Рабочая программа по литературному чтению . 2 класс. Начальная школа 21 век.
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению . 2 класс. Начальная школа 21 век. (Пояснительная записка. Тематическое планирование)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 26.36 КБ |
tematicheskoe_planirovanie.docx | 61.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание литературного чтения во 2 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века».
Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.
Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения.
Программа курса «Литературное чтение» реализует основные положения концепций формирования читательской компетенции младших школьников.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о доброте и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает формирование осмысленного читательского навыка.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире.
З. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности.
Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с
окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. В процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Большую роль играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
2 класс (136 ч)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.
Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Круг чтения
Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари. Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи. Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из ее персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д.). Подготовка и проведение уроков - сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Чтение: работа с информацией
Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема. Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.
Метапредметные связи:
с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини- текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;
с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);
с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).
ПЛАНИРУЕМЫЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2-ОМ КЛАССЕ
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
- определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
- понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
- находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
- пересказывать текс ты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
- группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
Ученик может научиться:
- понимать нравственные ценности и этику отношений в
произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;
- пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
различать стихотворный и прозаический тексты;
определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
различать пословицы и загадки по темам;
использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
Ученик может научиться:
осознавать нравственные и этические ценности произведения;
выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;
рассказывать сказки с присказками;
создавать истории о героях произведений.
Ученик может научиться:
делать иллюстрации к изученным произведениям;
иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные
сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в
конкурсах и литературных играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
находить информацию о героях произведений;
работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;
дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик может научиться:
самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
находить информацию о книге в ее аппарате;
сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
1. Учебник «Литературное чтение» в двух частях. Автор комплекта Л.А. Ефросинина.
2. «Литературное чтение». Рабочая тетрадь. Автор комплекта Л.А. Ефросинина
3. Литературное чтение. Учебная хрестоматия, рабочая тетрадь. Автор комплекта Ефросинина Л.А.
4. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». Под редакцией Н.Ф.Виноградовой
5. Литературное чтение. Комментарии к урокам. Пособие для учителя. Автор Ефросинина Л.А.
6. Электронные УМК. Энциклопедия Кирилла и Мефодия «Уроки литературного чтения».
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата | № | Тема урока | Количество часов | Содержание | УУД |
