Планирование 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_chtenie.docx67.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

п. Амурский

Рассмотрено на                                                                                                                                                «Утверждаю»

заседании МО                                                                                                                                                     директор МОУСОШ

 ___________ Фролова Г.М.                                                                                                                           ___________  Бондарева Л.А.

                                                                                                    Рабочая программа

                                                                               по курсу «Литературное чтение»

Заместитель директора поУВР

____________ Алибаева Р.К.               (программа УМК «Перспективная начальная школа»)    

Авторы: Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская                                                                        3класс                              

                                                                                                                                                                                                                                                                                            учителя начальных классов Фроловой Галины Михайловны

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА;

2.СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ;

3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН;

4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ;

5.ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ;

6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧИТЕЛЯ

 7. ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ НРК

Пояснительная записка

     Рабочая программа учебного предмета « Литературное чтение» составлена в соответствии с

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889

и изменениями, которые вносятся в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации от 31.01.2012г. № 69 « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1089»,

приказом Министерства образования Российской Федерации от 01.02.2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004г. № 1312,

 с областным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Челябинской области от 01.07.2004 № 02-678 «Об утверждении областного базисного учебного плана образовательных учреждений Челябинской области»,

с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 05.05.2005г. № 01-571, от 10.05.2006г. № 02-510, от 29.05.2007г. № 02-557, от 05.05.2008г. № 04-387, от 06.05.2009г. № 01-269, от 16.06.2011г. № 04-997 и от 24.02.2012г. № 24-370 «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012-2013 учебный год»,  

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения  в общеобразовательных учреждениях»;

Учебный план МКОУ Амурской СОШ от 15 августа 2012 года

Приказ министерства образования и науки Челябинской области от 18 июля 2011г №103/4286 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году»

9. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А.                                        Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон,

А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011

Изучение литературного чтения в начальной школе  направлено на достижение следующих целей:

обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной  читательской  деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;

приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.  

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные   задачи:

духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;

духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;

литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);

библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.  

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника, содержащиеся в примерной программе по литературному чтению в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Это, прежде всего формирование позитивного целостного мировосприятия младших школьников, воспитание нравственного, ответственного сознания.  А также формирование функциональной грамотности младшего школьника и достижения результативности обучения в целом.

Содержательные линии

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование

Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: выделение её цели и смысловых доминант, удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по её содержанию и задавать собственные вопросы.

Чтение вслух

Укрепление мотива чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, а также участия в инсценировках и драматизациях. Освоение особенностей выразительного чтения ( от чтения отдельных предложений с интонационным выделением знаков препинания на начальном этапе до понимания не только сюжетных, но и жанровых требований и ограничений самого читаемого текста (лирическое стихотворение читается не так, как былина, а гимн – не так, как колыбельная песенка или прибаутка) и осознанный выбор подходящих к случаю интонации, тона, пауз, логических ударений).

Чтение про себяУмение самостоятельно читать текст небольшого объёма с разными целями: для составления общего впечатления в рамках ознакомительного чтения; для составления общего представления о содержании отдельных глав учебника, детских книг и популярных детских журналов в рамках просмотрового чтения; для привлечения уже пройденного материала в новый контекст в рамках повторного просмотрового чтения; для выяснения существенных подробностей текста в рамках изучающего чтения. Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения.

ГоворениеОсвоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развёрнутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения, а также передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте).

Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним своё отношение (согласие/несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста, а не на собственные эмоции.

Этическая сторона диалогического общения – использование норм речевого этикета и воспитание сострадательного отношения к проигравшей в споре стороне – рассматривается системно на занятиях по развитию речи в рамках уроков русского языка.

Письмо (культура письменной речи)Освоение жанра письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»: умение самостоятельно заполнить два конверта (адресата и адресанта), использовать формулы вежливости в начале и в конце письма; отвечать на вопросы учебника и выполнять творческие задания (специальные вопросы и задания в конце каждой четверти, адресованные членам клуба и предназначенные для переписки).

