Планирование 1 класс.
рабочая программа (чтение, 1 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chteniedokument_microsoft_office_word.docx | 39.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание рабочей программы::
Пояснительная записка
Содержание программы
Учебно-тематический план
Требование к уровню подготовки обучающихся
Литература и средства обучения
Календарно-тематический план
Программа реализации НРК Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889
с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 05.05.2005г. № 01-571, от 10.05.2006г. № 02-510, от 29.05.2007г. № 02-557, от 05.05.2008г. № 04-387, от 06.05.2009г. № 01-269, от 16.06.2011г. № 04-997 и от 24.02.2012г. № 24-370 «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012-2013 учебный год»,
приказом министерства образования и науки Челябинской области от 18 июля 2011г №103/4286 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году»
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
примерными программами начального общего образования (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 10 июля 2012г №22/5135«Об организации образовательного процесса в начальной школе в образовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 году»
учебным планом МКОУ Амурской СОШ от 15 августа 2012 года
программой четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон,
А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011
Курс рассчитан на 42 часа (4 часа в неделю).
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы).
Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе — сформировать за четыре года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму (мы не вводим деления литературы на разные роды — эпос, лирику и драму, но вводим деление на разные типы повествования).
Основная цель отражена в главных идеях, развиваемых на протяжении четырех лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых позволяет осуществить эти идеи и реализовать основную цель обучения — сформировать инструментарий для анализа художественных произведений.
Идея первая. Сформировать грамотные представления о взаимоотношениях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.
Идея вторая. Постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» — понятие художественного образа (сам термин не используется).
Идея третья. Учить младших школьников различать жанры — сначала жанры фольклора, потом — жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы: если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.
Программные требования 1-го класса определяются:
необходимостью формирования потребности и мотива чтения;
начальными умениями и навыками чтения детей шести лет;
логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам;
актуальным уровнем эстетического и нравственного развития детей шести лет.
Программа 1-го класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказки. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как о созвучных словах, находящихся в конце строк; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.
Раздел 2. Содержание тем
Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.
Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка. Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).
Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наи зусть: использование голоса — нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств — мимики, движений, жестов.
Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.
Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.
Библиографическая культура. Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.
Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.
Раздел 3. Учебно-тематический план.
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Стихи и проза | |
2 | Устное народное творчество и литература | |
3 | Эмоциональный тон произведения | |
4 | Средства художественной выразительности | |
5 | Жанры литературы | |
6 | Библиографическая культура | |
7 | Навыки чтения |
Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся
Должны иметь общее представление:
о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);
об отличии фольклорного текста от литературного;
об отличии поэтического текста от прозаического;
о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;
о том, что такое рифма. Знать:
наизусть 3—4 стихотворения разных авторов;
содержание произведений, прочитанных в классе. Уметь:
читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и молча;
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);
отличать монолог от диалога; задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Раздел 5. Перечень учебно-методического обеспечения.
Для реализации программного содержания используются:
Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 1 класс: учебник. - М.: Академкнига / Учебник, 2006;
Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 1 класс: учебник. Хрестоматия. - М.: Академкнига / Учебник, 2006;
Малаховская, О. В. Литературное чтение: тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. -М.: Академкнига / Учебник, 2006;
Чуракова, Н. А., Малаховская, О. В. Литературное чтение. 1 класс: методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига / Учебник, 2006.