О нашей Родине. 5 часов | |||||
1 | Ф.Савинов «Родина» | 1 | Чтение стихотворения. Наблюдение за изменением тона и рифмы. Развитие навыка чтения. Закрепление литературоведческого понятия. | Знать: - произведения о Родине. Уметь: - сравнивать загадки, шутки» потешки, указывать на их особенности; - самостоятельно читать молча слова и текст; - находить и самостоятельно читать фамилию автора, заглавие; - сравнивать разные по жанрам произведения; - выполнять задания под рубрикой «Проверь себя». | |
2 | И.Никитин «Русь» | 1 | Работа над выразительностью чтения. Развитие умения слышать тон автора, выразительно читать стихотворение. | ||
3 | С.Романовский «Русь» | 1 | Определение эмоционального состояния героя. Чтение «про себя». Объяснение учителя. | ||
4 | С.Романовский «Слово о Русской земле» | 1 | Сравнение жанров: рассказ, стихотворение. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр. | ||
5 | С.Прокофьев «Родина». Доп. чт. Н. Рубцов «Россия, Русь – куда ни взгляну…» | 1 | Работа над выразительностью чтения. Упражнение в чтении вслух, про себя, выразительно. Определение тона и темпа чтения. Сравнение иллюстраций к стихам о Родине. | ||
II. Народная мудрость (устное народное творчесво). 5 часов | |||||
6 | Народная песня «Я с горы на гору шла…». Загадки | 1 | Сравнение и отличия произведений малых фольклорных форм | Понимать отличие малых фольклорных форм. Уметь: - выделять признаки былины (былинного сказа); - работать с произведением, выполнять задания в учебнике; - выразительно читать (плавно, выделяя повторы). | |
7 | Былина «Как Илья Муромец Богатырём стал» | 1 | Формирование читательских умений | ||
8 | Былина « Три поездки Ильи Муромца» | 1 | Обогащение словаря, формирование навыков чтения | ||
9 | Шутка, считалка, потешка, пословицы. Доп. чт. Песенки, приговорки, докучные сказки и др. | 1 | Закрепление литературоведческих понятий, формирование читательских умений | ||
10 | Устное народное творчество. Проверь себя | 1 | Определение уровня начитанности учащихся, умения работать с произведением | ||
III. О детях и для детей 20часов. | |||||
11 | Стихи о детях. А.Барто «Катя». Доп.чт. Б.Заходер «Перемена» | 1 | Развитие устных читательских навыков, умения выделять главную мысль, соотносить пословицу с содержанием произведения | Знать: наизусть два стихотворения; пословицы. Уметь: - выделить пословицы о труде в тексте; - правильно называть произведение; понимать главную мысль; - находить части в тексте; - сравнивать стихи, рассказы, сказки; - определять жанр произведения; - пересказывать по плану кратко и подробно; - составлять схематический план | |
12 13 | С.Баруздин «Стихи о человеке и его словах», «Как Алёшке учиться надоело» | 2 | Развитие восприятия художественного произведения. Работа с книгой; усвоение литературных понятий. Нравственное воспитание. | ||
14 | Е.Пермяк «Смородинка». Доп.чт. С.Михалков «Прогулка» | 1 | Развитие навыка чтения, умения пересказывать текст. | ||
15 | Н.Носов «Заплатка». Г .Сапгир «Рабочие руки». Доп.чт. нанайская сказка «Айога» | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, речевых умений, нравственно-эстетическое воспитание. | ||
16 | Басни. И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л.Толстой «Страшный зверь». Доп.чт. Я.Аким «Жадина» | 1 | Развитие навыка чтения, речевых умений, творческой деятельности. | ||
17 18 | М.Зощенко «Самое главное». | 2 | Развитие восприятия художественного произведения, умения пересказывать текст по картинному плану | Уметь: - заучивать наизусть басни, стихотворения; - подбирать пословицы по теме произведения; - сравнивать произведения разных жанров; -самостоятельно работать с произведениями для дополнительного чтения; - выполнять задания в рабочей тетради; - отвечать на вопросы после прочитанного произведения. | |
19 | В.Сутеев « Кто лучше?» Доп.чт. Л.Осеева «Волшебная иголочка» | 1 | Развитие навыка чтения по ролям | ||
20 21 | А.Митт «Шар в окошке». Е.Пермяк «Две пословицы». Доп.чт. В.Берестов «Прощание с другом» | 2 | Развитие навыка чтения, умения определять тему, жанр, подробно пересказывать текст. | ||
22 | Л.Пантелеев «Две лягушки». Доп.чт. В.Катаев Доп.чт.»Цветик – семицветик» | 1 | Развитие навыка чтения, формирование читательских умений, нравственное воспитание | ||
