Урок риторики в 1 классе "Умей благодарить"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Данный урок поможет понять детям, что признательность и благодарность способствуют достижению взаимного согласия между людьми, воодушевляют их, помогают им; на уроке формируется умение употреблять различные средства выражения благодарности; выбирать уместное для данной ситуации средство выражения благодарности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ritoriki_v_1_klasse.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок риторики в 1 классе «Умей благодарить»
Цель урока: учить детей употреблять слова благодарности в зависимости от разных жизненных ситуаций.
Задачи:
Образовательные: учить употреблять различные средства выражения благодарности; учить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения благодарности.
Развивающие: развивать речь детей, мышление, пополнять словарный запас.
Воспитательные: воспитывать культуру общения и речи.
Оборудование: учебник “Детская риторика в рассказах и рисунках”, 1 класс, Т.А. Ладыженская, рассказ Е. Фроловой «Кто вырастил яблочко?», карточки со словами благодарности, листы бумаги, фломастеры или цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационная часть
-Долгожданный дан звонок. Начинается урок риторики. Давайте создадим на нашем уроке хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне и друг другу.
II. Речевая гимнастика
-Как всегда подготовим наши органы, участвующие в речи, к работе. Проведем дыхательную гимнастику.
Упражнения в постановке правильного речевого дыхания
«Глубокий вдох – на выдохе чётко произносим гласные звуки АОУЫЭ»
2) Артикуляционная гимнастика.
а) «Губы в улыбке – губы в трубочку» - надо чередовать
б) Круговые движения языком по часовой и против часовой стрелки.
в) «Лошадка» (звукоподражание)
а) Произнесение скороговорки.
Мама мыла Милу мылом.
- Прочитайте скороговорку.
- Произнесите хором:
-- медленно – быстрее – быстро;
-- тихо – громче – громко.
1 ряд – произнесите громко
2 ряд – произнесите с интонацией вопроса
3 ряд – произнесите с интонацией восторга
б) Работа над пословицей
-- Прочитайте пословицу.
Доброе слово лечит, а худое калечит.
-- Объясните смысл.
III. Объявление темы урока
-Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Вежливости. Мы будем говорить об особых, волшебных словах.
-Послушайте стихи Ирины Токмаковой и хором произносите пропущенные слова:
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало.
А оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас... (благодарят).
Но она молчит, как рыба,
Вместо каждого... (спасибо).
-Почему и зачем вы говорите «спасибо»?
(Словом «спасибо» мы выражаем свою признательность, благодарность.)
-Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить на уроке?
(О словах благодарности.)
- Давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем значение слова благодарность.
Благодарность (от «благо дарить») — чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства.
Человеку необходимо научиться быть благодарным. Искать то, за что можно быть благодарным. Каждый день стремитесь задавать себе вопрос: «За что я могу быть благодарным сегодняшнему дню?» Попробуйте ответить на этот вопрос сейчас. (Ответы детей).
- Вы правильно думаете. Человек должен быть благодарным сегодняшнему дню за доброе утро, за мирное небо, за возможность прийти в школу и учиться…
IV. Работа над материалом урока.
-Послушайте рассказ Е. Фроловой «Кто вырастил яблочко?»
Мама принесла домой большие румяные яблоки. Взяв одно яблоко, она протянула его своей дочке Настеньке. Обрадовалась девочка и говорит:
- Ой, какое красивое яблоко! Спасибо, мама.
- Не меня благодари, Настенька, — ответила мама, — а дерево, которое вырастило такие вкусные плоды.
Побежала девочка в сад поблагодарить яблоньку, прошелестела в ответ яблонька:
- Спасибо, Настенька, за твою благодарность, но без заботы садовника я никогда не вырастила бы такие вкусные яблоки.
Садовник как раз работал неподалеку. — Дедушка, — сказала Настенька, - спасибо тебе за то, что ты заботился о яблоньке.
— Не меня благодари, девочка, а солнышко, — улыбнулся садовник, — без его теплых лучиков, яблоки никогда не созрели бы.