Раздел 6. Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | дата | ТСО | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | ||||
план | факт | ||||||||||
1 | Волшебные предметы и помощники (с. 3-5) | Презент тест | Произведения устного народного творчества. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка | Знать смысл слова «докучать». Уметь работать с книгой, находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление» | Текущий | Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, закличка | |||||
2-3 | Законы докучной сказки. «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака» (с. 6-9) | презент | Произведения устного народного творчества. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров | Знать законы построения докучной сказки. Уметь выразительно читать, сочинять докучные сказки | Текущий. Выразительное чтение | Первичные представления об олицетворении | |||||
4 | Секреты считалок (с. 10-11) | Презент тест | Произведения устного народного творчества. Декламация произведений. Чтение наизусть | Знать особенности построения считалок. Уметь рассказывать считалки; различать потешки и считалки | Текущий. Чтение в парах | Рифма | |||||
5 | Секреты считалок (с. 10-11) | презент | Произведения устного народного творчества. Декламация произведений. Чтение наизусть | Знать особенности построения считалок. Уметь рассказывать считалки; | Текущий. Чтение в парах | Рифма | |||||
6 | Древние считалки (с. 12-13) | презент | Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Уметь сравнивать между собой произведения одного фольклорного жанра; читать в парах | Текущий. Чтение в парах | Рифма | |||||
7 | Тайны загадок (с. 14-17) | Презент тест | Произведения устного народного творчества. Понимание основного содержания текста | Знать понятие «олицетворение». Уметь разгадывать загадки | Текущий. Выразительное чтение | Олицетворение | |||||
8 | Как устроена загадка (с. 17-19) | презент | Произведения устного народного творчества. Осознанное правильное чтение художественного текста целыми словами за счёт перечитывания текста с различными заданиями | Знать приёмы сравнения и олицетворения. Уметь сочинять загадки; ориентироваться в книге, находя нужное произведение | Текущий. Выразительное чтение | Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка | |||||
9 | Как устроена загадка (с. 17-19) | презент | Произведения устного народного творчества. Осознанное правильное чтение художественного текста целыми словами за счёт перечитывания текста с различными заданиями | Знать приёмы сравнения и олицетворения. Уметь сочинять загадки; ориентироваться в книге, находя нужное произведение | Текущий. Выразительное чтение | Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка | |||||
10 | Заклички: обращение к природе (с. 20-21) | презент | Произведения устного народного творчества. Передача впечатления от услышанного своими словами. Выразительное чтение | Знать жанр «закличка», его особенности. Уметь осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста | Текущий. Выразительное чтение | Заклички | |||||
11 | Заклички: обращение к природе (с. 20-21) | презент | Произведения устного народного творчества. Передача впечатления от услышанного своими словами. Выразительное чтение | Знать жанр «закличка», его особенности. Уметь осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста | Текущий. Выразительное чтение | Заклички | |||||
12 | Трудности скороговорок (с. 22-23) | презент | Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного произведения. Выразительное чтение | Знать жанр «скороговорка». Уметь различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу | Тематический. Выразительное Чтение в парах | Скороговорки. Чистоговорки | |||||
13 | Трудности скороговорок (с. 22-23) | Презент тест | Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного произведения. Выразительное чтение | Знать жанр «скороговорка». Уметь различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу | Тематический. Выразительное Чтение в парах | Скороговорки. Чистоговорки | |||||
14 | Созвучные хвосты слов. Г.Остер «Эхо» (с. 24-25) | презент | Произведения современной отечественной литературы. Осознанное правильное чтение художественного текста целыми словами за счёт перечитывания текста с различными заданиями | Знать содержание произведения. Уметь определять приёмы выразительности в процессе анализа текстов. Иметь представление о стихотворном и прозаическом произведении | Текущий. Пересказ | знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. | |||||
15 | Созвучные концы слов. Даниил Хармс, Нина Гернет «Очень-очень вкусный пирог» (с. 26-27) | презент | Произведения современной отечественной литературы. Понимание содержания литературного произведения. Чтение наизусть | Знать понятие «рифма», название произведения. Уметь декламировать стихотворения; находить средства художественной выразительности в тексте | Текущий. Чтение наизусть | Рифма | |||||
16- 18 | Рифма и смысл. Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) (с. 28-31) | презент | Произведения современной отечественной литературы. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведении: литературная сказка, стихотворение | Знать содержание произведения. Уметь отличать прозаическое произведение от стихотворного | Текущий. Ответы на вопросы | Рифма | |||||