23 | В.Беспальков «Совушка». | 1 | Развитие умений восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских навыков. | Знать: наизусть два стихотворения; пословицы. Уметь: - выделить пословицы о труде в тексте; - правильно называть произведение; - понимать главную мысль; - находить части в тексте; - сравнивать стихи, рассказы, сказки; - определять жанр произведения; - пересказывать по плану кратко и подробно; - составлять схематический план. | |
24 | В.Сутеев «Снежный зайчик». Н.Носов «Затейники». Доп.чт. Н.Носов «На горке» | 1 | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, тему, объяснять заголовок, пересказывать), нравственное воспитание. | ||
25 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | 1 | Развитие навыков чтения, читательских умений (объяснять заголовок, характеризовать героев, подбирать пословицы). | ||
26 | Братья Гримм «Маленькие человечки». Доп.чт. «Три брата» | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских умений. | ||
27 | Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских умений. | ||
28 29 | Братья Гримм «Семеро храбрецов» | 2 | Развитие навыков чтения, читательских умений (объяснять заголовок, характеризовать героев, подбирать пословицы). | ||
30 | Проверь себя. Сказки народные и авторские | 1 | Проверка уровня начитанности учащихся, знания авторов и героев их произведений. | ||
IV. «Уж небо осенью дышало…» 6часов | |||||
31 | А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…». Г.Скребицкий «Осень». Доп.чт. М. Пришвин «Осеннее утро» | 1 | Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению); творческая деятельность. | Уметь: - выражать при чтении свое отношение к различным состояниям природы; - выразительно читать стихотворения, передавая свои чувства; - понимать главную мысль; - выделять голосом обращения в тексте; - самостоятельно читать абзацы текстов, отрабатывая правильность и беглость чтения; - выполнять творческие работы: сочинять стихи по заданной рифме, рассказы, сказки с героями прочитанных произведений. | |
32 | Э. Шим «Белка и Ворон», Е. Трутнева «Осень» | 1 | Составление загадок о белке и вороне. Выразительное чтение произведения (по выбору). | ||
33 | А. Сладков «Эхо». Доп.чт. А.Твардовский «Начало осени» | 1 | Развитие навыков восприятия художественного произведения, читательских умений (выразительное чтение диалогов); творческая деятельность; работа над развитием речи. | ||
34 | Загадки. Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки…» М.Пришвин «Недосмотренные грибы» | 1 | Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению); творческая деятельность. | ||
35 | Э. Шим «Храбрый опёнок». Доп.чт. А.Майков «Осень» | 1 | Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению); творческая деятельность. | ||
36 | Проверь себя. Произведения о родной природе | 1 | Проверка уровня начитанности учащихся, техники чтения, творческой деятельности. | ||
V. «Снежок порхает, кружится…». Произведения о зимней природе. 19 часов | |||||
37 | З.Александрова «Зима» | 1 | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к прочитанному). | Знать: -наизусть 2-3 стихотворения; Уметь: - бегло читать предложения, отрывки из изучаемых произведений; - пересказывать рассказ или сказку по готовому плану, - объяснять авторскую точку зрения; - сочинять небольшие сказки или рассказы о героях изученных произведений; - объяснять поступки героев и свое отношение к ним; - передавать интонацией свое отношение к читаемому; - различать авторские и народные сказки; - самостоятельно выполнять задания по теме «Проверь себя»; - оценить свои знания («Это я знаю и могу выполнить» или «Этого я ещё не знаю»). - выразительно читать стихи наизусть; - бегло читать отрывки знакомого текста; - пересказывать по готовому плану; - объяснять свою точку зрения и соотносить её с авторской позицией. | |
38 | С. Иванов «Каким бывает снег». Доп.чт. С.Есенин | 1 | Развитие навыков восприятия художественного произведения, читательских умений (выразительное чтение диалогов); творческая деятельность; работа над развитием речи. | ||
39 | И. Соколов- Микитов «Зима в лесу». | 1 | Развитие навыков чтения, читательских умений. | ||
40 41 | Э. Шим «Всем вам крышка», К. Ушинский «Мороз не страшен» | 2 | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений. | ||
42 | Русская сказка «Дети Деда Мороза». Доп.чт. немецкая сказка «Бабушка Метелица» | 1 | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение). | ||
