Интегрированный урок литературного чтения и изо 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_lit-ry_i_izo.docx | 180.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству во 2 классе.
Тема: « Особенности сказочного жанра на примере русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и колорит картины В.Васнецова
Задачи:
1.Выявить признаки волшебной сказки.
2.Показать неразрывную связь между литературой и живописью на примере русской народной сказки.
3.Продолжить работу над формированием навыка чтения, литературного анализа сказки.
4.Продолжить развитие интереса к русскому народному творчеству и живописи.
5.Развивать умение «читать» настроение картины, сопоставлять настроение и колорит.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной задачи.
-Ребята, давайте вспомним с, каким произведением мы познакомились вчера? ( Мы познакомились со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
-Напомните мне, что было задано на дом? (Прочитать сказку и нарисовать простым карандашом рисунки к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
-Что вам понравилось в этой сказке?
-Ребята, а эта сказка народная или авторская? Почему? (Эта сказка народная, и относится к жанру устного народного творчества).
-Что значит устное народное творчество? (Сказки сочиняли люди и передавали из уст в уста).
-Дома вы еще раз читали эту сказку. Были ли моменты, когда вы переживали, волновались за героев сказки? И за кого? ( Да. Когда Аленушке надели на шею камень и утопили в реке… Братец Иванушка превратился в козленочка… Иванушка бегал к реке и звал Аленушку на помощь).
-Какая это сказка волшебная или сказка про животных? ( Волшебная)
-Что вам подсказало, что это сказка волшебная? (В сказке присутствуют признаки волшебной сказки)
-Перечислите признаки волшебной сказки. (Признаки волшебной сказки вывешиваются на доску:
- волшебное число три
- волшебный цвет: золотой, серебряный
- волшебный мир
- чудеса: Иванушка превратился в козленочка, Аленушка разговаривала из воды с Иванушкой, Аленушка осталась жива, после того, как ее утопили в реке;
- волшебные герои: ведьма)
-Какие герои присутствуют в этой сказке? (положительные и отрицательные).
-Какое качество характера несут положительные герои?( Качество доброты).
-Вы сказали, что в русских народных сказках есть добрые герои, а кто является олицетворением зла в этой сказке? ( Ведьма).
-Если бы вы были художниками, смогли бы вы всю сказку написать одним цветом? (Нет)
-А почему? ( В сказке происходят разные события)
-На сколько частей можно разделить сказку? (выслушиваем мнения детей)
-Давайте попробуем разобраться.(Постановка проблемного вопроса)
3.Открытие нового знания. Работа над структурой сказки. (Работа в группах)
-Сейчас вы поработаете в группах. Вам надо разделить сказку на части. Найти начало и конец каждой части. И подумайте, какими красками нарисуете эту часть.
( Представители каждой группы зачитывают начало и конец каждой части по очереди)
-Что узнали из первой части?( Мы узнали о главных героях сказки)
-Какими красками изобразите эту часть? Какой колорит? (Теплыми).
-Прочитайте слова, с которых начинается 1 часть.(Жили – были старик да старуха…)
-Чем является это предложение в сказке? (Зачином) (Вывешивается структура сказки)
-Прочитайте начало и конец 2 части.
-Какие события происходят в этой части? ( Козленочек три раза пытается напиться водицы из разных копытцев).
-Какими красками изобразим вторую часть? Какой колорит? (Более холодными)
-Прочитайте слова, с которые вас насторожили в этой части. (Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца…..)
-Чем является это предложение в сказке? ( Завязкой.)
4.Физминутка для глаз (ВИДЕО)
-Прочитайте начало и конец 3 части.
-В чем отличие 3 части от предыдущей ( Она большая по содержанию, есть повторы, песни)
-Сколько повторов? ( Три.)
-Зачитайте их.
-Что выражает песня Аленушки и козленочка? (Боль, печаль, тоску, одиночество, тревогу)
-Почему купец не смог распознать ведьму, а только козленочек узнал ее? ( Потому что он находится в волшебном мире вместе с ведьмой).
-Раньше народ верил в то, что люди не умирают, их душа переселяется в животных. Эти животные обладают сверхъестественной силой. А находясь в волшебном мире, они видят, что происходит в реальном и волшебном мирах. Человек награждал животного способностью говорить, как будто это говорил человек, которого нет в реальном мире. Поэтому и козленочек наделен речью, и он видит ведьму в отличие от самого купца.
-Как вы думаете, каких красок будет больше темных или светлых?(Светлых, потому что добро побеждает зло).