19- 21 | Шуточные стихи. И.Пивоварова. А. Дмитриев. Джеймс Ривз (с. 32-34) | презент | Произведения современной отечественной литературы | Знать наизусть одно из стихотворений. Уметь рифмовать слова | Тематический. Чтение наизусть | Рифма | |||||
22- 23 | Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка» (с. 36-38) | презент | Произведения устного народного творчества. Восприятие на слух и понимание произведений разных жанров. От- веты на вопросы по со- держанию прослушанно- го, прочитанного. | Знать композиционные особенности кумулятивной сказки. Уметь читать по цепочке | Текущий. Выразительное чтение | Знакомство с жанром кумулятивной сказки. Разный смысл повторов | |||||
24 | Звучащие стихи. Е.Благинина. А.Усачёв. Джеймс Ривз (с. 39-41) | презент | Произведения современной отечественной и зарубежной литературы. Выражение личного отношения к прослушанному | Знать наизусть одно из стихотворений; средства выражения авторского отношения к изображаемому. Уметь высказываться о своем отношении к содержанию произведений | Текущий. Чтение наизусть | Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса - нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений; несловесных средств - мимики, движений, жестов | |||||
25- 26 | Звукопись в поэзии и прозе. М.Горький «Воробьишко» (в сокращении) (с. 42-44) | презент | Жанровое разнообразие произведений: литературная сказка, стихотворение. Восприятие на слух и понимание произведений разных жанров. Участие в диалоге при обсуждении произведения | Знать содержание прочитанных произведений. Уметь обнаруживать приём звукописи в прозаическом и поэтическом текстах | Текущий. Пересказ | Выразительность звукописи | |||||
27 | Считалка, скороговорка или дразнилка? (с. 45-47) | презент | Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, стихотворение. Декламация произведений | Знать малые фольклорные жанры: считалка, скороговорка. Уметь различать малые жанры фольклора: считалку, | Текущий. Чтение в парах | Малые фольк- лорные жанры: считалка, скоро- говорка | |||||
28-29 | Чувство юмора в поэзии. Тим Собакин. Б.Заходер (с. 48-51) | презент | Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками | Уметь находить средства художественной выразительности в тексте, выразительно читать юмор произведения | Текущий. Выразительное чтение | Определение серьёзного и шуточного (юмористического) характера произведения | |||||
30 | Стихи про мальчиков и девочек. В.Лунин. Э.Успенский (с. 52-53) | презент | Выделение языковых средств художественной выразительности. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров | Знать наизусть одно из стихотворений. Уметь читать по ролям; определять приёмы выразительности в процессе анализа текстов | Текущий. Чтение наизусть | Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: | |||||
31 | Фантазия в литературе. Б.Заходер (с. 54-55) | презент | Произведения современной отечественной литературы. Чтение наизусть. Связь произведений литературы с другими видами искусств | Знать краткие сведения о биографии и творчестве Б.Заходера. Уметь читать по ролям стихотворные произведения | Тематический. Выразительное чтение | Фантазия в литературе | |||||
32-33 | Особый взгляд на мир. И.Токмакова. С.Козлов (с. 56-59) | презент | Понимание содержания литературного произведения. Тема, главная мысль. Герои произведения. Правильность чтения: недопущение пропуска и замены слов | Знать наизусть одно из стихотворений. Уметь читать по ролям. Иметь представление о стихотворном и прозаическом произведениях | Текущий. Чтение наизусть | Сравнительный анализ двух об- разов. Рифма | |||||
-34-35 | Что видит и слышит поэт. С.Воронин «Необыкновенная ромашка» (с. 60-64) | презент | Выделение языковых средств художественной выразительности. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров | Уметь выразительно читать текст, задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них. Иметь представление о жанрах - рассказе, стихотворении | Текущий. Отвечать на вопросы | | Выражение соб- ственного отно- шения к каждому из героев | |||||
36-37 | Прибаутка и небылица (с. 65-67) | презент | Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры. Выразительное чтение | Знать жанровые особенности прибаутки и небылицы. Уметь соотносить текст с иллюстрацией | Текущий. Чтение в парах | Малые фольклорные жанры: прибаутка | |||||
38-40 | Дразнилка, прибаутка или небылица (с. 67-75) | презент | Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении произведения | Знать жанровые особенности прибаутки, небылицы, дразнилки. Уметь находить в тексте парную рифму | Текущий. Чтение в парах | Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы | |||||
41 | Искусство иллюстрации. Что видит художник (с. 69-80) | презент | Произведения устного народного творчества. Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения | Уметь выразительно читать, соотносить текст и иллюстрацию | Текущий. Выборочное чтение | Выразительность рифмы | |||||
42 | Рифмующиеся слова и изображения (с. 71-80) | презент | Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, | Уметь понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста | Тематический. Выразительно читать | Выразительность рифмы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Тематическое планирование1 класс
Календарные сроки№ п/пТемы уроков Количество часов Планируемые результатыВозможные виды деятельности учащихсяВозможные формы контроляОсвоение предметных знаний (базовый/повышенный уровни)Уни...
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...