43 | М. Пришвин «Деревья в лесу» | 3 | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение). | ||
44 | Коллективное творчество «Зима в лесу» | 1 | Развитие навыков творческой деятельности. | ||
45 | И. Суриков «Детство» | 1 | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение и автора). | ||
46 47 | Литературная сказка. В. Даль «Девочка Снегурочка» | 1 | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр). | ||
48 49 50 | Русская народная сказка «Снегурочка». Доп.чт. японская народная сказка «Журавлиные перья» | 3 | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение и автора). | ||
51 | Н. Некрасов «Саша». Доп.чт. В.Одоевский «В гостях у дедушки Мороза» | 1 | Развитие речи учащихся, умения составлять текст по теме. | ||
52 | Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует» | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений. | ||
53 | И. Соколов- Микитов «Узоры на снегу» | 1 | Развитие речи учащихся, умения составлять текст по теме. | ||
54 | И. Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?» | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений. | ||
55 | Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича» | 1 | Развитие речи учащихся. | ||
VI. Здравствуй, праздник новогодний! 9 часов | |||||
56 | С. Михалков «В снегу стояла ёлочка» | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений. | Уметь: - выразительно читать отрывки из изучаемых произведений (логические ударения, знаки препинания) - передавать голосом чувства (удивление, восхищение, разочарование и т.п.); - работать самостоятельно и оценивать свои знания. | |
57 58 59 | А. Гайдар «Ёлка в тайге» | 3 | Учить передавать голосом чувства (удивление, восхищение, разочарование и т.п.); | ||
60 | С. Маршак «Декабрь» | 1 | Познакомить с творчеством С.Маршака. Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | ||
61 | Контрольная работа. Проверка начитанности | 1 | Обобщить и проконтролировать знания учащихся. Проверка начитанности. | ||
62 | Книги Х.-К.Андерсена. «Штопальная иголка» | 1 | Развитие речи учащихся, умения работать с произведениями, определение уровня начитанности. | ||
63 | Проверь себя. Природа зимой | 1 | Сформированность учебной и читательской деятельности | ||
64 | Идёт волшебница зима | 1 | Развитие читательского интересаю | ||
VII. Произведения о животных. 15 часов | |||||
65 | Народная песня «Бурёнушка». В. Жуковский «Птичка». Доп.чт. Е.Чарушин «Перепелка» | 1 | Развитие навыков чтения, читательских умений. | Знать: - наизусть 1 – 2 стихотворения по теме; - 3-5 фамилий авторов, которые пишут о животных. Уметь: - различать народные песни, загадки, сказки, народные и авторские сказки; - отличать реальные события от волшебных; - находить в тексте пословицы и уметь их объяснять; - рассказывать сказку или её часть близко к тексту; - сочинять сказки с героями народных сказок, продолжение сказки; - отбирать в библиотеке книги о животных; - составлять книгу-самоделку о героях-животных; - иллюстрировать понравившийся эпизод произведения; - находить ответы на вопросы, подтверждая текстом; - давать характеристику героям и их поступкам. | |
66 | К. Ушинский «Кот Васька». Е. Благинина «Полоса леса». Произведения фольклора (считалка, загадка) | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений. | ||
67 | М. Пришвин «Старый гриб». П. Комаров «Оленёнок». Доп.чт. Н.Рубцов «Про зайцев» | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений. | ||
68 | К. Ушинский «Лиса Патрикеевна» | 1 | Развитие навыков читательских умений. | ||
69 | В. Бианки «Ёж-спаситель». Доп.чт. М.Пришвин «Журка» | 1 | Развитие навыков читательских умений. | ||
70 71 | М. Дудин «Тары-бары…». Доп.чт. В.Бианки «Хвосты» | 2 | Развитие восприятия художественного произведения, выделение главной мысли, развитие навыков выразительного чтения. | ||
72 | К.Ушинский «Плутишка кот». Доп.чт. К. Паустовский «Барсучий нос» | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, умения работать с книгой. | ||
73 74 | Русская народная сказка «Журавль и цапля». Доп.чт. африканская сказка «О том, как лиса обманула жену» | 2 | Развитие навыков чтения, читательских умений. | ||
75 | Русская народная сказка «Зимовье зверей». | 1 | Работа по заданиям в тетради. Развитие читательских умений. | ||