-Вы, наверное, обратили свое внимание, что в конце этой части идет быстрое развитие событий. Как называется быстрая смена событий?
(Кульминацией)
-Прочитайте предложение, которое у нас осталось. Мы можем отнести его к 3 части? ( Нет.)
-Почему? ( Это предложение ставит точку в развитие сюжета. Это концовка сказки).
-Какими красками изобразим конец сказки? Почему? ( Теплыми, чистыми, светлыми. Добро всегда побеждает зло)
-Чему же учит нас эта сказка? ( Зло всегда будет наказано)
5 Анализ картины В. Васнецова (на проекторе).
-А сейчас давайте рассмотрим репродукцию с картины Виктора Васнецова «Аленушка». Как вы думаете, есть ли что-то общее у сказки и картины? (Постановка проблемного вопроса)
(Нет. В сказке нет эпизода, в который изображен на картине Васнецова).
(Есть. Одни и те же герои. Аленушка.)
-А может, это ведьма переоделась в Аленушку? ( Нет, такого быть не может. Аленушка плачет. А зачем ведьме плакать? Утопила Аленушку, переоделась в ее платье и радуется).
-Я с вами согласна. Конечно, это Аленушка! Волосы распущены, пригорюнилась. Жалко ей и себя, и братца… Аленушка печальна, но красива. Какие краски использовал Васнецов? ( Краски темны, унылые, много черного. Холодные краски. И вода темная.)
-Можем ли мы предположить, что Васнецова эта сказка вдохновила на создание этой картины. Тогда почему он изобразил героиню у темной воды?
( Васнецов изобразил ее у воды, потому что вся жизнь Аленушки связаны с водой. Она тонет в речке, ее оживляют живой водой, и братец Иванушка превратился в козленочка, испив воды из козьего копытца. А может она рассказывает речке свою беду. И даже желтые листики не привлекают ее взгляда.
-Какое настроение вызвала картина? ( Грустное, печальное).
-Посмотрите, как грозно надвигаются ели, как темно и страшно в лесу Аленушке. Но в тоже время на картине есть и свет, надежда на то, что добро победит зло.
-А какое настроение вызвала у вас сказка, когда вы ее читали? (грустное, печальное, волновались за героев).
6.Физкультминутка.
На поляне дуб зелёный,
Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх.)
Он на ветках среди леса
Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны.)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд.)
Вот лягушка поскакала,
Здесь воды ей, видно, мало.
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду, не иначе. (Прыжки на месте.)
Ну, а мы пройдём немного.
Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)
Походили, порезвились,
И на травку опустились!
7. Рисование иллюстрации к сказке. Звучит классическая спокойная музыка.
-Ребята, а сейчас, мы выполним свои рисунки в цвете. Нам нужно учитывать то, что как разное настроение присутствует в сказке, так и колорит наших рисунков должен быть разным.
8. Подведение итога урока.
- Итак, что же роднит картину Васнецова и русскую народную сказку?
(Их роднит настроение…Грустное и печальное… сказка «Аленушка..» грустная и печальная и картина печальная.
-Правильно, картину и сказку роднит грустное, поэтическое, лирическое настроение.
8. Домашнее задание
-Дома прочитайте понравившиеся эпизоды сказки, которые можно было бы изобразить, используя теплые краски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (литературное чтение+изо) 2 класс "Зима в лесу"
Конспект урока+ презентация по УМК "Школа 21 века".Тема урока "Зима в лесу". Авторская разработка учителя начальных классов Ерохиной Е.В. и учителя изо Кавериной И.А....
интегрированный урок литературного чтения в 4 классе
Тема: Образ зимы в искусстве на примере стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» и музыки А.Вивальди «Зима» из цикла времена года.Цель:Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения...
Открытый интегрированный урок литературного чтения в 3 классе по теме: И.А. Крылов "Чиж и Голубь"
На данном уроке реализовываются следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, словесный, антиципация (предугадывание предстоящего чтения). применяется технология форми...
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ
В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...
Интегрированный урок литературное чтение+ технология 2 класс УМК "Школа2100"
На данном уроке представлена работа в группах, как на уроке литературного чтения, так и на уроке технологии. К уроку литературного чтения подготовлена презентация. На технологии использован диск "Урок...
Интегрированный урок. Литературное чтение + ИЗО, 2 класс
Итегрированный урок литературного чтения и ИЗО во 2 классе по теме "Сергей Есенин "Белая берёза"...
Интегрированный урок литературное чтение+ИЗО. 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"
Урок проведен в рамках районного семинара учителей начальных классов в преддверии празднования Международного женского дня 8 Марта....