть благодарным. Искать то, за что можно быть благодарным. Каждый день стремитесь задавать себе вопрос: «За что я могу быть благодарным сегодняшнему дню?» Попробуйте ответить на этот вопрос сейчас. (Ответы детей).

- Вы правильно думаете. Человек должен быть благодарным сегодняшнему дню за доброе утро, за мирное небо, за возможность прийти в школу и учиться…

IV. Работа над материалом урока. 

-Послушайте рассказ Е. Фроловой   «Кто вырастил яблочко?»

Мама принесла домой большие румяные яблоки. Взяв одно яблоко, она протянула его своей дочке Настеньке. Обрадовалась девочка и говорит:
- Ой, какое красивое яблоко! Спасибо, мама.
- Не меня благодари, Настенька, — ответила мама, — а дерево, которое вырастило такие вкусные плоды.
Побежала девочка в сад поблагодарить яблоньку, прошелестела в ответ яблонька:
- Спасибо, Настенька, за твою благодарность, но без заботы садовника я никогда не вырастила бы такие вкусные яблоки.
Садовник как раз работал неподалеку. — Дедушка, — сказала Настенька, - спасибо тебе за то, что ты заботился о яблоньке.
— Не меня благодари, девочка, а солнышко, — улыбнулся садовник, — без его теплых лучиков, яблоки никогда не созрели бы.
«Так вот, кого нужно благодарить», — обрадовалась Настенька и обратилась к солнышку:
— Спасибо, милое солнышко, за такие вкусные яблоки!
Солнечные лучи ласково прошептали Настеньке:
— И мама, и яблоня, и садовник, — все мы старались, Настенька, чтобы яблочки сочные да сладкие тебя радовали и помогали тебе расти.

-Кого и за что благодарила Настенька в этом рассказе?

-Должны ли мы быть благодарными не только людям, делающим для нас добро,  но и природе?

-Как вы думаете, слышит ли природа благодарность человека?
-Перечислите, чему в природе вы благодарны больше всего, и объясните почему.


V. Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного материала.

-Какие слова благодарности вы знаете (обычно дети называют 2-3 слова)

-Давайте почитаем, какие слова благодарности можно использовать в своей речи.

(работа с карточкой)

Благодарность

• Спасибо (тебе, вам)

• Я благодарен вам (за что)

• Благодарю вас

• От всей души благодарю

• Я вам очень (крайне, чрезвычайно) признателен

• У меня нет слов выразить вам свою благодарность

• Разрешите (позвольте) вас поблагодарить

• Позвольте (разрешите) выразить вам свою благодарность

• Я хотел(а) бы поблагодарить вас

• Я вам так признателен!

• Я вам так обязан!

-А можно поблагодарить жестом, улыбкой?

-Давайте разыграем сценку. Даша у нас будет именинницей. К ней пришли друзья с подарками. Именинница должна поблагодарить каждого, не повторяя слова благодарности.

VII. Работа с учебником.

-Откройте учебник на с.55-56.

-Кто изображен на рисунках?

-За что Буратино мог благодарить Тортилу, Мальвину, папу Карло, Пьеро?

-Какие слова произносил Буратино, что ему отвечали?

Ребята разыгрывают 2-3 из предложенных ситуаций, используя разные способы выражения благодарности. Проводится конкурс, кто сможет более вежливо выразить свою благодарность, учитывая, кого и за что он благодарит.

VIII. Рефлексия деятельности.

 -Какими  словами человек выражает благодарность и признательность?

-Как вы понимаете пословицу: «Благодарностью сердце украшается».

-Давайте нарисуем контуры сердца, а внутри этого сердца можно нарисовать все, о чем ваши сердца вспоминают с благодарностью.

Литература:

Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В. и др.  "Детская риторика в рассказах и рисунках: 1 класс: Методические рекомендации", Баласс, 2004

http://joymylife.org.ua/uroki/index.php?postid=49


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок риторики в 4 классе "Напиши мне письмо"

Задачи данного урока: Познакомить учащихся со значением переписки в современной жизни людей;оказать учащимся, что письмо – это разновидность текста, имеющего свою структуру и стилистические особеннос...

Урок риторики по теме "Роль речи в организации совместной деятельности"

Конспект урока риторики в 1 классе по теме "Роль речи в организации совместной деятельности" с использованием игровой  технологии и исследовательских методов обучения....

Уроки риторики во 2 классе

Презентация  задумана как проводник по урокам риторики. Она ненавязчиво поддерживает  общую линию урока....

Урок риторики в 4 классе на тему "Знаки вокруг нас"

На этом уроке ребята познакомятся с дорожными, товарными, денежными, языковыми знаками, знаками почтовой оплаты, знаками различия и отличия, а также со знаками зодиаков и жестов....

Разработка урока риторики в 4 классе. Тема урока "Речевые жанры. Рассказ."

Цель; Познакомить детей с новым речевым жанром- рассказом.Формирование умения строить текст, правильно выделять части в текксте.Развитие речи. эстетического вкуса, художественных способностей.Воспитан...

Урок риторики. 2 класс Тема урока: "Общение". ________________________________________

Цели: познакомить учащихся со словесными и несловесными средствами общения;показать значение общения в жизни людей;закрепить положительны отношения в общении друг с другом;формировать дружеские взаимо...