Накопление опыта предметной переписки: научиться реагировать на получение писем из клуба, отвечать на вопросы, заданные не только в учебнике, но и в этих письмах.Различение видов текста (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и их практическое освоение в форме мини-сочинений; краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; сочинения по живописным произведениям; письменное составление аннотаций к отдельным произведениям и сборникам произведений; обучение культуре предметной и бытовой переписки; использование в письменной речи средств художественной выразительности (сравнений, олицетворений, синонимов, антонимов) – весь этот круг задач решается в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (2 часть учебника «Русский язык» 2-4 классы).

Работа с текстом художественного произведения

Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых доминант (основная мысль в басне, переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в колыбельной песне, былине, гимне). Определение особенностей построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), проследить развитие характера героя во времени, реконструировать мотивы его поступков; сравнительный анализ поведения разных героев и способность выработать собственную оценку их поведения. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах.

В результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения; выделять основную мысль текста; обнаруживать выразительные средства и понимать смысл их использования.

Работа с учебными и научно-популярными текстами

Обучение структурированию научно-популярного и учебного текстов, выделению в тексте отдельных частей, ключевых слов, составлению плана пересказа ведётся в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (2 часть учебника «Русский язык» 2-4 классы).

Формирование библиографической культуры

Умение пользоваться аппаратом учебника (содержание, оглавление, условные обозначения), навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Представление о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе. Практическое умение составить монографический, жанровый и тематический сборники, опираясь на содержание учебника «Литературное чтение». Систематическое использование словарной и справочной литературы на уроках и в домашних условиях. Представление об алфавитном каталоге библиотеки. Практическое использование фондов школьной библиотеки в учебном процессе для решения конкретных задач, сформулированных в методическом аппарате учебника.

Знакомство с книгой как с особым видом искусства, изучение её элементов, а также практическое освоение жанра аннотации – все эти задачи в комплекте  «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (2 часть учебника «Русский язык» 2-4 классы).

Литературоведческая пропедевтика

Работа с текстами разных видов и жанров литературы

Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений (от указания формальных примет до понимания разной степени разработанности характеров героев, наличия/отсутствия в тексте слоя индивидуальных переживаний, обнаружение разного мира ценностей – коллективных или индивидуальных). Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, небылица, колыбельная песенка, закличка, гимн) и начальные умения выявлять и обосновывать жанровую принадлежность текста, опираясь на его ярко выраженные жанровые особенности.

Понимание разности между художественными  и научно-популярными текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов (через анализ целей создания текстов, их содержания и средств выразительности). Понимание отличий прозаического и поэтического текстов. Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском тексте, а также понимать переживания героев в лирическом стихотворении.

Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка)Представление о литературе как об одном из видов искусства. Сравнение особенностей мировосприятия писателя/поэта, живописца и композитора (на материале близких концептуально-тематически литературных, живописных и музыкальных произведений). Способность произведений, принадлежащих к разным видам искусства, транслировать сходные мысли и выражать похожие переживания авторов-создателей.Представление о литературе как явлении художественной культуры. Сравнение произведений, принадлежащих к разным видам искусства, для обнаружения сходства воссозданных в них картин мира.

Элементы творческой деятельности (интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведений) Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (в том числе и с опорой на цветное маркирование).Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста). Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

Практическое освоение малых фольклорных жанров: сочинение собственных текстов и инсценирование их с помощью выразительных средств (мимики, жестов, интонации). Способность устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки.

Авторские произведения  Произведения, укоренённые в фольклоре (басни, былины, гимны).

Литературные авторские произведения  Произведения классиков отечественной литературы 19-20 веков (стихотворения, рассказы, сказки, волшебные сказки в стихах, повесть).Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки,  сказочные повести).Произведения современной классической литературы (с учётом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки,  сказочные повести).

Разные виды книгИсторическая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (детские журналы).

Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой…

Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Содержание курса

Программа 3 класса знакомит школьников с такими  жанрами, как сказка о животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников.  Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка  и понятна и детям и взрослым. Продолжается знакомство с живописными произведениями, которые представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном произведении. Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведении  Содержание программы

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Понимание на слух смысла звучащей речи. Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух лирического стихотворения, стихов русских классиков.

Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и  выразительного чтения. Анализ собственного чтения вслух. Совершенствование навыков техники чтения.

Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения.

Формировать умение при чтении вслух передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них художественных приемов.

