Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
авторы В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.Ф. Климанова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_3_klass.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа по литературному чтению создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по учебнику «Родная речь» (в 2-х ч.) 3 класс, авторы В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.Ф. Климанова, и направлена на решение следующих задач:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
В соответствии с базисным учебным планом программа составлена из расчета 3 часов в неделю, 102 часа в год.
Основными разделами программы являются: «Устное народное творчество», «Страницы русской классики», «Литературные сказки», «Любимые детские писатели», «Люби живое», «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок», «По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки»», «Зарубежная литература».
Требования к ЗУН учащихся:
Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом
Развитие навыков чтения:
Развитие навыков правильного, сознательного чтения в слух, выработка ускоренного темпа чтения за счёт отработки приёмов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрого понимания прочитанного.
Обучение приёмам чтения про себя на небольших по объёму текстах с постепенным увеличением объёма и количества прочитанных текстов этим способом. Углублённое понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте.
Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения:
Ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателей, чтение про себя – это чтение для себя. Побуждение детей к совершенствованию выразительного чтения, овладению приёмами выразительной речи и чтения.
Совершенствование звуковой культуры речи; развитие чёткой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков.
Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умение увеличивать и уменьшать силу голоса (от громкой речи до шёпота и наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания.
Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений.
Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображённую картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность; осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать своё выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.
Требования к уровню сформированности навыка чтения.
Правильное, сознательное достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения – 70-75 слов в минуту.
Выработка умений работать с текстом.
Подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций.
Установление последовательности действий в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нём событий; подкрепление правильных ответов на вопросы выборочным чтением.
Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного; определение с помощью учителя темы и смысла всего произведения в целом.
Составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя. Словесное рисование картин к художественным текстам.
Составление рассказов о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.
Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.
Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц; оценка их поступков (с помощью учителя).
Внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нём.
Ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике.
Обогащение и развитие опыта творческой деятельности, эмоционально-чувственного отношения к действительности.
Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе наблюдений. Развитие творческих способностей школьников.
Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений.
Развитие умения выразить в словах свои впечатления, своё видение предмета, состояние природы и человека.
Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы.
Активизация способности учащихся полноценно воспринимать художественные произведения на основе целенаправленной деятельности.
Первоначальное обобщение опыта работы с литературоведческими терминами.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
по литературному чтению
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию;
полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе событий, герое);
знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;
делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;
составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), недостаточно выразительно, допускает от 3 до 5 ошибок;
передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план с помощью наводящих вопросов учителя;воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, допускает более 6 ошибок;
пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата |
1 |
Самое великое чудо на свете |
1 | День знаний. Самое великое чудо на свете. |
2 | Рукописные книги Древней Руси. |
3 | Первопечатник Иван Фёдоров. |
4 | Урок — путешествие в прошлое. |
Устное народное творчество |
5 | Русские народные песни. |