76 77 | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича». Доп.чт. Р.Киплинг «Откуда у кита такая глотка» | 2 | Развитие навыков чтения, читательских умений. Работа с текстом. Инсценирование сказки. Пересказ; чтение книг со сказками Д. Мамина-Сибиряка (по желанию). | ||
78 | Русская народная сказка «Белые пёрышки» | 1 | Развитие навыков чтения, читательских умений. | ||
79 | Произведения о животных. Литературный диктант | 1 | Сформированность учебной и читательской деятельности. | ||
VIII. Зарубежные сказки. 11 часов. | |||||
80 | Украинская сказка «Колосок». Доп.чт. французская сказка «Волк, улитка и осы» | 1 | Развитие читательских навыков. Работа с текстом | Уметь: - выделять признаки сказки; - правильно называть произведение; - составлять схематический план; - пересказывать подробно и сжато по готовому плану; - выделять признаки сказки; - правильно называть автора и название произведения; - выразительно читать отрывок из произведения при повторном чтении; пересказывать подробно, сжато по готовому плану | |
81 82 | Английская сказка «Как Джек ходил счастье искать» | 2 | Развитие навыков чтения и читательских умений; развитие речи учащихся. | ||
83 84 | Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» | 2 | Развитие навыков чтения и читательских умений; развитие речи учащихся. | ||
85 86 87 | Братья Гримм «Бременские музыканты» | 3 | Рассказ по плану; подготовиться к инсценированию сказки (выбор роли). | ||
88 89 | Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят» | 2 | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, развитие речи учащихся. | ||
90 | Проверь себя | 1 | |||
IX. Семья и я. 14 часов | |||||
91 | Л.Толстой «Лучше всех» | 1 | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей. | Уметь: - выразительно читать колыбельные песни (авторские, народные), диалоги; - употреблять в самостоятельных работах и в устной речи слова: мамочка, сестричка, сынок и т. д.; - разыгрывать сценки из произведений. Знать: - наизусть 1-2 стихотворения о маме; - что такое рифма, строфа. | |
92 | Произведения фольклора: пословица, колыбельная песня | 1 | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей. | ||
93 | Е.Пермяк «Случай с кошельком». А.Аксаков «Моя сестра» | 1 | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей. | ||
94 | М.Лермонтов Спи, младенец, мой прекрасный…». Л.Осеева «Сыновья», А.Майков «Колыбельная песня» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений. | ||
95 | Л.Толстой «Отец и сыновья», А.Плещеев «Дедушка». Доп.чт. И.Панькин «Легенда о матерях» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений. | ||
96 | Л.Воронкова «Катин подарок», Ю. Коринец «Март» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений. | ||
97 98 | А.Плещеев «Песня матери». А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» | 2 | Развитие навыков чтения и читательских умений. | ||
99 | Сказки народов России. Татарская сказка «Три сестры». Доп.чт. С.Михалков «А что у вас?» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений. | ||
100 | В.Солоухин «Деревья» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений. | ||
101 | Книги о семье | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений. | ||
102 | Сказки разных народов | 1 | Определение и проверка уровня начитанности, читательских умений; формирование основ читательской самостоятельности. | ||
103 104 | Проверь себя. Рассказы, стихи, сказки. Тест | 2 | Сформированность учебной и читательской деятельности. | ||
X. «Весна, весна красная…». Произведения о родной природе. 24 часа | |||||
105 | Народная песня «Весна, весна красная!». А.Чехов «Весной» | 1 | Развитие навыков чтения и творческих способностей. Работа над восприятием художественного произведения. | Уметь: - выражать при чтении вслух своё отношение к весенней природе; - подмечать приметы и краски весны; - описывать словами весеннее солнце, молодую травку, первую почку и т. д.; - участвовать в конкурсе чтецов «Весна, весна...»; - пересказывать подробно и сжато по готовому плану; - составить словарь по теме «Весна»; - сочинять стихи, сказки, рассказы о весне. Знать: наизусть 1-2 стихотворения и отрывок из прозаического произведения (по выбору). | |
106 | А.Пушкин «Гонимы вешними лучами…» | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения. | ||
107 | Г. Скребицкий «Весна-художник» | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения. | ||
108 | М.Сладков «Снег и ветер» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений. | ||