Дальнейшее освоение диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их или тактично и аргументировано опровергать.

Раздел «Формирование  библиографической  культуры»

Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формировать умение составлять разные сборники.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Устное народное творчество. Формирование общего представления о сказке, как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Познакомить с простейшей лентой времени.

Жанр пословицы.

Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Знакомство  с пословицами разных народов. Использование пословиц «к слову», «к случаю» : для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации.

Авторское творчество

Жанр басни.

Структура басни. Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.

Жанр бытовой сказки.

Обобщенность характеров, наличие морали. Связь с жанром басни.

Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Сравнительный анализ характера героев. Различие композиций рассказа и сказки. Различие целевых установок жанров.

Поэзия

Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа художественные приемы (олицетворение, контраст, повтор)

Лента времени.

Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения на нее произведений.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом»

Формировать умения устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.

Круг чтения

Сказки народов мира о животных

Африканские сказки «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»; бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»*; бурятская сказка «Снег и заяц»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; индийские сказки «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке»*, «Хитрый шакал»; корейская сказка «Как барсук и куница судились»; кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»; шведская сказка «По заслугам и расчёт»*; хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»; сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства».

Пословицы и поговорки из сборника В. Даля.

Русская бытовая сказка

«Каша из топора», «Волшебный кафтан», «Солдатская шинель».

Авторская литература народов мира

Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбёшка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»; Ж. Лафонтен «Волк и журавль»*; Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*; японские хокку Басё, Бусон, Дзёсо, Ранран.

Классики русской литературы

Поэзия

А.С. Пушкин «зимнее утро», «Вот север,  тучи нагоняя…»,  «Опрятней модного паркета…», «Сказка о царе Салтане»*, «Цветок»; И. Крылов «Волк и журавль»*, «Квартет», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Ворона в павлиньих перьях»*;  Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»); И. Бунин «Листопад»; К. Бальмонт «Гномы»; С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»; В. Маяковский «Тучкины штучки».

Проза

А. Куприн «Слон»; К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрёпанный воробей; Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

Классики советской и русской детской литературы

Поэзия В. Берестов «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*, «Отражение»*; Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»; В. Шефнер «Середина марта»; С. Козлов «Июль», «Мимо белого яблока луны», «Сентябрь»; Д. Дмитриев «Встреча»; М. Бородицкая «На контрольной»; Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылёк»*, «Осенняя вода»*;, «Нужен он…»*, «Когда я уезжаю»*; Ю. Мориц «Жора Кошкин».

Проза А. Гайдар «Чук и Гек»; А. Пантелеев «Честное слово»; Б. Житков «Как я ловил человечков»; Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»; Н. Тэффи «Преступник»; Н. Носов «Мишкина каша*; Б. Заходер «История гусеницы»; В. Драгунский «Ровно 25 кило», «Вола с закрытыми глазами», «Под соснами»*; С. Козлов «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»*; К. Чуковский «От двух до пяти»; Л. Каминский «Сочинение»; И. Пивоварова «Сочинение».

Современная детская литература на рубеже 20-21 веков

Поэзия В. Лунин «Идём в лучах зари»*, «Ливень»*; Д. Дмитриев «Встреча»*; Л. Яковлев «Для Лены»; М. Яснов «Подходящий угол», «Гусеница – бабочке», «Мы и птицы»*; Г. Остер «Вредные советы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».

Проза Тим. Собакин «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*; Маша Вайсман «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*; Т. Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»; О. Кургузов «Мальчик-папа»*; С. Махотин «Самый маленький»*; А. Иванов «Как Хома картины собирал»*,

Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.

                                              Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

1.

Устное  народное творчество

14

1.1.

Сказка о животных.

5

1.2.

Представление о бродячих сюжетах.

4

1.3.

Лента времени.

5

2.

Авторское творчество

57

2.1

Жанр  басни.

9

Формирование представления о жанре рассказа:

-герой рассказа; особенности характера и мира чувств;

8

-способы выражения авторской оценки в рассказе

6

-сравнительный анализ характеров героев

7

-различие композиций сказки и рассказа

5

2.2

Поэзия.

-способы раскрытия внутреннего мира лирического героя;

9

-средства художественной выразительности.

9

Лента времени.

4

3.

Литература в контексте художественной культуры.