6 | Докучные сказки. |
7, 8 | Русская народная сказка«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
9, 10 | Русская народная сказка«Иван-царевич и серый волк». |
11, 12 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». |
13 | Урок — КВН (обобщающий урок по теме). |
Поэтическая тетрадь № 1 |
14 | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза». |
15 | Ф.И. Тютчев «Листья». |
16 | А.А. Фет «Мама!Глянь-ка из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...». |
2 |
17 | И. Никитин «Полно,степь моя,спать беспробудно», «Утро». |
18 | И. Никитин «Встреча зимы». |
19 | И. Суриков «Детство». |
20 | И. Суриков «Зима». |
21 | Урок — Путешествие в Литературную страну(обобщающий урок) |
Великие русские писатели |
22 | А.С. Пушкин «За весной, красой природы» «Уж небо осенью дышало». |
23 | А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода». «Опрятней модного паркета». |
24 | А.С. Пушкин «Зимнее утро» |
25 | А.С. Пушкин «Зимний вечер» |
26, 27, 28 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди». |
29 | КВН по сказкам А.С. Пушкина |
30 | И.А. Крылов « Мартышка и очки». |
31 | И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна». |
3 |
32 | И.А. Крылов Ворона и Лисица». |
33 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины...», «На севере диком стоит одиноко...». |
34 | М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень». |
35 | Детство Л.Н. Толстого(из воспоминаний писателя). |
36 | Л.Н. Толстой «Акула». |
37 | Л.Н. Толстой «Прыжок». |
38 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». |
39 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве?» «Куда девается вода из моря?» |
40 | Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели». |
Поэтическая тетрадь № 2 |
41 | Н.А. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором». |
42 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». |
43 | К.Д. Бальмонт «Золотое слово». |
44 | И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы» «Густой зелёный ельник». |
Литературные сказки |
45 | Д. Мамин-Сибиряк. Присказка к « Алёнушкиным сказкам». |
46 | Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза,короткий хвост». |
4 |
47, 48 | В. Гаршин «Лягушка-путешественница». |
49, 50 | В.Ф. Одоевский « Мороз Иванович». |
51 | Проверка техники чтения. Урок — КВН. |
Были-небылицы |
52, 53 | М.Горький. "Случай с Евсейкой". |
54, 55 | К.Г.Паустовский "Растрёпанный воробей". |
56, 57 | А. Куприн "Слон". |
58 | Урок-путешествие по "Былям-небылицам". |
Поэтическая тетрадь № 1 (часть 2) |
59 | Саша Чёрный. "Что ты тискаешь утёнка?.." "Воробей". "Слон". |
60 | Александр Блок "Ветхая избушка", "Сны","Ворона". |
61 | Сергей Есенин "Черёмуха". |
62 | Урок-викторина по теме "Поэтическая тетрадь № 1 (часть2)". |
Люби живое |
63 | Михаил Пришвин."Моя Родина"(Из воспоминаний). |
64 | И.Соколов-Микитов "Листопадничек". |
5 |
65 | И.Соколов-Микитов "Листопадничек". |
66 | В.И.Белов "Малька провинилась". |
67 | В.И.Белов "Ещё раз про Мальку". |
68, 69 | Виталий Бианки "Мышонок Пик". |
70, 71 | Б.С.Житков "Про обезьянку". |
72 | В.Л. Дуров "Наша Жучка". |
73 | В.П. Астафьев "Капалуха". |
74 | В.Ю. Драгунский "Он живой и светится". |
75 | Урок-конференция "Земля - наш дом родной"(обобщающий). |
Поэтическая тетрадь № 2 (часть 2) |
76 | С.Я. Маршак "Гроза днём", "В лесу над росистой поляной". |
77 | Агния Барто "Разлука", "В театре". |
78 | Сергей Михалков "Если". |
79 | Е. Благинина "Кукушка", "Котёнок". |
80 | Обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь № 2 (часть 2)". |
81 | Подведение итогов. Проверка техники чтения. |
Собирай по ягодке - наберешь кузовок |
82 | Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок". |
6 |
83 | А.П. Платонов "Цветок на Земле". |
84 | А.П. Платонов "Цветок на земле" |
85 | А.П. Платонов "Ещё мама". |
86 | Николай Носов "Федина задача" |
87 | Николай Носов "Телефон". |
88 | В.Ю. Драгунский "Друг детства". |
89 | Урок- конкурс по разделу "Собирай по ягодке-наберешь кузовок". |
По страницам детских журналов "Мурзилка". "Весёлые картинки". |
90 | Ю.Ермолаев "Проговорился". |
91 | Ю.Ермолаев "Воспитатели". |
92 | Г.Остер "Вредные советы". |
93 | Г. Остер "Как получаются легенды". |
94 | Обобщающий урок. |
Зарубежная литература. |
95, 96 | Мифы Древней Греции. Храбрый Персей. |
97, 98, 99 | Г.Х. Андерсен "Гадкий утёнок". |
100 | Развивающий час по теме "Зарубежная литература". |
101 | Проверка техники чтения. Литература на лето. |
102 | Обобщающий урок за курс 3-го класса |
Литература:
Родная речь 3 класс, в 2-х ч.М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф.Климанова, Просвещение – 2008г.
О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова Календарно-тематическое планирование для начальной школы. М.: «Астрель», 2008г.
Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий Методическое пособие к учебнику Родная речь 3 класс – М.: Просвещение, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...