«Так вот, кого нужно благодарить», — обрадовалась Настенька и обратилась к солнышку:
— Спасибо, милое солнышко, за такие вкусные яблоки!
Солнечные лучи ласково прошептали Настеньке:
— И мама, и яблоня, и садовник, — все мы старались, Настенька, чтобы яблочки сочные да сладкие тебя радовали и помогали тебе расти.
-Кого и за что благодарила Настенька в этом рассказе?
-Должны ли мы быть благодарными не только людям, делающим для нас добро, но и природе?
-Как вы думаете, слышит ли природа благодарность человека?
-Перечислите, чему в природе вы благодарны больше всего, и объясните почему.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного материала.
-Какие слова благодарности вы знаете (обычно дети называют 2-3 слова)
-Давайте почитаем, какие слова благодарности можно использовать в своей речи.
(работа с карточкой)
Благодарность
• Спасибо (тебе, вам)
• Я благодарен вам (за что)
• Благодарю вас
• От всей души благодарю
• Я вам очень (крайне, чрезвычайно) признателен
• У меня нет слов выразить вам свою благодарность
• Разрешите (позвольте) вас поблагодарить
• Позвольте (разрешите) выразить вам свою благодарность
• Я хотел(а) бы поблагодарить вас
• Я вам так признателен!
• Я вам так обязан!
-А можно поблагодарить жестом, улыбкой?
-Давайте разыграем сценку. Даша у нас будет именинницей. К ней пришли друзья с подарками. Именинница должна поблагодарить каждого, не повторяя слова благодарности.
VII. Работа с учебником.
-Откройте учебник на с.55-56.
-Кто изображен на рисунках?
-За что Буратино мог благодарить Тортилу, Мальвину, папу Карло, Пьеро?
-Какие слова произносил Буратино, что ему отвечали?
Ребята разыгрывают 2-3 из предложенных ситуаций, используя разные способы выражения благодарности. Проводится конкурс, кто сможет более вежливо выразить свою благодарность, учитывая, кого и за что он благодарит.
VIII. Рефлексия деятельности.
-Какими словами человек выражает благодарность и признательность?
-Как вы понимаете пословицу: «Благодарностью сердце украшается».
-Давайте нарисуем контуры сердца, а внутри этого сердца можно нарисовать все, о чем ваши сердца вспоминают с благодарностью.
Литература:
Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В. и др. "Детская риторика в рассказах и рисунках: 1 класс: Методические рекомендации", Баласс, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок риторики в 4 классе "Напиши мне письмо"
Задачи данного урока: Познакомить учащихся со значением переписки в современной жизни людей;оказать учащимся, что письмо – это разновидность текста, имеющего свою структуру и стилистические особеннос...
тематическое планирование уроков риторики (2 класс,программа "Школа 2100")
Тематическое планирование...
Урок риторики по теме "Роль речи в организации совместной деятельности"
Конспект урока риторики в 1 классе по теме "Роль речи в организации совместной деятельности" с использованием игровой технологии и исследовательских методов обучения....
Уроки риторики во 2 классе
Презентация задумана как проводник по урокам риторики. Она ненавязчиво поддерживает общую линию урока....
Урок риторики в 4 классе на тему "Знаки вокруг нас"
На этом уроке ребята познакомятся с дорожными, товарными, денежными, языковыми знаками, знаками почтовой оплаты, знаками различия и отличия, а также со знаками зодиаков и жестов....
Разработка урока риторики в 4 классе. Тема урока "Речевые жанры. Рассказ."
Цель; Познакомить детей с новым речевым жанром- рассказом.Формирование умения строить текст, правильно выделять части в текксте.Развитие речи. эстетического вкуса, художественных способностей.Воспитан...
Урок риторики. 2 класс Тема урока: "Общение". ________________________________________
Цели: познакомить учащихся со словесными и несловесными средствами общения;показать значение общения в жизни людей;закрепить положительны отношения в общении друг с другом;формировать дружеские взаимо...