16

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства.

8

Сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства.

8

4.

Библиографическая культура.

4

5.

Умения и навыки осознанного и выразительного чтения.

11

Итого

102

Ожидаемые результаты формирования УУД

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающие научатся:

читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;

писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;

называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;

рассказывать о любимом литературном герое;

выявлять авторское отношение к герою;

характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);

ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации.

Обучающиеся  в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений;

делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по её элементам;

самостоятельно читать выбранные книги;

высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

самостоятельно работать со словарями.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).

Обучающие научатся:

различать сказку о животных, басню,  волшебную сказку, бытовую сказку;

различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований: особенности построения и основная целевая установка повествования;

находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст; фигуры:  повтор).

Обучающиеся  получат возможность научиться:

понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;

обнаруживать «бродячие» сюжеты в сказках разных народов мира.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.Обучающие научатся:

понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;

интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного;

принимать участие в инсценировке (разыгрывание по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.

Обучающиеся  в процессе самостоятельной, парной, групповой и  коллективной работы получат возможность научиться:

читать вслух стихотворный  и прозаический тексты  на основе  передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения  и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;

устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных  и живописных произведений.

В области  познавательных общих учебных действий

Обучающие научатся:

свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;  

свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями  к тексту).

Обучающиеся  получат возможность научиться:

освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).

В области коммуникативных учебных действий Обучающие научатся:

В рамках коммуникации как сотрудничества:

работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять работу между собой и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле;

В рамках коммуникации как взаимодействия:

понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области регулятивных учебных действий

Обучающиеся  получат возможность научиться:

осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

                                                             ЛИТЕРАТУРА

Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2011

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.

Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник.

Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. — М.: Академкнига/Учебник.

Чуракова Н.А., Борисенкова О.В., Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

Источники информации:

Интернет ресурсы: http://www.websib.ru/new detail.php?new id=T076

Тема урока

Дата

Дата

Наглядные пособия и ТСО

Сергей Козлов «Июль». Приём олицетворения

Юрий Коваль «Берёзовый пирожок»

Владимир Маяковский «Тучкины штучки», С.Козлов «Мимо белого яблока луны…», С Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» (работа над приёмами «сравнение», «олицетворение»)

Портреты писателей

Александр Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…", "Опрятней модного паркета…"

Вадим Шефнер "Середина марта", хокку Дзёсо, Басё (работа над приёмами "сравнение", "олицетворение", "контраст")

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА (работа над приёмами "сравнение", "олицетворение", "контраст")

Н.Матвеева "Гуси на снегу", Эмма Мошковская "Где тихий, тихий пруд...", хокку Ёса Бусона (работа над приёмами "контраст" и "звукопись")

С.Козлов "Сентябрь", "Как оттенить тишину"(работа над приёмами "сравнение" и "контраст")

картины

Иван Бунин "Листопад"РК,: «Стихи уральских поэтов об осени».

презентация

Записная книжка Кости Погодина.

Подготовка школьников к использованию приёма олицетворения в своём сочинении

Александр Пушкин "Зимнее утро" (приём контраста и смысл его использования в литературе)

Валентин Берестов "Большой мороз"

Валентин Берестов "Плащ"Р.К.: «Стихи уральских поэтов  для детей».

В.Берестов "Большой мороз", "Плащ"

С.Козлов "Разрешите с вами посумерничать"

Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами", хокку Ранрана

Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами", хокку Ранрана

Сказка "Откуда пошли  болезни и лекарства"

презентация

Сравнительный анализ сказок «Гиена и черепаха» и «Нарядный бурундук»

Проектирование сборника сказокР.К.: «Особенности уральских сказок».

Сравнительный анализ сказок «Два жадных медвежонка» и «Как барсук и куница судились»

Представление о бродячем сказочном сюжете. Сравнительный анализ сказок «Два жадных медвежонка» и «Как барсук и куница судились»Р.К: «Загадки, были  жителей  Урала».