109 | Сравнение произведений о природе. С. Маршак «Весенняя песенка» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений. | ||
110 | Э. Шим «Чем пахнет весна» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений. | ||
111 | Е. Баратынский «Весна, весна!». Доп.чт. В.Маяковский «Тучкины штучки» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений. | ||
112 | Произведения о Дне Победы. С.Михалков «Быль для детей» | 1 | Работа над восприятием художественного произведения, отработка навыков чтения. | ||
113 | С. Баруздин « Салют» | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | Уметь: - самостоятельно работать с произведением; - читать, отвечать на вопросы, пересказывать понравившуюся часть или все произведение; - выполнять задания в тетради Знать: - 2-3 произведения о родной природе и читать наизусть; - фамилию автора, название произведения, жанр. | |
114 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится». Доп.чт. К.Ушинский «Проказы старухи зимы» | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | ||
115 | А. Куприн «Скворцы», Н. Сладков «Скворец- молодец» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений. | ||
116 | Н. Сладков «Апрельские шутки», А. Барто «Апрель» | 1 | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей. | ||
117 | Г. Скребицкий «Жаворонок». Доп.чт. К.Коровин «Баран, заяц и ёж» | 1 | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей. | ||
118 | Фольклор: песенка- закличка, загадка | 1 | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей. | Уметь: - выполнять творческие задания; - нарисовать иллюстрацию; - сочинить короткое произведение о природе; - придумать загадку и т.д. | |
119 | В. Жуковский «Жаворонок» | 1 | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей. | ||
120 | О. Высоцкая «Одуванчик», М.Пришвин «Золотой луг» | 1 | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей. | ||
121 | П. Дудочкин «Почему хорошо на свете». Доп.чт. Э.Шим «Муравейник» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений (комментированное содержание). | ||
122 | Н. Сладков «Весенний гам», А. Барто «Воробей» . Доп.чт. Р.Сеф «Чудо» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений (комментированное содержание). | ||
123 | М. Пришвин «Ребята и утята» | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, читательских навыков | ||
124 125 | Б. Заходер «Птичья школа» | 2 | Развитие восприятия художественного произведения, читательских навыков | ||
126 | К. Ушинский «Утренние лучи». Доп.чт. .М.Пришвин «Лесная капель» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений (выразительное чтение). | ||
127 | А. Барто «Весна, весна на улице» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений. | Уметь : -работать со схемой. | |
128 | Проверь себя. Природа весной | 1 | Определение уровня начитанности учащихся, читательских умений. | ||
XI. Волшебные сказки. 8 часов. | |||||
129 130 | Русская народная сказка Хаврошечка». Доп.чт. рус. нар. Сказка «Чудо-чудное, диво-дивное» | 2 | Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев). | Уметь: - различать сказки о животных, бытовые, волшебные; - сравнивать волшебные сказки, народные и авторские; - сочинять сказки с волшебными предметами; - самостоятельно читать волшебные сказки. - самостоятельно читать произведение; -давать оценку поступкам героев; рассказывать сказку близко к тексту; - знать наизусть отрывок из сказки в стихах Знать: - русских и зарубежных авторов сказок, их названия; - различие сказок бытовых, волшебных, о животных.
| |
131 132 133 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 3 | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений. | ||
134 135 | Ш. Перро «Кот в сапогах» | 2 | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, моделирование обложки для книги. | ||
136 | Проверь себя. «Там чудеса…» | 1 | Определение уровня сформированности учебной читательской деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая прграмма политературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....
Рабочая программа по литературному чтению, УМК "Начальная школа XXI", 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению, УМК "Начальная школа XXI", 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы ( УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа разработана на основе авторской программы Л.А.Ефрос...