Представление о бродячем сюжете. «О собаке, кошке и обезьяне» и  «Золотая рыбка»

Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха». Проблема различения Самых древних сказочных историй и Просто древних сказочных историй. Появление в сказке нового героя – великодушного и благородного

Индийская сказка «Хитрый шакал». Распознание черт бродячего сказочного сюжета

Бурятская сказка «Снег и заяц» и хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»

Создаем воображения. Новелла Матвеева «Картофельные олени» и Саша Чёрный «Дневник Фокса Микки».

Одушевления. Саша Чёрный «Дневник Фокса Микки»

Фантазии в произведениях. Саша Чёрный «Дневник Фокса Микки»

Татьяна Пономарёва «Автобус», «В шкафу»

Татьяна Пономарёва «Автобус», «В шкафу»

Эмма Мошковская «Вода в колодце» и др. стихиР.к: «Стихи о природе».

Борис Житков «Как я ловил  человечков».

Борис Житков « Как я ловил  человечков». Переживания героя литературного произведения.

Борис Житков « Как я ловил  человечков». Различия вранья и фантазии.

Тим Собакин «Игра в птиц»

Константин Бальмонт «Гномы»

Татьяна Пономарёва «Прогноз погоды»Р.К: «Рассказы о малой Родине и о жителяхУрала».

Татьяна Пономарёва  «Лето в чайнике»

Мария Вайсман «Лучший друг медуз»

Александр Куприн «Слон»

Александр Куприн «Слон». Чувства героев.

Александр Куприн «Слон». Описание героев.

Константин Паустовский «Заячьи лапы». Что чувствуют и переживают герои.

Константин Паустовский «Заячьи лапы»

Серия картинок

Сергей Козлов «Если меня совсем нет»

Сергей Козлов «Если меня совсем нет»

Что чувствуют и переживают герои.

Работа над составлением литературного сборника. Р.к«Стихи для детей».

Подготовка своих видов сборников. Письмо в клуб.

Басня. Композиция басни. Эзоп «Рыбак и рыбёшка»

Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев». Лента времени.

Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев». Пословицы

Эзоп «Ворон и лисица», Иван Крылов «Ворона и лисица». Лента времени. Бродячие басенные истории.

Презентация

Эзоп «Лисица и виноград», Иван Крылов «Лисица и виноград». Смысл басни. Специфика басни.

Иван Крылов «Квартет».

Презентация

Сравнение басен Ивана Крылова «Лебедь, рак и щука» и «Квартет». Басня «Волк и журавль»

Самостоятельная работа по заданиям учебника

Леонид Каминский «Сочинение»

Ирина Пивоварова «Сочинение»

Марина Бородицкая «На контрольной…» ,Лев Яковлев « Для Лены»,  Михаил Яснов «Подходящий угол» Р.К«Образы детей в поэзии поэтов Урала».

Надежда Тэффи «Преступник»

Надежда Тэффи «Преступник»

Надежда Тэффи «Преступник»

Короткие истории из книги Корнея Чуковского «От двух до пяти», стихи Григория Остера «Вредные советы»

 Стихи Григория Остера «Вредные советы»  и рассказ Татьяны Пономарёвой «Помощь»Р.К: «Юмор в произведениях уральских поэтов».

Виктор Драгунский «Ровно 25 кило»

Выставка книг Драгунского.

Виктор Драгунский «Ровно 25 кило». Деление текста на части.

Виктор Драгунский «Ровно 25 кило». Природа смешного.

Как рождается герой. Черты сказочного героя. Сказки «Колобок» и «Гуси-лебеди»

Борис Заходер «История гусеницы» (начало), Юнна Мориц «Жора Кошкин». Сравнение произведений.

Сборник стихов Заходера.

Борис Заходер "История гусеницы" (начало), Юнна Мориц "Жора Кошкин"

Черты характера героя. Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение), Леонид Яхнин "Лесные жуки"

Главная мысль и тема текста. Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение), Леонид Яхнин "Лесные жуки"

Черты характера героя. Главная мысль и тема текста.Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение)

Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение)

Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. Михаил Яснов "Гусеница  - Бабочке"

Черты характера героя. Главная мысль и тема текста.Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение),  Михаил Яснов "Гусеница  - Бабочке"

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Деление текста на смысловые части

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы".

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Черты характера героя.

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Черты сходства и отличия  между героем сказки и героем рассказа

Леонид Пантелеев "Честное слово"

Леонид Пантелеев "Честное слово". З.Серебрякова «За обедом»

Отрывки из поэмы Николая Некрасова "На Волге" (Детство Валежникова)

презентация

Отрывки из поэмы Николая Некрасова. Черты характера героя.

Отрывки из поэмы Николая Некрасова. Черты сходства и отличия  между героем сказки и героем рассказа

Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б.Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н.Римского-КорсаковаР,К: «Прошлое и настоящее Урала в картинах уральских   художников».

Константин Паустовский "Растрёпанный воробей"  

Константин Паустовский "Растрёпанный воробей"  Характеры героев

Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" Обобщение.

Александр Пушкин "Цветок"

Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Характеры героев.

Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Сравнительный анализ

Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Характеры героев, сравнительный анализ

Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Характеры героев в развитии

Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Видение ситуации в рассказе с точки зрения разных героев

Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Главные ценности в жизни людей

Постоянство в природе и чувствах людей Р.К: «Стихи ».

А.Юон «Весенний солнечный день. Сергиев Посад».

Задания для членов клуба «Ключ и заря»Р.К: «Народные песни , пословицы  Уральского края».

Задание на лето

Программа реализации НРК

Тема урока

кол-во часов

Дата

Домашнее задание

Источник

Иван Бунин "Листопад"РК,: «Стихи уральских поэтов об осени».

1

Хрестоматия по литературе родного края.1-4 /Сост. Горская А.Б., КапитоноваН.А. идр.- Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2002.

Валентин Берестов "Плащ"Р.К.: «Стихи уральских поэтов  для детей».

1

Хрестоматия по литературе родного края.1-4 /Сост. Горская А.Б., КапитоноваН.А. идр.- Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2002.

Проектирование сборника сказокР.К.: «Особенности уральских сказок».

1

Хрестоматия по литературе родного края.1-4 /Сост. Горская А.Б., КапитоноваН.А. идр.- Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2002.

Представление о бродячем сказочном сюжете. Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" и "Как барсук и куница судились"Р.К: «Загадки, были  жителей  Урала».

1

Дополнительный источник

http://www.rgo-sib.ru/book/kniga/67.htm

http://www.kraeved74.ru/pages/cat/41.html

Эмма Мошковская "Вода в колодце" и др. стихи Р.к: «Стихи о природе».

1

Хрестоматия по литературе родного края.1-4 /Сост. Горская А.Б., КапитоноваН.А. идр.- Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2002.

Татьяна Пономарёва "Прогноз погоды"Р.К: «Рассказы о малой Родине и о жителях Урала».

1

Дополнительный источник

http://юж-урал.рф/kraevedenie/lyudi.html

Работа над составлением литературного сборника. Р.к«Стихи для детей».

 1

Хрестоматия по литературе родного края.1-4 /Сост. Горская А.Б., КапитоноваН.А. идр.- Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2002.

Марина Бородицкая "На контрольной…" ,Лев Яковлев " Для Лены",  Михаил Яснов "Подходящий угол" Р.К«Образы детей в поэзии поэтов Урала».

1

Хрестоматия по литературе родного края.1-4 /Сост. Горская А.Б., КапитоноваН.А. идр.- Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2002.

 Стихи Григория Остера "Вредные советы"  и рассказ Татьяны Пономарёвой "Помощь"Р.К: «Юмор в произведениях уральских поэтов».

1

Хрестоматия по литературе родного края.1-4 /Сост. Горская А.Б., КапитоноваН.А. идр.- Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2002.

Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б.Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н.Римского-КорсаковаР,К: «Прошлое и настоящее Урала в картинах уральских   художников».

1

http://kray.ucoz.ru/index/0-115

презентация

Постоянство в природе и чувствах людей Р.К: «Стихи о природе».

1

Хрестоматия по литературе родного края.1-4 /Сост. Горская А.Б., КапитоноваН.А. идр.- Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2002.

Задания для членов клуба «Ключ и заря»Р.К: «Народные песни , пословицы  Уральского края».

1

http://bank.orenipk.ru/Text/t48_461.htm

http://www.kraeved74.ru/pages/cat/41.html

дополнительный источник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

тематическое планирование3 кл русский язык

тематическое планирование3 кл русский язык...

тематическое планирование3 кл математика

тематическое планирование 3 кл математика...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...